Научная статья на тему 'Современные требования к профессиональной подготовке учителя начальных классов'

Современные требования к профессиональной подготовке учителя начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2579
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / СТУДЕНТ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / VOCATIONAL TRAINING / PRIMARY SCHOOL TEACHER / STUDENT / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исаева Лариса Абдурахмановна

В статье выявлены современные требования к профессиональной подготовке учителя начальных классов. Сделан вывод о том, что будущий учитель должен овладеть литературоведческими знаниями сущности, общественного назначения, особенностей художественной литературы как формы отражения богатства и многообразия общественного бытия и общественного сознания, выраженной через искусство слова. Студент в рамках вузовской подготовки должен также знать принципы организации читательской деятельности детей младшего школьного возраста, раскрывать принципы анализа литературного произведения в начальной школе, уметь вооружить учащихся знаниями о формировании школьника-читателя в современной школе, овладеть навыками культурно-социологического, философского, психолого-педагогического прочтения произведений детской литературы и, конечно, знать классификацию жанров детского фольклора, специфику детской литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN REQUIREMENTS FOR PROFESSIONAL TRAINING OF TEACHER OF INITIAL CLASSES

The article identifies modern requirements for professional training of primary school teachers. It is concluded that the future teacher should master the literary knowledge of the essence, public purpose, features of fiction as a form of reflection of the richness and diversity of social being and social consciousness, expressed through the art of the word. A student in the framework of higher education should also know the principles of organization of reading activity of children of primary school age, disclose the principles of analyzing a literary work in an elementary school, be able to equip students with knowledge about the formation of a student-reader in a modern school, master the skills of cultural, sociological, philosophical, psychological and pedagogical read the works of children's literature and, of course, know the classification of children's folklore genres, the specifics of children's literature.

Текст научной работы на тему «Современные требования к профессиональной подготовке учителя начальных классов»

Мультимедиа может применяться в контексте самых различных стилей обучения и восприниматься самыми различными людьми: некоторые педагоги предпочитают учиться посредством чтения, другие -посредством восприятия на слух, третьи - посредством просмотра видео и т.д. К тому же, использование мультимедиа позволяет обучающим работать над материалами по-разному, например, педагог сам решает, как изучать материалы, как применять интерактивные возможности приложения, и как реализовать совместную работу со своими соучениками.

Выводы. Таким образом, учитель математики становится активным участником образовательного процесса. Интерактивные методы позволяют проводить занятия с большей непосредственностью, эмоциональным подъемом за счет отсутствия сложных электронных и механистических технологий и средств. Интерактивное обучение оказывает положительное воздействие, как на повышение качества знаний, так и на повышение работоспособности учащихся, их заинтересованности предметом. Ученики из года в год становятся взрослее. Они способны работать уже не на репродуктивном уровне, а творить. Благодаря технологии сотрудничества они становятся самостоятельней, активнее, общительнее и способны работать на более высоком уровне. Учащиеся учатся применять свои знания в новых ситуациях, учатся их использовать на практике и самостоятельно добывать их. Они учатся общаться, дружить, быть милосердными, внимательными друг к другу - это тоже результат учебного сотрудничества. Интерактивное обучение помогает ребенку не только учиться, но и жить. Таким образом, интерактивное обучение - несомненно, интересное, творческое, перспективное направление педагогики.

Литература:

1. Алипханова Ф.Н., Алиева Р.Р. Применение компьютерных игр в образовании. / Научно-практическая конференция "Современные педагогические технологии профессионального образования" -Москва-Берлин, 2018. С. 361-366.

2. Исаева М.А. Принципы профессиональной подготовки учителя математики. // Мир науки культуры и образования. 2017. №.6 (67) С. 350-352

3. Носкова Т.Н. Профессиональная подготовка будущего учителя к использованию модульной аудиовизуальной технологии в процессе обучения (теоретический и прикладной аспекты): автореф...дисс.докт.пед.наук. - Санкт-Петербург, 1998. - 54 с.

