вые границы. В частности, Мозес, вспоминая о Лондоне до 1948 года, настаивает на том, что это были хорошие времена», хотя он, по всей видимости, подзабыл расовый антагонизм того периода, когда его уволили с работы на железнодорожной станции, потому что белые рабочие просто не хотели быть рядом с ним.
В главе, где Моисей и Галахад посещают биржу труда, Селвон воспроизводит чувство отчаяния, испытываемое безработным в общечеловеческой тональности, подчеркивая, что в мире нет такого места, как это, где множество мужчин собираются вместе, чтобы найти работу или получать пособие от государства всеобщего благосостояния, пока они не работают Такое инклюзивное описание биржи труда, по всей видимости, предназначено для передачи транснационального культурного опыта рабочего класса, но Селвон все же делает больший акцент на двойном маргинальном положении чернокожих безработных в ту эпоху в Великобритании, отмечая, что на всех официальных бумагах чернокожих парней можно было увидеть отметку сверху красными чернилами «JA, col», означавшую, что это человек с Ямайки, и он цветной. Эта информация предназначалась для клерков и экономила массу времени и хлопот Цитата иллюстрирует характерную для культуры пятидесятых годов практику расовой дискриминации, увековеченную институализированной системой, которая объединяла работодателей и государственных агентов по трудоустройству. Эта практика служила (и, по всей видимости, во многом сохранилась до сих пор) для разделения рабочего класса по расовому признаку, что затрудняло бы объединение людей в политические движения.
Что касается судьбы незадачливого Галахада, его сопротивление расизму приводит к внутреннему кризису и деформации идентичности. Галахад смотрит на свою руку и думает: «Знаешь, ты причина всего этого. Какого черта ты не можешь изменить цвет? Почему ты не можешь быть синей, красной или зеленой, если уж не белой? Ты знаешь, что причиняешь мне много страданий. Я ни в чем не виноват - это твоя вина!» [2, с. 88]. Эта сильная в эмоциональном плане сцена показывает, что Галахад не только примирился с расовой дискриминацией, но и возненавидел себя, цвет своей кожи, и эти негативные чувства переворачивают его существо. Чувствуя себя побежденным британским расизмом, он не надеется, что предвзятое отношение к нему изменится, но требует невозможного от своей кожи - изменить цвет Это эпизод указывает на то, как представителям белого социума удалось подавить достоинство чернокожих карибских (и не толь-
Библиографический список
ко!) иммигрантов, которые приехали в их столицу в надежде на минимальное дружелюбие и гостеприимство. Герой какое-то время пытается смириться со своим затруднительным положением, будучи в изоляции в силу своей расовой принадлежности, но в конце концов взрывается от бессилия, и Селвон тем самым иллюстрирует феномен мимикрии в интерпретации Франца Фанона [5]. Галахад мучительно переживает факт своей неанглийской идентичности и демонстрирует желание замаскироваться, слиться со своими бывшими колонизаторами или, по крайней мере, сменить цвет кожи.
Произведение Селвона проблематизирует и отсутствие организованной политической борьбы внутри субкультурной группы карибских мигрантов. Судьба героев зависит скорее от стратегий выживания, ориентированных на индивидуальную надклассовую тактику, а не на коллективную волю к действию. Этот фактор является симптомом недостаточного понимания левыми движениями в Великобритании 50-х годов специфических расовых проблем субкультурных групп и преобладания среди таких политиков классовых интересов белых рабочих. Таким образом, чернокожие оказывались в изоляции не только от господствующей культуры коренного большинства, но и от основных сил политической оппозиции авторитарной власти.
В заключение следует отметить, что в произведениях Селвона реалистично описывается драматичный опыт карибских переселенцев в Великобритании в пятидесятые годы ХХ века путем использования нарративных техник и стратегий, призванных интерпретировать субкультурную идентичность мигранта. Проза Селвона радикальна в том смысле, что она создает собственные дискурс и перспективу, которые до того отсутствовали в английской литературе. Однако писатель достигает этого, иногда парадоксальным образом опираясь на стереотипные представления об идентичности. В основе этой амбивалентности в репрезентации мигранта лежит тот факт, что прозаик использует форму реалистического романа, которая несет в себе текстовые и литературные традиции, в чем-то близкие по духу западным, но опирающиеся на опыт того региона, из которого он вышел. Селвон, конечно, пытается избежать этого наследия, используя экспериментальные методы, которые определяют отличие его метода от классического реализма. Однако гибридная, кросс-культурная форма «Одиноких лондонцев» представляет собой инновационное переосмысление топоса Лондона с точки зрения чернокожего иммигранта и сталкивается с воспроизведением определенных расовых, классовых и гендерных стереотипов.
1. Dizayi S.A.H. The Crisis of Identity in Postcolonial Literature. Istanbul: Istanbul Aydin University, 2017.
2. Selvon S. The Lonely Londoners. Harlow: Longman, 1986.
3. Vickers K. "This Blessed Plot": Negotiating Britishness in Sam Selvon's "The Lonely Londoners", Hanif Kureishi's "The Buddha of Suburbia', and Zadie Smith's "White Teeth". Montana: The University of Montana, 2009.
