УДК 069.01
Doi: 10.31773/2078-1768-2022-61-66-72
СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБРАЗУ МУЗЕЯ
Родионова Дарья Дмитриевна, кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой музейного дела, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: kafedramd@ yandex.ru
Выходцев Эрик Петрович, главный специалист просветительского отдела, Музей изобразительных искусств Кузбасса (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]
В работе проводится обзор состояния сайтов художественных музеев регионов Сибири в сети Интернет и мониторинг состояния официального сайта музея. Авторами предпринята попытка дать определение понятию «информационный образ музея». В рамках проведенного исследования разработаны рекомендации по усовершенствованию информационного образа художественного музея, включающие в себя: оформление группы, информацию о музее, закрепленную запись, материалы музейных коллекций, публикации. Приведены лучшие примеры использования сайта для повышения активности пользователей. Обосновывается, что официальный сайт является неотъемлемой частью музейной деятельности, направленной на усовершенствование работы современного музея. Проанализировав нормативные документы, авторы делают акцент на тех параметрах, которые являются обязательными для музейного сайта. В то же время выявлено, что не все музеи опираются на них при создании и ведении официального сайта учреждения в сети Интернет. Однако авторы считают, что представленные рекомендации работают, если музей соблюдает их при создании и ведении официального представительства в Интернете. При подведении итога констатируется, что, основываясь на современных рекомендациях специалистов и нормативных документах, контент современного сайта позволяет создать свой узнаваемый информационный образ, направленный, в первую очередь, на привлечение посетителей в музей.
Ключевые слова: художественный музей, регионы Сибири, музейная сеть, сайт, информационный образ.
MODERN REQUIREMENTS FOR THE INFORMATION IMAGE OF THE MUSEUM
Rodionova Darya Dmitrievna, PhD in Philosophy, Associate Professor, Department Chair of Museum Sciences, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). Email: kafedramd@ yandex.ru
Vykhodtsev Erik Petrovich, Chief Specialist of the Educational Department, Museum of Fine Arts of Kuzbass (Kemerovo, Russian Federation). Email: [email protected]
The paper provides an overview of the state of the sites of art museums in the regions of Siberia on the Internet, and also monitors the state of the official site of the museum. The authors made an attempt to define the concept of information image of the museum. As part of the study, recommendations were developed for improving the information image of an art museum, including: group design, information about the museum, a fixed record, materials from museum collections, and publications. The best examples of using the site to increase user activity are given. It is substantiated that the official website is an integral part of museum activities aimed at improving the work of a modern museum. After analyzing the regulatory documents, the authors focus on those parameters that are mandatory for the museum site. At the same time, it was revealed that not all museums rely on them when creating and maintaining the official website of the institution
on the Internet. However, the authors believe that the presented recommendations work if the museum follows them when creating and maintaining an official representation on the Internet. Summing up, it is stated that based on modern recommendations of specialists and regulatory documents, the content of a modern site makes it possible to create your own recognizable information image, aimed primarily at attracting visitors to the museum.
Keywords: art museum, regions of Siberia, museum network, website, information image.
В современном мире музеи и учреждения музейного типа являются информационными посредниками, которые связывают человека и историю социально-экономического и социокультурного развития как регионов, так и России. Благодаря созданному и правильно выстроенному информационному образу музею легче позиционировать себя не только в виртуальной, но и оф-лайн-среде.
Понятие «информационный образ» на данный момент не является устоявшимся. Информационный образ музея, на наш взгляд, - это совокупность работы музея с интернет-сообществом посредством музейного сайта и социальных сетей, создаваемых информационных продуктов и услуг, направленная на формирование положительного имиджа и привлечения потенциальных посетителей как непосредственно в музей, так и в его представительства в Интернете [13]. Авторы нового учебника «Информационная культура музеолога» Н. И. Гендина, Д. Д. Родионова, Е. В. Косолапова и Л. Н. Рябцева считают, что единое электронное информационное пространство -это совокупность электронных информационных ресурсов (ЭИР), организаций, осуществляющих сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации; информационно-коммуникационных технологий и программно-технических средств, обеспечивающих доступ к ЭИР, а также нормативно-правовые и организационные документы [7].
