Научная статья на тему 'ГИПЕРТЕКСТОВАЯ МОДЕЛЬ МУЗЕЙНОЙ КОММУНИКАЦИИ'

ГИПЕРТЕКСТОВАЯ МОДЕЛЬ МУЗЕЙНОЙ КОММУНИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
175
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / МОДЕЛЬ КОММУНИКАЦИИ / ГИПЕРТЕКСТОВАЯ МОДЕЛЬ / МУЗЕЙНЫЙ ГИПЕРТЕКСТ / ГИПЕРТЕКСТУАЛИЗАЦИЯ МУЗЕЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лапин Евгений Сергеевич

Настоящая работа посвящена рассмотрению теоретических аспектов реализации гипертекста в рамках музейной коммуникации. Актуальность представленной тематики обусловлена необходимостью поиска наиболее эффективных способов взаимодействия музея с целевой аудиторией в контексте глобального информационного пространства. Поскольку коммуникационные представления о музее в настоящее время испытывают повышенное внимание со стороны как теоретиков, так и практиков музейного дела, музейная коммуникация демонстрирует тенденцию к активной модернизации. Одним из перспективных направлений развития музейной коммуникации является взгляд на неё через призму гипертекстуальности, что подтверждается в том числе предшествующей музейной практикой, состоящей в успешной реализации международного проекта «Еврорегион Карелия: музейный гипертекст». Цель данной работы заключается в формировании гипертекстовой модели музейной коммуникации, способной представить основные идеи музейной гипертекстуальности. В рамках настоящей работы были использованы общенаучные методы: анализ, синтез, описание, моделирование. Результатом представленных изысканий является разработка гипертекстовой модели музейной коммуникации, во многом опирающейся на предшествующий опыт применения гипертекстовых технологий в музейной сфере. Данная модель может рассматриваться как одна из наиболее эффективных с точки зрения реализации научно-информационного потенциала музейного собрания, а также демонстрации внутренних и внешних связей музейного учреждения во всех их полноте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A HYPERTEXT MODEL OF MUSEUM COMMUNICATION

Currently, the problem of heritage broadcasting remains highly relevant, and the issues of social functioning of information are of particular importance. Trends in the development of culture affect the museum functioning, and against the background of the information processes intensification, arises a special interest in the problems of museum communication. One of the promising directions in the development of museum communication is to view it through the prism of hypertextuality. Hypertext is a universal cultural phenomenon that reflects the human need for the transmission and use of non-linear forms of information presentation. Museum communication is an effective basis for building the hypertext, since information flows in the museum organize a complex set of non-linear connections. In the frames of the given topic, the phenomenon of museum hypertext, as well as its practical implementation, has great importance. The significant Russian-Finnish project involving the hypertext technologies is named “Euroregion Karelia: Museum Hypertext” and aimed at the best disclosure of the potential and development of the regional museums. The experience of presenting the museum network of the region in the format of museum hypertext is very valuable and useful. Since the effectiveness of the use of hypertext technologies in museum work is demonstrated by practice, it is advisable to reflect the general rules for the museum hypertext functioning in a communication process by presenting the hypertext model of museum communication. The proposed model of museum communication is based on such basic principles as emphasis on the implementation and development of the scientific and informational potential of the museum collection; focus on a wide target audience; identification and formation of internal and external information links of the museum; informational openness of the museum. The model is universal and two-level. It takes into account the dialogic nature and interactivity of the communication process, and also denotes the integration of the museum as a special sociocultural information system into the modern information environment. An increase in the scientific and informational potential of museum communication seems to be a necessary condition for the development of the theory and practice of museum communication, while discussing the model expresses the need of closer connection between the museum and its target audience, and emphasizes the high importance of preserving the scientific and educational nature of museum activities.

Текст научной работы на тему «ГИПЕРТЕКСТОВАЯ МОДЕЛЬ МУЗЕЙНОЙ КОММУНИКАЦИИ»

6. Museum of archeological wood "Tatarskaya Slobodka" of Sate Museum-reserve "Town-island of Sviyazhsk" review video [Электронный ресурс], 2018. - URL: http://www.faimpavicom.org/#/work/public/df3d4a5b-b90e-4e09-bd4a-5bb90eae0931 (дата обращения: 31.01.2021).

7. Developing interactive exhibits for the Science Museum Version 2.0 Science Museum [Электронный ресурс]. -London, 2013. - URL: https://www.museuminsider.co.uk/wp-content/uploads/2013/06/Appendix_Guide_To_Devel-oping_Interactives_V4.pdf (дата обращения: 31.01.2021).

8. What We've Learned about Evaluating Prototype Exhibits. Science Museum. [Электронный ресурс]. - London, 2010. - URL: https://blackforesters.com/veroeffentlichungen/3_Ecsite_Newsletter_84_Autumn_2010_-_Visitor_ studies_and_evaluation.pdf (дата обращения: 31.01.2021).

