сборник тезисов v юбилейного евразийского конгресса кардиологов book of abstracts of the v Eurasian congress of cardiologists
СОВРЕМЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПОСТИНФАРКТНОГО РАЗРЫВА МИОКАРДА
Ковальчук Е. Ю., Повзун A.C., Кулай Н.С.
ГБУ СПБ Нии СП им. I/I.I/I. джанелидзе
Введение (цели/ задачи):
Определить наиболее информативные предикторы развития постинфарктного разрыва миокарда, и, на этой основе, разработать шкалу оценки риска данного осложнения. Задачи исследования: 1. Провести исследование эпидемиологии и клиники постинфарктных разрывов миокарда и выявить наиболее информативные маркеры риска развития разрыва миокарда. 2. На основе выявленных предикторов разработать шкалу оценки риска постинфарктного разрыва миокарда. Материал и методы:
Исследование проведено на базе СПб ГБУ НИИ СП. На первом этапе исследования был проведен эпидемиологический, клинический и патоморфологический анализ 81 случая смерти от постинфарктного разрыва сердца (из 3209 ИМ). На втором этапе-определение наиболее значимых предикторов риска разрыва сердца - из числа этих пациентов была сформирована основная группа (52 пациента с разрывом). В группу сравнения были включены 50 больных с осложненным Q-позитивным ИМ с элевацией сегмента ST из числа выживших. Результаты:
1.Все пациенты, у которых ИМ осложнился разрывом сердца, имели элевацию сегмента ST 2 мм и более; наличие Q-зубца; наличие М-комплекса; отсутствие ИМ в анамнезе. У большинства из них присутствовали рецидивирующие ангинозные боли (91,4 %) и острая сердечная недостаточность KiLLiP ii-iV (95,7 %). Разрыв преимущественно произошёл у женщин (86,4 %). Предикторами также являются возраст старше 65 лет (91,4 %) и сроки госпитализации более 3 часов от момента начала заболевания (81,4 %). 2.В число статистически значимых (р<0,001) предикторов постинфарктного разрыва сердца по критерию Пирсона (2), а также по результатам множественного регрессионного и линейного дискриминантного анализа, вошли: повышенный уровень фибриногена (не менее 6 г/л), С-реактивного белка (не менее 15 мг/л) и наличие SiRS, определенных при поступлении в стационар. На основе полученных данных и данных литературы была сознана шкала оценки риска постинфарктного разрыва миокарда. Предложенный алгоритм обладает следующими оперативными характеристиками: специфичность -98,0 %; предсказательная ценность положительного результата (разрыв) - 98,1 %; точность предсказания - 99,0 %. Заключение:
Предложенная шкала оценки риска постинфарктного разрыва позволяет с высокой степенью надежности прогнозировать вероятность развития этого грозного осложнения и в кратчайшие сроки начать профилактику, что позволит снизить частоту развития данного осложнения и летальность. главными достоинствами шкалы является простота исполнения и отсутствие необходимости в дополнительных дорогостоящих исследованиях и может быть использована даже в условиях неспециализированного стационара.
ОСТРАЯ И ХРОНИЧЕСКАЯ СЕРДЕЧНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ
ВАРИАБИЛЬНОСТЬ ТЕЧЕНИЯ ХРОНИЧЕСКОЙ СЕРДЕЧНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЭТИОЛОГИИ
Турсунова л. д., Джаббаров А. А.
Ташкентская Медицинская Академия
Введение (цели/ задачи):
Изучить в сравнительной оценке некоторые клинические аспекты у больных с хронической сердечной недостаточностью (ХСН), на фоне дилатационной (ДКМП) и кардиомиопатии, развившаяся в следствии ишемической болезни сердца (ИКМП). Материал и методы:
В исследование было включено 42 пациента с постановленным диагнозом ХСН, средний возраст которых составило 54,9±14,1 (от 26 до 77) лет. Диагноз ХСН выставлялся согласно классификации МУНА (1964). В целом средний ФК ХСН составил 3,3±0,6 (по МУНА). ДКМП диагностировалась на основании рекомендаций В03/М0ФК (1995). В зависимости от этиологии ХСН больные были разделены на 2 группы: 1гр. - 22 больных с ДКМП и 2гр. - 20 больных с ИКМП, которые характеризовались перенесенным в анамнезе Q-волновым инфарктом миокарда. Пациенты 2гр. ранее (до включение в данное исследование) подверглись диагностической коронарографии. Всем пациентам проводились: общеклинический анализ крови; ЭКГ; ЭхоКГ; тест 6-мин.ходьбы (ТШХ) и оценка клинического состояния по шкале ШОКС. Достоверными считались различия при р<0,05. Результаты:
В обеих группах превалировали лица мужского пола: 16 (72,7%) и 17 (85%), соответственно в 1 и 2 группах. Пациенты 1гр, отличались молодым возрастом и коротким периодом заболевания (все р<0,05). Количество баллов по шкале ШОКС, не достигало существенных различий, тем не менее, показатели АД превалировали во 2гр. Измерение длины пройденной дистанции во время ТШХ установило, что пациенты 2гр. проходили меньшее расстояние и, соответственно, характеризовались несколько большим ФК ХСН. Возможно, это было обусловлено явлением ишемии венечных сосудов, поскольку жалобы на кардиалгию при ТШХ, являлись прерогативой лиц 2гр. (25% vs 13,64%, соответственно). Напротив, в 1гр. при сравнительно большей длине проходимой дистанции чаще встречались одышка и удушье, при этом САД и ДАД на максимуме нагрузки имели меньший прирост, чем во 2гр. Оценка ЭхоКГ-параметров выявила, что больные 2гр. имели меньшие объемные значения левых отделов сердца (р>0,05), при этом у них наблюдалась большая толщина стенок сердечной мышцы (р<0,05) и, соответственно, большая масса миокарда ЛЖ. Однако, вычисление индексированных значений (иММЛЖ, иКДР, ВМТ) установило, что обе группы имели экцентрическую гипертрофию ЛЖ с его дилатацией, при этом лица с ИКМП имели ФВ ЛЖ во 2гр.=42,1±15,9%, что на 2,4% превышало аналогичный показатель больных с ДКМП. Заключение:
ХСН, развившаяся в следствии ИБС, характеризуется тем, что клиника проявляется за достаточно длительный промежуток времени и в более пожилом возрасте. Несмотря на сравнительно одинаковую дилатацию полостей сердца и снижение систолической функции миокарда ЛЖ, тем не менее, явление