Научная статья на тему 'Современные управленческие технологии'

Современные управленческие технологии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
195
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / BUSINESS PROCESS / INFORMATION SYSTEM / UNIFORM INFORMATION FIELD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евсеева А. С.

Деятельность, как правило, представляют в виде бизнес-процессов. Наиболее важные бизнес-процессы компании «цементируются» с помощью информационных технологий. Рассмотрены вопросы автоматизации управления бизнес-процессами, выбора корпоративной информационной системы компаний и процессно-ориентированное управление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern administrative technologies

Activity, as a rule, represent in the form of business processes. The most important business processes of the company «are cemented» by means of an information technology. Article is devoted management of business processes. Questions of their automation and a choice of corporate information system of the companies are considered. The protsessno-focused management is surveyed.

Текст научной работы на тему «Современные управленческие технологии»

А. С. Евсеева1

СОВРЕМЕННЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Как известно, суть управления компанией определяется ее целями. На достижение поставленных целей направлена деятельность компании, которую, как правило, представляют в виде бизнес-процессов. Наиболее важные бизнес-процессы компании «цементируются» с помощью информационных технологий. Это может гарантировать, например, что бизнес-процесс будет выполнен в заданной последовательности и вовремя.

Под бизнес"процессом понимают совокупность различных видов деятельности, создающих результат (продукт, услугу), имеющий ценность для потребителя, клиента или заказчика. В качестве клиента может быть другой бизнес-процесс. Повышение эффективности деятельности компании определяется повышением эффективности управления бизнес-процессами.

Выход бизнес-процесса - это материальный или информационный объект или услуга, являющиеся результатом выполнения процесса (готовая продукция, документация, информация, услуги и т. д.).

Вход бизнес-процесса - это продукт, который при выполнении процесса преобразуется в выход (сырье, материалы, полуфабрикаты, документация, информация, персонал, услуги и т. д.).

Ресурсом бизнес-процесса называется материальный или информационный объект, постоянно используемый для выполнения процесса, но не являющийся его входом (программное обеспечение, инфраструктура, среда, транспорт, связь и пр.)

Одним из первых этапов построения процессной организации и управления деятельностью организации является выделение и классификация бизнес-процессов. Для этого формируют команду, в состав которой необходимо включить собственников организации, топ-менеджеров, специалистов, наиболее хорошо знающих проблемы и технологии компании, претендентов в процессную команду и внешних консультантов. Наличие последних позволит использовать накопленный опыт и методики выделения и классификации бизнес-процессов. Как правило, основу для классификации составляют четыре базовые категории: основные и обеспечивающие бизнес-процессы, бизнес-процессы развития и управления.

Основными являются бизнес-процессы, ориентированные на производство продукции или оказание услуг, представляющих ценность для клиента и обеспечивающих получение дохода для организации. Эти процессы производят «выходы» процессов. Как правило, основных бизнес-процессов в компании не более десяти: маркетинг, закупки, производство, хранение, поставка продукции и другие процессы, связанные с продукцией.

К обеспечивающим бизнес-процессам относятся вспомогательные процессы, обеспечивающие выполнение основных бизнес-процессов. Их количество достигает нескольких десятков. К ним обычно относят управление персоналом, сервисное обслуживание оборудования, обеспечение связи, административно-хозяйственное обеспечение, финансовое и бухгалтерское обеспечение деятельности организации, обеспечение безопасности и др.

Бизнес-процессы управления охватывают весь комплекс функций управления на уровне каждого бизнес-процесса и бизнес-системы в целом. К бизнес-процессам развития, как правило, относятся процессы совершенствования производимого продукта (услуги), технологии, оборудования, повышение конкурентоспособности организации [5], инновационные процессы [1, 2, 7].

Модель полного цикла управления бизнес-процессом приведена на рисунке.

1 Студентка Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета. Email.: alisha-88@mail.ru

Управление результатами бизнес-процессов - повседневная деятельность компании. Эти результаты планируют и фиксируют, например, в бизнес-плане, бюджете на месяц, квартал или год. В отчетах содержится фактическая информация о достигнутых результатах.

В компаниях, не внедривших процессное управление, управление структурой бизнес-процесса осуществляется нерегулярно. В таких компаниях бизнес-процессы обычно изменяются по приказам генерального директора при возникновении существенных проблем во взаимодействии подразделений.

В условиях динамично изменяющейся внешней среды возрастает важность быстрого изменения бизнес-процессов. Быстрота изменений может быть обеспечена только привлечением к этой работе менеджеров компании на местах. Из рисунка видно, что фаза учета, контроля, анализа результатов и структуры бизнес-процессов необходима для реализации управления. Иногда деятельность, относящую к этой фазе, называют контроллингом бизнес-процессов [10]. При организации контроллинга необходимо решить двеважные задачи: определить методологическую реализацию и ИТ-реализации.

Формализация системы управления и бизнес-процессов компании позволяет получить ответы на ряд существенных вопросов:

Кто выполняет ту или иную бизнес-функцию, когда выполняет и почему?

