Научная статья на тему 'ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ХАРАКТЕРИСТИКИ И ПОТЕНЦИАЛ'

ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ХАРАКТЕРИСТИКИ И ПОТЕНЦИАЛ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
371
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВНЕШНЯЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПОТЕНЦИАЛ ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ходырева Елена Анатольевна

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена необходимостью модернизации содержания и процедур внешней оценки качества профессионального образования, существенным фактором которой является экспертная деятельность. Цель статьи заключается в обосновании характеристик и потенциала экспертной деятельности в сфере внешней оценки качества высшего образования, выявление которых позволит обеспечить объективность и высокое качество данной деятельности, максимальную включенность экспертов в процессы совершенствования процедур внешней экспертизы. Ведущими методами исследования проблемы явились: педагогическое моделирование и проектирование, теоретический анализ и обобщение образовательной практики экспертной деятельности в сфере внешней оценки качества образования в вузе (на примере аккредитационной экспертизы), а также методы математической статистики, позволившие исследовать потенциал экспертной деятельности на основе анализа комплекса ее возможностей, связанных с развитием высшего образования, повышения качества профессиональной деятельности, личного и профессионального совершенствования экспертов. В статье раскрыта совокупность теоретических положений, обусловливающих сущность и специфику экспертной деятельности в сфере внешней оценки качества высшего образования, определены, исходя из требований законодательства Российской Федерации в сфере образования, ее принципы, содержание и процедура, выявлен потенциал экспертной деятельности в сфере оценки качества высшего образования в ее внешнем и внутреннем аспектах, осуществлено его изучение на основе мнения аккредитованных экспертов в области проведения государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций. Материалы статьи могут быть полезными для модернизации экспертной деятельности в сфере внешней оценки качества высшего образования как в части методологии, так и в части процедуры ее осуществления с учетом характеристик и потенциала экспертной деятельности, а также при разработке концепций подготовки экспертов в сфере внешней оценки качества высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ходырева Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERTISE IN THE FIELD OF EXTERNAL QUALITY ASSESSMENT OF HIGHER EDUCATION: CHARACTERISTICS AND POTENTIAL

The urgency of the problem under examination is caused by the need to update the content and procedures of external assessment of the quality of vocational education, an essential factor of which is the improvement of expert activity. Identifying the characteristics and potential of expert activity, determining its opportunities for the development of higher education, improving the quality of professional activity, personal and professional improvement of experts will significantly improve its quality. The purpose of the article is to justify the characteristics and potential of the expert activity in the field of external quality assessment of higher education, the identification of which will ensure the objectivity and high quality of this work, the maximum involvement of experts in this type of activity. The leading methods of research of the problem were: pedagogical modeling and design, theoretical analysis and generalization of educational practice of expert activity in the field of external assessment of the quality of education in a university (using the example of accreditation expertise), as well as methods of mathematical statistics, which made it possible to examine the potential of expert activity on the basis of analysis of its complex opportunities associated with the development of higher education, improving the quality of professional activities, personal and professional development of experts. The article reveals a set of theoretical provisions that determine the nature and specificity of the expert activity in the field of external quality assessment of higher education. The potential of expert activity in the field of assessing the quality of higher education in its external and internal aspects, its principles, content and procedure are determined based on the requirements of the legislation of the Russian Federation in the field of education. It was studied on the basis of the opinion of qualified experts in the field of state accreditation of educational institutions and scientific organizations. The materials of the article can be useful for updating the expert activity in the field of external quality assessment of higher education in terms of both the methodology and the procedure for its implementation, taking into account the characteristics and potential of the expert activity, as well as in developing concepts for training experts in the field of external quality assessment of higher education.

Текст научной работы на тему «ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ХАРАКТЕРИСТИКИ И ПОТЕНЦИАЛ»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

2022, № 01 (январь) Раздел 5.8. Педагогика (13.00.00 Педагогические науки) ART 221004 DOI: 10.24412/2304-120X-2022-11004 УДК 378.14.015.62

Экспертная деятельность в сфере внешней оценки качества высшего образования: характеристики и потенциал

Expertise in the field of external quality assessment of higher education: characteristics and potential

Автор статьи

L

Author of the article

Ходырева Елена Анатольевна,

проректор по качеству образования АНО ВО «Университет Иннополис», г. Иннополис; профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия ODCID: 0000-0001-7079-6372 khodyreva.e@inbox.ru

Elena A. Khodyreva,

Vice-Rector for the Quality of Education at the University of Innopolis, Professor of the Department of Pedagogy of Vyatka State University, Kirov Russia ODCID: 0000-0001-7079-6372 khodyreva.e@inbox.ru

Конфликт интересов

Conflict of interest statement

Конфликт интересов не указан

Conflict of interest is not declared

Для

цитирования

L

For

citation

Ходырева Е. А. Экспертная деятельность в сфере внешней оценки качества высшего образования: характеристики и потенциал // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2022. № 01. С. 46-62. URL: http://e-koncept.ru/2022/221004.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2022-11004

E. A. Khodyreva, Expertise in the field of external quality assessment of higher education: characteristics and potential // Scientific-methodological electronic journal "Concept". 2022. No. 01. P. 46-62. URL: http://e-kon-cept.ru/2022/211004.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2022-11004

Поступила в редакцию Received 11.12.21 Получена положительная рецензия Received a positive review 18.01.22

Принята к публикации Accepted for publication 18.01.22 Опубликована Published 30.01.22

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2022 © Ходырева Е. А., 2022

Аннотация

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена необходимостью модернизации содержания и процедур внешней оценки качества профессионального образования, существенным фактором которой является экспертная деятельность. Цель статьи заключается в обосновании характеристик и потенциала экспертной деятельности в сфере внешней оценки качества высшего образования, выявление которых позволит обеспечить объективность и высокое качество данной деятельности, максимальную включенность экспертов в процессы совершенствования процедур внешней экспертизы. Ведущими методами исследования проблемы явились: педагогическое моделирование и проектирование, теоретический анализ и обобщение образовательной практики экспертной деятельности в сфере внешней оценки качества образования в вузе (на примере аккредитационной экспертизы), а также методы математической статистики, позволившие исследовать потенциал экспертной деятельности на основе анализа комплекса ее возможностей, связанных с развитием высшего образования, повышения качества профессиональной деятельности, личного и профессионального совершенствования экспертов. В статье раскрыта совокупность теоретических положений, обусловливающих сущность и специфику экспертной деятельности в сфере внешней оценки качества высшего образования, определены, исходя из требований законодательства Российской Федерации в сфере образования, ее принципы, содержание и процедура, выявлен потенциал экспертной деятельности в сфере оценки качества высшего образования в ее внешнем и внутреннем аспектах, осуществлено его изучение на основе мнения аккредитованных экспертов в области проведения государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций. Материалы статьи могут быть полезными для модернизации экспертной деятельности в сфере внешней оценки качества высшего образования как в части методологии, так и в части процедуры ее осуществления с учетом характеристик и потенциала экспертной деятельности, а также при разработке концепций подготовки экспертов в сфере внешней оценки качества высшего образования.