Стоит отметить, что представленные понятия являются схожими. Информационный образ музея - это не только сайт и социальные сети, к нему относится представительство в онлайновых картографических сервисах (Яндекс, Mail.ru, Google, 2GIS), всероссийских и региональных платформах, публикации мероприятий (Культура.РФ, Куз-басс.Онлайн), профессиональные журналы и порталы (Мир музея, Музеи России), оснащенность современным оборудованием (сенсорные киоски,
интерактивные панели и др.). В современном мире музеи и учреждения музейного типа вправе самостоятельно создавать собственный информационный образ, направленный на формирование положительного имиджа и привлечение потенциальных посетителей как в музей, так и в его представительства в сети Интернет.
Музейные сайты представляют собой информационные ресурсы, необходимые потенциальным посетителям для поиска нужной информации, а сотрудникам музеев - в их профессиональной деятельности.
Согласно статье 36.2 Информационная открытость организаций культуры, введенной федеральным законом от 21.07.2014 № 256-ФЗ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», организации культуры, в частности музеи, обязаны обеспечивать открытость и доступность информации в сети Интернет и предоставлять в обязательном порядке следующие сведения:
- дата создания учреждения культуры, учредитель, место нахождения организации культуры, режим, график работы, контактные телефоны и адреса электронной почты;
- структура и органы управления учреждения культуры;
- виды предоставляемых услуг организацией культуры;
- материально-технические обеспечение предоставления услуг;
- копия устава организации культуры;
- копия плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения культуры;
- копия документа о порядке предоставления услуг за плату [10].
Сайт музея является самым значимым пунктом в создании информационного образа учреждения, поскольку именно с него начинается музей в цифровом пространстве. На сайте организации пользователь может найти всю интересующую
его информацию (адрес, график работы, ценовая политика учреждения), купить билет, посмотреть анонс выставок и мероприятий.
Официальное представительство музея в сети Интернет должно быть адаптировано под мобильные устройства. Согласно статистике Similarweb Introduces, количество пользователей мобильных устройство за период с 2017 по 2022 год выросло на 50 % [12].
Качественный сайт должен иметь визуальную часть, дизайн которой соответствует содержанию, поскольку перед сайтом стоит задача дать пользователю представление о сайте. Визуальная часть сайта облегчает восприятие информации. Сайт организации не должен быть перегружен визуальной и текстовой информацией, большим количеством разных шрифтов (не более четырех) на одной странице.
Содержание сайта содержит текстовую составляющую страницы, дополненную фотографиями, видео- и аудиоматериалами. Важно отметить, что контент, находящийся на сайте, должен быть качественным: текст, доступный для понимания всех категорий, качественные изображения, не нарушающие авторские права. Содержание сайта должно соответствовать требованиям законодательства и не нарушать их. А структура должна включать в себя пункты Федерального закона от 21.07.2014 № 256-ФЗ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», дополненные информацией о коллекции, представленной в музее (описание, изображения работ, представленных в коллекции), о действующих и планируемых мероприятиях (выставки и выставочные проекты, культурно-просветительские мероприятия). Одной из лучших попыток систематизировать требования к музейному сайту являются «Методические рекомендации по созданию и эксплуатации сайтов и порталов учреждений культуры музейного типа» [9]. На наш взгляд, особенно следует отметить, что данные указания во многом базируются на разработках, сделанных на базе КемГИК [5; 6; 11; 14].
С учетом всех требований к структуре и содержанию музейного сайта нами была предпринята попытка проанализировать данные информационные ресурсы ведущих художественных музеев регионов Сибири. Были проанализированы 35 художественных музеев шести регионов
Сибири (Кемеровская область - Кузбасс, Новосибирская, Томская области, Красноярский и Алтайский край, Республика Хакасия). Важно отметить, что сегодня отсутствуют ресурсы, которые могли бы объединить все художественные музеи России, а также специалистов, работающих в них. В этой связи была проведена работа, направленная на анализ сайтов данных музеев в соответствии с требованиями, предъявляемыми нормативными документами.
Критерии, перечисленные в нормативных документах и методических рекомендациях Международного совета музеев, доступны для реализации каждому музею и учреждению музейного типа, но не все учреждения опираются на них при создании и ведении официального сайта учреждения в сети Интернет [9]. Перечень игнорируется большинством музеев, поскольку на сайтах отсутствуют пункты, указанные в документах и рекомендациях. Представленные рекомендации работают, если учреждение соблюдает их при создании и ведении официального представительства в Интернете. Опираясь на нормативные документы и методические рекомендации, мы выявили критерии, согласно которым были проанализированы сайты музеев: визуальное оформление, содержательная часть, структура сайта, технические требования.
