Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ УСЛУГ'

СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
447
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРОНАВИРУС / БИЗНЕС / ПРЕДПРИЯТИЕ / ДОСТАВКА / РЕСТОРАНЫ / ПАНДЕМИЯ / АДАПТАЦИЯ / СФЕРА УСЛУГ / КОРОНАКРИЗИС / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Баин Илья Дмитриевич, Овчар Никита Дмитриевич

Статья посвящена проблемам, с которыми столкнулась сфера услуг в период пандемии коронавируса. Ограничения, связанные с введением карантинных мер, коснулись всех представителей сферы услуг, но в данной статье рассматриваются общепит, в частности рестораны, фитнесс-индустрия, бьюти-индустрия и образование. В работе приведена статистика, которая достаточно ясно показывает влияние пандемии на работу предприятий и, что немаловажно, на работников, занятых в сфере услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN CHALLENGES FOR SPHERE OF SERVICES

The article is incorporated by the problems faced by representatives of the service sector during the coronavirus pandemic. The restrictions associated with the introduction of quarantine measures affected all representatives of the service sector, but this article deals with public catering, in particular restaurants, the fitness industry, the beauty industry and education. The paper presents statistics that clearly show the impact of the pandemic on the work of enterprises and, importantly, on workers employed in the service sector.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ УСЛУГ»

Современные вызовы для предприятий сферы услуг Modern challenges for sphere of services

Баин Илья Дмитриевич,

студент

ф-т разработки нефтяных и газовых скважин, РГУ нефти и газа (НИУ) имени

И.М. Губкина, РФ, г.Москва e-mail: nikitaovchar@mail. ru

Bain Ilya

Students

faculty of oil and gas field development, National University of Oil and Gas

«Gubkin University», Russia, Moscow e-mail: nikitaovchar@mail.ru

Овчар Никита Дмитриевич

студент

ф-т разработки нефтяных и газовых скважин, РГУ нефти и газа (НИУ) имени

И.М. Губкина, РФ, г.Москва e-mail: ilyabain 001 @mail. ru

Ovchar Nikita

Students

faculty of oil and gas field development, National University of Oil and Gas

«Gubkin University», Russia, Moscow e-mail: ilya bain 001 @mail.ru

Аннотация.

Статья посвящена проблемам, с которыми столкнулась сфера услуг в период пандемии коронавируса. Ограничения, связанные с введением карантинных мер, коснулись всех представителей сферы услуг, но в данной статье рассматриваются общепит, в частности рестораны, фитнесс-индустрия, бьюти-индустрия и образование. В работе приведена статистика, которая достаточно ясно показывает влияние пандемии на работу предприятий и, что немаловажно, на работников, занятых в сфере услуг.

Annotation.

The article is incorporated by the problems faced by representatives of the service sector during the coronavirus pandemic. The restrictions associated with the introduction of quarantine measures affected all representatives of the service sector, but this article deals with public catering, in particular restaurants, the fitness industry, the beauty industry and education. The paper presents statistics that clearly show the impact of the pandemic on the work of enterprises and, importantly, on workers employed in the service sector.

Ключевые слова: коронавирус, бизнес, предприятие, доставка, рестораны, пандемия, адаптация,

сфера услуг, коронакризис, образование.

Key words: coronavirus, business, enterprise, delivery, restaurants, pandemic, adaptation, services, coronacrizis, education.

Человек XXI века привык к вниманию персонала, к вежливому обращению, к тому, что можно сходить на массаж, в кино, в салон красоты и так далее. Сфера услуг - это то, что прочно вошло в нашу жизнь. Какое место она занимает в экономике страны и мира в целом? Достаточно распространенный вопрос. Она является частью национального хозяйства. В странах с высокими темпами развития технологий, производство услуг обеспечивает до 70 % ВВП при уровне занятости работающего населения 50 %. В развивающихся странах сфера услуг отстает по этим показателям от материального производства. К ее особенностям относят объединение процессов производства и продаж при предоставлении услуги, зависимость от спроса на конкретную услугу от

ее специфики, в том числе сезонности; присутствие крупных и мелких организаций на рынке, приоритет психологической, профессиональной, социальной подготовки работников, возможность серьезного территориального разобщения разных подразделений организаций. Сфера обслуживания делится на конкретные направления. К ним относятся: социальное обеспечение населения, бытовое обслуживание, жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), розничная торговля, кредитно-финансовые услуги, рекреационное хозяйство, медицинское обслуживание, общественное питание, связь и др.

