Научная статья на тему 'Использование коммуникативных механизмов в управлении строительными корпорациями'

Использование коммуникативных механизмов в управлении строительными корпорациями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
118
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ / КОММУНИКАЦИИ / ИНТЕРНАЛЬНЫЙ РЫНОК / ПРИНЦИПЫ ИНТЕРНАЛЬНОГО МАРКЕТИНГА / DIVERSIFICATION OF BUILDING CORPORATE COMMUNICATION / INTERNALITY MARKET PRINCIPLES INTERNALITY MARKETING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Оппенгейм Михаил Давыдович

Раскрываются особенности коммуникаций в строительных корпорациях, реализующих стратегию диверсификации. Рассматриваются методы интернального (внутреннего) маркетинга в управлении корпорацией. Показаны особенности интернальных рынков: первая охватывает производство продукта и его сбыт на внутрикорпоративном рынке; вторая характеризует ситуацию, когда параметры продукта задаются руководством корпорации, но ее субъекты могут самостоятельно управлять его реализацией. Вторая форма приобретает все большее распространение и напрямую связана с диверсификацией деятельности корпорации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of communication mechanisms in the management of construction corporations

The peculiarities of corporate communications in the building, implementing a strategy of diversification. The methods of internality (internal) marketing in corporate governance. The features of internality markets. The first covers the production of the product and itsdistribution on the intranet market, the second is the situation when the parameters are given by the product management corporation, but the actors can independently manageits implementation. The second form is becoming more common, and is directly related to the diversification of the activities of the corporation.

Текст научной работы на тему «Использование коммуникативных механизмов в управлении строительными корпорациями»

М. Д. Оппенгейм1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ МЕХАНИЗМОВ В УПРАВЛЕНИИ СТРОИТЕЛЬНЫМИ КОРПОРАЦИЯМИ

Феномен коммуникаций связан с процессом перехода от индустриального общества к обществу главенства коммуникаций, существование которого отмечается многими авторами (например, [1, 3, 6 12]). К числу ключевых характеристик этого процесса можно отнести рост роли инновационных факторов в управлении организациями, активное участие потребителей в формировании рынков, увеличение взаимозависимости рыночных субъектов и появление философии «сетевого» взаимодействия, результатом которого является создание всевозможных альянсов, ассоциаций, торговых и промышленных сетей, кластеров и возрастание роли информационного фактора во всех сферах жизнедеятельности человека [4, 5, 8, 9, 14, 15, 16].

Применительно к задачам диверсификации деятельности строительных корпораций можно выделить два типа коммуникаций - межобъектные и межсубъектные2.

Межобъектные коммуникации формируются на основе выделения ряда производств в составе корпорации. Каждое из них производит определенный вид продукции (услуг), предназначенный для внутреннего или внешнего потребления. Совокупность выпускаемой продукции образует диверсифицированную структуру ассортимента и соответствует принципам диверсификации [11, 13].

Межсубъектные коммуникации в строительной корпорации могут строиться по вертикали, горизонтали и диагонали. Каждый из этих видов оказывает ощутимое влияние на процесс диверсификации. Роль вертикальных коммуникаций в этом процессе вполне очевидна - они обеспечивают передачу управленческих воздействий от вышестоящих уровней к нижестоящим, а также передачу обратного воздействия. Горизонтальные и диагональные связи обеспечивают процесс межсубъектного взаимодействия, имеющий как формальную, так и неформальную основу. Важно подчеркнуть взаимный характер таких отношений (взаимодействий) и отсутствие в них принципа подчиненности. Эти отношения охватывают различные аспекты, связанные как с управлением корпорацией и входящими в ее состав предприятиями и организациями, так и с их производственной деятельностью. Коммуникации в этой связи следует рассматривать как инфраструктурный элемент процесса диверсификации. С их помощью передается информация, необходимая для построения диверсификационных процессов.