4. Gilroy P. The Black Atlantic: Modernity and Double Consciousness. Cambridge: Harvard University Press, 1996.
5. Fanon F. The Wretched of the Earth. New York: Grove Press, 1963.
6. Said E.W. Culture and Imperialism. New York: Knopf, 1993.
7. Bhabha H. The Location of Culture. L. & New York: Routledge, 1994.
8. Элиот Т.С. Бесплодная земля. Москва: Научно-издательский центр «Ладомир», «Наука», 2014. References
1. Dizayi S.A.H. The Crisis of Identity in Postcolonial Literature. Istanbul: Istanbul Aydin University, 2017.
2. Selvon S. The Lonely Londoners. Harlow: Longman, 1986.
3. Vickers K. "This Blessed Plot": Negotiating Britishness in Sam Selvon's "The Lonely Londoners", Hanif Kureishi's "The Buddha of Suburbia', and Zadie Smith's "White Teeth". Montana: The University of Montana, 2009.
4. Gilroy P. The Black Atlantic: Modernity and Double Consciousness. Cambridge: Harvard University Press, 1996.
5. Fanon F. The Wretched of the Earth. New York: Grove Press, 1963.
6. Said E.W. Culture and Imperialism. New York: Knopf, 1993.
7. Bhabha H. The Location of Culture. L. & New York: Routledge, 1994.
8. 'Eliot T.S. Besplodnayazemlya. Moskva: Nauchno-izdatel'skij centr «Ladomir», «Nauka», 2014.
Статья поступила в редакцию 20.08.23
УДК 81'373.46
Tsverkun Yu.B, Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs
of the Russian Federation, Odintsovo Branch (Odintsovo, Russia), E-mail: y.cverkun@odin.mgimo.ru
CANCEL CULTURE IN THE US AND CANADIAN HIGHER EDUCATION (TERMINOLOGICAL ASPECT). The article aims to study the impact of cancel culture on the field of higher education in the terminological aspect. The author brings the definitions of this phenomenon in a broad sense and in the framework of education terminology. The influence of cancel culture on higher education and corresponding terminology is studied on the basis of the US and Canadian higher education terminological systems. In the framework of the terminological aspect, lexical and semantic features and structural characteristics of the US and Canadian higher education terms are considered. Special focus is given to those terms which were borrowed from the English cancel culture terminology to education and terminologized in the English higher education terminology. As a result, it is illustrated that the US and Canadian higher education terminology has acquired a number of features (lexical and semantic variance, structural characteristics) in the context of cancel culture. The proposed framework may be useful for studying and teaching lexicology, terminology, sociolinguistics, sociocultural linguistics, and cross-cultural communication. The research findings may contribute to compiling special dictionaries and glossaries of education terms.
Key words: term, terminology, cancel culture, terminological aspect
Ю.Б. Цееркун, канд. филол. наук, доц., Московский государственный институт международных отношений (университет)
Министерства иностранных дел Российской Федерации, Одинцовский филиал, г. Одинцово, E-mail: y.cverkun@odin.mgimo.ru
КУЛЬТУРА ОТМЕНЫ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ США И КАНАДЫ (ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Цель данной статьи заключается в изучении влияния феномена культуры отмены на область высшего образования в терминологическом аспекте. Автор приводит определения термина исследуемого феномена в широком смысле, а также в рамках терминологии высшего образования. Воздействие культуры отмены на область высшего образования и соответствующую терминологию рассматривается на материале терминологических единиц, входящих в терминосистемы высшего образования США и Канады. В рамках терминологического аспекта исследования в данной работе определяются лексико-семан-тические и структурные особенности терминов высшего образования США и Канады. Особое внимание уделяется изучению тех терминов, которые были заимствованы из англоязычной терминологии культуры отмены, далее подверглись процессу терминологизации в рамках англоязычной терминологии высшего образования. В результате определено, что терминология высшего образования США и Канады обладает рядом особенностей (лексико-семанти-ческая вариантность, структурные особенности), обусловленных воздействием культуры отмены на область высшего образования. Основные положения и выводы статьи могут быть применены в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов лексикологии, терминоведения, социолингвистики, лингвокультурологии и межкультурной коммуникации, а также при составлении специальных словарей и глоссариев терминов образования.
Ключевые слова: термин, терминология, культура отмены, терминологический аспект
На современном этапе развития терминоведения в центре внимания многих ученых находится отраслевая терминология. Особое значение в исследовании отраслевой терминологии, в частности терминологии образования, приобретает определение специфики влияния социальных, политических и экономических изменений, происходящих в определенном языковом сообществе, на указанную область знаний и соответствующую терминологию.
В условиях глобализации и цифровизации современное общество все больше использует социальные сети. Одним из актуальных социальных феноменов, получившим наибольшую популяризацию благодаря социальных сетям, является культура отмены (cancel culture). Данное явление обращает на себя внимание ученых различных областей науки: философии, социологии, психологии, лингвистики и других. Культура отмены реализуется в разных аспектах жизни и деятельности общества, и образование не является исключением. Все больший интерес исследователей вызывает вопрос о том, какие изменения в сфере образования, в частности высшего, происходят в контексте воздействия на него культуры отмены, следовательно, и на терминологию, обслуживающую данную область деятельности общества, что и определяет актуальность данного исследования.
Цель работы состоит в изучении лексико-семантических и структурных особенностей терминов высшего образования в контексте воздействия феномена культуры отмены на высшее образование на материале новостных статей об академических отменах в США и Канаде.
