Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ И АНТИТРЕНДЫ В СРЕДНЕМ И ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ США (ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)'

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ И АНТИТРЕНДЫ В СРЕДНЕМ И ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ США (ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
термин / терминология / тренды / антитренды / система образования США / лексико-семантические особенности / структурные особенности / term / terminology / trends / anti-trends / US education system / lexical and semantic features / structural features

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ю.Б. Цверкун

Цель данного исследования заключается в изучении современных тенденций в американском среднем и высшем образовании в терминологическом аспекте. Материалом исследования являются «модные слова» (buzzwords), использующиеся для обозначения современных явлений, изменений, новых понятий области среднего и высшего образования США. В рамках терминологического аспекта исследования в предлагаемой работе определяются лексико-семантические и структурные особенности рассматриваемых терминов. В результате определено, что современная терминология среднего и высшего образования США обладает рядом особенностей (лексико-семантическая вариантность, структурные особенности, семантические сдвиги в структуре значения изученных терминов), обусловленных воздействием различных социальных, политических и культурных факторов на область образования США. Основные положения и выводы исследования могут быть применены в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов лексикологии, терминоведения, лингвокультурологии, медиастилистики, медиадискурсологии и межкультурной коммуникации, а также при составлении специальных словарей и глоссариев терминов образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT TRENDS AND ANTI-TRENDS IN THE US SECONDARY AND HIGHER EDUCATION (TERMINOLOGICAL ASPECT)

The article aims to study current tendencies in the field of the US secondary and higher education in the terminological aspect. Current trends and anti-trends in secondary and higher education are studied on the basis of the “buzzwords” denoting various phenomena, changes, and new concepts in the US secondary and higher education. In the framework of the terminological aspect, lexical and semantic features and structural characteristics of the US secondary and higher education terms are considered. As a result, it is illustrated that the US education terminology has acquired a number of features (lexical and semantic variance, structural characteristics, semantic shifs occurring in their meaning structure) in the context of different social, political, and cultural factors influencing the US education. The proposed framework may be useful for studying and teaching lexicology, terminology, sociolinguistics, sociocultural linguistics, media stylistics, media discourse studies and cross-cultural communication. The research findings may contribute to compiling special dictionaries and glossaries of education terms.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ И АНТИТРЕНДЫ В СРЕДНЕМ И ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ США (ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)»

- Эти суфии только и знают, что свою чанду Пророку приписывать. Что за... - Шамиль поперхнулся. - Чанда какая-то! Зачем...

Лексема аварского языка ч1анда означает «пустая болтовня», «вздор», «дичь», «белиберда», «чепуха», «чушь». Стилистически окрашенная лексема, употребляющаяся преимущественно в разговорном стиле в бытовом дискурсе.

- И сватовство, и магар, во время которого жених стоял одной ногой на положенном плашмя оголенном сабельном клинке, и сама многодневная свадьба пронеслась перед Хандулай, как многоцветный вихрь.

Лексема магьар (араб. «приданное», «брачный дар») также заимствована дагестанскими языками из арабского языка с расширением семантики. В аварском языке имеет форму магьари и означает: 1) «акт бракосочетания»; «венчание по канонам ислама»; 2) «калым», «выкуп за невесту». Преимущественно употребляется в первом значении.

- Извини, пожалуйста, я зачем-то хапур-ча пур какой-то наплела, - заговорила Ася почти шепотом.

Лексема аварского языка х1апу-чапур означает «путаница», «кавардак», «неразбериха».

- Тогда иман был у людей, не то, что сейчас, - заметил Дибир.

Лексема иман (араб. иЧ! «вера») заимствована дагестанскими языками из

арабского языка с расширением семантики, иман означает в дагестанских языках не только «вера», но и «совесть», «совестливость», «честность», «порядочность», как качества, которыми обладают те, у кого есть вера.

- От души, говорю, магарыч сделаю.

Слово магарыч в аварском языке имеет форму магарич (в аварском нет звука ы), заимствовано из арабского языка (¿У^ «расходы») через тюркские языки со значением «угощение», «вознаграждение».

- Так что ты, брат, сабур делай, а то нервы тратишь...

Лексема сабур (араб. «терпение») заимствована дагестанскими языками из арабского языка в том же значении.

- Что там за маджлис? - спросила его скучающая и небрежно причесанная продавщица, кивая в сторону Кумыкского театра.

Лексема маджлис (араб. «собрание», «совет») заимствована дагестанскими языками из арабского с сохранением всех значений.

- Ходят хабары, - ответил Шамиль, - что нас от России отделяют.

Лексема хабар (араб. «история», «новость», «весть») заимствована

всеми дагестанскими языками из арабского с разным объемом значений. В аварском языке это слово имеет следующие значения: «весть», «известие», «сообщение», «сведение», «разговор», «беседа», «молва», «сплетни», «пересуды», «повествование», «повесть», «рассказ».

- Она всегда отца слушалась, всегда, ях1-намус у нее был...

Лексема аварского языка ях1-намус означает «честь и совесть».

- Нет у тебя мужа, къах1ба! - крикнул отец.

Лексема аварского языка хъах1ба означает «блудница», «распутница».

- Вот тебе ахирзаман пришёл, да.

Сложное слово ахирзаман (араб. иЧ >1 «конец времени») в дагестанских языках имеет значение «конец света».

Эмоционально-экспрессивная лексика дагестанских языков также применяется для создания образа инокультурной речевой среды [5; 6]. В просторечной лексике в произведениях А. Ганиевой большое место занимают эмоциональные междометия.

Библиографический список

- Вай, живет у нас напротив такая вторая жена, - махнула рукой Гуля.

Вай - эмоциональное междометие с широким спектром значений: удивления, восхищения, сожаления, сострадания и т. д.

- «Вах», - сказал Ленин, и все подумали, что он даг, - вставил Керим.