Ключевые слова

Abstract

The urgency of the problem under examination is caused by the need to update the content and procedures of external assessment of the quality of vocational education, an essential factor of which is the improvement of expert activity. Identifying the characteristics and potential of expert activity, determining its opportunities for the development of higher education, improving the quality of professional activity, personal and professional improvement of experts will significantly improve its quality. The purpose of the article is to justify the characteristics and potential of the expert activity in the field of external quality assessment of higher education, the identification of which will ensure the objectivity and high quality of this work, the maximum involvement of experts in this type of activity. The leading methods of research of the problem were: pedagogical modeling and design, theoretical analysis and generalization of educational practice of expert activity in the field of external assessment of the quality of education in a university (using the example of accreditation expertise), as well as methods of mathematical statistics, which made it possible to examine the potential of expert activity on the basis of analysis of its complex opportunities associated with the development of higher education, improving the quality of professional activities, personal and professional development of experts. The article reveals a set of theoretical provisions that determine the nature and specificity of the expert activity in the field of external quality assessment of higher education. The potential of expert activity in the field of assessing the quality of higher education in its external and internal aspects, its principles, content and procedure are determined based on the requirements of the legislation of the Russian Federation in the field of education. It was studied on the basis of the opinion of qualified experts in the field of state accreditation of educational institutions and scientific organizations. The materials of the article can be useful for updating the expert activity in the field of external quality assessment of higher education in terms of both the methodology and the procedure for its implementation, taking into account the characteristics and potential of the expert activity, as well as in developing concepts for training experts in the field of external quality assessment of higher education.

Key words

экспертная деятельность, высшее образование, внешняя оценка качества высшего образования, характеристики экспертной деятельности, потенциал экспертной деятельности в сфере внешней оценки качества высшего образования

Благодарности

expert activity, higher education, external quality assessment of higher education, characteristics of expert activity, potential of expert activity in the field of external quality assessment of higher education

Acknowledgements

Автор выражает благодарность коллегам - аккредитованным экспертам в области проведения государственной аккредитации образовательного учреждения и научной организации - сотрудникам АНО ВО «Университет Иннополис» и ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет».

The author expresses her gratitude to colleagues - accredited experts in the field of state accreditation of educational institutions and scientific organizations - staffs of the "Innopolis University" and the Vyatka State University.

Введение / Introduction

Модернизация высшего образования в России обострила проблему объективной оценки качества образования. Ее совершенствование невозможно без подготовки и профессионального развития экспертов, способных к эффективной реализации экспертной деятельности в изменяющихся правовых и социально-педагогических условиях.

Проблема экспертной деятельности в образовании изначально рассматривалась в психолого-педагогических исследованиях в контексте изучения методологии педагогики. Она анализировалась учеными преимущественно как особый метод педагогического исследования, который характеризуется комплексом эмпирических процедур, позволяющих эксперту оценить объект в соответствии с установленными критериями и сформулировать оценочное суждение [1, 2].

В настоящее время этот контекст существенно расширен. Появились работы, посвященные отдельным аспектам экспертной деятельности в сфере образования. Развитие экспертной деятельности рассматривается как важнейший элемент модернизации высшего образования [3]. Ее осуществление исследователи, прежде всего, связывают с необходимостью прогнозирования развития и модернизации образовательной системы [4], а также с осуществлением оценки ее инновационных сегментов, в том числе гибких образовательных программ [5-7]; а также с формированием экспертных компетенций [8]. Изучены характеристики основных направлений экспертной деятельности: экспертиза образовательной среды, образовательных технологий, комфортности и безопасности образовательной среды, профессиональной деятельности педагогических работников, инновационных процессов, качества образовательных услуг, программ и учебных пособий [9].

В современных психолого-педагогических исследованиях, в практике образования (например, в рамках работы Европейской ассоциации по обеспечению качества высшего образования) деятельность по оценке качества высшего образования рассматривается как экспертная, имеющая свои особенности в образовательной практике [10, 11]. Экспертная деятельность в сфере образования преимущественно характеризуется как один из видов профессиональной деятельности. Наиболее продуктивным методологическим подходом для исследования экспертной деятельности в сфере внешней оценки качества высшего образования рассматривается системный подход. Ученые отмечают сложный, интегрированный характер экспертной деятельности в сфере образования, объединяющий в себе эмпирический и когнитивный аспекты [12].

В практике высшего образования также высок уровень интереса к экспертной деятельности, так как в большинстве стран внешняя оценка качества профессионального образования производится на основе экспертной деятельности, которую осуществляют эксперты, представляющие соответствующие государственные структуры, профессиональные ассоциации или общественные организации. Увеличение различных экспертных мероприятий в сфере образования объективно обусловливает необходимость подготовки специалистов, способных профессионально проводить экспертизу в образовании на основе исследований и учета результатов практической деятельности.

Несмотря на наличие интереса профессионально-педагогического сообщества к экспертной деятельности, положительной мотивации к данному виду активности, в ходе отбора экспертов в сфере внешней оценки качества высшего образования, а также в процессе их подготовки не в полной мере учитываются характеристики и потенциал экспертной деятельности, которые способны оказать существенное влияние на качество экспертизы. Для исследования характеристик и потенциала экспертной деятельности в сфере внешней оценки качества высшего образования важно на основе типологических признаков экспертной деятельности определить, исследовать и реализовать в практике подготовки экспертов потенциал экспертной деятельности как совокупность ресурсов, которые обеспечат достижения субъектом экспертной деятельности социально востребованных результатов.

Обзор литературы / Literature review

Экспертная деятельность, по мнению K. A. Эрикссона, Дж. Смита, рассматривается как изучение компетентными специалистами-экспертами какого-либо предмета или процесса с целью подготовки соответствующего заключения [13].

Традиционно экспертную деятельность как особый вид человеческой деятельности относят к аналитическому и исследовательскому типу деятельности. Как считает А. Л. Третьяков, объектом ее изучения рассматривается развивающая и развивающаяся практика, а продуктом является получение заключения об уровне развития этого объекта [14]. Данная деятельность направлена на удовлетворение спроса на экспертные услуги, обеспечивающие незаинтересованную и независимую оценку качества товаров, услуг или деятельности. Основное содержание экспертной деятельности, как считают исследователи М. С. Аккерман, Д. Макдональд, У. Латтерс и Дж. Мурамацу, - это выявление факта соответствия объекта или процесса необходимым, утвержденным требованиям [15].

Экспертная деятельность в сфере образования характеризуется как активность, направленная на оценку качества образования, которая осуществляется авторитетными специалистами по выработанным в профессиональном сообществе процедуре и критериям. В исследованиях Е.В. Ткаченко, А.Л. Третьякова подробно описаны требования к экспертам в сфере образования, в том числе к тем из них, которые участвуют в процедурах аккредитации [16, 17].

Особый интерес для решения задач нашего исследования представляет работа А. В. Евстратиковой, Е. Л. Болотовой, в которой экспертная деятельность рассматривается как один из видов профессиональной деятельности, предполагающий формирование оценочных суждений на основе контроля, анализа и оценки [18].