Исходя из проанализированных отчетов по форме № 8-НК «Сведения о деятельности музея», которые представляют музеи, зарегистрированные в реестре музеев Государственного каталога Музейного фонда РФ, нами выбраны три музея: ГАУК «Музей изобразительных искусств Кузбасса», ГАУК НСО «Новосибирский государственный художественный музей», КГБУК «Красноярский художественный музей имени Сурикова» [1]. Из тридцати пяти проанализированных художественных музеев только указанные учреждения соответствуют рекомендациям нормативно-правовых документов и Международного совета музеев.
Сайты ГАУК «Музей изобразительных искусств Кузбасса», ГАУК НСО «Новосибирский государственный художественный музей» и КГБУК «Красноярский художественный музей имени Сурикова» соответствуют требованиям Министерства культуры Российской Федерации (структура сайта, визуальное оформление, содержание и технические требования).
Официальный ресурс ГАУК НСО «Новосибирский государственный художественный музей» ориентирован на посетителя. На главной странице музея потенциальный посетитель музея (школьник, студент, родитель) имеет возможность выбрать интересующую категорию:
- «Выставки» - раздел, в котором представлены не только действующие на данный момент выставки, но и будущие, чтобы пользователь сайта мог спланировать поход в музей заранее.
- «События» - в разделе опубликованы текущие события: новости, лекции, спектакли и концерты, камерные вечера, встречи с художниками, семинары, конференции, круглые столы.
- «Детям» - в разделе собрана информация, касающаяся детей. Например, изостудия «Зазеркалье», мастер-классы, специальные программы. Родитель может найти информацию об абонементах и экскурсиях для детей [4].
На сайте музея пользователь по нажатию одной кнопки может приобрести билет или заказать экскурсию, поскольку в верхней части страницы присутствуют соответствующие кнопки «Приобрести билет» и «Заказать экскурсию». Сайт ГАУК НСО «Новосибирский государственный художественный музей» имеет функцию перевода страниц на английский язык, версию для слабовидящих, адаптирован под мобильную версию и предупреждает пользователей о сборе cookies-файлов. Отличительная особенность - обратная связь. Пользователям музея доступен архив обращений по тем или иным вопросам, таким образом, посетитель, который имеет схожий вопрос, может найти ответ в истории обращений.
Сайт КГБУК «Красноярский художественный музей имени Сурикова» является удобным для посетителей [8]. Они могут найти любую интересующую их информацию, поскольку на главной странице представлены разделы: «Посетителям», «Выставки», «Мастер-классы». Обращая внимание на стартовую страницу, нельзя не заметить раздел «Инклюзия». Музей выделяет этому разделу особое внимание, в нем представлены пункты «Доступность» и «Заказать экскурсию». В верхней части страницы представлены социальные сети художественного музея: «Одноклассники», «ВКонтакте», <^оиТиЬе» и почтовый ящик. На сайте имеется возможность пользования версией для слабовидящих. Англоязычные поль-
зователи могут просмотреть разделы «Посетителям», «Коллекции», «Выставки» и «История музея». Форма обратной связи используется через Google-форму. В ней пользователю необходимо пройти несколько страниц, прежде чем задать интересующий вопрос.
Стоит отметить, что официальное представительство ГАУК «Музей изобразительных искусств Кузбасса» несколько отличается от остальных рассматриваемых музеев [3]. В частности, следует обратить внимание на визуальное оформление: цветовая гамма включает в себя два основных цвета (белый и коричневый), при посещении второстепенных страниц в верхней части - изображение картины из коллекции музея, но оно не откадрировано, пользователю непонятно, что изображено на ней. Сотрудники музея, занимающиеся ведением сайта, должны подбирать горизонтальные изображения, предварительно кадрируя их. Сайт не адаптирован для англоязычных посетителей (отсутствует возможность переключения сайта на английскую версию).
Рассмотренные музеи имеют в своем штате специалистов, которые занимаются исключительно ведением сайта и социальных сетей - 8ММ-специалистов. Реализация данного направления деятельности невозможна без компетентных сотрудников, которые умеют пользоваться электронными и мобильными устройствами, владеть современными коммуникационными технологиями. Однако следует отметить, что далеко не все музеи имеют в штате сотрудников, занимающихся непосредственно только музейным сайтом и продвижением в социальных сетях. Небольшим муниципальным музеям приходится либо совмещать данную деятельность, либо привлекать к этому волонтеров. В этой связи качество информационного образа музея заметно страдает.
