Научная статья на тему 'Современные условия хозяйствования и особенности внутрифирменного планирования на китайских предприятиях'

Современные условия хозяйствования и особенности внутрифирменного планирования на китайских предприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
500
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДХОДОВ / ВНУТРИФИРМЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ЭКОНОМИКА КИТАЯ / PERFORMANCE APPROACHES / CORPORATE PLANNING / CHINESE ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чжао Фэй

В статье обобщаются достижения для характеристики подходов к внутрифирменному планированию на предприятиях. Рассматриваются некоторые особенности становления и развития современной экономики Китая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT ECONOMIC CONDITIONS AND CHARACTERISTICS OF CORPORATE PLANNING IN CHINESE ENTERPRISES

The article summarizes the achievements to describe approaches to corporate planning at enterprises should consider some of the features of formation and development of the economy of China.

Текст научной работы на тему «Современные условия хозяйствования и особенности внутрифирменного планирования на китайских предприятиях»

достижения стабильности в условиях глобализации бедные страны должны экономически развиваться, а для богатых стран необходимо сдерживание ускоряющегося экономического роста. Для управления глобальными рисками, связанными с изменением климата, необходимо принимать не частные, корпоративные решения, стратегии, доктрины, а межправительственные решения на основе концентрации усилий на научных разработках и принятии на их основе решений, направленных на немедленные действия по предотвращению и смягчению последствий планетарных стихийных бедствий.

Необходимо создание единого набора правил для всей глобальной экономической системы основанной не на краткосрочной денежной выгоде, а долгосрочном устойчивом благосостоянии. Это означает, пересмотр текущей модели экономического развития, инвестиционных возможностей, поощряющих переход от иррациональных идей вечного роста, потребления и потребительства - двигателя этого роста, а к эффективному развитию всей планетарной системы: общества-бизнеса-технологий.

Реальное обеспечение безопасности, сложных технических систем и окружающей среды и самого человека возможно только при решении на национальном, региональном и международном уровнях основных базовых проблем, связанных с:

- разработкой фундаментальной теории техногенных и природных аварий и катастроф, теории защиты и осуществления безопасности жизнедеятельности;

- переходом к проектированию, созданию и эксплуатации потенциально опасных производств и объектов с учетом всех критериев, методов и средств обеспечения безопасности;

- созданием современных методов и средств оповещения, защиты и спасения людей, а также ведением восстановительных работ в зонах возникновения и развития катастроф;

- разработкой и внедрением единой национальной, региональной и международной нормативно-законодательной базы по техническому, правовому и экономическому регулированию вопросов безопасности жизнедеятельности и многое другое.

Развитие конкурентных отношений, внедрение новых механизмов и инструментов государственного регулирования в рыночной экономике позволят оптимизировать территориальное размещение объектов промышленного производства, стимулировать разработку и внедрение эффективных схем энергоснабжения потребителей энергетических и газовых услуг, а также позволят бизнесу уменьшить затраты на единицу производимой продукции; формировать эффективную ценовую политику, что в результате изменит эффективность всей системы промышленного производства и потребления выпускаемой продукции и предоставляемых услуг.

Кроме того, принимаемые решения по обеспечению глобальной безопасности не могут быть оптимальными без доступа к достоверным информационным ресурсам. Государственные органы власти должны урегулировать возможность доступа к статистической информации мирового сообщества, разработать систему инструментов разрешительно-запретительных технологий производственной деятельности, а мировое научно-промышленное сообщество должно унифицировать методики оценки запасов углеводородов, объемов их извлечения из недр, применение современных технологий с учетом методов промышленной безопасной и экологически чистой переработки.

Литература:

1. Министерство Российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. http://www.mchs.gov.ru/Stats.

2. Совершенствование механизмов обеспечения безопасности при функционировании предприятий химического комплекса // Транспортное дело России. 2010. № 3. С. 129-131.

3. ОАО «Газпром». Официальный сайт. [Электронный ресурс]. http://www.gazprom.ru/investors/reports/2013/.

4. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. http://www.gks.ru/.

СОВРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ВНУТРИФИРМЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА КИТАЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Чжао Фэй, к.э.н.к, преподаватель кафедры Международного торговли Тайшанского государственного университета, Шаньдун, Тайань

В статье обобщаются достижения для характеристики подходов к внутрифирменному планированию на предприятиях. Рассматриваются некоторые особенности становления и развития современной экономики Китая.

Ключевые слова: характеристика подходов, внутрифирменное планирование, экономика Китая.

CURRENT ECONOMIC CONDITIONS AND CHARACTERISTICS OF CORPORATE

PLANNING IN CHINESE ENTERPRISES

Zhao Fei, Ph.D., lecturer of the International trade chair, Taishan State University

The article summarizes the achievements to describe approaches to corporate planning at enterprises should consider some of the features of formation and development of the economy of China.

Keywords: performance approaches , corporate planning , Chinese economy

Для характеристики подходов к внутрифирменному планированию на предприятиях следует рассмотреть некоторые особенности становления и развития современной экономики Китая.

Составной частью экономических реформ Китая стала «политика открытости» («Кайфан»). Это политика привлечения иностранного капитала в китайскую экономику в виде займов, прямых инвестиций, организации СП с зарубежными партнерами и привлечение капитала через СЭЗ.

Первая свободная экономическая зона была создана в маленькой деревушке Шэньчжэнь в 1979 г. Менее чем через 10 лет Шэньчжэнь превратилась в современный город с населением в 2 млн. чел., а в 1990 г. там уже действовало свыше 3000 предприятий с участием иностранного капитала, причем около 2000 из них были совместными иностранно-китайскими, а 354 - полностью иностранными.

Общая характеристика китайской модели экономики.

Китайская Народная Республика (КНР) - одна из крупнейших стран мира. На ее территории - 7,2% мировой суши - проживает

свыше 21% населения мира. Ее хозяйство создает 4% ВМП при подсчете по текущим валютным курсам и свыше 12% ВМП, рассчитанного на основе ППС. По последнему показателю КНР уступает только США. США обладает крупными минеральными ресурсами практически всех известных элементов. По потенциальным ископаемым ресурсам Китай уступает США и Российской Федерации. Она занимает ведущее место по запасам таких металлов, как вольфрам, цинк, литий, тантал, медь, свинец, никель.

Со дня образования КНР ее положение в мировом хозяйстве кардинально изменилось. КНР превратилась из отсталой в промышленно-аграрную страну, поставившую цель достичь в первой половине XXI в. высокого уровня развития и стать одной из ведущих держав мира. В последние десятилетия в стране осуществлялся перевод хозяйства от централизованно планируемой экономики к рыночным методам регулирования. По социально-экономической характеристике хозяйства КНР скорее относится к группе стран с переходной экономикой, чем к развивающимся странам

166 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №4 2014 |

Китайская Народная Республика исторически характеризуется обилием мелких малых предприятий в большинстве отраслей народного хозяйства, являясь многонаселенной страной с преобладанием сельского населения, последовательно проводит поддержку МП в течение уже более 20-ти лет.

До начала реформ МСП были представлены значительной частью государственных предприятий, городскими коллективными предприятиями и сельскими предприятиями народных коммун и производственных бригад.

Провозглашенный с началом экономической реформы (1978 г.) курс на создание многоукладной экономики с государственной собственностью в качестве основы дал толчок быстрому развитию малых предприятий различных форм собственности, в том числе индивидуальных и частных. Особенно бурно до середины 90-х годов развивались сельские волостные и поселковые предприятия, поглощавшие основную массу высвобождавшихся из сельского хозяйства крестьян (в «пиковом» 1996 г. здесь было занято 135 млн. человек).

Рост малого предпринимательства, носивший во многом стихийный характер, потребовал уточнения критериев данного феномена.

На рубеже 80-х - 90-х гг. Госсовет КНР утвердил «Критерии разграничения крупных, средних и малых предприятий в промышленности» применительно к различным отраслям, основанные либо на годовых объемах производства (в подавляющем большинстве случаев), либо на первоначальной стоимости основных фондов.