4. Рожко А.В. Использование интерактивных средств обучения в образовательном процессе: http://shgpi.edu.ru/files/faculties/f11/info/conf_olimp_2009/konf/tmoi/rojko.doc

5. Умаев А.У., Салахбеков А.П., Алиева Р.Р. Способы и методы развития творческой активности учащихся в учебно-воспитательном процессе. / Проблемы современного педагогического образования. -Ялта, 2016. № 53(4). С. 277-283.

Педагогика

УДК 378

кандидат филологических наук, доцент кафедры

методик начального образования Исаева Лариса Абдурахмановна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный)

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ

НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Аннотация. В статье выявлены современные требования к профессиональной подготовке учителя начальных классов. Сделан вывод о том, что будущий учитель должен овладеть литературоведческими знаниями сущности, общественного назначения, особенностей художественной литературы как формы отражения богатства и многообразия общественного бытия и общественного сознания, выраженной через искусство слова. Студент в рамках вузовской подготовки должен также знать принципы организации читательской деятельности детей младшего школьного возраста, раскрывать принципы анализа литературного произведения в начальной школе, уметь вооружить учащихся знаниями о формировании школьника-читателя в современной школе, овладеть навыками культурно-социологического, философского, психолого-педагогического прочтения произведений детской литературы и, конечно, знать классификацию жанров детского фольклора, специфику детской литературы.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, учитель начальных классов, студент, Федеральный государственный образовательный стандарт.

Annotation. The article identifies modern requirements for professional training of primary school teachers. It is concluded that the future teacher should master the literary knowledge of the essence, public purpose, features of fiction as a form of reflection of the richness and diversity of social being and social consciousness, expressed through the art of the word. A student in the framework of higher education should also know the principles of organization of reading activity of children of primary school age, disclose the principles of analyzing a literary work in an elementary school, be able to equip students with knowledge about the formation of a student-reader in a modern school, master the skills of cultural, sociological, philosophical, psychological and pedagogical read the works of children's literature and, of course, know the classification of children's folklore genres, the specifics of children's literature.

Keywords: vocational training, primary school teacher, student, Federal State Educational Standard.

Введение. Для современного учителя начальных классов выбранная профессия - это возможность его профессиональной самореализации, большой источник удовлетворения и признания со стороны учеников, родительской общественности и коллег. Поэтому, перед высшей педагогической школой, сегодня стоит генеральная задача: подготовить учителя, способного ориентироваться в новом информационном обществе, отличающегося высокой интеллектуальной гибкостью, подвижностью мышления, способностью к диалогу, толерантностью, коммуникабельностью. Учителю начальной школы важно понять, что современному ребенку предстоит жить и работать в другом мире и обществе, поэтому учитель обязан подготовить людей, приспособленных к жизни в новых условиях информатизации образования и внедрения инновационных технологий.

Изложение основного материала статьи. ФГОС начального общего образования ориентирует учителя начальных классов на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы. Образовательная программа бакалавриата по направлению 44.03.01 Педагогическое образование и профилю подготовки «Начальное образование» (далее - ОПБ) представляет собой совокупность требований, обязательных при ее реализации. Компетенции выпускника - его способность применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности. В соответствии с ФГОС ВО бакалавр должен обладать следующими компетенциями: Общекультурными (ОК): способность использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1);способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции (ОК-2) и т.д. Общепрофессиональными (ОПК): готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1); сдобностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2) и т.д.; профессиональными (ПК): готовность реализовать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1);способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2) и т.д; специальные компетенции (СК): способность применять знание теоретических основ и технологий начального литературного образования в формировании у учащихся начальных классов читательской самостоятельности (СК-3) и т.д.