References

1. Vafina G.Kh., Ovechkina L.V., Sadriev N.R., Starkov A.S. O nekotorykh podkhodakh k postroeniyu trekhmernykh modeley sooruzheniya [Approaches to the Generation of Three-Dimensional Building Models]. Povolzhskaya arkheologiya [The Volga River Region Archaeology], 2018, no. 4 (26), pp. 193-202. (In Russ.).

2. Nabiullin A.F., Shakirov A.S., Mukhtov I.G. Problemy vnedreniya statsionarnykh interaktivnykh mul'timedia sistem v muzeynye ekspozitsii. Riski i resheniya [Installation problems of stationary interactive multimedia systems in museum expositions. risks and solutions]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedenie [Tomsk state university journal of cultural studies and art history], 2018, no. 31, pp. 235-243. (In Russ.).

3. Shtele O.E. Muzey arkheologicheskogo dereva v Sviyazhske kak primer sovremennogo muzeynogo kompleksa na territorii ob"ekta vsemirnogo naslediya YuNESKO [Archaeological wood museum in Sviyazhsk as modern museum complex example within the territory of UNESCO World Heritage Object]. Nasledie i sovremennost'[Heritage and Modern Times], 2018, 1(3), vol. 1, pp. 87-94. (In Russ.).

4. Gammon B. Visitors' use of computer exhibits: Findings from 5 grueling years of watching visitors getting it wrong. Informal Learning Review, 1999, р. 38. (In Engl.).

5. Gonjalves L., Campos P., Sousa M. M-dimensions: A framework for evaluating and comparing interactive installations in museums. Proceedings of the 7th Nordic Conference on Human-Computer Interaction: Making Sense Through Design (NordiCHI '12), 2012, рр. 59-68. (In Engl.).

6. Museum of archeological wood "Tatarskaya Slobodka " of Sate Museum-reserve "Town-island of Sviyazhsk" review video, 2018. (In Engl.). Available at: http://www.faimpavicom.org/#/work/public/df3d4a5b-b90e-4e09-bd4a-5bb90e-ae0931 (accessed 31.01.2021).

7. Developing interactive exhibits for the Science Museum Version 2.0 Science Museum. London, 2013. (In Engl.). Available at: https://www.museuminsider.co.uk/wp-content/uploads/2013/06/Appendix_Guide_To_Developing_ Interactives_V4.pdf (accessed 31.01.2021).

8. What We've Learned about Evaluating Prototype Exhibits. Science Museum. London, 2010. (In Engl.). Available at: https://blackforesters.com/veroeffentlichungen/3_Ecsite_Newsletter_84_Autumn_2010_-_Visitor_studies_and_eva luation.pdf (accessed 31.01.2021).

УДК 069.01

ГИПЕРТЕКСТОВАЯ МОДЕЛЬ МУЗЕЙНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Лапин Евгений Сергеевич, преподаватель кафедры музеологии и туризма, Алтайский государственный институт культуры (г. Барнаул, РФ). E-mail: lapin.eug22@yandex.ru

Настоящая работа посвящена рассмотрению теоретических аспектов реализации гипертекста в рамках музейной коммуникации. Актуальность представленной тематики обусловлена необходимостью поиска наиболее эффективных способов взаимодействия музея с целевой аудиторией в контексте глобального информационного пространства. Поскольку коммуникационные представления о музее в настоящее время испытывают повышенное внимание со стороны как теоретиков, так и практиков музейного дела, музейная коммуникация демонстрирует тенденцию к активной модернизации. Од-

ним из перспективных направлений развития музейной коммуникации является взгляд на неё через призму гипертекстуальности, что подтверждается в том числе предшествующей музейной практикой, состоящей в успешной реализации международного проекта «Еврорегион Карелия: музейный гипертекст». Цель данной работы заключается в формировании гипертекстовой модели музейной коммуникации, способной представить основные идеи музейной гипертекстуальности. В рамках настоящей работы были использованы общенаучные методы: анализ, синтез, описание, моделирование. Результатом представленных изысканий является разработка гипертекстовой модели музейной коммуникации, во многом опирающейся на предшествующий опыт применения гипертекстовых технологий в музейной сфере. Данная модель может рассматриваться как одна из наиболее эффективных с точки зрения реализации научно-информационного потенциала музейного собрания, а также демонстрации внутренних и внешних связей музейного учреждения во всех их полноте.

Ключевые слова: музейная коммуникация, модель коммуникации, гипертекстовая модель, музейный гипертекст, гипертекстуализация музея.