Коммуникативные основы управления формировались в ходе изучения функционирования транснациональных корпораций (крупнейших организаций корпоративного типа) и соответствующего теоретического обобщения. Углубленное изучение коммуникативных составляющих привело к возникновению относительно нового направления в управленческой деятельности - внутреннего, или интернального маркетинга (ИМ). Основой ИМ послужили представления о существовании внутрикорпоративных (интернальных) рынков. На этих рынках наблюдается активизация процесса перемещения товаров, услуг и факторов производства, что актуализирует исследование форм управления интернальными рынками. Одной из таких форм и является интернальный маркетинг. Его можно определить как вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение потребностей субъектов интернального рынка. Это обеспечивающая подсистема, позволяющая эффективно использовать ресурсы корпорации, направляемые на

1 Михаил Давыдович Оппенгейм, соискатель ученой степени кандидата экономических наук Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, e-mail: nis@finec.ru.

2 Существуют и субъектно-объектные коммуникации, но они не исследуются.

реализацию стратегии развития, в том числе и ориентированной на диверсификацию.

К специфическим чертам интернального рынка, обусловленным особенностями внутрикорпоративных отношений, относятся:

■ более высокая замкнутость, а значит, не столь активная конкуренция, существование «барьеров» для внедрения на данный рынок;

■ значимость властных полномочий.

Специфика ИМ состоит в многообразии его форм, используемых на различных внутрикорпоративных рынках. На внутрикорпоративном рынке капитала и технологий категория ИМ проявляется в виде маркетинга идей, проектов, новаций. Рынок рабочей силы любой корпорации характеризуется использованием маркетинга человека, т. е. субъектами являются работники корпорации и команды, осуществляющие разработку и продвижение конкретных проектов, что особенно ярко проявляется в современных строительных корпорациях. Специфический характер интернального маркетинга проявляется на рынках товаров и услуг: его субъектами являются руководство корпорации и ее подразделения - участники обмена товарами и услугами во внутрикорпоративной и внешней среде. На этих рынках можно выделить элементы комплекса ИМ - маркетинг-микс, которыми, как и в традиционном маркетинге, являются политика продукта (товаров, услуги), ценовая (трансфертная) политика, а также политика сбыта и продвижения. Особенностью интернальных рынков является относительно низкая роль политики продвижения, поскольку в отношении внутрикорпоративных рынков действует критерий Алчяна, ограничивающий конкуренцию. Политика трансфертного ценообразования является одним из наиболее развитых элементов комплекса ИМ.

Интернальный маркетинг - это самостоятельная экономическая реальность, но он связан с финансовым менеджментом, внешним (общим) маркетингом, кадровым и инновационным менеджментом. Связи между этими направлениями в интернальном маркетинге свидетельствуют еще об одном признаке современного управления -появлении концепции маркетинг-менеджмента [7, 10].

Интернальный рынок как особая экономическая категория обладает собственными взаимосвязями:

■ между отдельными юридическими лицами (дочерними компаниями);

■ между дивизиональными подразделениями (при дивизиональной организационной структуре);

■ внутри отдельных подразделений дивизионов (которые в ряде случаев самостоятельны, например, в Японии и Германии);

■ между отдельными корпорациями, образовавшими стратегические альянсы);

■ между основной компанией и многочисленными участниками предпринимательской сети (участники предпринимательской сети формально независимы, но имеют прочные взаимные связи);

■ между руководством организации и работниками.

Эти взаимосвязи можно характеризовать как объекты интернального маркетинга. К субъектам ИМ относятся:

■ экономические агенты, которые осуществляют маркетинговую деятельность на интернальном рынке;

■ представители менеджмента высшего звена;

■ отдельные юридические лица в составе корпораций;

■ автономные подразделения;

■ участники предпринимательской сети;

■ участники стратегических альянсов;

■ работники организации.

Формирование и реализация интернального маркетинга направлены на достижение вполне конкретных целей, соответствующих общим целям строительной корпорации. В совокупности этих целей можно выделить обеспечение функционирования организации в меняющейся внешней среде (для этого ИМ предусматривает перевод интернального рынка в состояние саморегулирующихся

адаптивных механизмов) и оптимизацию отношений на интернальном рынке для максимального удовлетворения потребностей всех его субъектов.

