УДК 634.29+349.2
DOI 10.52468/2542-1514.2023.7(4).156-165
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ РАБОТНИКОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ДВИЖЕНИЕ ТРАНСПОРТА*
Ю.И. Клепалова1, О.В. Щербакова2
1 Российский государственный университет правосудия, Северо-западный филиал, г. Санкт-Петербург, Россия
1 Уральский государственный юридический университет имени В.Ф. Яковлева, г. Екатеринбург, Россия
Информация о статье
Дата поступления -
25 ноября 2022 г.
Дата принятия в печать -
10 октября 2023 г.
Дата онлайн-размещения -
20 декабря 2023 г.
Ключевые слова
Медицинские осмотры, работники транспорта, воздушный транспорт, железнодорожный транспорт, водный транспорт, внеуличный транспорт, цифровая трансформация, мобилизация
Анализируется правовое регулирование порядка проведения медицинских осмотров работников, чья деятельность связана с движением транспорта. Особое внимание уделяется отсутствию единообразия в нормативных актах, регулирующих данный вопрос: работники различных видов транспорта должны проходить медицинский осмотр в различном порядке и с использованием различных технологий и способов, что вряд ли является оправданным. Отмечается, что действующее правовое регулирование не учитывает появление и активное развитие высокоскоростного транспорта -не устанавливает повышенные требования к работникам в данной сфере. Делается вывод о необходимости фиксации дополнительного основания направления работников, связанных с движением транспорта, на внеочередной медицинский осмотр - участие в мобилизации.
CURRENT TRENDS IN MEDICAL EXAMINATIONS OF TRAFFIC-RELATED WORKERS*
Yuliya I. Klepalova1, Olesya V. Shcherbakova2
1 Russian State University of Justice, North-Western Branch, St. Petersburg, Russia
2 Ural State Law University, Yekaterinburg, Russia
Article info
Received -
2022 November 25 Accepted -
2023 October 10 Available online -2023 December 20
Keywords
Medical examinations, transport workers, air transport, railway transport, water transport, off-street transport, digital transformation, mobilization
The subject of this study is the legal norms that establish the list of subjects to undergo compulsory medical examination, factors to be assessed during medical examination, as well as the procedure of medical examinations. The article is dedicated to the major aspects of the legal regulation of the procedure for medical examinations of workers engaged in the transportation.
The purpose of the study is to identify trends in the legal regulation of medical examinations of workers engaged in the transportation, including those caused by the introduction of digitalization in these processes.
Methodology. The empirical study consists of several stages. At the first stage, there was a sampling of types of transportation: road, railroad, water transportation and mass rapid transit. In the framework of the second stage the legislation regulating medical examinations of workers employed in these types of transport was analyzed using systemic, formallegal and comparative-legal methods.
The results of the study show that to date the legal regulation of the procedure of medical examinations using telemedicine technologies is being formed in some types of transportation. At the same time, the methods of medical examinations, indicators and psycho-traumatic factors have not been adjusted to the examination with digital technologies.
* Исследование выполнено при финансовой поддержке УрГЮУ имени В.Ф. Яковлева в рамках реализации проекта научной группы № 0402/2023.
** The study was supported by the Ural State Law University (grant for research project of academic group, No. 0402/2023).
Правоприменение 2023. Т. 7, № 4. С. 156-165
ISSN 2658-4050 (Online) -
Conclusions. There is a need for a differentiated approach to the legal regulation of medical examination of workers engaged in the transportation, depending on the type of transport. The authors draw attention to the outdated legal regulation of certain issues. For example, the list of professions of the ship staff of marine and inland water transport, the instruction on compulsory and periodic medical examinations was approved in 1989, and was canceled over 10 years ago.In connection with the growing interest in the development of high-speed railroad transportation, we believe that the regulations governing medical examinations of workers engaged in the transportation should be revised due to the need to include special norms establishing special studies or additional procedures required for admission to work in high-speed transportation.In addition, the authors suggest that employers should be granted the right to send their employees engaged in the transportation, whose employment contract has been suspended on the basis of the military service selection under mobilization of the Armed Forces of the Russian Federation, to take special medical examinations.
1. Введение
Стирание пространственных границ между населенными пунктами связано, в первую очередь, с развитием транспортной инфраструктуры и увеличением скорости движения транспортных средств. Всё это обусловливает повышенные требования к качеству правового регулирования данной сферы, ужесточая требования к проведению медицинских осмотров работников, связанных с движением транспорта. Конституционный Суд РФ неоднократно обращал внимание на то, что деятельность, создающая повышенную опасность для окружающих, в том числе связанная с использованием источника повышенной опасности (транспорта), обязывает осуществляющих ее лиц к особой осторожности и осмотрительности, поскольку многократно увеличивает риск причинения вреда третьим лицам, что обусловливает введение правил, возлагающих на владельцев источников повышенной опасности - по сравнению с лицами, деятельность которых с повышенной опасностью не связана1. Таким образом, любые вопросы, связанные с правовым регулированием движения транспорта, являются важными и актуальными в практической плоскости.
