Особенности формирования экспертных групп при проведении исследования результатов выполнения работ (оказания услуг) в сфере образования
Сливин Тимур Станиславович,
доктор педагогических наук, доцент, заместитель начальника факультета юридического и подготовки руководящего состава органов по работе с личным составом, Военный университет Министерства обороны РФ E-mail: sovetdis@rambler.ru
Горбова Наталья Викторовна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Теория и практика перевода», Севастопольский государственный университет
E-mail: nat-gorbova@yandex.ru Койкова Эльзара Имдатовна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогического мастерства Гуманитарно-педагогической академии (филиала) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» E-mail: zika_moon@mail.ru
Мазанюк Елена Федоровна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогического мастерства, Институт педагогики, психологии и инклюзивного образования Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» E-mail: elena8871@mail.ru
Статья затрагивает проблему отбора специалистов для проведения экспертиз по результатам выполнения работ (оказания услуг) при исполнении контрактов, договоров и соглашений. Рассмотрен вопрос и аспекты формирования экспертных групп для проведения экспертных мероприятий в отношении исполнения обязательств по государственным контрактам, заключаемым Министерством образования и науки Российской Федерации в рамках реализации мероприятий направления Государственной программы Российской Федерации (ГПРО) «Развитие образования» Ведомственной целевой программы «Научно-методическое, методическое и кадровое обеспечение обучения русскому языку и языкам народов Российской Федерации», требующих привлечения авторитетных и высококвалифицированных специалистов. В работе предложено для обоснованного отбора экспертов, имеющих необходимую квалификацию, и (или) экспертных организаций, соответствующих установленным требованиям, использовать 3 уровневую систему критериев, что позволит сформировать реестр экспертов, эффективная деятельность которых обеспечит объективное комплексное исследование объектов экспертизы, оценку соответствия объектов экспертизы нормам гражданского законодательства Российской Федерации и отраслевой нормативно-правовой документации, а также условиям и требованиям государственных контрактов в рамках реализации мероприятий ГПРО.
Ключевые слова: экспертиза; эксперт; экспертная группа; эксперт в сфере образования; критерии отбора; показатели
о с
CJ со
Введение
В условиях стремительности научно-технического прогресса на фоне глубокого проникновения цифровых технологий во все сферы деятельности Российской Федерации, существенных изменений привычных моделей экономического и социального уклада государства, сфере образования и науки, как компоненту инвестиционной привлекательности и основе национальной безопасности, отведена роль первостепенной важности по обеспечению устойчивой трансформации общества в цифровую эпоху.
Стремительная модернизация и трансформация российского образования и науки, тесная интеграция которых выступает необходимым фактором инновационного развития экономики России, обострили проблему объективности оценки качества исполнения проектов в рамках государственных, федеральных и национальных программ, решение которой невозможно без подготовки и профессионального развития экспертов, способных к эффективной реализации экспертной деятельности в изменяющихся правовых, экономических и социально-педагогических условиях. Хотя на сегодняшний день в контексте деятельности по контролю и надзору и исследованию изменений в сфере образования и науки отмечается положительная динамика, вопрос формирования экспертных групп при проведении исследования результатов выполнения работ (оказания услуг) образовательной направленности остается весьма актуальным.
Материалы и методы исследования
Постоянное увеличение числа и расширение критериев и показателей процедур по оценке качества в образовательной сфере на федеральном, региональном и муниципальном уровнях доказывает потребность и целесообразность привлечения большего количества экспертов [1 ] при одновременном осознании того, практика проведения экспертных мероприятий выступает определяющим и первостепенным механизмом совершенствования системы образования и её составляющих.
Профессиональным экспертам в условиях становления цифровой экономики и модернизации образования в современном российском обществе в вопросах оценочных механизмов и процедур качественных изменений в разнообразных сферах отводится значительная роль. Вместе с тем, общепризнанное и однозначное определение понятия «эксперт» сегодня отсутствует.
