Научная статья на тему 'Социальный педагог, понятие и эволюция профессии в работе с детьми'

Социальный педагог, понятие и эволюция профессии в работе с детьми Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
302
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / ТРУДНЫЙ ПОДРОСТОК / СТУДЕНТ / ШКОЛЬНИК / СИРОТА / ИНВАЛИД / SOCIAL TEACHER / DIFFICULT TEENAGER / STUDENT / SCHOOLBOY / ORPHAN / DISABLED PERSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хасуев Асланбек Эйляевич

В статье выявлены современные требования к профессиональной подготовке социального педагога в работе с детьми и подростками из группы риска. Сделан вывод о том, что будущий социальный педагог должен овладеть знаниями в области современной детской психологии, должен также знать принципы организации досугового времени детей младшего школьного возраста, раскрывать принципы взросления подростка в начальной школе, уметь наставить подопечного ребенка на путь к саморазвитию и самопознанию. Социальный педагог, является тем важным звеном в формировании диалога родителей и ребенка, подростка и улицы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хасуев Асланбек Эйляевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL TEACHER, CONCEPT AND EVOLUTION OF PROFESSION IN WORK WITH CHILDREN

The article identifies modern requirements for the professional training of a social teacher in working with children and adolescents at risk. It is concluded that the future social teacher must master knowledge in the field of modern child psychology, must also know the principles of organizing leisure time for children of primary school age, disclose the principles of adolescence growing up in primary school, be able to guide the ward child on the path to self-development and self-knowledge. A social educator is an important link in the formation of a dialogue between parents and a child, a teenager and the street.

Текст научной работы на тему «Социальный педагог, понятие и эволюция профессии в работе с детьми»

Второй этап направлен на закрепление навыков, обусловливает их усвоение. То есть, на этом этапе происходит объединение отдельных действий, навыков и их закрепление. В рамках данного этапа широко используются упражнения, игры-инсценировки, бытовая деятельность, обобщенные указания, этические беседы, использование фото- и видеопособий, художественной литературы.

Третий этап предполагает закрепление формируемых навыков, применение их в разнообразных условиях. В его рамках реализуется закрепление культурного поведения детей в различных условиях (упражнения в различных ситуациях, пример, контроль) [5].

Выводы. Учитывая тот факт, что период дошкольного детства является сенситивным для формирования основных личностных образований, именно в данный период максимальное внимание педагогов дошкольного образования должно быть направлено на формирования основ культуры поведения как ведущего условия социализации детей в рамках ДОО и адаптации их на следующих уровнях образования.

Эффективность формирования основ культуры поведения дошкольников в условиях ДОО должно базироваться на реализации педагогической деятельности, направленной на развитие морально-нравственных качеств дошкольников и формирование морального поведения, сформированность которых является ведущим фактором развития культуры поведения детей дошкольного возраста.

Литература:

1. Анахина Т.А., Васильева С.Н. Формирование навыков культурного поведения у дошкольников в процессе совместной деятельности // Молодой ученый. - 2016. - №1. - С. 678-681.

2. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / А.М., Виноградова. - М.: Просвещение, 1989. - 96 с.

3. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: ИКЦ «Март»; Ростов н / Д: Издательский центр «Март», 2005. - 448 с.

4. Культурология. XX век. [Энциклопедия]. В 2-х т. // Гл. ред. С. Левит. - СПб.: Университетская книга; ООО Алетейя, 1998. - Том 2. М-Я. 1998. -370 с.

5. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М., 1996. - 142 с.

6. Современная западная философия: Словарь / сост. В.С. Малахов, В.П.Филатов. - М., 1991. - 414 с.

7. Шевцова Д.В. Предпосылки и этапы формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). - М.: Буки-Веди, 2017. - С. 77-80.

Педагогика

УДК: 378.2:37.013.42

кандидат философских наук, доцент кафедры теории и технологии социальной работы Хасуев Асланбек Эйляевич

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (г. Грозный)

СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ, ПОНЯТИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ПРОФЕССИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

Аннотация. В статье выявлены современные требования к профессиональной подготовке социального педагога в работе с детьми и подростками из группы риска. Сделан вывод о том, что будущий социальный педагог должен овладеть знаниями в области современной детской психологии, должен также знать принципы организации досугового времени детей младшего школьного возраста, раскрывать принципы взросления подростка в начальной школе, уметь наставить подопечного ребенка на путь к саморазвитию и самопознанию. Социальный педагог, является тем важным звеном в формировании диалога родителей и ребенка, подростка и улицы.

