Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБЩЕВОЙСКОВЫМ ФОРМИРОВАНИЯМ ТАКТИЧЕСКОГО ЗВЕНА'

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБЩЕВОЙСКОВЫМ ФОРМИРОВАНИЯМ ТАКТИЧЕСКОГО ЗВЕНА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
673
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОИНСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ / ОБЩЕВОЙСКОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ШТАТНАЯ СТРУКТУРА / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / МОБИЛЬНОСТЬ / АВТОНОМНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Плужников Алексей Александрович, Усачёв Олег Борисович

На основе анализа содержания боевых задач, возлагаемых на общевойсковые формирования тактического звена в различных условиях обстановки, обосновываются структурные, общесистемные и функциональные требования к их организационно-штатной структуре, определены актуальные направления ее развития на ближайшую и более отдаленную перспективу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Плужников Алексей Александрович, Усачёв Олег Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TODAY’S REQUIREMENTS FOR COMBINED-ARMS FORMATIONS AT THE TACTICAL LEVEL

The paper falls back on analysis of combat assignments set to combined-arms formations at the tactical level in various situations, justifies the structural, general-system and functional requirements for their organizational and staff makeup, and defines the topical development trends in the immediate and longer term.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБЩЕВОЙСКОВЫМ ФОРМИРОВАНИЯМ ТАКТИЧЕСКОГО ЗВЕНА»

Современные требования к общевойсковым формированиям тактического звена

Полковник А.А. ПЛУЖНИКОВ, кандидат военных наук

Полковник запаса О.Б. УСАЧЁВ, кандидат военных наук

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

На основе анализа содержания боевых задач, возлагаемых на общевойсковые формирования тактического звена в различных условиях обстановки, обосновываются структурные, общесистемные и функциональные требования к их организационно-штатной структуре, определены актуальные направления ее развития на ближайшую и более отдаленную перспективу.

The paper falls back on analysis of combat assignments set to combined-arms formations at the tactical level in various situations, justifies the structural, general-system and functional requirements for their organizational and staff makeup, and defines the topical development trends in the immediate and longer term.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

KEYWORDS

Воинское формирование, общевойсковое соединение, организационно-штатная структура, функциональные требования, мобильность, автономность.

Military formation, combined-arms formation, organizational and staff makeup, functional requirements, self-sufficiency.

НА ПРОТЯЖЕНИИ всей истории человечества войны и вооруженные конфликты были и до сих пор остаются неизбежным явлением, существенно влияющим на все сферы общественной жизни, а нередко и на судьбы государств и народов. Для их ведения противоборствующие стороны создают воинские формирования от небольших дружин и отрядов древности до регулярных многотысячных армий современности. Их численность и структуры различны и зависят прежде всего от возможностей государств «поставить под ружье» необходимые мобилизационные ресурсы, а также от целей и задач военных действий.

В XX веке в мире произошло свы- принесшие очень тяжелые послед-ше сотни военных конфликтов раз- ствия многим воюющим государ-ной продолжительности и масштаба, ствам. В современных условиях вено самый глубокий след в жизни на- роятность развязывания глобальной родов оставили две мировые войны, крупномасштабной войны невысока,

поскольку она, скорее всего, будет иметь катастрофический характер, обусловленный участием в ней коалиций государств, обладающих весьма разрушительными видами вооружения, в том числе и оружием массового поражения (ОМП). Однако полностью исключать подобный сценарий развития международной обстановки также нельзя.

Как показывают события конца XX — начала XXI века, наиболее реалистичным в современных условиях представляется возникновение региональных, локальных войн и вооруженных конфликтов, в которых будут широко применяться и играть ведущую, а иногда и решающую роль в достижении победы общевойсковые формирования тактического звена (ОФТЗ), оснащенные высокотехнологичными образцами вооружения военной и специальной техники (ВВСТ) и применяющие эффективные формы, способы и приемы ведения боевых действий1.

В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос определения важнейших требований к организационно-штатной структуре (ОШС) ОФТЗ и перспективных направлений ее развития в интересах повышения возможностей по успешному решению боевых задач в современных и будущих военных конфликтах.

Воинское формирование — обобщенное наименование подразделений, воинских частей, соединений, объединений и других структурных единиц вооруженных сил (ВС), а также других войск, которые имеют предназначение, организационную структуру, определенное комплектование и порядок выполнения задач.

