УДК 81.33
DOI 10.52575/2712-7451 -2022-41 -2-268-276
Освоение технологий визуализации информации в процессе практической подготовки студентов-музеологов
Аннотация. Формирующаяся в условиях развития цифровых технологий новая концепция современного музея требует от музейного специалиста готовности реализовывать основные направления деятельности музея в цифровой среде. Потребность работы в цифровой среде скорректировала задачи подготовки музеологов и нашла отражение в содержании общепрофессиональных компетенций. Возможность овладения востребованными практическими навыками работы с техниками визуализации информации как части цифровых технологий в музейной деятельности повышает мотивацию студентов к обучению. Несмотря на многочисленные исследования по теме визуализации информации, недостаточно представлен опыт внедрения технологий визуализации в музейную деятельность. Потребность в специалистах, способных разрабатывать визуальный контент, привела к открытию базовой кафедры на базе Государственного художественного музея Алтайского края. Взаимодействие с музеем позволило учесть новые требования в подготовке выпускника-музеолога. Цель исследования состоит в описании практического опыта обучения студентов-музеологов по направлению подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» в рамках учебного курса «Информационные технологии в музейной деятельности» по разработке визуального контента с использованием сервисных инструментов сети Интернет. Сделан вывод, что овладение методами визуализации информации в процессе обучения способствует формированию конкурентоспособного специалиста в музейной деятельности.
Ключевые слова: цифровые технологии, визуализация информации, визуальный контент, интернет-пространство, лонгрид, инфографика, таймлайн, мультимедийные игры, квесты
Для цитирования: Гриневич Л.А. 2022. Освоение технологий визуализации информации в процессе практической подготовки студентов-музеологов. Вопросы журналистики, педагогики и
языкознания, 41(2): 268-276. DOI: 10.52575/2712-7451-2022-41-2-268-276
Mastering Information Visualization Technologies in the Process of Practical Training of Students of Museology
Abstract. The new concept of a modern museum, which is being formed in the context of the development of digital technologies, requires a museum specialist to be ready to implement the main directions of the museum's activities in the digital environment. The need to work in a digital environment has adjusted the tasks of training museologists and is reflected in the content of general professional competencies. The opportunity to master in-demand practical skills of working with information visualization techniques, as part of digital technologies in museum activities, increases the motivation of students to study. Despite numerous studies on the topic of information visualization, the
Гриневич Л.А.
Алтайский государственный институт культуры, Россия, 656055, г. Барнаул, ул. Юрина, 277 E-mail: [email protected]
Larisa A. Grinevich
Altai State Institute of Culture 277 Yurina St, Barnaul 656055, Russia E-mail: [email protected]
experience of introducing visualization technologies into museum activities is not sufficiently presented in the press. We also note the absence of publications reflecting the practical training of museology students in mastering information visualization methods used in the formation of the museum online space. The need at the regional level for specialists capable of developing visual content led to the opening of the basic department on the basis of the State Art Museum of the Altai Territory. Interaction with the museum made it possible to take into account new requirements in the training of a graduate museologist. The purpose of the study is to describe the practical experience of teaching museology students in the field of «Museology and protection of cultural and natural heritage objects» within the framework of the training course «Information technologies in museum activities» on the development of visual content using Internet service tools. It is concluded that mastering the methods of information visualization in the learning process contributes to the formation of a competitive specialist in museum activities.
Keywords: digital technologies, information visualization, visual content, internet space, longrid, infographics, timeline, multimedia games, quests
For citation: Grinevich L.A. 2022. Mastering Information Visualization Technologies in the Process of Practical Training of Students of Museology. Issues in Journalism, Education, Linguistics, 41(2): 268-276 (in Russian). DOI: 10.52575/2712-7451-2022-41-2-268-276
Введение
Сегодня существует высокая потребность общества в музейных специалистах, владеющих современными цифровыми инструментами и сервисами, «современный музейный специалист должен владеть соответствующими технико-технологическими компетенциями, уметь реализовать основные направления деятельности музея в цифровой среде, обеспечить широкий спектр услуг для удаленных пользователей» [Гендина, 2021]. В сложившихся обстоятельствах (COVГО-19) одной из первостепенных задач стала организация дистанционной формы работы музеев, которая через визуализацию контента продолжает формирование глобального культурного пространства, сохранение культурных традиции своего региона. Условия вынужденной изоляции во время борьбы с коронавирусной инфекцией, ограничения на посещение музеев стали своего рода толчком в принятии решения о работе музеев в новом формате. Сразу актуализировалась проблема недостатка специалистов, владеющих новыми информационными технологиями и сервисами, которые необходимы для популяризации и трансляции культурного и природного наследия региона в сети Интернет.