Важным фактором, удерживающим пользователя на сайте, является контент. Главная задача, стоящая перед специалистами, ответственными за публикацию материалов, - интересный материал. Ведь для того чтобы сайт действительно работал, он должен выгодно отличаться от сайтов конкурирующих компаний, что и решается при помощи создания грамотного контента [2].
Качественный контент, представленный на веб-сайте, будут отличать: содержание, индивидуальность, единообразие.
Для создания уникального контента, главная задача которого - заинтересовать потенциальных посетителей и распространять информацию в Сети, требуется учесть:
1. Целевую аудиторию (важно понимать, для кого создается контент; это демографические данные, типы личности и количество подписчиков, которые сочтут ваше сообщение наиболее впечатляющим. Четкое представление о целевой аудитории - это то, что должно произойти до создания или продвижения любого типа контента).
2. Заголовки (уделить особое внимание названию разделов; заголовок - это ключевая часть контента, именно на него обращает внимание пользователь, когда заходит на сайт).
3. Позитивный контент (информация, вызывающая положительные эмоции, распространяется чаще, нежели негативный контент).
4. Мониторинг (наблюдение за трендами для оценки их состояния и своевременной реакции, отслеживание трендов рынка и быстрая реакция на его потребности).
5. Визуальный контент (фото и видеоматериалы, соответствующие современным требованиям, являющиеся иллюстрацией события, обязательно правильно подписанные и т. д.).
Сайт музея уже в меньшей степени используется как справочная система с удаленным доступом. Большинство виртуальных посетителей в среднем не задерживается на сайтах более 3-4 минут. Это означает, что им нужна конкретная информация ограниченного объема за минимально возможное время. На первое место выходят удобство и простота программного интерфейса, адаптированного под любое экранное разрешение, различные операционные среды, особенно под мобильные устройства. Наиболее востребованными оказываются приложения, которыми
можно воспользоваться не столько за настольным компьютером дома, сколько непосредственно в том месте, где эта информация была востребована, предпочтительно на персональном смартфоне или планшете.
Музейный сайт является важной частью жизни современного музея. Для потенциального посетителя не должно быть проблемой поиск информации, которая его интересует: режим работы, адрес музея, выставки, мероприятия, доступные льготы. Музейный специалист за несколько минут должен найти требующуюся информацию: история музея, описание коллекции, нормативные документы, методические материалы.
Подводя итог, важно отметить, что сайт музея - это визитная карточка учреждения. Он должен быть простым в использовании, время поиска нужной информации не должно превышать трех минут. Контент современного сайта позволяет создать свой узнаваемый информационный образ, направленный, в первую очередь, на привлечение посетителей в музей.
Широкое распространение идеи единого информационного пространства объясняется тем, что благодаря своей целостности информационное пространство имеет гораздо больший потенциал для удовлетворения информационных потребностей людей, для обеспечения их демократического права на информацию, чем каждый из его отдельных компонентов или его отдельных организационных структур (учреждений, систем, сетей).
Единое электронное информационное пространство культуры формируется совместными усилиями различных учреждений культуры: музеев, библиотек, театров, филармоний, вузов и колледжей, ведущих подготовку кадров для сферы культуры.
Литература
1. АИС «Статистика». Основные показатели работы отрасли [Электронный ресурс]. - URL: https://stat.mkrf.ru/ indicators (дата обращения: 31.10.2022).
2. Бабарыкина Т. С. Социальные сети как инструмент PR музея // МНСК 2018: Менеджмент: мат-лы 56-й Меж-дунар. науч. студ. конф. - Новосибирск, 2018. - С. 67-68.
3. ГАУК «Музей изобразительных искусств Кузбасса» [Электронный ресурс]: офиц. сайт. - URL: https:// kuzbassizo.ru (дата обращения: 31.10.2022).
4. ГАУК НСО «Новосибирский государственный художественный музей» [Электронный ресурс]: офиц. сайт. -URL: https://www.nsartmuseum.ru (дата обращения: 31.10.2022).
