Научная статья на тему 'Проблема проектирования, содержания, программы профессиональной подготовки специалистов-музеологов в магистратуре: опыт, условия, принципы'

Проблема проектирования, содержания, программы профессиональной подготовки специалистов-музеологов в магистратуре: опыт, условия, принципы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мастеница Елена Николаевна, Родионова Дарья Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема проектирования, содержания, программы профессиональной подготовки специалистов-музеологов в магистратуре: опыт, условия, принципы»

Литература

1. Как научить играть на рояле. Первые шаги. - М.: Классика-XXI, 2015. - 220 с.

2. Леманн И. Исследуя мотивацию. - Тайвань: Родная поднебесная, 2016. - 55 с.

3. Лю Хуэйцзюнь. Психология мотивации. - Пекин: Передовое изд-во, 2012. - 152 с.

4. Маркс К. Полн. собр. соч. - Пекин: Народ. изд-во, 1960. - Т. 3. - 936 с.

5. Маслоу А. Мотивация и личность. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 352 с.

6. Фабер А., Мазлиш Э. Как говорить с детьми, чтобы они учились. - M.: Эксмо, 2010. - 288 с.

7. Цзоу Хун. Психология развития. - Пекин: Изд-во народ. образования, 2009. - 501 с.

8. Чжоу Хайхун, проректор Центральной Пекинской консерватории: интервью [Электронный ресурс]. - URL: http://v.youku.com/v_show/id_XMzE3MDMzNjE5Ng=.htmI?sharefrom=iphone&shaiekey=06d2588bffc8359a866c0 74e327964fa9 (дата обращения: 05.12.2017).

References

1. Kak nachinat' igrat' na royale. Pervyie shagi [How to start playing the piano. First steps]. Moscow, Klassika-XXI PubI., 2015. 220 p. (In Russ.).

2. Lemann I. Issleduya motivatsiyu [Exploring motivation]. Taiwan, Rodnaya podnebesnaya PubI., 2016. 55 p. (In Chin.).

3. Lyu Khueytszyun. Psikhologiya motivatsii [Psychology of motivation]. Pekin, Peredovoe izdatel'stvo PubI., 2012. 152 p. (In Chin.).

4. Marks K. Polnoye sobraniye sochineniy [Complete works]. Pekin, Narodnoe izdatel'stvo PubI., 1960, vol. 3. 936 p. (In Chin.).

5. Maslou A. Motivatsiya i lichnost' [Motivation and personality]. St. Petersburg, Piter PubI., 2008. 352 p. (In Russ.).

6. Faber A., MazIish E. Kak govorit's det'mi, chtobi oni uchilis' [How to talk to kids, so that they could study]. Moscow, Eksmo PubI., 2010. 288 p. (In Russ.).

7. Zou Hun. Psikhologiya razvitiya [Developmental psychology]. Pekin, PeopIe's Education PubI., 2009. 501 p. (In Chin.)

8. Zhou Haihong. Prorektor Tsentral'noy Pekinskoy Konservatorii: interv'yu [Zhou Haihong, a pro-rector of the Central Conservatory of Music in Beijing: an interview]. AvaiIabIe at: http://v.youku.com/v_show/id_XMzE3MD MzNjE5Ng=htmI?sharefrom=iphone&sharekey=06d2588bffc8359a866c074e327964fa9 (accessed 05.12.2017) (In Chin.).

УДК 378:069

ПРОБЛЕМА ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ-МУЗЕОЛОГОВ В МАГИСТРАТУРЕ: ОПЫТ, УСЛОВИЯ, ПРИНЦИПЫ

Родионова Дарья Дмитриевна, кандидат философских наук, доцент, руководитель учебно-методического совета «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», заведующая кафедрой музейного дела, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово. РФ). E-maiI: [email protected]

Мастеница Елена Николаевна, кандидат исторических наук, доцент, член учебно-методического совета «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», и. о. зав. кафедрой музео-логии и культурного наследия, Санкт-Петербургский государственный институт культуры (г. Санкт-Петербург, РФ). E-maiI: [email protected]

В статье описываются подходы профильного учебно-методического объединения к проектированию Примерной основной образовательной программы магистратуры по направлению подготовки 51.04.04 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия». На примере данного на-