В 2018 году в Алтайском государственном институте культуры (АГИК) состоялся круглый стол, на котором обсуждался вопрос об открытии нового профиля в рамках направления подготовки «Музеология и охрана объектов природного и культурного наследия». Планировалось, что изучение предметов по новому профилю поможет будущим специалистам понимать место музеев в виртуальном пространстве; распознавать проблемы информационной безопасности в музейной деятельности; овладеть методами деятельности музеев по продвижению культурного наследия в электронной среде. На встрече присутствовали директора и ведущие специалисты музеев Алтайского края, которые высказались о дефиците специалистов, владеющих новыми информационно-коммуникационными технологиями, грамотных разработчиков визуального контента, привлекательного для посетителей музеев в сетевом пространстве.
Тему актуализирует и тот факт, что «современная аудитория ориентирована на интерактивность и персонализированный контент, что в свою очередь изменяет восприятие произведений искусства и способы их представления. Музеи стремятся разнообразить взаимодействие с посетителями, транслируют историко-культурное наследие в онлайн- и офлайн-режимах, используя технологии и высококвалифицированных специалистов в информационной сфере» [Шаховалова, 2021].
В процесс обучения студентов-музеологов была внедрена учебная дисциплина «Информационные технологии в музейной деятельности», целью которой является освоение основных подходов в изучении современных информационных технологий в музейной деятельности и формирование готовности их использования в профессиональной деятельности и исследовательской работе, а также в онлайн и офлайн пространстве с использованием цифровых и сквозных технологий.
Задачами курса были определены: освоение содержания основных понятий по дисциплине; определение направлений в развитии информатизации музейной среды в России с использованием сети Интернет и цифрового инструментария; изучение опыта внедрения информационных технологий в музейную практику, в том числе с использованием онлайн тренажеров и специализированных цифровых платформ.
В процессе освоения дисциплины, в рамках практических занятий, студент должен освоить техники визуализации информации и уметь использовать их для решения задач в профессиональной деятельности.
В процессе прохождения производственной практики на базе музеев Алтайского края в индивидуальное задание студентов было включено создание в музее визуального контента в виде разработки лонгридов и инфографики. В связи с этим в один из практических блоков дисциплины «Информационные технологии в музейной деятельности» посвящен визуализации информации.
Для обоснования необходимости формирования практических навыков в процессе обучения студентов-музеологов в условиях цифровизации в качестве объекта исследования определены методы визуальной информации, необходимые для презентации предметов культурного наследия в виртуальном пространстве [Пескова, 2012]. Сегодня для разработчика визуального контента доступен обширный набор инструментов для визуализации информации по созданию ленты времени, интеллект-карт, скрайбинга, инфографи-ки, облака слов, интерактивных плакатов, кроссенса, кластера, презентации, лонгрида. Сам термин «визуализация информации» впервые был предложен в работе Робертсона, Гарда и Макинлея в конце 80-х годов прошлого века, чтобы описать представление абстрактной информации средствами визуального интерфейса [Пескова, 2012].
По мнению А.А. Вербицкого [1991], «технология визуализации учебной информации - это система, включающая в себя такие компоненты как: комплексные знания; визуальные способы их предъявления; визуально-технические средства передачи информации; набор психологических приемов использования и развития визуального мышления в процессе обучения». Опираясь на понимание процесса визуализации А.А. Вербицкого как процесса свертывания «мыслительных содержаний в наглядный образ» можно сказать, что использование средств визуализации учебной информации способствует активизации учебной и познавательной деятельности обучающегося, развивает навыки критического и визуального мышления.
Вслед за А.А. Вербицким, под технологией визуализации учебной информации Г.В. Лаврентьев и Н.Б. Лаврентьева понимают «не только знаковые, но и другие образы «визуализации», выступающие на первое место в зависимости от свойств изучаемого объекта. Это такие элементы, которые присутствуя в той или иной степени в зрительном образе, существенно влияют на восприятие и освоение обучающимися учебной информации» [Лаврентьев, 2002].