Вах1 - эмоциональное междометие, выражающее удивление.

- Вабабай, вададай! Целая тройня, и ни одного сыночка!

Вабабай-вададай - эмоциональное междометие, выражающее удивление.

- Ле, куда все едут? - спросил он, воодушевленный зрелищем.

- Ле, что там? - спросил он у одного юнца, пробегавшего мимо.

Ле - междометие аварского языка для обращения к лицам мужского пола.

- Ё, сама с собой разговариваешь?

Йо - междометие аварского языка для обращения к лицам женского пола.

Среди эндемической лексики в произведениях А. Ганиевой встречаются также частицы, например:

- Ждать буду! - радостно закричал Хабибула, подавая ему руку. - Давай ха тогда. - Идем ха, ты куда спешишь?

Модальную частицу ха З.М. Маллаева характеризует как «наиболее распространенную в аварском языке, особенно в разговорной речи. Частица ха имеет самые разные значения в зависимости от того: 1) к какому члену предложения она присоединяется; 2) в предложении какого коммуникативного типа она функционирует; 3) большое значение имеет также интонация предложения» [7, с. 78].

При употреблении эндемической лексики авторам произведений следует обращать внимание на адекватность фонетико-графической передачи местной лексики. Нужно отметить, что в художественных произведениях эндемическая лексика транслитерируется, в отличие от периодических изданий.

Употребление эндемической лексики из дагестанских языков в русскоязычной художественной прозе выполняет следующие функции: 1) номинации экзотических объектов, для которых нет соответствующих терминов в русском языке; 2) создания особенного этнографического колорита при описании жизни и быта простых горцев; 3) придания художественному тексту более живого и яркого национального колорита; 4) придания произведению определенного этнического колорита и обогащения его содержания; 5) более реального описания дагестанской культуры и традиций; 6) более полного раскрытия характера героев произведения; 7) облегчения читателю погружения в атмосферу той местности, о которой идет речь в произведении.

При употреблении эндемической лексики авторам художественных произведений очень важно знать меру, поскольку чрезмерность может создать проблемы для непосвященного читателя с восприятием специфического языкового материала. Кроме того, не вся эндемическая лексика носит информативный характер для большинства читателей. В этом плане весьма важно ответственно подходить к их использованию, необходимо также сопровождать используемую эндемическую лексику соответствующим толкованием.

Влияние национальных языков Дагестана на местную русскую речь в плане функционирования русского языка в этом полиэтническом и мультилингвальном регионе представляет несомненный интерес также для такой смежной с лингвистикой науки, как социолингвистика. Это можно отметить как одно из перспективных направлений в исследовании эндемической лексики.

1. Шафранская Э.Ф. Бутыль с надписью «Икс», или поиски неизвестного в романе Алисы Ганиевой «Жених и невеста». Полилингвиальность и транскультурные практики. 2020; Т. 17, № 1: 65-77.

2. Гюльмагомедов Г.А. Дагестанская лексика в русскоязычной художественной литературе. Махачкала, 1998.

3. Шхалахо С.Ш. Кавказская лексика в русском языке и в русскоязычных текстах (на материале адыгизмов). Автореферат диссертации ... кандидата филологических наук. Майкоп, 2004.

4. Кальнова О.И. Функционирование экзотизмов в русских текстах. Автореферат диссертации ... кандидата филологических наук. Куйбышев, 1986.

5. Абдурахманова А.Г., Мадиева З.З. Основы изучения эмоционально-экспрессивной лексики в школе. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2021; Т. 15, № 4: 16-23.

6. Халидова РШ. Этикетные формулы свадебного дискурса аварского языка. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 3 (100): 571-573.

7. Маллаева З.М. Грамматические категории аварского языка (модальность, залоговость). Махачкала: Издательство «Юпитер», 2002.

References

1. Shafranskaya 'E.F. Butyl's nadpis'yu «Iks», ilipoiski neizvestnogo v romane Alisy Ganievoj «Zhenih inevesta». Polilingvial'nost' i transkul'turnye praktiki. 2020; T. 17, № 1: 65-77.

2. Gyul'magomedov G.A. Dagestanskaya leksika v russkoyazychnoj hudozhestvennoj literature. Mahachkala, 1998.

3. Shhalaho S.Sh. Kavkazskaya leksika vrusskomyazykei vrusskoyazychnyh tekstah (na materiale adygizmov). Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Majkop, 2004.

4. Kal'nova O.I. Funkcionirovanie 'ekzotizmov vrusskih tekstah. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Kujbyshev, 1986.

5. Abdurahmanova A.G., Madieva Z.Z. Osnovy izucheniya 'emocional'no-'ekspressivnoj leksiki v shkole. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2021; T. 15, № 4: 16-23.

6. Halidova R.Sh. 'Etiketnye formuly svadebnogo diskursa avarskogo yazyka. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2023; № 3 (100): 571-573.

7. Mallaeva Z.M. Grammaticheskie kategorii avarskogo yazyka (modal'nosf, zalogovost'). Mahachkala: Izdatel'stvo «Yupiter», 2002.

Статья поступила в редакцию 29.05.24

УДК 81'373.46

Tsverkun Yu.B, Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Odintsovo Branch of Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation (Odintsovo, Russia), E-mail: y.cverkun@odin.mgimo.ru

CURRENT TRENDS AND ANTI-TRENDS IN THE US SECONDARY AND HIGHER EDUCATION (TERMINOLOGICAL ASPECT). The article aims to study current tendencies in the field of the US secondary and higher education in the terminological aspect. Current trends and anti-trends in secondary and higher education are studied on the basis of the "buzzwords" denoting various phenomena, changes, and new concepts in the US secondary and higher education. In the framework of

the terminological aspect, lexical and semantic features and structural characteristics of the US secondary and higher education terms are considered. As a result, it is illustrated that the US education terminology has acquired a number of features (lexical and semantic variance, structural characteristics, semantic shifs occurring in their meaning structure) in the context of different social, political, and cultural factors influencing the US education. The proposed framework may be useful for studying and teaching lexicology, terminology, sociolinguistics, sociocultural linguistics, media stylistics, media discourse studies and cross-cultural communication. The research findings may contribute to compiling special dictionaries and glossaries of education terms.