Общественные отношения, возникающие в сфере транспорта, представляют собой многоаспектное явление, регулируемое различными отраслями
права. Так, в трудовом праве устанавливаются требования к проведению медицинских осмотров работников, обеспечивающих движение транспорта. Всех работников, обеспечивающих движение транспорта, можно условно объединить в несколько групп в зависимости от видов транспорта. Так, на горизонтальном «срезе» можно выделить различные виды транспорта по критерию среды (воздушный, наземный, подземный, водный), по критерию наличия сопровождающего наблюдения - его наличие (диспетчер воздушного транспорта, а также части наземного, подземного и водного) или отсутствие (например, у водителей, работающих в такси). Кроме того, в нормативных правовых актах отдельно выделяется внеуличный транспорт, к которому относятся метрополитен, монорельсовый транспорт, транспортная подвесная канатная дорога, транспортный фуникулер2. Это далеко не исчерпывающая классификация, которая дополняется категориями должностей и профессий работников, участвующих в движении данного транспорта3.
2. Обзор литературы
В настоящее время в науке трудового права отсутствует комплексное исследование правового регулирования порядка проведения медицинских осмотров работников, связанных с движением различных видов транспорта. В отдельных исследова-
1 Постановление Конституционного Суда РФ от 10 марта
2017 г. № 6-П «По делу о проверке конституционности статьи 15, пункта 1 статьи 1064, статьи 1072 и пункта 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации в
связи с жалобами граждан А.С. Аринушенко, Г.С. Бересне-вой и других». URL: https://legalacts.ru/doc/postanovlenie-konstitutsionnogo-suda-rf-ot-10032017-n-6-p-po/ (дата обращения: 05.09.2023).
2 Статья 4 Федерального закона от 29 декабря 2017 г. № 442-ФЗ «О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (СПС «Консультант Плюс»).
3 Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 395 «Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».
ниях проводится анализ правового статуса работников в зависимости от вида транспорта (например, работников железнодорожного транспорта [1-3]), обоснование необходимости проведения медицинских осмотров работников транспорта [4-8], либо вопросов, связанных с внедрением цифровизации в указанные процессы [9-14]. Делается вывод о коллизии правовых норм по причине огромного пласта подзаконных нормативных актов различных ведомств и министерств [15; 16].
Во многих современных исследованиях большое внимание уделяется вопросам внедрения телемедицинских технологий, в том числе и в сферу труда. Необходимо отметить, что современные исследования в части влияния цифровизации на проведение медицинских осмотров работников транспорта в целом положительно оценивают последствия замены врачей на современные технологии в контексте экономии финансовых ресурсов работодателя [17; 18]. Вместе с тем ряд исследований (напр., [19]) посвящен выявлению технических и операционных факторов, снижающих достоверность оценки состояния водителя: вопрос идентификации пользователя, самостоятельное использование водителями бесконтактных термометров, отсутствие методов и средств выявления наличия наркотических и психотропных веществ, нарушающих функциональное состояние, невозможность определить психоэмоциональное состояние водителя без личного контакта с врачом. Отсутствие возможности при помощи цифровых технологий обнаружить и измерить уровень концентрации наркотических и психотропных веществ, нарушающих функциональное состояние, подтверждается исследованиями как отечественных ученых [20], так и зарубежных [21].
3. Правовое регулирование проведения медицинских осмотров работников
При правовом регулировании порядка проведения медицинских осмотров работников, связанных с движением транспорта, общей нормой выступает ч. 1, 3 ст. 220 Трудового кодекса РФ4, согласно которой работники, занятые на работах, связанных с
4 Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
5 Приказ Министерства здравоохранения СССР от 6 сентября 1989 г. № 511 «Об улучшении организации медико-санитарного обеспечения работников морского, речного флота и рыбного хозяйства». URL: https://docs.cntd.ru/ document/902359259 (дата обращения: 05.10.2022).
6 Приказ Министерства здравоохранения РФ «Об утверждении Порядка проведения обязательных предвари-
- ISSN 2542-1514 (Print)
движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности, для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. При этом для отдельных категорий работников могут также устанавливаться обязательные предсмен-ные (предрейсовые), послесменные (послерейсо-вые) медицинские осмотры, медицинские осмотры в течение рабочего дня (смены), а также медицинские осмотры перед выполнением отдельных видов работ. Целью медицинских осмотров в ведомственном здравоохранении является динамическое наблюдение за состоянием здоровья, предупреждение осложнений, сохранение трудоспособности в условиях применения интенсивных технологий на транспорте, что увеличивает требования к состоянию здоровья [22, с. 100; 23, с. 102].