5. Гендина Н. И., Колкова Н. И., Алдохина О. И. Русскоязычные и англоязычные сайты учреждений культуры и образования: общее и специфическое (результаты пилотажного исследования) // Представление языков на-
родов России и стран СНГ в российском сегменте Интернета: семинар Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Межрегионального центра библиотечного сотрудничества в рамках Международной конференции «EVA 2007 Москва»: сб. докладов. - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2008. - С. 46-61.
6. Гендина Н. И., Колкова Н. И., Алдохина О. И. Создание эффективного официального сайта объекта культуры: от эмпирики к разработке и реализации научно обоснованной концепции // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2010. - № 12. - С. 87-104.
7. Информационная культура музеолога: учебник для студентов направления подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия»; квалификация (степень): бакалавр / Н. И. Гендина, Д. Д. Родионова, Е. В. Косолапова, Л. Н. Рябцева; науч. ред. Н. И. Гендина. - Кемерово: КемГИК, 2022. - 227 с.
8. КГБУК «Красноярский художественный музей имени Сурикова» [Электронный ресурс]: офиц. сайт. - URL: https://www.surikov-museum.ru (дата обращения: 31.10.2022).
9. Методические рекомендации по созданию и эксплуатации сайтов и порталов учреждений культуры музейного типа [Электронный ресурс]. - URL: http://e-books.arts-museum.ru/site_method/index.html (дата обращения: 31.10.2022).
10. Основы законодательства Российской Федерации о культуре: федер. закон № 3612-1 от 09.10.1992 (ред. 30.04.2021) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_1870/ba4a47723721240de2418a46a410cbbf93933e46 (дата обращения: 31.10.2022).
11. Пилко И. С., Савкина С. В. Электронные выставки музеев и библиотек: опыт сравнительного анализа // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2012. - № 2. - С. 108-112.
12. Платформа для анализа сайтов Similarweb [Электронный ресурс]. - URL: https://www.similarweb.com/ru/ platforms/russian-federation (дата обращения: 31.10.2022).
13. Родионова Д. Д., Выходцев Э. П. Информационный образ художественного музея: современное состояние и перспективы // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. - 2020. - № 4 (45). -С. 93-97.
14. Самаковская О. В. Моделирование контента сайта музея (на примере этнографических музеев и музеев-заповедников) // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2010. - № 12. -С. 76-86.
References
1. AIS "Statistika". Osnovnye pokazateli raboty otrasli [Automated information system "Statistics"]. (In Russ.). Available at: https://stat.mkrf.ru/indicators (accessed 31.10.2022).
2. Babarykina T.S. Sotsial'nye seti kak instrument PR muzeya [Social networks as a PR tool for the museum]. MNSK 2018: Menedzhment: materialy 56-y Mezhdunarodnoy nauchnoy studencheskoy konferentsii [Management: Materials of the 56th International Scientific Student Conference]. Novosibirsk, 2018, рр. 67-68. (In Russ.).
3. GAUK "Muzey izobrazitel'nykh iskusstv Kuzbassa" [Museum of Fine Arts of Kuzbass]. (In Russ.). Available at: https://kuzbassizo.ru (accessed 31.10.2022).
4. GAUK NSO "Novosibirskiy gosudarstvennyy khudozhestvennyy muzey" [Novosibirsk State Art Museum]. (In Russ.). Available at: https://www.nsartmuseum.ru (accessed 31.10.2022).
5. Gendina N.I., Kolkova N.I., Aldokhina O.I. Russkoyazychnye i angloyazychnye sayty uchrezhdeniy kul'tury i obra-zovaniya: obshchee i spetsificheskoe (rezul'taty pilotazhnogo issledovaniya) [Russian-language and English-language sites of cultural and educational institutions: general and specific (results of a pilot study)]. Predstavlenie yazykov narodov Rossii i stran SNG v rossiyskom segmente Interneta: seminar Rossiyskogo komiteta Programmy YuNESKO "Informatsiya dlya vsekh" i Mezhregional'nogo tsentra bibliotechnogo sotrudnichestva v ramkakh Mezhdunarodnoy konferentsii "EVA 2007 Moskva": sb. dokladov [Representation of the languages of the peoples of Russia and the CIS countries in the Russian segment of the Internet: seminar of the Russian Committee of the UNESCO Information for All Program and the Interregional Center for Library Cooperation within the framework of the International Conference "EVA 2007Moscow". Sat. reports]. Moscow, Mezhregional'nyy tsentr bibliotechnogo sotrudnichestva Publ., 2008, рр. 46-61. (In Russ.).