Ключевые слова: социальный педагог, трудный подросток, студент, школьник, сирота, инвалид.

Annotation. The article identifies modern requirements for the professional training of a social teacher in working with children and adolescents at risk. It is concluded that the future social teacher must master knowledge in the field of modern child psychology, must also know the principles of organizing leisure time for children of primary school age, disclose the principles of adolescence growing up in primary school, be able to guide the ward child on the path to self-development and self-knowledge. A social educator is an important link in the formation of a dialogue between parents and a child, a teenager and the street.

Keywords: social teacher, difficult teenager, student, schoolboy, orphan, disabled person.

Введение. Социальные педагоги играют огромную роль в совремнном обществе. В России эта профессия очень распространена. Социальные педагоги работают в общеобразовательных школах, детских домах, больницах, реабилитационных центрах, социальных службах, интернатах.

Обязанность социальных педагогов - работа с проблемными и трудными детьми, с детьми из неблагополучных семей, с инвалидами, с пережившими психологическую травму.

В общеобразовательных учреждениях задача социальных педагогов осуществлять надзор за учебой «проблемных» учащихся, проводить с ними постоянную коррекционную, воспитательную работу. Основная цель социальных педагогов - помочь учащимся с определёнными проблемами личности, поведения, семейными проблемами и др. освоиться в обществе, понять его законы, принять их и соблюдать.

Изложение основного материала статьи. Издавна существовали благотворительные организации, вкладывающие финансы в строительство приютов для сирот и бездомных детей. Многие сострадательные люди помогали этому делу своими капиталами. Значимость для общества. Важность, значение и социальный статус профессии [1].

Не получая от родителей должного воспитания, многие проблемные дети находят поддержку в лице социального педагога, который должен выявить потребности и проблемы ребенка, особенности его личности, проанализировать отклонения в поведении. На основе этих данных он оказывает социальную помощь, помогает детям реализовать их права, усвоить обязанности, предупредить противоправное и антиобщественное их поведение.

Очень часто обычная работа с ребенком оказывается невозможной и неэффективной. В таких случаях в дело вступает социальный педагог. В его обязанности входит проведение индивидуальной воспитательной

работы, посещение семей, разъяснительная работа с родителями, контроль посещения детьми учебных занятий, успеваемости, помощь в выборе кружков. Тесно сотрудничая с органами социальной защиты, милицией, опекунским советом, социальный педагог при необходимости ищет помощи в этих организациях. Он всегда защищает интересы детей: в различных комиссиях, государственных учреждениях, административных органах.

Социальный педагог отдает много своих душевных сил своей работе. Ему приходится сталкиваться с черствостью, невоспитанностью и равнодушием. Нелегко бывает достучаться и до своих подопечных, ведь они часто бывают озлоблены, не верят никому. Но если социальному педагогу удастся оказать конкретную помощь ребенку, это дает большое чувство удовлетворения [21.

Профессию «социальный педагог» можно получить в вузе - педагогическом, классическом университете, где изучают комплекс педагогических, социальных проблем. Но последующее постоянное самообразование для данного специалиста - обязательно, ведь он должен знать нормативные акты, законодательство, социальное и экономическое положение региона. Социальный педагог и психолог, каждый по-своему, помогают ребёнку быть и чувствовать себя счастливым.

Психолог, прежде всего, занимается состоянием души, а социального педагога интересуют реальные проблемы условий жизни ребёнка. Мне важно, чтобы мои подопечные были накормлены, одеты, обуты, чтобы к ним хорошо относились в социуме, чтобы ребёнок мог реализовать себя. Моя задача - насколько это возможно, ликвидировать факторы, связанные с физическим, материальным, социальным неблагополучием ребёнка.

Одно из главных направлений моей деятельности - профилактическая работа. Для социального педагога важно заниматься не последствиями каких-либо проблем, а заранее предупредить появление неблагоприятных ситуаций. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних, профилактика асоциального поведения и социальных пороков, таких, как наркомания, токсикомания, безнадзорность, социальное сиротство, помогает предотвратить возможные сложности и какие-либо проблемные ситуации в жизни ребёнка.

Вместе с тем крайне важна и социальная диагностика. Прежде чем заниматься профилактикой, нужно сначала выяснить, какие проблемы наиболее острые в учебном заведении. Это очень серьёзное направление, включающее в себя и составление социальных паспортов классов и лицея в целом, анкетирование, тестирование, наблюдения, личные взаимоотношения с родителями и классными руководителями, детьми. Такая работа помогает увидеть школьную ситуацию в целом, определить пути решения проблем. Крайне важна и организационно-методическая работа с классными руководителями и начинающими педагогами, работа с родителями, а также просветительская деятельность [3; с. 9-121.