С учетом специфики каждого вида транспорта разработана и действует соответствующая нормативная база, регулирующая прохождение медицинских осмотров водителей транспортных средств. Однако если для подавляющего числа видов транспорта в 2020-2021 гг. она была обновлена, то порядок прохождения предсменных (предрейсовых) и послесменных (послерейсовых) медицинских осмотров работников автомобильного и внеуличного транспорта по-прежнему регламентируется нормативным актом 2014 г., а список профессий плавающего состава морского и речного транспорта, инструкция о проведении обязательных и периодических медицинских осмотров были утверждены в 1989 г.5, а отменены в 2012 г., с тех пор специальное нормативное регулирование отсутствует. Фактически плавающий состав морского и речного транспорта проходит предварительный и периодический медицинский осмотр, руководствуясь общим порядком проведения медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда6.
тельных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры» // СПС «Консультант Плюс».
4. Возможность применения телемедицинских технологий при проведении медицинских осмотров
Далее представляется необходимым проанализировать современные тенденции порядка прохождения медицинских осмотров работников транспорта, которые уже становились предметом научного исследования [24], но внимание которым в научной литературе еще не достаточно.
С одной стороны, в 2017 г. было осуществлено закрепление правовых основ оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий7. С другой стороны, на законодательном уровне отсутствует перечень видов медицинской деятельности, в рамках реализации которых применение телемедицинских технологий было бы запрещено либо ограничено, либо перечень видов медицинской деятельности, в которых данные технологии возможно использовать. Вследствие вышеизложенного отдельные виды медицинской деятельности подвергаются контролю на предмет возможности применения в связи с их осуществлением телемедицинских технологий.
Так, предрейсовые медицинские осмотры работников автомобильного, внеуличного, железнодорожного и авиационного транспорта проводятся с целью выявления: состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, признаков алкогольного, наркотического или иного ток-
сического опьянения8. Выяснить указанные обстоятельства возможно только путем установления соответствующих изменений физиологических и других показателей жизнедеятельности организма человека. Следовательно, использование телемедицинских технологий не может препятствовать постановке правильных диагнозов, однако не позволяет выявить наличие психотравмирующих ситуаций и факторов, ухудшающих работоспособность [25], установление которых предполагается в ходе проведения предрейсового медицинского осмотра работников железнодорожного транспорта, которые осуществляют производственную деятельность, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, что не отвечает требованиям обеспечения транспортной безопасности и может осуществляться только медицинским работником.
Вслед за предоставлением возможности проведения медицинских осмотров водителей автомобилей с использованием медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников9, появилась возможность проведения предполетных (предсменных) медицинских осмотров работников авиационного транспорта (члена экипажа воздушного судна или диспетчера управления воздушным движением)10, однако в случае их несогласия с результатами автоматизированного
7 Федеральным законом от 29 июля 2017 г. № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения инфор-
мационных технологий в сфере охраны здоровья» были внесены изменения в Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № З23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в части регулирования телемедицинских технологий. В Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» была включена отдельная ст. 36.2 «Особенности медицинской помощи, оказываемой с применением телемедицинских технологий». Также в п. 22 ст. 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» была закреплена дефиниция «телемедицинские технологии»: информационные технологии, обеспечивающие дистанционное взаимодействие медицинских работников между собой, с пациентами и (или) их законными представителями, идентификацию и аутентификацию ука-
занных лиц, документирование совершаемых ими действий при проведении консилиумов, консультаций, дистанционного медицинского наблюдения за состоянием
здоровья пациента. С целью регламентации вопросов механизма применения телемедицинских технологий Прика-
зом Министерства здравоохранения Российской Федерации № 965н от 30 ноября 2017 г. был утвержден Порядок организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий.
8 Пункт 2 Приказа Министерства здравоохранения РФ «Об утверждении Порядка проведения предсменных, пред-рейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров» от 15 декабря 2014 г. № 835н (СПС «Гарант»).
9 Приказ Минздрава России от 30 мая 2023 г. № 266н «Об утверждении Порядка и периодичности проведения предсменных, предрейсовых, послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, медицинских осмотров в течение рабочего дня (смены) и перечня включаемых в них исследований» // Официальное опубликование правовых актов. № 0001202306010013.
10 Приказ Министерства транспорта РФ от 10 декабря 2021 г. № 438 «Об утверждении Порядка проведения предполетного и послеполетного медицинских осмотров членов экипажа гражданского воздушного судна, а также предсменного и послесменного медицинских осмотров диспетчеров управления воздушным движением» // СПС «Гарант» .
медицинского осмотра повторный медицинский осмотр проводится медицинским работником.