6. Gendina N.I., Kolkova N.I., Aldokhina O.I. Sozdanie effektivnogo ofitsial'nogo sayta ob"ekta kul'tury: ot empiriki k razrabotke i realizatsii nauchno obosnovannoy kontseptsii [Creation of an effective official website of a cultural object: from empiricism to the development and implementation of a scientifically based concept]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul 'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts], 2010, no. 12, рр. 87-104. (In Russ.).
7. Gendina N.I., Rodionova D.D., Kosolapova E.V., Ryabtseva L.N. Informatsionnaya kul'tura muzeologa: uchebnik dlya studentov napravleniya podgotovki "Muzeologiya i okhrana ob"ektov kul'turnogo i prirodnogo naslediya"; kvalifikatsiya (stepen'): bakalavr [Information culture of a museologist: a textbook for students of the training direction "Museology and protection of objects of cultural and natural heritage"; qualification (degree): bachelor]. Scientific ed. N.I. Gendina. Kemerovo, KemGIK Publ., 2022. 227 p. (In Russ.).
8. KGBUK "Krasnoyarskiy khudozhestvennyy muzey imeni Surikova" [Krasnoyarsk Surikov Art Museum]. (In Russ.). Available at: https://www.surikov-museum.ru (accessed 31.10.2022).
9. Metodicheskie rekomendatsii po sozdaniyu i ekspluatatsii saytov i portalov uchrezhdeniy kul'tury muzeynogo tipa [Guidelines for the creation and operation of sites and portals of museum-type cultural institutions]. (In Russ.). Available at: http://e-books.arts-museum.ru/site_method/index.html (accessed 31.10.2022).
10. Osnovy zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii o kul'ture: federal'nyy zakon № 3612-1 ot 09.10.1992 (red. 30.04.2021) [Fundamentals of the legislation of the Russian Federation on culture. Federal law]. Konsul'tantPlyus. (In Russ.). Available at: URL: http://www.consultant.ru/docment/cons_doc_LAW_1870/ba4a47723721240de2418a46 a410cbbf93933e46 (accessed 31.10.2022).
11. Pilko I.S., Savkina S.V. Elektronnye vystavki muzeev i bibliotek: opyt sravnitel'nogo analiza [Electronic exhibitions of museums and libraries: experience of comparative analysis]. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo univer-siteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts], 2012, no. 2, pp. 108-112. (In Russ.).
12. Platforma dlya analiza saytov Similarweb [Website analysis platform Similarweb]. (In Russ.). Available at: https:// www.similarweb.com/ru/platforms/russian-federation (accessed 31.10.2022).
13. Rodionova D.D., Vykhodtsev E.P. Informatsionnyy obraz khudozhestvennogo muzeya: sovremennoe sostoyanie i perspektivy [Information image of an art museum: current state and prospects]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury [Bulletin of the St. Petersburg State Institute of Culture], 2020, no. 4 (45), pp. 93-97. (In Russ.).
14. Samakovskaya O.V. Modelirovanie kontenta sayta muzeya (na primere etnograficheskikh muzeev i muzeev-zapovednikov) [Modeling the content of the museum website (on the example of ethnographic museums and museum-reserves)]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul 'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts], 2010, no. 12, pp. 76-86. (In Russ.).
УДК 069.01
Doi: 10.31773/2078-1768-2022-61-72-81
НАУЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МУЗЕЯ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ
Лапин Евгений Сергеевич, старший преподаватель, кафедра музеологии и туризма, Алтайский государственный институт культуры (г. Барнаул, РФ). E-mail: [email protected]
Полякова Елена Александровна, доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры музеологии и туризма, Алтайский государственный институт культуры (г. Барнаул, РФ). E-mail: elena2873@ mail.ru
Пичкурова Ирина Андреевна, аспирант, кафедра музеологии и туризма, Алтайский государственный институт культуры (г. Барнаул, РФ). E-mail: [email protected]
В современном мире высокую актуальность приобретает проблематика цифровизации различных сфер общественной жизни. Сфера культуры в рамках данного процесса также подвергается значительным преобразованиям, и музей как одна из культурных форм испытывает все тенденции развития культурной сферы. Музей сталкивается с необходимостью модернизации и поиска новых путей для осуществления коммуникативной деятельности и наилучшего представления своих информационных ресурсов, обладающих высоким научным, образовательным и информационным потенциалом. Цель