Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ЭКСПЕРТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ (ОКАЗАНИЯ УСЛУГ) В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ'

СОВРЕМЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ЭКСПЕРТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ (ОКАЗАНИЯ УСЛУГ) В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
34
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ЭКСПЕРТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ / ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ (ОКАЗАНИЕ УСЛУГ) В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ЭКСПЕРТНАЯ СИСТЕМА / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Махотин Дмитрий Александрович, Будаева Татьяна Чагдуровна, Агафонов Алексей Вячеславович

В современном обществе автоматизация процессов стала неотъемлемой составляющей успешного функционирования различных сфер деятельности. В образовании также существует потребность в использовании современных технологий и информационных систем для облегчения и повышения эффективности экспертного исследования результатов выполнения работ (оказания услуг). В данной статье рассмотрена важность автоматизации экспертной деятельности в сфере образования, основные направления разработки информационной системы для обеспечения экспертной деятельности, а также преимущества такой системы и ее особенности. Преимуществами информационной системы являются возможность автоматизированного анализа большого объема данных, оперативное формирование отчетов и выводов, а также возможность взаимодействия между экспертами в режиме реального времени. Благодаря такой системе эксперты получают доступ к актуальной информации, что позволяет им принимать обоснованные решения и эффективно оценивать результаты. Рациональная автоматизация экспертной практики в сфере образования позволит повысить качество предоставляемых экспертных услуг. Использование специализированной информационной системы для обеспечения экспертной деятельности может значительно улучшить эффективность, точность и скорость процесса экспертного исследования результатов выполнения работ (оказания услуг) в образовательной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Махотин Дмитрий Александрович, Будаева Татьяна Чагдуровна, Агафонов Алексей Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN OPPORTUNITIES FOR AUTOMATING THE PROCESS OF EXPERT RESEARCH OF THE RESULTS OF WORK (SERVICE PROVISION) IN THE FIELD OF EDUCATION

In modern society automation process has become an integral component of successful functioning in various fields of activity. In education there is also a need to use modern technologies and information systems to facilitate and enhance the efficiency of expert research on the results of work (provision of services). This article examines the importance of automating expert activity in the field of education, the main directions in the development of an information system to support expert activity, as well as the advantages and features of such system. The advantages of the information system include the ability to automate the analysis of large volumes of data, the prompt generation of reports and conclusions, and the ability for experts to interact in real time. According to this system, experts gain access to up-to-date information, enabling them to make informed decisions and effectively evaluate outcomes. Rational automation of expert practice in the field of education will enhance the quality of expert services provided. The use of specialized information systems to support expert activities can greatly improve the efficiency, accuracy, and speed of the process of expert research and evaluation of work results (service delivery) in the education sector.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ЭКСПЕРТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ (ОКАЗАНИЯ УСЛУГ) В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

Современные возможности автоматизации процесса экспертного исследования результатов выполнения работ (оказания услуг) в сфере образования

Махотин Дмитрий Александрович,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального развития педагогических работников, доцент ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет» E-mail: dmi-mahotin@yandex.ru

Будаева Татьяна Чагдуровна,

кандидат педагогических наук, первый секретарь Посольства России в Монголии, заместитель руководителя Представительства Россотрудничества в Монголии E-mail: tatchaq@rambler.ru

Агафонов Алексей Вячеславович,

кандидат педагогических наук, адъюнкт кафедры педагогики, ФГКВОУ ВО «Военный университет» МО РФ E-mail: mail@sia.center

В современном обществе автоматизация процессов стала неотъемлемой составляющей успешного функционирования различных сфер деятельности. В образовании также существует потребность в использовании современных технологий и информационных систем для облегчения и повышения эффективности экспертного исследования результатов выполнения работ (оказания услуг). В данной статье рассмотрена важность автоматизации экспертной деятельности в сфере образования, основные направления разработки информационной системы для обеспечения экспертной деятельности, а также преимущества такой системы и ее особенности. Преимуществами информационной системы являются возможность автоматизированного анализа большого объема данных, оперативное формирование отчетов и выводов, а также возможность взаимодействия между экспертами в режиме реального времени. Благодаря такой системе эксперты получают доступ к актуальной информации, что позволяет им принимать обоснованные решения и эффективно оценивать результаты. Рациональная автоматизация экспертной практики в сфере образования позволит повысить качество предоставляемых экспертных услуг. Использование специализированной информационной системы для обеспечения экспертной деятельности может значительно улучшить эффективность, точность и скорость процесса экспертного исследования результатов выполнения работ (оказания услуг) в образовательной сфере.

Ключевые слова: автоматизация процесса экспертного исследования, выполнение работ (оказание услуг) в сфере образования, экспертная система, информационная система.