Можно констатировать, что в настоящее время определились методологические подходы к исследованию экспертной деятельности, среди которых ключевыми являются следующие:

- системный подход, определяющий экспертную деятельность как полифункциональную, обеспечивающую достижение комплекса результатов, связанных прогнозом, анализом, оценкой и коррекцией объекта экспертной деятельности;

- деятельностный подход, выражающийся в обосновании сущности и особенностей экспертной деятельности в сфере образования через характеристику объектов экспертизы, ее процедуры и критериев экспертизы; представлен в исследовании Г. А. Игнатьевой, М. Н. Крайниковой [19];

- аксиологический подход, акцентирующий внимание на ценностно-смысловой составляющей экспертной деятельности в сфере образования, в том числе на гуманитарном характере педагогической экспертизы; представлен в работе С. Л. Братченко [20];

- герменевтический подход, представленный Г. А. Игнатьевой, В. И. Слободчиковым и связанный с категорией субъекта экспертной деятельности в образовании, с субъектными измерениями и характеристиками хода и результатов экспертной деятельности [21];

- средовой подход, связанный с реализацией в ходе экспертной деятельности идеи оценки не только хода и результатов образовательного процесса, но и условий (кадровых, материально-технических, информационных, финансовых) ее осуществления, описанный Е. Б. Лактионовой, В. А. Ясвиным, М. А. Ушаковой [22, 23].

В качестве объектов экспертной деятельности в образовании, по мнению исследователя Г. А. Мкртычяна, выступают образовательные среды, образовательные институты, образовательные процессы, а также механизмы обеспечения образования -образовательная политика и управление образованием [24].

В то же время следует отметить, что в современной психолого-педагогической литературе недостаточно исследований, выявляющих сущность и особенности осуществления различных видов экспертной деятельности в образовании, определяющих характеристики экспертной деятельности в сфере внешней оценки качества высшего образования и обосновывающих ее потенциал с учетом субъектных характеристик эксперта.

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

Задачи исследования

В ходе исследования решались следующие задачи:

1) охарактеризовать методологические подходы к исследованию экспертной деятельности в сфере внешней оценки качества высшего образования;

2) обосновать характеристики и потенциал экспертной деятельности в сфере внешней оценки качества высшего образования на основе концептуальных положений системного и ресурсного подходов к рассмотрению экспертной деятельности;

3) исследовать на основе изучения мнения аккредитованных экспертов в области проведения государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций потенциал экспертной деятельности в сфере внешней оценки качества высшего образования.

Ведущими методами исследования данной проблемы выступают:

- теоретические методы: ретроспективный анализ, позволивший выявить сущность и специфику экспертной деятельности, методологические подходы к ее исследованию, имеющиеся в психолого-педагогической литературе; педагогическое моделирование и проектирование - при обосновании концептуальных положений системного подхода к рассмотрению экспертной деятельности; изучение нормативной правовой документации - федерального законодательства в сфере государственной аккредитации образовательной деятельности, кодекса эксперта, на основе которых представлена характеристика и потенциал экспертной деятельности;

- эмпирические: изучение и обобщение образовательной практики экспертной деятельности в сфере внешней оценки качества образования в вузе (на примере ак-кредитационной экспертизы), а также методы математической статистики, на основе которых осуществлялось изучение характеристик и потенциала экспертной деятельности как комплекса ее возможностей, связанных с развитием высшего образования, повышением качества профессиональной деятельности, личного и профессионального совершенствования экспертов.

База исследования

Базой исследования стали АНО ВО «Университет Иннополис» и ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет».

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе осуществлялось изучение ведущих методологических подходов к исследованию экспертной деятельности в сфере внешней оценки качества высшего образования.

На втором этапе была организована работа по обоснованию характеристик и потенциала экспертной деятельности в сфере внешней оценки качества высшего образования на основе концептуальных положений системного и ресурсного подходов.

На третьем этапе осуществлялось исследование потенциала экспертной деятельности в сфере внешней оценки качества высшего образования на основе изучения

мнения аккредитованных экспертов в области проведения государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций.

Оценочные критерии

Анализ потенциала экспертной деятельности в сфере внешней оценки качества высшего образования осуществлялся на основе изучения мнения аккредитованных экспертов в области проведения государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций. В качестве направлений анализа рассматривался комплекс ее возможностей, связанных с осознанием особой миссии экспертизы в деле развития высшего образования, ее значимости для повышения качества профессиональной деятельности, а также для личного и профессионального совершенствования экспертов как субъектов экспертной деятельности. Формирование опросника осуществлялось на основе данных анализа потенциала экспертной деятельности в сфере внешней оценки качества высшего образования. В рамках опросника указанные выше направления анализа потенциала экспертной деятельности конкретизированы через совокупность утверждений, среди которых эксперты выбирали наиболее существенные, по их мнению.

Результаты исследования / Research results

Для определения особенностей экспертной деятельности в сфере внешней оценки качества высшего образования выделим ее характеристики (на примере ак-кредитационной экспертизы) с опорой на типологические признаки экспертной деятельности [25] (табл. 1).

Таблица 1

Характеристики экспертной деятельности в сфере внешней оценки качества высшего образования (на примере аккредитационной экспертизы)

Типологические признаки экспертной деятельности Характеристики

Функция Полифункциональная

Целевая направленность Контрольно-оценочная

Уровень организации Государственная

Форма организации Временная

Состав экспертов Индивидуальная

Форма контактов Очная/ заочная

Форма представления материалов Письменная

Отношение к объекту Закрытая

По способам получения информации Прямая

По субъектам экспертизы Внешняя

По форме деятельности Идентификация

По экспертируемому объекту Экспертиза реального объекта

Экспертная деятельность в сфере внешней оценки качества высшего образования является полифункциональной, так как решает комплекс задач, связанных с установлением соответствия содержания и качества подготовки обучающихся требованиям федеральных государственных образовательных стандартов/профессиональных стандартов. Ее ведущей функцией является контрольно-оценочная. Экспертная деятельность в данном случае ограничена по времени, предполагает индивидуальную деятельность внешнего эксперта, который оценивает качество образовательных программ, реализуемых организацией, на основе материалов и документов, непо-

средственно предоставляемых образовательной организацией. В ходе экспертной деятельности в сфере внешней оценки качества высшего образования изменение объекта экспертизы не предполагается, а по ее результатам формируется письменное экспертное заключение/ отчет эксперта.

Экспертная деятельность в сфере внешней оценки качества высшего образования характеризуется специфическими целями, содержанием и технологией осуществления, а также особыми требованиями к экспертам (табл. 2).