правления рассматриваются этапы создания программы, обосновываются их особенности. На первом этапе авторы проводят анализ существующих профилей в образовательных организациях Российской Федерации, осуществляющих подготовку магистров по направлению «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия». В рамках данного предварительного этапа изучены профессиональные стандарты, сопряженные с музейной деятельностью, и обоснована возможность максимального расширения границ профилей подготовки магистров-музеологов на основании ресурсов и потребностей конкретного региона, а также в рамках сложившихся научных школ. На втором этапе был проанализирован краткий контент примерных рабочих программ дисциплин, программ практик, а также программ Государственной итоговой аттестации на предмет установления междисциплинарных связей, преемственности курсов и практик, определяющих последовательность реализации профильной направленности образовательной программы, обусловивших ее архитектонику и соответствие требованиям ФГОС ВО 3++. На данном этапе в фокусе внимания находились принципы и способы формирования профессиональных компетенций, а также индикаторов их достижения. На третьем, корректирующем этапе, сущность которого заключается во внутренней оценке ПООП на уровне Федерального УМО по УГНС 510000 «Культуроведение и социокультурные проекты» на соответствие данной программы современным технологиям образования, особо внимание уделяется соотношению структуры и содержания.

Ключевые слова: музеология, примерная основная образовательная программа, магистр, подготовка специалистов, федеральный государственный образовательный стандарт, профессиональный стандарт, учебно-методическое объединение, индикаторы компетенций.

THE PROBLEM OF DESIGNING THE CONTENT OF THE PROFESSIONAL TRAINING PROGRAM FOR MASTER IN MUSEOLOGY: EXPERIENCE, CONDITIONS, PRINCIPLES

Rodionova Darya Dmitrievna, PhD in Philosophy, Assistant Professor, Head of the Educational and Methodological Council "Museology and Protection of Cultural and Natural Heritage Objects," Department Chair of Museum Sciences, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation) E-mail: [email protected]

Mastenitsa Elena Nikolaevna, PhD in History, Associate Professor, Member of the Educational and Methodological Council "Museology and Protection of Cultural and Natural Heritage Objects," Acting Department Chair of Museology and Cultural Heritage, St. Petersburg State University of Culture (St. Petersburg, Russian Federation). E-mail: [email protected]

The article describes the approaches of the profile "Training and Methodological Association" to the design of the Approximate Master's educational program for the Master's program in the field of preparation 51.04.04 "Museology and Protection of Objects of Cultural and Natural Heritage." In case of this direction, the stages of creating a program are considered, their features are justified. At the first stage, the authors conduct the analysis of existing profiles in the educational organizations of the Russian Federation that carry out the preparation of Masters in the direction "Museology and Protection of Cultural and Natural Heritage." Within the framework of this preliminary stage, the professional standards associated with museum activities have been studied and the possibility of maximizing the boundaries of the profile of training the Masters-museologists on the basis of the resources and needs of a specific region, as well as within established scientific schools, is justified. In the second stage, the short content of sample Working Programs of Disciplines, Practice Programs, as well as State Final Attestation Programs for the establishment of interdisciplinary connections, continuity of courses and practices determining the sequence of implementation of the profile orientation of the educational program, which conditioned its architectonics and compliance with the requirements of the educational standard 3 ++.

At this stage, the focus was on the principles and ways of forming professional competencies, as well as indicators of their achievement. On the third, corrective stage, the essence of which lies in the internal evaluation of the PEP at the level of the Federal Training and Methodological Association for the Enlarged Group of 51.00.00 "Cultural Studies and Socio-cultural Projects" for the compliance of this program with modern education technologies, special attention is paid to the correlation of structure and content.

Keywords: museology, approximate basic educational program, master, training of specialists, federal state educational standard, professional standard, educational and methodological association, competency indicators.

Проектирование и реализация образовательных программ магистратуры как второго уровня высшего образования - относительно новое явление в отечественной высшей школе. Переход на компетентностную модель образования потребовал серьезного переосмысления содержательных и методологических оснований проектирования образовательных программ, пересмотра образовательных технологий и методических приемов преподавания, а также разработки новых способов планирования учебного процесса и его эффективного осуществления на практике [1].

Разработка Примерной основной образовательной программы (далее ПООП) является необходимым условием и базовым компонентом реализации ФГОС по любому образовательному направлению в вузе, поэтому этапы ее создания и проблемы, возникшие в ходе работы, стали предметом научной и профессиональной рефлексии в данной статье.