Какова входящая и исходящая информация для бизнес-функции?

Какие информационные системы поддерживают выполнение бизнес-функции?

В каких процессах и какими подразделениями используется информационная система?

Ответы на данные вопросы можно получить при описании бизнес-процессов с использованием CASE-средств (CASE - Computer Aided Software Engineering).

После принятия решения об автоматизации бизнес-процессов, необходимо ответить на следующие вопросы:

Каким образом выбрать систему в зависимости от целей и процессов бизнеса и текущего состояния автоматизации?

Как расставить приоритеты автоматизации для бизнес-процессов?

Будет ли эффект от внедрения превышать затраты на приобретение информационной системы?

Алгоритм выбора информационной системы может быть таким. Исходя из целей компании формируются первичные требования к информационной системе, которые дополняются по результатам анализа бизнес-процессов и существующей инфраструктуры информационных технологий.

Для определения требований к информационной системе со стороны бизнес-процессов последние необходимо формализовать (чаще всего делается обобщенное описание бизнес-процессов). Такое представление дает понимание специфики компании и помогает выбрать процессы для первоочередной автоматизации.

Проблема определения очередности автоматизации бизнес-процессов актуальна для большинства компаний. Автоматизация «второстепенных» бизнес-процессов, которые не способствуют окупаемости инвестиций, но требуют отвлечения финансовых и человеческих ресурсов, дискредитирует информационные системы и проделанную работу. Это часто приводит к замене информационной системы на дальнейших этапах развития информационного пространства компании. Возникает «нагромождение» информационных систем там, где можно было все задачи решить с помощью одной информационной системы

[3, 4].

В такой ситуации необходимо выявить «критичные» бизнес-процессы, в которых сосредоточены (или в соответствии с тенденциями развития внешней и внутренней среды будут сосредоточены) основные конкурентные преимущества компании. Если конкурентное преимущество организации - привлечение и удержание клиентов, то наиболее критичными становятся подсистемы сбыта, маркетинга и рекламы.

В ходе анализа критичных бизнес-процессов может быть выявлено, что их информатизация достаточна для осуществления нормальной деятельности (информационная система, поддерживающая данные процессы, удовлетворяет текущим и перспективным требованиям), а основной задачей является, например, управление рекламными мероприятиями или маркетинговыми исследованиями. В этом случае более эффективным может оказаться использование специализированных программных продуктов, решающих подобные частные задачи, и интеграция их в существующую корпоративную информационную систему [6].

При выборе корпоративной информационной системы компании необходимо учесть отсутствие кроссплатформенности, способы и методы синхронизации данных, масштабируемость, возможность удаленной работы пользователей и многое другое.

Внедряя информационную систему в контур управления компании, руководители «цементируют» алгоритмы управления. При отсутствии порядка в управлении с помощью информационной системы будет автоматизирован «хаос». Обычно в таком проекте внедрения на тактическом уровне поднимаются вопросы, которые влияют на систему управления и бизнес-процессы компании. Если решения, выработанные в проекте, приняты без понимания всего комплекса вопросов, это приведет к «утяжелению» управления компанией и затягиванию сроков проекта по внедрению информационной системы.

Как правило, при внедрении информационной системы встает вопрос: внедрять типовое решение, сформированное в информационной системе, или дорабатывать информационную систему под текущие бизнес-процессы. Данный вопрос должен решаться в каждом конкретном случае с учетом текущих бизнес-процессов, стандартной функциональности информационной системы, бюджета проекта и др.

Существует отдельный класс систем Workflow, в рамках которых может быть построена система, полностью автоматизирующая текущие бизнес-процессы заказчика и

формирующая информационную шину между функционально ориентированными информационными системами, использующимися в рамках бизнес-процессов.

Таким образом, выбор информационных систем связан с анализом набора факторов, определяющих систему управления и бизнес-процессы компании.

Алгоритм создания единого информационного пространства в компании на основе корпоративной информационной системы «Галактика», а также информационные технологии, применяемые в управлении бизнес-процессами освещены в работе [8, с. 162-182].

Практика создания внутрифирменной информационной системы антикризисного управления организацией, основанной на существующих прикладных программных продуктах, представлена в работе [9, с. 150-160].

В связи с переходом большинства организаций к процессно-ориентированному управлению одно из главных направлений развития современных информационных систем связано с концепцией сервис-ориентированной архитектуры (services-oriented architecture -SOA). Новым элементом SOA стала ориентация на бизнес-процессы и применение технологий, появившихся относительно недавно и позволяющих создавать распределенные системы на базе Web-сервисов. SOA - это не технология, а способ проектирования и организации информационной архитектуры и бизнес-функциональности, необходимой конкретной организации. Возможно, что появление систем, позволяющих автоматизировать предприятие на основе SOA, позволит соединить наработанную функциональность ERP систем и возможность автоматизации текущих бизнес-процессов заказчика Workflow-системами.