A HYPERTEXT MODEL OF MUSEUM COMMUNICATION

Lapin Evgeniy Sergeevich, Instructor of Department of Museology and Tourism, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russian Federation). E-mail: lapin.eug22@yandex.ru

Currently, the problem of heritage broadcasting remains highly relevant, and the issues of social functioning of information are of particular importance. Trends in the development of culture affect the museum functioning, and against the background of the information processes intensification, arises a special interest in the problems of museum communication. One of the promising directions in the development of museum communication is to view it through the prism of hypertextuality.

Hypertext is a universal cultural phenomenon that reflects the human need for the transmission and use of non-linear forms of information presentation. Museum communication is an effective basis for building the hypertext, since information flows in the museum organize a complex set of non-linear connections. In the frames of the given topic, the phenomenon of museum hypertext, as well as its practical implementation, has great importance.

The significant Russian-Finnish project involving the hypertext technologies is named "Euroregion Karelia: Museum Hypertext" and aimed at the best disclosure of the potential and development of the regional museums. The experience of presenting the museum network of the region in the format of museum hypertext is very valuable and useful. Since the effectiveness of the use of hypertext technologies in museum work is demonstrated by practice, it is advisable to reflect the general rules for the museum hypertext functioning in a communication process by presenting the hypertext model of museum communication.

The proposed model of museum communication is based on such basic principles as emphasis on the implementation and development of the scientific and informational potential of the museum collection; focus on a wide target audience; identification and formation of internal and external information links of the museum; informational openness of the museum. The model is universal and two-level. It takes into account the dialogic nature and interactivity of the communication process, and also denotes the integration of the museum as a special sociocultural information system into the modern information environment. An increase in the scientific and informational potential of museum communication seems to be a necessary condition for the development of the theory and practice of museum communication, while discussing the model expresses the need of closer connection between the museum and its target audience, and emphasizes the high importance of preserving the scientific and educational nature of museum activities.

Keywords: museum communication, communication model, hypertext model, museum hypertext, museum hypertextualization.

Doi: 10.31773/2078-1768-2021-55-90-99

В настоящее время проблематика трансляции наследия сохраняет высокую актуальность, а особую важность приобретают вопросы функционирования информации в социуме. Тенденции развития культуры сказываются на функционировании музея, и на фоне интенсификации информационных процессов возникает особый интерес к проблематике музейной коммуникации. Одним из перспективных направлений развития музейной коммуникации является взгляд на неё через призму гипертекстуальности.

Гипертекст являет собой универсальный культурный феномен, отражающий потребность человека в передаче и использовании нелинейных форм представления информации. Музейная коммуникация является эффективной базой для построения гипертекста, так как информационные потоки в музее организуют сложный комплекс нелинейных взаимосвязей. Высокую важность в рамках заданной темы имеет феномен музейного гипертекста, а также его реализация на практике.

Знаковым проектом, задействующим гипертекстовые технологии, является российско-финский проект «Еврорегион Карелия: музейный гипертекст», направленный на наилучшее раскрытие потенциала и развитие музеев региона. Опыт представления музейной сети региона в формате музейного гипертекста является весьма ценным и полезным. Так как эффективность применения гипертекстовых технологий в музейной работе демонстрируется практикой, целесообразным является отражение общих правил функционирования музейного гипертекста в коммуникационном процессе путём представления гипертекстовой модели музейной коммуникации.

Предлагаемая модель музейной коммуникации строится на таких базовых принципах, как упор на реализацию и развитие научно-информационного потенциала музейного собрания; направленность на широкую целевую аудиторию; выявление и формирование внутренних и внешних информационных связей музея; информационная открытость музея. Модель является универсальной и двухуровневой, учитывает диа-логичность и интерактивность коммуникационного процесса, а также обозначает встроенность музея как особой социально-культурной информационной системы в современную информационную среду. Повышение научно-информационного потенциала музейной коммуникации

представляется как необходимое условие развития теории и практики музейной коммуникации, в то время как рассматриваемая модель выражает необходимость в сближении музея и целевой аудитории и подчёркивает высокую значимость сохранения научно-просветительского характера музейной деятельности.

На современном этапе развития общества проблематика трансляции наследия неизбежно сохраняет высокую степень актуальности. В век информационных технологий, для которого характерна значительная акцентуация на вопросах функционирования информации в социуме, с соответствующей точки обзора следует рассматривать и деятельность музея, поскольку последний существует в системе культуры, и тенденции развития последней - в особенности те, что связаны с информатизацией - непременно сказываются на его функционировании. Так, на фоне значительной интенсификации информационных процессов в глобальных масштабах закономерно возникает повышенный интерес к проблематике музейной коммуникации. Вопросы, связанные с построением наиболее эффективного взаимодействия с музейной аудиторией, на данный момент являются особенно актуальными, поскольку в настоящее время ретроспективные информационные ресурсы музейных учреждений пребывают в наиболее острой конкуренции с иными информационными источниками. Как теоретики, так и практики музейного дела ищут оптимальные пути для взаимодействия музея с аудиторией, за счёт чего музейная коммуникация демонстрирует тенденцию к постоянной модернизации и развитию. Одним из наиболее перспективных векторов развития коммуникационных представлений о музее, по нашему мнению, является взгляд на музейную коммуникацию через призму гипертекстуальности.