Процесс работы над ПООП включает в себя следующие этапы: первый этап - диагностический (предварительный); второй этап - контент-ный (технологический); третий этап - корректирующий (заключительный). Рассмотрим последовательно их особенности на примере разработки ПООП по направлению 51.04.04 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» (магистратура). На предварительном этапе одним из первых шагов был анализ профилей подготовки магистров с целью соотнесения их с утвержденным образовательным стандартом и утвержденными профессиональными стандартами. На сегодняшний день, в соответствии с информацией, представленной на официальных сайтах образовательных организаций в 2018-2019 годах, подготовку магистров-музеологов из 14 вузов, подведомственных Министерству культуры

Российской Федерации, осуществляют 8 учебных заведений. Кроме того, подготовка кадров данной квалификации ведется в 4 вузах, подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации.

Профили подготовки преимущественно связаны с проектной деятельностью музея, сферой культурного наследия и культурного туризма: «Теория и практика музейного проектирования» (МГИК); «Проектно-инновационная деятельность в сфере культурно-познавательного туризма» (КемГИК); «Социокультурные проекты в музейной практике» (ОрГИК); «Социокультурные проекты в музейной практике» (РГГУ); «Социокультурное проектирование в музейной практике» (ТГУ).

В то же время набор осуществляется на профили, направленные на современные музейные практики, такие как: «Инновационные технологии в музейной практике» (АлГИК); «Культурное наследие, музеи и туризм: изучение и современные практики» (ВсГИК); «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» (КрасГИК); «Менеджмент и экспертиза культурного наследия» (СПбГИК); «Музей в цифровую эпоху: традиции и инновации» (РГГУ); «Музейное кураторство», «Управление музейными коллекциями» (СПбГУ); «Экскурсионный менеджмент» (УлГПУ им. И. Н. Ульянова).

В соответствии с п. 1.11 ФГОС 3++ область профессиональной деятельности магистров-му-зеологов сопряжена с образованием и наукой, культурой и искусством в рамках утвержденных профессиональных стандартов и основных направлений музейной деятельности, а также других областях профессиональной деятельности при условии соответствия уровня их образования и полученных компетенций требованиям к ква-

лификации работника [15, с. 3-4]. В этой связи следующим шагом стала проработка профессиональных стандартов и их соотнесение с типами задач профессиональной деятельности и объектами профессиональной деятельность магистра-музеолога. Таким образом, область профессиональной деятельности «01. Образование», связанная с педагогической и научно-исследовательской деятельностью, направлена на решение таких профессиональных задач, как разработка и реализация образовательных программ ВО, СПО и программ ДО, организация и проведение учебно-производственного процесса при реализации образовательных программ различного уровня и направленности в рамках профессиональной деятельности, связанной с просвещением и образованием музейными средствами. На наш взгляд, данная профессиональная область в рамках части трудовых функций профессионального стандарта 01.004 «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [7] позволит реализовывать профиль, направленный на освоение методики преподавания специальных музеологических дисциплин, а также профиль, связанный с реализацией культурно-образовательной деятельности музея.

Область профессиональной деятельности «04. Культура и искусство», включающая такие профильные стандарты, как 04.003 «Хранитель музейных ценностей» [8], 04.004 «Специалист по учету музейных предметов» [9], 04.005 «Экскурсовод (гид)» [10], коррелирует со следующими видами деятельности: научно-исследовательская, технологическая, организационно-управленческая, проектная и культурно-просветительская. Эта область направлена на решение таких профессиональных задач, как осуществление многоплановой деятельности по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов; по учету музейных предметов в музеях всех видов; по реализации государственной культурной политики в сфере музейного дела и охраны объектов культурного наследия; по разработке и реализации программ охраны, использования и популяризации объектов культурного и природного наследия; деятельности в сфере управления музеями; экскурсионной деятельности. В сфере формирования и реализации культурно-образовательных

и научно-просветительских программ в музеях объекты профессиональной деятельности музео-лога - это история, теория, методика музейного дела и коллекционирования; культурное и природное наследие, его сохранение и актуализация; возникновение, развитие и функционирование музеев и учреждений музейного типа; формы и средства музейной коммуникации; просвещение и образование музейными средствами. Как мы видим, под эту область практически идеально подходят все реализуемые в вузах России на данный момент профили подготовки, что дает возможность в рамках перехода с одного образовательного стандарта на следующий не только сохранить, но и расширить профили подготовки магистров-музеологов.