Таблица 2

Специфика экспертной деятельности в сфере внешней оценки качества высшего образования (на примере аккредитационной экспертизы)

Компоненты экспертной деятельности Специфика экспертной деятельности в сфере внешней оценки качества высшего образования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цель Установить соответствие содержания и качества подготовки обучающихся требованиям федеральных государственных образовательных стандартов/профессиональных стандартов

Принципы - Соответствие российскому законодательству; - полнота экспертного исследования; - объективность процедуры и результатов экспертной деятельности; - независимость экспертов/independence of experts; - профессиональная компетентность экспертов; - ответственность экспертов за качество экспертной деятельности; - сотрудничество во взаимодействии с представителями экспертного сообщества

Содержание Определение соответствия содержания подготовки обучающихся (учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ дисциплин (модулей), программ практик, оценочных средств, методических материалов) и условий подготовки обучающихся требованиям федеральных государственных образовательных стандартов/профессиональных стандартов). Определение качества подготовки обучающихся, оценка степени достижения планируемых результатов освоения образовательной программы и/ или планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), практике

Процедура Запрос у организации, осуществляющей образовательную деятельность, документов и материалов, необходимых для проведения экспертизы, и ознакомление с ними. Ознакомление с документами и материалами, размещенными организацией на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

Результат Отчет об экспертизе качества высшего образования в части закрепленных за экспертом образовательных программ. Заключение экспертной группы

Объект Образовательные программы, реализуемые в организации, осуществляющей образовательную деятельность

Субъект Эксперты, имеющие необходимую квалификацию, и/или экспертные организации, соответствующие установленным требованиям

Целью экспертной деятельности в сфере внешней оценки качества высшего образования является установление соответствия содержания и качества подготовки обучающихся требованиям федеральных государственных образовательных стандартов/ профессиональных стандартов.

Основными принципами экспертной деятельности в сфере внешней оценки качества высшего образования являются следующие:

- соответствие российскому законодательству, которое требует соблюдения процедуры и выводов экспертизы, касающихся оценочной деятельности в сфере качества образования [26];

- полнота экспертного исследования, требующая изучения комплекса характеристик качества профессионального образования, а также оценки качества результатов, качества условий реализации образовательного процесса, а также структуры реализуемых основных профессиональных образовательных программ;

- объективность процедуры и результатов экспертной деятельности, обеспечивающая получение заключений и выводов, которые базируются на объективной информации, полученной со стороны всех субъектов образовательного процесса -обучающихся, научно-педагогических работников, руководителей образовательной организации, работодателей;

- независимость экспертов, предполагающая, что эксперты не могут находиться в гражданско-правовых и в трудовых отношениях с организациями, в которых осуществляется проведение экспертизы в сфере оценки качества высшего образования в отношении образовательной деятельности такой организации;

- профессиональная компетентность экспертов, требующая соответствия их знаний и умений профилю экспертизы, современному уровню развития науки, техники и технологий, а также квалификационным требованиям к экспертам, установленным законодательством Российской Федерации в сфере образования;

- ответственность экспертов за качество экспертной деятельности, предполагающая их ориентацию на интересы общества при осуществлении экспертной деятельности; исключение корыстных действий при подготовке экспертного заключения; обеспечение предоставления полной и объективной информации; сохранение конфиденциальной и служебной информации;

- сотрудничество во взаимодействии с представителями экспертного сообщества, диалогические способы взаимодействия при обсуждении сложных и спорных вопросов, ориентация на коллегиальную модель принятия решений.

Содержание экспертной деятельности связано с установлением соответствия содержания и качества подготовки обучающихся требованиям федеральных государственных образовательных стандартов/профессиональных стандартов, а также с определением качества подготовки обучающихся, оценкой степени достижения ими планируемых результатов освоения образовательной программы в соответствии с нормативно-регламентированной процедурой и критериями.

Процедура внешней оценки качества высшего образования предполагает запрос у организации, осуществляющей образовательную деятельность, документов и материалов, необходимых для проведения экспертизы, и ознакомление с ними экспертов, а также ознакомление с документами и материалами, размещенными организацией на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Результатом экспертной деятельности в сфере внешней оценки качества высшего образования является отчет об экспертизе качества высшего образования в части закрепленных за экспертом образовательных программ, на основе которого формируется заключение экспертной группы.

Объектом экспертизы являются образовательные программы, реализуемые в организации, осуществляющей образовательную деятельность, а субъектами - эксперты, имеющие необходимую квалификацию, и/ или экспертные организации, соответствующие установленным требованиям. Исследователи справедливо отмечают, что в центре экспертной деятельности в сфере внешней оценки качества высшего образования находится именно эксперт - специалист, уполномоченное физическое

лицо, обладающее необходимым опытом, знаниями и квалификацией в области объекта экспертизы, который по результатам экспертизы представляет экспертное заключение согласно установленным критериям.

Совокупность квалификационных требований к эксперту для участия в экспертной деятельности по оценке качества образования в рамках проведения аккредита-ционной экспертизы определена российским законодательством и включает, кроме наличия высшего образования и опыта работы в сфере образования, ряд позиций, характеризующих знания, умения и навыки эксперта, а также опыт разработки и реализации образовательных программ [27] (табл. 3).

Таблица 3

Квалификационные требования к эксперту, привлекаемому к оценке качества высшего образования при осуществлении аккредитационной экспертизы

Наличие высшего образования и стажа работы в сфере образования не менее 5 лет

Знать: - законодательство Российской Федерации в сфере образования, нормативные правовые акты, регламентирующие осуществление процедуры государственной аккредитации образовательной деятельности; - федеральные государственные образовательные стандарты; - образовательные стандарты, установленные образовательными организациями высшего образования самостоятельно; - порядок работы со служебной информацией, со сведениями, составляющими государственную тайну, персональными данными; - способы и особенности применения сетевой формы реализации образовательных программ, а также реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Обладать навыками: - поиска, сбора, анализа и систематизации информации, необходимой для проведения аккредитационной экспертизы; - работы с компьютерной и другой оргтехникой, применения современных информационно-телекоммуникационных технологий; - применения правил деловой этики/usage of business ethics principles; - делового письма (переписки)

Уметь - взаимодействовать в процессе проведения аккредитационной экспертизы с экспертной группой, с аккредитационными органами, организацией, осуществляющей образовательную деятельность; - работать с нормативными правовыми актами и локальными нормативными актами, содержащими нормы, регламентирующие образовательные отношения; - проводить экспертизу оценочных и методических материалов на соответствие федеральным государственным образовательным стандартам и/или самостоятельно установленным образовательным стандартам; - устанавливать соответствие (несоответствие) содержания и качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам, а также качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам, реализуемым в соответствии с самостоятельно установленными образовательными стандартами; - анализировать информацию и документы, полученные в ходе проведения ак-кредитационной экспертизы; - грамотно формулировать и обосновывать выводы по предмету аккредитацион-ной экспертизы; - составлять и оформлять отчет об аккредитационной экспертизе и заключение экспертной группы с использованием средств компьютерной техники и информационных технологий

Обладать - разработки и реализации образовательных программ, реализуемых по самосто-

опытом: ятельно установленным образовательным стандартам (в случае если эксперт подал

заявление об установлении полномочий физического лица в качестве эксперта в отношении образовательных программ, реализуемых по самостоятельно установленным образовательным стандартам);

- применения сетевой формы реализации образовательных программ, а также реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (в случае если эксперт подал заявление об установлении полномочий физического лица в качестве эксперта в отношении образовательных программ, реализуемых с применением сетевой формы реализации образовательных программ, а также электронного обучения и дистанционных образовательных технологий)_

Потенциал в общем виде рассматривается исследователями как совокупность средств, условий, необходимых для ведения, поддержания, сохранения чего-либо.

Потенциал экспертной деятельности мы рассматриваем как возможность, как совокупность ресурсов, резервов, которые обеспечат достижение субъектом экспертной деятельности социально востребованных результатов [28].