Для достижения данной цели представляется целесообразным решение следующих задач:
1) изучить феномен культуры отмены в общем и в лингвистическом аспекте в частности;
2) проанализировать определение культуры отмены на материале нескольких лексикографических источников;
3) выявить методом сплошной выборки термины высшего образования, в структуре значения которых произошли изменения под влиянием феномена культуры отмены на высшее образование, а также термины, которые были заимствованы из терминологии культуры отмены и подверглись процессу терминологизации в рамках англоязычной терминологии высшего образования;
4) изучить специфику воздействия культуры отмены на высшее образование США и Канады и на терминологию, обслуживающую данную область;
5) определить лексико-семантические особенности терминологии высшего образования США и Канады в контексте воздействия культуры отмены;
6) выявить структурные особенности терминологии высшего образования США и Канады в контексте воздействия культуры отмены;
7) подвести итоги и наметить перспективы дальнейшего исследования.
Научная новизна предлагаемого исследования состоит в вовлечении в
область лингвистического научного анализа нового корпуса терминологических единиц области высшего образования США и Канады, в том числе 2018-2023 гг, а также в примененной методике отбора и анализа терминологических единиц, входящих в терминосистемы высшего образования США и Канады.
Теоретическая значимость заключается в том, что предлагаемое исследование развивает положения отраслевого терминоведения, в частности терминологии высшего образования. Данная работа способствует расширению представлений о терминосистемах высшего образования США и Канады: о семантике, территориальной вариантности, структурных характеристиках терминологических единиц, входящих в данные терминосистемы. Рассмотрение терминов высшего образования, в данном случае США и Канады, с точки зрения их лексико-се-мантических и структурных особенностей в контексте воздействия феномена культуры отмены на область высшего образования вносит свой вклад в понимание влияния социальных феноменов на терминологию различных областей деятельности общества.
Практическая значимость работы состоит в возможности применения полученных результатов при составлении специальных словарей и глоссариев англоязычных терминов высшего образования, курсов по общему и отраслевому терминоведению, языкознанию, лексикологии, социолингвистике. Кроме того, выводы, полученные в результате проведенного исследования, могут быть ис-
пользованы для корректной интерпретации медиатекстов об академических отменах (academic cancellations).
Относительно недавно возник интерес к природе феномена культуры отмены с точки зрения социологии и философии: М.Б. Колесниченко, Е.А. Ушакова [1], А.Э. Киселева, А.В. Муромская [2], Е.В. Стецко [3], Ю.Ю. Рейка [4], ПЮ. Да-шинимаев [5]. Поясним, что М.Б. Колесниченко и Е.А. Ушакова приходят к выводу о том, что в дискуссиях по поводу явления культуры отмены, инициированных представителями молодого поколения, появляется необходимость решения большого числа сложных вопросов с агентами различных социальных групп с созданием и совершенствованием новых гибких кодексов в социальных организациях [1]. В исследовании А.Э. Киселевой и А.В. Муромской изучается вопрос возникновения культуры отмены как следствие возникновения института репутации, ее положительные и отрицательные аспекты [2]. В работе Е.В. Стецко предлагается изучить явление культуры отмены как критическую тенденцию, ориентированную на пересмотр значения феномена глобализации. Е.В. Стецко объясняет правомерность разработанного подхода тем, что сама социальная практика отмены стала возможна во многом благодаря активным процессам глобальной цифровизации, а также «становлению глобального дискурса, включающего в себя глобализацию как объясняющую теорию мирового развития, интерпретацию глобальных проблем, вызовов, социальных ожиданий и инструментов, поддерживающих устойчивость мировой системы» [3]. Целью работы Ю.Ю. Рейка стало изучение дефиниции понятия «культура отмены» и формулировка собственного определения данного понятия [4]. В исследовании ПЮ. Дашинимаева уточняется содержание понятия cancel culture, осмысливается специфика культуры отмены в контексте дискурса власти, выделяется философская сущность исследуемого феномена [5].
Отметим, что феномен культуры отмены также рассматривался и с лингвистической точки зрения [6; 7]. Так, в работе Н.Л. Шамне и В.С. Майер изучается феномен «культура отмены (кенселинг)» и его лингвистическая репрезентация в социолингвистических проектах, а также в рейтингах «Слово года», реализуемых в англо- и немецкоязычных странах [6]. В исследовании Д.А. Синицкого рассматривается воздействие активизма и культуры отмены на современный новостной англоязычный дискурс, а также на язык социальных сетей. Выводы, полученные в результате данного исследования, позволяют судить о наиболее продуктивных способах образования неологизмов, отражающих тематически различные информационные поводы [7].
Рассматривая феномен культуры отмены и его влияние на область высшего образования и соответствующую терминологию, автор также опирался на свои работы, опубликованные ранее, в которых в терминологическом аспекте изучалась специфика воздействия таких социальных, политических и экономических процессов на область образования, как глобализация [8], цифровизация [9], пандемия и постпандемия COVID-19 [10].
Для рассмотрения воздействия феномена культуры отмены на высшее образование США и Канады и на соответствующую терминологию были применены такие методы исследования, как метод сплошной выборки, метод дефини-ционного анализа, лексико-семантический анализ, структурный анализ.
Для изучения лексико-семантической и структурной специфики англоязычной терминологии высшего образования США и Канады в условиях влияния феномена культуры отмены был проанализирован корпус терминологических единиц, отобранных методом сплошной выборки из следующих источников, послуживших материалом данного исследования: 290 новостных статей, собранных на официальном сайте Национальной ассоциации ученых (National Association of Scholars) - американской некоммерческой политически консервативной организации по защите интересов образования - и содержащих сведения об академических отменах (academic cancellations) в США и Канаде [11].