Проведение предрейсовых (предсменных) и послерейсовых (послесменных) медицинских осмотров с использованием медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здоровья, станет вскоре возможным на железнодорожном транспорте общего пользования (до 2017 г. только в качестве эксперимента)11. Однако, в отличие от авиационного транспорта, где допускается проведение предполетных (предсменных) медицинских осмотров членов летного экипажа и диспетчеров управления воздушным движением с использованием программно-аппаратных комплексов, на железнодорожном транспорте проведение «дистанционных» медицинских осмотров не допускается в отношении работников, выполняющих работы, непосредственно связанные с управлением железнодорожным подвижным составом, осуществляющим перевозку пассажиров, а также опасных грузов. Подобная позиция законодателя представляется нам, с одной стороны, более взвешенной и обоснованной, поскольку обязательными станут и послерейсовые осмотры, что, несомненно, будет дисциплинировать работников, находящихся в рейсе, из перечня обследуемых в таком порядке исключены машинисты и их помощники, осуществляющие перевозку пассажиров и опасных грузов (взрывчатых веществ, ядовитых газов, радиоактивных веществ и т. д.), благопо-
11 Федеральный закон от 13 июня 2023 г. № 221-ФЗ «О внесении изменений в статью 25 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"» // Официальное опубликование правовых актов. № 0001202306130026.
12 Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденные на 15-м заседании Совета по железнодорожному транспорту (в редакции с изменениями и дополнениями, утвержденными протоколами заседаний Совета от 23.11.07, 30.05.08, 22.05.09). URL: https://mintrans. gov.ru/documents/7/827 (дата обращения: 21.08.2023).
13 Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья» // СПС «Кон-сультантПлюс».
14 Из результатов опросов работников железнодорожного транспорта следует, что многие считают такой способ про-
ведения медицинских осмотров как ставящий под угрозу
безопасность движения железнодорожного транспорта, подробнее см.: Войцеховский А. Врачи РЖД подсматри-
- ISSN 2542-1514 (Print)
лучное состояние здоровья которых при осуществлении перевозок позволит исключить непоправимые последствия для общества12. С другой стороны, полагаем, что такое законодательное регулирование не в должной мере защищает интересы работодателей - предприятия железнодорожного транспорта и государства, поскольку работники, осуществляющие грузовое движение и вышедшие в рейс в состоянии, не обеспечивающем готовность к надлежащему выполнению трудовых обязанностей, могут своими действиями причинить значительный ущерб грузоотправителям, перевозчику, а также окружающей среде и обществу, не сопоставимый с экономией средств, затрачиваемых на организацию «очных» медицинских осмотров. Учитывая непродолжительный период возможности применения телемедицинских технологий, в том числе при проведении медицинских осмотров13, полагаем, что к настоящему времени еще не могла быть выработана эффективная методика проведения осмотров, а также критерии их проведения14.
5. Переход к скоростному и высокоскоростному транспорту
Курс на переход железнодорожного транспорта к скоростному и высокоскоростному движе-нию15 в настоящее время вновь приобрел актуальность16. С вводом в эксплуатацию новых магистралей ожидаемо увеличится в разы число машинистов и их помощников, к которым предъявляются повышенные требования в сфере охраны труда и соблюде-
вают за всеми, кроме машинистов. Экономия или угроза безопасности: разбираем закон, обязывающий железнодорожников проходить медосмотры на удалёнке // Vgudok. 2023. 30 июля. URL: https://vgudok.com/light/ vrachi-rzhd-podsmatrivayut-za-vsemi-krome-mashinistov-ekonomiya-ili-ugroza-bezopasnosti (дата обращения: 21.08.2023); Максимов В. Машинисты РЖД останутся без жён. Дистанционный предрейсовый медосмотр: шаг в будущее или удар по железнодорожным семьям? // Vgudok. 2021. 26 сент. URL: https://vgudok.com/reforma/mashinisty-rzhd-ostanutsya-bez-zhyon-distancionnyy-predreysovyy-medosmotr-shag-v-budushchee (дата обращения: 21.08.2023).
15 Стратегия развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года: утв. Распоряжением Правительства РФ от 17 июня 2008 г. № 877-р. URL: https://mintrans.gov.ru/ documents/1/1010 (дата обращения: 21.08.2023).
16 Калинина Н. Со скоростью ветра: Путин дал старт строительству высокоскоростных магистралей в разные точки страны // ФедералПресс. 2023. 18 авг. URL: https:// fedpress.ru/article/3261632 (дата обращения: 22.08.2023).
ния мер безопасности при эксплуатации скоростных17 поездов. Однако если вопросы охраны труда18 уже нашли свое нормативное урегулирование, то в сфере медицинских осмотров для работников, трудовая функция которых связана с движением скоростных и высокоскоростных поездов, нормативные акты отсутствуют. На сегодняшний момент нормативные акты, регулирующие прохождение медицинских осмотров работников, связанных с движением транспортных средств, не содержат специальных норм, устанавливающих особые исследования или дополнительные процедуры, необходимые для допуска для работы в условиях высокоскоростного движения. Полагаем, что с введением в эксплуатацию новых участков магистралей, соединяющих крупные города в разных частях нашей страны и предполагающих движение на высоких скоростях по международным стандартам (250-300 км/ч и более)19, нормативные акты, регулирующие порядок прохождения медицинских осмотров, могут быть пересмотрены.