Система интернального маркетинга в строительных корпорациях должна руководствоваться принципами:

■ адаптивности (способность адаптироваться к изменениям внешней и внутренней среды);

■ ориентации на инновации (внедрение инновационных механизмов на всех стадиях строительной деятельности и во всех элементах системы управления корпорацией);

■ децентрализации управления ИМ (распределение его функций между большим числом субъектов);

■ совершенствования контроля за деятельностью строительной корпорации и входящих в ее состав организаций;

■ полного соблюдения законодательно установленных норм (например, в сфере трансфертного ценообразования);

■ учета факторов экономической культуры (как корпоративной, так и внешней);

■ использования научных методов формирования трансфертных цен (математических, экономических, финансово-математических);

■ отношения к интернальному рынку как к полноценному (признание его роли в управлении строительной организацией).

В системе управления строительной корпорацией интернальный маркетинг выполняет функции:

■ повышения экономической эффективности деятельности организации и снижения издержек;

■ интеграции отдельных организаций в рамках строительной корпорации или подразделений в организации для достижения синергетического эффекта;

■ распределения прибыли между отдельными группами в составе организации -строительной корпорации;

■ мотивации (дифференциация системы оплаты труда и маркетинг интернального рынка трудовых ресурсов обеспечивают повышение производительности труда и стабильность трудовых ресурсов);

■ управления интернальным рынком.

Центральный маркетинг относится к числу относительно новых направлений экономической науки и ориентирован на совершенствование ее управленческих составляющих с выделением рыночного и корпоративного управления. Рыночное управление в строительной корпорации правомерно рассматривать как управление, осуществляемое в отношении тех сфер деятельности субъектов интернального рынка, в которых они пользуются относительной автономией. Корпоративное управление - это управление, применяемое для полномочий маркетинга в центральной (головной) организации строительной корпорации. Конкретное распределение полномочий дифференцируется в зависимости от структуры внутрикорпоративных коммуникаций.

Ключевой особенностью интернальных рынков строительных корпораций является существование двух форм ИМ. Первая охватывает производство продукта и его сбыт на внутрикорпоративном рынке; вторая характеризует ситуацию, когда параметры продукта задаются руководством корпорации, но ее субъекты могут самостоятельно управлять его реализацией. Вторая форма приобретает все большее распространение, и она напрямую связана с диверсификацией деятельности корпорации.

В рамках любой корпорации всегда формируется модель внутрикорпоративной торговли. Можно выделить такие модели, как горизонтальная и вертикальная внутриотраслевая торговля, межотраслевая торговля. Каждая модель имеет свою специфику. Так, для вертикальной внутриотраслевой торговли все характеристики продукта определяются в зависимости от характеристик конечного продукта и требований внешнего рынка. Для благ, циркулирующих на внутрикорпоративном рынке, зависимость от спроса вне корпорации является не прямой, а

опосредованной. Возникает цепочка «внешний спрос - готовая продукция - продукт на внутрикорпоративном рынке». При горизонтальной внутриотраслевой и межотраслевой торговле качество каждого циркулирующего на внутрикорпоративном рынке продукта напрямую зависит от потребностей внешнего рынка, а внутренняя политика продукта практически сливается с политикой продукта внешнего маркетинга. Важной особенностью внутрикорпоративной торговли является вовлечение через интернальные рынки в единую систему торговли многочисленных малых компаний, связанных с корпорацией договорами подряда. При этом внутрикорпоративная торговля приобретает смешанную форму, включающую как внутрикорпоративные, так и межфирменные каналы сбыта.

Сбытовая политика строительной корпорации строится с учетом региональной специфики. Нередко дочерние компании удовлетворяют свои потребности в продуктах за счет поставок из головной компании. Транспортные издержки являются минимальными, если поставки осуществляются в пределах одного региона. Учет этого принципа крайне важен именно для строительного производства, всегда привязанного к определенной территории.