Начальная школа сегодня находится в центре педагогической и научной мысли, ее проблемы, трудности, новизна поставленных задач ФГОС затрагивает почти все слои населения. Внедрение новых ФГОС [5; 6] добавил важную задачу в числе педагогических задач - раннее выявление и поддержка талантов детей на начальном этапе обучения, формирование для таких учеников особых педагогических условий и траекторий, позволяющих полностью реализовать свой творческий потенциал. Современный учитель должен научить ученика самостоятельно ставить перед собой цель, элементарно, на своем уровне, формулировать проблему, научиться видеть необходимое и важное в перспективе, самостоятельно организовывать свою деятельность и находить пути к мыслям и чувствам окружающих. Другими словами, учитель начальных классов должен не просто транслировать, «передавать» знания детям, а научить его учиться, самостоятельно осуществлять поиск новых знаний и использовать их на практике. Учитель, внедряемый и следуемый за требованиями ФГОС, меняет мотивы своей педагогической деятельности, потребности, ценностные ориентации, поскольку современный учитель - это не транслятор знаний, ученый, исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов и наставник. Требование современной начальной школы и работодателя выражается желании получить в себе в образовательной учреждение специалиста-профессионала, работника, способного к саморазвитию, самосовершенствованию, самоконтролю и, в какой-то степени, переучиванию, творчеству, коммуникации и постоянному повышению профессиональной квалификации. Профессионализм начальной школы обусловлен его профпригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, самообразованием, целенаправленным формированием у себя компетенций и личностных качеств, которые важны для выполнения педагогической деятельности. Высокого профессионализма и постоянного роста учителя нельзя добиться без мотива и заинтересованности в самообразовательной деятельности, поскольку он не должен останавливаться на достигнутом. Для современного учителя характерно понимание того, что учительская профессия - это источник и возможность профессиональной самореализации, источник удовлетворения и признания. Внедрение и переход школ на новые ФГОС требует от учителей начальных классов изменить используемые методы работы с классом и каждым ребенком в отдельности, в целом, изменить подход к учебно-воспитательной деятельности в соответствии предъявляемых современным обществом к выпускнику школы. Каждый учитель начальной школы должен задуматься о развитии личности ребенка, необходимости формирования у него универсальных учебных умений, без которых он не станет успешным на следующих ступенях образования, не станет конкурентноспособным в дальнейшей профессиональной деятельности.

В документе «Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы» написано, что «основа актуального взаимодействия учителя и ученика и его конечная цель является способность ученика научиться учиться. Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных ФГОС ВПО ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах» [2]. Поэтому в новых стандартах речь идет не просто о формировании определенных качествах личности, а о помощи обучающемуся в развитии качеств, способностей, возможностей, заложенных в нём изначально. В основе новых ФГОС лежит идеология компетентностного подхода (Е.В.Бондаревскоая, И.А.Зимняя, С.В. Кульневич, А.А.Пинский, В.Ф. Сидоренко и др.) Профессиональной компетентностью применительно к педагогической деятельности понимается «интегральная характеристика личности и профессионализма учителя, определяющая его способность результативно решать профессиональные задачи, возникающие в педагогической деятельности в конкретных реальных ситуациях. При этом учителю приходится использовать свои знания, умения, опыт, жизненные ценности и нравственные ориентиры, свои интересы и наклонности [1].

При переходе на новые образовательные стандарты, учитель должен осознавать, что каждый ребенок имеет свою индивидуальную траекторию развития и неповторимый образ. Современный учитель постоянно находится в творческом поиске, ища ответ на актуальный вопрос «чему и как учить школьников?». Ответы на поставленные вопросы учитель получает через организацию современного урока, к которому также предъявляются определенные требования. Урок был и есть остается основным элементом образовательно-воспитательного процесса, беря свое начало с "Великой дидактики" Яна Амоса Коменского. В процессе проведения Методических советов, научно-практических конференций, современные учителя отмечают, что в рамках внедрения ФГОС кардинально изменились и приемы работы на уроке, применяемые учителем начальных классов. Метод рассказ постепенно превращается в метод обсуждения проблем, учебных или жизненных ситуаций, метод опроса постепенно заменяется на собеседование, метод контроля - в самоконтроль. Сегодня особые требования предъявлены к самостоятельности изучения темы: ученики не просто повторяют за учителем заученные фразы, пытаются анализировать изучаемые факты, явления, делают обобщающие выводы. Известно, что без мотивации со стороны класса сложно начинать изучение новой