Гипертекст являет собой универсальный культурный феномен, отражающий потребность человека в передаче и использовании нелинейных форм представления информации. Несмотря на то, насколько сильно гипертекст отражает особенности современной культуры (такие как образность, демассифицированность, виртуальность, плюрализм, децентрализация, фрагментарность [1]), продуктом последней он не является. Напротив, гипертекстовая структура является

вполне характерной для религиозных писаний, для справочных и научных изданий. Т. Нельсон, автор термина «гипертекст», указывает на то, что линейность письма обусловливается линейностью речевого аппарата человека, вызванной присутствием лишь одного канала для этого [8], притом что человеческое мышление не является линейным, а напротив - оно должным образом приспособлено к работе с информацией, представленной непоследовательно. Так, О. В. Сергеева констатирует: «Концепция гипертекста связана с поисками такого формата для хранения и представления идей, который приближался бы к принципу работы человеческого мозга. Процесс мышления строится на ассоциациях, следовательно, фиксация мыслей в текстовом формате должна структурироваться согласно тем же самым принципам» [6, с. 317]. Если изначально стремление к гипертекстуальности продиктовано в большей мере природой человеческого мышления, то современный уровень развития информационно-коммуникационных технологий лишь утвердил гипертекст в качестве некой универсальной информационной доминанты.

Музейная коммуникация является достаточно эффективной базой для построения гипертекста, поскольку информационные потоки, формируемые музеем, организуются в сложный комплекс нелинейных взаимосвязей. При этом важно акцентировать внимание на том, что включение проблематики гипертекстуальности музейной коммуникации в объектив научных исследований является вполне закономерным этапом развития коммуникационных представлений о музее, который не отвергает предыдущие этапы, но предполагает новый взгляд на сущность музейного коммуникационного процесса. Базовым в заданном контексте выступает термин «музейный гипертекст», под которым автор работы понимает «нелинейно организованную и открытую для интерпретации совокупность текстов, являющуюся фрагментом гипертекста мировой культуры, в которой заложен информационный потенциал музейного собрания, реализуемый в процессе музейной коммуникации и способный стимулировать познавательную активность индивида» [3, с. 35]. Важным аспектом, предваряющим дальнейшие теоретические изыскания, является реализация музейного гипертекста на практике.

Важно отметить, что прикладные музейные проекты зачастую способны демонстрировать опережение музеологической научной мысли, и проблематика музейной гипертекстуальности являет собой яркий пример такого расхождения в параллельном развитии теории и практики музейного дела. В связи с этим релевантный опыт реализации музейных проектов представляется как эффективный катализатор развития теории. Одним из проектов, широко задействующих гипертекстовые технологии, является российско-финский проект «Еврорегион Карелия: музейный гипертекст». Данный проект был направлен на наилучшее раскрытие потенциала и развитие музеев региона [7] и в должной мере показал эффективность использования гипертекстовых принципов построения экспозиций, расположенных к свободной интерпретации и вариативной маршрутизации, а также возможности объединения музеев в рамках единой открытой информационной системы, нивелирующей информационные границы между собраниями учреждений. Рассмотрим данный проект подробнее, поскольку именно он воплощает в себе идеи музейной гипертекстуальности и являет собой репрезентативный пример их успешной реализации.

«Еврорегион Карелия: музейный гипертекст» представляет собой комплексный проект, общей целью которого стало «содействие формированию трансграничного культурного пространства Еврорегиона Карелия на основе общего видения, выявления и музейной интерпретации исторических и культурных особенностей территории» [2]. Были заявлены и конкретные цели данного проекта, выраженные как «активное вовлечение ценностного, информационного, коммуникационного и творческого потенциала музеев в процесс экономического, социального и культурного развития Еврорегиона Карелия» [5], а также «модернизация музейной сферы Еврорегиона Карелия на основе разработки, адаптации и внедрения новых концептуальных подходов, методов и технологий, открывающих реальным и потенциальным потребителям музейных услуг расширенные возможности для более эффективного (в том числе - самостоятельного) освоения региональных ресурсов культурного наследия» [5]. Проект получил свою реализацию в 2013-2014 годах, в рамках которой произошло техническое переоснащение музеев,

формирование новых экспозиций, организация ряда мероприятий (выставок, конференций, туров), осуществлён выпуск сувенирной и полиграфической продукции, а также вывод активного и тесного межмузейного сотрудничества на новый уровень. Масштабы проекта охватили 12 организаций Карелии и Финляндии.