Анализ разных источников и нормативно правовых актов позволяет выделить несколько основных трактовок данного понятия. В частности, эксперт - это лицо, обладающее специальным набором знаний, навыков и опытом в определенной отрасли, которые позволяют ему давать квалифицированные оценки относительно процессов, протекающих внутри и вокруг этой отрасли [2, 3]. Большинство экспертов назначаются согласно законодательству Российской Федерации, для проведения экспертизы и предоставления экспертного заключения, при этом экспертом может быть назначено лицо, имеющее необходимые и достаточные для предоставления заключения знания, являющееся высококомпетентным в области (сфере) проведения экспертизы, а его позиция призвана отвечать требованиям в высшей степени беспристрастности и объективности, так как результатом работы эксперта является составление заключения (мнения), которое может быть оспорено экс-пертируемым [3, 4].
Согласно п. 7 ст. 2 Закона в сфере закупок эксперта, экспертная организация - это граждане, имеющие специальные знания, опыт в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности, и организации, аккредитованные в установленном Правительством Российской Федерации порядке в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности, которые привлекаются органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю [5].
Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон в сфере закупок) установлены главные принципы проведения экспертизы, требования к приемке результатов работ (услуг), поставленных товаров по государственным контрактам, требования к проведению экспертизы, условия привлечения экспертов, экспертных организаций, их допуска к проведению экспертизы, а также в п. 5 ст. 3 представлено общее понятие «эксперт, экспертная организация» [6].
Эксперт, экспертная организация - обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, либо юридическое лицо (работники юридического лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла), привлекаемое Государственным заказчиком Программы в установленном Законом в сфере закупок [6] порядке для реализации экспертиз, мониторинга хода мероприятий в рамках направлений (подпрограммы) ГПРО.
Согласно ст. 94 Закона в сфере закупок определяет условия приемки результатов работы или поставленных товаров в рамках государственных контрактов. Выполнение такого контракта пред-
полагает ряд действий, проводимых после его заключения для обеспечения целей закупки через взаимодействие между Государственным заказчиком и исполнителем (подрядчиком, поставщиком). Это происходит в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и Законом в сфере закупок, и включает приемку работ или услуг, указанных в государственном контракте, а также проведение экспертизы этих работ или услуг в соответствии с тем же законом [б]. При этом для проведения экспертизы результатов работ (услуг) эксперты, экспертные организации имеют право запрашивать у Государственного заказчика и исполнителя (подрядчика, поставщика) по государственному контракту дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения государственного контракта; результаты такой экспертизы оформляются в виде экспертного заключения, которое подписывается экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации; в случае, если по результатам такой экспертизы установлены нарушения требований государственного контракта, не препятствующие приемке результатов работ (услуг), в экспертном заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения.
В соответствии со ст. 41 Закона в сфере закупок установлен ряд требований к реализации экспертизы, условия вовлечения и допуска экспертов (экспертных организаций) к проведению экспертных исследований, в том числе [6]:
1. Государственный заказчик привлекает экспертов, экспертные организации в случаях, предусмотренных Законом в сфере закупок.
2. К проведению экспертизы в случаях, предусмотренных Законом в сфере закупок, не могут быть допущены:
2.1. Физические лица:
а) Физические лица, занимавшие в течение последних двух лет до даты проведения экспертизы посты или работавшие у Государственного заказчика или исполнителя (подрядчика, поставщика) по государственному контракту;
б) Лица, имеющие финансовые интересы в заключении государственного контракта;
в) Близкие родственники исполнителя Государственного заказчика или являющиеся, усыновителями или усыновленными с руководителем, членами комиссии по осуществлению закупок, руководителем контрактной службы, контрактным управляющим, должностными лицами или работниками исполнителя (подрядчика, поставщика) по государственному контракту либо состоящие с ними в браке.
2.2. Юридические лица, в которых Государственный заказчик или исполнитель (подрядчик, поставщик) по государственному контракту распоряжается более чем двадцатью процентами общего количества голосов, приходящихся на голо-
са о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
сующие акции, либо более чем двадцатью процентами вкладов, долей, составляющих уставный или складочный капитал юридических лиц.
