Научная статья на тему 'НАУЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МУЗЕЯ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

НАУЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МУЗЕЯ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
54
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЙ МУЗЕЙ / МУЗЕЙНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / МУЗЕЙНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / НАУЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТРАНСЛЯЦИЯ НАСЛЕДИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МУЗЕЙНЫЙ ГИПЕРТЕКСТ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лапин Евгений Сергеевич, Полякова Елена Александровна, Пичкурова Ирина Андреевна

В современном мире высокую актуальность приобретает проблематика цифровизации различных сфер общественной жизни. Сфера культуры в рамках данного процесса также подвергается значительным преобразованиям, и музей как одна из культурных форм испытывает все тенденции развития культурной сферы. Музей сталкивается с необходимостью модернизации и поиска новых путей для осуществления коммуникативной деятельности и наилучшего представления своих информационных ресурсов, обладающих высоким научным, образовательным и информационным потенциалом. Цель настоящего исследования заключается в осмыслении наиболее эффективного пути для реализации научно-информационного потенциала музея в контексте цифровизации. Актуальный прогресс в области развития информационно-коммуникационных технологий обусловил их внедрение в деятельность музея, благодаря чему наблюдается значительное повышение роли электронной коммуникации, вызванное также высокой предрасположенностью современного посетителя к такому опосредованному взаимодействию. На данный момент музейный мир осваивает цифровые технологии и использует их для реализации научно-информационного потенциала музейных собраний, однако современная музейная практика демонстрирует также тенденцию переориентации музея на проведение коммерческих выставок, развлекательных мероприятий и оказание услуг, не связанных с целями и задачами его деятельности и не основанных на музейном собрании. Мы предполагаем, что потенциал наследия, хранимого музеем, может быть реализован наиболее оптимальным образом с помощью цифровизации, формирования и выявления дополнительных внутренних и внешних информационных связей. Наиболее перспективным мы считаем путь к интеграции музейных информационных ресурсов, аккумуляции, детализации и связыванию разрозненных фрагментов информации во всей ее полноте, а также развитию музейной коммуникации как универсального гипертекста. Тематика работы представляет широкое поле для обсуждения таких ее аспектов, как противодействие переориентации музея на удовлетворение рекреационных запросов, нехватка квалифицированных кадров, применение цифровых технологий в музейной работе, ограничение для применения цифровых технологий в музее, а также проблематика клипового мышления при выстраивании музейной коммуникации согласно принципам устройства гипертекста. Включение цифровых технологий в музейную практику следует рассматривать как закономерную реакцию музея на актуализацию новой информационной парадигмы в обществе, однако крайне важно, чтобы музей в ходе значительных преобразований сохранял свою природу и научную основу своей деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND INFORMATION POTENTIAL OF THE MUSEUM IN THE CONTEXT DIGITALIZATION

In the modern world, the issues of digitalization of various spheres of public life are becoming increasingly relevant. The cultural sphere is also undergoing significant transformations as part of this process. Thus, as one of the cultural forms, the museum is experiencing all the trends in the development of the cultural sphere. Museums face the need to modernize and search for new ways to implement communication activities and represent their information resources with high scientific, educational, and informational potential in the best possible way. The paper aims to comprehend the most effective way to fulfill the scientific and informational potential of a museum in the context of digitalization. Current progress in the development of information and communication technologies has led to their introduction into the activities of the museum, due to which there is a significant increase in the role of electronic communication, which is also caused by the high predisposition of the modern visitor to such mediated interaction. Currently, the museum world is mastering digital technologies, using them to fulfill the scientific and informational potential of museum collections. However, in modern museum practice, there is also a tendency to reorient the museum to conduct commercial exhibitions, entertainment events, and services that are neither related to its goals nor based on the museum collection. We assume that the potential of the heritage stored by the museum can be fulfilled most optimally through digitalization, formation, and identification of additional internal and external information links. We consider the most promising way to integrate museum information resources, accumulate, detail, and link disparate fragments of information in their entirety, developing museum communication as a universal hypertext. The research subject presents room for discussion of many aspects, such as the counteraction to the reorientation of the museum to meet recreational needs, the lack of qualified personnel for the use of digital technologies in museum work, limitations for the use of digital technologies in the museum, and the problems of clip thinking when building museum communication according to the principles of hypertext device. The inclusion of digital technologies in museum practice should be considered a natural reaction of the museum to actualizing a new information paradigm in society. Nevertheless, the museum must preserve its nature and the scientific basis of its activities in the course of significant transformations.

Текст научной работы на тему «НАУЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МУЗЕЯ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

7. Gendina N.I., Rodionova D.D., Kosolapova E.V., Ryabtseva L.N. Informatsionnaya kul'tura muzeologa: uchebnik dlya studentov napravleniya podgotovki "Muzeologiya i okhrana ob"ektov kul'turnogo i prirodnogo naslediya"; kvalifikatsiya (stepen'): bakalavr [Information culture of a museologist: a textbook for students of the training direction "Museology and protection of objects of cultural and natural heritage"; qualification (degree): bachelor]. Scientific ed. N.I. Gendina. Kemerovo, KemGIK Publ., 2022. 227 p. (In Russ.).