Серьёзных проблем много. Социальные службы ведут огромную работу по их решению.

Основные проблемы - это социальные пороки учащихся:

- бродяжничество,

- безнадзорность,

- токсикомания,

- наркомания,

- социальное сиротство.

Так же большой проблемой является осуществление работы с учащимися с серьёзными проблемами со здоровьем, с учащимися, с особым типом развития и с членами их семей [4; 131.

Большую роль в появлении этих проблем играет неблагополучная ситуация в семьях. Насущная проблема в обществе - это негативная информация, которая доступна детям через СМИ. Телевидение, жёлтая пресса, Интернет, показ технологии насилия и аморального поведения, неуважительное отношение к родителям, дискредитация статуса семьи, к сожалению, привносит в жизнь детей очень много отрицательного. Оттого молодеет преступность, наблюдаются безнравственные проявления среди несовершеннолетних. В этом плане школа является сдерживающим фактором подобных негативных явлений, потому что в работе с учащимися социальная служба и педагогический коллектив использует стратегию сдерживания, альтернативы и позитивной профилактики.

Как правило, социальный педагог не в состоянии сам решить абсолютное большинство проблем ребенка или его семьи. Тут уж поистине один в поле не воин. Поэтому целесообразно на этапе планирования работы с ребенком (семьей) определить, с какими педагогами, психологами, организациями и учреждениями придется взаимодействовать в период решения поставленных задач. Комплекс мер, принимаемых социальными педагогами, исходит из идеи предотвращения социального сиротства, приоритета воспитания ребенка в родной биологической семье, ориентации своих клиентов на самостоятельное и разумное решение стоящих перед ними проблем.

Социальные педагоги так строят свою работу, чтобы все члены семьи смогли почувствовать, что им хотят помочь. Для этого ими используются самые разнообразные приемы и методы работы: индивидуальной и групповой терапии, комбинированной социально-педагогической профилактики, комплексной поддержки и другие. Следует обратить внимание на необходимость умелого использования «ситуации успеха» (обращать внимание клиента на положительные изменения: порядок в доме, макияж, прическу и др.). Здесь особенно важны такие личностные и профессиональные качества социального педагога, как наблюдательность, способность к сравнению, деликатность.

При использовании «ситуации выбора» (например, родители будут заниматься воспитанием ребенка или будет поставлен вопрос о лишении родительских прав) необходимо хорошее знание не только отношений в семье, но и личностных качеств каждого ее члена, в этом случае нужна определенная осторожность, недопустимы поспешность и тем более — угроза. Здесь необходимо профессиональное аргументированное рассмотрение ситуации.

План (программа) работы социального педагога с семьей (ребенком) составляется на период, который определяется самим педагогом в зависимости от конкретной ситуации и сложности проблемы. План может; охватывать промежуток времени в один или несколько месяцев. Для решения сложных социально-педагогических задач можно использовать несколько программ-планов, которые отражают направления действий специалистов по социальной, медицинской, психологической или педагогической помощи.

Технологические знания человека определяют и составляют не только то, что принято называть квалификацией, но и совестью. Часть знаний о жизни и собственной природе мало отличается от уровня

технологического развития, будем классифицировать их как социальные знания. Именно социальные знания определяют социальное поведение и социальную адекватность. Социальная адекватность условно не зависит от известного человеку уровня технологического развития. Условность независимости социального знания от технологического заключается в консервативности доступных человеку непосредственно инструментов, проще говоря - организм человека если и меняется, то несравнимо медленнее чем технологии. Как уже доказано, изменения человеческого организма больше являются следствиями болезней, нежели приспособлением или эволюции [61.

Социальные знания позволяют говорить на одном языке и уважительно относиться друг к другу вменяемым людям совершенно разного возраста, образования и жизненного опыта, как находящимся на пике развития самых современных технологий, так и не владеющим даже первичным пониманием техники. Во все времена это называлось совестью.

Социальная адекватность сегодня может определяться не только вашими личными коммуникациями с другим человеком непосредственно.

Этот актуальный вопрос «определения социальной адекватности человека» может быть распознан фильтрами для деловой и личной переписки, анализом телефонных разговоров и данных о поведении с камер наружного наблюдения.

Аналогичные технологии сегодня уже используются для выявления людей группы риска в целях антитеррористических мероприятий и для определения профессиональной пригодности.