2.3. Физические лица или юридические лица, на которые Государственный заказчик или исполнитель (подрядчик, поставщик) по государственному контракту прямо и (или) косвенно (через третье лицо) может прямо или косвенно оказывать влияние в процессе проводимой такими лицом или лицами экспертизы.
3. Эксперт, экспертная организация обязаны в письменной форме подтверждать возможность своего участия в проведении экспертизы (в том числе об отсутствии оснований для недопуска к проведению экспертизы в соответствии с ч. 2 ст. 41 Закона в сфере закупок) посредством предупреждения Государственного заказчика и исполнителя (подрядчика, поставщика) по государственному контракту о допустимости своего.
4. В случае выявления в составе экспертов, экспертных организаций лиц, указанных в ч. 2 ст. 41 Закона в сфере закупок, Государственный заказчик должен осуществить их замену и привлечь для проведения экспертизы иного эксперта, иной экспертной организации.
5. Дополнительные требования к экспертам, экспертным организациям, привлекаемым для проведения экспертизы результатов работ (услуг), поставленного товара по государственному оборонному заказу, а также особенности проведения такой экспертизы могут быть установлены Федеральным законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» [7].
6. Для проведения экспертизы в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе в сфере закупок, эксперты, экспертные организации могут запрашивать у Государственного заказчика, исполнителя (подрядчика, поставщика) по государственному контракту дополнительные материалы, относящиеся к предмету (объекту) экспертизы.
7. В случае предоставления недостоверных результатов экспертизы, экспертного заключения или заведомо ложного экспертного заключения, за невыполнение экспертом, экспертной организацией требования ч. 3 ст. 41 Закона в сфере закупок эксперт, экспертная организация, должностные лица экспертной организации несут ответственность согласно законодательству Российской Федерации.
8. В случае, если для проведения экспертизы необходимы осуществление исследований, испытаний, выполнение работ, оказание услуг и в отношении лиц, их осуществляющих, в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены обязательные требования (обязательная аккредитация, лицензирование, членство в саморегулируемых организациях), отбор экспертов,
5 экспертных организаций для проведения такой § экспертизы должен осуществляться из числа лиц, £3 соответствующих указанным требованиям. еЗ Экспертная деятельность специалистов в обЛ разовательной сфере сопряжена с высокой ответ-
ственностью, поскольку экспертные процедуры должны быть проведены объективно и компетентно в интересах обеспечения комплексного сопровождения процессов реализации мероприятий государственных программ развития образования, разработки и реализации инноваций в системе образования и науки, будучи основанными на единой методологии организации экспертной деятельности. Следует также учитывать специфичность ценности и степень влияния профессиональной деятельности эксперта, что говорит о необходимости следования в процессе деятельности специалиста однозначным и конкретным этическим основам [3, 8].
Таким образом, проведение экспертиз результатов выполнения работ (оказания услуг) с целью исследования промежуточных и итоговых результатов исполнения контрактов, договоров и соглашений требует привлечения авторитетных и высококвалифицированных специалистов, что предполагает проведение мероприятий отбора экспертов, имеющих необходимую квалификацию, и (или) экспертных организаций, соответствующих установленным требованиям.
Начальным этапом в рамках формирования экспертных групп для проведения исследования результатов исполнения обязательств и отчетной документации по государственным контрактам, заключенным Министерством образования и науки Российской Федерации, служит отбор специалистов в сфере наук об образовании, предполагающий проверку сведений, представляемых кандидатами в эксперты, и их последующая аккредитация для составления и ведения реестра экспертов.