Например, к малым были отнесены металлургические предприятия с выплавкой менее 100 тыс. тонн стали и шахтоуправления с добычей менее 900 тыс. тонн угля в год, к средним соответственно предприятия с выплавкой менее 600 тыс. тонн стали и добычей менее 3 млн. тонн угля. Соответствующие критерии были приняты и для строительных организаций. В последние годы китайская статистика использует для классификации предприятий показатель объема реализованной продукции, фактически отражая на общегосударственном уровне только деятельность так называемых «масштабных» предприятий с годовым объемом реализации не менее 5 млн., юаней (600 тыс. долл.).

В столь крупный сегмент народного хозяйства направляется довольно значительная часть совокупных общественных инвестиций (порядка 143 млрд. долл.). Более половины этих инвестиций составили самостоятельно изысканные средства, около 20% - внутренние кредиты, и лишь 6,2% - 22,4 млрд. долл. - пришлось на бюджетные инвестиции. Хотя официальная китайская статистика не публикует каких-либо сведений о распределении бюджетных инвестиций в разбивке на крупные, мелкие и средние хозяйствующие субъекты, с учетом сохраняющегося бюджетного акцента на поддержку крупных госпредприятий можно уверенно утверждать, что средние и мелкие предприятия целевых инвестиций из бюджета на развитие получают ограничено.

Быстрый рост малого предпринимательства в Китае в годы реформ был порожден не госбюджетной поддержкой, а снятием государственных запретов по поводу их деятельности и их конкурентным преимуществом по сравнению с медленно разворачивавшимися в сторону требований рынка крупными госпредприятиями.

Общественно-политический и юридический статус мелких и малых предприятий различных форм собственности был закреплен в целой серии нормативно-правовых документов. Это, в частности, «Положение об аренде мелких промышленных предприятий общенародной собственности» (принято в 1988г., пересмотрено в 1990г.), «Положение об управлении индивидуальной промышленностью и торговлей» (1987г.), «Положение о частных предприятиях» (1988г.), «Положение о предприятиях коллективной собственности городов и поселков» (1991г.), «Положение о крестьянских паевых кооперативных предприятиях» (принято в 1990 г.). Кроме того, Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей в 1996 г. принял Закон КНР о волостных и поселковых предприятиях, а в 1999 г. - Закон КНР о предприятиях, основанных на индивидуальных инвестициях. На малое предпринимательство распространяется также действие общих налоговых положений и Закона КНР о компаниях (1993 г.).

Значительным шагом в направлении развития МСП стали принятые в июле 2000 г. Госкомитетом КНР по экономике и торговле «Директивы о политике поощрения и стимулирования развития малых и средних предприятий». Документ - первый такого рода за всю историю КНР - четко определяет типы малых предприятий,

которые будут пользоваться государственный поддержкой.. Большое значение придается установлению кооперационных связей малых предприятий с крупными, созданию сети научно-технического и информационного обслуживания малого бизнеса, его подключению к электронной торговле.

Малым предприятиям, профиль которых соответствует приоритетам государственной производственной политике, предусмотрены:

- заметное расширение кредитно-залоговой поддержки (на сегодня трудности с получением кредитов испытывает большинство малых предприятий);

- либерализация каналов привлечения общественных средств (включая эмиссию облигаций),

- снижение бремени местных неналоговых сборов, а в ряде случаев - и определенные налоговые льготы (прежде всего - предприятиям, создаваемым уволенными из госсектора работниками);

- поощрение участия иностранных предпринимателей в создании малых предприятий;

- введение упрошенной системы регистрации;

-создание отлаженного механизма банкротства и рынка имущественных прав малых предприятий.

В 2002 г., на базе указанной директивы был принят Закон КНР о поддержке и стимулировании МСП. При подготовке данного Закона Китай широко использовал соответствующий опыт развитых стран (прежде всего Германии, США, Японии). В частности, по примеру других государств предусмотрено создание в КНР специального фонда развития малых и средних предприятий из средств бюджета и отчислений самих предприятий, специального банка развития малых и средних предприятий, выделение данной группе предприятий фиксированной доли госзаказа.