Key words: term, terminology, trends, anti-trends, US education system, lexical and semantic features, structural features

Ю.Б. Цееркун, канд. филол. наук, доц., Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, Одинцовский филиал, г. Одинцово, E-mail: y.cverkun@odin.mgimo.ru

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ И АНТИТРЕНДЫ В СРЕДНЕМ И ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ США (ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Цель данного исследования заключается в изучении современных тенденций в американском среднем и высшем образовании в терминологическом аспекте. Материалом исследования являются «модные слова» (buzzwords), использующиеся для обозначения современных явлений, изменений, новых понятий области среднего и высшего образования США. В рамках терминологического аспекта исследования в предлагаемой работе определяются лек-сико-семантические и структурные особенности рассматриваемых терминов. В результате определено, что современная терминология среднего и высшего образования США обладает рядом особенностей (лексико-семантическая вариантность, структурные особенности, семантические сдвиги в структуре значения изученных терминов), обусловленных воздействием различных социальных, политических и культурных факторов на область образования сШа. Основные положения и выводы исследования могут быть применены в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов лексикологии, терминоведения, лингвокультурологии, медиастилистики, медиадискурсологии и межкультурной коммуникации, а также при составлении специальных словарей и глоссариев терминов образования.

Ключевые слова: термин, терминология, тренды, антитренды, система образования США, лексико-семантические особенности, структурные особенности

Ввиду того что образование всегда являлось важнейшим аспектом в жизни человека, изменения, происходящие в различных сферах общества, находят отражение в образовании. В контексте процессов глобализации и цифровизации большинства областей деятельности человека трансформируется и сфера образования, а также и обслуживающая ее терминология.

В условиях воздействия социальных, политических и культурных факторов на образование в данной области возникают новые понятия, требующие определения, уточняются ранее используемые терминологические единицы, меняется структура значения многих терминов образования, в том числе происходят семантические сдвиги, появляются новые значения. Одним из феноменов, оказавших неоспоримо большое влияние на выбор методов, форм, стратегий образования и, следовательно, на терминологию, является пандемия коронавируса. С февраля 2020 года публиковалось большое количество статей, посвященных уточнению таких терминов образования, как remote learning, distance learning, blended learning, hybrid learning и др. [1; 2; 3].

Однако представляется важным отметить, что некоторые термины потеряли актуальность ввиду отмены ковидных ограничений, возврата к очной форме обучения, появления новых понятий в данной области. Для исследования актуальных тенденций в образовании в терминологическом аспекте представляется логичным изучить научно-популярные статьи, посвященные данной теме, выявить терминологические единицы, входящие в терминологию образования, изучить семантические особенности данных единиц.

Цель работы состоит в исследовании трендов и антитрендов в сфере среднего и высшего образования США в терминологическом аспекте на материале "модных слов" (buzzwords), использующихся для обозначения новых понятий, явлений в американском образовании, функционирующих в американском образовательном медиадискурсе в период с января 2023 года по март 2024 года.

Достижение указанной цели представляется возможным в результате решения ряда задач:

1) методом сплошной выборки выявить термины, входящие в терминоси-стему образования США, в научно-популярных статьях об американском среднем и высшем образовании, изданные в период с января 2023 года по март 2024 года;

2) изучить основные тренды в американском среднем и высшем образовании и термины, использующиеся для их обозначения;

3) изучить антитренды в американском среднем и высшем образовании и термины, использующиеся для их обозначения;

4) выявить лексико-семантические особенности терминов, использующихся для обозначения трендов и антитрендов в американском среднем и высшем образовании в условиях воздействия социальных, политических и культурных факторов на данную область;

5) выявить структурные особенности рассматриваемых терминологических единиц;

6) сформулировать результаты исследования, а также и обозначить перспективы дальнейшего изучения англоязычных терминов образования.

Научная новизна работы состоит в том, что впервые лексико-семантиче-скому и структурному анализу подверглись единицы, входящие в терминологию среднего и высшего образования США, функционирующие в медиатекстах об образовании США в период с января 2023 года по март 2024 года.

Теоретическая значимость состоит в том, что данная работа вносит свой вклад в развитие отраслевого терминоведения, углубляет знания и представ-

ления об англоязычных терминосистемах среднего и высшего образования, в частности США: о лексико-семантической специфике, структурных особенностях терминов, использующихся для номинации трендов и антитрендов в среднем и высшем образовании США, функционирующих в современном американском медиадискурсе.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты данной работы могут быть применены для более корректной интерпретации терминологических единиц среднего и высшего образования США, функционирующих в медиатекстах на данную тематику. Полученные выводы о лексико-се-мантических и структурных особенностях проанализированных терминов могут быть использованы для дополнения уже существующих лексикографических источников, содержащих термины среднего и высшего образования США, а также для составления новых глоссариев терминов образовательной области на английском языке.

