Вестник Томского государственного университета Культурология и искусствоведение. 2019. № 33
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
УДК 008:378
Б01: 10.17223/22220836/33/25
Д.Д. Родионова, Е.А. Кагакина
САЙТ ФЕДЕРАЛЬНОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК РЕСУРС СЕТЕВОЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ПО УКРУПНЕННОЙ ГРУППЕ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ «КУЛЬТУРОВЕДЕНИЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ» (НА ПРИМЕРЕ ФУМО ПО НАПРАВЛЕНИЮ «МУЗЕОЛОГИЯ И ОХРАНА ПАМЯТНИКОВ ПРИРОДНОГО И КУЛЬТУРНОГО
НАСЛЕДИЯ»)
В статье предпринята попытка обоснования необходимости разработки и моделирования сайта учебно-методического объединения на примере Федерального учебно-методического объединения по направлению «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия». Авторами акцентируется внимание на том, что образовательное проектирование является одним из направлений социокультурного проектирования и прикладной культурологии. Учитывая то, что использование электронных ресурсов для подготовки кадров в сфере культуры и искусства можно разделить на два больших блока: изучение имеющихся ресурсов и создание новых и интеграция имеющихся ресурсов в единое целое, предлагаемая модель сайта позволит объединить в себе передовые учебно-методические достижения для подготовки высококвалифицированных, востребованных кадров для музеев страны. Ключевые слова: музеология, сайт, социокультурное проектирование, учебно-методическое объединение.
Проблемы повышения качества образования в области культуры и искусства в целом и подготовки будущих специалистов по УГНС «Культурове-дение и социокультурные проекты» актуализируют поиск ресурсного обеспечения реализации образовательных программ. В качестве важного компонента ресурсного обеспечения выступает методический аспект. Система образования в Российской Федерации в течение последних лет была подвержена модернизации [1]. Несмотря на это, имеются сложности в совершенствовании методической работы в образовательных организациях. К числу основных характеристик методической работы, негативно влияющих на достижение результативности образования, относятся негибкость и низкий уровень её мобильности. Так как понятие результативности образовательной деятельности отражает не только социальные, педагогические или экономические требования, но и культурные нормы и образцы, качество образования является объектом проектирования.
Образовательное проектирование, представляя собой одно из направлений социокультурного проектирования и прикладной культурологии, способ-
ствует обеспечению качества образования посредством разработки и внедрения инновационных изменений в деятельность образовательных организаций, институтов и систем. Различные аспекты прикладной культурологии были рассмотрены в трудах М.А. Ариарского, И.М. Быховской, А.Я. Флиера и др. Резюмируя содержание указанных работ, можно выявить следующие значимые для образовательного проектирования положения:
- необходимо разрабатывать и внедрять технологии изучения, удовлетворения и развития духовных потребностей людей;
- одной из задач прикладной культурологии является использование имеющегося теоретического знания для решения социальных проблем [2-4].
В этой связи следует отметить, что современный этап развития общества характеризуется его становлением как информационного, в котором информация становится одним из важнейших признаков его развития в целом. Информационные ресурсы переходят в разряд ценнейших элементов национального и общечеловеческого достояния [5].
Стремительное развитие информационно -коммуникационных технологий открывает перед образовательными организациями новые возможности, предоставляя доступ к информации независимо от местонахождения обучающегося и преподавателя, а также их времени обращения к информационному ресурсу.
Одной из ключевых проблем образовательной практики подготовки студентов по направлению «Музеология и охрана памятников природного и культурного наследия» является отсутствие единого методического ресурса, концепции и технологий его создания и использования.
Как отмечают Н.Н. Фомина и И.И. Толстикова, процесс создания и использования новых технологий в образовании «имеет ряд последовательных этапов, среди которых можно выделить следующие: фундаментальные исследования; прикладные исследования; анализ потребности и спроса; разработку документации, программных и методических средств; обучение пользователей; тиражирование и распространение программных средств» [6].