6. Возрастание роли внеочередного медицинского осмотра
Еще одной проблемой современного правового регулирования проведения медицинских осмотров работников, связанных с движением транспорта, является правовая неопределенность в вопросе направления работодателем на внеочередной медицинский осмотр работников, вернувшихся после окончания военной службы по мобилизации в специальной военной операции на территории Украины. Вряд ли подлежит обсуждению необходимость прохождения дополнительного медицинского осмотра работникам, которые еще совсем недавно участвовали в военных действиях. Вместе с тем действующее законодательство прямо не предусматривает право работодателя направить данных работников на внеочередной медицинский осмотр, а следовательно, и применить негативные последствия по результатам прохождения такого осмотра. Представляется, что системный анализ норм ч. 1 ст. 220 Трудового кодекса РФ и п. 19 Приказа Минздрава
России от 28 января 2021 г. № 29н позволяет сделать вывод о возможности работодателя направлять на медицинский осмотр после того, как работник участвовал в военных действиях, поскольку целью проведения внеочередных медицинских осмотров является определение пригодности работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.
7. Заключение
В настоящее время правовое регулирование порядка проведения медицинских осмотров работников, связанных с движением транспорта, вряд ли можно назвать единообразным и понятным по следующим причинам. Во-первых, порядок прохождения медицинских осмотров работников, связанных с движением транспорта, регулируется большим количеством подзаконных актов различных министерств и ведомств без установления приоритетности их применения. При этом до сих пор остаются пробелы в правовом регулировании данного вопроса: например, на сегодняшний день отсутствует специальное нормативно-правовое регулирование порядка прохождения медицинского осмотра работниками плавсостава морского и речного транспорта. Во-вторых, внедрение телемедицинских технологий в сфере охраны здоровья граждан неоднозначно воспринимается различными ведомствами: не все спешат заменить реальных медицинских работников на новые цифровые технологии, а если и заменяют, то применяют методики, предусмотренные для проведения медицинских осмотров медицинским персоналом. Ситуация осложняется развитием высокоскоростного транспорта, правовое регулирование которого пока не учитывает необходимость повышенных требований к здоровью работников, связанных с таким транспортом. Наконец, принимая объективную реальность участия многих работников в мобилизации, необходимо рассмотреть вопрос о возможности проведения внеочередных медицинских осмотров таких работников по направлению работодателя.
17 Скоростные пассажирские поезда должны иметь маршрутную скорость не менее 91 км/ч при допускаемых скоростях движения в интервале 141-200 км/ч. URL: https:// www.rzd.ru/ru/9832 (дата обращения: 22.08.2023).
18 Правила по охране труда при обслуживании скоростных и высокоскоростных линий железных дорог ОАО «РЖД»
(распоряжение ОАО «РЖД» от 25 июня 2010 г. № 1362р). URL: https://docs.cntd.ru/document/902269290 (дата обращения 08.09.2023); Инструкция по охране труда для локо-
мотивных бригад скоростного и высокоскоростного движения (в том числе без помощника машиниста) (распоряжение ОАО «РЖД» от 9 декабря 2013 г. № 2694р). URL: https://docs.cntd.ru/document/420276670 (дата обращения: 08.09.2023).
19 Council Directive 96/48/EC of 23 July 1996 on the interoperability of the trans-European high-speed rail system. URL: https://eur-lex.europa.eu/eli/dir/1996/48/oj(дата обращения: 23.08.2023).
Правоприменение 2023. Т. 7, № 4. С. 156-165
- ISSN 2542-1514 (Print)
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Клепалова Ю. И. Особенности регулирования труда работников железнодорожного транспорта : ав-тореф. дис. ... канд. юрид. наук / Ю. И. Клепалова. - Екатеринбург, 2007. - 26 с.
2. Карсанова Т. К. К вопросу оптимизации медицинского обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте / Т. К. Карсанова, Т. Г. Нечеталенко, А. И. Болиева, Ф. Т. Саламова, В. В. Клюева, А. М. Карсанов // Главный врач Юга России. - 2017. - № 1 (53). - С. 43-47.
3. Маринина Л. Ю. Предсменные осмотры как эффективный компонент профилактической работы в условиях железнодорожного здравоохранения / Л. Ю. Маринина, Г. Н. Шеметова, Р. Н. Молодцов // Здоровье и безопасность на рабочем месте : материалы III междунар. науч.-практ. форума. - Минск : Республик. центр охраны труда м-ва труда и соц. защиты Республики Беларусь, 2019. - С. 206-210.
4. Гречуха В. Н. Транспортное право: правовое регулирование деятельности воздушного транспорта : моногр. / В. Н. Гречуха. - М. : Юстиция, 2016. - 308 с.
5. Судейкина Н. А. Влияние вредных производственных факторов на заболеваемость работников вагоноремонтного производства / Н. А. Судейкина, Г. В. Куренкова, Е. П. Лемешевская // Гигиена и санитария. -2016. - Т. 95, № 12. - С. 1150-1154.