8. KGBUK "Krasnoyarskiy khudozhestvennyy muzey imeni Surikova" [Krasnoyarsk Surikov Art Museum]. (In Russ.). Available at: https://www.surikov-museum.ru (accessed 31.10.2022).

9. Metodicheskie rekomendatsii po sozdaniyu i ekspluatatsii saytov i portalov uchrezhdeniy kul'tury muzeynogo tipa [Guidelines for the creation and operation of sites and portals of museum-type cultural institutions]. (In Russ.). Available at: http://e-books.arts-museum.ru/site_method/index.html (accessed 31.10.2022).

10. Osnovy zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii o kul'ture: federal'nyy zakon № 3612-1 ot 09.10.1992 (red. 30.04.2021) [Fundamentals of the legislation of the Russian Federation on culture. Federal law]. Konsul'tantPlyus. (In Russ.). Available at: URL: http://www.consultant.ru/docment/cons_doc_LAW_1870/ba4a47723721240de2418a46 a410cbbf93933e46 (accessed 31.10.2022).

11. Pilko I.S., Savkina S.V. Elektronnye vystavki muzeev i bibliotek: opyt sravnitel'nogo analiza [Electronic exhibitions of museums and libraries: experience of comparative analysis]. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo univer-siteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts], 2012, no. 2, pp. 108-112. (In Russ.).

12. Platforma dlya analiza saytov Similarweb [Website analysis platform Similarweb]. (In Russ.). Available at: https:// www.similarweb.com/ru/platforms/russian-federation (accessed 31.10.2022).

13. Rodionova D.D., Vykhodtsev E.P. Informatsionnyy obraz khudozhestvennogo muzeya: sovremennoe sostoyanie i perspektivy [Information image of an art museum: current state and prospects]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury [Bulletin of the St. Petersburg State Institute of Culture], 2020, no. 4 (45), pp. 93-97. (In Russ.).

14. Samakovskaya O.V. Modelirovanie kontenta sayta muzeya (na primere etnograficheskikh muzeev i muzeev-zapovednikov) [Modeling the content of the museum website (on the example of ethnographic museums and museum-reserves)]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul 'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts], 2010, no. 12, pp. 76-86. (In Russ.).

УДК 069.01

Doi: 10.31773/2078-1768-2022-61-72-81

НАУЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МУЗЕЯ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Лапин Евгений Сергеевич, старший преподаватель, кафедра музеологии и туризма, Алтайский государственный институт культуры (г. Барнаул, РФ). E-mail: lapin.eug22@yandex.ru

Полякова Елена Александровна, доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры музеологии и туризма, Алтайский государственный институт культуры (г. Барнаул, РФ). E-mail: elena2873@ mail.ru

Пичкурова Ирина Андреевна, аспирант, кафедра музеологии и туризма, Алтайский государственный институт культуры (г. Барнаул, РФ). E-mail: irishenka_pustovalova@mail.ru

В современном мире высокую актуальность приобретает проблематика цифровизации различных сфер общественной жизни. Сфера культуры в рамках данного процесса также подвергается значительным преобразованиям, и музей как одна из культурных форм испытывает все тенденции развития культурной сферы. Музей сталкивается с необходимостью модернизации и поиска новых путей для осуществления коммуникативной деятельности и наилучшего представления своих информационных ресурсов, обладающих высоким научным, образовательным и информационным потенциалом. Цель

настоящего исследования заключается в осмыслении наиболее эффективного пути для реализации научно-информационного потенциала музея в контексте цифровизации. Актуальный прогресс в области развития информационно-коммуникационных технологий обусловил их внедрение в деятельность музея, благодаря чему наблюдается значительное повышение роли электронной коммуникации, вызванное также высокой предрасположенностью современного посетителя к такому опосредованному взаимодействию. На данный момент музейный мир осваивает цифровые технологии и использует их для реализации научно-информационного потенциала музейных собраний, однако современная музейная практика демонстрирует также тенденцию переориентации музея на проведение коммерческих выставок, развлекательных мероприятий и оказание услуг, не связанных с целями и задачами его деятельности и не основанных на музейном собрании. Мы предполагаем, что потенциал наследия, хранимого музеем, может быть реализован наиболее оптимальным образом с помощью цифровизации, формирования и выявления дополнительных внутренних и внешних информационных связей. Наиболее перспективным мы считаем путь к интеграции музейных информационных ресурсов, аккумуляции, детализации и связыванию разрозненных фрагментов информации во всей ее полноте, а также развитию музейной коммуникации как универсального гипертекста. Тематика работы представляет широкое поле для обсуждения таких ее аспектов, как противодействие переориентации музея на удовлетворение рекреационных запросов, нехватка квалифицированных кадров, применение цифровых технологий в музейной работе, ограничение для применения цифровых технологий в музее, а также проблематика клипового мышления при выстраивании музейной коммуникации согласно принципам устройства гипертекста. Включение цифровых технологий в музейную практику следует рассматривать как закономерную реакцию музея на актуализацию новой информационной парадигмы в обществе, однако крайне важно, чтобы музей в ходе значительных преобразований сохранял свою природу и научную основу своей деятельности.

Ключевые слова: современный музей, музейная коммуникация, музейные информационные ресурсы, научно-информационный потенциал, трансляция наследия, цифровизация, цифровые технологии, музейный гипертекст.

