УДК 81-13
И.В. Зайцева
аспирант кафедры общего и сравнительного языкознания МГЛУ; преподаватель кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации в области медиатехнологий ИМОиСПН МГЛУ; е-таЛ: [email protected]
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ТРАНСЛЯЦИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ В АКАДЕМИЧЕСКОЙ СРЕДЕ
В статье рассматриваются способы трансляции нового научного знания в академической среде, обусловленные развитием информационных технологий, в частности мультимедийных средств. В настоящее время передача знаний в академическом дискурсе чаще всего осуществляется тремя способами: доклад с презентацией, содержащей и текстовый, и визуальный компоненты; доклад с классической текстовой презентацией; доклад без презентации. В современных условиях предпочтение отдается первым двум вариантам.
Мультимедийная академическая презентация рассматривается как полимодальный текст, при кодировании и декодировании которого задействуются разные модусы восприятия. Выявлено, что наиболее тесная связь встречается в паре зрительная - слуховая модальность. Этим и объясняется необходимость включения аудиального и визуального компонентов при трансляции нового научного знания.
Академическая презентация как семиотическое единство состоит из ряда компонентов: адресанта, адресата, текста, содержащего новое научное знание, канала связи, кода. Предположительно, выбор способа трансляции знания зависит от типа аудитории, что влечет за собой выбор кода и канала. Так, информация для непрофессионалов будет подаваться скорее с опорой на визуальный компонент. Если рассматривать профессиональную аудиторию, то опора на визуальную модальность может быть задействована в меньшей степени.
Научное знание, несмотря на высокую степень абстрактности, стремится к системной организованности, и оно должно быть представлено в рационально-логической форме в виде правил, формул, выводов и т. п. относительно вербального аспекта, и в виде схем, таблиц, графиков и т. п. - относительно визуального.
В связи с усилением роли изображений в жизни людей ученые обращают всё большее внимание на понятие визуального мышления. Частным примером визуализации выступает инфографика, которая становится одним из оптимальных способов трансляции научного знания, что, однако, не исключает значимости докладчика с его устным повествованием.
Ключевые слова: академическая среда; академическая презентация; трансляция знаний; научное знание; мультимедийные технологии; визуализация; инфо-графика; полимодальность.
I. V. Zaytseva
Postgraduate Student at the Department of General, and Comparative Linguistics; Teacher at the Department of Linguistics and Professional Communication for Media-TechnoLogies (IIR&SPS) MSLU; e-mail.: [email protected]
MODERN TRENDS IN TRANSMISSION OF KNOWLEDGE IN AN ACADEMIC ENVIRONMENT
The articLe focuses on various means of new scientific knowLedge transmission in an academic environment. These means are resuLted from the development of information technologies. CurrentLy, there exist three ways of knowLedge transmission: a report with a muLtimedia presentation incLuding textuaL and visuaL components, a report with a muLtimedia presentation incLuding onLy textuaL component, a report without a muLtimedia presentation. In modern conditions the preference is given to the first two variants.
MuLtimedia presentation is treated as a muLtimodaL text. WhiLe coding and decoding such a text different modes of perception are activated. The most commonLy used pair of modes is visuaL - audiaL. This proves the necessity of incLusion both visuaL and audiaL components in knowLedge transmission.
Academic presentation represents unity of semiotic components such as an addresser, an addressee, the message, the channeL of communication and the code. SupposedLy, the choice of the code and the channeL depends on the type of the audience: the information for non-professionaLs is most LikeLy to be presented through visuaLization. TaLking about the professionaL audience the speaker may resort to visuaLization to a Lesser degree.
One of the main characteristics of scientific knowLedge is its systematic organization. Thus, it shouLd be represented in ruLes, formuLae, concLusions with regard to a verbaL component; in diagrams, charts, tabLes with respect to a visuaL component.
Due to the strengthening roLe of pictures in peopLe's Lives, scientists start paying attention to the notion of visuaL thinking. VisuaLization (infographics, in particuLar) has become the most common means of knowLedge transmission. NevertheLess, it does not diminish the contribution of the reporter with his oraL speech.
Key words: academic environment; academic presentation; knowLedge transmission; scientific knowLedge; muLtimedia technoLogies; visuaLization; infographics; muLtimodaLity.
Введение
Скачок в развитии информационных технологий в XXI в. привел к существенным изменениям во всех сферах жизни общества. В частности, это проявилось в активном использовании мультимедийных средств в области науки и образования.
В настоящее время наиболее востребованы три модели, по которым осуществляется передача знаний в академическом дискурсе: доклад с презентацией, содержащей и текстовый, и визуальный компоненты; доклад с классической текстовой презентацией и доклад без презентации. Первые два типа являются ответом на изменяющиеся тенденции в академической среде, связанные с развитием информационных технологий. Об их популярности свидетельствует статистика, согласно которой ежедневно по всему миру 400 млн человек используют презентации, выполненные в программе Power Point (или других аналогичных программах). Наоборот, передача знания без опоры на визуализацию встречается в современных условиях всё реже.