Основываясь на классификации методологических подходов, предложенной А.Ю. Гиль, возможно сформулировать оптимистические и пессимистические прогнозы происходящих изменений в сфере культуры и образования в частности. Теоретико-дескриптивный, критический, ресурсный (на основе электронных и компьютерных технологий информационного общества) подходы позволяют целостно рассмотреть социальные и культурные трансформации в современном информационном обществе, исследовать проблемы формирования новой картины мира, посттрадиционного мировоззрения, новой системы ценностей, нового типа личности, а также выделить основные принципы организации социальных и культурных структур в информационном обществе [7].
В этой связи сторонники теоретико-дескриптивного подхода, которыми являются М.А. Ариарский [8], Н.И. Гендина [9], А.С. Дриккер [10], Э. Тоффлер [11] и др., положительно рассматривают развитие сферы культуры под влиянием информационно-коммуникационных технологий, акцентируя внимание на виртуальности, образности, сетевом взаимодействии, мобильности, интеграции национальных культур, преодолении кризиса цивилизации и т.д.
В то же время сторонники критического подхода Ж. Бодрийяр [12], Г. Маркузе [13] и др. в изучении информационного общества доказывают, что традиционные культурные ценности под воздействием информационной эпохи подвергаются дегуманизации, особо обращая внимание на формирование потребительской культуры, коммерциализации, стандартизации, техно-логизации, трансформации человека, опосредование коммуникации новыми технологиями, технократическое мышление, клиповое сознание.
Описывая грядущую (или уже ставшую настоящей) культурную реальность, теоретики данного подхода зачастую отрываются от действительности, слишком далеко углубляясь в критику технологического общества, и теряют из виду позитивные изменения, а также не дают рекомендаций и прогнозов относительно того, как в реальности можно было бы повлиять на происходящие процессы [7. С. 43].
Говоря о ресурсном подходе, следует отметить, что многие российские исследователи, такие как И.А. Николаев, Н.С. Рузанова, Е.С. Сологуб, отмечают именно виртуализацию сфер и институтов культуры [14. С. 3].
В своей монографии А.Ю. Гиль отмечает, что отличие этого подхода от двух предыдущих в том, что он позволяет выработать практические шаги к реализации культурной политики в информационном обществе. Ресурсный подход дает возможность зафиксировать происходящие изменения не в статике, а в динамике, «в движении». Результаты подобных исследований позволяют выработать новые механизмы к управлению культурной реальностью с учетом специфических черт региона [7. С. 44].
Таким образом, использование электронных ресурсов для подготовки кадров для сферы культуры и искусства можно разделить на два больших блока: во-первых, изучение имеющихся ресурсов и создание новых; во-вторых, интеграция имеющихся ресурсов в единое целое.
Однако следует обратить внимание на то, что на сегодняшний день в нашей стране отсутствуют официальные нормативные документы, регламентирующие создание сайтов. Из этой ситуации общественные организации, образовательные организации и учреждения культуры выходят путем создания собственной концепции информатизации, включающей разработку контента сайта. Поэтому в сети мы видим множество сайтов, на которых зачастую невозможно отыскать нужную информацию. На наш взгляд, это связано с недостаточной разработанностью теории моделирования контента сайта. Это подтверждается в работах Н.И. Гендиной и Н.И. Колковой [15], О.В. Самаковской [16], которые на протяжении многих лет занимаются разработкой методик исследования сайтов и проблемами создания информационного образа объекта сайтостроения.
Подготовка будущих специалистов по направлению «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» осуществляется в образовательных организациях, учредителем которых являются Министерство культуры Российской Федерации и Министерство образования и науки Российской Федерации. Подготовка по данному направлению ведётся в 36 образовательных организациях высшего образования. Эта информация представлена только на Федеральном портале «Российское образование», на сайтах министерств подобная информация отсутствует. Однако найти этот список довольно сложно, и он требует уточнения, так как в нем представлены сведения за 2015 г.