темы, поскольку младший школьник должен понимать, для чего взята именно эта тема, какую цель ставит данная проблема, как он будет изучать поставленные перед ним задачи, каков план урока, что за чес следует и т.д. В правильной постановке цели и выборе средств ее достижения ученик должен быть достаточно активен, вместе с учителем участвовать в создании проблемных ситуаций, выполнять практико-ориентированные задания. Проявляя самостоятельность, ученик имеет право выбрать способ решения любой учебной задачи, уровень ее освоения и способ проверочного контроля. Учитель, проектируя урок, должен думать о том, чтобы дети имели возможность сделать на уроке маленькие открытия, которые способствовали бы удовлетворению в конце урока. Для современного урока также является характерным демократический стиль управления на уроке между учителем и учениками, умение слушать и слышать друг друга. Другими словами, современный урок должен учить ученика учиться. Проанализированные требования к современному уроку делают необходимым вопрос постоянного повышения профессиональной компетентности.

Сегодня большое внимание в новых ФГОС уделяется способности учителя начальных классов к поиску и внедрению в практику игровых технологий. Современному учителю начальной школы придется решать многие профессиональные задачи вопросы. Если раньше главной задачей учителя начальных классов стояла задача трансляции ученикам знаний, умений, навыков, далее отработать их и закрепить их на практике. Сегодня уже не достаточно простой передачи знаний, важно научить детей самостоятельно добывать эти знания и применять их на практике. «вложить» какие-то знания, а научить добывать их, научить учиться. Сегодня в профессиональной деятельности учителя начальных классов стали пользоваться разными инновационными технологиями: технологией развития у детей критического мышления, проблемными и развивающими технологиями, проектно-исследовательская, здоровьесберегающие технологиями на основе личностно-ориентированного подхода.

Личностно-ориентированный подход в обучении предполагает такое обучение, при котором цели и содержание обучения, определенные во ФГОС, приобретают для учеников начальных классов личностный смысл, развивают его мотивацию к обучению, к учебной деятельности. Проблемой личностно-ориентированного подхода в разное время занимались зарубежные и отечественные ученые (А.Н. Леонтьев, И. С. Якиманская, К. Роджерс и др.) Владение учителем начальных классов личностно-ориентированным подходом является актуальным по причине того, что он обеспечит: а) высокую самостоятельность учителя, творческое определение целей и задач обучения, выходя за рамки образовательной программы, а также творческий креативный выбор приёмов обучения, которые являются для собственного класса наиболее соответствующими; б) учитель опирается на имеющиеся знания учащихся, на их опыт; в) учитель учитывает социокультурные особенности учащихся, их образ жизни; в) учитель учитывает также эмоциональное состояние детей, их морально-этические и нравственные ценности. Данный подход обеспечит также перераспределение в ходе урока ролей учителя и учащегося, который выражается в определенном ограничении ведущей роли учителя и больше свободы ученикам.

Известно, что наиболее часто используемый вид деятельности детей в начальной школе - это игра и игровые технологии. Огромное значение уделяется использованию игровых технологий в начальной школе по новым ФГОС, потому что, несмотря на то, что учебная деятельность в школе в отличие от дошкольного учреждения, преобладает на игровой, тем не менее учителю надо помнить, что игра продолжает занимать важное место в начальных классах, что игра - это естественная для ребенка форма обучения. Обучая детей в начальной школе с помощью игровых технологий, учитель подает детям учебный материал достаточно легко и естественно, "играючи", что способствует его запоминанию и крепкому усвоению. Важность использования игровых технологий актуализируется ввиду информационной современного мира, поэтому главной задачей подготовки современного учителя начальных классов становится развитие у него способности искать и находить новые игровые технологии, когда дидактическая игра способствует эффективности практического использования учащимися знаний, полученных на уроке и во внеурочное время. Современный учитель нуждается в использовании новых игровых технологиях, которые превратят неинтересную, монотонную деятельность в увлекательные занятия по запоминанию и помогут реализовать один из главных принципов гуманного подхода к детям. Сегодняшний учитель начальных классов нуждается в расширении собственного методического потенциала, в пополнении активных форм обучения и воспитания.