SCIENTIFIC AND INFORMATIONAL POTENTIAL OF THE MUSEUM IN THE CONTEXT DIGITALIZATION

Lapin Evgeniy Sergeevich, Sr Instructor, Department of Museology and Tourism, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russian Federation). E-mail: lapin.eug22@yandex.ru

Polyakova Elena Aleksandrovna, Dr of Historical Sciences, Associate Professor, Professor of Department of Museology and Tourism, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russian Federation). E-mail: elena2873@ mail.ru

Pichkurova Irina Andreevna, Postgraduate, Department of Museology and Tourism, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russian Federation). E-mail: irishenka_pustovalova@mail.ru

In the modern world, the issues of digitalization of various spheres of public life are becoming increasingly relevant. The cultural sphere is also undergoing significant transformations as part of this process. Thus, as one of the cultural forms, the museum is experiencing all the trends in the development of the cultural sphere. Museums face the need to modernize and search for new ways to implement communication activities and represent their information resources with high scientific, educational, and informational potential in the best possible way. The paper aims to comprehend the most effective way to fulfill the scientific and informational potential of a museum in the context of digitalization. Current progress in the development of information and communication technologies has led to their introduction into the activities of the museum, due to which there is a significant increase in the role of electronic communication, which is also caused by the high predisposition of the modern visitor to such mediated interaction. Currently, the museum world is mastering

digital technologies, using them to fulfill the scientific and informational potential of museum collections. However, in modern museum practice, there is also a tendency to reorient the museum to conduct commercial exhibitions, entertainment events, and services that are neither related to its goals nor based on the museum collection. We assume that the potential of the heritage stored by the museum can be fulfilled most optimally through digitalization, formation, and identification of additional internal and external information links. We consider the most promising way to integrate museum information resources, accumulate, detail, and link disparate fragments of information in their entirety, developing museum communication as a universal hypertext. The research subject presents room for discussion of many aspects, such as the counteraction to the reorientation of the museum to meet recreational needs, the lack of qualified personnel for the use of digital technologies in museum work, limitations for the use of digital technologies in the museum, and the problems of clip thinking when building museum communication according to the principles of hypertext device. The inclusion of digital technologies in museum practice should be considered a natural reaction of the museum to actualizing a new information paradigm in society. Nevertheless, the museum must preserve its nature and the scientific basis of its activities in the course of significant transformations.

Keywords: modern museum, museum communication, museum information resources, scientific information potential, heritage broadcasting, digitalization, digital technology, museum hypertext.

Научно-информационная парадигма современного общества, «породившая» цифровую революцию, обусловила «превращение планеты в глобальную информационную систему» [4]. Совершенствование и повсеместное распространение цифровых технологий вносит существенные коррективы в функционирование различных сфер жизни общества, в числе которых - сфера культуры, ввиду большей консервативности и обращенности к прошлому подвергающаяся наиболее мощным и фундаментальным преобразованиям на фоне процесса цифровизации, протекающего в глобальных масштабах. В широком смысле циф-ровизация выступает как глобальная тенденция мирового прогресса, или мегатренд - крупномасштабный долгосрочный процесс, определяющий качественное содержание текущего этапа общественного развития [2]. В ходе трансформации культурного пространства цифровизация «меняет не только формат приобщения к культурным ценностям, но и позволяет приобрести совершенно новый опыт взаимодействия с культурным контентом» [8, с. 49], а также выступает в качестве основы культуры как таковой [6].

Вследствие обозначенных процессов значительные преобразования неизбежно настигают социальные институты, к числу которых принадлежит и музей - исторически выработанная человечеством форма документирования, сохранения и передачи последующим поколениям информации, обладающей высоким научно-информационным потенциалом. Музей неотделим от культуры,

и тенденции развития последней значительным образом сказываются на его функционировании, обусловливают содержание его деятельности, специфику и векторы развития. Реалии информационной эпохи, с одной стороны, расширяют возможности современного музея в документировании и трансляции наследия, а с другой - ставят перед ним новые вызовы, отражающие общий характер цифровизации культурной сферы.

В заданном контексте представляется вполне закономерной высокая заинтересованность представителей музейного мира в проблематике музейной коммуникации. На фоне глобального информационного общества ретроспективные информационные ресурсы музея вступают в жесткую конфронтацию с иными источниками информации, зачастую более доступными и понятными конечному реципиенту. В заданных условиях музей сталкивается с необходимостью постоянной модернизации и поиска новых путей для осуществления коммуникативной деятельности. При этом информационные ресурсы музея имеют значимое конкурентное преимущество, выделяющее их на фоне многочисленных информационных потоков. Данным преимуществом является высокая степень научного, образовательного и информационного потенциала музейных информационных ресурсов - объединенной совокупности аутентичных музейных предметов, отдельных коллекций, экспозиций и выставок, музейных изданий. Поливариантность и разносторонность музейных информационных ресурсов требуют, по нашему

мнению, отдельного внимания, особенно в аспекте применения цифровых технологий.

Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью определения нового вектора развития научно-информационного потенциала музейного собрания в контексте цифро-визации. На современном этапе важность данной проблематики неоспорима, особенно в контексте продолжающегося процесса формирования новой информационной парадигмы, в то время как музей продолжает быть «одной из констант информационной цивилизации, ввиду ориентации на открытость своей информационной среды и свободу доступа к информации» [10, с. 275]. Осуществляя связь между эпохами и культурами, музей обеспечивает непрерывность коллективного опыта и центрирует, собирает и осмысливает его на основе достоверных источников. Презентация и репрезентация информационных ресурсов музея во всей их полноте и открытости являются необходимым условием наилучшего обеспечения континуальности социальной памяти. Необходимо также отметить, что особую актуальность выбранная нами тематика приобрела в условиях глобальной пандемии СОУГО-19, поскольку именно цифровые технологии позволили музеям осуществлять свою деятельность, продолжая ее в виртуальном пространстве [5].

Новизна темы исследования состоит в рассмотрении специфики реализации научно-информационного потенциала музейного собрания в контексте всеобщей информатизации, цифро-визации и цифровой трансформации культурного пространства.

Цель настоящего исследования заключается в осмыслении специфики реализации научно-информационного потенциала музея в контексте цифровизации.

Представленная работа направлена на решение следующих задач:

1. Охарактеризовать роль музейных предметов в реализации научно-информационного потенциала музея.

2. Рассмотреть актуальные тенденции развития музейной коммуникации в области реализации научно-информационного потенциала музея.

3. Обозначить интеграционный вектор развития научно-информационного потенциала музея в контексте цифровизации.

Исследование базируется на принципе объективности и принципе взаимодействия и единой направленности теории и практики исследования, а также задействует такие подходы, как семиотический и коммуникативный. Семиотический подход в настоящей работе задействован, с одной стороны, с целью представления в качестве знаковой системы культуры в целом и, с другой стороны, с целью выделения отдельных культурных текстов и их фрагментов (музейная экспозиция, музейный предмет) для последующего их рассмотрения с позиций гипертекстуальности. Использование коммуникативного подхода, в свою очередь, объясняется обращением к теории музейной коммуникации, демонстрирующей наибольший потенциал для изучения проблематики функционирования гипертекста в музее.

В ходе исследования были использованы метод анализа литературы и источников, отражающих проблематику исследования, метод синтеза. Основная идея, на которой базируется проблематика исследования: гипертекст, с одной стороны, является формой представления информации, а с другой - моделью современной действительности.

Поскольку в качестве основания научно-информационного потенциала музея выступают именно музейные предметы, его развитие и реализация существенным образом связываются с функциональными характеристиками первоисточников, составляющих музейное собрание. Обратимся к классическим функциям музейных предметов: моделирования действительности, коммуникативной и научно-информационной.

Так, исполняя функцию моделирования действительности, разнородные музейные предметы, объединенные в экспозиционно-выставочные комплексы, вовсе не представляются как сумма отдельных источников. Напротив, музейные предметы вступают во взаимодействие и моделируют минувшую действительность в ее музейном отражении, в совокупности представляя собой не просто свидетельство каких-либо явлений, событий или фактов, но научный текст, адаптированный для восприятия различными категориями аудитории.

Впоследствии, исполняя коммуникативную функцию, музейные предметы транслируют определенные идеи и концепции, передаваемые посетителю средствами музейного языка. При вы-

полнении данной функции происходит передача музейными средствами информации, качество которой традиционно базировалось на смысловом содержании музейной экспозиции / выставки, повышалось в ходе реализации различных форм вербальной коммуникации, а на современном этапе - вследствие использования различных информационно-коммуникационных технологий.

Научно-информационная функция в рамках настоящей работы вызывает наибольший интерес, потому как именно она позволяет музейной информации выходить за рамки музея как социокультурного института, что является, на наш взгляд, одним из важнейших факторов реализации богатого и многопланового потенциала музейного собрания. Научно-информационная функция наилучшим образом представляет многогранность и глубину информационного потенциала музейного собрания, а также широкий комплекс его семантических взаимосвязей с собраниями других музеев, фондами библиотек, архивов и т. д. Активное освоение музеями интернет-пространства, циф-ровизация музейного собрания открывают перед музеем новые перспективы развития его научно-информационной функции.

Прогресс, достигнутый на сегодняшний день в области информационно-коммуникационных технологий, обусловил их широкое внедрение в деятельность музея, благодаря чему для последнего открылись новые горизонты в области трансляции культурного наследия. Активное включение цифровых средств в музейную практику позволило вести речь о существенном расширении границ музейного пространства и формировании фундамента для музейной экспансии, выходящей далеко за пределы стен отдельных учреждений. Таким образом, в контексте цифровой трансформации музея вышеобозначенные функции музейных предметов видоизменяются, адаптируясь к виртуальной среде и фактическому отсутствию физических и информационных границ. Соответственно, в настоящее время применение цифровых технологий во многом предопределяет дальнейшее развитие музейной сферы, поскольку музей сталкивается с необходимостью соответствовать глобальным коммуникационным трендам.