Что касается регионов Сибири, то подготовка музеологов в них осуществляется на базе таких вузов, как Национальный исследовательский Томский государственный университет, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, Сургутский государственный университет, Алтайский государственный университет, Алтайский государственный институт культуры, Кемеровский государственный институт культуры, ВосточноСибирский государственный институт культуры, Тюменский государственный институт культуры. К сожалению, Новосибирский педагогический и Красноярский государственный университеты уже несколько лет не получают места в рамках контрольных цифр приема и не ведут набора, кроме того, в данных вузах расформированы кадры, ранее осуществлявшие подготовку музеологов. Можно смело говорить, что за более чем двадцатилетнюю историю подготовки музейных кадров в регионах Сибири в каждом из перечисленных вузов сложилась своя как научная, так и педагогическая школа.
Накопленный опыт позволяет разрабатывать подходы, выявлять в них общее для образования и обучения по направлению «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» и частное для отдельного вуза и реализующейся в нем образовательной программы. Отсюда становится возможным теоретико-методологическое обоснование «ядра» и «оболочки» в содержании основного образования, что является научным обоснованием составления примерного учебного плана и примерной образовательной программы, подходов к формированию фондов оценочных средств и другой научно-методической работы образовательных организаций, кафедр и отдельных преподавателей, а также для организации взаимодействия со стейк-холдерами и местными сообществами.
Создание сайта учебно-методического объединения «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» в рамках Федерального УМО в системе высшего образования по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки «Культуроведение и социокультурные проекты» позволит обеспечить доступ к структурированной, адаптированной для легкого восприятия информации о деятельности УМО различным категориям пользователей.
Основное назначение разрабатываемого сайта - обеспечение доступа широкого круга пользователей к информации о деятельности профильного УМО и формирование положительного имиджа данного профессионального объединения в сетевом информационно-образовательном пространстве. Использование потенциала мультимедийных средств представления информации (текстовой, иллюстративной, видеоинформации и др.) открывает новые возможности для восприятия научной и учебной информации преподавателям, аспирантам, сотрудникам образовательной организации и другим категориям пользователей.
В ходе исследования одной из задач было определить существующие в сети электронные представительства учебно-методических объединений, а также выяснить, насколько полно отражается информация на данных сайтах об УМО. В рамках поиска данной информации (формулирования соответствующих запросов, выявления сайтов, определения рубрик и подрубрик и др.) мы выяснили, что попытки создания сайта подобного объединения уже предпринимались в начале 2000-х гг. в Российском государственном гуманитарном
университете [18]. Сайт данного университета обеспечивал информационную поддержу УМО в области историко-архивоведения, в которую входили специальности «музейное дело и охрана памятников» и «музелогия». Однако приказом Минобрнауки России № 987 от 8 сентября 2015 г. «О создании федеральных учебно-методических объединений в системе высшего образования» данное УМО было закрыто, и информация на данном сайте перестала актуализироваться. А на сайте кафедры музеологии факультета истории искусства РГГУ в закладке УМО был представлен перечень высших учебных заведений, входящих в Учебно-методическое объединение вузов Российской Федерации по образованию в области историко-архивоведения, обеспечивающих подготовку по специальности «музейное дело и охрана памятников» и «музеология», однако данный перечень устарел, статичен, не оснащен гиперссылками на указанные вузы [19].
В настоящее время актуальная информация, касающаяся работы Федерального УМО в системе высшего образования по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки «Культуроведение и социокультурные проекты», в целом размещена на портале федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования [20]. Здесь можно найти много полезной информации, начиная с состава Федерального УМО и заканчивая образовательными и профессиональными стандартами и прочими материалами.
Проведенный анализ позволил констатировать отсутствие ресурса, объединяющего сведения об учебно-методическом обеспечении направления подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», который позволил бы оперативно получать информацию о подготовке музейных кадров в соответствии с развитием высшего образования в целом и профессиональной музейной сферы в частности. С учетом того, что Положение о ФУМО по укрупненной группе «Культуроведение и социокультурные проекты» в соответствии с п. 6 дает возможность создавать научно-методические, экспертные и иные советы, а также рабочие группы и отделения, целесообразной видится разработка сайта УМО по конкретному направлению подготовки [21]. Это, на наш взгляд, позволит разрабатывать и внедрять основные образовательные программы, соответствующие требованиям меняющихся федеральных образовательных стандартов, использовать передовой опыт в обучении будущих музейных специалистов, обсуждать актуальные вопросы подготовки кадров между теоретиками и практиками музейной деятельности и т.д.