о с

CJ со

Введение

В современной экономической ситуации, где ключевым фактором успешного развития является человеческий капитал, повышение качества образования становится одной из основных задач, требующих решения при реализации различных образовательных программ и инициатив регионального и федерального уровня.

Одним из способов достижения заявленной цели является проведение мониторинга образовательных систем, включающего оценку результатов выполнения работ и оказания услуг в сфере образования. Однако этот процесс требует значительных временных и человеческих ресурсов, что снижает качество экспертных услуг в сфере образования.

Одним из возможных путей преодоления трудностей, возникающих при проведении экспертного исследования, является автоматизация процесса экспертного исследования результатов выполнения работ (оказания услуг) в сфере образования. Основной идеей автоматизации является создание и внедрение в экспертную практику современных цифровых технологий, которые обеспечивают экспертную деятельность. При этом отмечается необходимость создания специализированных технических и программных решений, ориентированных на процессы информационного обеспечения экспертной деятельности.

Материалы и методы исследования

Автоматизация процесса экспертного исследования результатов выполнения работ (оказания услуг) в сфере образования имеет ключевое значение для улучшения эффективности и надежности данного процесса. Автоматизация позволяет заменить многие рутинные операции, которые ранее выполнялись вручную, на автоматические процессы, которые могут быть выполнены компьютерами и специальными программными средствами.

Автоматизация процесса экспертного исследования результатов выполнения работ (оказания услуг) в сфере образования представляет собой процесс, направленный на упрощение и ускорение оценки результатов выполненных работ или оказанных услуг в образовательной сфере путем использования современных информационных технологий и автоматизации. Это позволяет сократить время и трудозатраты, улучшить точность и надежность оценивания, а также повысить эф-

фективность и качество образовательного процесса.

Автоматизация процесса экспертного исследования результатов выполнения работ (оказания услуг) в сфере образования также позволяет улучшить процесс принятия решений, облегчить взаимодействие экспертов и заказчиков, а также упростить процедуру поиска и отбора необходимых экспертов.

В современном обществе автоматизация процессов является неотъемлемой частью различных сфер деятельности, включая и сферу образования, и может быть реализована с помощью нескольких ключевых направлений:

- разработка специализированного программного обеспечения для сопровождения экспертного исследования;

- применение инструментов аналитики данных, в частности методов обработки и исследования Big Data, а также моделей машинного обучения для решения оценочно-описательных и предик-тивных задач;

- разработка и внедрение систем искусственного интеллекта на базе нейронных сетей, которые позволяют анализировать сложные и неструктурированные данные, выявлять скрытые закономерности и строить прогнозы, а также осуществлять автоматическую обработку и классификацию больших объемов данных об оценке результатов выполнения работ или оказания услуг в сфере образования.

Как показывают современные исследования в данной области, в рамках процесса автоматизации одним из первоочередных направлений является создание специального программного обеспечения (ПО), которое предназначено для поддержки экспертной деятельности. Экспертная система - это компьютерная система, способная воспроизводить экспертные знания и решать экспертные задачи в определенной предметной области. Она представляет собой совокупность программ и баз данных, которые позволяют решать задачи, требующие экспертных знаний и опыта [5], [6].

Первым направлением автоматизации процесса экспертного исследования результатов выполнения работ или оказания услуг в сфере образования является разработка информационной системы по обеспечению экспертной деятельности. Эта система представляет собой совокупность программных компонентов, предназначенных для сбора, хранения, анализа и представления данных об оценке результатов работы или оказания услуг в сфере образования. Задачами информационной системы являются автоматизация процесса сбора данных из различных источников, обеспечение удобной и надежной системы хранения данных, проведение анализа данных и генерация отчетов об оценке результатов выполнения работ или оказания услуг. Преимуществами разработки информационной системы являются повышение эффективности работы экспертов, увеличение точности

и объективности результатов исследований, а также уменьшение временных затрат на проведение исследований. Функционал информационной системы может включать в себя возможность загрузки данных, проведение анализа с использованием статистических методов, генерацию отчетной документации, а также интеграцию с другими информационными системами образовательных организаций.

В сфере образования существуют три основные группы экспертных систем: теоретико-педагогические, обучающие и экспертные системы.

Теоретико-педагогические системы строятся на базе экспертного знания педагогов и ученых в области образования [3]. Они предоставляют рекомендации и советы, основанные на теоретических исследованиях и знаниях. Такие системы могут быть использованы для разработки учебных программ, планирования и оценки образовательных процессов.

Обучающие системы используются для обучения студентов и учащихся различным предметам или навыкам. Они могут предоставлять задания, учебные материалы, тесты и оценки для помощи в обучении. Эти системы, как правило, адаптируются к индивидуальным потребностям каждого учащегося и могут предоставлять персонализированную поддержку и обратную связь [2].