Важно пояснить, что приведенный список статей об академических отменах (academic cancellations) впервые был опубликован в июне 2020 г. и пополняется периодически. На данный момент список содержит 290 статей, последний раз он был обновлен 12 августа 2023 г. [11].
Для изучения влияния культуры отмены на высшее образование США и Канады и на соответствующую терминологию, в частности для определения лек-
сико-семантических и структурных особенностей терминов, входящих в терми-носистемы высшего образования США и Канады, было проанализировано 1027 терминов высшего образования, составляющих широкий корпус исследования. Данные единицы были выявлены методом сплошной выборки из 290 новостных статей об академических отменах (academic cancellations) в США и Канаде. В результате проведенного анализа словарных дефиниций и лексико-семанти-ческого анализа из широкого корпуса исследования было выявлено 48 (4,7%) терминов, входящих в терминосистемы высшего образования США и Канады, которые ранее функционировали в рамках терминологии культуры отмены, далее прошли процесс детерминологизации, стали использоваться в медиапростран-стве, затем были заимствованы в терминосистемы высшего образования США и Канады. В рамках указанных терминосистем данные единицы подверглись процессу терминологизации и в настоящее время функционируют в области высшего образования, обозначая конкретные понятия данной сферы, отражая специфику воздействия феномена культуры отмены на высшее образование в терминологическом аспекте. Данные термины составляют узкий корпус исследования.
Для осуществления анализа словарных дефиниций и лексико-семантиче-ского анализа терминологических единиц, входящих в широкий корпус исследования, использовались следующие лексикографические источники: словари современного английского языка [12-15], словари терминов образования на английском языке [16-19], а также глоссарии терминологии культуры отмены [20; 21].
Поскольку в рамках данной статьи термины узкого корпуса исследования рассматриваются с точки зрения их лексико-семантических и структурных особенностей, представляется важным обратиться к дефиниции термина cancel. Oxford English Dictionary дает следующее определение:
cancel verb
1. a. transitive. To deface or obliterate (writing), as by drawing lines across it lattice-wise; to cross out, strike out. Of legal documents, deeds, etc.: To annul, render void or invalid by so marking.
1. b. t To deface or destroy by cutting or tearing up.
2. figurative.
2.a. To annul, repeal, render void (obligations, promises, vows, or other things binding). Also with out.
2.b. t intransitive. To become void or null. rare.
3. gen.
3. a. To obliterate, blot out, delete from sight or memory.
3. b. To frustrate, reduce to nought, put an end to, abolish.
3. c. With off.
4. a. Arithmetic. To strike out (a figure) by drawing a line through it; esp. in removing a common factor, e.g. from the numerator and denominator of a fraction; also absol. Hence.
4. b. To remove equivalent quantities of opposite signs, or on opposite sides of an equation, account, etc.; to balance a quantity of opposite sign, so that the sum is zero.
4. c. figurative. To render (a thing) null by means of something of opposite nature; to neutralize, counterbalance, countervail; to make up for, compensate.
4. d. Music. To remove the effect of (a preceding sharp or flat), including an element of the key signature: marked by inserting a natural sign in the score.
4. e. intransitive. Const. out. To be rendered null or neutral by counterbalance.
5. Printing. To suppress (a page, sheet, etc.) after it has been set up in type or printed off.
6. t To enclose with latticework or rails. Obsolete [the literal sense of Latin cancellare].
Additional sense (2021)
7. Colloquial (originally U.S.). transitive. To dismiss, reject, or get rid of (a person or thing). In later use, esp. in the context of social media: to publicly boycott, ostracize, or withdraw support from (a person, institution, etc.) thought to be promoting culturally unacceptable ideas.
2016 Guys you know we have to cancel her though? Because she said all lives matter or some crap like that.
@ClinicallyLuxe 13 December in twitter.com (accessed 27 Oct. 2020).
2020 In 1966, right-wing Christians tried to cancel John Lennon, after he claimed that the Beatles were 'more popular than Jesus'.
Washington Post (Nexis) 12 July b2 [15].
Итак, лексическая единица cancel является многозначной и функционирует в семи разных значениях. Поясним, что значение 7 является территориально маркированным - originally U.S. Как уже ранее отмечалось в исследовании англоязычной терминологии образования в контексте пандемии и постпандемии COVID-19, анализ ежеквартальных обновлений «Оксфордского словаря английского языка» позволил сделать вывод о функционировании четырех групп лексических единиц, подвергшихся определенным семантическим изменениям в условиях воздействия общественно-политических феноменов: новые термины; термины, в семантической структуре которых появились новые значения; термины со значениями, обновленными с целью их уточнения и корректировки; термины, в словарные статьи которых были добавлены новые контексты их использования, но еще не отредактированные [10, c. 437]. Согласно приведенной
классификации, единица cancel относится к терминам, в семантической структуре которых появились новые значения. Для данного исследования наибольший интерес представляет значение 7 рассматриваемой единицы cancel. Контексты, демонстрирующие употребление рассматриваемой единицы, датируются 2016 и 2020 гг Поясним также, что термин cancel culture образован в результате словосложения. Далее обратимся к определению термина cancel culture.