Определение социальной адекватности - немаловажный аспект тестов на профессиональную пригодность и готовность к совершенствованию в профессиональной деятельности. Немаловажно отметить, что варианты определения социальной адекватности уже используются крупными компаниями в подборе профессиональных кадров. Даже в подборе кадров для написания программного кода, компания Майкрософт применяет методы контроля адекватности, которая оценивается больше чем профессиональный навык.

Потеря контроля, это потеря адекватности. Потеря контроля всегда сопровождается неадекватным действием, которое в свою очередь определяется неадекватной мотивацией. Следует понимать, что неадекватным может быть и человек, не проявляющий того или иного признака социальной неадекватности, однако наличие или появление у него неадекватной мотивации включит потерю самоконтроля и приведет к неразумным, асоциальным действиям.

Составление тестов на тематику определения адекватности требует глубокого понимания предмета. На первый взгляд, предмет тестирования на социальную адекватность определяет некоторую форму существования разумного человека. Однако форма адекватности человека разумного, хоть и синтетическая по своему представлению, далеко не синтетическая по своему содержанию [71.

Социальная неадекватность, являясь формой устоявшихся когнитивных искажений, является причиной заболеваний, причем не только нервной системы, но и практически всех физиологических систем человека. Безусловно, социальная неадекватность не является единственной причиной болезней, однако социальная неадекватность не может проходить бесследно для организма и целенаправленно разрушает физиологические процессы. Нельзя, получив устойчивые когнитивные искажения не получить болезнь с ними связанную. Причем, если от заблуждения можно избавиться, то от физиологических изменений, ставших следствием даже временной дезориентации избавиться практически невозможно. И если вы не стали инвалидом, то болезненный след ваших заблуждений навсегда останется в вашем теле.

В последнее время пересматривается учебная нагрузка учащихся. Образовательные программы предполагается освободить от излишнего материала, чтобы действительно необходимый материал усваивался успешнее на основе более эффективных методов обучения. При этом снижение нагрузки на школьников не сводится к уменьшению учебных требований. В стране создается система мониторинга состояния здоровья учащихся и поддержки его путем повышения объемов и качества занятий физкультурой, организации качественного питания школьников, лучшего использования внеучебного времени, в том числе в период каникул.

Эффективность школьного образования предполагается повысить за счет дифференциации (разнообразия видов) образовательных программ и образовательных учреждений. Старшая школа становится профильной, ориентированной на будущее место учебы или работы выпускника. С помощью этих и других мер намечено обеспечить индивидуализацию образовательного процесса (добиться его максимального соответствия запросам конкретных учащихся и их семей). Тем самым создаются условия для социализации молодых людей (правильного выбора и достижения своего места в обществе).

Важной государственной проблемой является создание единой для все страны системы поддержки качества образования и его контроля.

На основе конкурса авторских коллективов во всей стране создаётся комплекс учебников нового поколения с обязательной процедурой прохождения экспертизы с участием педагогической общественности. Так же гарантируется поддержка учебных заведений для одаренных детей, учреждений инновационного типа. Развивается независимая от органов управления образованием система оценки качества образования, в основе которой лежит единый государственный экзамен.

Одним из аспектов совершенствования социальной сферы страны является формирование системы непрерывного образования. Она обеспечивает возможность получения и обновления образования на протяжении всей жизни человека [81.

При этом большое значение придается интеграции академической, университетской и отраслевой науки — тесному взаимодействию и совместной работе преподавателей и научных сотрудников высших учебных заведений с коллегами из научно-исследовательских институтов, ведущих фундаментальные исследования в своих направлениях. Крайне важным является взаимодействие со специалистами, разрабатывающими практические проблемы совершенствования производства, социальной сферы, экономики и управления [5; 61.

Как отмечалось выше, важной задачей определено освоение мирового уровня образования, освоение инновационных технологий, положительно зарекомендовавшие в зарубежной образовательной практике [2; 11 и др.1. В связи с этим Россия присоединилась к международному плану совершенствования образования на основе создания общеевропейских стандартов и других требований к высшему образованию (Болонское соглашение). Передовой мировой опыт и современные технологии осваиваются также техникумами, колледжами, учреждениями начального профессионального образования [9 и др.1. Крайне важно при это обеспечить учащимся более широкие возможности за счёт освоения на высоком уровне хотя

бы 1 иностранного языка. И всегда крайне актуальным является организация воспитания социальным педагогом на основе лучших национальных традиций своего региона, проверенных веками [10-12].