Таким образом, мультимедийная академическая презентация становится новым способом трансляции научного знания.
Академическая презентация как способ трансляции знания
Академическая презентация с использованием мультимедийных технологий может рассматриваться как единство содержательного и структурного компонентов. С содержательной точки зрения устная академическая презентация рассматривается как «текст, оформленный как комплексный монолог с элементами диалогизации, в котором перед докладчиком стоит задача представления новых знаний, расширяющих культурный, научный и общественно-политический кругозор слушателей» [Иванова 2001, с. 72].
Что касается структурного компонента, то академическая презентация является текстом с неоднородной структурой, поскольку здесь одновременно используются различные коммуникативные составляющие, такие как устная и письменная речь, разнообразные способы визуализации информации, презентационные навыки и умения докладчика (жесты, мимика, интонация и др.).
Тексты, при кодировании и декодировании которых задействованы разные каналы (модусы), прежде всего восприятия (аудиальный, визуальный, кинестетический), обозначаются нами как полимодальные или мультимодальные (англ. multimodality) тексты [Ирисханова 2014].
Полимодальность может пониматься по-разному: в узком и широком значениях. В узком значении полимодальность - это восприятие текста при одновременной актуализации разных модусов (здесь понятия полимодальности и поликодовости противопоставляются).
В широком смысле под полимодальностью понимают не только разные модусы восприятия, но и разные коды выражения (в этом случае поликодовость включена в понятие полимодальности). В своем исследовании мы придерживаемся последнего подхода.
Немаловажным в теории полимодальности является модальная совместимость (modal affordance), задача которой состоит в определении ведущего модуса репрезентации [Ирисханова 2014]. Выявлено, что наиболее тесная связь встречается в следующих парах модальностей: зрительная - слуховая, зрительная - кинестетическая, слуховая - гаптическая, где наиболее значимая корреляция выявлена между первой парой [Барыбина 2005]. Этим и объясняется популярность мультимедийной академической презентации, где восприятие новой информации у аудитории осуществляется по нескольким каналам, прежде всего аудиальному и визуальному.
Восприятие информации не происходит само по себе, оно всегда включено в контекст, который может быть обозначен как знаковая ситуация (семиозис). Так, академическая презентация как семиотическое единство состоит из ряда компонентов: адресанта (докладчика, лектора, исследователя); адресата (аудитории, состоящая либо из коллег-профессионалов, либо из молодых ученых, только вступающих в мир науки, т. е. непрофессионалов); текста, содержащего непосредственно новое научное знание, которым стремится поделиться исследователь; канала связи (аудиального или аудиально-визуального; кода - вербального или вербально-визуального (например, при наличии схем, графиков, диаграмм). Все перечисленные компоненты находятся в тесном взаимодействии и оказывают влияние друг на друга.
Предположим, что выбор способа трансляции знания зависит от типа аудитории, что влечет за собой выбор кода и канала. С философской точки зрения передача знания может осуществляться двумя способами: синхронным (коммуникация) и диахронным (трансляция). Коммуникация и трансляция существенно отличаются друг от друга. Коммуникация подразумевает обратную связь, она указывает на возможность согласования деятельности индивидов в процессе общения, на возможность коррекции информации, известной двум сторонам общения. При трансляции происходит передача информации, известной лишь одной стороне общения и неизвестной другой, иными словами осуществляется передача суммы информации от поколения к поколению [Хабибуллин 2008].
Таким образом, синхронный способ передачи знания применяется, когда в качестве адресата выступает профессиональная аудитория. В данном случае происходит коммуникация между равнозначными партнерами, имеющими схожий багаж профессиональных знаний. Адресанту, как правило, не требуются дополнительные ресурсы (в виде визуализации, уточнения и пр.), чтобы донести информацию до аудитории. Сообщение может быть представлено в виде только ауди-альной, только визуальной или аудиально-визуальной презентации -в зависимости от авторитета и веса ученого в профессиональном сообществе.
Диахронная передача знания осуществляется, когда адресатом является непрофессиональная аудитория, где происходит трансляция знания от учителя к ученику в широком смысле. Для более подробного освещения неизвестной информации адресант может прибегнуть к визуальным средствам в виде рисунков, фотографий, графиков, диаграмм, структурных схем, таблиц, карт и т. д. Визуализация определяется А. А. Вербицким как «свертывание мыслительных содержаний в наглядный образ; будучи воспринятым, образ может быть развернут и служить опорой адекватных мыслительных и практических действий» [Вербицкий 1991, с. 110]. Таким образом, визуализация служит «отправной точкой» для дальнейшего понимания и осмысления нового знания.