Сейчас Workflow-системы перерождаются в направление Bussiness Process Management (BPM), которое возникло в результате конвергенции нескольких сегментов рынка корпоративных систем:

• Workflow - автоматизация процессов, выполняемых людьми;

• Enterprise Application Integration (EAI) - интеграция приложений и информационный обмен между системами;

• Business Process Modeling and Analysis - моделирование и анализ бизнес-процессов.

Таким образом, задача современных управленческих технологий -построение

ключевых элементов управления, обеспечивающих повышение эффективности и результативности достижения целей.

Список литературы

1. Анискин, Ю. П. Организационные аспекты инновационного развития экономики /Ю. П. Анискин // Экономическое возрождение России. - 2005. - № 2 (4). - С. 19-21.

2. Асаул, А. Н. Проблемы инновационного развития отечественной экономики / А. Н. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2009. - № 4(22). - С. 3-7.

3. Грахов, В. П. Информационное обеспечение механизмов реализации маркетинг-менеджмента в инвестиционно-строительном комплексе региона / В. П. Грахов // Экономическое возрождение России. - 2008. - № 4(18). - С. 60-67.

4. Иванов, С. Н. Интеграция информационных потоков в регионе с целью снижения трансакционных издержек в строительстве / С. Н. Иванов // Экономическое возрождение России. - 2008. - № 4(18). - С. 67-73.

5. Исмаилова, Ш. Т. Методические основы формирования ситуационного управления конкурентоспособностью производственных предприятий / Ш. Т. Исмаилова, М. Ю. Магомедов, В. Б. Мелехин // Экономическое возрождение России. - 2005. - № 1(3). - С. 6976.

6. Левченко, Т. М. Создание систем эффективного управления организационными знаниями/ Т. М. Левченко // Экономическое возрождение России. - 2009. - № 4(22). - С. 4149.

7. Моисеева, Н. К. Инновационная модель развития предприятий на основе синергии знаний (маркетинговый аспект) / Н. К. Моисеева // Экономическое возрождение России. -2007. -№ 2(4). - С. 19-21.

8. Менеджмент корпорации и корпоративное управление/ А. Н. Асаул [и др.] - СПб.: Гуманистика, 2006. - 328 с.

9. Асаул, А. Н. Теория и практика принятия решений по выходу организаций из кризиса /А. Н. Асаул, И. П. Князь, Ю. В. Коротаева; под ред. засл. строит. РФ, д-ра экон. наук, проф. А. Н. Асаула. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2007. - 224 с.

10. Асаул, А. Н. Управление затратами в строительстве: учеб. пособие / А. Н. Асаул, М. К. Старовойтов, Р. А. Фалтинский; под ред. д-ра экон. наук, проф. А. Н. Асаула. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2009. - 392 с.

The list of the literature

1. Aniskin, Ju. P. Organizational aspects of innovation development of economy / Ju. P. Aniskin // Economic revival of Russia. - 2005. - № 2 (4). - P. 19- 21.

2. Asaul, A. N. The problems of innovation development of the domestic economy / A. N. Asaul // Economic revival of Russia. - 2009. - № 4 (22). - P. 3-7.

3. Graham, V. P. Information support mechanisms for the implementation of the marketing management in the investment-construction complex of the region / / V. P. Graham //Economic revival of Russia. - 2008. - № 4 (18). - P. 60-67.

4. Ivanov, S. N. Integration of information flows in the region in order to reduce transaction costs in construction / S. N. Ivanov // Economic revival of Russia. - 2008. - № 4 (18). - P. 67-73.

5. Ismailova, Sh. T. Methodical principles of situational management competitiveness of industrial enterprises / Sh. T. Ismailova, M. Y. Magomedov, V. B. Melekhin // Economic revival of Russia. - 2005. - № 1 (3). - P. 69-76.

6. Levchenko, T. M. Create systems for effective management of organizational knowledge / T. M. Levchenko // Economic revival of Russia. - 2009. - № 4 (22). - P. 41-49.

7. Moiseeva, N. K. innovative model of enterprise development based on the synergy of knowledge (marketing aspect) / N. K. Moiseeva // Economic revival of Russia. - 2007. - № 2 (4). -P. 19-21.

8. Management Corporation and Corporate Governance / A. N. Asaul [and others]. -St. Petersburg.: Gumanistika, 2006. -328 p.

9. Asaul, A. N. Theory and practice of decision-making on the exit of organizations from the risis / A. N. Asaul, I. P. Knyaz", Ju. V. Korotaev edited by Honored Builder of Russia, Doctor of Economics Sciences, prof. A. N Asaul. - St. Petersburg: ANO «IPEV», 2007. - 224 p.

10. Asaul, A. N. Cost management in construction: Tutorial / A. N. Asaul, M. K. Starovoitov, R. A. Faltinsky; edited by Honored Builder of Russia, Doctor of Economics Sciences, prof. A. N. Asaul. - St. Petersburg: ANO «IPEV», 2009. - 392 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.