Моделируемый сайт будет выполнять несколько функций: прежде всего, информационную - предоставление необходимых сведений преподавателям и сотрудникам образовательной организации для разработки учебно-методической документации (основных образовательных программ, рабочих программ дисциплины и др.); представительскую - формирование положительного образа объединения; коммуникационную - возможность непосредственного взаимодействия с профессиональным педагогическим сообществом посредством информационно-коммуникационных технологий.
Задачи, которые, по нашему мнению, стоят перед сайтом УМО по направлению «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», - это прежде всего предоставление методической помощи и спра-
вочной информации; предоставление информации о лекциях, семинарах, практических занятиях, мастер-классах, вебинарах и др., проводимых преподавателями профильных музейных кафедр ведущих вузов страны; предоставление обратной связи с посетителями сайта; обеспечение обмена опытом между музейными специалистами; предоставление данных, носящих оперативный характер, и др.
Для разработки контента сайта учебно-методического объединения в области музеологии предполагаются следующие виды работ: определение состава рубрик контента сайта; дифференциация рубрик по категориям «обязательные», «условные» и «факультативные»; распределение рубрик в соответствии с их местом в иерархии рубрик; установление взаимосвязи рубрик и подрубрик; построение информационной структуры контента сайта [22. С. 87-104].
В этой связи отметим, что содержание моделируемого сайта должно соответствовать и основным направлениям деятельности федерального учебно-методического объединения в целом: участие в разработке проектов ФГОС ВО; организация работы по актуализации ФГОС ВО и профессиональных стандартов; осуществление методического сопровождения реализации ФГОС ВО; обеспечение научно-методического и учебно-методического сопровождения разработки и реализации образовательных программ организации разработки и проведения экспертизы примерных ООП и др.
Таким образом, модель сайта учебно-методического объединения по направлению подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» должна включать следующие рубрики и подрубрики: главная страница, содержащая вступительную статью об УМО, новости и объявления, обратная связь, т.е. выбор навигации по рубрикам и подрубри-кам сайта, и информация оперативного характера. Рубрика «Об учебно-методическом объединении» должна содержать сведения о координационном совете в области образования «Искусство и культура»; о федеральных учебно-методических объединениях в сфере высшего образования по УГСН: культуроведение и социокультурные проекты; об учебно-методическом объединении по музеологии и охране объектов культурного и природного наследия; об образовательных организациях, осуществляющих подготовку по направлению «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», содержательно включающих нормативно-правовые документы, на основании которых действует ФУМО; историческую справку о деятельности ФУМО; о структуре ФУМО; о руководителе и составе ФУМО; перечень образовательных организаций. Основная рубрика «Информационные ресурсы» должна включать ресурсы, необходимые для разработки учебно-методического обеспечения учебного процесса в образовательной организации: архив образовательных стандартов; действующий образовательный стандарт; архив профессиональных стандартов по музейной деятельности и смежным областям; архив примерных образовательных программ по направлению подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» по уровням: бакалавриат, магистратура, аспирантура; действующие примерные образовательные программы по направлению подготовки «Му-зеология и охрана объектов культурного и природного наследия» по уровням: бакалавриат, магистратура, аспирантура; видеолекции ведущих специа-
листов по отрасли; учебно-методические работы, рекомендованные УМО; методические рекомендации по разработке отдельных видов учебной документации; инновационные учебно-методические разработки; полезные ссылки. Конечно же, обязательной является рубрика «Администрирование», закрытая для сторонних посетителей и предназначенная для добавления, удаления и редакции контента и т.д. С учетом развития информационно-коммуникационных технологий понадобятся разработка мобильной версии сайта, а также разделы, отражающие функциональные характеристики сайта: статистика посещаемости, возможность поиска по запросу и др.
Данный контент является универсальным и дает возможность применять алгоритм его создания и использования для других специальностей и направлений подготовки. Сайт позволит аккумулировать необходимую информацию для реализации качественной подготовки кадров в Российской Федерации. А с учетом удаленности образовательных организаций, осуществляющих подготовку специалистов в области культуры и искусства, данный ресурс может стать платформой для образовательного сетевого сообщества. Целью данного сообщества, на наш взгляд, является обеспечение качества подготовки специалистов на основе удовлетворения потребностей в информации, создания и использования учебно-методических ресурсов, обмена опытом и внедрения форвардных образовательных технологий обучения.