6. Grebenkov S. V. Assessment of occupational risk drivers of specialized vehicles / S. V. Grebenkov, L. V. Dov-gysha, E. B. Kolesova, Ya. M. Sukhova, S. B. Fedorova, O. V. Shvalev, T. G. Shimanskaya // Higiene and Sanation. Russian jornal. - 2017. - Vol. 96, № 4. - P. 357-362.
7. Самарская Н. А. Исследование условий труда и разработка предложений по регламентации требований безопасности при проведении работ в метрополитене / Н. А. Самарская, С. М. Ильин. - М., 2020. - 146 с.
8. Баранкина Т. А. Организация медицинского обслуживания плавсостава речного флота / Т. А. Баран-кина, А. О. Фетисов, Р. М. Валеева, С. Н. Курбанова, О. Н. Якименко // Российский медицинский журнал. -2020. - Т. 26, № 5. - С. 283-291.
9. Голышева Г. В. Научное обоснование эффективности периодических медицинских осмотров работников железнодорожного транспорта (на примере Московской железной дороги) : дис. ... канд. мед. наук / Г. В. Голышева. - М., 2004. - 138 с.
10. Панкова В. Б. Профессиональная тугоухость у работников транспорта / В. Б. Панкова // Вестник ото-рингологии. - 2008. - № 3. - С. 11-14.
11. Кленов М. В. Правовые и организационные вопросы контроля за состоянием здоровья работников и оказания медицинской помощи пассажирам на транспорте России / М. В. Кленов, И. В. Холиков // Мир транспорта. - 2019. - Т. 17, № 3. - С. 180-191. - DOI: 10.30932/1992-3252-2019-17-3-180-191.
12. Лисеенко В. И. Правовое регулирование медицинских осмотров водителей автортранспортных средств посредством телемедицинских технологий: история развития, современное состояние и перспективы развития / В. И. Лисеенко, В. Д. Романенков // Евразийский юридический журнал. - 2019. - № 11 (138). - С. 366-370.
13. Щербакова О. В. Использование цифровых технологий при проведении предрейсовых и послерей-совых медицинских осмотров — правовой аспект / О. В. Щербакова // Медицина труда и промышленная экология. - 2021. - Т. 61, № 8. - С. 515-520. - DOI: 10.31089/1026-9428-2021-61-8-515-520.
14. Хизбуллин Р. Н. Автоматизированный медицинский аппаратный комплекс для проведения предрей-сового, послерейсового осмотра водителей и машинистов общественного городского транспорта / Р. Н. Хизбуллин // Вестник НЦБЖД. - 2016. - № 1 (27). - С. 105-114.
15. Холиков И. В. Законодательное обеспечение медицинского освидетельствования специалистов авиационного персонала государственной авиации / И. В. Холиков, В. С. Вовкодав // Право в Вооруженных Силах. - 2019. - № 7. - С. 38-43.
16. Морозов П. Е. Особенности правового регулирования труда авиационного персонала гражданской авиации стран Евразийского экономического союза : науч.-практ. пособие / П. Е. Морозов, А. С. Чанышев, И. Н. Саломатин. - М. : Проспект, 2017. - 176 с.
17. Черняева Д. В. Значение телемедицины в трудовых отношениях / Д. В. Черняева // Закон. - 2019. -№ 11. - С. 88-95.
Правоприменение 2023. Т. 7, № 4. С. 156-165
ISSN 2658-4050 (Online) -
18. Сарсенова А. О. Промышленная медицина Казахстана в условиях цифровизации здравоохранения / А. О. Сарсенова, Т. В. Попова // Prospects and key tendencies of science in contemporary world : Proceedings of
II International Multidisciplinary Conference. - Madrid, 2020. - Р. 5-11.
19. Melnik O. V. Digital medicine technologies for pre-trip medical examination of drivers / O. V. Melnik, M. B. Nikiforov, V. V. Bonch-Bruevich, M. V. Kaplan, A. B. Shulyakov, D. I. Ustyukov // E3S Web of Conferences. -2020. - Vol. 224, iss. 3. - Art. 03019. - DOI: 10.1051/e3sconf/202022403019.
20. Бакуткин В. В. Специализированная система предрейсовых медицинских осмотров с применением цифровых технологий / В. В. Бакуткин, И. В. Бакуткин, В. А. Зеленов // Санитарный врач. - 2021. - № 5. - C. 6066. - DOI: 10.33920/med-08-2105-07.
21. Treglia M. Policies and Toxicological Screenings for No Drug Addiction: An Example from the Civil Aviation Workforce / M. Treglia, M. Pallocci, G. Ricciardi-Tenore, F. Baretti, G. Bianco, P. Castellani et al. // International Journal of Environmental Research and Public Health. - 2022. - Vol. 19, iss. 3. - Art. 1501. - DOI: 10.3390/ ijerph19031501.