Одним из способов поддержки малого предпринимательства в области предоставления гарантий субъектам малого предпринимательства является Кредитный гарантийный фонд (далее сокр. Фонд).

Целью фонда не является получение прибыли. Цель - обеспечить гарантирование кредитов для предприятий, членов фонда. Этот фонд создан на основе принципов взаимопомощи и взаимной выгоды. Средства не могут использоваться непосредственно в финансовых сделках.

Малые и средние предприятия, которые имеют хороший кредит, хорошо продаваемую продукцию и блестящее развивающееся будущее и которые соответствуют требованиям заемщика, согласно Главному положению (условию) Фонда, могут быть предприятиями - членами гарантийного фонда после предоставления и принятия заявки.

Фонд финансируется за счет правительства, коммерческого банка, основных платежей членов предприятий, процентов по фондовскому депозиту и других доходов. Каждый член предприятия должен заплатить определенную сумму Фонду сроком не менее чем через год.

Фонд депонирует средства в отделении банка в форме депозита. Средства не могут быть использованы в других целях, кроме как на гарантирование и вознаграждение (компенсации). Проценты фонда добавляются к средствам для обеспечения кредита вместо возвращения членам предприятий.

Компании являются одной из форм организации предпринимательства в Китае. Основными субъектами предпринимательства являются акционерные компании с ограниченной ответственностью, совместные акционерные предприятия. Большую роль в современном предпринимательстве играют предприятия со 100%-ми иностранными инвестициями.

В Китае разработано законодательство, позволяющее регулировать деятельность различных компаний. Для этого разработан закон КНР о компаниях, который разработан в соответствии с конституцией страны и направлен на стандартизацию их организационной структуры, защиту законных прав и интересов (Закон вступил в силу 1 июля 1994 года). При этом компании поддерживают должный порядок социалистической экономики и содействуют экономическому росту.

Рассмотрим опыт 4-х направлений деятельности различных предпринимательских структур Китая, так как это может быть полезно и для других стран, осуществляющих рыночные реформы.

Компания с ограниченной ответственностью и акционерная компания с ограниченной ответственностью являются юридическими лицами. Пайщики несут ответственность перед компанией

ТКЛШРОЮ" БШШБББ Ш КШБТЛ | №4 2014 | 167

в пределах суммы реально сделанных ими инвестиций. Компания отвечает своим имуществом за долги.

Компании с ограниченной ответственностью имеют право продавать продукцию в соответствии с разрешениями, оформленными на основании их лицензий на хозяйственную деятельность. Такие компании могут быть учреждены только гражданами КНР или китайскими юридическими лицами.

В акционерной компании с ограниченной ответственностью весь капитал разделен на равные доли, а акционеры несут ответственность перед компанией в пределах имеющихся у них акций. Компания отвечает за свои долги всем имуществом.

Пайщики компании являются ее основными вкладчиками, имеют право получать прибыль с капитала пропорционально сумме инвестиций, принимать важные решения о политике компании, выбирать управляющих.

В Китае существуют также компании, находящиеся в полной государственной собственности. Эти компании учреждены уполномоченными на это инвестиционными организациями или департаментами.

Значительную роль в предпринимательстве играют совместные акционерные предприятия. Поэтому в Китае принят закон «О совместных акционерных предприятиях» (Принято 1 июля, 1979 года, на второй сессии ВСНП 5 созыва, с поправками, внесенными на 4 сессии Постоянного Комитета ВСНП 9-го созыва от 15 марта, 2000 года). Совместные акционерные предприятия создаются с целью развития международного экономического сотрудничества и обмена технологиями. Принятый закон разрешает зарубежным компаниям, предприятиям и другим организациям создавать совместные акционерные предприятия на территории Китая и управлять ими на основе равенства и взаимной выгоды зарубежной и Китайской стороны.

Правительство КНР стремится к созданию благоприятного инвестиционного климата и защищает интересы иностранных инвесторов, прибыли получаемые с инвестиций, другие законные права совместных акционерных предприятий, которые действуют в соответствии с соглашением, договором и уставом, одобренным правительством КНР.