Область профессиональной деятельности «06. Связь, информационные и коммуникационные технологии», направленная на реализацию таких профессиональных задач, как научно-исследовательская, технологическая, проектная, культурно-просветительская в сфере распространения информации, создание и управление информационными ресурсами в сети Интернет и связанная с такими объектами профессиональной деятельности, как история, теория и методика музейного дела и коллекционирования; культурное и природное наследие, его сохранение и актуализация; формы и средства музейной коммуникации, позволит реализовывать профиль, связанный с менеджментом информационных ресурсов. Данный профиль, на наш взгляд, представляется весьма перспективным, поскольку даст возможность более качественно реализовывать направление, нацеленное на освоение технологий продвижения информационного образа музея в сети Интернет, организацию работы с контентом сайта музея, анализом информационных потребностей посетителей и т. д. На сегодняшний день это одно из наиболее востребованных, а потому приоритетных направлений работы музея, и к тому же оно непосредственно связано с частью трудовых функций профессионального стандарта 06.013 «Специалист по информационным ресурсам» [11].

Создание и внедрение профиля, направленного на управление музеем и сферой охраны культурного наследия, может реализовываться в час-

ти трудовых функций профессиональных стандартов 07.002 «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией» [12] и 07.003 «Специалист по управлению персоналом» [13] в рамках такой профессиональной области, как «07. Административно-управленческая и офисная деятельность», направленной на решение профессиональных задач в сфере организационного и документаци-онного обеспечения управления организациями любых организационно-правовых форм, в том числе музеями и учреждениями музейного типа; в сфере управления персоналом организации, в том числе музеев и учреждений музейного типа; в сфере научных исследований, связанных с такими объектами профессиональной деятельности, как культурное и природное наследие, его сохранение и актуализация; организация, развитие и функционирование музеев и учреждений музейного типа. По нашему глубокому убеждению, овладение профилями, которые призваны сформировать уверенные компетенции в области управления музеем или учреждением музейного типа, а также в области управления наследием, является прерогативой образовательной программы по магистратуре в силу ее специализированной направленности, а завершение обучения в магистратуре позволит выпускнику, который занимает руководящие должности или претендует на них, соответствовать требованиям профессиональной аттестации.

На сегодняшний день вузы культуры Российской Федерации уже имеют опыт подготовки музейных специалистов, способных к проектированию внемузейных выставок и готовых к решению профессиональных задач в сфере деятельности по организации торгово-промышленных выставок, связанной с такими типами задач, как технологическая, проектная и культурно-просветительская. В этой связи нам представляется, что область профессиональной деятельности «33. Сервис, оказание услуг населению» в рамках профессионального стандарта 33.019 «Специалист по выставочной деятельности в сфере торгово-промышленных выставок» [14] позволит реализовать профиль, связанный с данного рода деятельностью, например, профиль «Управление проектом торгово-промышленной выставки».

Таким образом, максимально расширяя границы области профессиональной деятельности магистра-музеолога, в соответствии с объектами и задачами профессиональной деятельности в рамках разработанной примерной образовательной программы, вузы, осуществляющие подготовку по направлению 51.04.04 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», могут реализовывать профиль подготовки на основании ресурсов и потребностей конкретного региона, а также в рамках сложившихся научных школ.

На втором этапе был подвергнут пристальному анализу краткий контент примерных рабочих программ дисциплин, программ практик, а также программ Государственной итоговой аттестации на предмет установления междисциплинарных связей, преемственности курсов и практик, определяющих последовательность реализации профильной направленности образовательной программы, ее архитектонику и соответствие требованиям ФГОС ВО 3++. На данном этапе особое внимание нами уделялось принципам и способам формирования профессиональных компетенций (далее - ПК). Выпускник, освоивший программу магистратуры, должен обладать ПК, соответствующими виду или видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа магистратуры. В силу этого в структурировании когнитивного, деятельностного и мотива-ционного компонентов ПК необходимо учитывать как содержание видов деятельности, так и мотивы глубокого проникновения в сущность объекта изучения или исследования, что в конечном итоге придает целостность профессиональным компетенциям магистрантов. Считаем важным акцентировать внимание на том, что освоение образовательной программы в магистратуре представляет собой сложный синтез когнитивного, предметно-практического и личностного опыта и является процессом целенаправленного, закономерного становления способностей, развития умений и навыков целеполагания, целевыполнения в профессиональной и исследовательской деятельности музеолога.