По мнению Н.Е. Эргановой, «Технология визуализации учебной информации - это система, включающая в себя такие компоненты как: комплексные знания; визуальные способы их предъявления; визуально-технические средства передачи информации; набор психологических приемов использования и развития визуального мышления в процессе обучения» [Эргановой, 2007].
К методам визуализации можно отнести рисунки, графики, диаграммы, фотографии, видео и др. В педагогике методы визуализации информации играют существенную роль,
так как способствует усвоению больших объемов информации, развивают критическое мышление, помогают обучающимся интегрировать новые знания и овладевать техниками визуализации информации.
Несмотря на многочисленные исследования по теме визуализации информации, в печати недостаточно представлен опыт внедрения технологий визуализации в музейную деятельность. Также отметим отсутствие публикаций, отражающих практическую подготовку студентов-музеологов в освоении методов визуализации информации, используемых в формировании музейного онлайн пространства.
Цель исследования состоит в описании практического опыта обучения студентов-музеологов по направлению подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» в рамках учебного курса «Информационные технологии в музейной деятельности» по разработке визуального контента с использованием сервисных инструментов сети Интернет.
Поскольку анализ научных статей не дал практического результата, автором представлен опыт обучения студентов-музеологов техникам визуализации информации, в частности создания лонгрида и инфографики, который ориентирован на требования работодателей к будущим выпускникам, включающие умение раскрывать деятельность музеев по продвижению культурного наследия в электронной среде.
Объекты и методы исследования
Объект исследования - визуализация информации как форма музейной работы с удаленными пользователями. Представлен практический опыт работы студентов очной формы обучения, направления подготовки «Музеология и охрана культурного и природного наследия», факультета социально-культурных и информационных технологий АГИК по дисциплине «Информационные технологии в музейной деятельности» (6-7 семестр).
В ходе исследования были применены следующие методы визуализации: рисунок, графика, диаграммы, фотография, видео, применительно к технике визуализации информации: инфографика, таймлайн, лонгрид.
Результаты практической работы
Сегодня современные музеи стремятся к созданию официальных сайтов и представительств в социальных сетях для реализации визуальных проектов. По статистике «в нашем регионе 90 музеев разного уровня, персональный сайт или страницу в сети Интернет имеет 56 музеев, что составляет 75 % от общего числа музеев (статистика 2020 года)» 5.
В 2018 году Государственный художественный музей Алтайского края и Алтайский государственный институт культуры подписали договор о сотрудничестве. В этом же году на базе музея появилась базовая кафедра вуза. Такое сотрудничество способствует углубленной профессиональной подготовке бакалавров и магистров по направлению «Музеоло-гия и охрана объектов культурного и природного наследия».
Институт и музей расширили комплексное взаимодействие в образовательной, научной и инновационной сферах. Преподаватели института и сотрудники музея заинтересованы в совместной разработке учебных планов, проведении на базе музея учебных, производственных, преддипломных и иных практик для формирования профессиональных компетенций студентов». На практике студенты АГИК применяют навыки и умения работы с технологиями визуализации информации для сохранения культурного и природного наследия региона, полученные в рамках освоения учебной дисциплины «Информационные технологии в музейной деятельности.
5 Лисенкова Т.Б. 2020. Доклад «Основные итоги деятельности музеев Алтайского края за 2020 год». г. Барнаул. URL: http://www.culture22.ru/upload/iblock/c6f/Doklad muzei.pdf
Важно, что студенты учатся самостоятельно вести поиск информации в сети Интернет, работать и дополнять свои проекты рисунками, графиками, видео, фотографиями и др. В рамках учебных занятий студенты изучают технику визуализации информации и учатся создавать визуальный информационный продукт. Один из популярных визуальных контентов - лонгрид, в переводе «длинный текст», является новым форматом подачи информации в сети Интернет. Создавая лонгрид, студенты учатся работать командой. Задание распределяется на несколько человек и каждый для себя определяет часть работы: 1) поиск информации об объекте и написание статьи; 2) подборка аудио-, видео-, фотоматериалов; 3) техническое сопровождение - работа над созданием лонгрида в известном онлайн конструкторе Tilda. На первом этапе создания лонгрида нужно выбрать тему и провести ее предварительное исследование. Начать надо с определения темы материала. Следует учесть, что не каждая тема может быть воплощена в формате лонгрида. Оценка визуального потенциала темы должна заключаться в поиске ответов на следующие вопросы: какие элементы могут быть воплощены в формате видео, что можно передать с помощью фотографий, где лучше использовать графику и анимацию. Если в теме отсутствуют яркие визуальные элементы, то можно вовсе отказаться от ее разработки в виде лонгрида (примеры студенческих работ на рис. 1 и 2).