Ещё одним результатом реализации проекта стала разработка «Открытой Карелии». Музейная информационная система «Открытая Карелия» [7] являет собой портал, объединяющий ресурсы ряда музеев Карелии и Финляндии в единое информационное музейное пространство с выделением множества внутренних связей и возможностью построения маршрута по узлам музейной сети в зависимости от потребностей и интересов индивида. «Открытая Карелия» концентрирует всю необходимую информацию в общей базе данных, объединяющей финские и российские учреждения. Информационный ресурс снабжён интерактивной картой, позволяющей пользователю подробнее ознакомиться с информацией о каждом из музеев, входящих в сеть. Также примечательно, что каждый музей в системе снабжён персональной страницей.

Поскольку данный информационный продукт служит централизации доступа к значительной части музейных ресурсов региона и предлагает мультиплатформенное мобильное приложение, его правомерно считать полноценным средством информационной поддержки для посетителей в рамках целой музейной сети. Система «Открытая Карелия», таким образом, предоставляет музеям интеграцию ресурсов, в том числе внешних (например, вики-ресурсов), в рамках единого виртуального пространства и обеспечивает их доступность на широком диапазоне пользовательских устройств, предлагая посетителю индивидуальный подход и широкую информационную поддержку. Подобная организация музейного гипертекста в электронном виде является наглядным вариантом реализации масштабного межмузейного проекта в соответствии с запросами современного посетителя, расположенного к использованию открытых, качественных и интерактивных информационных ресурсов.

Опыт представления музейной сети региона в формате музейного гипертекста в глобальной сети является весьма ценным и полезным, а по-

добный формат музейного представительства, по нашему мнению, обладает значительными перспективами в области централизации музейных и туристских ресурсов, в области формирования и продвижения территориального бренда. Ввиду того, что эффективность применения гипертекстовых технологий в музейной работе в должной мере демонстрируется и обосновывается практикой, мы считаем целесообразным перейти к отражению наиболее общих правил и закономерностей функционирования музейного гипертекста в контексте коммуникационного процесса. Подходящим средством решения данной задачи является представление гипертекстовой модели музейной коммуникации.

Разработка модели в первую очередь предполагает формулировку проблемы и дальнейший поиск возможностей для её решения. Так, современный период отмечен тенденцией, которая заключается в переориентации музейной коммуникации на удовлетворение рекреационных запросов населения. Рекреационная функция музея - производная от образовательно-воспитательной - призвана решать задачи образования и просвещения посредством использования рекреационных технологий с опорой на первоисточник -музейный предмет. В то же время музейная практика свидетельствует и об ином опыте, который заключается в проведении в музее коммерческих выставок, не связанных с профилем учреждения, проведении мероприятий развлекательного характера, не имеющих опоры в виде музейного собрания, а также ориентации культурно-образовательной деятельности на оказание услуг.

Музей как социокультурный институт формировался и развивался именно как научно-образовательное учреждение, решающее задачи по сохранению, изучению и трансляции наследия, однако необходимо отметить, что, безусловно, на разных исторических этапах коммуникативная деятельность музея была ориентирована на решение определённых задач, обусловленных социально-политической и социально-культурной ситуацией. Современный же этап развития общества характеризуется формированием новой информационной парадигмы, а «музей как социокультурный институт, целью которого является документирование, изучение и трансляция историко-культурного наследия, является одной

из констант информационной цивилизации, ввиду ориентации на открытость своей информационной среды и свободу доступа к информации» [4, с. 275]. Это обусловливает необходимость определения нового вектора развития научно-информационного потенциала музейного собрания, ориентированность музейной коммуникации на расширение межмузейных связей посредством создания общих платформ, позволяющих наиболее детально и широко охарактеризовать определённые темы посредством ввода в коммуникационный процесс, создаваемый по гипертекстовым принципам, материалов экспозиций и фондов целого ряда музеев, чьи собрания прямо или косвенно связанны с определённой темой.

С целью наилучшего представления предлагаемой модели музейной коммуникации необходимо охарактеризовать базовые принципы, на которых она строится. Прежде всего, обозначим её строгую направленность на широкую целевую аудиторию музейных посетителей как целевой объект воздействия. Гипертекстовая модель музейной коммуникации предполагает открытость и предрасположенность музея к свободному общению с любым представителем целевой аудитории, основанному на учёте индивидуальных характеристик посетителя и включении соответствующих способов и средств коммуникации. Специфика рассматриваемой модели позволяет наилучшим образом представить тематику во всей её глубине таким образом, что каждый индивид сможет постичь и освоить её в степени, соответствующей его личному опыту и знаниям. Иначе говоря, предполагается способность музея представить фрагменты масштабного музейного гипертекста именно в том объёме и последовательности, которые будут соответствовать уровню развития посетителя, будут подстраиваться под его интересы, потребности и предпочтительные типы и способы коммуникации. Целевая аудитория музея, реализующего гипертекстовую модель коммуникации, представляется во всей её глубине и широте, но в то же время коммуникационная стратегия такого музея не становится ненаправленной и хаотичной, а, скорее, приобретает черты конструктора, ориентируется на предсказание возможных коммуникативных ситуаций и составление фрагментов музейного гипертекста в соответствующем порядке.