В Сухопутных войсках к тактическому звену относятся общевойсковые формирования, начиная с мотострелкового отделения и заканчивая мотострелковой (танковой) дивизией. В их состав также включаются воинские части и подразделения других родов войск и специальных войск. Организационная структура ОФТЗ обеспечивает оптимальное сочетание численности личного состава и ВВСТ для поддержания их высокой боевой готовности и способности успешно вести боевые действия в различной обстановке.

В настоящей статье рассмотрим требования к ОШС ОФТЗ ее верхнего иерархического порядка, т. е. мотострелковой (танковой) дивизии (бригады) и приравненных к ним военных баз, которые считаются общевойсковыми соединениями и организационно включают воинские части и подразделения вплоть до мотострелкового (танкового) взвода (отделения). При этом основная масса требований будет справедлива и для ОШС ОФТЗ низшего порядка.

Наиболее реалистичным в современных условиях представляется возникновение региональных, локальных войн и вооруженных конфликтов, в которых будут широко применяться и играть ведущую, а иногда и решающую роль в достижении победы общевойсковые

формирования тактического звена, оснащенные высокотехнологичными образцами вооружения военной и специальной техники и применяющие эффективные формы, способы и приемы ведения боевых действий.

Один из подходов к определению ОШС ОФТЗ традиционно предполагает создание жесткой структуры, где устанавливаются устойчивые связи между ее элементами. Альтернативный путь — организация модульной структуры, позволяющей формировать боевые тактические группы в зависимости от конкретно складывающейся обстановки. Оба подхода имеют свои преимущества и недостатки.

Постоянная ОШС обеспечивает максимальную управляемость и предсказуемость действий частей и подразделений. В условиях мирного времени это способствует более целенаправленной организации их качественной боевой подготовки по единым программам, оперативному внедрению передовых методик обучения и рациональному использованию материально-технической базы. Но такой тип ОШС не всегда приемлем при ведении современных боевых действий, особенно в вооруженных конфликтах локального (очагового) характера при отсутствии сплошной линии соприкосновения, когда приходится создавать сводные тактические группы.

Что касается модульной ОШС ОФТЗ, то она является более гибкой, позволяющей гораздо рациональнее применять имеющиеся в распоряжении силы и средства, адекватно реагировать на изменения обстановки в бою, повысить автономность действий разнородных тактических групп и оперативно создавать нужные боевые системы из готовых «модулей» разной иерархической принадлежности.

На определение ОШС ОФТЗ существенно влияют военно-экономический потенциал государства, состав и возможности конкретного вероятного противника, сроки подготовки к действиям в военном конфликте, а также содержание характерных тактических задач, возлагаемых на ОФТЗ в различных условиях обстановки (табл.).

Всесторонний анализ сущности приведенных в таблице задач позволяет сформулировать современные структурные, общесистемные и функциональные требования к ОШС ОФТЗ (рис. 1).

Рассмотрим более подробно показанные на рисунке требования к ОШС ОФТЗ.

Таблица

Основные тактические задачи, возлагаемые на ОФТЗ

Условия обстановки Задачи, возлагаемые на ОФТЗ

В мирное время • Поддержание боевой готовности; • качественная боевая подготовка войск; • помощь пограничным войскам в охране государственной границы; • подготовка к проведению мероприятий территориальной обороны; • содействие другим войскам (силам) в выполнении задач по охране и обороне важных государственных объектов и воздушного пространства, побережья и экономических зон; • оказание помощи населению в чрезвычайных ситуациях; • борьба с терроризмом как на территории РФ, так и за ее пределами; • участие совместно с воинскими формированиями других видов ВС, министерств и ведомств в проведении мероприятий по вскрытию подготовки военной агрессии против РФ; • совершенствование базы мобилизационного развертывания; • участие в информационном противоборстве; • защита национальных интересов России на территории союзников и других государств на основе договоров; • участие в операциях по поддержанию (восстановлению) мира и др.2,3