22. Дударева Г. Ю. К вопросу об эффективности медицинских осмотров работников железнодорожного транспорта / Г. Ю. Дударева, М. В. Мартынюк, С. Г. Мелешко // Дальневосточный медицинский журнал. -2009. - № 3. - С. 100-102.
23. Тимошина Д. П. Особенности медицинского освидетельствования работников транспорта / Д. П. Тимошина // Актуальные проблемы транспортной медицины. - 2005. - № 2 (2). - С. 102-111.
24. Тимонина И. В. Особенности правового регулирования трудовых отношений на транспортных предприятиях в период пандемии COVID-19 / И. В. Тимонина // Искусственный интеллект и тренды цифровизации: техногенный прорыв как вызов праву : материалы Третьего Междунар. транспорт.-прав. форума. - М., 2021. -С. 278-283.
25. Панов Б. В. Проблемы выявления профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний в транспортных отраслях / Б. В. Панов // Актуальные проблемы транспортной медицины. - 2013. -№ 2-2 (32). - С. 13-18.
REFERENCES
1. Klepalova Yu.I. Peculiarities of Labor Regulation of Railway Transport Workers, Cand. Diss. Thesis. Yekaterinburg, 2007. 26 р. (In Russ.).
2. Karsanova T., Nechetalenko T., Bolieva A., Salamova F., Klyueva V., Karsanov A. To the problem of optimization of medical safety of the railways. Glavnyi vrach Yuga Rossii, 2017, no. 1 (53), pp. 43-47. (In Russ.).
3. Marinina L.Yu., Shemetova G.N., Molodtsov R.N. Pre-shift inspections as an effective component of preventive work in the conditions of railway healthcare, in: Zdorov'e i bezopasnost'na rabochem meste, Proceedings of the
III International Scientific and Practical forum, Minsk, Republican Center for the Labor Protection of the Ministry of Labor and Social Protection of the Republic of Belarus Publ., 2019, pp. 206-210. (In Russ.).
4. Grechukha V.N. Transport law: legal regulation of air transport activities, Monograph. Moscow, Yustitsiya Publ., 2016. 308 р. (In Russ.).
5. Sudeikina N.A., Kurenkova G.V., Lemeshevskaya E.P. The impact of harmful occupational factors on the morbidity rate of workers of the railway-car repair plant. Gigiena i sanitariya = Hygiene and Sanitation, 2016, vol. 95, no. 12, pp. 1150-1154. (In Russ.).
6. Grebenkov S.V., Dovgysha L.V., Kolesova E.B., Sukhova Ya.M., Fedorova S.B., Shvalev O.V., Shimanskaya T.G. Assessment of occupational risk drivers of specialized vehicles. Higiene and Sanation. Russian journal, 2017, vol. 96, no. 4, pp. 357-362.
7. Samarskaya N.A., Il'in S.M. Study of working conditions and development of proposals for the regulation of safety requirements when working in the subway. Moscow, 2020. 146 p. (In Russ.).
8. Barankina T.A., Fetisov A.O., Valeeva R.M., Kurbanova S.N., Yakimenko O.N. Medical care provided for the river fleet shipboard crews. Rossiiskii meditsinskii zhurnal = Medical Journal of the Russian Federation, 2020, vol. 26, no. 5, pp. 283-291. (In Russ.).
9. Golysheva G.V. Scientific substantiation of the effectiveness of periodic medical examinations of railway workers (on the example of the Moscow Railway), Cand. Diss. Moscow, 2004. 138 p. (In Russ.).
Правоприменение 2023. Т. 7, № 4. С. 156-165
- ISSN 2542-1514 (Print)
10. Pankova V.B. Occupational hypoacusis in transport workers. Vestnik otoringologii = Bulletin of Otorhinolar-yngology, 2008, no. 3, pp. 11-14. (In Russ.).
11. Klyonov M.V., Kholikov I.V. Legal and Organization Issues of Transport Occupational Health and Medical Assistance to Passengers in Russian Federation. Mir transporta = World of Transport and Transportation, 2019, vol. 17, no. 3, pp. 180-191. DOI: 10.30932/1992-3252-2019-17-3-180-191. (In Russ.).
12. Liseenko V.I., Romanenkov V.D. Legal regulation of medical examination of motor vehicle drivers by means of telemedicine technologies: history of development, current state and prospects of development. Evraziiskii yuridicheskii zhurnal = Eurasian Law Journal, 2019, no. 11 (138), pp. 366-370. (In Russ.).
13. Shcherbakova O.V. The use of digital technologies in pre-trip and post-trip medical examinations - the legal aspect. Meditsina truda i promyshlennaya ekologiya = Russian Journal of Occupational Health and Industrial Ecology, 2021, vol. 61, no. 8, pp. 515-520. DOI: 10.31089/1026-9428-2021-61-8-515-520. (In Russ.).