Как отразился на данной сфере Covid-19? Ответ простой, очень губительно. В числе понесших наибольшие потери - общепит, фитнес и спорт, туризм, гостиницы, косметология и spa, транспорт, развлечения и массовые спортивные мероприятия [7]. Об этом сообщается в письме премьер-министру России Михаилу Мишустину. Письмо подписали более 60 представителей практически всех отраслевых ассоциаций, общественных организаций, некоммерческих партнерств и инициативных групп, а также владельцы и управляющие крупных компаний, работающих в этих отраслях. Данные предприятия обеспечивают огромное количество рабочих мест. В общепите количество заведений - 125 000 точек, из них 86 000 - рестораны, кафе и бары. В отрасли занято 1,2-1,3 млн человек более половины под угрозой сокращения. В фитнес-индустрии занято более 750 000 человек, из них до 600 000 попали под угрозу сокращения. Если смотреть на общую картину около 5,5 млн россиян заняты в данной отрасли, а если учесть тот факт, что на момент 30 апреля 2020 года по словам Игоря Бухарина, президента Федерации Рестораторов и Отельеров, около 82% предприятий снизили свои доходы до критических 10% от ежемесячного, то страшно представить сколько людей остались без работы и сколько еще потеряют в дальнейшем, так как пандемия идет на спад, но совсем уходить не собирается [5].

Период самоизоляции бесспорно тяжелый период. Он вынудил многие рестораны перейти на доставку -даже те, которые раньше это не практиковали. Оказалось, ресторанной едой можно наслаждаться как в самом заведении, так и дома. Коронавирус изменил привычную жизнь. Ресторанам и кафе пришлось принять тот факт, что правила игры поменялись, это относится как к раннему закрытию, так и к ограниченности посадки. Особенно ярко этот контраст владельцы ресторанного бизнеса ощутили по сравнению с недавним чемпионатом мира по футболу, проводившимся в России в 2018 году, когда, к примеру, гастромаркет «Вокруг Света», расположенный на Никольской, собирал по 17 тыс. человек в день [8]. Однако, количество людей, заболевших вирусом COVID-19 увеличивалось, желание людей посещать общественные заведения уменьшалось, а выручка ресторанов падала ежедневно. По некоторым подсчетам Федерации рестораторов и отельеров (ФРИО), в начале марта выручка московских ресторанов снизилась на 30-60% [8]. Более того, выручка ресторанов падала от уикенда к уикенду, и это еще до того, как рестораны были закрыты по решению мэра Москвы Сергея Собянина 28 марта. Казалось бы, положение у рестораторов критическое, ведь никому не было известно, как долго страна будет охвачена вирусной инфекцией. Но, как однажды сказал знаменитый австрийский психолог Виктор Франкл: «Когда мы больше не в состоянии изменить ситуацию, мы вынуждены изменить самих себя». Чтобы выживать в условиях пандемии, рестораны начали осваивать не столь популярную ранее доставку еды, а также многие рестораны предлагали своим клиентам еду на вынос. Ожидаемо, что это начало пользоваться спросом, поскольку, это удобнее, чем поход в ресторан. Вы можете прямо из дома заказать еду из своего любимого ресторана или из гастробара, в котором вы давно хотели побывать, но по определенным причинам откладывали свой визит, не нарушать режим самоизоляциии тем самым способствовать снижению темпов заболеваемости вирусом COVID-19. Казалось бы, проблема решена и рестораны не будут терять деньги и клиентов, а клиенты будут наслаждаться едой, но, как это обычно бывает, все новое и неизвестное создает страх перед этим неизвестным. Многие люди не стали пользоваться доставкой еды на дом просто потому, что никогда раньше этого не делали. Требуется время, чтобы исчез страх перед доставкой и интернет-услугами в целом.

Рассмотрим другой сегмент отрасли - фитнес индустрию. По данным специалистов Ассоциации операторов фитнес индустрии (АОФИ), оборот рынка фитнес-услуг на момент отсутствия пандемии составлял 167 млрд руб. Однако 21 марта 2020 года вышло постановление, что все спортивные сооружения временно обязаны закрыть свои двери. Тысячи квадратных метров стали пустовать без посетителей, а многомиллионная аренда критически давить на их владельцев. В интервью Business FM президент АОФИ и глава сети World Gym Ольга Киселева отметила, что продажи по отрасли к моменту закрытия клубов уже упали на 70%, что было «за гранью любой рентабельности» [6]. Конечно, заниматься дома самостоятельно посильно далеко не каждому, но часть населения к этому готова. Спортивные залы решили этим воспользоваться. Специально для людей, кому важно, чтобы их контролировали и мотивировали, стали развиваться онлайн тренировки и марафоны.