Сандро Боттичелли
Жизнь и творчество великого живописца
Рис. 1. Сандро Боттичелли: жизнь и творчество живописца - http://sandrobatichelly.tilda.ws/ Fig. 1. Sandro Botticelli: the life and work of the painter
Евгений Багратионович ЩШ* Вахтангов
А теперь давайте учиться (с)Е.Б.Вахтангов
Рис. 2. Великий московский режиссер-педагог - Евгений Багратионович Вахтангов
http ://project5571434.tilda. ws/ Fig. 2. The great Moscow director-teacher - Evgeny Bagrationovich Vakhtangov
Также на практических занятиях, студенты учатся создавать инфографику - визуальное представление любой информации или данных, иными словами - альтернативный способ передачи контента для облегчения его восприятия [Симакова, 2012]. Создавать инфографику можно используя онлайн инструменты: Venngage https://ru.venngage.com/. Easelly https://www.easel.ly/ .
Инфографика способна лучше передать информацию для ее запоминания, чем передача простого текстового материала. На занятиях студенты разрабатывают проекты с помощью программы PowerPoint, визуализируют исторические события (с озвучкой), разрабатывают мультимедийные игры, квесты для проведения мероприятий в рамках прохождения учебной и производственной практики (рис. 3).
Одним из инструментов инфографики является таймлайн (рис. 4). Таймлайн (от англ. TimeLine - линия времени) - это инфографический инструмент, позволяющий создать разворачивающуюся во времени визуальную историю на основе событий и фактов, организованных в хронологическом порядке, и представить ее в виде временной оси. Если речь идет о таймлайне в интернет-СМИ, то он приобретает возможности обогащения временной шкалы с событиями/фактами за счет аудио-, видео-, фотоматериалов, гугл-карт, твитов, ссылок, пояснений и др. [Симакова, 2017]. Таймлайн считается наиболее подходящим для визуализации исторических событий и фактов, превращая историю не только в хронологический процесс, но и в увлекательное путешествие.
Рис. 3. Инфографика на тему «Первые люди» Fig. 3. Infographic on the topic «First people»
660 000 60 40 4 5 11 14 15 17 18 19 »
мюодона мяобдонэ юлядона. вндона. weneerieiaeieerwKi
Рис. 4. Эры и периоды жизни на земле Fig. 4. Eras and periods of life on earth
В рамках исследования представлена незначительная часть работ, созданных студентами в рамках практических работ по изучению дисциплины «Информационные технологии в музейной деятельности». Представленные техники визуализации информации демонстрируют осознание обучающимися актуальности внедрения информационно-коммуникационных, цифровых технологий в сферу музейной деятельности.
Помимо общих и специальных знаний, работодатели сегодня ожидают от молодых специалистов еще и профессиональных навыков использования цифровых технологий, в том числе и визуализации информации. При этом в музейной сфере наблюдается недостаток практических знаний у выпускников. Причину этого видится в том, что зачастую музеи, работающие в условиях рыночной экономики, раньше вузов осваивают новейшие технологии.
Заключение
Из результатов проведенного исследования следует, что в условиях цифровизации экономики и общества в региональных музеях Алтайского края не так быстро этот процесс осуществляется. Как было сказано выше, из 90 музеев разного уровня, персональный сайт или страницу в сети Интернет имеет 56 музеев, что дает повод говорить о важности в подготовке новых кадров. Встреча с работодателями и создание базовой кафедры вуза на базе Государственного художественного музея Алтайского края, является важным шагов для понимания конкретных результатов в подготовке будущих выпускников вуза.