Наконец, экспертные системы создаются для оценки эффективности проектов и программ в сфере образования, мониторинга их реализации, анализа и определения возможных причин и решений при возникновении различных проблем в образовании [4]. Систематизация опыта также является важным применением экспертных систем в образовании и позволяет сохранить и передать экспертные знания, облегчить процесс принятия управленческих решений и повысить качество образовательных услуг [1]. Данное направление является наиболее перспективным для разработки и внедрения специализированных информационных систем для обеспечения экспертной деятельности.

Результаты и обсуждение

Создание автоматизированной информационной системы для экспертных исследований результатов выполнения работ в сфере образования имеет множество преимуществ и позволяет эффективно организовать и контролировать процесс экспертной деятельности.

Одной из основных целей информационной системы является формирование реестра экспертов и их классификация. Это позволит заказчику экспертного исследования осуществлять отбор специалистов для решения конкретных задач.

Одним из ключевых преимуществ информационной системы для обеспечения экспертной деятельности является предоставление экспертам большого объема информации и широкого

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

CJ

со

программного-аппаратного функционала для проведения качественного экспертного исследования. В частности, автоматизированная информационная система обеспечивает экспертов базами данных, содержащими не только информацию о прошлых исследованиях, но и шаблоны для создания экспертных задач. Это значительно упрощает и ускоряет процесс составления экспертных заключений.

В связи с использованием информационной системы в сфере экспертной деятельности, где часто требуется обмен конфиденциальной информацией, особое внимание должно уделяться защите данных. Система должна удовлетворять требованиям законодательства о защите информации и иметь механизмы для контроля доступа, шифрования и аудита операций с данными.

Надежность сохранения данных в автоматизированной информационной системе должна обеспечиваться регулярным резервным копированием в защищенные хранилища данных, чтобы обеспечить возможность восстановления информации в случае необходимости.

Стоит отметить, что в экспертной практике важны такие критерии, как преемственность и единство подхода к проведению экспертных исследований. Применение автоматизированный информационной системы позволит обеспечить реализацию данных критериев, так как система позволит формировать базы данных с результатами экспертных решений, а также создавать экспертные заключения в соответствии с едиными требованиями к их оформлению, содержанию и описанию. В итоге это повысит качество самих экспертных исследований, поскольку минимизирует процессы субъективной оценки предмета экспертизы и ошибки, которые могут возникнуть в ходе проведения экспертных работ. Прозрачность и доступность банка экспертных исследований позволит накапливать банк экспертных решений, которые могут быть использованы для дальнейших исследований в сфере образования.

При внедрении информационной системы для обеспечения экспертной деятельности возможны риски, связанные с её разработкой, апробацией и функционированием в соответствии с критериями информационной безопасности и технологической новизны. Однако эксплуатационные качества подобной системы и её функционал позволяют минимизировать риски и обеспечить надежную и эффективную автоматизацию процессов экспертного исследования результатов выполнения работ (оказания услуг) в сфере образования.

Заключение

Современные возможности автоматизации процесса экспертного исследования результатов выполнения работ (оказания услуг) в сфере образования являются ключевыми для оптимизации и повышения качества данной экспертной практики.

Одним из перспективных направлений автоматизации является создание информационной системы, которая будет обеспечивать ключевые аспекты экспертной деятельности. Это обеспечит более эффективное, надежное и полифункциональное функционирование экспертизы качества выполнения работ (оказания услуг) в сфере образования.

Применение информационной системы позволит рационализировать процессы проведения экспертизы, оценки качества, контроля за реализацией государственного контракта, будет способствовать стандартизации процессов экспертизы, что, в свою очередь, повысит прозрачность и объективность проведения экспертных исследований.

Таким образом, создание и внедрение информационной системы для обеспечения экспертной деятельности является наиболее перспективным направлением для повышения качества проведения работ (оказания услуг) в сфере образования. Это позволит оптимизировать процессы проведения экспертизы, оценки ее качества, контроля за реализацией государственного контракта и организационно-документационного сопровождения экспертной деятельности, а также обеспечит эффективное функционирование экспертной практики в сфере образования.

Литература

1. Берестнева О. Г., Марухина О.В. Компьютерная система принятия решений по результатам экспертного оценивания в задачах оценки качества образования // Материалы региональной научно-методической конференции «Современное образование: системы и практика обеспечения качества», Томск, 29-30 янв. 2002 г. Томск, 2002. С. 29-30.

2. Ваграменко Ярослав Андреевич, Яламов Георгий Юрьевич Анализ направлений интеллектуализации современных информационных систем учебного назначения // Управление образованием: теория и практика. 2016. № 4 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-napravleniy-intellektualizatsii-sovremennyh-informatsionnyh-sistem-uchebnogo-naznacheniya (дата обращения: 01.08.2023).