В отличие от ФГОС ВО 3++ уровень бакалавриата по УГНС «Культуроведение и социокультурные проекты» в образовательных стан-

дартах уровня магистратуры универсальные и общепрофессиональные компетенции абсолютно идентичны для всей группы. С учетом того, что отличие нового образовательного стандарта, направленного на совершенствование подготовки востребованного специалиста, состоит в наличии в основной образовательной программе индикаторов достижения универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, то в этой связи перед разработчиками ПООП встал вопрос об идентичности индикаторов для идентичных компетенций по группе [16]. Индикаторы достижения компетенций - это умения, знания и действия, совокупность которых обеспечивает достижение компетенций. Кроме того, индикаторы являются обобщенными характеристиками, уточняющими и раскрывающими формулировку компетенции в виде конкретных действий, выполняемых выпускником, освоившим данную компетенцию [2]. Однако, представляется целесообразной разработка индикаторов всех компетенций ПООП на основании специфики музеологического образования, а также развития музейных профессий. Кроме того, на основании расширения области профессиональной деятельности, при разработке ПООП, было принято решение о реализации профессиональных компетенций в рамках рекомендуемых. Это связано с разнообразием реализуемых профилей подготовки магистров-музеологов сложившихся научных музеологических школ.

Вместе с тем проектирование примерной основной образовательной программы магистратуры должно осуществляться не только сообразно логике и содержанию направления подготовки, но и во всем широком спектре взаимосвязей направлений подготовки в рамках укрупненной группы специальностей. Так, при сравнении ФГОС ВО 3++ по направлениям магистратуры по УГНС «Культуроведение и социокультурные проекты» [4] выяснилось, что, имея идентичный объем в 120 часов, структура программы магистратуры 51.04.04 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» принципиально отличается от других направлений подготовки магистратуры и носит выраженный практико-ориентированный характер.

Таблица 1

Структура и объем программ магистратуры по УГНС 51.00.00 «Культуроведение и социокультурные проекты»

Направление подготовки Блок 1 Блок 2 Блок 3 Объем программы

Культурология Не менее 80 Не менее 21 Не менее 9 120

СКД Не менее 80 Не менее 21 Не менее 9 120

БИД Не менее 80 Не менее 21 Не менее 9 120

РТПП Не менее 80 Не менее 21 Не менее 9 120

НХК Не менее 75 Не менее 26 Не менее 9 120

Музео-логия Не менее 50 Не менее 50 Не менее 9 120

При данном разделении зачетных единиц возникли затруднения в процессе распределения аудиторной и внеаудиторной нагрузки. Остро встала проблема соотношения теоретической и практической части разрабатываемого учебного плана и включения в него дисциплин (модулей), способствующих расширению и углублению базовой подготовки после бакалавриата, определения дисциплин, составляющих «ядро» подготовки магистра-музеолога, а также тех дисциплин, которые входят в часть формируемых участниками образовательных отношений и направленных на реализацию конкретного профиля подготовки.

В условиях модернизации образовательных стандартов Организация выбирает один или несколько типов производственной практики и устанавливает типы учебной практики из перечня указанного во ФГОС ВО по направлению 51.04.04 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», а также вправе установить дополнительный тип (типы) учебной и (или) производственной практик и объемы практик каждого вида. Исходя из этого при разработке Примерной основной образовательной программы было учтено предложение сделать учебную, производственную (технологическую и педаго-

гическую) практики рассредоточенными, научно-исследовательскую работу разделить на две части - часть рассредоточенной практики и часть концентрированной. Рассредоточенная практика отдельно не выделяется и включается в расчет теоретического обучения. Таким образом, практики у музеологов начинаются с 1-го семестра вместе с теоретическим обучением, а при соответствующей привязке к дисциплинам позволят сформировать необходимые общепрофессиональные и профессиональные компетенции в соответствии с профилем подготовки. Такой подход опирается на фундирующие представления методологического характера о том, что знания, умения и навыки в ходе проводимой магистром научно-исследовательской работы формируются как имплицитно, то есть в процессе изучения различных учебных дисциплин, выполнения курсовых работ, исследовательских заданий или проектов, так и апикально, то есть в виде явно выраженного компонента, целенаправленно формирующего исследовательскую компетентность магистров. Это подход находит также отражение в составлении Индивидуальных заданий на практику и закрепляется в формах отчетности о ее прохождении.

На третьем, корректирующем этапе, сущность которого заключается во внутренней оценке ПООП на уровне Федерального УМО по УГНС 510000 «Культуроведение и социокультурные проекты» на соответствие данной программы современным технологиям образования, особо внимание уделяется соотношению структуры и содержания. В ходе работы учебно-методического объединения по направлению подготовки «Му-зеология и охрана объектов культурного и природного наследия» для каждого компонента структуры ПООП были разработаны рекомендации, позволяющие образовательной организации создать образовательную программу с учетом ключевой цели современного высшего образования, направленной на подготовку выпускников, способных создавать и реализовывать новые

виды деятельности, современные и опережающие продукты и услуги, решать задачи, которые ранее не имели решения и адаптироваться к изменяющимся условиям [19, с. 16]. Кроме того, на данном этапе Федеральным учебно-методическим объединением будет оцениваться соответствие ПООП требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, преемственности уровней образования, эффективного сочетания форм образовательного процесса и др. На основании внутренней оценки, будет проведена экспертиза ПООП в соответствии с статьей 12. ФЗ об образовании [17], что в дальнейшем позволит включить разработанную ПООП в реестр Примерных основных образовательных программ, который создан для помощи в процессе конструирования основных образовательных программ образовательными организациями, а также для проведения внешней экспертизы [15].