На внутрикорпоративных рынках услуг основные компоненты маркетинг-микса аналогичны компонентам рынка товаров. Так, политика продукта определяет качество и номенклатуру предоставляемых услуг. Обычно на внутрикорпоративных рынках циркулируют управленческие, административные, технологические (в том числе НИОКР), консалтинговые, маркетинговые и финансовые услуги, услуги по исследованию внутренней среды и ряд других. Наибольшее развитие получил и корпоративный лизинг и внутрикорпоративное страхование.

На внутрикорпоративных рынках технологий политика продукта заключается в определении состава технологий, которые подлежат передаче, а также перспективных направлений научных исследований и совершенствования производимых продуктов. В этой части политика продукта тесно связана с маркетингом инноваций, но отлична от последнего по субъекту маркетинговой деятельности. Задачей сбытовой политики является определение каналов передачи технологии. Следует учитывать, что передача технологий идет как в рамках собственно корпораций, так и их стратегических альянсов.

В условиях более высокого уровня определенности на внутрикорпоративных рынках важнейшей проблемой интернального маркетинга становится формирование ценовой политики - трансфертного ценообразования. Эта политика является основным элементом комплекса ИМ, а под трансфертными ценами понимается стоимость передачи того или иного блага на внутреннем рынке строительной корпорации.

Изложенные положения позволяют в общих чертах описать процессы, осуществляемые в рамках интернального маркетинга, - нового способа управления внутрикорпоративными коммуникациями.

Список литературы

1. Асаул, А. Н. Особенности трансформации экономики при переходе к постиндустриальному строю / А. Н. Асаул // Вестник гражданских инженеров. -2008. - № 1 (14). - С. 71-74.

2. Асаул, А. Н. Бизнес-партнерство в реализации интегративного управления инвестиционно-строительным комплексом / А. Н. Асаул, В. П. Грахов // Вестник гражданских инженеров. - 2005. - № 4 (5). - С. 99-106.

3. Асаул, А. Н. Транзитивная экономика: путь к постиндустриальным преобразованиям / А. Н. Асаул // Научные труды Вольного экономического общества России. - 2006. - Т. 62. - С. 249-255.

4. Асаул, Н. А. Ассоциации как инструмент повышения эффективности деятельности институтов инвестиционно-строительного комплекса в посткризисный период / А. Н. Асаул, А. В. Лобанов // Экономическое возрождение России. - 2009. - №4 (22). - С. 17-24.

5. Асаул, А. Н. Организационно-экономическая модель сетевой информационной системы регионального инвестиционно-строительного комплекса / А. Н. Асаул, С. Н. Иванов // Экономическое возрождение России. - 2010. - Т. 25. -№ 3. - С. 43-55.

6. Георгиев, Р. Развитие инновационных сетей и альянсов в условиях глобализации / Р. Георгиев // Экономическое возрождение России. - 2007. - №1 (11). - С. 8-11.

7. Грахов, В. П. Информационное обеспечение механизмов реализации маркетинг-менеджмента в инвестиционно-строительном комплексе региона / В. П. Грахов // Экономическое возрождение России. - 2008. - №4 (18). - С. 60-66.

8. Екимова, К. В. Сущность кластерных предпринимательских сетей и их роль в экономике региона / К. В. Екимова, К. В. Федина // Экономическое возрождение России. - 2010. - №2 (24). -

С. 67-74.

9. Закономерности и тенденции развития современного предпринимательства /

A. Н. Асаул, Е. А. Владимирский, Д. А. Гордеев, Е. Г. Гужва, А. А. Петров, Р. А. Фалтинский. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2008. - 280 с.

10. Интегративное управление в инвестиционно-строительной сфере / А. Н. Асаул, В. П. Грахов. - СПб.: Гуманистика, 2007. - 248 с.

11. Корпоративные структуры в региональном инвестиционно-строительном комплексе / А. Н. Асаул, А. В. Батрак. - М.: Изд-во АСВ; СПб.: СПбГАСУ, 2001. - 168 с.