Совместные акционерные предприятия являются компаниями с ограниченной ответственностью. Они могут на основании своей лицензии получить разрешение на производство и продажу продукции на внутреннем рынке через лицензирование китайской стороны СП. Однако размер квот на продажу продукции на внутреннем рынке для СП находятся под внимательным наблюдением, так как Китай столкнулся с конкуренцией с ВТО, и порой довольно трудно получить квоты на желаемый уровень продаж на внутреннем рынке. К тому же, возможность для вновь созданных китайских компаний к вступлению в совместные предприятия все чаще становится под вопросом, так как китайское правительство желает видеть подтвержденный стаж работы ("послужной список") таких компаний, прежде чем позволить им получить официальный доступ к иностранным инвесторам. Китайские партнеры СП имеют решающее слово в производственных вопросах, в дополнение к тому, что они уполномочены на распределение прибыли.

Все большее распространение получают в Китае предприятия со 100%-ми иностранными инвестициями. Они становятся все более популярными для занятия бизнесом в Китае. Это обусловлено возможностями полного контроля над инвестициями и деятельностью предприятия. Кроме того предприятия со 100%-ми иностранными инвестициями играют все большую роль в экономике Китая. В связи с вступлением в ВТО.

В настоящее время для предприятий со 100%-ми иностранными инвестициями не требуется наличия китайского соучредителя. Они имеют право продавать 50% своей продукции на внутреннем рынке Китая, остальная продукция экспортируется за границу. Однако в том случае, когда предприятие со 100%-м иностранным капиталом создано в одной из свободных экономических зон, оно приравнивается в таможенном отношении к заграничному. Тогда 100% его продукции должно быть экспортировано в Китай.

Следует отметить что в связи в вступлением Китая в ВТО иностранные компании получили более свободный доступ к китайскому внутреннему рынку. Однако процесс открытия внутреннего рынка Китая распланирован на срок более 6 лет, в связи с чем будут существовать определенные ограничения на уровень продаж продукции иностранцами.

В Китае создаются холдинговые компании. Для инвестирования в Китае такая компания должна соответствовать определенным критериям, установленным Торгово-Промышленным Управлением КНР,

которые включают в себя как требование к тому, чтобы компания уже существовала не менее одного-двух лет, так и требование предоставления определенных документов, подтверждающих соответствие компании необходимым условиям. Простым решением в нашем случае является покупка уже зарегистрированной компании, имеющей определенный возраст (вероятно лучше ранее не использовавшейся), с изменением (если необходимо) ее имени, и использованием этой организации в качестве холдингового инструмента для китайского предприятия.

Заметную роль в китайской экономике играет венчурный бизнес. Это обусловлено тем, что китайское правительство во второй половине минувшего века рассматривало науку и технологии как ключевые аспекты развития страны. Отметим, что в США и Европе венчурный бизнес появился благодаря стремлению частного сектора к прибыли от инвестиций в науку и технологии. Бурное развитие венчурного бизнеса привело к тому, что на сегодняшний день Китай является второй в мире страной после США по объему прямых иностранных инвестиций.

Китайское правительство использовало все возможные средства стимулирования прямых венчурных инвестиций. Программы прямого государственного инвестирования, такие как программа «Факел», оказали существенное влияние на развитие отрасли. Стимулирование инвестиций происходило не только на государственном уровне, провинции получали директивы по работе с иностранными инвесторами, составленные с учетом специфики провинций.

Первостепенную роль сыграло создание специальных экономических зон, высокотехнологичных зон и зон свободной торговли, территорий, ставших зонами активного роста венчурной индустрии и экономики регионов и государства в целом. На сегодняшний день главным источником финансовых ресурсов для венчурного предпринимателя являются венчурные фонды - специализированные предприятия, предоставляющие на определенных условиях финансовые ресурсы под венчурные проекты и направленные, как правило, на извлечение прибыли.

К 2020 году Китай должен превратиться в государство инновационного типа, такова цель нашей страны в области научно-технического развития на ближайшие 15 лет - заявил в январе 2006 года Ху Цзиньтао на встрече с учеными Китая, представляя «Средне и долгосрочный план научно-технического развития» (План-2020). По словам председателя КНР, «суть такого государства заключается в том, чтобы мощь науки и техники способствовала экономико-социальному развитию и обеспечению национальной безопасности, чтобы синтез базовых научных исследований и изучения передовых технологий существенно усиливал и позволял достичь таких научно-технических результатов, которые были бы существенны для всего мира».