Добавим также, что, по мнению М.Б. Колесниченко и Е.А. Ушаковой, в настоящее время лексическая единица cancel всё чаще используется в контексте критики и публичного осуждения неприемлемого поведения: например, когда "отменяют" человека, последовательно публикующего сообщения дискриминационного характера [1, c. 82]. Отмечается, что под «отменой» зачастую понимают острую публичную критику; «отмена» подразумевает «наступление ре-путационной ответственности: человека призывает пересмотреть свои взгляды, извиниться, а если этого не происходит - лишить его платформы и возможностей продолжать дискриминацию» [там же].
Важно отметить, что в 2019 г австралийский словарь Macquarie Dictionary объявил словом года cancel culture (культура отмены). В словаре приводится следующее определение термина: attitudes within a community which call for or bring about the withdrawal of support from a public figure, such as cancellation of an acting role, a ban on playing an artist's music, removal from social media, etc., usually in response to an accusation of a socially unacceptable action or comment 'вид отношений внутри определенного сообщества, который приводит к прекращению поддержки публичного человека (например: отмена актерской роли, запрет на выступления музыканта, удаление из социальных сетей и т. д.) и, как правило, возникает в ответ на обвинение в социально неприемлемом поступке или комментарии' (здесь и далее перевод наш - Ю. Ц.). Редакторы словаря объясняют свой выбор тем, что данная фраза охватывает важный аспект "духа" последних лет, обозначая особый тип отношений, который стал настолько всеобъемлющим, что получил название. Отмечают также, что культура отмены стала мощнейшей силой [22].
Согласно определению онлайн-словаря современного английского языка Dictionary.com, под культурой отмены понимается the popular practice of withdrawing support for (canceling) public figures and companies after they have done or said something considered objectionable or offensive. Cancel culture is generally discussed as being performed on social media in the form of group shaming 'популярная практика отказа от поддержки (отмены) общественных деятелей и компаний после того, как они сделали или сказали что-то, что считается нежелательным или оскорбительным. Обычно указывают, что культура отмены реализуется в социальных сетях в форме группового высмеивания' [14]. Данная новая форма самосуда доминирует практически по всех сферах жизни современного западного общества в течение последних нескольких лет: политика, журналистика, музыка, кино, спорт, бизнес и, что особенно важно для предлагаемого исследования, образование.
Далее рассмотрим феномен культуры отмены в терминологическом аспекте в сфере высшего образования. На официальном сайте National Association of Scholars приводится определение термина cancellation, относящееся к сфере образования:
Academic administrators, students, and even professors risk "cancellation" when expressing viewpoints deemed unacceptable by the progressive ideologues ruling our colleges and universities. 'Администрация сферы образования, студенты и даже преподаватели рискуют быть отмененными за выражение своего мнения, которое признается неприемлемым прогрессивными идеологами, управляющими западными образовательными учреждениями' [11].
Совершенно не обязательно, чтобы такие якобы нестандартные взгляды находились за рамками окна Овертона, чтобы разозлить прогрессивную толпу. Поясним, что окно Овертона (окно дискурса) представляет собой социологическую концепцию существования рамок допустимого спектра взглядов в публичных высказываниях политиков и общественных деятелей в рамках дискурса. Наблюдается определенная тенденция, согласно которой радикально настроенные ученые и бюрократы постоянно сдвигают окно Овертона влево, в результате чего те, кто поддерживает идеи, считавшиеся бесспорными и абсолютно очевидными еще несколько лет назад, сейчас подвергаются осуждению.
Д. Асеведо выделяет следующие этапы академической отмены (academic cancellation): 1) преподаватель, представитель администрации образовательного учреждения или учащийся говорят, пишут или публикуют в социальных сетях высказывания, которые воспринимаются как неприемлемые прогрессивным обществом; 2) возникает волна протеста, критики, несогласия среди профессорско-преподавательского состава и студенческого сообщества, требующих соблюдения институциональной дисциплины; 3) администрация образовательного учреждения под влиянием "толпы" наказывает преступника (academic culprit). Для внештатных преподавателей и представителей администрации образовательного учреждения такие меры могут принимать форму отстранения (suspension) или увольнения (firing), что всегда сопровождается публичным унижением (public humiliation). Штатные преподаватели обладают большими гарантиями защиты, но зачастую им ужесточают условия труда, проводя обременительные расследования и заставляя посещать тренинги по "чувствительности" ("sensitivity trainings) и "скрытым предубеждениям" ("implicit bias" trainings). В результате академиче-
ской отмены (academic cancellation) профессиональная карьера "отмененных" студентов ("cancelled" students) разрушена, не успев начаться [11].
Отмечается также, что после наказания жертвы культуры отмены (victims of cancel culture) крайне редко получают возможность оправдаться. К сожалению, многие "отмененные" ("cancelees") получают изгнание из академического, а также из профессионального сообщества.
Представители Национальной ассоциации ученых утверждают, что в высшем образовании США и Канады культура отмены достигла небывалого уровня. Действительно, многие американские колледжи и университеты стали прогрессивными. Каждый раз с наступлением социального кризиса - пандемия COVID-19, расовые волнения (движение Black Lives Matter) - наступает новая волна академических отмен (academic cancellations) [11].
Все вышеприведенные термины, выделенные курсивом, входят в терминологию культуры отмены и были заимствованы из данной терминологии в терминологию образования, далее подверглись процессу терминологизации в рамках англоязычной терминологии сферы образования, став терминологическими единицами данной области в условиях влияния такого социально обусловленного явления, как культура отмены.