Сегодня музеи по-новому позиционируют экспозиции, музейные коллекции, что содействует расширению форм музейных коммуникаций, позволяет удерживать постоянную и привлекать новую аудиторию посетителей. Поводом для выхода в сетевое пространство и актуальностью популяризации музеев через визуализацию контента послужила пандемия, но это не значит, что все эти технологии не существовали и появились только два года назад. «Визуализация информации» термин, имеющий свою историю, но с популяризацией музеев в сетевом пространстве, приобрел новые формы.
В связи с нехваткой квалифицированных специалистов-музеологов, владеющих цифровыми технологиями, при разработке нового учебного плана по направлению подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» студентов бакалавров, по рекомендации работодателей были включены дисциплины, изучающие разные аспекты информационных технологий. Включенные в учебный план новые дисциплины, в том числе «Информационные технологии в музейной деятельности», позволяют студентам получить практические навыки по работе с новыми технологиями и соответствовать требованиям современного выпускника. При освоении учебной дисциплины «Информационные технологии в музейной деятельности», в выделенном блоке «визуализация информации» студенты изучают техники визуализации информации, создание визуального контента: лонгрида, инфографики, таймлайна и др. и размещение их в сетевом пространстве современного музея.
Практические навыки по разработке визуального контента позволяют студентам АГИК показывать высокий уровень подготовки в условиях прохождения производственной практики на базе музеев региона.
Проведенное исследование позволяет сделать выводы о том, что сотрудничество кафедры «Музеологии и туризма» с работодателями позволяет учитывать требования к вы-пускникам-музеологам, которые по окончании обучения должны владеть новыми цифровыми технологиями для реализации стратегии развития музеев в Алтайском крае. Обучение техникам визуализации информации, разработке лонгридов и инфографики, таймлайнов, в рамках дисциплины «Информационные технологии в музейной деятельности», способствует формированию конкурентоспособного специалиста в информационной сфере.
Список литературы
Агеева Г.М., Козлова Д.А., Куликова Н. Э. 2019. Парад лонгридов: о визуализации результатов студенческой научной деятельности. Огарев-online, 13. URL: http://journal.mrsu.ru/arts/parad-longridov-o-vizualizacii-rezultatov-studencheskoj -nauchnoj -deyatelnosti (дата обращения: 27 марта 2022).
Болина М.В., Шмидт Е.А. 2020. Использование визуализации в формировании профессиональной компетенции студентов. Вестник Южно-уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 5(158): 25-35.DOI: 10.25588/CSPU.2020.158.5.002.
Вербицкий А.А. 1991. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., Высш. шк., 207 с.
Гендина Н.И., Косолапова Е.В., Родионова Д.Д., Рябцева Л.Н. 2021. Цифровизация музеев и необходимость формирования информационной культуры музеологов. Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение, 43: 231-244. DOI: 10.17223/22220836/43/19.
Гиниятова Е.В., Ройз Е.Е. 2013. Трансформация музейного пространства в условиях новых визуальных стратегий. Известия Томского политехнического университета, 322(6): 123-126.
Глебова Л.Н., Платонова Ю.А. 2016.Мультимодальный образовательный текст массовых открытых онлайн-курсов (МООК): рекомендации по визуализации контента. Научный диалог, 10(58): 336-348.
Горелов О.И., Горелова С.И., Третьяков А.Л. 2020. Развитие музея в цифровом пространстве: постановка проблемы. Мир образования - образование в мире, 1(77): 112-121.
Крышталева М.К. 2015. Практики цифровой визуализации музея в web: на примере ГМЗ «Петергоф». Вопросы музеологии, 2(12): 107-114.
Лисенкова Т.Б. 2020. Доклад «Основные итоги деятельности музеев Алтайского края за 2020 год». г. Барнаул. URL: http://www.culture22.ru/upload/iblock/c6f/Doklad muzei.pdf
Нефедьева К.В. 2013.Инфографика визуализация данных в аналитической деятельности. Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры, 197: 89-93.
Пескова О.В. 2012. О визуализации информации. Вестник Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана, 1: 158-173.
Симакова С.И. 2012. Инфографика: визуализация цифрового контента. Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева, 3(10): 219-226.
Симакова С.И. 2015. Влияние новых технологий на визуальный контент журналистских материалов. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Серия: Филология и искусствоведение, 5(360): 163-169.