Продолжение таблицы

Условия обстановки Задачи, возлагаемые на ОФТЗ

В вооруженном конфликте на территории других государств, локальной, региональной и крупномасштабной войне • Участие в прикрытии стратегического развертывания ВС и отражении воздушно-космического нападения, нанесении массированных огневых ударов, дезорганизации систем управления войсками и оружием, разведки и РЭБ противника; • нанесение поражения агрессору и ведение боевых действия совместно с ВС союзных государств; • воспрещение выдвижения тактических группировок войск противника; • обеспечение своевременного развертывания стратегических резервов; • уничтожение десантов, диверсионно-разведывательных групп противника и незаконных вооруженных формирований; • ликвидация прорвавшихся группировок войск противника; • восстановление утраченного положения на важнейших операционных направлениях; • участие в воздушно-десантных, морских десантных и других совместных операциях видов ВС; • поражение средств воздушного нападения противника в зоне действий своих войск; • охрана и оборона критически важных объектов в зоне боевых действий; • обеспечение доставки личного состава, боеприпасов и материальных средств; • удержание рубежей и районов в тактической и ближайшей оперативной глубине; • ведение обороны и наступления в составе первого, второго эшелонов, выполнение задач общевойскового резерва; • замена общевойсковых соединений, потерявших боеспособность; • прикрытие флангов оперативной группировки; • ведение боевых действий в составе оперативно-мобильного резерва и др.4,5,6

При ведении территориальной обороны • Охрана и оборона важных военных, государственных и специальных объектов; • борьба с диверсионно-разведывательными формированиями иностранных государств и незаконными вооруженными формированиями; • обеспечение доставки гуманитарной помощи; • участие в поддержании режима военного положения; • обеспечение пропуска войск, в том числе охрана и оборона коммуникаций, оборудование маршрутов движения, обеспечение материальными средствами, осуществление эвакуации, несение комендантской службы и др.7,8

Рис. 1. Основные требования к организационно-штатной структуре ОФТЗ

Структурные требования

Гибкость ОШС ОФТЗ заключается в возможности оперативно создавать тактические боевые группы различного назначения, состава и численности для ведения боевых действий в зависимости от складывающейся боевой обстановки в первом, втором эшелонах, общевойсковом резерве, обходящем, передовом, рейдовом, специальном отрядах и тактическом воздушном десанте. Кроме мотострелковых и танковых подразделений, в их состав могут включаться воинские формирования ракетных войск и артиллерии (РВиА), армейской авиации (АА), силы и средства противовоздушной обороны (ПВО), наземной и воздушной разведки, радиоэлектронного подавления (РЭП), инженерных войск, а также подразделения, обеспечивающие применение робототехнических комплексов военного назначения (РТК ВН), высокоточного оружия (ВТО), оружия на новых физических принципах (ОНФП) и беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).

Нацеленность на перспективу означает допустимость быстрой оптимизации ОШС ОФТЗ применительно к условиям конкретного военного конфликта различной интенсивности для успешного ведения боевых действий против любого противника. Соблюдение данного требования позволяет, на наш взгляд, уйти от бесперспективной практики создания в спешном порядке сводных формирований в виде дивизионных, полковых и батальонных тактических групп, а также сборных органов (центров) управления, разведки, тылового и технического обеспечения, что негативно сказывается на результатах боевых действий ввиду их плохой слаженности, как это было, например, при вводе ограниченного контингента советских войск в Аф-

ганистан (1979) и на начальном этапе контртеррористической операции на Северном Кавказе (1994). В современных условиях допускать повторения подобных ситуаций просто непозволительно.

Основанием для изменения ОШС ОФТЗ должны быть выводы из прогнозов возможного развития военно-политической обстановки в мире и стране на 5—10 лет вперед с учетом вероятности возникновения крупномасштабной или региональной войны на любом стратегическом направлении с сильным, хорошо технически оснащенным противником, применяющим эффективные высокотехнологические средства вооруженной борьбы.

В современных условиях основные усилия в определении ОШС ОФТЗ следует направлять на обеспечение отражения внезапной агрессии противника в форме проведения им воздушно-космической операции в целях нарушения системы государственного и военного управления, противовоздушной, противоракетной, противокосмической обороны страны, разрушения объектов экономики, дезорганизации работы тыла и транспорта, а также на успешное решение внезапных боевых задач, для подготовки к выполнению которых отводится ограниченное время.

При этом прежде всего необходимо наращивать боевые возможности ОФТЗ и поступающих на их оснащение образцов ВВСТ, улучшать сбалансированность ОШС, повышать профессиональную выучку личного состава, совершенствовать системы управления, разведки, радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и всестороннего обеспечения для достижения превосходства в боевом потенциале над вероятным противником не менее чем в 1,5 раза.

Сбалансированность ОШС ОФТЗ позволяет достичь рационального соотношения количественно-качественных характеристик поражающих и обеспечивающих компонентов для реализации потенциальных боевых возможностей всех подразделений в любых условиях обстановки. Следует отметить, что в настоящее время данное требование не в полной мере соблюдается относительно оптимального соотношения боевых и тыловых подразделений ОФТЗ.