Игровые технологии и игра напрямую воздействует на формирование у школьников читательской самостоятельности, что также важно учитывать учителем в ходе данной способности у детей, поскольку игра активно развивает самостоятельность ребенка. Действительно, игра - единственная сфера жизни, в которой ребенок самостоятельно может определять цели и средства. Известно также, что возможность творчества, сочинения, креативности вне игры доступна не всем школьникам. А игровые технологии дают возможность творить большому количеству детей во многих областях жизни.

Педагог начальной школы, реализующий основную образовательную программу начального общего образования, в рамках общеобразовательной подготовки должен знать основы современных концепций природы, общества и техносферы; иметь навыки продвинутого пользователя информационными и коммуникационными технологиями; в профессиональной подготовке: обладать ключевыми профессиональными компетентностями, такими, как профессиональная коммуникация, умение решать профессиональные проблемы, информационная компетентность. Будущий учитель начальных классов должен знать философию образования, философские и культурологические концепции, возрастную и педагогическую психологию, основы психологии девиантного поведения, способы оценки показателей интеллектуального, нравственного и волевого развития ребенка; принципы организации образовательной среды, сущность современных педагогических технологий и методик, таких, как развивающее, проблемное, дифференцированное обучение, метод проектов, модульная педагогическая технология, здоровьесберегающие технологии, технология портфолио, а также педагогических технологий и методик, признанных приоритетными для системы образования субъекта Российской Федерации на среднесрочную перспективу (5 - 7 лет) [3].

Современному учителю непременно важно иметь хороший уровень научно-методической подготовки, знать антропологические, когнитивные, культурологические, философские, логические, методологические особенности проектной деятельности, которую он должен наметить со школьниками; ему также самому важно владеть методом проектов и проектной деятельностью. Для реализации всех поставленных задач, в

высшем учебном заведении необходимо создать соответствующие педагогические условия. Необходима постоянная работа среди студенческой молодежи, которая готовит себя к работе с детьми начальной школы -проведение практических семинаров, конференций, круглых столов, вебинаров и т. Не лишней была бы организация сетевого взаимодействие преподавателей, ведущих учителей-практиков начальных классов города, администрации вуза и студенчеств. Вузом и кафедрами должны активно использоваться инструменты и механизмы изучения студентами лучшей педагогической практики, посещение открытых уроков, обмен опытом, всеобщее обсуждение возникающих проблем, связанных с будущей учительской практикой.

Выводы. Итак, исходя из вышеизложенного, основными требованиями к профессионально-личностным качествам учителя начальных классов, стали: высокая доброжелательность, благородство и внимательность к детям, умение находить общий язык и достаточно времени для индивидуального общения с каждым ребенком своего класса. Учитель должен развивать свою речь, которая должна быть достаточно четкой и хорошо поставленной. Для учителя также важно уметь владеть вниманием всего класса и удерживать внимание каждого ученика. Несмотря на сложные ситуации, возникающие и в классе, учитель не должен терять самообладания, должен уметь сохранять спокойствие и выдержку. Наряду с этим, очень важно для учителя использовать в своей деятельности индивидуальный, личностно-деятельный подход к каждому ребенку, подбирая подход к каждому характеру. Особое внимание заслуживает такой раздел в работе учителя начальных классов - умение работать с каждым родителем, с трудными, проблемными семьями, поскольку от взаимодействия и взаимопонимания связки "учитель-родитель" зависит эффективность их совместного сотрудничества. Задачи, которые сегодня поставлены перед школой со стороны государственного заказа и ФГОС, достаточно сложны. Институт семьи способен облегчить не только жизнь ребенку в школе, его адаптацию, но и во многом помочь педагогу школы. В рамках взаимодействия учителя и родителей, как целенаправленного процесса, должны создаваться благоприятные условия для развития школьников через включения его родителей в активную школьную деятельность. К примеру, помочь родителям приобрести опыт в воспитании собственного ребёнка, помочь родителям разобраться с проблемами, направить общие усилия на всестороннее воспитание и развитие младшего школьника. Психологи, социальные педагоги отмечают высокую занятость родителей, поэтому в планировании работы учителя важно уделять больше внимания участию самих родителей в организуемых мероприятиях класса. В этом случае, учитель начальной школы должен стать для родителей помощником в вопросах обучения, воспитания собственных детей, способствовать созданию в системе детско-родительских отношений благоприятный психологический настрой, атмосферу добра и взаимопонимания. Это особенно важно в начальной школе, когда ребёнок только начинает обучение. Возвращаясь в определенной занятости родителей, подчас их отсутствие на совместных мероприятиях, посещении родительских собраний, нужно отметить требование к современному учителю начальных классов владеть определенными информационными технологиями для реализации на практике новшества в рамках общения с родителями и семьей - это электронный школьный журнал как инновационный инструмент учителя не только в работе с администрацией, но и электронный дневник - это хороший, удобный помощник для родителей. Представить сегодня рабочий день учителя без компьютеров, интернета и других технических средств достаточно сложно.