Основываясь на положениях ресурсного подхода к характеристике потенциала субъекта экспертной деятельности, мы, вслед за В. Н. Марковым, рассматриваем его как «самоуправляющуюся систему его внутренних ресурсов, проявляющихся в социально востребованных результатах деятельности», и выделяем внешний (субъект в окружающей среде) и внутренний (внутренние противоречия субъекта деятельности) аспекты потенциала экспертной деятельности в сфере внешней оценки качества высшего образования как ресурсы экспертной деятельности, связанные с развитием высшего образования в целом и с повышением качества профессиональной деятельности, а также личного и профессионального совершенствования экспертов [29].

Исследование потенциала экспертной деятельности осуществлялось в 2018-2021 годах среди аккредитованных экспертов Рособрнадзора на основе анализа комплекса ее возможностей. Выборка составила 30 человек, из которых 18 человек относятся к административно-управленческому персоналу вузов, а 12 человек - к профессорско-преподавательскому составу. Результаты исследования потенциала экспертной деятельности в сфере внешней оценки качества высшего образования отражены в табл. 4.

Характеризуя потенциал экспертной деятельности в сфере внешней оценки качества для развития высшего образования и повышение его качества, эксперты, прежде всего, отмечают значимость данной работы для решения стратегических задач своего вуза. На это указывают 66,7% всех опрошенных экспертов. Отметим, что среди экспертов, относящихся к административно-управленческому аппарату вузов, данную возможность экспертной деятельности в сфере внешней оценки качества высшего образования отмечают 94,4% респондентов.

Среди преимуществ экспертной деятельности для развития высшего образования и повышения его качества респонденты отмечают возможность системного видения требований к организации и осуществлению образовательного процесса: к условиям реализации образовательного процесса по конкретным образовательным программам; к содержанию и результатам профессионального образования; к структуре образования. На данное обстоятельство указывают 60% опрошенных экспертов.

Таблица 4

Потенциал экспертной деятельности в сфере внешней оценки качества

высшего образования

Характеристика потенциала экспертной деятельности в сфере внешней оценки качества высшего образования Значимость для экспертов (в %)

Развитие высшего образования и повышение его качества

Определение стратегических задач вуза 66,7

Системное видение требований к организации и осуществлению образовательного процесса 60

Подготовка к процедуре государственной аккредитации 100

Знакомство с лучшими практиками образовательной деятельности в российских университетах 50

Повышение качества профессионально-педагогической деятельности

Использование экспертной позиции для повышения качества профессиональной деятельности коллег (наставничество) 20

Повышение психологической готовности к совершенствованию профессиональной деятельности 46,7

Повышение мотивации понимания предназначения профессии 23,3

Развитие профессиональных коммуникаций 60

Использование экспертного статуса для поддержки инновационного образования 23,3

Личное и профессиональное совершенствование экспертов как субъектов экспертной деятельности

Развитие рефлексивной позиции эксперта 56,7

Профессиональная самореализация 66,7

Профессиональный и личностный рост 60

Творческий потенциал экспертной деятельности 13,3

Признание и авторитет среди коллег 63,3

Оценивая потенциал экспертной деятельности в сфере внешней оценки качества для развития высшего образования и повышение его качества, 100% респондентов единодушны в том, что участие в данной деятельности способно оказать существенное положительное влияние на процесс подготовки к процедуре государственной аккредитации той образовательной организации, которая является основным местом работы эксперта. Участие в экспертизе формирует у экспертов важные компетенции: способность работать с документами, грамотно и системно формировать требования к локальной нормативной базе образовательной деятельности, правильно «читать стандарты». Участие в процедуре оценки качества образования позволяет, по их мнению, «увидеть изнутри работу экспертной группы» и более системно осознать требования, которые предъявляются в ходе процедуры внешней оценки качества образования. Респонденты также отметили, что опыт участия в оценке качества образования позволяет им более корректно и на регулярной основе осуществлять внутреннюю экспертизу образовательных программ, реализуемых в образовательной организации, являющейся их постоянным местом работы. 80% респондентов, относящихся к административно-управленческому аппарату вузов, указывают на возможность через участие в экспертной деятельности повысить психологическую готовность к аккредитационной экспертизе у руководителей структурных подразделений. Именно поэтому многие руководители образовательных организаций решают задачу наличия не одного, а пула экспертов, например, по каждой из укрупненных групп специальностей/направлений подготовки, по которым ведется образовательная деятельность.

50% опрошенных указывают, что участие в экспертной деятельности по оценке качества высшего образования дало им возможность познакомиться с лучшими практиками образовательной деятельности в российских университетах. Действительно, возможность увидеть другие подходы к образовательному процессу, иные решения позволяет по-новому взглянуть на деятельность своего родного вуза, а значит, совершенствовать ее, выходя за рамки текущего функционирования. При этом можно согласиться с мнением экспертов, которые отметили, что даже негативные результаты экспертизы дают возможность «учиться на ошибках», формируют «установку не повторять ошибок других в деятельности своей образовательной организации».

Следовательно, среди ресурсов, связанных с развитием высшего образования и повышением его качества, приоритетными, как считают респонденты, являются ее возможности, связанные с подготовкой к процедуре государственной аккредитации и определением стратегических задач вуза.

Характеризуя потенциал экспертной деятельности в сфере внешней оценки качества высшего образования для повышения качества профессионально-педагогической деятельности, респонденты указывают на возможность использования своей экспертной позиции для повышения качества профессиональной деятельности коллег через участие в различных формах наставничества для молодых педагогов, проведение для них мастер-классов, открытых учебных занятий, методических семинаров, на что указали 20% участников опроса.

Говоря о потенциале экспертной деятельности для повышения качества профессионально-педагогической деятельности, 46,7% экспертов отмечают ее важность для формирования у них готовности к совершенствованию своей профессиональной деятельности, а 23,3% указывают на возможность развития мотивации понимания предназначения профессии. Развитие указанных выше мотивов профессионально-педагогической деятельности во многом определяет профессиональное поведение эксперта и, несомненно, позволяет добиваться более высоких результатов.

В качестве существенного потенциала экспертной деятельности может рассматриваться и развитие профессиональных коммуникаций, которое происходит входе внешней оценки качества образования. Так, 60% опрошенных отмечают, что профессиональные коммуникации, которые складываются при выполнении в ходе процедуры оценки качества высшего образования, получают дальнейшее развитие в совместных научных проектах, сетевом взаимодействии, программах академической мобильности преподавателей и студентов.

Определяя возможности использования экспертного статуса для поддержки инновационного образования, 23,3% опрошенных экспертов указывают, что участие в экспертной деятельности по оценке качества высшего образования позволило им включиться в инновационную деятельность по совершенствованию внутренней системы оценки качества образования в своей образовательной организации, по разработке образовательных программ с учетом запросов регионального рынка труда, по реализации сетевых образовательных программ.

Можно констатировать, что среди ресурсов, обеспечивающих повышение качества профессионально-педагогической деятельности, первостепенное значение, по мнению респондентов, имеет развитие профессиональных коммуникаций и повышение психологической готовности к совершенствованию профессиональной деятельности.