Универсальность ОШС — важное требование, подразумевающее создание модульных боевых подразделений, способных успешно вести боевые действия в войнах и вооруженных конфликтах любого масштаба и интенсивности. Для этого в состав общевойсковых частей и соединений целесообразно включать воинские формирования модульного типа (легкие, средние и

тяжелые) с учетом предназначения и возлагаемых задач. Мотострелковые (танковые) батальоны также должны иметь модульную структуру.

Требование универсальности применительно к имеющимся в составе ОФТЗ системам и средствам боевого воздействия на противника выполняется при условии, если их перечень представлен полным набором образцов ВВСТ, необходимых для решения боевых задач во всех основных видах боя и способных бесперебойно функционировать в любых условиях обстановки.

При этом к силам и средствам ударного эшелона требования по универсальности предъявляются несколько выше, чем к системам всестороннего обеспечения по уровню огневой, ударной мощи, защищенности и мобильности. Боевые машины, кроме того, должны обладать более высокой способностью к взаимодействию.

Общесистемные требования

Унификация, означающая приведение к единообразию9, должна охватывать не менее 70 % узлов и агрегатов образцов ВВСТ, поступающих на оснащение ОФТЗ, а также алгоритмов управления, программных продуктов информационной среды и др.

Данное требование довольно противоречиво, так как добиться полной унификации в различных звеньях ОШС ОФТЗ очень сложно, в то время как частичная унификация может дать определенный выигрыш, особенно в боевой подготовке войск. Тем не менее унификация способствует стабильности ОШС, поскольку исключается необходимость ее коренных изменений в связи с модернизацией или принятием на оснащение ОФТЗ новых образцов ВВСТ.

Стандартизация в общем понимании — это деятельность по установлению правил и характеристик

в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности товаров, работ или услуг10. Ее цель заключается в достижении оптимальной степени упорядочения деятельности в той или иной области посредством широкого и многократного использования установленных положений, требований, норм для решения реально существующих, планируемых или потенциальных задач. Применительно к ОШС ОФТЗ стандартизация должна охватывать максимум компонентов и процедур, но в то же время не ограничивать разумную инициативу и творчество командиров (начальников) при принятии ими решений на бой и управлении подчиненными частями и под-разделениями11.

Адаптивность ОШС означает возможности ОФТЗ приспосабливаться к ведению боевых действий на любом стратегическом (оперативном) направлении в различных физико-географических условиях (на равнинной, горной, лесисто-болотистой, пустынной и урбанизированной местности, зимой и летом) и успешно выполнять поставленные задачи, уничтожая, как правило, превосходящего противника в обстановке массированного применения средств воздушного нападения (СВН), ВТО, РЭБ, РТК ВН и информационного противоборства.

Защита подразумевает максимально возможное снижение потерь ОФТЗ в личном составе и ВВСТ и обеспечение полной реализации их боевого потенциала в условиях воздействия различных средств поражения противника. Значение защиты войск в последние годы существенно возрастает, что обусловлено высокой вероятностью применения противником в общевойсковом бою наряду с обычным оружием (в том числе ВТО) также ОНФП, РТК ВН, оружия нелетального действия (ОНЛД), а в кризисных ситуациях — и ОМП.

Все это требует поиска новых, более эффективных способов защиты личного состава и ВВСТ, а также включения в состав ОФТЗ штатных сил и средств, способных успешно выполнять защитные мероприятия в основных видах боя без привлече-

ния специально обученного личного состава и специфической техники.

Интеграция в единое информационное пространство (ЕИП) обеспечивается путем внедрения современных технологий информационного обмена в радиорелейные, проводные и спутниковые средства связи (в том числе установленные на БПЛА или дирижаблях) и космические компоненты, сопряженные с унифицированными информационно-техническими комплексами (ИТК) адаптированной архитектуры на узлах связи командных пунктов, запасных, временных и вспомогательных пунктов управления (ПУ).

Необходимо также предусмотреть развертывание системы информационного обеспечения применения ВТО наземного, воздушного базирования и завершить формирование ЕИП, обеспечивающего функционирование органов военного управления стратегического, оперативно-тактического, тактического уровней и межвидовых систем вооружения.