Важно обозначить то, что рассматриваемая модель не посягает на фундаментальную ценность музейных экспонатов - первоисточников, равно как и на профессиональный труд музейных сотрудников, направленный на выявление, формирование смыслов и значений и последующее представление всего ценностного и информационного потенциала музейных предметов. Однако гипертекстовая модель музейной коммуникации предполагает то, что потенциал наследия, хранимого музеем, может быть реализован наиболее актуальным и оптимальным образом с помощью выявления дополнительных внутренних связей, формирования и (или) раскрытия связей музея с внешней информационной средой. С заданного ракурса рассмотрения проблемы мы считаем важным обозначить возможность ввести в поле зрения посетителя многое, что из него изначально и неизбежно ускользает: неочевидные (для непрофессионалов) связи между экспонатами и экспозиционно-выставочными комплексами, связи с музейными предметами за пределами экспозиции (например, хранящимися в фондах), межмузейные связи, связи музея с иными учреждениями (архивами, библиотеками) или даже просто с окружающей городской средой (например, с исторической застройкой, отдельными объектами культурного наследия и т. д.).

Рассматриваемая модель требует такой реализации, которая позволит не просто аккумулировать информацию о событиях, явлениях и фактах, но и значительным образом детализировать её, углублять и усложнять вплоть до освещения и представления наиболее узкоспециальных аспектов, не теряя при этом способности адаптироваться под запросы широких масс посетителей. Предлагаемый путь развития музейной коммуникации позволит противостоять превращению музея в исключительно рекреационное учреждение за счёт постановки акцента на научно-информационной составляющей коммуникационного процесса.

Таким образом, автор рассматриваемой модели стремится продемонстрировать возможные пути к усилению эмерджентного эффекта объединения музейных предметов без учёта физических и информационных границ между музейными учреждениями, социальными институтами, населёнными пунктами и т. д. Соответственно, применяя гипертекстовую модель музейной комму-

никации, музей предлагает посетителю не только качественную музейную информацию в наиболее удобной и доступной форме, но также демонстрирует обширный комплекс своих связей с внешней информационной средой, представляет дополнительную информационную поддержку того или иного уровня. Объединяя свои информационные ресурсы друг с другом, а также с ресурсами иных учреждений и организаций, музеи вносят значительный вклад в экологизацию современного информационного пространства.

Реализация гипертекстовой модели коммуникации предполагает, что музей готов и намерен позиционировать себя как часть глобального информационного пространства, а не как некое пространство, строго изолированное от внешнего мира. Выстраивая коммуникационную стратегию в соответствии с гипертекстовой моделью, музей соглашается на информационную открытость и способствует устранению информационных границ, сохраняя при этом свой статус и самобытную музейную природу и не растворяясь в глобальном информационном пространстве.

Далее необходимо представить комплекс элементов гипертекстовой модели музейной коммуникации, а также их взаимосвязи. Авторская модель апеллирует к классическому набору элементов музейной коммуникации, в числе которых - музейные предметы, работники, экспозиция, посетители. Все данные элементы помещаются в информационное музейное пространство, которое в действительности не ограничивается стенами музейного учреждения, поскольку его коммуникационный потенциал реализуется в том числе и за его пределами. Рассмотрим элементы модели подробнее.

Музейные предметы в рамках нашей разработки, в отличие от ряда других моделей, представлены именно во множественном числе ввиду того, что, по нашему мнению, не вполне корректно в данном случае вести речь об информационном потенциале отдельного объекта. Кроме того, в контексте нашей модели особую значимость приобретают функции, исполняемые музейными предметами во взаимодействии друг с другом (функция моделирования действительности, а также коммуникативная и научно-информационная функции), ввиду того, что именно они играют важную роль в построении музейного гипертекста.

В рамках нашей модели музейные предметы понимаются как высокоценные источники информации, однако именно смыслом (или значением) их наделяют профессионалы, то есть музейные работники, обладающие достаточной компетентностью для обнаружения и реализации информационного потенциала первоисточников. Профессиональные знания и опыт, которыми обладают научные сотрудники музеев, позволяют наделить смыслом музейную экспозицию - основной канал музейной коммуникации. При этом специфика музейной информации заключается в том, что, помимо собственно информации, она неизбежно дополняется ценностными установками и суждениями, в свете чего смысл (значение) видится нам как своего рода «обогащённая» информация, введённая в определённую ценностно-смысловую систему. В свою очередь, музейная экспозиция служит передатчиком и основным носителем заключённого в неё смысла.