Так, более чем закономерным в контексте цифровой трансформации культуры является

значительное повышение роли электронной коммуникации. Сказанное справедливо в том числе и для коммуникации между музеем и его посетителями, поскольку, с одной стороны, на данном этапе представители музейного мира осознают высокую важность эффективного представления музейного учреждения в Глобальной сети, а с другой стороны, отмечают, что использование средств электронной коммуникации непосредственно в физическом пространстве музея способно продемонстрировать весьма высокую эффективность ввиду соответствия ожиданиям и идеалам современного посетителя. Такой посетитель зачастую в большей мере предрасположен к включению дополнительных технических средств в процессы перемещения по музею и восприятия музейной информации (информационные киоски, путеводители, мобильные приложения для доступа к дополнительной информации и т. д.). При этом электронная коммуникация, на наш взгляд, вовсе не претендует на лидирующую позицию. Визуальная коммуникация, реализуемая на базе аутентичного собрания, традиционно главенствующая в предшествующие эпохи, на современном этапе продолжает быть незыблемой основой музейных коммуникационных процессов любого музея. Однако на данный момент важно осознавать и анализировать дополнительные возможности для комбинации различных типов коммуникации для наиболее эффективного взаимодействия с посетителем.

На современном этапе музейный мир осваивает цифровые технологии и активно задействует их для наилучшей реализации научно-информационного потенциала музейных собраний, благодаря чему музей позиционируется в глазах общественности как современный научно-образовательный и культурно-просветительный центр. Музей, таким образом, представляется в качестве образовательной формы культуры, задействую-щей потенциал музейного собрания с целью просвещения, обучения, воспитания, социализации личности на качественной основе в виде лучших образцов наследия [9].

Однако в заданном контексте необходимо обозначить тенденцию, инициированную в конце ХХ века, на переориентацию музейной коммуникации на удовлетворение рекреационных запросов целевой аудитории. В этот период научно-ин-

формационный потенциал музейного собрания зачастую уходил на второй план, уступая место игровым технологиям. Безусловно, рекреационная функция музея имеет место и призвана решать задачи образования и просвещения посредством использования досуговых технологий с опорой на аутентичный первоисточник - музейный предмет. В настоящее время музейная практика нередко продолжает демонстрировать опыт проведения в музее коммерческих выставок, несоответствующих профилю учреждения, развлекательных мероприятий, не имеющих опоры в виде музейного собрания, а также ориентации культурно-образовательной деятельности музея на оказание услуг, не связанных с целями и задачами его деятельности. Цифровизация музейной сферы способна решить задачу интеграции научно-информационного потенциала музейного собрания и досуговых потребностей посетителей через создание интерактивного музейного продукта с использованием технологий 3D-моделирования, геймификации, дополненной реальности и т. д.

Несмотря на то, что на разных исторических этапах развития общества музейная коммуникация выстраивалась в границах политических, научных, социальных, культурных и иных парадигм, музей как социокультурный институт формировался и развивался именно как научно-образовательное учреждение, деятельность которого направлена на решение задач сохранения, изучения и трансляции наследия. В связи с этим гипотетическую утрату такой основы всей музейной деятельности, как музейное собрание, целесообразно рассматривать в качестве предпосылки потери музеем его научно-образовательного статуса. Помимо того, что эскалация обозначенной проблемы способна посягнуть на статус музея как такового, важно заметить, что она может нивелировать границы между музеем и квазимузейными образованиями.

Таким образом, музейное собрание выступает в качестве элемента, определяющего и образующего собственно музейную деятельность, в связи с чем высокую заинтересованность вызывают вопросы наиболее эффективной реализации научно-информационного потенциала, заложенного в него. Как научно-информационная функция музейных предметов позволяет рассма-

тривать музейное собрание в качестве своеобразного справочно-информационного фонда, так и в контексте глобального процесса цифровизации музейный мир может рассматриваться как универсальная база данных и органично вписываться в концепцию Big Data. Значимость обозначенных тенденций на государственном уровне мы находим в Указе Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», определивших к реализации национальный проект «Культура», составной частью которого является проект «Цифровая культура», ставящий целью цифровизацию музейной деятельности [11].

Цифровые технологии решают задачи расширения процесса музейной коммуникации за счет использования дополнительных виртуальных средств в экспозиционно-выставочной деятельности, музейной педагогике, а также способствуют продвижению статуса и имиджа музея. Так, на современном этапе необходимость цифровой трансформации, по материалам исследования Microsoft, проведенного в России в 2020 году, признают «более 85 % музеев Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области; активно реализуют стратегию цифровизации - 20 %; разработали - 23 %; планируют разработать - 43 %» [13]. Среди приоритетных направлений 82 % респондентов выделяют необходимость «создания цифровых возможностей для посетителей», таких как технологии дополненной реальности, аудиогиды, виртуальные помощники, 53 % респондентов уже используют или планируют начать использование технологий искусственного интеллекта как инструмента музейной цифровизации [13].

Актуальным направлением музейной цифро-визации является взаимодействие с посетителем не только в стенах музея, но и в онлайн-простран-стве. По мнению авторов, одним из наиболее перспективных и эффективных способов развития и представления научно-информационного потенциала музейных собраний является интеграция музейных информационных ресурсов на базе открытых платформ, расположенных в глобальной сети Интернет и представляющих ту или иную проблематику во всей ее полноте. В связи с этим обозначим, что новый вектор развития научно-информационного потенциала музейного собра-

ния, на наш взгляд, состоит в ориентации музейной коммуникации на расширение межмузейных связей, а также на создание общих платформ, позволяющих наиболее детально и широко охарактеризовать определенные темы посредством ввода в коммуникационный процесс материалов экспозиций и фондов музеев, чьи собрания имеют прямую или косвенную тематическую связь. По мнению авторов, наилучшим образом вышеприведенную идею отражает концепция музейной гипертекстуальности.