Отметим, что современные тенденции в образовании становились объектом исследования во многих работах: Ю.Н. Эбзеева и Ю.В. Смирнова [4], Д.И. Игнатова [5], Н.К. Благодетелева [6], Е.А. Бессонова и С.В. Ривкина [7], ГА. Степанова, А.В. Демчук, М.Р. Арпентьева [8], С.Т. Ибрагимова [9]. Так, Ю.Н. Эбзеева и Ю.Б. Смирнова обозначают ключевую роль высшего образования "в процессе передачи знаний, умения, навыков и ценностей для достижения и продвижения Цели устойчивого развития № 4 «Качественное образование для устойчивого развития»" [4]. Поясним, что Д.И. Игнатова рассматривает специфику реализации основных современных тенденций в развитии культуры здоровья, организации физической активности в болгарских школах, а также в подготовке стратегий ее улучшения. В исследовании современных тенденций в сфере образования Н.К. Благодетелева особое внимание уделяет развитию и совершенствованию виртуальных технологий в российской системе высшего образования [6]. Е.А. Бессонова и С.В. Ривкина провели анализ международных и отечественных документов, на основе чего выявили базовые ориентиры формирования и развития национальных образовательных систем в современном мире. В результате исследования авторы пришли к выводу о возможности изучения и более детального рассмотрения такого явления, как персонификация, в качестве одной из основных актуальных тенденций развития современного образования. ГА. Степанова, А.В. Демчук, М.Р Арпентьева рассматривают современное образование в России в целом, объясняя, что данная область в настоящий момент пребывает "в состоянии многоуровневого и многоаспектного кризиса, связанного с целой системой деструктивных процессов внутри и вне его" [8]. В исследовании С.Т. Ибрагимовой обозначены основные тенденции развития современного российского образования в контексте процессов глобализации [9].

Подчеркнем, что и ряд лингвистических исследований посвящены терминам образования [10; 11]. Так, в статье Ю.А. Беловой, Р.Р. Лукмановой, Ф.Г Фаткулли-ной на основе данных, полученных от респондентов в результате эксперимента, вырабатываются наиболее эффективные стратегии перевода терминологических единиц области «Высшее образование» в России и странах Азии с английского на русский язык [10]. В исследовании В.В. Ингула и А.А. Курделяса представлен лингвоаксиологический анализ результатов исследования терминологических единиц области «Образование» методом субъективного шкалирования среди представителей профессиональной группы «Педагог» г. Красноярска [11].

Изучая тренды и антитренды в области образования в терминологическом аспекте, автор также опирался на свои опубликованные ранее работы, где в фокусе исследования находились особенности англоязычной терминологии

сферы образования в контексте влияния различных социальных, политических и культурных факторов на область образования [12; 13; 14].

Для рассмотрения современных тенденций в области образования в терминологическом аспекте в предлагаемой работе были применены методы сплошной выборки, дефиниционного анализа, лексико-семантический и структурный анализы.

Для изучения трендов и антитрендов в области образования в терминологическом аспекте был проведен анализ корпуса терминов из следующих источников, ставших материалом исследования: 58 научно-популярных статей, опубликованных на сайтах о среднем и высшем образовании в США в период с января 2023 года по март 2024 года [15; 16; 17]. Было проанализировано 356 терминов среднего и высшего образования США, составляющих широкий корпус исследования. Данные терминологические единицы были отобраны методом сплошной выборки из 58 научно-популярных статей о среднем и высшем американском образовании. Анализ словарных дефиниций позволил сделать вывод, что 37 терминов, выявленных из широкого корпуса исследования, являются единицами, использующимися для обозначения трендов и антитрендов в американском среднем и высшем образовании. Они и составляют узкий корпус исследования.

Для осуществления дефиниционного анализа терминов широкого корпуса исследования, лексико-семантического и структурного анализов терминов узкого корпуса использовались следующие лексикографические источники: словари современного английского языка [18; 19; 20], словари англоязычных терминов образования [21; 22; 23], этимологический словарь английского языка [24].

Перед анализом терминологических единиц, обозначающих тренды и антитренды в американском образовании, представляется важным обратиться к этимологии и значению лексической единицы trend. Согласно словарной статье, приведенной в Online Etymology Dictionary, имя существительное trend было образовано от глагола to trend:

trend (v.)

"1590s, "to run or bend in a certain direction" (of rivers, coasts, etc.), from Middle English trenden "to roll about, turn, revolve," from Old English trendan "turn round, revolve, roll," from Proto-Germanic *trandijan (source also of Old English trinde "round lump, ball," Old Frisian trind, Middle Low German trint "round," Middle Low German trent "ring, boundary," Dutch trent "circumference," Danish trind "round"); origin and connections outside Germanic uncertain. Sense of "have a general tendency (used of events, opinions, etc.) is first recorded 1863, from the nautical sense" [24].

Следовательно, значение рассматриваемого глагола have a general tendency появилось в результате вторичной номинации - метафорического переноса. Отметим, что имя существительное trend возникло глагола to trend в результате конверсии.

trend (n.)

""the way something bends" (coastline, mountain range, etc.), 1777, earlier "round bend of a stream" (1620s), from trend (v.); sense of "general course or direction" is from 1884. Sense of "a prevailing new tendency in popular fashion or culture" is from c. 1950" [24].

Рассматривая тренды в образовании, Ф. Тай подчеркивает, что лексическая единица trend стала "модным словом" для каждого, поскольку в повседневной жизни мы часто слышим о модных трендах, социальных трендах, трендах в экономике и т. д. Сфера образования не является исключением [25]. Согласно определению Oxford Learners' Dictionary, the direction of change or development of a situation is called a trend [26]. Опираясь на данное определение, Ф. Тай формулирует определение для trend in education ('тренд в образовании'), согласно которому тренды в образовании - это методы обучения, которые весьма актуальны, обладают большой значимостью и вносят свой вклад в развитие общества [25].

Следовательно, значение термина trend, функционирующее в сфере образования, развилось в структуре значения лексической единицы trend, которая появилась от глагола to trend в результате конверсии, подверглось процессу сужения и терминологизации в рамках области образования.