Характеризуя потенциал экспертной деятельности в сфере внешней оценки качества высшего образования для личного и профессионального совершенствования экс-

пертов как ее субъектов, 56,7% опрошенных указывают, что экспертная деятельность развивает их рефлексивную позицию, повышает уровень осознания собственной профессиональной деятельности, учит, исходя из общих требований к качеству профессионального образования по конкретной образовательной программе, проектировать, реа-лизовывать и контролировать обучение конкретного студента/учебной группы по своей учебной дисциплине; включать их в такие виды учебно-профессиональной деятельности, которые обеспечивают достижение требуемых результатов образования.

Для 66,7% экспертов, по данным опроса, экспертная деятельность дает возможность профессиональной самореализации, для 60% опрошенных - это возможность профессионального и личностного роста. Действительно, например, законодательно закрепленная процедура привлечения экспертов к государственной аккредитации образовательных организаций требует постоянного повышения квалификации, регулярной (один раз в три года) сдачи аттестационного экзамена, включающего электронное тестирование, а также собеседование по нормативно-правовому обеспечению процедуры государственной аккредитации, порядку работы экспертной группы, методике проведения аккредитационной экспертизы, что, несомненно, требует постоянной работы над собой.

О творческом потенциале экспертной деятельности в сфере внешней оценки качества высшего образования говорят 13,3% опрошенных экспертов, подчеркивая, что для формирования корректного отчета по аккредитационной экспертизе важно не только ее следование общему алгоритму процедуры государственной аккредитации, но и его «привязка» к конкретной локальной нормативной базе, к имеющимся в данной образовательной организации условиям реализации образовательной программы, что требует интеграции экспертом всего массива информации, ее грамотной интерпретации и систематизации.

63,3% респондентов отмечают, что участие в экспертной деятельности дает им признание и авторитет среди коллег, которые обращаются к ним за советом при возникновении дискуссионных вопросов при интерпретации и применении нормативных правовых актов в сфере образования, а также при разработке документации по образовательному процессу, для консультативной поддержки при осуществлении внутреннего аудита образовательной деятельности.

Таким образом, среди ресурсов, связанных с возможностью личного и профессионального совершенствования экспертов как субъектов экспертной деятельности, приоритетными, по их мнению, являются профессиональная самореализация, а также признание и авторитет среди коллег.

Заключение / Conclusion

Итак, в исследовании экспертная деятельность рассматривается как активность, направленная на оценку качества образования, осуществляемая авторитетными специалистами по выработанным в профессиональном сообществе процедуре и критериям. Базовыми методологическими подходами к ее исследованию являются системный, деятельностный, аксиологический, герменевтический, средовой.

Экспертная деятельность в сфере внешней оценки качества высшего образования ориентирована на установление соответствия содержания и качества подготовки обучающихся требованиям федеральных государственных образовательных стандартов/ профессиональных стандартов. Данная деятельность характеризуется специфическими целями, содержанием и технологией осуществления, а также особыми

требованиями к экспертам. На основе системного и ресурсного подходов обоснованы характеристики экспертной деятельности в сфере внешней оценки качества высшего образования (на примере аккредитационной экспертизы), базовыми из которых являются полифункциональность; ориентация на контроль и оценку как приоритеты; ограниченность по времени; реализуемость на основе индивидуальной деятельности внешнего эксперта, непосредственный и идентификационный характер экспертизы, предполагающий прямые способы получения информации; наличие письменного экспертного заключения/ отчета эксперта по ее результатам. Определены базовые принципы экспертной деятельности в сфере внешней оценки качества высшего образования: соответствие требованиям российского законодательства; полнота экспертного исследования; объективность процедуры и результатов экспертной деятельности; независимость экспертов; профессиональная компетентность экспертов; ответственность экспертов за качество экспертной деятельности; сотрудничество во взаимодействии с представителями экспертного сообщества. Потенциал экспертной деятельности рассматривается как самоуправляющаяся система внутренних ресурсов эксперта, проявляющихся в социально востребованных результатах его деятельности. В работе рассмотрен внешний (субъект в окружающей среде) и внутренний (внутренние противоречия субъекта деятельности) аспекты потенциала экспертной деятельности в сфере внешней оценки качества высшего образования, которые конкретизированы через ресурсы экспертной деятельности, связанные с развитием высшего образования; с повышением качества профессиональной деятельности, с личным и профессиональным совершенствованием экспертов.

На основе изучения мнения аккредитованных экспертов в области проведения государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций исследован потенциал экспертной деятельности в сфере внешней оценки качества высшего образования. Среди ресурсов, связанных с развитием высшего образования и повышением его качества, приоритетны, по мнению экспертов, возможности, связанные с подготовкой к процедуре государственной аккредитации и определением стратегических задач вуза. Среди ресурсов, обеспечивающих повышение качества профессионально-педагогической деятельности, первостепенное значение имеют развитие профессиональных коммуникаций и повышение психологической готовности к совершенствованию профессиональной деятельности. А среди ресурсов, определяющих возможности для личного и профессионального совершенствования экспертов как субъектов экспертной деятельности, приоритетны профессиональная самореализация, а также признание и авторитет среди коллег.

Выявленные характеристики и потенциал экспертной деятельности позволят существенно повысить ее качество при условии учета данных характеристик и комплексного использования ее ресурсов при осуществлении процедуры внешней оценки качества высшего образования. В связи с необходимостью совершенствования такого вида внешней оценки качества высшего образования, как профессионально-общественная аккредитация, которая проводится работодателями, их объединениями, а также уполномоченными ими организациями, актуализируется проблема отбора и подготовки экспертов, которые будут привлекаться к данному виду экспертной деятельности. Данная подготовка также должна осуществляться на основе анализа и обоснования характеристик и потенциала данной экспертной деятельности.

Ссылки на источники / References

1. Беспалько В. П. Инструменты диагностики качества знаний учащихся // Школьные технологии. - 2006. - № 2. -С. 138-150.

2. Краевский B. В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя. - Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. - 165 с.

3. Kinchin I. M., Cabot L. B., Hay D. B. Visualising expertise: towards an authentic pedagogy for higher education // Teaching in Higher Education. - 2008. - Vol. 13. - Issue 3. - URL: http://dx.doi.org/10.1080/13562510802045345.

4. Grigor'ev S. I. Expert Assessments of Russians' Attitudes Toward Higher Education Reform // Russian Education & Society. - 2009. - Vol. 51. - Issue 12. - URL: https://www.revistaespacios.com/a18v39n17/18391711.html.

5. Schellekens A., Paas F., Verbraeck A., Jeroen J. G. van. Mer^nboer Flexible programmes in higher professional education: expert validation of a flexible education model // Innovations in Education and Teaching International. - 2010. -Vol. 47. - Issue 3. - URL: http://dx.doi.org/10.1080/14703297.2010.498179.

6. Волков В. Н. Роль экспертизы инновационных практик в образовании как средства управления образовательным учреждением // Академический вестник. Вестник Санкт-петербургской академии постдипломного образования. - 2017. - № 4 (38). - С. 7-14.

7. Прозументова Г. Н. Экспертиза образовательных инноваций в практике гуманитарного управления // Экспертиза образовательных инноваций / под ред. Г. Н. Прозументовой. - Томск: Томский государственный университет, 2007. - 156 с.