Согласно новым ФГОС, «компетентность учителя начальных классов предъявляет требования к его способности эффективно применять учебно-методические, информационные технологии и другие ресурсы реализации основной образовательной программы, постоянно развиваться и саморазвиваться в профессиональном отношении, а также уметь использовать современные образовательные ИКТ, инновационные технологии обучения» [3]. Будущий учитель должен овладеть литературоведческими знаниями сущности, общественного назначения, особенностей художественной литературы как формы отражения богатства и многообразия общественного бытия и общественного сознания, выраженной через искусство слова. Он также должен уметь применять на практике первоначальные теоретические знания и разбираться в литературных произведениях из круга детского чтения. Студент в рамках вузовской подготовки должен также знать принципы организации читательской деятельности детей младшего школьного возраста, раскрывать принципы анализа литературного произведения в начальной школе, уметь вооружить учащихся знаниями о формировании школьника-читателя в современной школе, овладеть навыками культурно-социологического, философского, психолого-педагогического прочтения произведений детской литературы и, конечно, знать классификацию жанров детского фольклора, специфику детской литературы.

Литература:

1. Зимняя И.А. Иерархическо-компонентная структура воспитательной деятельности / Воспитательная деятельность / Под общ. ред. В.И. Байденко, Дж. Ван Зантворта. Допол и переаб. — Европейский фонд подготовки кадров: проект ДЕЛФИ. — М., 2014. - 344 с.

2. Магомеддибирова З.А., Альбекхаджиева З. К вопросу о формировании информационной культуры младших школьников // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 5 (72). С. 115-117.

3. Магомеддибирова З.А., Навразова М.Р. Духовно-нравственное воспитание подростков на примере чеченских народных традиций // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 5 (72). С. 117-119.

4. Магомеддибирова З.А., Сельмурзаева М.Р. Развитие профессиональной культуры общения будущего учителя начальных классов как педагогическая проблема // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 5 (72). С. 120-121.

5. Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы. Постановление от 23 мая 2015 г. № 497. Москва

6. Федеральный государственный образовательный стандарт ВПО

Педагогика

УДК 37

кандидат педагогических наук, доцент кафедры вооружения и стрельбы Калмыков Валерий Евгеньевич

ФГКВОУ ВО «Московское высшее общевойсковое командное училище» МО РФ (г. Москва); кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник научно-исследовательского центра (социологического, Вооруженных Сил Российской Федерации) Малоземов Александр Владимирович

ФГКВОУ ВО «Военный университет» МО РФ (г. Москва)

ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация. В данной статье речь идет об особенностях повышения уровня профессионально-педагогических компетенций и методического мастерства преподавателей военных ВУЗов с использованием технологий ТРИЗ-педагогики. Автор дает определение профессионально-педагогических компетенций и методического мастерства, а также анализирует их основные составляющие. Также автор подробно анализирует возможности использования технологий ТРИЗ-педагогики в деятельности, направленной на повышение уровня сформированности профессионально-педагогических компетенций и методического мастерства профессорско-преподавательского состава военных ВУЗов.