Анализ терминологических единиц, использующихся для обозначения трендов и антитрендов в сфере среднего и высшего образования США, показал, что к трендам в американском образовании относятся следующие: Online Learning, Distance Learning, Blended Learning, Homeschooling, Mobile Learning, Personalized Learning, Project-Based Learning, Gamification, Bite-Sized Learning, AI-Powered Personalization, Emphasis on Soft Skills, Virtual Reality (Vr) and Augmented Reality (Ar) in Classrooms, Decentralized Education Platforms, Lifelong Learning and Micro-Credentials [15; 16; 17]. Отметим, что большая часть терминологических единиц, обозначающих перечисленные тренды, являются заимствованными из IT-сферы и области психологии. Важным выводом является то, что за период с февраля 2020 по март 2024 тренды в образовании мало изменились, поскольку пандемия коронавируса кардинально повлияла на сферу образования во всем мире. За последние три года наблюдается тенденция к использованию дистанционных форм обучения, применению различных цифровых технологий в обучении и т. д.

Гораздо более примечательными для данного исследования являются терминологические единицы, использующиеся для обозначения антитрендов в среднем и высшем образовании сШа. Поясним, что такие лексические единицы в статьях об американском образовании, вошедших в материал исследования,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

относят к anti-trends in educations, least favorite education-related buzzwords, words to avoid in education, tired words in education, tired education buzzwords to stop using, buzzwords teachers cant's stand и т. д. [15; 16; 17]. В данном исследовании к антитрендам в образовании относятся такие формы, методы и стратегии в образовании, которые не получили широкого распространения, не являются популярными, потеряли свою актуальность в силу ряда причин (социальных, политических, исторических, культурных и т.д.,). В узкий корпус исследования вошли следующие термины, использующие для обозначения антитрендое в американском среднем и высшем образовании: Rigor, Woke, Social-Emotional Learning, Learning Loss, Equity, Differentiation, Standardized Tests, Data-Driven, Fidelity, COVID-19 и др. Далее в статье представлен лексико-семантический анализ некоторых из приведенных терминологических единиц.

Итак, для анализа семантической структуры термина Rigor обратимся к определению данной единицы, приведенному в The Glossary of Education Reform:

Rigor. While dictionaries define the term as rigid, inflexible, or unyielding, educators frequently apply rigor or rigorous to assignments that encourage students to think critically, creatively, and more flexibly. Likewise, they may use the term rigorous to describe learning environments that are not intended to be harsh, rigid, or overly prescriptive, but that are stimulating, engaging, and supportive [27].

Во-первых, отметим, что данный термин проявляет лексическую вариантность (rigor/rigorous). Во-вторых, анализируемый термин возник в терминологии образования в результате сужения и терминологизации значения единицы общелитературного языка в рамках образовательной терминологии. Важно подчеркнуть, что после февраля 2020 года в структуре значения данного термина произошли следующие изменения: идея овладения учащимися так называемыми "навыками мышления высшего порядка" ('higher-order thinking skills'), изначально заложенная в понятие rigor, постепенно превратилась в завышенные требования к уровню знаний, умений и навыков учащихся по окончании освоения учебной дисциплины. Таким образом, изменился коннотативный аспект значения данного термина: сложный (мотивирующий, - > сложный (демотивирующий).

Далее рассмотрим термин Woke, в структуре значения которого также произошли изменения. Отметим, что лексическая единица woke стала использоваться в образовании с 2018 года, когда была опубликована статья А. Кальдера "Woke Pedagogy: A Framework for Teaching and Learning", где вводятся термины woke pedagogy, woke teacher, woke education [28]. Важно пояснить, что данная единица относилась к сленгу, далее в результате функционирования в медиа-пространстве, в политическом медиадискурсе в том числе, стала принадлежать к общеупотребительной лексике. С 2018 года данная единица входит в англоязычную специальную лексику области образования. В своей работе А. Кальдера определяет woke teacher следующим образом:

«Woke teachers are those who have a critical disposition, which can be summarized as willingness to examine the root causes of disparities and to question why social groups have inequitable lived experiences. Woke teachers are aware of how laws and policies impact their students' lives and integrate intellectual discussions about systemic oppression - in all its forms - into their curriculum and instruction» [28].

Для проведенного исследования представляется интересным тот факт, что автор данной работы представил доклад на Всероссийском круглом столе «Современное терминоведение: традиции и перспективы развития» памяти профессора В.М. Лейчика, который состоялся 10 ноября 2023 года, где отмечалась актуальность изучения влияния woke-культуры на область образования и на соответствующую терминологию [29]. Однако в этот же день вышла статья А. Про-теро и В. Солис, где woke относится к антитрендам в образовании [30]. Авторы статьи ссылаются на А. Кальдера, которая отмечает, что введенные ею в 2018 г. термины woke pedagogy, woke teacher, woke education перестали быть актуальными, поскольку в структуре значения единицы woke произошли семантические сдвиги. Поясняется, что в 2023 году единица woke стала использоваться политиками-консерваторами для описания учебных планов, составленных социал-либералами. Так, значение лексической единицы woke приобрело пейоративную, уничижительную окраску [31].

Следующим термином для анализа является Equity. Отметим, что Cambridge Dictionary определяет данную лексическую единицу следующим образом:

Equit. The situation in which everyone is treated fairly according to their needs and no group of people is given special treatment [18].

В терминологии образования США данная единица используется в следующем значении:

"In education, the term equity refers to the principle of fairness. While it is often used interchangeably with the related principle of equality, equity encompasses a wide variety of educational models, programs, and strategies that may be considered fair, but not necessarily equal. It is has been said that"equity is the process; equality is the outcome," given that equity - what is fair and jus^may not, in the process of educating students, reflect strict equality - what is applied, allocated, or distributed equally" [27].

Таким образом, термин equity иногда используется синонимично с другим термином - equality. Однако данные единицы не являются синонимами, следовательно, термин equity не проявляет лексической вариантности в рамках американской терминологии среднего и высшего образования. Отнесенность данно-

го подхода к антитрендам в образовании объясняется тем, что предоставление учащимся "справедливых", "равных" образовательных моделей, программ и т. д. не гарантирует одинакового результата у всех учащихся по окончании освоения дисциплины. Следовательно, необходимы другие подходы, стратегии и методы в обучении, направленные на успешный результат в образовательном процессе. Отметим, что в структуре значения произошли изменения: денотативный аспект значения остался прежним (fair), коннотативный аспект изменился (result - > process).