Гипертекст как таковой являет собой универсальный культурный феномен, появление и актуализация которого предопределяются потребностью человека в передаче и использовании нелинейных форм представления информации. Музейная коммуникация является эффективной базой для построения гипертекста, поскольку информационные потоки, формируемые музеем, организуются в сложный комплекс нелинейных взаимосвязей. Базовым в заданном контексте выступает термин «музейный гипертекст», под которым авторы работы понимают «нелинейно организованную и открытую для интерпретации совокупность текстов, являющуюся фрагментом гипертекста мировой культуры, в которой заложен информационный потенциал музейного собрания, реализуемый в процессе музейной коммуникации и способный стимулировать познавательную активность индивида» [7, с. 35].

Принципы построения музейного гипертекста напоминают устройство интернет-энциклопедии. Так, в процессе чтения определенной статьи пользователь сталкивается с множеством гиперссылок, ведущих как к другим статьям в рамках этой энциклопедии, так и за ее пределы. Переходя по этим гиперссылкам, пользователь способен проложить маршрут между весьма отдаленными областями. При этом получение информации в одном музее способно стимулировать познавательную активность посетителя и направлять его в «путешествие» по информационному пространству как музеев, так и иных информационных ресурсов. Важно отметить, что посетитель при этом строит свой маршрут по большей части самостоятельно и, ознакомившись с одним фрагментом музейного гипертекста, переходит к другим фрагментам, связанным с конкретной областью, фактами, событиями или личностью.

Мы предполагаем, что потенциал наследия, хранимого музеем, может быть реализован наиболее оптимальным образом с помощью цифро-визации и выявления комплекса дополнительных внутренних связей, формирования и (или) раскрытия связей музея с внешней информационной средой через гипертекстовые связи. Мы считаем важным обозначить возможность ввести в поле зрения посетителя многое, что из него изначально и неизбежно ускользает, в том числе неочевидные связи между экспонатами, связи с музейными предметами за пределами экспозиции (например, хранящимися в фондах), межмузейные связи, связи музея с иными учреждениями (архивами, библиотеками) или даже просто с окружающей городской средой. Таким образом, по мнению авторов, в контексте цифровизации подчеркивается необходимость акцентировать внимание на научно-информационной функции музейных предметов, на интеграции музейных информационных ресурсов и гипертекстуализации виртуального музейного пространства.

При этом гипертекстуализация музейных информационных ресурсов требует такой реализации, которая позволит не просто аккумулировать информацию о событиях, явлениях и фактах, но и значительным образом детализировать ее, углублять и усложнять вплоть до освещения и представления наиболее узкоспециальных аспектов, не теряя при этом способности адаптироваться под запросы широких масс посетителей. Предлагаемый нами путь развития музейной коммуникации как универсального гипертекста позволит противостоять навязыванию музею имиджа рекреационного учреждения за счет постановки акцента на научно-информационной составляющей коммуникационного процесса.

В настоящее время тема данной работы представляет широкое поле для обсуждения различных ее аспектов. Ниже обозначены вопросы, требующие, на наш взгляд, большего внимания представителей музейного сообщества и обладающие существенным потенциалом для дискуссии.

Во-первых, обозначенная нами ранее тенденция переориентации музейной коммуникации на удовлетворение рекреационных запросов населения в настоящий момент сохраняет свою актуальность. С одной стороны, данный тренд отражает

готовность музея идти навстречу своей целевой аудитории, становиться ближе к ней, проще и понятнее, однако, с другой стороны, это не позволяет музею полноценно реализовывать его научно-информационный потенциал, что может привести к потере статуса научно-образовательного учреждения, к потенциальному размыванию границ, отделяющих его от квазимузейных явлений.

Во-вторых, в контексте цифровизации значительным образом усложняется проблема, состоящая в нехватке квалифицированных кадров, в равной степени подготовленных как к музейной работе в целом, так и к использованию в ее рамках современных цифровых технологий. Поскольку вопросы реализации научно-информационного потенциала музея приобретают все более тесную связь с налаживанием виртуальной коммуникации и позиционированием музея как значимой части глобального информационного пространства, потребность в повышении квалификации действующих сотрудников, равно как и необходимость усиления подготовки выпускников-музеологов в области информационно-коммуникационных технологий, ощущается особенно остро.

В-третьих, включение цифровых технологий в музейное пространство как таковое также может рассматриваться в качестве дискуссионного момента. В частности, нельзя дать однозначный ответ на вопрос о том, в какой точке применение мультимедиа и средств виртуальной коммуникации начинает подменять собой подлинные музейные экспонаты, поскольку каждое конкретное музейное учреждение в таком случае представляет собой отдельный кейс и требует индивидуального подхода. Кроме того, ярким дискуссионным вопросом правомерно считать виртуализацию музея в далекой перспективе и ее возможные негативные последствия: полный переход музея в виртуальную форму, потеря первоосновы в виде музейного собрания и т. д.