Выявляя лексико-семантические особенности терминологии высшего образования в условиях влияния феномена культуры отмены на высшее образование, мы обратили внимание на то, что термин «культура отмены», функционируя в терминологиях разных областей, в данном случае в терминологии высшего образования США и Канады, иллюстрирует явление терминологической синонимии: Cancel Culture = Call-Out Culture = Outrage Culture.
Добавим также, что в рамках узкого корпуса исследования были выявлены и другие примеры реализации лексической вариантности терминов высшего образования США и Канады в контексте воздействия культуры отмены на высшее образование: œncelees = victims of cancel culture = cancelled students / academic administrators / professors; œncellation = boycotting.
Известно, что термины редко характеризуются антонимией, однако представляется важным в этой связи привести термин, который часто противопоставляется культуре отмены в высшем образовании (терминологическая антонимия) - academic freedom:
Academic freedom - the freedom of teachers and students to teach, study, and pursue knowledge and research without unreasonable interference or restriction from law, institutional regulations, or public pressure 'Академическая свобода - это право преподавателей и обучающихся свободно учить, учиться, проводить исследования без безосновательного вмешательства и ограничений со стороны закона, учебного заведения или общества' [23].
Отметим, что данное терминологическое сочетание употребляется синонимично с другим терминосочетанием - viewpoint diversity [24]. Приведенные терминосочетания иллюстрируют явление терминологической синонимии.
Рассматривая структурные особенности терминов, входящих в узкий корпус исследования, мы опирались на классификацию терминолексики с точки зрения формы, разработанную С.В. Гриневым-Гриневичем, согласно которой выделяется две основные группы терминов: слова (однословные, монолексемные термины) и словосочетания (многословные, полилексемные термины). В составе однословных терминов С.В. Гринев-Гриневич выделяет три основных структурных типа: простые, аффиксальные и сложные [25].
Итак, анализ структурных особенностей терминов, входящих в узкий корпус данного исследования, показал, что из 48 терминов, входящих в терминосистемы высшего образования США и Канады, 33 термина (69%) представляют собой терминологические словосочетания, 15 терминов (31%) - однословные тер-
Библиографический список
мины. Примерами терминологических словосочетаний из узкого корпуса исследования являются следующие: petition for termination, academic rigor, academic freedom, skepticism of COVID-19 vaccines, viewpoint diversity, criticism of LGBTQ+ movement, placed on administrative leave, student petition for removal, academic culprit, academic cancellation, cancelled students, criticism of various aspects of woke ideology, subject to university investigation, condemned on social media, reprimanded by Board of Trustees, condemned by university president и др. Примерами однословных терминов, входящих в узкий корпус исследования, выступают следующие единицы: cancellation, cancelee, firing, suspension, ableism, transphobia, retaliation и др.
В заключение можно сделать вывод, что культура отмены является сложным и многоаспектным феноменом. Влияние культуры отмены на высшее образование неизбежно привело к изменениям в терминологии данной сферы. В ходе проведенного исследования были получены следующие результаты:
1. Анализ словарных дефиниций и лексико-семантический анализ позволило сделать вывод, что 4,7% от общего числа проанализированных в данном исследовании терминов ранее функционировали в рамках терминологии культуры отмены, далее подверглись процессу детерминологизации, стали использоваться в медиапространстве, затем были заимствованы в терминосистемы высшего образования США и Канады. В настоящее время указанные термины используются в сфере высшего образования, обозначая конкретные понятия данной области, таким образом отражая специфику влияния культуры отмены на высшее образование в терминологическом аспекте.
2. В контексте воздействия культуры отмены на высшее образование некоторые термины, входящие в терминосистемы высшего образования США и Канады, характеризуются лексико-семантической вариантностью (терминологическая синонимия), а также терминологической антонимией.
3. Термины, входящие в узкий корпус проведенного исследования, обладают следующими структурными характеристиками: из 48 терминов 33 термина являются терминологическими словосочетаниями, 15 терминов - это однословные термины. Следовательно, как и в большинстве терминологий [25, с. 121], многословные термины составляют большую часть (69%) от общего числа терминов, входящих в узкий корпус исследования.
Изучение феномена культуры отмены в целом и в рамках области высшего образования в частности, исследование культуры отмены в высшем образовании в терминологическом аспекте, рассмотрение специфики воздействия культуры отмены на область высшего образования США и Канады и терминологию указанной сферы, определение лексико-семантических и структурных особенностей терминов высшего образования США и Канады в условиях воздействия культуры отмены на высшее образование способствуют более глубокому пониманию влияния данного феномена на национальные системы высшего образования во всем мире и на соответствующую терминологию.
Перспективными направлениями дальнейшего исследования терминов, входящих в англоязычные терминосистемы образования, представляются определение особенностей влияния различных социальных, политических, экономических и культурных факторов на область образования и, следовательно, на терминологию данной сферы; рассмотрение проблемы номинации терминологических единиц образования с культурным компонентом значения; выявление лексико-семантической специфики и структурных особенностей англоязычных терминов, входящих в терминосистемы среднего образования англоязычных государств (Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др.), а также изучение проблемы мотивированности значения единиц, входящих в перечисленные терминосистемы.
1. Колесниченко М.Б., Ушакова Е.А. Дискуссии о культуре отмены. Формирование гуманитарной среды в вузе: инновационные образовательные технологии. Компе-тентностный подход. 2021; Т. 1: 83-88.
2. Киселева А.Э., Муромская А.В. Cancel culture и институт репутации в России. Молодой ученый. 2020; № 48 (338): 585-588.