Ключевые слова: профессионально-педагогические компетенции, методическое мастерство, профессорско-преподавательский состав, военный ВУЗ, технологии ТРИЗ-педагогики, преподаватели военных дисциплин, инновационная деятельность.

Annotation. In this article we are talking about the features of improving the level of professional and pedagogical competencies and methodological skills of teachers of military Universities using the technology of TRIZ-pedagogy. The author gives the definition of professional and pedagogical competencies and methodological skills, as well as analyzes their main components. The author also analyzes in detail the possibility of using TRIZ-pedagogy technologies in activities aimed at improving the level of formation of professional and pedagogical competencies and methodological skills of the teaching staff of military Universities.

Keywords: professional-pedagogical competence, teaching skills, teaching staff, military university of technology TRIZ-pedagogy, faculty of military discipline, innovation.

Введение. Актуальность исследования заявленной темы обусловлена тем фактом, что перемены, которые имеют место в рамках процесса подготовки специалистов по военному делу в Российской Федерации и которые обусловлены динамичным развитием таких составляющих, как средства вооруженной борьбы, эволюция тактики применения различных войск, необходимость принятия компетентных решений в области военно-профессиональных задач специалистами, предъявляют весьма высокие требования к процессу образования современных военных ВУЗов.

Одной из основных стратегических тенденций совершенствования образования в военной сфере выступает укомплектование военных ВУЗов такими педагогическими кадрами, которые обладают высоким уровнем фундаментальных профессиональных знаний, а также практических умений, и навыков, обусловливающих способность к непрерывному профессиональному творческому росту. В большинстве случаев преподавателями военных дисциплин в профильных ВУЗах выступают те люди, которые недавно замещали руководящие посты в воинских формированиях, и которые, соответственно, владеют практическими знаниями в области военной службы, хорошо разбираются в тактике военных действий и иных прикладных аспектах данной отрасли. Тем не менее, возникающие методические затруднения опосредуют необходимость их совершенствования в плане дидактико-методологической направленности.

Формулирование цели статьи. Соответственно, представляется целесообразным проанализировать особенности деятельности, направленной на повышение профессионально-педагогических компетенций у преподавателей высших учебных заведений военной направленности.

Изложение основного материала статьи. Теоретический анализ подходов к определению понятия «методическое мастерство» и «профессионально-педагогические компетенции» преподавателей военных дисциплин показывает, что в современной педагогике отсутствует их единая трактовка.

Одни ученые под данными терминами понимают педагогический опыт, а также разновидность инновационного педагогического опыта, в то время как другие рассматривают их в качестве своеобразных индикаторов эффективности и показателей уровня педагогической деятельности [2, с. 54].

Однако большая часть ученых понимают под профессионально-педагогическими компетенциями и методическим мастерством уровень профессиональной квалификации преподавателя высшего учебного заведения.

С точки зрения А. В. Барабанщикова, формирование профессионально-педагогических компетенций реализуется в контексте трех уровней:

- адаптационного, который включает начальный этап освоения компетенции, понимания ее содержания, критериев сформированности и т.п.;

- репродуктивного, отражающего сам ход непосредственного освоения компетенции;

- творческого, показывающего способность преподавателя демонстрировать уровень владения компетенцией в ситуация различной сложности [8, с. 133].

Поскольку профессионально-педагогические компетенции являются категорией, присущей конкретной личности и качественно характеризующей ее деятельность, в том числе и результат, который был достигнут в процессе деятельности, корректно давать определение сущности профессионально-педагогических компетенций преподавателя, основываясь на уровневый подход, при котором мастерство следует рассматривать как вершину педагогической деятельности, эффективность которой подтверждает высокий уровень индивидуальной подготовленности курсантов [1, с. 33; 7, с. 225].

Структура процесса повышения качества профессионально-педагогических компетенций педагогов военно-специальных дисциплин, помимо традиционных элементов педагогического процесса, также содержит специфику:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.