С неуклонным и стабильным развитием китайской экономики в Китае ежегодно появляется большое количество предприятий, в том числе и иинновационно-активных развивающихся высокотехнологичных предприятий, которые вызывают повышенный интерес со стороны китайских и иностранных компаний, занимающихся венчурными капиталовложениями. Например, известный всеми миру поисковый сайт на китайском языке «Байду», компания «Вимикро» по разработке и производству цифровых мультимедиа-чипов и другие перспективные и высокотехнологичные предприятия Китая финансировались китайскими и иностранными венчурными инвесторами.

В стране завершен процесс совмещения плановой экономики и экономики рыночного типа, что способствовало развитию и совершенствованию внутрифирменного планирования на китайских предприятиях, которое ориентируется на политику реформ и открытости. Следует отметить, что важнейшим условием успеха китайских реформ является то, что государство на всех этапах сохраняло контроль за рыночными процессами в стране.

Содержание внутрифирменного или внутрихозяйственного планирования на китайских предприятиях состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития предприятия и каждого его подразделения в отдельности на установленный период; определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

Особенностью внутрифирменного планирования на предприятиях Китая является то, что оно осуществляется в условиях политики стимулирования внутреннего спроса, которая реализуется благодаря программе центрального правительства по стимулиро-

168 ТКАШРОЮ" БШШЕББ Ш КШБТЛ | №4 2014 |

ванию экономики в виде инвестиций в развитие инфраструктуры, сокращения налогов, потребительских субсидий и роста расходов на здравоохранение. Предпринимаемые Китаем меры по активизации внутреннего спроса на сумму 4 трлн юаней помогут в эффективном противодействии вызовам финансового кризиса. Самые важные на настоящий момент действия по стимулированию роста экономики направлены на восстановление быстро снижающегося доверия и освобождение внутреннего спроса с целью противодействия глобальной экономической депрессии. Данный шаг Китая окажет "позитивное и умеренное" влияние на мировую экономику, будет способствовать смягчению удара, вызванного экономической депрессией США и экономическим спадом во всем мире.1 Приоритетными стали сельское хозяйство, создание инфраструктуры, новых высоких технологий, экономичного жилья, развитие транспортной сети, восстановительное строительство в пострадавших от землетрясения районах провинции Сычуань, программа повышения доходов сельских жителей за счет увеличения норм обязательных закупок зерна и субсидий для крестьян, сокращения налогов на добавленную стоимость, поощрения технических инноваций. Определяющим моментом при реализации этой программы является расширение внутреннего спроса в стране, особенно в сельских районах КНР.

Расширение внутреннего спроса является долгосрочным стратегическим 2 курсом, основой стимулирования экономического развития страны. Чтобы сделать кредитные средства на реализацию этих программ более доступными, предусмотрен рост банковских кредитов на приоритетные проекты и сняты ограничения на получение кредитов. Эти сферы, по прогнозам китайских властей, потянут за собой другие отрасли, такие как цементная промышленность и металлургия, которые будут развиваться опережающими темпами по сравнению с другими отраслями промышленности. При этом в Китае была снижена ставка рефинансирования Народного банка, который выполняет функции Центрального банка (ЦБ) до 3% годовых, а средняя банковская учетная ставка по кредитам - до 5,58% в год, что обеспечивает благоприятные условия для реализации программы Госсовета КНР.

Антикризисные меры, принимаемые КНР, напрямую связаны с реальной экономикой и долгосрочной программой социально-экономического развития страны.

Вместе с тем, наряду с реализацией политики повышения спроса на внутреннем рынке, как важнейшей антикризисной меры, Госсовет КНР на заседании своего постоянного выработал меры по стимулированию спроса на китайские товары на мировом рынке. Это обусловлено тем, что Необходимо сочетать работу по расширению внутреннего спроса со стабилизацией внешнего спроса на китайские товары, всемерно стимулировать спрос внешнего рынка, чтобы максимально ограничить влияние мирового кризиса на Китай.