Музейный посетитель не является пассивным потребителем смысла. Напротив, посетитель, взаимодействующий с музейным гипертекстом является активным интерпретатором, создателем новых смыслов. На музейного посетителя и его интерпретацию оказывают влияние два важных фактора, заслуживающих отдельного рассмотрения. Во-первых, посещение музея является следствием возникновения потребности (информационной, развлекательной), формирующей интерес посетителя и отчасти или полностью обусловливающей его маршрут. Во-вторых, индивидуальные потребности и интересы имеют тесную связь с жизненным опытом индивида, его знаниями и эмоциональной сферой - тезаурусом личности. Личностный тезаурус оказывает влияние на возникшую потребность, корректирует и направляет её, после чего оказывает значительное влияние на индивидуальную интерпретацию музейной экспозиции, которая пополняет потенциал музейного гипертекста, построенного на её базе.

При этом всём между музеем и внешней по отношению к нему информационной средой бесконечно движется информация. Данная информация неоднородна как с точки зрения содержания, так и по форме, поскольку музейная коммуникация задействует сразу несколько каналов передачи информации. В рамках рассматриваемой модели мы намерены обозначить неотделимость

музея от современного информационного пространства, а также влияние внешних информационных потоков на процесс музейной коммуникации. Влияние это может быть разноплановым: работа музея со СМИ, реклама музея в Интернете или на улицах города, отзыв и рекомендация о посещении конкретного музея на сайте для общения туристов, обращение музея к внешним вспомогательным источникам информации (например, посредством QR-кодов) и многое другое. В действительности, ввиду специфики гипертекста как информация, так и внешняя информационная среда слишком неоднородны, чтобы можно было конкретизировать составляющие последней. Она включает в себя WWW, другие музеи, библиотеки, архивы и, в сущности, любые иные источники информации, которые не относятся к ресурсам самого музея, но вследствие реализации научно-информационной функции музейных предметов, тем или иным образом соприкасаются с его информационным потенциалом.

Предлагаемая нами гипертекстовая модель музейной коммуникации является универсальной и двухуровневой, учитывает диалогичность и интерактивность коммуникационного процесса, а также обозначает встроенность музея как особой социально-культурной информационной системы

в современную информационную среду. Внутренний уровень модели (см. рис. 1) призван отражать путь информации непосредственно внутри музея (в то же время обозначая его непрерывную связь с внешней информационной средой), внешний уровень (см. рис. 2) отражает уже межмузейные связи, притом что музеи в данном случае связываются в рамках единой музейной информационной системы, которая способна опосредовать их коммуникацию с внешней средой (например, путём представления музеев и их информационных ресурсов в рамках единого портала по типу «Открытой Карелии»), что, однако, не нарушает собственных внешних информационных связей музея (наличие сайта, собственных информационных ресурсов, виртуальных выставок и экскурсий, рекламы и т. д.). Важно отметить, что внешний уровень модели указывает на необходимость создания не только и не столько экспозиций, предрасположенных к реализации возможностей музейного гипертекста, сколько на важность и значимые перспективы разработки крупных межмузейных проектов - современных информационных систем, позволяющих объединять музейные учреждения, создавать полноценные музейные сети, интегрирующие музейные информационные ресурсы в различных масштабах.

Рисунок 1. Гипертекстовая модель музейной коммуникации (внутренний уровень)

Внешняя информационная среда у 7

<*> J s ГЯ 5 о -е- ' О ' S оЗ s с -е-<*> К ГЯ 5 CL О -е- а Й S о_ о

Музей 1 С \ Музей 2 Музей 3 Музей N

, К , , Л , . J

Единая музейная информационная система

Рисунок 2. Гипертекстовая модель музейной коммуникации (внешний уровень)

Гипертекстовая модель музейной коммуникации, предложенная автором исследования, выражает необходимость в сближении музея и целевой аудитории, в то же время подчёркивая высокую значимость сохранения научно-просветительского характера музейной деятельности. Повышение научно-информационного потенциала музейной коммуникации путём её внутреннего углубления и усложнения в совокупности с адаптационно-

адаптирующим действием на музейных посетителей представляется как необходимым условием развития теории музейной коммуникации в исследовательской среде, так и эффективной базой для практики формирования новых коммуникационных стратегий музея, осуществляющего свою деятельность не только на настоящем этапе, но и в контексте перспективного развития информационного общества.

Литература

1. Гиль А. Ю. Характерные черты становления культуры информационного общества // Международный научно-исследовательский журнал. - 2013. - № 4-3 (11). - С. 101-103.

2. Кузнецов Д. М. Проект «Еврорегион Карелия: музейный гипертекст»: электронная презентация. - URL: http:// nmrk.karelia.ru/files/node/991/file_1.pdf (дата обращения: 24.03.2021).