3. Конькова Д.С., Матвеев В.А., Комиссарова О.Р., Мусин Р.Ф. Анализ применения экспертных систем в образовании // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web. snauka.ru/issues/2015/12/60271 (дата обращения: 13.07.2023).

4. Молчанов А.А. Использование экспертных систем в системе открытого образования // Гау-деамус. 2014. № 2 (24). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-ekspertnyh-sistem-v-sisteme-otkrytogo-obrazovaniya (дата обращения: 01.08.2023).

5. Чванова М. С., Киселева И.А., Молчанов А.А., Бозюкова А.Н. Использование экспертных си-

стем в образовании // Гаудеамус. 2013. № 1 (21). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberlenin-ka.ru/article/n/ispolzovanie-ekspertnyh-sistem-v-obrazovanii дата обращения: 01.08.2023). 6. Чванова М. С., Киселева И.А., Скворцов А.А. Разработка прототипа цифровой кросс-платформы взаимодействия и управления инновационно-образовательным процессом университета наукограда // Перспективы науки и образования. 2022 № 2 (56). С. 657669. [Электронный ресурс]. URL: https://pno-journalarchive.files.wordpress.com/2022/05/ pdf_220239.pdf (дата обращения: 13.07.2023).

MODERN OPPORTUNITIES FOR AUTOMATING THE PROCESS OF EXPERT RESEARCH OF THE RESULTS OF WORK (SERVICE PROVISION) IN THE FIELD OF EDUCATION.

Makhotin D.A., Budaeva T. Ch., Agafonov A.V.

Moscow City Teachers' Training University. Representative Office of Rossotrudnichestvo (Federal Agency for CIS Affairs, Compatriots Living Abroad and International Humanitarian Cooperation) in Mongolia, "Military University" of the Ministry of Defense of the Russian Federation

In modern society automation process has become an integral component of successful functioning in various fields of activity. In education there is also a need to use modern technologies and information systems to facilitate and enhance the efficiency of expert research on the results of work (provision of services). This article examines the importance of automating expert activity in the field of education, the main directions in the development of an information system to support expert activity, as well as the advantages and features of such system. The advantages of the information system include the ability to automate the analysis of large volumes of data, the prompt generation of reports and conclusions, and the ability for experts to interact in real time. According to this system, experts gain access to up-to-date information, enabling them to make informed decisions and effectively evaluate outcomes. Rational automation of expert practice in the field of education will enhance the

quality of expert services provided. The use of specialized information systems to support expert activities can greatly improve the efficiency, accuracy, and speed of the process of expert research and evaluation of work results (service delivery) in the education sector.

Keywords: automation of expert research process, expert research on the results of work (provision of services), expert system, information system.

References

1. Berestneva O. G., Marukhina O.V. Computer decision-making system based on expert assessment results in educational quality evaluation tasks // Proceedings of the regional scientific and methodological conference "Modern Education: Systems and Practices of Quality Assurance", Tomsk, Jan 29-30, 2002. Tomsk, 2002. Pp. 29-30.

2. Vagramenko Yaroslav A., Yalamov Georgiy Y. Analysis of directions for the intelligence of modern educational information systems // Education Management: Theory and Practice. 2016. No. 4 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/ri/analiz-napravleniy-intellektualizatsii-sovremennyh-informatsionnyh-sistem-uchebnogo-naznacheniya (Accessed: 01.08.2023).

3. Konkova D.S., Matveev V.A., Komissarova O.R., Musin R.F. Analysis of Expert Systems Application in Education // Modern Scientific Research and Innovations. 2015. No. 12 [Electronic resource]. URL: https://web.snauka.ru/is-sues/2015/12/60271 (Accessed: 13.07.2023).

4. Molchanov A.A. Using Expert Systems in Open Education System // Gaudemus. 2014. No. 2 (24). [Electronic resource]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-ekspertnyh-sistem-v-sisteme-otkrytogo-obrazovaniya (Accessed: 01.08.2023).

5. Chvanova M. S., Kiseleva I.A., Molchanov A.A., Bozyuko-va A.N. The use of expert systems in education // Gaudeamus. 2013. No. 1 (21). [Online]. Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/ispolzovanie-ekspertnyh-sistem-v-obrazovanii (Accessed: 01.08.2023).

6. Chvanova M. S., Kiseleva I.A., Skvortsov A.A. Development of a prototype of a digital cross-platform for interaction and management of the innovative educational process in a science city university // Perspectives of Science and Education. 2022. No. 2 (56). pp. 657-669. [Online]. Available at: https://pnojournalar-chive.files.wordpress.com/2022/05/pdf_220239.pdf (Accessed: 13.07.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.