Структурный анализ терминов, входящих в узкий корпус исследования, проводился на основе классификации терминов по форме, предложенной С.В. Гриневым-Гриневичем: слова (однословные, монолексемные единицы) и словосочетания (многословные, полилексемные единицы) [33]. В результате были получены следующие данные о структурной специфики терминов, использующихся для номинации трендов и антитрендов в американском среднем и высшем образовании: из 37 терминов узкого корпуса исследования 23 термина (62%) представлены терминологическими словосочетаниями, 14 терминов (38%) - однословные термины. К терминологическим словосочетаниям из узкого корпуса исследования, например, относятся следующие единицы: Growth mindset, Hybrid Learning Models, Al-Powered Personalization, Virtual Reality, Augmented Reality, Critical Race Theory, Decentralized Education Platforms, Lifelong Learning, Restorative Justice и др. Примерами однословных терминов являются следующие единицы: Rigor, Micro-credentials, Inclusion, Testing, Data, Pivot, Self-care, PLC, DEI и др.

В заключение отметим, что в ходе проведенного исследования были получены следующие результаты:

Библиографический список

1) роль влияния социально-политического фактора на изменения в образовании и соответствующей терминологии чрезвычайно возросла;

2) семантические сдвиги в структуре значения термина могут проходить в кратчайшие сроки;

3) большое количество терминов, обозначающих тренды в образовании, заимствованы из 1Т-сферы;

4) возрастает необходимость постоянного тщательного исследования семантики актуальных терминов образования в условиях воздействия социальных, политических, культурных изменений на область образования;

5) термины, составляющие узкий корпус данного исследования, обладают следующими структурными особенностями: из 37 терминов 23 единицы являются терминологическими словосочетания; 14 - это однословные термины. Таким образом, многословные термины составляют большую часть (62%) от общего числа терминологических единиц, входящих в узкий корпус исследования.

Таким образом, изучение трендов и антитрендов в среднем и высшем образовании США в терминологическом аспекте способствует более глубокому пониманию различных процессов, происходящих в обществе, находящих свое отражение в образовании и соответствующей терминологии.

Перспективными направлениями дальнейшего исследования терминов, функционирующих в англоязычном медиадискурсе об образовании, является изучение терминологических единиц, использующихся для номинации трендов и антитрендов в британском, австралийском, канадском образовании, а также в других национальных системах образования. Кроме того, в дальнейшем предлагается исследовать такие терминологические единицы с точки зрения мотивированности их значения в лингвокультурологическом и аксиологическом аспектах.

1. A Guide to Remote Learning Terminology During COVID-19. Curriculum Development, Remote Learning, Professional Development. 2020. Available at: https://www.managebac. com/blog/guide-remote-learning-terminology-covid-19

2. Are Online Learning, Virtual Learning, E-Learning, Distance Learning, and Blended Learning the Same? Available at: https://www.conexed.com/are-online-learning-virtual-learning-e-learning-distance-learning-and-blended-learning-the-same/

3. COVID-19 response - Remote learning strategy: remote learning strategy as a key element in ensuring continued learning. Available at: https://unesdoc.unesco.org/ark748223/ pf0000373764?posInSet=1&queryId=59158b28-f778-4854-ae6d-eec529e7e651

4. Эбзеева Ю.Н., Смирнова Ю.Б. Современные тенденции развития образования: дорожная карта высшего образования ЮНЕСКО. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2023; Т. 23, № 2: 329-337.

5. Ignatova D.I. Current trends in modern education. Education. Quality Assurance. 2022; № 4 (29): 77-80.

6. Благодетелева Н.К. Тенденции и перспективы использования современных VR-технологий в иноязычном образовании в системе высшего образования России. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 3 (100): 109-113.

7. Бессонова Е.А., Ривкина С.В. Персонификация образования как тенденция трансформации современного образования. Человек и образование. 2021; № 1 (66): 4-10.

8. Степанова ГА., Демчук А.В., Арпентьева М.Р Современное образование в эпоху кризиса: тенденции, антикризисные факторы. Известия Тульского государственного университета. Педагогика. 2020; № 4: 56-71.

9. Ибрагимова С.Т. Тенденции развития современного образования в России в период мировой глобализации. Вестник научных конференций. 2021; № 3-2 (67): 62-65.

10. Belova Y. A., Lukmanova R.R., Fatkullina F.G. Translation strategies for rendering Higher Education institution terms from English into Russian. Russian Linguistic Bulletin. 2022; № 6 (34).

11. Ингул В.В., Курделяс А.А. Термины сферы «Образование» в ценностном аспекте (экспериментальное исследование). Сибирский филологический форум. 2022; № 2 (19): 53-65.

12. Иконникова В.А., Цверкун Ю.Б. Лингвокультурологические исследования англоязычных отраслевых терминологий и современные технологии в лингвистике. Москва: ООО «Русайнс», 2021.

13. Цверкун Ю.Б. Культура отмены в высшем образовании США и Канады (терминологический аспект). Мир науки, культуры, образования. 2023; № 5 (102): 283-287.

14. Цверкун Ю.Б. Лексико-семантические особенности англоязычной терминологии образования в контексте пандемии COVID-19. Аномалия в языке, гармония в речи: сборник научных статей. Минск: Учреждение образования «Минский государственный лингвистический университет», 2023: 80-83.