Визуальное мышление и визуализация
В настоящее время ученые обращают всё большее внимание на понятие визуального мышления в связи с усилением роли изображений в жизни людей. Этот термин был введен в середине XX в. американским психологом Р. Арнхеймом [Арнхейм 1974]. В дальнейшем интерес к данной проблеме распространился и на другие гуманитарные науки.
Визуальное мышление определяется как «особый интегративный вид мышления, базирующийся на творческом воображении и сочетающий в себе особенности продуктивного восприятия и наглядно-образного мышления. Визуальное мышления осуществляет оперирование наглядными образами и порождение новых визуальных форм, несущих смысловую нагрузку и делающих значение видимым» [Мо-лодцова 2001, с. 4].
Одним из факторов нарастающего интереса к проблеме анализа визуального мышления О. А. Кондратенко называет необходимость преодоления визуального хаоса, обусловленного увеличением числа визуальных средств в процессе коммуникации в современной культуре [Кондратенко 2013].
Согласно определению одного из ведущих исследователей в современной визуалистике В. И. Жуковского, визуальное мышление -это «разновидность рационального отражения существенных связей и отношений вещей, осуществляемого не на основе слов естественного языка, а непосредственно на основе пространственно структурированных наглядных схем» [Жуковский 1991, с. 19-20]. Несмотря на единство вербального и визуального мышлений, существует определенное различие между вербальным и «визуальным» языками: слова условны, зрительные же образы - конкретны, так как, имея сходство с обычными чувственными впечатлениями, именно они в большей степени отражают саму реальность. Таким образом, в визуальном мышлении заложен философский принцип единства чувственного и рационального в процессе познания [Жуковский 1991].
Одной из важнейших функций визуализации является представление изначально не зрительной информации. Научное знание, несмотря на высокую степень абстрактности, стремится к системной организованности, и оно может быть (и должно быть) представлено в рационально-логической форме в виде правил, формул, выводов и т. д. относительно вербального аспекта, и в виде схем, таблиц, графиков и т. п. - относительно визуального. Это подтверждается также эволюцией научного познания.
Исторически, примером «простейшей» визуализации могут служить наскальные рисунки. С древних времен люди испытывали потребность обмениваться знаниями, и визуальные средства с самого начала развития общества стали играть значительную роль при передаче нового знания.
Так, на заре социальных отношений носителями информации становятся любые подходящие для фиксации знаков средства - камень, глина, папирус (визуальный компонент - рисунки). Изобретение бумаги становится основанием для создания рукописных книг. С возникновением книгопечатания в Европе существенно ускоряется процесс развития научной мысли (визуальный компонент - письменный текст). Следствием технического прогресса становится массовое
распространение всевозможных электронных средств передачи информации вместо бумажных носителей (визуальный компонент -инфографика) [Философия науки и техники 2008].
Инфографика как разновидность визуализации
Родоначальником современной инфографики считается американский статистик Эдвард Тафти, который определяет ее как графический способ подачи информации, данных и знаний [Тийе 1990, с. 11]. Изначально инфографика широко использовалась только в области СМИ, сейчас она рассматривается как один из новых самостоятельных жанров журналистики [Симакова 2012]. Однако сфера использования инфографики распространилась и на другие области, в том числе на область науки и образования.
В настоящее время существует несколько классификаций инфо-графики [Панюкова, Федотовский, Яшина 2014]. По способу отображения выделяют статичную и динамическую инфографику. Статичная инфографика представляет собой одиночное изображение без элементов анимации. Оно имеет вид диаграммы, графика и т. д., где представлены факты и числовые данные и их взаимосвязь. Динамическая инфографика - инфографика с элементами анимации, где отображается динамика развития или процесс. Оба эти вида могут быть использованы при представлении результатов исследования в академической среде.
Следующая классификация составлена на основе типов источника. Среди аналитической, новостной, бизнес-инфографики, инфогра-фики реконструкции и др., в отдельный тип выделяется инфографика для презентации, которая используется как средство визуализации данных, сопровождающее устное сообщение докладчика [Виды ин-фографики...].
Данные в формате инфографики могут быть представлены двумя способами: исследовательским и повествовательным [Панюкова, Федотовский, Яшина 2014]. Суть исследовательского подхода, автором которого выступает уже упомянутый Эдвард Тафти, заключается в минималистическом характере инфографики, при котором данные должны быть переданы максимально точно, а вся остальная «несущественная» информация должна быть опущена. Такой подход характерен прежде всего для академической среды.
Цель повествовательного (сюжетного) подхода заключается в стремлении к созданию ярких образов с последующим привлечением аудитории. Сферой данного подхода можно считать такие области, как журналистика, маркетинг, пиар.
Важное отличие этих двух подходов состоит в том, что в первом случае адресату приходится извлекать, анализировать и интерпретировать информацию самостоятельно, а во втором случае она уже предоставляется в готовом виде.