14. Khizbullin R. Automated medical hardware system for pre- and after examination of drivers and drivers of public and urban transport. Vestnik NTsBZhD, 2016, no. 1 (27), pp. 105-114.
15. Kholikov I.V., Vovkodav V.S. Legislative provision of medical examination of specialists of aviation personnel of state aviation. Pravo v Vooruzhennykh Silakh, 2019, no. 7, pp. 38-43. (In Russ.).
16. Morozov P.E., Chanyshev A.S., Salomatin I.N. Peculiarities of legal regulation of labor of aviation personnel of civil aviation in the countries of the Eurasian Economic Union, Scientific and practical guide. Moscow, Prospekt Publ., 2017. 176 p. (In Russ.).
17. Chernyaeva D.V. The value of telemedicine in labor relations. Zakon, 2019, no. 11, pp. 88-95. (in Russ.).
18. Sarsenova A.O., Popova T.V. Industrial medicine of Kazakhstan in the context of digitalization of healthcare, in: Prospects and key tendencies of science in contemporary world, Proceedings of II International Multidisciplinary Conference, Madrid, 2020, pp. 5-11. (In Russ.).
19. Melnik O.V., Nikiforov M.B., Bonch-Bruevich V.V., Kaplan M.V., Shulyakov A.B., Ustyukov D.I. Digital medicine technologies for pre-trip medical examination of drivers. E3S Web of Conferences, 2020, vol. 224, iss. 3, art. 03019. DOI: 10.1051/e3sconf/202022403019.
20. Bakutkin V.V., Bakutkin I.V., Zelenov V.A. A specialized system of pre-trip medical examinations using digital technologies. Sanitarnyi vrach = Sanitary Doctor, 2021, vol. 5, pp. 60-66. DOI: 10.33920/med-08-2105-07. (In Russ.).
21. Treglia M., Pallocci M., Ricciardi-Tenore G., Baretti F., Bianco G., Castellani P. et al. Policies and Toxicological Screenings for No Drug Addiction: An Example from the Civil Aviation Workforce. International Journal of Environmental Research and Public Health, 2022, vol. 19, iss. 3, art. 1501. DOI: 10.3390/ijerph19031501.
22. Dudareva G.Y., Martynyuk M.V., Meleshko S.G. Efficacy of railway men's medical examinations. Dal'nevos-tochnyi meditsinskii zhurnal = Far Eastern Medical Journal, 2009, no. 3, pp. 100-102. (In Russ.).
23. Timoshina D.P. The peculiariyies of the transport workers medical examinations. Aktual'nye problemy transportnoi meditsiny = Actual Problems of Transport Medicine, 2005, no. 2 (2), pp. 102-111. (In Russ.).
24. Timonina I.V. Features of the legal regulation of labor relations at transport enterprises during the COVID-19 pandemic, in: Iskusstvennyi intellekt i trendy tsifrovizatsii: tekhnogennyi proryv kak vyzov pravu, Proceedings of the Third International Transport and Legal Forum, Moscow, 2021, pp. 278-283. (In Russ.).
25. Panov B.V. The problems of occupational and occupational-related diseases detection in the spheres of transport. Aktual'nye problemy transportnoi meditsiny = Actual Problems of Transport Medicine, 2013, no. 2-2 (32), pp. 13-18. (In Russ.).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Клепалова Юлия Игоревна - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права Российский государственный университет правосудия, Северо-западный филиал 197046, Россия, г. Санкт-Петербург, Александровский парк, 5
E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0003-4842-3531
INFORMATION ABOUT AUTHOR
Yuliya I. Klepalova - PhD in Law, Associate Professor, Department of Civil Law
Russian State University of Justice, North-Western Branch
5, Aleksandrovskii Park, St. Petersburg, 197046, Russia E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0003-4842-3531
Щербакова Олеся Васильевна - кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового права Уральский государственный юридический университет имени В.Ф. Яковлева 620137, Россия, г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, 21
E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0002-3111-257X ResearcherlD: AAS-1653-2020
Olesya V. Shcherbakova - PhD in Law, Associate Professor, Department of Labor Law Ural State Law University
21, Komsomol'skaya ul., Yekaterinburg, 620137, Russia E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0002-3111-257X ResearcherlD: AAS-1653-2020
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Клепалова Ю.И. Современные тенденции в правовом регулировании медицинских осмотров работников, обеспечивающих движение транспорта / Ю.И. Клепалова, О.В. Щербакова // Правоприменение. - 2023. - Т. 7, № 4. - С. 156-165. - Р01: 10.52468/2542-1514.2023.7(4).156-165.
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Klepalova Yu.I., Shcherbakova O.V. Current trends in medical examinations of traffic-related workers. Pravoprimenenie = Law Enforcement Review, 2023, vol. 7, no. 4, pp. 156-165. DOI: 10.52468/2542-1514.2023.7(4).156-165. (In Russ.).