3. Стецко Е.В. «Культура отмены», «позитивная дискриминация» и критика культурной апроприации как инструменты пересмотра проекта глобализации. XVКагановские чтения. Теория культуры и эстетика: новые междисциплинарные подходы: материалы Всероссийской научной конференции к 100-летию М.С. Кагана. Санкт-Петербург: Российское эстетическое общество, 2022: 362-370.
4. Рейка Ю.Ю. Феномен «культуры отмены» в современном обществе. Global and Regional Research. 2022; Т. 4, № 3: 139-143.
5. Дашинимаев ГЮ. Cancel culture как новая социальная реальность. Вестник Бурятского государственного университета. 2021; № 1: 19-24.
6. Шамне Н.Л., Майер В.С. Слова года как лингвистические маркеры культуры отмены (cancel culture). Мир науки, культуры, образования. 2023; № 1 (98): 288-290.
7. Синицкий Д.А. Исследование влияния культуры отмены и леволиберальных течений на современный английский язык. Актуальные проблемы лингвистики и лингво-дидактики: материалы Региональной научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов факультета иностранных языков. Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2022: 71-72.
8. Цверкун Ю.Б. Влияние глобализации на англоязычную терминологию высшего образования. Индоевропейские языки: общелингвистические и методологические аспекты: материалы Международной научно-практической конференции. Москва: Московский государственный областной университет, 2022: 216-221.
9. Иконникова В.А., Цверкун Ю.Б. Лингвокультурологические исследования англоязычных отраслевых терминологий и современные технологии в лингвистике. Москва: ООО «Русайнс», 2021.
10. Цверкун Ю.Б. Лексико-семантические особенности англоязычной терминологии школьного и высшего образования в условиях пандемии и постпандемии COVID-19. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 4 (101): 434-439.
11. Acevedo D. Tracking Cancel Culture in Higher Education. Updated May 16, 2023. Available at: https://www.nas.org/blogs/article/tracking-cancel-culture-in-higher-education/
12. Cambridge Advanced Learner's Dictionary & Thesaurus. Available at: http://dictionary.cambridge.org/
13. Collins English Dictionary. Available at: https://collinsdictionary.com/
14. Dictionary.com. Available at: https://www.dictionary.com/
15. Oxford English Dictionary. Available at: https://www.oed.com/
16. The Greenwood Dictionary of Education. Santa Barbara, CA: Greenwood, 2011.
17. The Education week guide to K-12 terminology. Education Week Press and Jossey-Bass, 2009.
18. A Dictionary of Education. 2nd Edition. Ed. by S. Wallace. Oxford: Oxford University Press, 2015.
19. Dictionary of British Education. London: Taylor & Francis Ltd, 2005.
20. A Cancel Culture Glossary. Available at: https://saraschaefer.substack.com/p/a-cancel-culture-glossary
21. Cancel Culture: A Glossary. Available at: https://www.mcsweeneys.net/articles/cancel-culture-a-glossary
22. Macquarie Dictionary reveals its 'Word of the Year' for 2019 - and 'thicc' and 'eco-anxiety' are close behind. Available at: https://www.dailymail.co.uk/femail/article-7745517/ Macquarie-Dictionary-reveals-cancel-culture-Word-Year-2019.html
23. Academic Freedom. Available at: https://www.britannica.com/topic/degree-education/
24. In Austin, Alleged Threats for Criticizing DEI. Available at: https://www.insidehighered.com/news/2023/02/13/ut-austin-professor-alleges-threats-over-conversative-views
25. Гринев-Гриневич С.В. Терминоведение: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2008.
References
1. Kolesnichenko M.B., Ushakova E.A. Diskussii o kul'ture otmeny. Formirovanie gumanitarnoj sredy v vuze: innovacionnye obrazovatel'nye tehnologli. Kompetentnostnyj podhod. 2021; T. 1: 83-88.
2. Kiseleva A.'E., Muromskaya A.V. Cancel culture i institut reputacii v Rossii. Molodojuchenyj. 2020; № 48 (338): 585-588.
3. Stecko E.V. "Kul'tura otmeny", "pozitivnaya diskriminaciya" i kritika kul'turnoj apropriacii kak instrumenty peresmotra proekta globalizacii. XV Kaganovskie chteniya. Teoriya kul'tury i 'estetika: novye mezhdisciplinarnye podhody: materialy Vserossijskoj nauchnoj konferencii k 100-letiyu M.S. Kagana. Sankt-Peterburg: Rossijskoe 'esteticheskoe obschestvo, 2022: 362-370.
4. Rejka Yu.Yu. Fenomen "kul'tury otmeny" v sovremennom obschestve. Global and Regional Research. 2022; T. 4, № 3: 139-143.
5. Dashinimaev G.Yu. Cancel culture kak novaya social'naya real'nost'. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. 2021; № 1: 19-24.
6. Shamne N.L., Majer V.S. Slova goda kak lingvisticheskie markery kul'tury otmeny (cancel culture). Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 1 (98): 288-290.
7. Sinickij D.A. Issledovanie vliyaniya kul'tury otmeny i levoliberal'nyh techenij na sovremennyj anglijskij yazyk. Aktual'nye problemy lingvistiki ilingvodidaktiki: materialy Regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii studentov, magistrantov i aspirantov fakul'teta inostrannyh yazykov. Krasnoyarsk: Krasnoyarskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. V.P. Astaf'eva, 2022: 71-72.