На настоящем этапе для полной интеграции ОФТЗ в ЕИП требуется оснастить их ВВСТ нового поколения, современной экипировкой для военнослужащих, в которую должны входить ИТК, радиостанции пя-того-шестого поколения, датчики, исполнительные механизмы, коммутационные устройства, маршрутизаторы, аккумуляторные батареи, электрогенераторы, электронно-вычислительная техника и другие необходимые аксессуары.

Функциональные требования

Данный тип требований к ОШС ОФТЗ главным образом выражается в показателях удара (характеристики объема, глубины и сроков выполнения боевой задачи), огневой мощи (потенциала), мобильности и автономности применительно к основным видам боя. При их определении

следует учитывать положения действующих руководящих документов по подготовке и ведению общевойскового боя и прогнозы их развития на перспективу три-пять лет и более.

Согласно боевому уставу в наступлении ОФТЗ могут наносить удар по противнику на главном или дру-

гом направлении в первом эшелоне объединения, составлять его второй эшелон или действовать в общевойсковом (мобильном) резерве. При этом цели боя достигаются, как правило, выполнением следующих тактических задач:

• участие в завоевании огневого превосходства, дезорганизации управления войсками и оружием противника, отражении ударов СВН противника;

• выдвижение и развертывание в боевой порядок;

• разгром (уничтожение) противника в назначенной зоне ответственности (полосе);

• отражение контратак и развитие наступления в глубине, преследование отходящего противника;

• овладение важными рубежами (объектами).

В зависимости от обстановки и поставленной задачи ОФТЗ могут вести наступление на противника, обороняющегося на хорошо подготовленных или поспешно занятых рубежах (позициях), а также совершающего отход или наступающего. В последнем случае его разгром может осуществляться во встречном бою.

Исходя из нормативных установок, в наступлении отдельной мотострелковой бригаде (омсбр), действующей в первом эшелоне объединения, назначается зона ответственности, определяется боевая задача и направление продолжения наступления. В некоторых случаях — полоса наступления, ближайшая, дальнейшая задачи и направление продолжения наступления.

Бригаде второго эшелона указываются маршрут выдвижения, рубежи и время ввода в бой, ближайшая задача и направление дальнейшего наступления.

Главные показатели требований по выполнению задачи омсбр в наступлении заключаются в разгроме

противостоящего противника силой от одного до трех усиленных мотопехотных батальонов, отражении во взаимодействии с соседями контратаки его бригадных резервов, захвате позиций второго эшелона бригады или овладении другим важным рубежом или объектом.

В обороне омсбр должна обладать возможностями успешно отразить наступление группировки противника в составе полутора-двух мотопехотных (танковых) бригад, удерживая занимаемые позиции (рубеж) до адекватной реакции старшего начальника, и перехватить инициативу. При неудачном исходе боя и наращивании противником усилий от омсбр требуется сохранить боеспособность, совершить стремительный маневр с выходом из боя, отойти на новый рубеж в глубине, где продолжить ведение оборонительных действий.

Огневая мощь омсбр предполагает возможность поражения не менее 15—20 критически важных объектов противника в ходе выполнения ближайшей задачи и подавления около 120—170 других целей. Кроме того, требуется систематически оказывать огневую поддержку отдельным подразделениям, действующим в отрыве от главных сил — в составе передовых, рейдовых, обходящих, специальных отрядов и тактических воздушных десантов.

Мобильность — это способность войск (сил, объектов) быстро перебрасываться (передвигаться), перемещаться, развертываться в предбоевой, боевой порядок и вести боевые действия в высоком темпе в различных условиях обстановки12. Применительно к ОФТЗ данное требование должно обеспечивать совершение марша своим ходом протяженностью до 200—250 км в сутки со скоростью не менее 25—30 км/час, а также перевозку железнодорожным, морским и частично воздушным транспортом.

Автономность подразумевает возможность омсбр действовать на отдельном направлении в отрыве от главных сил объединения в течение трех-пяти суток. Для этого требуется возить с собой не менее четырех-пяти боекомплектов боеприпасов, три-четыре заправки горюче-смазочных материалов и необходимые запасы продовольствия.

Успех в общевойсковом бою в значительной степени достигается благодаря устойчивому и непрерывному управлению войсками, обеспечивающему нанесение упреждающих ударов по противнику, его эффективное огневое поражение, результативное ведение информационного противоборства и надежную защиту войск от ударов авиации и огня артиллерии противника.