Стимулирование внутреннего спроса будет способствовать созданию новых рабочих мест, а, следовательно, малого и среднего предпринимательства в Китае.

Отметим, что показатели покупательской способности выводят Китай на позиции второй по размеру мировой державы.

Несомненное валяние на стратегическое и внутрифирменное планирование в Китае оказывают процессы глобализации и вступлении е страны в ВТО.

Благоприятное в целом развитие экономики Китая в течение четырехлетнего периода его членства в ВТО объясняется комплексом взаимосвязанных причин и факторов.

Во-первых, Китай предварительно договорился и вступил в ВТО на правах развивающейся страны (РС), статус которой предоставляет члену этой организации ряд льгот и преимуществ по сравнению со стандартным статусом страны с рыночной экономикой.

Во-вторых, на протяжении всего 15-летнего переговорного периода, предшествовавшего вступлению в ВТО, Китай поэтапно развивал и активизировал политику формирования открытой, внешне ориентированной экономики, начатую им еще в 1978 г. Эту политику вкупе с ее современной стадией "выхода за рубеж" (цзоу чуцюй) следует рассматривать как целенаправленный ответ КНР на вызовы глобализации и в то же время как форму фундаментальной подготовки страны к вступлению в ВТО.

В-третьих, учитывая неоспоримое возрастание роли негосударственных субъектов мировой экономики в эпоху глобализации, вступление Китая в ВТО невозможно рассматривать и адекватно оценивать в отрыве от государственной политики в отношении национального предпринимательства, как и в отрыве от системной реформы структуры собственности.

1 http://russian.people.com.cn/31520/6531679.html Американские СМИ об активизации внутреннего рынка в Китае

2 http://news.mail.ru/economics/2411787 премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао

CRM - СИСТЕМА КАК СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕСОМ КОМПАНИИ

Городецкая О.Ю., доцент кафедры Информационные технологии, ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве

Российской Федерации», e-mail: olgagorod08@yandex.ru Гобарева Я.Л., доцент кафедры Информационные технологии, ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве

Российской Федерации», e-mail: gobareva.yana@mail.ru

В статье рассматриваются вопросы повышения конкурентных преимуществ компаний при использовании CRM-систем. Исследуются особенности CRM-систем, их назначение и использование. Приводятся основные функциональные возможности программы «1С: CRM».

Ключевые слова: система управления, клиент, CRM-система.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CRM - SYSTEM AS STRATEGY OF A BUSINESS MANAGEMENT OF THE

COMPANY

Gorodetskaya O., assistant professor of Information technology chair, Financial University under the Government of the Russian Federation Gobareva Ya., assistant professor of Information technology chair, Financial University under the Government of the Russian Federation

This article discusses issues of improving the competitive advantages of companies using CRM-systems. The features of CRM-systems, their purpose and use. The basic functionality of the program «1C: CRM».

В условиях рыночной экономики основной стратегией успешного существования и дальнейшего развития современных компаний становится эффективное управление взаимоотношениями с клиентами. Это обусловлено, прежде всего, высоким уровнем конкурентной борьбы на рынке, когда требуется не только не потерять уже существующих заказчиков, но и привлечь новых потребителей для расширения клиентской базы. Результатом применения данной стратегии являются долгосрочные конкурентные преимущества компании на рынке и увеличение её прибыли. Инструментом эффективного управления клиентскими отношениями являются СИМ-системы.

CRM-система (сокращение от англ. Customer Relationship Management - система управления взаимоотношениями с клиентами) представляет собой корпоративную информационную систему, предназначенную для автоматизации CRM-стратегии компании, а именно: для повышения уровня продаж, оптимизации маркетинга и улучшения обслуживания клиентов путём сохранения информации о клиентах (контрагентах) и истории взаимоотношений с ними, установления и улучшения бизнес-процедур и последующего анализа результатов. Следовательно, CRM - это специально разработанная компьютерная аналитическая система, направленная на вы-

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA j №4 2014 j 169

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.