В условиях многообразия подходов к формированию и реализации образовательных программ в организациях высшего образования, деятельности различных научных школ и концепций подготовки в вузах культуры и искусства РФ методическая составляющая процесса подготовки будущих специалистов становится более актуальной. Это происходит в силу того, что в образовательной практике представлены различные варианты организационно-педагогического способа решения проблем подготовки студентов в вузе. Образовательные организации, кафедры и отдельные преподаватели в процессе проектирования обучения и образования принимают необходимые решения обоснованно.
Разрабатываемый и описанный в данной работе сайт позволит им не только находить и использовать готовые методические разработки, но и адаптировать их к конкретным условиям образовательной деятельности, проводить самостоятельные разработки и получать их экспертную оценку или проводить исследования их результативности.
Литература
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. URL: https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 10.12.2018).
2. АриарскийМ.А. Прикладная культурология. СПб. : Эго, 2001. 561 с.
3. Быховская И.М. Прикладной вектор культурологии: искомое и сущее // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2001. № 14. С. 21-42.
4. Флиер А.Я. Культурология образования: цели, задачи, возможности // Культурология 20-11. Авторский сборник эссе и статей. М. : Согласие, 2011. С. 173-190.
5. Самаковская О.В. Продвижение этнографических музеев Западной Сибири в электронном информационном пространстве : автореф. дис. ... канд. культурологии. Кемерово, 2012. 23 с.
6. Фомина Н.Н., Толстикова И.И. Применение информационных технологий в преподавании культурологии // Записки Горного института. 2005. URL: http://cyberlenin-
ka.ru/article/n/primenenie-informatsionnyh-tehnologiy-v-prepodavanii-kulturologii_(дата обращения: 10.12.2018).
7. Гиль А.Ю. Трансформация музея в культуре информационного общества. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2015. 148 с.
8. Ариарский М.А. Педагогическая культурология : методология и методика постижения культуры // Педагогика. 2014. № 5. С. 26-33.
9. Гендина Н.И. Информационная культура и медиаграмотность в России // Информационное общество. 2013. № 4. С. 77-83.
10. Дриккер А.С. Эволюция культуры: информационный отбор : автореф. дис. ... д-ра культурологии. М., 2001. 50 с.
11. Тоффлер Э. Шок будущего = Future Shock. М. : АСТ, 2008. 560 с
12. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / пер. с фр., послесл. и примеч. Е.А. Самарской. М. : Республика; Культурная революция, 2006. 269 с.
13. МаркузеГ. Одномерный человек. М. : Refl-book, 1994. 368 с.
14. Гиль А.Ю. Музей в культуре информационного общества : автореф. дис. ... канд. филос. наук. Томск, 2009. 26 с.
15. Гендина Н.И., Колкова Н.И. Информационный образ как основа разработки контента сайтов учреждений культуры // Создание официальных сайтов учреждений культуры и образования : теория и практика : сб. науч. тр. СПб. : Профессия, 2015. С. 220-226.
16. Самаковская О.В. Моделирование контента сайта музея (на примере этнографических музеев и музеев-заповедников) // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2010. Вып. 12. С. 76-86.
17. Федеральный портал «Российское образование». URL: http://www.edu.ru/abitur/act.107 /fgosp.1035/kv.1/index.php (дата обращения: 10.12.2018).
18. Учебно-методическое объединение. URL: https://www.rsuh.ru/information/sec-tion_112/closed.php
19. УМО // Кафедра музеологии РГГУ. URL: http://museolog.rsuh.ru/umo/umo/index.php (дата обращения: 10.12.2018).
20. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/ksumo/view/edufieldid/8/id/54 (дата обращения: 10.12.2018).
21. Положение о ФУМО в системе высшего образования по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки 51.00.00 «Культуроведение и социокультурные проекты». Утверждено приказом № 1079 Министерства образования и науки РФ от 19.08.2016 г. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FUM0/Prikaz_1079_19082016.pdf (дата обращения: 10.12.2018).