Поэтому главное требование к управлению заключается в том, чтобы цикл сбора информации и принятия решений проходил в 1,5—2 раза быстрее, чем у противника. Этого можно достичь при условии, если сбор данных обстановки будет занимать не более 30 мин., решение приниматься в течение двух часов, задачи батальонам ставиться за 10 мин. и менее, донесения готовиться около 10 мин., а развертывание пунктов управления (ПУ) в полевых условиях осуществляться за 20 минут.

Состав органов, подразделений управления и связи и их оснащение следует определять с таким расчетом, чтобы обеспечить функционирование ПУ на месте и в движении, обмен информацией в режиме времени, близком к реальному, в условиях применения противником средств РЭП, своевременную в зависимости от обстановки смену районов развертывания базовых узлов связи, самостоятельную их охрану и оборону, отражение вирусных атак, ремонт отдельных узлов автоматизированных систем управления, а также нали-

чие нескольких дублирующих модулей. При этом техника ПУ (командно-штабные машины) не должна визуально существенно отличаться от боевых машин ОФТЗ.

В современных условиях важное значение при принятии решений на бой и планировании применения ОФТЗ придается моделированию боевых действий, проведению расчетов соотношения сил и средств (боевых потенциалов) с возможным противником на различных стратегических (оперативных) направлениях, а также решению других оперативно-тактических задач, что позволяет достаточно достоверно определять успешность или бесперспективность выполнения предстоящих задач по предназначению. В связи с этим при разработке ОШС органов управления ОФТЗ, а также новейшего оборудования для ПУ и перспективных образцов ВВСТ необходимо предусматривать более широкое внедрение расчетно-моделирующих (расчет-но-имитационных) комплексов и совершенствовать программную продукцию для них.

Поскольку в состав ОФТЗ наряду с мотострелковыми и танковыми подразделениями входят воинские формирования других родов войск и специальных войск, целесообразно остановится на основных функциональных требованиях и к их ОШС.

Подразделения разведки ОФТЗ должны иметь ОШС, позволяющую оперативно и непрерывно осуществлять сбор и комплексный анализ информации на предмет ее точности и надежности и своевременно, в короткие сроки доводить ее до потребителей. Необходимо также предусматривать широкую интеграцию сил и средств разведки в разведывательно-ударные (огневые) комплексы для обеспечения поражения объектов противника в реальном масштабе времени. Разведывательные бата-

льоны соединений следует оснащать РТК ВН, комплексами с БПЛА, в том числе ударными, а также информационно-сигнализационными устройствами (датчиками) и другими эффективными техническими средствами разведки.

Структуру и оснащение подразделений РЭБ целесообразно развивать с таким расчетом, чтобы обеспечить переход от частотного уплотнения помеховых каналов передатчиков помех к временному, что позволит одновременно подавлять до 24 линий радиосвязей противника. Также следует повышать их возможности по проведению вирусных атак и воздействию на боеприпасы с пассивными головками самонаведения, применяемые для поражения радиоэлектронных средств ПВО и полевой артиллерии.

Наряду с этим важно развивать технологии, средства и способы, позволяющие подразделениям РЭБ оперативно вскрывать коротковолновые и ультракоротковолновые наземные и авиационные линии радиосвязи, наземные терминалы спутниковой связи, радионавигационной системы «Навстар», систем ЕРЬЯБ и ¡ТЮБ, радиолокационных средств ПВО и полевой артиллерии, сотовой, тран-ковой связи противника и надежно подавлять их в прицельном и заградительном режимах.

Основные требования к ОШС подразделений РВиА общевойсковых соединений заключаются в необходимости оптимального комплекси-рования средств артиллерийской разведки, сокращения сроков постановки задач и маневра, повышения масштабов и эффективности применения высокоточных управляемых и программируемых боеприпасов, а также специальных снарядов: осветительных, дымовых, зажигательных, термобарических, нелетального действия, агитационных, РЭП и др.

Следует также повышать возможности подразделений РВиА по поражению объектов противника в режимах «многократный огневой налет», «серия», уничтожению (подавлению) в короткие сроки маневренных целей, находящихся в рассредоточенном боевом порядке на дальностях до 80 км, с применением реактивных систем залпового огня и средств дистанционного минирования.

Структура и оснащение зенитных ракетных (зенитных) подразделений должны обеспечивать эффективное непосредственное прикрытие боевых порядков ОФТЗ от ударов СВН противника (самолетов тактической авиации, АА, крылатых ракет, БПЛА), действующих на предельно малых и малых высотах в различных видах боя в любое время суток. При этом система ПВО соединения должна обладать высокой помехозащищенностью за счет комплексного использования средств обнаружения, сопровождения воздушных целей и наведения зенитных управляемых ракет и кинетического оружия направленного действия.