Отбор экспертов в первую очередь предполагает однозначность критериев отбора. В частности, можно обозначить следующие общие требования к экспертам в сфере образования и науки:
- высокий уровень профессиональной компетентности;
- наличие опыта участия в проведении экспертиз;
- креативность и творческие способности, обеспечивающие возможность анализа проблемных ситуаций и поиска направлений и путей по разрешению противоречий;
- независимость;
- научная объективность;
- способность мыслить широко, аналитически, прогностически и конструктивно;
- открытость к инновациям и высокая степень вовлеченности в инновационные процессы. Одним из первостепенных критериев выступает уровень компетентности и грамотности эксперта в конкретной области знаний, что предполагает анализ таких показателей и данных, как профиль и уровень образования, профиль деятельности и опыт работы (стаж работы в области, с которой связана экспертная деятельность, общий стаж), соответствие уровня и характера решаемых задач занимаемой должности, при этом может быть акцентировано внимание на качество проводимых ранее специалистом экспертных работ.
Также важным аспектом при отборе экспертов является регулярность подтверждения квалификации специалиста (ученая степень/звание, наличие актуальных публикаций, участие в конференциях, семинарах, прохождение курсов повышения квалификации), знание и понимание современных тенденций в сфере наук об образовании, а отдельно стоит выделить результативность научной и практической деятельности эксперта.
Значимым при отборе экспертов являются такие показатели, как степень незаинтересованности и объективности, коммуникативные способности и индивидуальные качества специалиста.
В целом, можно вычленить ряд основополагающих признаков, позволяющих отнести рассматриваемую кандидатуру специалиста к категории эксперта:
- стаж профессиональной деятельности;
- степень сложности, разнонаправленность и успешность профессиональной деятельности;
- оптимальность сочетания узкой специализации и общего кругозора эксперта;
- личностные качества, характеризующие мотивации и потребности специалиста (степень административной и экономической независимости);
- адаптивность к изменениям внешней среды;
- особенности эмоционального и интеллектуального потенциала.
Следует отметить, что при проведении эксперты специалисты, отобранные из общего числа претендентов и включенные в экспертные группы, несут ответственность за нарушение принципов, организационных и юридических норм проведения экспертиз. Это также включает их договорные обязательства, согласно текущим нормативным документам. Кроме того, они должны предотвращать использование материалов экспертизы сторонними лицами и разглашение информации, являющейся конфиденциальной, государственной или коммерческой тайной.
Результаты и обсуждение
В частности, мониторинг и сопровождение хода и результатов реализации государственных контрактов в рамках направления (подпрограммы) «Развитие и распространение русского языка как основы гражданской самоидентичности и языка международного диалога» Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (далее - Программа) предполагает, как осуществление экспертных выездных мероприятий в местах выполнения работ (оказания услуг) по государственным контрактам, реализуемым в рамках Программы, так и проведение аналитических экспертных оценок состояния, тенденций, прогноза и рисков реализации отдельных проектов Программы.
Так, в процессе изучения и анализа результатов исполнения обязательств и предоставляемой
отчетности по государственным контрактам, заключенным Министерством образования и науки Российской Федерации в рамках мероприятий ГПРО, для реализации экспертных мероприятий с целью принятия адекватных управленческих решений относительно последующих шагов реализации мероприятий ГПРО на основе объективной оценки реального положения в сфере развития образования подбор состава экспертной группы осуществлялся с учетом ряда следующих требований:
- самостоятельность и независимость мнения экспертов при формировании собственного мнения об оцениваемых событиях;
- удобство использования в работе предлагаемых форм;
- приемлемые затраты времени на заполнение форм, удобное время получения вопросов и выдачи ответов;
- анонимность ответов от членов экспертной группы;
- возможность проведения коллективных дискуссий о событиях, подлежащих оценке;
- обеспечение свободного доступа экспертов к необходимой информации. Предлагается формирование экспертных
групп осуществлять согласно трехуровневой системе критериев отбора: 1 уровень - базовые, 2 уровень - профильные, 3 уровень - специальные.