22. Гендина Н.И., Колкова Н.И. Создание эффективного официального сайта объекта культуры: от эмпирики к разработке и реализации научно обоснованной концепции // Вестник КемГИК. 2010. С. 87-104.
Daria D. Rodionova, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation).
E-mail: dasha.d.rodionova@ yandex.ru
Elena A Kagakina, Kemerovo State University (Kemerovo, Russian Federation).
E-mail: [email protected]
Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedeniye - Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History, 2019, 33, pp. 291-300.
DOI: 10.17223/22220836/33/25
SITE OF THE FEDERAL EDUCATIONAL-METHODICAL ASSOCIATION IN THE SPHERE OF HIGHER EDUCATION AS A NETWORK RESOURCES SCIENTIFIC-METHODICAL WORK ON THE FOCUSED GROUP SPECIALTIES "CULTURING AND SOCIO-CULTURAL PROJECTS" (ON THE EXAMPLE OF FEDERAL EDUCATIONAL -METHODICAL ASSOCIATION ON DIRECTION "MUSEUOLOGY AND PROTECTION OF NATURAL MONUMENTS AND CULTURAL HERITAGE")
Keywords: museology; site, socio-cultural designing, educational-methodical association.
The article makes an attempt to substantiate the need to develop and model the site of an educational and methodological association on the example of the Federal Educational and Methodological Association in the direction "Museology and protection of objects of cultural and natural heritage". The authors emphasize the fact that educational designing is one of the directions of socio-cultural designing and applied culturology. Given that the use of electronic resources for training personnel in the field of culture and art can be divided into two large blocks: study of available resources and crea-
tion of new ones and integration of available resources into a single whole, the proposed model of the site will allow to combine advanced educational and methodological achievements for the preparation of highly qualified, popular staff for museums of the country.
The rapid development of information and communication technologies opens new opportunities for educational organizations, providing access to information regardless of the location of the student and the teacher, as well as their access time to the information resource.
One of the key problems of the educational practice of preparing students in the direction of "Museumology and protection of monuments of natural and cultural heritage" is the lack of a single methodical resource, the concept and technologies for its creation and use.
The analysis it possible to state the absence of a resource combining information on the educational and methodological support of the training course "Museology and protection of cultural and natural heritage sites", which would allow obtaining information on the training of museum personnel in accordance with the development of higher education in general and the professional museum sphere, in particular.
The simulated site will perform several functions: first of all, informational - providing the necessary information to teachers and employees of the educational organization for the development of educational and methodological documentation (basic educational programs, work programs of the discipline, etc.); representative - the formation of a positive image of the association; communication -the possibility of direct interaction with the professional pedagogical community through information and communication technologies.
The authors give a description of the content of the site model, which includes the necessary structural elements of both the work of the methodological association and the training of the museol-ogists.
References
1. Russian Federation. (2012) Federal Law No. 273-FZ of December 29, 2012 "On Education in the Russian Federation". [Online] Available from: https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html. (Accessed: 10th December 2018).
2. Ariarsky, M.A. (2001) Prikladnaya kul'turologiya [Applied Cultural Studies]. St. Petersburg:
Ego.
3. Bykhovskaya, I.M. (2001) Prikladnoy vektor kul'turologii: iskomoye i sushcheye [Applied vector of cultural studies: what is looked for and what is]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv — Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts. 14. pp. 2142.
4. Flier, A.Ya. (2011) Kul'turologiya 20-11. Avtorskiy sbornik esse i statey [Culture Studies 2011. Author's collection of essays and articles]. Moscow: Soglasie. pp. 173-190.
5. Samakovskaya, O.V. (2012) Prodvizhenie etnograficheskikh muzeev Zapadnoy Sibiri v el-ektronnom informatsionnom prostranstve [Promotion of Western Siberian ethnographic museums in the electronic information space]. Abstract of Culturology Cand. Diss. Kemerovo.