Симакова С.И. 2017. Инструменты визуализации информации в СМИ: таймлайн. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 4: 207-216.
Шаховалова Е.Г., Шаховалов Н.Н. 2021. Виртуальные выставки как актуальная форма музейной коммуникации. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 40(3): 358-367. DOI 10.52575/2712-7451-2021-40-3-358-367.
Шевченко В.Э. 2015. Визуальные коммуникации: тенденции форм и технологий передачи информации. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. Серия: Филология и искусствоведение, 5(360): 189-195.
References
AgeevaG.M., KozlovaD.A., KulikovaN. E. 2019. Parade of longreads: visualization of student research projects. Ogarev-online, 13. Available at: http://journal.mrsu.ru/arts/parad-longridov-o-vizualizacii-rezultatov-studencheskoj-nauchnoj-deyatelnosti (accessed: 27 marta 2022).
Bolina M.V., Shmidt E.A. 2020. The use of visualization in the formation of professional competence of students. The herald of South-Ural state humanities-pedagogical university, 5(158): 25-35 (in Russia). DOI: 10.25588/CSPU.2020.158.5.002.
Verbitsky A. A. 1991 Active education in higher school: a contextual approach. M., Higher School, 207 (in Russia).
Gendina N.I., Kosolapova E.V., Rodionova D.D., Ryabtseva L.N. 2021. Digitalization of museums and the need to form an information culture of museologists. Tomsk State University Journal of
Cultural Studies and Art History, 43: 231-244 (in Russia). DOI: 10.17223/22220836/43/19. Giniyatova E.V., Royz E.E. 2013. Transformation of museum space in new visual strategies. Bulletin of
the Tomsk Polytechnic University, 322 (6): 123-126(in Russia). Glebova L.N., PlatonovaYu.A. 2016. Multimodal educational text of mass open online courses (MOOC):
recommendations for content visualization. Scientific Dialogue, 10(58): 336-348 (in Russia). Gorelov O.I., Gorelova S.I., Tret'yakov A.L. 2020. Museum development in the digital space: problem
statement. The world of education - education in the world, 1(77): 112-121 (in Russia). Kryshtaleva M.K. 2015. Practices of museum digital visualization in web. The case of state museumreserve "Peterhof' The Problems of Museology, 2(12): 107-114 (in Russia). Nefed'eva K.V. 2013. Infografikavizualizatsiyadannykh v analiticheskoydeyatel'nosti [Infographics visualization of data in analytical activities]. Trudy Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury, 197: 89-93 (in Russia). Peskova O.V. 2012. About visualization of information. Bulletin of the Bauman Moscow State Technical
University, 1: 158-173 (in Russia). Simakova S.I. 2012. Infographics: visualization of digital content. Vestnik of Volzhsky University named
after V.N. Tatishchev, 3(10): 219-226 (in Russia). Simakova S.I. 2015. The impact of new technologies on the visual content of journalistic materials. VestnikChelyabinskogogosudarstvennogopedagogicheskogouniversiteta. Seriya: Filologiya iiskusstvovedenie, 5(360): 163-169 (in Russia). Simakova S.I. 2017. Tools for information visualization in the media: timeline. Vestnik of Lobachevsky
University of Nizhni Novgorod, 4: 207-216 (in Russia). Shakhovalova E.G., Shakhovalov N.N. 2021. Virtual exhibitions as an actual form of museum communication. Questions of journalism, pedagogy, linguistics, 40(3): 358-367 (in Russia) DOI 10.52575/2712-7451-2021-40-3-358-367. Shevchenko V.E. 2015. Visual communication: the trends of forms and technology of information transferring. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Filologiya i iskusstvovedenie, 5(360): 189-195 (in Russia).
Конфликт интересов: о потенциальном конфликте интересов не сообщалось. Conflict of interest: no potential conflict of interest related to this article was reported.
Поступила в редакцию 28.04.2022 Received April 28, 2022
Поступила после рецензирования 2.05.2022 Revised May 2, 2022 Принята к публикации 10.06.2022 Accepted June 10, 2022
ИНФОРМАЦИЯОБАВТОРЕ
Гриневич Лариса Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры библиотековедения и информационных технологий, Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, Россия
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Larisa A. Grinevich, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Library Science and Information Technology, Altai State Institute of Culture, Barnaul, Russia