Базовые критерии отбора, которым должен соответствовать эксперт (ученая степень (в сфере юридических, педагогических, экономических, технических или социологических наук); ученое звание; занимаемая должность; стаж работы; соответствие тематики проводимых работ (исследований, экспертиз и пр.) профильному образованию (по направлениям подготовки высшего образования: технические, экономические, математические и естественные науки, науки об обществе, образовании и педагогические науки); прохождение подготовки и/или повышение квалификации в сфере закупок за последние три года; стаж работы в сфере закупок) являются обязательными и первоочередными для анализа кандидатов в эксперты.
К профильным критериям отбора экспертов для привлечения в состав экспертной группы по мероприятиям ГПРО относятся: публикации в периодических изданиях по актуальным вопросам развития образования за последние пять лет; опыт проведения экспертиз результатов выполнения государственных контрактов, реализованных в рамках программ федерального уровня.
Владение экспертом информационно-коммуникационными технологиями (офисными приложениями для редактирования текста, электронной почтой, навигацией и поиском информации в сети Интернет (на уровне уверенного пользователя)), отсутствие обстоятельств, препятствующих участию в экспертной работе (болезнь, нахождение в отпуске, согласия работодателя по основному
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о
т О
от
З
и о со
о с
CJ
со
месту работы и т.п.), факторов, препятствующих независимости и объективности проводимой экспертизы, в том числе в соответствии с требованиями Закона в сфере закупок [6], были отнесены к специальным критериям отбора экспертов.
Каждому критерию отбора экспертов целесообразно проставить балл в соответствие с характеристиками («Обоснование целесообразности критерия для отбора экспертов», «Разъяснения значений устанавливаемых оценок», «Диапазон измерения (баллы)»), рассмотрение которых на основании сбора и анализа сведений о кандидатах в эксперты, представленных ими по специализированному запросу, позволяет получить исчерпывающую профессиональную характеристику специалиста.
Заключение
В случае выявления таких сведений о специалисте, как отсутствие опыта или наличие недостаточного опыта экспертиз результатов выполнения государственных контрактов, реализованных в рамках программ федерального уровня, существование обстоятельства, препятствующих участию в экспертной работе (болезнь, нахождение в отпуске, отсутствие согласия работодателя по основному месту работы и т.п.), а также независимости и объективности проводимой экспертизы, в том числе в соответствии с требованиями Закона в сфере закупок [6], оценка кандидата для отбора в качестве эксперта не проводилась, так как наличие данных показателей исключает возможность включения кандидата в реестр экспертов.
В итоге предложенный механизм проведения отбора кандидатов с оценкой предоставленных ими сведений по всем критериям позволил сформировать реестр отобранных экспертов (экспертных организаций), что в дальнейшем обеспечило возможность компоновки экспертных групп для реализации экспертиз отчетных материалов.
В целом, успешное решение задачи формирования экспертных групп при проведении исследования результатов выполнения работ (оказания услуг) в сфере образования на основе предложенного подхода позволит в дальнейшем формировать по заявкам заказчиков экспертной деятельности экспертные пулы (списки), вести статистику, анализ и контроль результатов экспертной деятельности экспертов созданного реестра, вырабатывать предложения и реализовывать меры по повышению эффективности экспертной деятельности, что может быть использовано при совершенствовании процедур экспертного оценивания и обеспечит независимость и высокое качество проведения экспертиз в сфере образования.
Литература
1. Кодекс профессиональной этики эксперта, привлекаемого к проведению аккредитацион-ной экспертизы - URL: http://www.nica.ru/ru/by-experts/lawbook / (дата обращения 31.07.2023).
2. Павлова А.А. Пределы компетентности эксперта как участника судопроизводства образования / А.А. Павлова // Молодой ученый. - 2019. -№ 15 (149). - С. 289-292.
3. Сайгушкина С. В., Шутько Ю.Б. Совершенствование профессионально- этической компетентности эксперта в сфере образования // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. 2020. № 1 (9). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-professionalno-eticheskoy-kompetentnosti-eksperta-v-sfere-obrazovaniya (дата обращения: 01.08.2023).