Одним из основных направлений совершенствования ОШС

подразделений радиационной, химической биологической защиты (РХБЗ) следует считать повышение их возможностей по своевременному вскрытию подготовки противника к применению ОМП путем оснащения их комплектами новых и модернизированных приборов РХБ-раз-ведки, проведению своевременной и качественной специальной обработка личного состава и ВВСТ, постановке аэрозольных завес, а также по применению огнеметных систем, позволяющих надежно поражать противника в полевых фортификационных сооружениях и зданиях. В рассматриваемой перспективе требуется также расширять применение воздушных комплексов РХБ-разведки.

В развитии ОШС подразделений инженерного обеспечения особое внимание необходимо уделить повышению их оперативно-тактической мобильности и возможностей по надежной защите ОФТЗ в любых условиях обстановки. Крайне важно также поднять эффективность инженерных боеприпасов за счет программирования их применения, сокращения номенклатуры, создания разведывательно-заградительных комплексов поражения групповых целей, разработки и внедрения универсальной системы минирования, обеспечивающей возможность установки минных полей с фиксацией координат. Целесообразно продолжить модернизацию многофункциональных инженерных машин, комплектов линейных металлоконструкций для строительства разборных мостов, мостоу-кладчиков, переправочно-десантных паромов, паромно-мостовых машин, понтонных парков и других средств инженерного вооружения.

Структуру подразделений, оснащенных РТК ВН, следует определять

Удар

Рис. 2.

с таким расчетом, чтобы обеспечить высокую эффективность ведения войсковой, инженерной и РХБ-раз-ведки, охраны мест расположения (сосредоточения) войск, контрбатарейной борьбы, уничтожения объектов противника, создания инженерных заграждений, проделывания проходов в минно-взрывных заграждения, прокладки кабелей связи, эвакуации раненных и подбитых машин, доставки горюче-смазочных материалов, боеприпасов и других материальных средств13 (рис. 2)14'15.

Совершенствование ОШС подразделений, оснащенных комплексами с БПЛА, должно быть направлено на наращивание их возможностей по разведке местности и противника с выдачей точных координат объектов (целей), постановке радиоэлектронных помех и нанесению высокоточных ударов по ПУ, позициям артиллерии, подразделениям армейской авиации, средствам ПВО, в том числе посредством применения барражирующих боеприпасов16.

Соратник комплексы военного назначения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основные требования к ОШС подразделений, оснащенных ОНФП,

заключаются в обеспечении их способности создавать определенные зоны поражения лазерным, сверхвысокочастотным и другим оружием направленной энергии для повышения эффективности применения обычного вооружения. Внедрение ОНФП может осуществляться как путем установки соответствующего оборудования на штатные образцы ВВСТ, так и посредством создания формирований типа взвод или батарея, которые целесообразно применять в бою в зависимости от складывающейся обстановки самостоятельно или во взаимодействии с обычными средствами поражения.

Постоянная готовность группировок войск (сил) к действиям по предназначению, как известно, обеспечивается качественной и интенсивной боевой подготовкой ОФТЗ, внедрением новых подходов к ее организации, а также выделением на эти цели достаточного количества боеприпасов, ГСМ и других материальных средств. Главное внимание в совершенствовании боевой учебы целесообразно уделять соединениям, которые предусматривается применять в составе межведомственных группировок войск (сил).

Возможности ОФТЗ и рациональность их ОШС должны оцениваться

Главное требование к управлению заключается в том, чтобы цикл сбора информации и принятия решений проходил в 1,5—2 раза быстрее, чем у противника. Этого можно достичь при условии, если сбор данных обстановки будет занимать не более 30 мин., решение приниматься в течение двух часов, задачи батальонам ставиться за 10 мин. и менее, донесения готовиться около 10 мин., а развертывание пунктов управления в полевых условиях осуществляться за 20 мин.

в ходе внезапных проверок их готовности к выполнению задач по предназначению, а также при проведении многостепенных и двусторонних тактических и командно-штабных учений. Основным показателем боеготовности соединения СВ следует, на наш взгляд, считать его способность быстро и адекватно реагировать на любую военную угрозу, причем прежде всего боевым составом мирного времени.