В-четвертых, необходимо отметить, что выстраивание музейной коммуникации в соответствии с принципами устройства гипертекста также является потенциально дискуссионным вопросом. С одной стороны, гипертекст правомерно считать свойством и современного мышления, и современного бытия, первоочередно проявляющимся именно в коммуникативных практиках [3], так что устремления музея, включающего элемен-

ты гипертекстуальности в коммуникационный процесс, на данный момент вполне уместны и понятны. В частности, отметим, что их использование представляет значительные преимущества для коммуникации с молодежной аудиторией, которой свойственны расположенность к восприятию образов и коротких, клипированных текстов, клиповый тип мышления [1]. С другой же стороны, важно понимать, что в таком случае музей, двигаясь навстречу своему посетителю, в некотором смысле поощряет развитие подобного типа мышления за счет обращения к неспособности посетителя к интерпретации продолжительных и глубоких текстов (в том числе текстов культуры) в свою пользу.

Таким образом, активное включение цифровых технологий в музейную практику является закономерной реакцией музея на актуализацию в обществе новой информационной парадигмы. Процесс цифровизации в значительной мере преобразует все сферы жизни, в связи с чем формирует музейного посетителя нового типа -индивида, готового и предрасположенного к взаимодействию с музеем, опосредованному различными информационно-коммуникационными технологиями и частично либо даже полностью протекающему в виртуальной среде.

Научно-информационный потенциал современного музея развивается за счет цифро-визации музейного собрания, способствующей расширению научно-информационной функции музея. Также на его развитие влияют процессы цифровизации музейной коммуникации, выражающиеся в дополнительном использовании цифровых технологий в экспозиционно-выставочной и культурно-образовательной деятельности музея (3D-моделирование, дополненная реальность, виртуализация музейного пространства и т. д.), продвижении музея в интернет-пространстве. С точки зрения авторов настоящей статьи, новый вектор развития научно-информационного потенциала музейного собрания в контексте цифрови-зации связан с гипертекстуализацией музейной коммуникации. Именно музейная коммуникации обладает высоким потенциалом в области формирования музейного гипертекста, нацеленного на расширение межмузейных связей, а также на создание общих платформ, позволяющих наиболее детально и широко охарактеризовать опреде-

ленные темы посредством ввода в коммуникационный процесс материалов экспозиций и фондов различных музеев.

Практическая значимость представленного исследования заключается в обозначении траектории для развития и реализации научно-информационного потенциала музея в рамках современной практики музейной работы. Повышение и эффективное использование научно-информаци-

онного потенциала музейного собрания через ги-пертекстуализацию музея представляется как необходимое условие дальнейшего развития теории и практики музейной коммуникации, поскольку именно это позволит музею в полной мере сохранить свою миссию и обеспечить стабильное функционирование в качестве уникальной аутентичной базы данных глобального информационного общества.

Литература

1. Антропология музея: концептосфера идей, исторического диалога и сохранения ценностных констант: (материалы «круглого стола») / Б. И. Пружинин, С. И. Богданов, Н. Б. Василевич, П. А. Васинева [и др.] // Вопросы философии. - 2019. - № 5. - С. 5-26.

2. Гендина Н. И., Колкова Н. И., Рябцева Л. Н. Цифровизация в сфере культуры: сущность, нормативно-правовое регулирование, приоритетные направления совершенствования кадрового обеспечения // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2020. - № 50. - С. 183-197.

3. Звездина А. А. Гипертекстуальность современного мышления // Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2015. - № 4(99). - С. 386-390.

4. Информационная эпоха: новые парадигмы культуры и образования: монография / О. Н. Астафьева, Л. Б. Зуба-нова, Н. Б. Кириллова [и др.]. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. - 292 с.

5. Ипатова С. С. Сфера культуры в условиях пандемии: проблемы и возможности // Научные записки молодых исследователей. - 2021. - № 1. - С. 31-40.

6. Кузнецова Т. Ф. Цифровизация и цифровая культура // Горизонты гуманитарного знания. - 2019. - № 2. -С. 96-102.

7. Лапин Е. С., Полякова Е. А. Музейный гипертекст как культурная форма // Современные тенденции в развитии музеев и музееведении: сб. тр. конф. - Новосибирск: ИИ СО РАН, 2017. - С. 31-35.

8. Музычук В. Ю. Основные направления цифровизации в сфере культуры: зарубежный опыт и российские реалии // Вестник Института экономики Российской академии наук. - 2020. - № 5. - С. 49-63.

9. Пичкурова И. А. Информационные технологии в виртуальной коммуникации современного музея // Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). - 2021. - № 1 (27). - С. 57-63.

10. Пичкурова И. А., Кутькина О. П. Информационно-коммуникационные технологии и их возможности в музейном мире // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2020. - № 53. -С. 274-278.

11. Президент России. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года [Электронный ресурс]: указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204. -URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201805070038?ysclid= (дата обращения: 15.10.2022).

12. Пятаева Е. В., Ломовцева А. В. Цифровизация культурной сферы на римере деятельности музеев // Вестник музея археологии и этнографии Пермского Предуралья. - 2020. -№ 10. - С. 10-11.

13. Цифровизация в сфере культуры и искусства [Электронный ресурс]. - URL: https://www.tadviser.ru/index.php/ Статья:Цифровизация_в_сфере_культуры_и_искусства (дата обращения: 15.10.2022).