8. Teichler U. Academically ambitious and relevant higher education research: the legacy of the Consortium of Higher Education Researchers // European Journal of Higher Education. - 2013. - Vol. 3. - Issue 3. - URL: http://dx.doi.org/10.1080/21568235.2013.814243.

9. Умняшова И. Б. Психолого-педагогическая экспертиза в системе образования: основные направления и подходы //Психологическая наука и образование. - 2017. - Т. 22. - № 3. - C. 5-18.

10. Фуряева Г. В. Качество высшего образования: проблемы экспертизы // Гуманитарный вектор. - 2009. - № 3. -С. 15-20.

11. Брызгалина Е. В. Проблемы оценки качества образования: теория и практика // Естественно-научное образование: взаимодействие средней и высшей школы: сб. / под общ. ред. академика РАН, проф. В. В. Лунина и проф. Н. Е. Кузьменко / под ред. Н. Е. Кузьменко. - М.: Изд-во Московского университета, 2012. - С. 124-144.

12. Yielder J. An integrated model of professional expertise and its implications for higher education // International Journal of Lifelong Education. - 2004. - Vol. 23. - Issue 1. - URL: https://www.researchgate.net/publica-tion/248982997_An_integrated_model_of_professional_expertise_and_its_implications_for_higher_education.

13. Ericsson K. A., Smith J. Towards a general theory of expertise: Prospects and limits. - New York: Cambridge University Press, 1991. - Р. 1-38.

14. Третьяков А. Л. История становления экспертной оценки в российском образовании // Педагогическая наука и современное образование: сб. ст. IV Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. Дню российской науки / ФГБОУ ВО Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Институт педагогики. - СПб., 2017. - С. 177-183.

15. Ackerman M., McDonald D., Lutters W., Muramatsu J. Recommenders for Expertise Management // Proceedings of ACM SIGIR'99 Workshop on Recommender Systems: Algorithms and Evaluation. - Berkeley: University of California, 1999. - Р. 97-105.

16. Ткаченко Е. В. Роль и назначение экспертных оценок в развитии современного образования // Педагогика. -2015. - № 10. - С. 24-29.

17. Третьяков А. Л. Подготовка экспертов в системе высшего образования в свете требований стандартов нового поколения // Актуальные проблемы преподавания технологии, экономики, ОБЖ в условиях инновационного развития образования: материалы XI междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Н. В. Зеленко. - Армавир, 2017. - С. 114-120.

18. Евстратикова А. В., Болотова Е. Л. Экспертиза как вид профессиональной деятельности в образовании // Наука и школа. - 2016. - № 6. - С. 125-129.

19. Игнатьева Г. А., Крайникова М. Н. Экспертная деятельность в образовании. - Н. Новгород: НГЦ, 2003. - 76 с.

20. Братченко С. Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). - М.: Смысл, 1999. - 137 c.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Игнатьева Г. А., Слободчиков В. И. Методология экспертизы инновационных образовательных проектов // Инноватика и экспертиза. Научные труды Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Научно-исследовательский институт - Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы». - М.: ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ, 2011. - Вып. 2(7). - С. 58-66.

22. Лактионова Е. Б. К вопросу о возможности использования экспертизы для оценки психологической безопасности образовательной среды. - URL: http://www.emissia.org/offline/2009/1311.htm.

23. Ясвин В. А., Ушакова М. А. Экспертиза школьной образовательной среды. - М.: Сентябрь, 2000. - 128 с.

24. Мкртычян, Г. А. Психологическая экспертиза в инновационном образовании: теория и практика. - Саар-брюккен: Lambert Academic Publishing (LAP), 2011. - 147 с. - URL: https://docplayer.ru/34816457-Mkrtychyan-g-a-psihologicheskaya-ekspertiza-v-innovacionnom-obrazovanii-teoriya-i-praktika.html.

25. Новикова Т. Г. Типология экспертизы в образовании // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - № 5. - С. 37-42.

26. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1039 г. Москва «О государственной аккредитации образовательной деятельности» (ред. от 18.01.2018). - URL: https://base.garant.ru/70513356/

27. Приказ Минобразования от 20 мая 2014 г. - № 556 «Об утверждении квалификационных требований к экспертам, требований к экспертным организациям, порядка их аккредитации, в том числе порядка ведения реестра экспертов и экспертных организаций, порядка отбора экспертов и экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы». - URL: https://base.garant.ru/70712238.

28. Потенциал. Словари и энциклопедии Академик.ру. - URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/963642.

29. Марков В. Н. Потенциал деятельности: между субъектом и целью // Мир психологии. - 2014. - № 3. - С. 142.

1. Bespal'ko, V. P. (2006). Instrumenty diagnostiki kachestva znanij uchashchihsya [Tools for diagnosing the quality of students' knowledge], Shkol'nye tekhnologii, № 2, pp. 138-150 (in Russian).

2. Kraevskij, B. V. (1994). Metodologiyapedagogicheskogo issledovaniya: posobie dlyapedagoga-issledovatelya [Methodology of Pedagogical Research: A Guide for the Teacher-Researcher], Izd-vo SamGPI, Samara, 165 p. (in Russian).

3. Kinchin, I. M., Cabot, L. B. & Hay, D. B. (2008). "Visualising expertise: towards an authentic pedagogy for higher education", Teaching in Higher Education, vol. 13, issue 3. Available at: http://dx.doi.org/10.1080/13562510802045345 (in English).

4. Grigor'ev, S. I. (2009). "Expert Assessments of Russians' Attitudes Toward Higher Education Reform", Russian Education & Society, vol. 51, issue 12. Available at: https://www.revistaespacios.com/a18v39n17/18391711.html (in English).

5. Schellekens, A., Paas, F., Verbraeck, A. & Jeroen, J. G. van. (2010). "Merriënboer Flexible programmes in higher professional education: expert validation of a flexible education model", Innovations in Education and Teaching International, vol. 47, issue 3. Available at: http://dx.doi.org/10.1080/14703297.2010.498179 (in English).

6. Volkov, V. N. (2017). "Rol' ekspertizy innovacionnyh praktik v obrazovanii kak sredstva upravleniya obrazovatel'nym uchrezhdeniem" [The role of the expertise of innovative practices in education as a means of managing an educational institution], Akademicheskij vestnik. Vestnik Sankt-peterburgskoj akademii postdiplomnogo obrazovaniya, № 4 (38), pp. 7-14 (in Russian).

7. Prozumentova, G. N. (2007). "Ekspertiza obrazovatel'nyh innovacij v praktike gumanitarnogo upravleniya" [Examination of educational innovations in the practice of humanitarian management], Eks-pertiza obrazovatel'nyh innovacij, Tomsk: Tomskij gosudarstvennyj universitet, 156 p. (in Russian).

8. Teichler, U. (2013). "Academically ambitious and relevant higher education research: the legacy of the Consortium of Higher Education Researchers", European Journal of Higher Education, vol. 3, issue 3. Available at: http://dx.doi.org/10.1080/21568235.2013.814243 (in English).