В современных условиях необходимость развития ОШС ОФТЗ в соответствии с представленными в настоящей статье требованиями и определения рационального соотношения и интеграции в их составе частей и подразделений различных родов войск и специальных войск обусловлена сохранением угрозы возникновения вооруженных конфликтов различной интенсивности и их последующего перерастания в локальную, региональную или крупномасштабную войну с применением как обычного, так и ядерного оружия, а также насущностью изыскания и внедрения новых форм и способов ведения военных (боевых) действий.

Оценивать боевые возможности ОФТЗ целесообразно на основе функционального подхода к их ОШС как к сложной боевой системе, действующей в определенной оперативно-тактической обстановке.

Вышеизложенный анализ факторов, принципов и тенденций, влияющих на требования к боевым возможностям ОФТЗ, позволяет сформулировать следующие основные направления развития их ОШС:

• совершенствование системы управления и создание ЕИП, обеспечивающего согласованные эффективные действия участвующих в бою сил и средств в рамках единых пространственно-временных параметров в реальном масштабе времени;

• разработка и внедрение модульной структуры ОФТЗ, позволяющей

создавать группировки сил и средств для действий в соответствии со складывающейся обстановкой без изменения ОШС;

• формирование ОФТЗ для ведения боевых действий в особых физико-географических условиях (в горной, лесной, пустынной местности и северных районах) и для решения специальных задач в составе рейдовых, обходящих, штурмовых отрядов, тактических воздушных десантов и т. п.;

• создание системы вооружения ОФТЗ, наращивание темпов переоснащения их на модернизированные и перспективные образцы ВВСТ;

• развитие ОШС частей и подразделений других родов войск и специальных войск, входящих в состав ОФТЗ.

Реализация приведенных направлений оптимизации ОШС ОФТЗ обеспечит, на наш взгляд, возможность изыскания и внедрения новых, более эффективных форм и способов ведения ими боевых действий, что, в свою очередь, позволит успешно выполнять задачи по предназначению в ходе вооруженного противоборства с равнозначными структурами сильного потенциального противника в ближайшем будущем и в более отдаленной перспективе.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Военное искусство в локальных войнах и вооруженных конфликтах. М.: Воен-издат, 2008. 764 с.

2 Военная доктрина Российской Федерации. 25 декабря 2014 года. URL: https:// docs.cntd.ru/document/420246589 (дата обращения: 12.01.2022).

3 Сухопутные войска // Портал Министерства обороны РФ. URL: https://structure. mil.ru/structure/forces/ground/task.htm (дата обращения: 12.01.2022).

4 Там же.

5 Военная доктрина Российской Федерации.

6 Вдовин А.В. Адаптивный подход к применению сил и средств для борьбы с террористами по опыту вооруженных конфликтов за пределами России // Военная Мысль. 2018. № 5. С. 30—36.

7 Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» (с изменениями и дополнениями). URL: https://base.garant. ru/135907/94f5bf092e8d98af576ee351987de 4f0/ (дата обращения: 11.01.2022).

8 Хомутов А.В. О противодействии противнику в условиях ведения им «мно-госферных операций» // Военная Мысль. 2021. № 5. С. 27—41.

9 Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: ОНИКС 21 век, 2003. С. 816.

10 Росстандарт. URL: https://www.gost. ru/portal/gost/home/activity/standardization (дата обращения: 12.01.2022).

11 Трушин В.В. О творческом подходе к управлению войсками // Военная Мысль. 2020. № 8. С. 6—18.

12 Военный энциклопедический словарь // Портал Министерства обороны РФ. URL: https://encyclopedia. mil.ru/encyclopedia/dictionary/details. htm?id=8208@morfDictionary (дата обращения: 03.01.2022).

13 Тихонов А., Горский Д. Боевые роботы расширяют возможности // Красная звезда. 2022. 4 февраля.

14 Рябов К. Боевые и инженерные. Ро-бототехнические комплексы для Российской армии // Военное обозрение. 2021. 20 августа URL: https://topwar.ru/186153-boevye-i-inzhenernye-robototehnicheskie-kompleksy-dlja-rossijskoj-armii.html (дата обращения: 05.02.2022).

15 Бойко А. Каталог военных наземных роботов различного назначения // RoboTrends. URL: obotrends.ru/robopedia/ katalog-nazemnyh-voennyh-robotov-razlichnogo-naznacheniya (дата обращения: 05.02.2022).

16 Калистратов А.И. Камикадзе XXI века // Армейский сборник. 2021. № 4. С. 65—75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.