References

1. Pruzhinin B.I., Bogdanov S.I., Vasilevich N.B., Vasineva P.A. [et al.]. Antropologiya muzeya: kontseptosfera idey, istoricheskogo dialoga i sokhraneniya tsennostnykh konstant: (materialy «kruglogo stola») [Museum anthropology: Conceptosphere of ideas, historical dialogue, and preservation of value constants (Proceedings of the "round table")]. Voprosyfilosofii [Problems of Philosophy], 2019, no. 5, pp. 5-26. (In Russ.).

2. Gendina N.I., Kolkova N.I., Ryabtseva L.N. Tsifrovizatsiya v sfere kul'tury: sushchnost', normativno-pravovoe regu-lirovanie, prioritetnye napravleniya sovershenstvovaniya kadrovogo obespecheniya [Digitalization in the Sphere of culture: Essence, Legal Regulation, Priority Directions of Improvement of Human Resources]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2020, no. 50, pp. 183-197. (In Russ.).

3. Zvezdina A.A. Gipertekstual'nost' sovremennogo myshleniya [Hypertextuality of Modern Thinking]. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta [Bulletin of the Irkutsk State Technical University], 2015, no. 4(99), pp. 386-390. (In Russ.).

4. Astafyeva O.N., Zubanova L.B., Kirillova N.B. [et al]. Informatsionnaya epokha: novye paradigmy kul'tury i ob-razovaniya: monografiya [Information Age: New Paradigms of Culture and Education. Monograph]. Ekaterinburg, Ural University Publ., 2019. 292 p. (In Russ.).

5. Ipatova S.S. Sfera kul'tury v usloviyakh pandemii: problemy i vozmozhnosti [The sphere of culture in a pandemic: problems and opportunities]. Nauchnye zapiski molodykh issledovateley [Scientific Notes of Young Researchers], 2021, no. 1, pp. 31-40. (In Russ.).

6. Kuznetsova T.F. Tsifrovizatsiya i tsifrovaya kul'tura [Digitalization and digital culture]. Gorizonty gumanitarnogo znaniya [Horizons of Humanitarian Knowledge], 2019, no. 2, pp. 96-102. (In Russ.).

7. Lapin E.S., Poliakova E.A. Muzeinyy gipertekst kak kul'turnaya forma [Museum Hypertext as a Cultural Form]. Sovremennye tendentsii v razvitii muzeev i muzeevedeniya: sbornik trudov konferentsii [Modern trends in the development of museums and museology. Proceedings of the conference]. Novosibirsk, II SBRAS Publ., 2017, pp. 31-35. (In Russ.).

8. Muzychuk V.Yu. Osnovnye napravleniya tsifrovizatsii v sfere kul'tury: zarubezhnyy opyt i rossiyskie realii [Basic Directions of Digitalization in the Field of Culture: Foreign Experience and Russian Realities]. Vestnik Instituta ekonomiki Rossiyskoy akademii nauk [Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences], 2020, no. 5, pp. 49-63. (In Russ.).

9. Pichkurova I.A. Informatsionnye tekhnologii v virtual'noy kommunikatsii sovremennogo muzeya [Information Technologies in Virtual Communication of a Modern Museum]. Uchenye zapiski (Altayskaya gosudarstvennaya aka-demiya kul'tury i iskusstv) [Scientific Notes (Altai State Academy of Culture and Arts)], 2021, no. 1 (27), pp. 57-63. (In Russ.).

10. Pichkurova I.A., Kutkina O.P. Informatsionno-kommunikatsionnye tekhnologii i ikh vozmozhnosti v muzeynom mire [Information and communication technologies and their capabilities in the museum world]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts], 2020, no. 53, pp. 274-278. (In Russ.).

11. Prezident Rossii [President of Russia]. O natsional'nykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2024 goda [On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024]. (In Russ.). Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001201805070038?ysclid= (accessed 15.10.2022).

12. Pyatayeva E.V., Lomovtseva A.V. Tsifrovizatsiya kul'turnoy sfery na primere deyatel'nosti muzeev [Digitalization of the Cultural Sphere on the Example of Museum Activities]. Vestnik muzeya arkheologii i etnografii Perm-skogo Predural'ya [Bulletin of the Museum of Archeology and Ethnography of the Perm Cis-Urals], 2020, no. 10, pp. 10-11. (In Russ.).

13. Tsifrovizatsiya v sfere kul'tury i iskusstva [Digitalization in the Field of Culture and Arts]. (In Russ.). Available at: https://www.tadviser.ru/index.php/Stat'ya:Tsifrovizatsiya_v_sfere_kul'tury_i_iskusstva (accessed 15.10.2022).

УДК 008

Doi: 10.31773/2078-1768-2022-61-81-90

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

КИТАЙСКО-РОССИЙСКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ ОБМЕН В СФЕРЕ ИСКУССТВА МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА ГО ШАОГАНА)

Сюй Цидун, аспирант, Забайкальский государственный университет (г. Чита, РФ). E-mail: 13621194513@163.com

Статья посвящена культурному обмену в сфере искусства как важной части взаимодействия между Китаем и Россией. На основе изучения специальной литературы рассматриваются исторический и со-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.