В заключение отметим, что выделенные этапы проектирования ПООП и положенные в его основу принципы не подразумевают «рецептурно-сти», а подлежат дальнейшему профессиональному осмыслению и педагогическому совершенствованию. Завершение третьего этапа, включающего внутреннюю оценку ПООП на уровне Федерального УМО по УГНС 510000 «Культуроведение и социокультурные проекты», предполагает внедрение и апробацию ПООП в конкретном вузе. Можно с уверенностью констатировать, что с учетом региональной специфики, направленности исследований научных школ, уровня квалификации профессорско-преподавательского состава, количественного и качественного контингента обучающихся магистров, избранного кафедрой профиля по направлению 51.04.04 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» и других факторов, Примерная основная образовательная программа (ПООП) будет требовать адаптации к реалиям современного образовательного процесса, что должно стать предметом специального анализа и научного изучения.

Литература

1. Мастеница Е. Н. Подготовка музеологов в условиях перехода на многоуровневую систему образования // Тр. С.-Петерб. гос. ун-та культуры и искусств. - СПб.: СПБГУКИ, 2013. - Т. 200: Педагогика высшей школы: интерактивные технологии в образовании и культуре. - С. 248-254. - (Сер. «Studium»; вып. 1).

2. Методические рекомендации по актуализации Федеральных Государственных образовательных стандартов высшего образования на основе профессиональных стандартов [Электронный ресурс] // Законы, Кодексы и

нормативно-правовые акты Российской Федерации. - URL: http://legalacts.ru/doc/metodicheskie-rekomendatsii-po-aktualizatsii-deistvuiushchikh-federalnykh-gosudarstvennykh/ (дата обращения: 17.03.2018).

3. Пилипенко С. А. Особенности проектирования примерных образовательных программ высшего образования на основе ФГОС 3++ [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/presentations/15.11.2017/ pilip.pdf/ (дата обращения: 12.03.2018).

4. Портал Федеральных образовательных стандартов высшего образования [Электронный ресурс]. - URL: http:// fgosvo.ru/fgosvo/152/150/25/124 (дата обращения: 17.03.2018).

5. Профессиональный стандарт 07.002 «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией» [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/07.002.pdf (дата обращения: 15.03.2018).

6. Профессиональный стандарт 07.003 «Специалист по управлению персоналом» [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/07.003.pdf (дата обращения: 15.03.2018).

7. Профессиональный стандарт 01.004 «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosvo.ru/ uploadfiles/profstandart/01.004.pdf (дата обращения: 15.03.2018).

8. Профессиональный стандарт 04.003 «Хранитель музейных ценностей» [Электронный ресурс]. - URL: http:// fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/04.003.pdf (дата обращения: 15.03.2018).

9. Профессиональный стандарт 04.004 «Специалист по учету музейных предметов» [Электронный ресурс]. -URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/04.004.pdf (дата обращения: 15.03.2018).

10. Профессиональный стандарт 04.005 «Экскурсовод (гид)» [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosvo.ru/ uploadfiles/profstandart/04.005.pdf (дата обращения: 15.03.2018).

11. Профессиональный стандарт 06.013 «Специалист по информационным ресурсам» [Электронный ресурс]. -URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/06.013.pdf (дата обращения: 15.03.2018).

12. Профессиональный стандарт 07.002 «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией» [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/07.002.pdf (дата обращения: 15.03.2018).

13. Профессиональный стандарт 07.003 «Специалист по управлению персоналом» [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/07.003.pdf (дата обращения: 15.03.2018).

14. Профессионального стандарт 33.019 «Специалист по выставочной деятельности в сфере торгово-промышленных выставок» [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/33.019.pdf (дата обращения: 15.03.2018).

15. Реестр примерных основных образовательных программ высшего образования [Электронный ресурс]. - URL: http://reestr.fgosvo.ru (дата обращения: 18.03.2018).