6. Fomina, N.N. & Tolstikova, I.I. (2005) Primenenie informatsionnykh tekhnologiy v prepo-davanii kul'turologii [Information technology in cultural studies teaching]. Zapiski Gornogo institute — Journal of Mining Institute. 163. [Online] Available from: http://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-informatsionnyh-tehnologiy-v-prepodavanii-kulturologii. (Accessed: 10th December 2018).
7. Gil, A.Yu. (2015) Transformatsiya muzeya v kul'ture informatsionnogo obshchestva [Transformation of the museum in the culture of the information society]. Tomsk: Tomsk State University
8. Ariarsky, M.A. (2014) Pedagogicheskaya kul'turologiya: metodologiya i metodika postizheni-ya kul'tury [Pedagogical culturology: Methodology and methods of comprehending culture]. Pedagog-ika. 5. pp. 26-33.
9. Gendina, N.I. (2013) Informatsionnaya kul'tura i mediagramotnost' v Rossii [Information Culture and Media Literacy in Russia]. Informatsionnoe obshchestvo — Information Society. 4. pp. 77-83.
10. Drikker, A.S. (2001) Evolyutsiya kul'tury: informatsionnyy otbor [The Evolution of Culture: Informational Selection]. Abstract of Culturology Dr. Diss. Moscow.
11. Toffler, E. (2008) Shok budushchego [Future Shock]. Translated from English by K. Burmis-trov et al. Moscow: AST.
12. Baudrillard, J. (2006) Obshchestvopotrebleniya. Ego mify i struktury [The Consumer Society. Myths and Structures]. Translated from French by E.A. Samarskaya. Moscow: Respublika; Kul'turnaya revolyutsiya.
13. Markuze, G. (1994) Odnomernyy chelovek [One-dimensional man]. Translated by A. Yudin. Moscow: Refl-book.
14. Gil, A.Yu. (2009) Muzey v kul'ture informatsionnogo obshchestva [Museum in the culture of the information society]. Abstract of Philosophy Cand. diss. Tomsk.
15. Gendina, N.I. & Kolkova, N.I. (2015) Informatsionnyy obraz kak osnova razrabotki kontenta saytov uchrezhdeniy kul'tury [Information image as a basis for the development of content sites of cultural institutions]. In: Gendina, N.I. & Kolkova, N.I. (ed.) Sozdanie ofitsial'nykh saytov uchrezhdeniy kul'tury i obrazovaniya: teoriya i praktika [Official websites of cultural institutions and education: building theory and practice]. St. Petersburg: Professiya. pp. 220-226.
16. Samakovskaya, O.V. (2010) Modeling the Content of the Site of a Museum (on Ethnographic Museums and Open-air Museums' Example). Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv — Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts. 12. pp. 76-86. (In Russian).
17. Edu.ru. (n.d.) Federal portal "Russian education". [Online] Available from: http://www.edu.ru/abitur/act.107/fgosp.1035/kv.17index.php. (Accessed: 10th December 2018).
18. Russian State University for the Humanities. (n.d.) [Online] Available from: https://www.rsuh.ru/information/section_112/closed.php.
19. Russian State University for the Humanities. (n.d.) Department of Museology of the RSUH. [Online] Available from: http://museolog.rsuh.ru/umo/umo/index.php. (Accessed: 10th December 2018). (In Russian).
20. Russian Federation. (n.d.) Portal of Federal State Educational Standards of Higher Education. [Online] Available from: http://fgosvo.ru/ksumo/view/edufieldid/8/id/54. (Accessed: 10th December 2018). (In Russian).
21. Russian Federation. (n.d.) Regulations on Federal Educational and Methodological Association in the system of higher education by enlarged groups of specialties and areas of training 51.00.00 Cultural Studies and Sociocultural Projects. Approved by Order No. 1079 of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of August 19, 2016. [Online] Available from: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FUMO/Prikaz_1079_19082016.pdf. (Accessed: 10th December 2018). (In Russian).
22. Gendina, N.I., Kolkova, N.I. & Aldokhina, O.I. (2010) Creating an Effective Official Website of a Cultural Object: from Empiricism to Development and Implementation of a Science Based Concept. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv - Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts. 12. pp. 87-104. (In Russian).