4. Попова Л.В. Этика эксперта в сфере профессионального образования. Новые технологии оценки качества образования / Л.В. Попова -URL: https://expert-edu.ru/images/sbornik2015/1/ popova1.pdf (дата обращения: 31.07.2023).
5. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 №94-Ф3 (последняя редакция)// Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - Режим доступа: https://www.consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_83079/(дата обращения: 31.07.2023).
6. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N44^3 (последняя редакция)// Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - Режим доступа: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/ (дата обращения: 31.07.2023).
7. Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 №75-Ф3 (последняя редакция)) // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140175/ (дата обращения: 31.07.2023).
8. Новикова Т.Г. Экспертиза инновационной деятельности. Инновации и эксперимент в образовании, 2008.
FEATURES OF FORMING EXPERT GROUPS IN CONDUCTING RESEARCH ON THE RESULTS OF WORK (SERVICES) IN THE FIELD OF EDUCATION
Slivin T.S., Gorbova N.V., Koykova E.I., Mazaniuk E.F.
Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Sevastopol State University, V.I. Vernadsky Crimean Federal University
The article addresses the issue of selecting specialists to conduct expertise on the results of work (services) in the execution of contracts, agreements, and arrangements. The question of forming expert groups for conducting expert events regarding the fulfillment of obligations under state contracts concluded by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation within the framework of the implementation of the State Program of the Russian Federation (SPRF) "Education Development" of the Departmental Target Program "Scientific and methodological, methodological, and personnel support for teaching the Russian language and languages of the peoples of the Russian Federation" is considered. These activities require the involvement of authoritative and highly qualified specialists. The paper proposes a 3-level system of criteria for the reasoned selection of experts who have the necessary qualifications
and/or expert organizations that meet the established requirements. This will allow the formation of a register of experts whose effective work will ensure an objective comprehensive study of the objects of expertise, the assessment of the compliance of the objects of expertise with the norms of the civil legislation of the Russian Federation and the industry regulatory and legal documentation, as well as the conditions and requirements of state contracts within the framework of the implementation of the SPRF activities.
Keywords: expertise; expert; expert group; expert in the field of education; selection criteria; indicators.
References
1. Code of Professional Ethics for Experts Involved in Accreditation Expertise - URL: http://www.nica.ru/ru/byexperts/lawbook/ (accessed on July 31, 2023).
2. Pavlova, A.A. The Limits of Expert Competence as a Participant in the Judicial Proceedings of Education. A.A. Pavlova, "Young Scientist." - 2019. - No.15 (149). - pp. 289-292.
3. Saigushkina, S. V., Shutyko, Yu.B. Improving the Professional Ethical Competence of Experts in the Field of Education. Scientific and Methodological Support for Educational Quality Assessment. 2020. No.1 (9). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/sovershenstvovanie-professionalno-eticheskoy-
kompetentnosti-eksperta-v-sfere-obrazovaniya (accessed on August 01, 2023).
4. Popova, L.V. Expert Ethics in the Field of Vocational Education. New Technologies for Assessing the Quality of Education. L.V. Popova - URL: https://expert-edu.ru/images/ sbornik2015/1/popova1.pdf (accessed on July 31, 2023).
5. Federal Law "On the Protection of the Rights of Legal Entities and Individual Entrepreneurs during State Control (Supervision) and Municipal Control" of December 26, 2008, No. 294-FZ (latest edition). Official website of "Consultant Plus" company. -Access mode: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_83079/ (accessed on July 31, 2023).
6. Federal Law "On the Contract System in the Sphere of Procurement of Goods, Works, Services for State and Municipal Needs" of April 05, 2013, No. 44-FZ (latest edition). Official website of "Consultant Plus" company. - Access mode: https://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/ (accessed on July 31, 2023).
7. Federal Law "On State Defense Order" of December 29, 2012, No. 275-FZ (latest edition). Official website of "Consultant Plus" company. - Access mode: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140175/ (accessed on July 31, 2023).
8. Novikova, T.G. Expertise of Innovative Activities. Innovations and Experimentation in Education, 2008