15. US News Education. Available at: https://www.usnews.com/education

16. Education Week - K-12 education news and information. Available at: https://www.edweek.org/

17. News | U.S. Department of Education. Available at: https://www.ed.gov > news

18. Cambridge Advanced Learner's Dictionary & Thesaurus. Available at: http://dictionary.cambridge.org/

19. Collins English Dictionary. Available at: https://collinsdictionary.com/

20. Oxford English Dictionary. Available at: https://www.oed.com/

21. The Greenwood Dictionary of Education. Santa Barbara, CA: Greenwood, 2011.

22. The Education week guide to K-12 terminology. Education Week Press and Jossey-Bass, 2009.

23. A Dictionary of Education. 2nd Edition. Oxford: Oxford University Press, 2015.

24. Online Etymology Dictionary. Available at: https://www.etymonline.com/

25. Thuy Ph. 10 Popular Trends in Education (2023-2025). Available at: https://atomisystems.com/elearning/10-popular-trends-in-education/

26. Oxford Learner's Dictionary. Available at: https://www.oxfordlearnersdictionaries.com/

27. The Glossary of Education Reform. Available at: https://www.edglossary.org/

28. Caldera A. Woke Pedagogy: A Framework for Teaching and Learning. Available at: https://scholarworks.uttyler.edu/dsjel/vol2/iss3/1/

29. Программа Всероссийского круглого стола «Современное терминоведение: традиции и перспективы развития» памяти профессора В.М. Лейчика. Одинцовский филиал МГИМО МИД России. Available at: https://mgimo.ru/upload/2023/11/prog-rt-leichik-10-11-23.pdf

30. Prothero A., Solis V. 10 Buzzwords Teachers Can't Stand. 2023. Available at: https://www.edweek.org/teaching-learning/10-buzzwords-teachers-cant-stand/2023/11

31. Caldera A., Bernstein D., Parker-Hill K., Testen K. The Case for Woke Education. Available at: https://www.edweek.org/teaching-learning/opinion-the-case-for-woke-education/2023/07

32. Гринев-Гриневич С.В. Терминоведение: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2008.

References

1. A Guide to Remote Learning Terminology During COVID-19. Curriculum Development, Remote Learning, Professional Development. 2020. Available at: https://www.managebac. com/blog/guide-remote-learning-terminology-covid-19

2. Are Online Learning, Virtual Learning, E-Learning, Distance Learning, and Blended Learning the Same? Available at: https://www.conexed.com/are-online-learning-virtual-learning-e-learning-distance-learning-and-blended-learning-the-same/

3. COVID-19 response - Remote learning strategy: remote learning strategy as a key element in ensuring continued learning. Available at: https://unesdoc.unesco.org/ark748223/ pf0000373764?posInSet=1&queryId=59158b28-f778-4854-ae6d-eec529e7e651

4. 'Ebzeeva Yu.N., Smirnova Yu.B. Sovremennye tendencii razvitiya obrazovaniya: dorozhnaya karta vysshego obrazovaniya YuNESKO. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Sociologiya. 2023; T. 23, № 2: 329-337.

5. Ignatova D.I. Current trends in modern education. Education. Quality Assurance. 2022; № 4 (29): 77-80.

6. Blagodeteleva N.K. Tendencii i perspektivy ispol'zovaniya sovremennyh VR-tehnologij v inoyazychnom obrazovanii v sisteme vysshego obrazovaniya Rossii. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2023; № 3 (100): 109-113.

7. Bessonova E.A., Rivkina S.V. Personifikaciya obrazovaniya kak tendenciya transformacii sovremennogo obrazovaniya. Chelovek i obrazovanie. 2021; № 1 (66): 4-10.

8. Stepanova G.A., Demchuk A.V., Arpenfeva M.R. Sovremennoe obrazovanie v 'epohu krizisa: tendencii, antikrizisnye faktory. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Pedagogika. 2020; № 4: 56-71.

9. Ibragimova S.T. Tendencii razvitiya sovremennogo obrazovaniya v Rossii v period mirovoj globalizacii. Vestnik nauchnyh konferencij. 2021; № 3-2 (67): 62-65.

10. Belova Y.A., Lukmanova R.R., Fatkullina F.G. Translation strategies for rendering Higher Education institution terms from English into Russian. Russian Linguistic Bulletin. 2022; № 6 (34).

11. Ingul V.V., Kurdelyas A.A. Terminy sfery "Obrazovanie" v cennostnom aspekte ('eksperimental'noe issledovanie). Sibirskij filologicheskijforum. 2022; № 2 (19): 53-65.

12. Ikonnikova V.A., Cverkun Yu.B. Lingvokul'turologlcheskle issledovaniya angloyazychnyh otraslevyh terminologij isovremennye tehnologll v lingvistike. Moskva: oOo "Rusajns", 2021.

13. Cverkun Yu.B. Kul'tura otmeny v vysshem obrazovanii SShA i Kanady (terminologicheskij aspekt). Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2023; № 5 (102): 283-287.

14. Cverkun Yu.B. Leksiko-semanticheskie osobennosti angloyazychnoj terminologii obrazovaniya v kontekste pandemii COVID-19. Anomaliya vyazyke, garmoniya vrechi: sbornik nauchnyh statej. Minsk: Uchrezhdenie obrazovaniya "Minskij gosudarstvennyj lingvisticheskij universitet", 2023: 80-83.