Индустрия развлечений тоже потерпела большие убытки. Кинотеатры закрыли в России 23 марта 2020 года. Все сотрудники остались без работы на долгий промежуток времени. Кинозалы начали свою деятельность с длинным списком требований, такие как увеличение времени между сеансами, загрузка зала только наполовину, сидеть люди могут исключительно через сиденье. Открытие не означало восстановление на прежний уровень, в людях остался страх замкнутых пространств с большим количеством народу. По данным интернет издания «Медуза» к этому времени совокупный оборот российских кинотеатров упал на 95% к показателю 2019 года. Поток зрителей сократился в 25 раз. Тем более, что во время карантина большое распространение получили онлайн сервисы для просмотра фильмов и сериалов. Для наглядности возьмем сервис Megogo, у которого объем трафика увеличился на 71% по сравнению с мартом 2019 года [3]. Это не единичный случай, выросло число людей на таких платформах, как YouTube, Кинопоиск и не только. Кинотеатры терпят поражение не только из -за того, что некому показывать кино, ведь и показывать нечего. За время пандемии большинство съемок были отложены на неопределенный срок. Любители больших экранов в любом случае не перестанут ходить в кинозалы, провести вечер в компании, сходив в кино, никогда не потеряет актуальности, однако на прежний ажиотаж зрителей кинотеатрам рассчитывать в ближайшее время не стоит.

У парикмахерских и spa-салонов ситуация сложнее - их услуги через Сеть не окажешь.

Единственный выход - принимать требования Роспотребнадзора: использовать маски, перчатки, санитайзеры, регулярно проветривать помещения, проводить дезинфекцию закупать специальные лампы, а приём вести строго по записи, чтобы клиенты не толпились. По словам сотрудников, работать в таких «костюмах» жарко и неудобно, однако это единственный вариант продолжать работу. Никаких возможностей предложить дополнительные услуги во время визита, исключительно сама процедура. С такими трудностями предстоит жить еще не один год.

Самая сложная ситуация из представителей сферы услуг образовалась у туризма. Еще в начале 2020 года заядлые путешественники планировали свой отдых на ближайший год, но уже с небольшими ограничениями в виде закрытых границ Китая. Во время локдауна потенциальные путешественники оказались заперты по домам. Однако отдых как потребность человека никуда не ушла, поэтому население и туристический бизнес начали искать возможные пути пересечения. В итоге - в летний сезон 2020 года резко вырос спрос на загородную недвижимость и держался на стабильно высоком уровне на протяжении всего сезона. Следом, после снятия первых ограничений люди начали активно путешествовать внутри своей страны. Это отметил глава Республики Крым Сергей Аксенов. Он заявил, что на момент конца июля 2020 года загрузка объектов размещения на Южном берегу достигла 95% [9]. Однако в остальном мире туризм пострадал колоссально. По подсчетам Всемирной туристической организации при ООН (UNWTO) потери туристического сектора в мире в середине 2020 года составили 320 млрд. долл. [10]. Экономический ущерб мирового туризма сравнивают с экономическим кризисом 2009 года. Вслед за туристическими организациями многие авиакомпании вынуждены были частично или

полностью приостановить свою деятельность. Потери авиакомпаний по всему миру из -за жестких ограничительных мер, связанных с пандемией, в апреле 2020 года превысили 314 млрд. долл. [11]. Несмотря на некоторое снижение темпов заболеваемости вирусом COVID-19 во многих странах в 2021 году, положение авиакомпаний до сих пор остается далеко не идеальным. По оценкам международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) потери авиакомпаний в 2021 году могут составить 95 млрд долл. [12].

Что точно оказалось в плюсе, это образование. Человеку в наше время приходится быстро схватывать информацию, и её количество неустанно растет. Именно из-за этого интернет стал нашим другом и товарищем в поиске. Онлайн-школы, курсы, мастер классы набирают огромную популярность с каждым днем. По данным Skillbox, за период с марта 2020 года по настоящее время число студентов онлайн университета возросло почти в 4,5 раза [4]. Это много говорит о стремлении людей занять свое время с пользой и получить полезные навыки в «новом» мире после и во время карантина. Также поняли это и предприниматели. По данным газеты «Ведомости» число пользователей, пытавшихся организовать собственные курсы, увеличилось на 30%. Далеко не все преподаватели классических школ быстро освоились, многим понадобилось время, а часть в принципе отказалась перестроиться. Конечно, получать все знания в таком формате для многих было удивительно. Дети часто слышат от родителей о том, что они много времени проводят за экраном. В чем-то они правы. Есть плюсы, есть минусы такого образования. Традиционное и дистанционное образование может быть соединено в одно, надо взять лучшие черты того и другого. Из традиционного самым важным является то, что человек постоянно общается, развивает свои коммуникативные и ораторские навыки, что нельзя в полной мере воплотить в дистанционном формате. Из второго формата стоит обратить внимание на то, что всю информацию можно посмотреть не один раз, а также слушать преподавателя онлайн. Весьма возможно, что в дальнейшем будет оставлена часть того, что реализуется сейчас, а это быстрый интернет в школах, возможность загружать задания в онлайн варианте, что снижает нагрузку на преподавателей, возможность отслеживать свои результаты и многое другое.