8. Cverkun Yu.B. Vliyanie globalizacii na angloyazychnuyu terminologiyu vysshego obrazovaniya. Indoevropejskie yazyki: obschelingvisticheskie i metodologicheskie aspekty: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: Moskovskij gosudarstvennyj oblastnoj universitet, 2022: 216-221.
9. Ikonnikova V.A., Cverkun Yu.B. Lingvokul'turologicheskie issledovaniya angloyazychnyh otraslevyh terminologiji sovremennye tehnologii v lingvistike. Moskva: OOO «Rusajns», 2021.
10. Cverkun Yu.B. Leksiko-semanticheskie osobennosti angloyazychnoj terminologii shkol'nogo i vysshego obrazovaniya v usloviyah pandemii i postpandemii COVID-19. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 4 (101): 434-439.
11. Acevedo D. Tracking Cancel Culture in Higher Education. Updated May 16, 2023. Available at: https://www.nas.org/blogs/article/tracking-cancel-culture-in-higher-education/
12. Cambridge Advanced Learner's Dictionary & Thesaurus. Available at: http://dictionary.cambridge.org/
13. Collins English Dictionary. Available at: https://collinsdictionary.com/
14. Dictionary.com. Available at: https://www.dictionary.com/
15. Oxford English Dictionary. Available at: https://www.oed.com/
16. The Greenwood Dictionary of Education. Santa Barbara, CA: Greenwood, 2011.
17. The Education week guide to K-12 terminology. Education Week Press and Jossey-Bass, 2009.
18. A Dictionary of Education. 2nd Edition. Ed. by S. Wallace. Oxford: Oxford University Press, 2015.
19. Dictionary of British Education. London: Taylor & Francis Ltd, 2005.
20. A Cancel Culture Glossary. Available at: https://saraschaefer.substack.com/p/a-cancel-culture-glossary
21. Cancel Culture: A Glossary. Available at: https://www.mcsweeneys.net/articles/cancel-culture-a-glossary
22. Macquarie Dictionary reveals its 'Word of the Year' for 2019 - and 'thicc' and 'eco-anxiety' are close behind. Available at: https://www.dailymail.co.uk/femail/article-7745517/ Macquarie-Dictionary-reveals-cancel-culture-Word-Year-2019.html
23. Academic Freedom. Available at: https://www.britannica.com/topic/degree-education/
24. In Austin, Alleged Threats for Criticizing DEI. Available at: https://www.insidehighered.com/news/2023/02/13/ut-austin-professor-alleges-threats-over-conversative-views
25. Grinev-Grinevich S.V. Terminovedenie: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2008.
Статья поступила в редакцию 28.08.23
УДК 81-13
Chernykh O.Yu, Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Foreign Philology Department, Moscow City University (Moscow, Russia),
E-mail: chernykhou@mail.ru
Khismatulova Ya.O, MA student, Ca' Foscari University of Venice (Italy)
SPECIFICS OF NEW GENDER ARCHETYPES IN MODERN MOVIE DISCOURSE (ON THE MATERIAL OF ENGLISH-LANGUAGE YOUTH SERIALS). The
article analyzes English-language cinematic discourse in the gender aspect. The aim of the paper is to conduct a comprehensive analysis of the ways of actualization of new gender identities in the contemporary English-language discourse of youth serials. The article substantiates the idea that the film discourse reproduces the ideas of new gender identities in the Western linguoculture at the present historical stage. A review of scientific works on the stated topic is made. The empirical data obtained are described. Modern tendencies of changing the gender parameter of human personality are noted. Youth serials from the point of view of gender are analyzed. The ways of representation of new gender archetypes are emphasized. The ways of deconstructing the traditional binary opposition of male-female are studied. It is concluded that the attempt of systematic analysis of new gender identities has revealed their significant representation in English-language TV series.
Key words: gender, gender identity, gender archetype, movie text, gender pluralism
О.Ю. Черных, канд. филол. наук, доц., Московский городской педагогический университет, г. Москва, E-mail: chernykhou@mail.ru
Я.О. Хисматулова, магистрант, университет Ca' Foscari, г. Венеция
СПЕЦИФИКА НОВЫХ ГЕНДЕРНЫХ АРХЕТИПОВ
В СОВРЕМЕННОМ КИНОДИСКУРСЕ
(НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ МОЛОДЕЖНЫХ СЕРИАЛОВ)
В данной статье дается анализ англоязычного кинематографического дискурса в гендерном аспекте. Цель работы состоит в том, чтобы провести комплексный анализ способов актуализации новых гендерных идентичностей в современном англоязычном дискурсе молодежных сериалов. Обосновывается идея о том, что кинодискурс воспроизводит представления о том, что такое новые гендерные идентичности в западной лингвокультуре на современном историческом этапе. Делается обзор научных работ по заявленной теме. Описываются полученные эмпирические данные. Отмечаются современные тенденции изменения гендерного параметра человеческой личности. Анализируются молодежные сериалы с точки зрения гендера. Выделяются способы репрезентации новых гендерных архетипов. Исследуются способы деконструкции традиционной бинарной оппозиции мужское - женское. Делается вывод о том, что предпринятая попытка системного анализа новых гендерных идентичностей выявила их значительную представленность в англоязычных сериалах.
Ключевые слова: гендер, гендерная идентичность, гендерный архетип, кинотекст, плюрализм гендера