12. Маркасов, С. В. Инфокоммуникации и эффективность их использования / С.

B. Маркасов, К. М. Мкртчян // Экономическое возрождение России. - 2010. - №2 (24). - С. 33-39.

13. Менеджмент корпорации и корпоративное управление / А. Н. Асаул, В. И. Павлов, Ф. И. Бескиерь, О. А. Мышко. - СПб.: Гуманистика, 2006. - 328 с.

14. Методологические аспекты формирования и развития предпринимательских сетей / А. Н. Асаул, Е. Г. Скуматов, Г. Е. Локтеева. - СПб.: Гуманистика, 2004. -256 с.

15. Модернизация экономики на основе технологических инноваций / А. Н. Асаул [и др.]. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2008. - 606 с.

16. Скуматов, Е. Н. Предпринимательские сети в хозяйственном комплексе Российской Федерации / Е. Н. Скуматов // Экономическое возрождение России. -2005. - №2 (4). - С. 41- 46.

The list of the literature

1. Asaul, A. N. Features of the transformation of the economy during the transition to the ranks postindustrial ranks / A. N. Asaul // Herald of Civil Engineers. - 2008. - № 1 (14). - P. 71-74.

2. Asaul, A. N. Business partnership in the implementation of the integrative management of investment-construction complex / A. N. Asaul, V. P. Grahov // Herald of Civil Engineers. - 2005. - № 4 (5). - P. 99-106.

3. Asaul, A. N. Transitive economy: the path to the post-industrial transformation / A. N. Asaul // Proceedings of the Free Economic Society of Russia. - 2006. - V. 62. - P. 249 - 255.

4. Asaul, N. A. Association as a tool to improve the efficiency of the activities of investment institutions in the construction industry in the post-crisis period / A. N. Asaul, A. V. Lobanov // Economic revival of Russia. - 2009. - № 4 (22). - P. 17-24.

5. Asaul, A.N. Organizational and economic model of in-network information system for regional investment and construction of the complex / A. N. Asaul, S. N. Ivanov // Economic revival of Russia. - 2010. - T. 25. - № 3. - P. 43 - 55.

6. Georgiev, P. The development of innovation networks and alliances in the conditions of globalization / P. Georgiev // Economic revival of Russia. - 2007. - № 1 (11). - C. 8-11.

7. Grahov, V. P. Information provision mechanisms to implement the brand-ting in the management of investment-construction complex of the region / V. P. Grahov // Economic revival of Russia. - 2008. - № 4 (18). - P. 60-66.

8. Ekimova, K. V. Cluster essence of entrepreneurial networks and their role in the economy of the region / K. V. Ekimova, E. V. Fedina // Economic revival of Russia. -2010. - № 2 (24). - P. 67-74.

9. Patterns and trends of modern business / A. N. Asaul, E. A. Vladimirsky, D. A. Gordeev, E. G. Guzhva, A. A. Petrov, R. A. Faltinsky, SPb.: ANO «IPEV», 2008. - 280 p.

10. Integrative management in the field of investment and construction / A. N. Asaul, V. P. Grahov. - SPb.: Humanistika, 2007. - 248 p.

11. Corporate structure of the regional investment and construction of the complex / A. N Asaul, A. V. Batrak. - M.: Izd ASV; SPb.: SPbGASU, 2001. - 168 p.

12. Markasov, S. V. Info communications and efficiency of their use of use / S. V. Markasov, K. M. Mkrtchyan // Economic revival of Russia. - 2010. - № 2 (24). - P. 3339.

13. Management of the corporation and corporate governance / A. N. Asaul, V. I. Pavlov, F. I. Beskier, O. A. Myshko. - SPb.: Humanistika, - 2006. - 328 p.

14. Methodological aspects of the formation and development of business networks / A. N. Asaul, E. G. Skumatov, G. E. Lokteeva. - St. Petersburg.: Humanistika, 2004. -256 p.

15. Modernization of the economy based on technological innovation / A. N Asaul [and others]. - SPb.: ANO «IPEV», -2008. - 606 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.