Выводы. В области управления и экономического обеспечения системы образования всех уровней также предложены шаги, связанные с его модернизацией. Прогнозирование и управление рынком труда России и регионов. Предполагается организовать постоянный мониторинг потребностей рынка труда, наличия и перспектив создания рабочих мест. Согласование запросов предприятий на прием рабочих и специалистов с оценкой возможностей учебных заведений призваны осуществлять действующие службы занятости населения, информационные и кадровые (рекрутинговые) агентства, негосударственные службы содействия трудоустройству. Концепцией модернизации образования предусмотрено активное включение ведущих работодателей региона в разработку и реализацию образовательной политики субъектов Федерации [9]. При этом в ходе административной реформы, проводимой в настоящее время в России, законодательством закреплено четкое разделение полномочий по управлению социальной сферой, в том числе образованием, между уровнями государственной власти (федеральной и субъектов Федерации) и местного самоуправления (муниципальные органы городов, районов, различных поселений).

Литература:

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 1999.

2. Асланбекова А.Х., Гаджимагомедова Т.Г., Гаджиева Д.П., Джамалудинова З.Г. Коррекция социальной дезадаптированности дошкольников средствами арт-терапии // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 4 (71). С. 112-113.

3. Афанасьева Т.М. Семья: учебное пособие для 9-10 кл. сред. шк. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1988. - 285 с.

4. Головко Т.И., Мурзина Е.И. Социально-культурные технологии работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 4 (71). С. 33-35.

5. Дудаев Г.С.Х. Процесс разработки и принятия управленческих решений // ФГУ Science. 2016. № 2 (8). С. 60-62.

6. Дудаев Г.С.Х. Компетентностный подход и понятие "управленческая компетентность" в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов государственного управления // Фундаментальные исследования. 2014. № 6-2. С. 350-354.

7. Елизаров А.Н. Роль духовных ценностных ориентаций в процессе интеграции семьи// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 1997. - №3. - С. 59-67.

8. Елизаров А.Н. Родительско-юношеский конфликт в работе молодежного телефона доверия// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1995. - №2. - С. 31-45.

9. Караманова М.Л., Михайлова О.С., Муржа Г.Ш. Феномен Интернет-аддикции и его влияние на студентов направления подготовки "Музыкально-инструментальное искусство" // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 3 (70). С. 166-168

10. Магомеддибирова З.А., Навразова М.Р. Духовно-нравственное воспитание подростков на примере чеченских народных традиций // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 5 (72). С. 117-119.

11. Полушкина С.А. Теоретическая модель формирования гуманных взаимоотношений младших школьников в полиэтнической среде // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 3 (70). С. 125-126.

12. Сарыг-Лама С.О. Возрождение семейных традиций - основа духовно-нравственного воспитания школьников // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 3 (70). С. 129-131

13. Тажутдинова Г.Ш., Магомедханова У.Ш. Психолого-педагогическая поддержка семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 3 (70). С. 140-142.

Педагогика

УДК: 37.01:91+574

аспирант Хаялеева Альбина Дамировна

ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Казань); доктор педагогических наук, профессор Гайсин Ильгизар Тимергалиевич ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Казань); преподаватель Савинцева Наталья Викторовна

Казанский кооперативный институт (филиал) автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации» (г. Казань)

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН

Аннотация. Рассмотрен процесс формирования эколого-географической компетенции учащихся старших классов (9-10 классы) при изучении естественнонаучных дисциплин: биологии, географии, химии и экологии. Показано, что формирование эколого-географической компетенции обучающихся необходимо осуществлять при изучении естественнонаучных дисциплин, в том числе посредством введения факультативных и элективных курсов эколого-географического содержания, а также использования различных инновационных форм и методов обучения. Результаты исследования подтвердили сформированность у учащихся старших классов эколого-географических компетенций. Выявлены: осознанность усвоения экологических и географических знаний; проявление эколого-географических ценностей для личности; понимание эколого-географической компетенции как системы знаний, умений и навыков и пр.

Ключевые слова: экология, география, школа, компетенция, обучающиеся, эколого-географическая компетенция.

Annоtation. The process of formation of ecological-geographical competency of high-school students (9th-10th grade) during science studies: biology, geography, chemistry and ecology is under discussion. It is shown that formation of ecological-geographical competency needs to be done during science studies, including facultative and elective courses, with the help of innovative forms and methods of teaching. The results of the research show that students that have formed the necessary ecological-geographical competencies. Competencies include: awareness of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.