Научное знание, результаты которого все чаще представляются в виде цифровых обозначений, обладает фактической точностью и достоверностью. С. И. Симакова заявляет о процессе «математизации мира» (под которым понимается «тенденция к увеличению роли исчисления в любых практических видах деятельности и теоретических сферах» [Симакова 2012, с. 219]), где происходит столкновение гуманитарного и математического знаний. Вследствие этого, присутствие цифрового контента в жизни современного общества увеличивается, и инфографика таким образом становится оптимальным способом передачи подобного знания. Это подкрепляется мнением, что роль учителя как транслятора знаний постепенно снижается, несмотря на сохранение его обучающей роли.
Однако пилотный эксперимент, проведенный среди студентов, показал, что молодое поколение, обладающее «клиповым» мышлением [ТоГйег 1980], всё-таки предъявляет высокие требования не только к оформлению мультимедийных презентаций, но и к презентационным навыкам и умениям докладчика [Томская 2015].
Заключение
Развитие современных технологий внесло существенные изменения в жизнь общества. В частности, это касается трансляции научного знания в академической среде, которое сейчас в большинстве случаев осуществляется с помощью мультимедийной презентации с опорой на визуализацию. Визуализация может быть представлена классической текстовой презентацией либо же презентацией, содержащей и текстовый, и визуальный компоненты. Частным примером визуализации служит инфографика, в которой наиболее емко отражаются результаты научного знания, представленные в виде цифровых показателей.
Хотя роль информационных технологий в жизни общества с каждым днем растет, мы рассматриваем мультимедийную презентацию как вторичный текст по отношению к устному тексту докладчика. Электронная версия академической презентации включает лишь основные положения доклада, которые могут развертываться, поясняться или объясняться при одновременном устном изложении. Несмотря на условия новой реальности, предлагающей виртуальные способы взаимодействия, в том числе и при восприятии информации и получении нового знания в академической среде, роль докладчика с его устным повествованием является важным компонентом академической презентации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / сокр. пер. с англ. В. Н. Самохина. М. : Прогресс, 1974. 392 с. Барыбина Е. Б. Полимодальность восприятия как фактор развития перцептивных способностей учителя начальных классов: дис. ... канд. психол. наук. Курск, 2005. 204 с. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход.
М. : Высшая школа, 1991. 207 с. Виды инфографики. URL: comagency.ru/vidy-infografiki. Жуковский В. И., Пивоваров Д. В. Зримая сущность (визуальное мышление в изобразительном искусстве). Свердловск : Изд-во Урал. ун-та, 1991. 284 с.
Зайцева И. В., Томская М. В. Невербальные средства при представлении знаний в академическом дискурсе // Когнитивные исследования языка / гл. ред. серии Н. Н. Болдырев. Вып. ХХ1Х: Когниция и коммуникация в лингвистических исследованиях: сб. науч. тр. М. ; Тамбов : Общероссийская общественная организация «Российская ассоциация лингвистов-когнитологов», 2017. С. 590-596. Иванова С. Ф. Специфика публичной речи. М. : Дело, 2001. 124 с. Ирисханова О. К. Полимодальность. 2014. URL: scodis.ru/студентам/глоссарий/ полимодальность.
Кондратенко О. А. Инфографика в школе и вузе: на пути к развитию визуального мышления // Научный диалог. Вып. 9 (21). Екатеринбург : Центр научных и образовательных проектов, 2013. С. 92-99. Молодцова Н. Г. Развитие визуального мышления у детей младшего возраста на материале произведений живописи: дис. ... канд. психол. наук. Н.Новгород, 2001. 219 с.
Панюкова С. А., Федотовский В. В., Яшина А. А. Инфографика. Что это и с чем ее едят? // Знак: проблемное поле медиаобразования. Вып. 2 (14). Челябинск : Энциклопедия, 2014. С. 100-111.
Симакова С. И. Инфографика: визуализация цифрового контента // Вестник волжского ун-та им. В. Н. Татищева. Вып. 3. Тольятти : Волжский ун-т им. В. Н. Татищева (институт), 2012. С. 219-226.
Томская М. В. Полимодальность перцепции в академическом дискурсе (на примере научных презентаций) // Человек ощущающий: Перцепция в современном гуманитарном знании: Ежегодник. М. : ИНИОН, 2015. С. 241-248.
Философия науки и техники: Цикл лекций для адъюнктов и аспирантов / К. Н. Хабибуллин [и др.]. М., 2008. // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. URL: gtmarket.ru/laboratory/basis/5286.
Tufte E. Envisioning Information // Graphics Press, 1990. 122 p.
Toffler A. The Third Wave: The Classic Study of Tomorrow // New York: William Morrow and Company, 1980. 560 p.