15. US News Education. Available at: https://www.usnews.com/education

16. Education Week - K-12 education news and information. Available at: https://www.edweek.org/

17. News | U.S. Department of Education. Available at: https://www.ed.gov > news

18. Cambridge Advanced Learner's Dictionary & Thesaurus. Available at: http://dictionary.cambridge.org/

19. Collins English Dictionary. Available at: https://collinsdictionary.com/

20. Oxford English Dictionary. Available at: https://www.oed.com/

21. The Greenwood Dictionary of Education. Santa Barbara, CA: Greenwood, 2011.

22. The Education week guide to K-12 terminology. Education Week Press and Jossey-Bass, 2009.

23. A Dictionary of Education. 2nd Edition. Oxford: Oxford University Press, 2015.

24. Online Etymology Dictionary. Available at: https://www.etymonline.com/

25. Thuy Ph. 10 Popular Trends in Education (2023-2025). Available at: https://atomisystems.com/elearning/10-popular-trends-in-education/

26. Oxford Learner's Dictionary. Available at: https://www.oxfordlearnersdictionaries.com/

27. The Glossary of Education Reform. Available at: https://www.edglossary.org/

28. Caldera A. Woke Pedagogy: A Framework for Teaching and Learning. Available at: https://scholarworks.uttyler.edu/dsjel/vol2/iss3/1/

29. Programma Vserossijskogo kruglogo stola «Sovremennoe terminovedenie: tradiciiiperspektivy razvitiya» pamyatiprofessora V.M. Lejchika. Odincovskij filial MGIMO MID Rossii. Available at: https://mgimo.ru/upload/2023/11/prog-rt-leichik-10-11-23.pdf

30. Prothero A., Solis V. 10 Buzzwords Teachers Can't Stand. 2023. Available at: https://www.edweek.org/teaching-learning/10-buzzwords-teachers-cant-stand/2023/11

31. Caldera A., Bernstein D., Parker-Hill K., Testen K. The Case for Woke Education. Available at: https://www.edweek.org/teaching-learning/opinion-the-case-for-woke-education/2023/07

32. Grinev-Grinevich S.V. Terminovedenie: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2008.

Статья поступила в редакцию 18.05.24

УДК 81

Qiu Taorui, postgraduate, Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia), E-mail: Qiutr@my.msu.ru

FORMATION OF CYCLICAL AND LINEAR CONCEPTS OF TIME IN EASTERN AND WESTERN CIVILIZATIONS. The article provides an in-depth exploration of philosophical and cultural differences in the concepts of time between Western and Eastern civilizations. Special attention is given to distinctions between linear and cyclical approaches. The study is based on an analysis of philosophical ideas about time, ranging from Aristotle to Kant, and the influence of religions such as Christianity and Buddhism. The Eastern, particularly Chinese, conception of time, influenced by yin-yang and the five elements, as well as Buddhism's reincarnation concept, demonstrates its cyclical and universal characteristics. The research focuses on the characteristics of time concepts in Western and Eastern cultures, particularly linear time in the West and cyclical time in the East. The article employs methods of linguocultural and comparative analysis. The aim of the study is to identify differences in the perception of time in Western and Eastern cultures and how these differences impact philosophical ideas and cultural development. The scientific novelty of the research lies in establishing the connection between philosophical exploration of time and cultural context, and in examining the role of religious doctrines (e.g., Christianity and Buddhism) in shaping the concept of time. The significance of the work is underscored by the use of new theoretical tools for research in translation studies, teaching Russian and Chinese as foreign languages, intercultural communication, psychology, anthropology, and cultural studies, especially regarding how people perceive and utilize the category of time in these languages.

Key words: time, culture, philosophy, Buddhism, cyclical time, linear time

Цю Таожуй, аспирант, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г. Москва, E-mail: Qiutr@my.msu.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЦИКЛИЧЕСКОГО И ЛИНЕЙНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ В ВОСТОЧНОЙ И ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИЯХ

В данной статье углубленно исследуются философские и культурные различия в концепциях времени западной и восточной цивилизаций. Особое внимание уделяется различиям между линейным и цикличным подходами. Исследование основано на анализе философских представлений о времени, начиная от Аристотеля и заканчивая трудами Канта, и влиянии таких религий, как христианство и буддизм. Восточная, в частности китайская, концепция времени под влиянием концепции инь-ян и пяти элементов, а также концепции реинкарнации буддизма демонстрирует свои циклические и универсальные особенности. Объектом исследования статьи являются характеристики концепции времени в западной и восточной культурах, в частности, линейность времени на западе и цикличность времени на востоке. В рамках данной статьи используются методы лингвокультурологического и сопоставительного анализа. Целью исследования является выявление различий в понятии времени в западной и восточной культурах, а также того, как эти различия влияют на соответствующие философские идеи и культурное развитие. Научная новизна данной статьи заключается в обосновании связи философского исследования понятия времени с культурным контекстом и в изучении роли религиозных учений (например, христианства и буддизма) в формировании концепции времени. Значимость работы обеспечивается использованием новых теоретических инструментов для исследований в области перевода, обучения русскому и китайскому языкам как иностранным, межкультурной коммуникации, психологии, антропологии и культурологии, особенно в отношении исследования того, как люди воспринимают и используют категорию времени в указанных языках.

Ключевые слова: время, культура, философия, буддизм, цикличность времени, линейность времени

Время как одна из основных концепций, формирующих мировоззрение человека, широко исследуется в области физики и философии, а также является культурологическим понятием. Язык - это призма культуры. Настоящая статья предоставляет философскую перспективу и исторический контекст для понимания культурной основы, лежащей в основе языка, что и составляет её актуальность.

Объектом исследования статьи являются характеристики концепции времени в западной и восточной культурах, в частности линейность времени на западе и цикличность времени на востоке. В рамках данной статьи используются методы лингвокультурологического и сопоставительного анализа. Целью исследования является выявление различий в понятии времени в западной и

восточной культурах, а также того, как эти различия влияют на соответствующие философские идеи и культурное развитие. Соответственно, для достижения этой цели был поставлен ряд задач:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) выявить различные подходы к изучению времени на востоке и западе;

2) проанализировать основные характеристики восточных и западных концепций времени;

3) раскрыть культурные, философские и исторические причины, лежащие в основе этих концепций;

4) найти аргументы в древних текстах.

Научная новизна данной статьи заключается в обосновании связи философского исследования понятия времени с культурным контекстом и в ис-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.