Люди научились приспосабливаться ко всем условиям, карантин тому не исключение [13]. Прогресс может проходить как методом поступательных изменений, так и быстро, революционно. В нашем случае пандемия помогла сфере услуг двинуться далеко вперед, появились тысячи новых курсов, сотни профессий, различные виды развлечений, новые формы взаимодействиях [14]. Колоссальное совершенствование интернет -услуг привело к тому, что многие вещи можно совершить в один клик. Интернет показал себя чрезвычайно полезным инструментом, раскрыл новые возможности.

Список используемой литературы:

1. Бизнес в изоляции. Предприниматели назвали сферы бизнеса с наибольшими убытками из-

за вируса. [Электронный ресурс]/Аналитический центр НАФИ. - Режим доступа:

https://nafi.ru/analytics/biznes-v- izolyatsii/

2. Жизнь после пандемии: как COVID-19 изменит сферу услуг. [Электронный ресурс]/

Информационный портал «Ведомости». - Режим доступа:

https://radiovesti.ru/brand/61178/episode/2264490/

3. «Знания надо прокачивать»: как вырос спрос на интернет-курсы. [Электронный ресурс]/

Образовательный портал Газета.ру - Режим доступа:

https://www. gazeta. ru/business/2020/08/27/13216417. shtml

4. Игорь Бухаров: «На сегодняшний день, работают 23% предприятий общественного питания». [Электронный ресурс]/ Информационный портал «Ведомости». - Режим доступа: https://restoranoved.ru/articles/igor-buharov-na- segodnyashniy-denrabotayut-23-predpriyatiyobschestvennogo-pitaniya/

5. Интернет издания «Meduza» «Российские кинотеатры страдают без зрителей. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://meduza.io/feature/2020/10/22/rossiyskie-kinoteatry-stradayutbez- zriteley-im-nechego-i-nekomu- pokazyvat-vtoruyu-volnu-koronavirusa-oni-mogut-ne-perezhit

6. Информационное агенство РБК «Как индустрии выживают в период пандемии: фитнес» [Электронный ресурс]/ - Режим доступа: https://style.rbc.ru/health/5e956f659a794716a78b4f1

7. Как индустрии выживают в период пандемии: рестораны. Часть 1. [Электронный ресурс]/ Информационный портал «РБК». - Режим доступа: https://style.rbc.ru/impressions/5e8efab79a79471a1d036a43

8. Как пандемия изменила туризм и что нас ждет в 2021 году. [Электронный ресурс]/ Информационный портал «РБК». - Режим доступа: https://trends.rbc.ru/trends/social/cmrm/5fdca8079a794710499353c8

9. ООН подсчитала потери мирового туризма от коронавируса. [Электронный ресурс]/ Информационный портал «The Bell». - Режим доступа: https://thebell.io/oon-podschitala-poteri-mirovogo-turizma-ot-koronavirusa

10. Сфера услуг предупредила о критическом положении из-за коронавируса. [Электронный ресурс]/ Информационный портал «Ведомости». - Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2020/04/07/827403-sfera-uslug

11. IATA оценила возможные потери авиакомпаний в 2021 году [Электронный ресурс]/

Информационный портал «Seldon News». - Режим доступа:

https://news.myseldon.com/ru/news/index/246189304

12. IATA: потери авиакомпаний мира выросли до $314 миллиардов [Электронный ресурс]/ Информационный портал «Вести.ги». - Режим доступа: https://www.vesti.ru/finance/article/2399028

13. Максимова Е.В., Мухина Д.Ю. Изменения на рынке труда в современных кризисных условиях. // Журнал «Нормирование и оплата труда в промышленности». - 2020, № 6. - С.38-42.

14. Максимова Е.В., Рябцев А., Сазонова О. Влияние коронавируса на экономику России // Научно -аналитический журнал «Инновации и инвестиции». - 2020, № 4. - С.283-286.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.