16. Родионова Д. Д. Подходы к проектированию индикаторов достижения компетенций при разработке основной образовательной программы по направлению подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» // Теория, история и практика образования в сфере культуры: мат-лы XVIII Междунар. науч.-метод. конф Барнаул, 15 марта 2018 года / редкол.: О. П. Кутькина [и др.]; Алт. гос. ин-т культуры. -Барнаул: АГИК, 2018. - С. 128-133.

17. Статья 12. Образовательные программы // Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, № 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 17.03.2018).

18. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению 51.04.04. «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия [Электронный ресурс]. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/Mag/510404_M_3_27122017.pdf (дата обращения: 15.03.2018).

19. Шестак В. П. Модель «Тройной спирали», ФГОС 3++ и образовательные программы в высшей школе // Высшее образование в России. - 2017. - № 2. - С. 15-22.

References

1. Mastenitsa E.N. Podgotovka muzeologov v usloviyakh perekhoda na mnogo-urovnevuyu sistemu obrazovaniya [Training of Museologists in the Context of Transition to the Multi-Level Educational System]. Trudy Sankt-Peter-

burgskogo gosudarstvennogo universiteta kul 'tury i iskusstv. T. 200. Pedagogika vysshey shkoly: interaktivnye tekh-nologii v obrazovanii i kul 'ture [Proceedings of the St. Petersburg State University of Culture and Arts. Vol. 200. Pedagogy of higher education: interactive technologies in education and culture]. St. Petersburg, SPBGUKI Publ., 2013, pp. 248-254. (In Russ.).

2. Metodicheskie rekomendatsii po aktualizatsii Federal'nykh Gosudarst-vennykh obrazovatel'nykh standartov vysshego obrazovaniya na osnove professional'nykh standartov [Methodical recommendations for actualization Federal state educational standards]. Zakony, Kodeksy i normativno-pravovye akty Rossiyskoy Federatsii [Laws, Codes and regulations of the Russian Federation]. (In Russ.). Available at: http://legalacts.ru/doc/metodicheskie-rekomendatsii-po-aktualizatsii-deistvuiushchikh-federalnykh-gosudarstvennykh (accessed 17.03.2018).

3. Pilipenko S.A. Osobennosti proektirovaniya primernykh obrazovatel'nykh programm vysshego obrazovaniya na osnove FGOS 5++ [Features of design of approximate educational programs of the higher education on the basis of Federal state Educational standards 3 + +]. (In Russ.). Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/presenta-tions/15.11.2017/pilip.pdf (accessed 12.03.2018).

4. Portal Federal'nykh obrazovatel'nykh standartov vysshego obrazovaniya [Portal of Federal educational standards of higher education]. (In Russ.). Available at: http://fgosvo.ru/fgosvo/152/150/25/124 (accessed 17.03.2018).

5. Professional'nyy standart 07.002"Spetsialist po organizatsionnomu i dokumentatsionnomu obespecheniyu uprav-leniya organizatsiey" [Professional Standard 07.002 "Specialist in Organizational and Document Support of Organization Management"]. (In Russ.). Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/07.002.pdf (accessed 15.03.2018).

6. Professional'nyy standart 07.003 "Spetsialist po upravleniyu personalom" [Professional standard 07.003 "Specialist in personnel management"]. (In Russ.). Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/07.003.pdf (accessed 15.03.2018).

7. Professional'nyy standart 01.004 "Pedagog professional'nogo obucheniya, professional'nogo obrazovaniya i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya" [Professional standard 01.004 "Teacher professional training, professional education and additional professional education"]. (In Russ.). Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ profstandart/01.004.pdf (accessed 15.03.2018).

8. Professional'nyy standart 04.003 "Khranitel'muzeynykh tsennostey" [Professional standard 04.003 "The keeper of museum values"]. (In Russ.). Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/04.003.pdf (accessed 15.03.2018).

9. Professional'nyy standart 04.004 "Spetsialist po uchetu muzeynykh predmetov" [Professional standard 04.004 "Specialist for the registration of museum items"]. (In Russ.). Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstand-art/04.004.pdf (accessed 15.03.2018).

10. Professional'nyy standart 04.005 "Ekskursovod (gid)" [Professional standard 04.005 "Guide (guide)"]. (In Russ.). Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/04.005.pdf (accessed 15.03.2018).

11. Professional'nyy standart 06.013 "Spetsialist po informatsionnym resursam" [Professional Standard 06.013 "Information Resources Specialist"]. (In Russ.). Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/06.013.pdf (accessed 15.03.2018).

12. Professional'nyy standart 07.002 "Spetsialistpo organizatsionnomu i dokumentatsionnomu obespecheniyu uprav-leniya organizatsiey" [Professional standard 07.002 "Specialist in organizational and documentary support of organization management"]. (In Russ.). Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/07.002.pdf (accessed 15.03.2018).