9. Umnyashova, I. B. (2017). "Psihologo-pedagogicheskaya ekspertiza v sisteme obrazovaniya: osnovnye napravleniya i podhody" [Psychological and pedagogical expertise in the education system: main directions and approaches], Psi-hologicheskaya nauka i obrazovanie, t. 22, № 3, pp. 5-18 (in Russian).

10. Furyaeva, G. V. (2009). "Kachestvo vysshego obrazovaniya: problemy ekspertizy" [Quality of Higher Education: Problems of Expertise], Gumanitarnyj vektor, № 3, pp. 15-20 (in Russian).

11. Bryzgalina, E. V. (2012). "Problemy ocenki kachestva obrazovaniya: teoriya i praktika" [Issues of assessing the quality of education: theory and practice], Estestvenno-nauchnoe obra-zovanie: vzaimodejstvie srednej i vysshej shkoly: sb., Izd-vo Moskovskogo universiteta, Moscow, pp. 124-144 (in Russian).

12. Yielder, J. (2004). "An integrated model of professional expertise and its implications for higher education", International Journal of Lifelong Education, vol. 23, issue 1. Available at: https://www.researchgate.net/publication/248982997_An_in-tegrated_model_of_professional_expertise_and_its_implications_for_higher_education (in English).

13. Ericsson, K. A. & Smith, J. (1991). Towards a general theory of expertise: Prospects and limits, Cambridge University Press, New York, pp. 1-38 (in English).

14. Tret'yakov, A. L. (2017). "Istoriya stanovleniya ekspertnoj ocenki v rossijskom obrazovanii" [The history of the establishment of expert assessment in Russian education], Pedagogicheskaya nauka i sovremennoe obrazovanie: sb. st. IV Vseros. nauch.-prakt. konf., posvyashch. Dnyu rossijskoj nauki, FGBOU VO Rossijskij gosudarstvennyj pedagog-icheskij universitet im. A. I. Gercena, Institut pedagogiki, St. Petersburg, pp. 177-183 (in Russian).

15. Ackerman, M., McDonald, D., Lutters, W. & Muramatsu, J. (1999). "Recommenders for Expertise Management", Proceedings of ACMSIGIR99 Workshop on Recommender Systems: Algorithms and Evaluation, University of California, Berkeley, pp. 97-105 (in English).

E. A. Xodupeêa

16. Tkachenko, E. V. (2015). "Rol' i naznachenie ekspertnyh ocenok v razvitii sovremennogo obrazovaniya" [The role and purpose of expert assessments in the development of modern education], Pedagogika, № 10, pp. 24-29 (in Russian).

17. Tret'yakov, A. L. (2017). "Podgotovka ekspertov v sisteme vysshego obrazovaniya v svete trebovanij standartov no-vogo pokoleniya" [Training of experts in the system of higher education in the light of the new generation standards requirements], Aktual'nye problemy prepodavaniya tekhnologii, ekonomiki, OBZH v usloviyah innovacionnogo razvitiya obrazovaniya: materialy XI mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Armavir, pp. 114-120 (in Russian).

18. Evstratikova, A. V. & Bolotova, E. L. (2016). "Ekspertiza kak vid professional'noj deyatel'nosti v obrazovanii" [Expertise as a type of professional activity in education], Nauka i shkola, № 6, pp. 125-129 (in Russian).

19. Ignat'eva, G. A. & Krajnikova, M. N. (2003). Ekspertnaya deyatel'nost' v obrazovanii [Expert activity in education], NGC, N. Novgorod, 76 p. (in Russian).

20. Bratchenko, S. L. (1999). Vvedenie vgumanitarnuyu ekspertizu obrazovaniya (psihologicheskie aspekty) [Introduction to the Humanitarian Expertise of Education (Psychological Aspects)], Smysl, Moscow, 137 p. (in Russian).

21. Ignat'eva, G. A. & Slobodchikov, V. I. (2011). "Metodologiya ekspertizy innovacionnyh obrazovatel'nyh proektov" [Methodology for the examination of innovative educational projects], Innovatika i ekspertiza. Nauchnye trudy Fed-eral'nogo gosudarstvennogo byudzhetnogo nauchnogo uchrezhdeniya "Nauchno-issledovatel'skij institut - Respu-blikanskijissledovatel'skijnauchno-konsul'tacionnyjcentrekspertizy", FGBNU NII RINKCE, Moscow, vyp. 2(7), pp. 5866 (in Russian).

22. Laktionova, E. B. K voprosu o vozmozhnosti ispol'zovaniya ekspertizy dlya ocenkipsihologicheskoj bezopasnosti obra-zovatel'noj sredy [On the question of the possibility of using expertise to assess the psychological safety of the educational environment], Available at: http://www.emissia.org/offline/2009/1311.htm (in Russian).

23. Yasvin, V. A. & Ushakova, M. A. (2000). Ekspertiza shkol'noj obrazovatel'noj sredy [Examination of the school educational environment], Sentyabr', Moscow, 128 p. (in Russian).

24. Mkrtychyan, G. A. (2011). Psihologicheskaya ekspertiza vinnovacionnom obrazovanii: teoriya i praktika, [Psychological expertise in innovative education: theory and practice], Lambert Academic Publishing (LAP), Saarbryukken, 147 p. Available at: https://docplayer.ru/34816457-Mkrtychyan-g-a-psihologicheskaya-ekspertiza-v-innovacionnom-obrazovanii-teoriya-i-praktika.html (in Russian).

25. Novikova, T. G. (2009). "Tipologiya ekspertizy v obrazovanii" [Typology of expertise in education], Municipal'noe obrazovanie: innovacii i eksperiment, № 5, pp. 37-42 (in Russian).

26. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 18 noyabrya 2013 g. № 1039 g. Moskva "O gosudarstvennoj akkreditacii obrazovatel'noj deyatel'nosti" (red. ot 18.01.2018). [Decree of the Government of the Russian Federation of November 18, 2013 No. 1039, Moscow "On state accreditation of educational activities" (as amended on January 18, 2018) ]Available at: https://base.garant.ru/70513356/ (in Russian).

27. Prikaz Minobrazovaniya ot 20 maya 2014 g, № 556 "Ob utverzhdenii kvalifikacionnyh trebovanij k ekspertam, trebovanij k ekspertnym organizaciyam, poryadka ih akkreditacii, v tom chisle poryadka vedeniya reestra ekspertov i ekspertnyh organizacij, poryadka otbora ekspertov i ekspertnyh organizacij dlya provedeniya akkreditacionnoj ekspertizy" [Order of the Ministry of Education dated May 20, 2014 No. 556 "On approval of qualification requirements for experts, requirements for expert organizations, the procedure for their accreditation, including the procedure for maintaining a register of experts and expert organizations, the procedure for selecting experts and expert organizations for accreditation expertise"]. Available at: https://base.garant.ru/70712238 (in Russian).

28. Potencial. Slovari i enciklopedii [Potential. Dictionaries and encyclopedias] Akademik.ru. Available at: https://dic.ac-ademic.ru/dic.nsf/ushakov/963642 (in Russian).

29. Markov, V. N. (2014). "Potencial deyatel'nosti: mezhdu sub"ektom i cel'yu" [Activity potential: between subject and goal], Mirpsihologii, № 3, p. 142 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.