3. Лапин Е. С., Полякова Е. А. Музейный гипертекст как культурная форма // Современные тенденции в развитии музеев и музееведения: мат-лы III Всерос. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 9-12 окт. 2017 года). - Новосибирск, 2017. - С. 31-35.

4. Пичкурова И. А., Кутькина О. П. Информационно-коммуникационные технологии и их возможности в музейном мире // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2020. - № 53. - С. 274-278.

5. Проект «Еврорегион Карелия: Музейный гипертекст» // Фонд развития творческих индустрий и культурного туризма: официальный сайт. - URL: http://museumhypertext.fondrk.ru/ru/2.html (дата обращения: 24.03.2021).

6. Сергеева О. В. Циркуляция социального знания и информации: от традиционной книги к версии 2.0 // Образовательные технологии и общество. - 2010. - Т. 13. - № 2. - С. 316-326.

7. Euregio Karelia: Museum Hypertext: [portal]. - URL: http://openkarelia.org (дата обращения: 22.03.2021).

8. Nelson T. A file structure for the complex, the changing, and the // ACM 20th National Conference Proceedings. -1965. - P. 84-100.

References

1. Gil A.Yu. Kharakternye cherty stanovleniya kul'tury informatsionnogo obshchestva [Characteristic features of the formation of the information society culture]. Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel'skiy zhurnal [International research journal], 2013, no. 4-3 (11), pp. 101-103. (In Russ.).

2. Kuznetsov D.M. Proekt «Evroregion Kareliya: muzeynyy gipertekst» [The project "Euroregion Karelia ": museum hypertext]. (In Russ.). Available at: http://nmrk.karelia.ru/files/node/991/file_1.pdf (accessed 24.03.2021).

3. Lapin E.S., Poliakova E.A. Muzeinyy gipertekst kak kul'turnaya forma [Museum Hypertext as a Cultural Form]. Sovremennye tendentsii v razvitii muzeev i muzeevedeniya [Modern trends in the development of museums and museology]. Novosibirsk, 2017, pp. 31-35. (In Russ.).

4. Pichkurova I.A., Kutkina O.P. Informatsionno-kommunikatsionnye tekhnologii i ikh vozmozhnosti v muzeynom mire [Information and communication technologies and their capabilities in the museum world]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kultury i iskusstv [Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts], 2020, no. 53, pp. 274-278. (In Russ.).

5. Proekt «Evroregion Kareliya: muzeynyy gipertekst» [The project "Euroregion Karelia": museum hypertext]. Fond razvitiya tvorcheskikh industriy i kul 'turnogo turizma [Fund for the Development of Creative Industries and Cultural Tourism]. Available at: http://museumhypertext.fondrk.ru/ru/2.html (accessed 24.03.2021). (In Russ.).

6. Sergeeva O.V. Tsirkulyatsiya sotsial'nogo znaniya i informatsii: ot traditsionnoy knigi k versii 2.0 [Circulation of social knowledge and information: from traditional books to version 2.0]. Obrazovatel'nye tekhnologii i obshchestvo [Educational technologies and society], 2010, vol. 13, no. 2, pp. 316-326. (In Russ.).

7. Euregio Karelia: Museum Hypertext. (In Engl.). Available at: http://openkarelia.org (accessed 22.03.2021).

8. Nelson T. A file structure for the complex, the changing, and the indeterminate. ACM 20th National Conference Proceedings, 1965, pp. 84-100. (In Engl.).

УДК 069

ПЕРСОНАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ: СТРУКТУРА И ФОРМЫ АКТУАЛИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ)

Волкова Анна Константиновна, студент 4-го курса направления подготовки 51.03.04 «Музеоло-гия и охрана объектов культурного и природного наследия», Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: amiocean1802@mail.ru

В статье представлены результаты исследования структуры и форм актуализации персонального наследия (на примере российских исследователей Центральной Азии). Под актуализацией персонального наследия в работе понимается деятельность, направленная на сохранение и включение наследия личности в современную культуру путем активизации социокультурной роли его объектов и их интерпретации.

В результате проведенного исследования автор приводит содержательные аспекты и анализ форм актуализации персонального наследия, дает их характеристику и рекомендации по использованию. Кроме того, автор отмечает ряд форм актуализации, которые пока не нашли широкого практического применения, а именно: проведение исследования личных фондов в музеях (независимо от их направленности), с целью демонстрации вклада личности в историю нашей страны и оформления временных экспозиций; сотрудничество с различными учреждениями культуры в просветительских целях; использование современных интерактивных форм взаимодействия с посетителями музея - квесты, флэш-мобы, мастер-классы, брифинги, батлы, тематические кинопоказы с последующим обсуждением. Мемориальные музеи пока остаются наиболее консервативными именно в своих формах работы; необходима организация и работа на базе мемориальных музеев различных объединений, клубов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.