13. Professional'nyy standart 07.003 "Spetsialist po upravleniyu personalom" [Professional standard 07.003 "Personnel management specialist"]. (In Russ.). Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/07.003.pdf (accessed 15.03.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Professional'nogo standart 33.019 "Spetsialistpo vystavochnoy deyatel'nosti v sfere torgovo-promyshlennykh vys-tavok" [Professional standard 33.019 "Electronic resource"]. (In Russ.). Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ profstandart/33.019.pdf (accessed 15.03.2018).

15. Reestr primernykh osnovnykh obrazovatel'nykh programm vysshego obrazovaniya [Register of sample basic educational programs of higher education]. (In Russ.). Available at: http://reestr.fgosvo.ru/ (accessed 18.03.2018).

16. Rodionova D.D. Podkhody k proektirovaniyu indikatorov dostizheniya kompetentsiy pri razrabotke osnovnoy obrazovatel'noy programmy po napravleniyu podgotovki "Muzeologiya i okhrana ob"ektov kul'turnogo i prirod-nogo naslediya" [Approaches to the design of indicators for the achievement of competencies in the development

of basic educational programs in the field of training "Museology and protection of cultural and natural heritage sites"]. Teoriya, istoriya i praktika obrazovaniya v sfere kul 'tury: materialy XVIII mezhdunarodnoy nauchno-metodicheskoy konferentsii, Barnaul, 15 marta 2018 goda [Theory, history and practice of education in the field of culture. Materials XVIII International Scientific and Methodical Conference, Barnaul, March 15, 2018]. Barnaul, AGIK Publ., 2018, pp. 128-133. (In Russ.).

17. Stat'ya 12. Obrazovatel'nye programmy [Article 12. Educational programs]. Federal'nyy zakon "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" ot 29.12.2012, no. 273-FZ (poslednyaya redaktsiya) [Federal Law "On Education in the Russian Federation " of 29.12.2012, no. 273-FZ (last version)]. (In Russ.). Available at: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_140174/ (accessed 17.03.2018).

18. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya - magistratura po napravleniyu 51.04.04. "Muzeologiya i okhrana ob"ektov kul'turnogo i prirodnogo naslediya [Federal State Educational Standard of Higher Education - Master in Direction 51.04.04. "Museology and protection of objects of cultural and natural heritage"]. (In Russ.). Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/ Mag/510404_M_3_27122017.pdf (accessed 15.03.2018).

19. Shestak V.P. Model' "Troynoy spirali", FGOS 3++ i obrazovatel'nye programmy v vysshey shkole [The model of the "Triple Spiral", GEF 3 ++ and educational programs in higher education]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia], 2017, no. 2, рр. 15-22. (In Russ.).

УДК 37

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ И НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВУЗОВСКОЙ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (НА ПРИМЕРЕ КЕМЕРОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСТИТУТА КУЛЬТУРЫ)

Гук Александра Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии документальных коммуникаций, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]

В настоящее время вузовская система менеджмента качества не только не утратила своего значения, но, благодаря своему потенциалу, показала способность к трансформации, разнообразному функционированию, соответствующему новому социально-экономическому развитию общества. В статье отражены результаты социологического исследования выпускников магистратуры Кемеровского государственного института культуры, обучавшихся в 2011-2017 годах на факультете информационных и библиотечных технологий по дисциплине «СМК библиотечно-информационной деятельности». Выявлены следующие результаты: выпускники кафедры активно участвуют в совершенствовании процессов, сопровождающих деятельность библиотек. В результате участия в корректирующих действиях по системе менеджмента качества, они констатируют более четкое и целенаправленное распределение трудовых обязанностей среди библиотечных работников, усиление их связи с читательской аудиторией. Перспективы развития вузовской системы менеджмента качества связываются не только с обучением студентов теории и методики СМК, но и с процессом реализации внешней экспертизы вуза при его аккредитации. Утверждается, что профессионально-общественная аккредитация деятельности вуза могла бы стать одним из направлений дальнейшего развития вузовской системы менеджмента качества. В целях экономии финансовых и организационных ресурсов вузов вполне очевидной представляется переориентация их СМК на задачи профессионально-общественной аккредитации (ПОА), усилив и сделав для этого более очевидными связи вузов с внешними потребителями образовательных услуг -работодателями, абитуриентами, родителями.

Ключевые слова: система менеджмента качества, анкетный опрос, профессионально-общественная аккредитация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.