Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРЕДРЕЙСОВЫХ И ПОСЛЕРЕЙСОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ - ПРАВОВОЙ АСПЕКТ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРЕДРЕЙСОВЫХ И ПОСЛЕРЕЙСОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ - ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
130
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДРЕЙСОВЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ОСМОТРЫ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОСМОТРЫ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / КОНТРОЛЬ ЗА РАБОТНИКОМ / ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Щербакова Олеся Васильевна

Одной из обязанностей работника как субъекта трудовых правоотношений является обязанность проходить установленные предрейсовые, предсменные, и послерейсовые, послесменные медицинские осмотры. Цифровизация всех сфер общественной жизни, стирание пространственных границ, развитие искусственного интеллекта естественным образом изменяют и порядок проведения указанных видов медицинских осмотров. Целью данной статьи является выявление основных предложений по изменению порядка проведения указанных видов медицинских осмотров, а также анализ их правомерности с точки зрения действующего законодательства. В ходе исследования анализировалось действующее законодательство, выявлялись коллизии, пробелы и трудности его применения хозяйствующими субъектами при организации и проведении предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров. Представлены результаты пилотных исследований и анализ судебной практики по данным вопросам. Объектами исследований послужили официальные сайты производителей программно-аппаратных комплексов, применяемых для проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров дистанционным способом. Делается вывод о несоответствии закону дистанционного способа проведения предрейсовых, предсменных, и послерейсовых, послесменных медицинских осмотров, а также о необходимости административного контроля за качеством проведения предрейсовых, предсменных, и послерейсовых, послесменных медицинских осмотров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Щербакова Олеся Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN PRE-TRIP AND POST-TRIP MEDICAL EXAMINATIONS - THE LEGAL ASPECT

One of the duties of an employee as a subject of labor legal relations is the obligation to undergo established pre-trip, pre-shift, and post-trip, post-shift medical examinations. The digitalization of all spheres of public life, the erasure of spatial boundaries, the development of artificial intelligence naturally change the procedure for conducting these types of medical examinations. The purpose of this article is to identify the main proposals for changing the procedure for carrying out these types of medical examinations, as well as to analyze their legality from the point of view of the current legislation. In the course of the study, the current legislation was analyzed, collisions, gaps and difficulties in its application by business entities were identified when organizing and conducting pre-shift, pre-trip and post-shift, post-trip medical examinations. The results of pilot studies and analysis of judicial practice on these issues are presented. The objects of research were the official websites of manufacturers of software and hardware systems used for conducting pre-shift, pre-trip and post-shift, post-trip medical examinations remotely. It is concluded that the remote method of conducting pre-trip, pre-shift, and post-trip, post-shift medical examinations does not comply with the law, as well as the need for administrative control over the quality of pre-trip, pre-shift, and post-trip, post-shift medical examinations.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРЕДРЕЙСОВЫХ И ПОСЛЕРЕЙСОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ - ПРАВОВОЙ АСПЕКТ»

Original articles

DOI: https://doi.org/10.31089/1026-9428-2021-61-8-515-520 УДК 634.29, 349.2 © Щербакова О.В., 2021 Щербакова О.В.

Использование цифровых технологий при проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров — правовой аспект

ФГБОУ Уральский государственный юридический университет, ул. Комсомольская, 21, Екатеринбург, Россия, 620137

Одной из обязанностей работника как субъекта трудовых правоотношений является обязанность проходить установленные предрейсовые, предсменные, и послерейсовые, послесменные медицинские осмотры. Цифровизация всех сфер общественной жизни, стирание пространственных границ, развитие искусственного интеллекта естественным образом изменяют и порядок проведения указанных видов медицинских осмотров. Целью данной статьи является выявление основных предложений по изменению порядка проведения указанных видов медицинских осмотров, а также анализ их правомерности с точки зрения действующего законодательства. В ходе исследования анализировалось действующее законодательство, выявлялись коллизии, пробелы и трудности его применения хозяйствующими субъектами при организации и проведении предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров. Представлены результаты пилотных исследований и анализ судебной практики по данным вопросам. Объектами исследований послужили официальные сайты производителей программно-аппаратных комплексов, применяемых для проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров дистанционным способом. Делается вывод о несоответствии закону дистанционного способа проведения предрейсовых, предсменных, и послерей-совых, послесменных медицинских осмотров, а также о необходимости административного контроля за качеством проведения предрейсовых, предсменных, и послерейсовых, послесменных медицинских осмотров. Ключевые слова: предрейсовые медицинские осмотры; дистанционные осмотры; цифровизация; безопасность дорожного движения; контроль за работником; телемедицинские технологии

Для цитирования: Щербакова О.В. Использование цифровых технологий при проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров — правовой аспект. Мед. труда и пром. экол. 2021; 61(8): 515-520. https://doi.org/10.31089/1026-9428-2021-61-8-515-520

Для корреспонденции: Щербакова Олеся Васильевна, доцент кафедры трудового права Уральского государственного

юридического университета, канд. юрид. наук. E-mail: sm-light@yandex.ru

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Дата поступления: 22.06.2021 / Дата принятия к печати: 21.07.2021 / Дата публикации: 30.09.2021

Olesya V. Shcherbakova

The use of digital technologies in pre-trip and post-trip medical examinations — the legal aspect

Ural State Law University, 21, Komsomolskaya str., Ekaterinburg, Russia, 620137

One of the duties of an employee as a subject of labor legal relations is the obligation to undergo established pre-trip, pre-shift, and post-trip, post-shift medical examinations. The digitalization of all spheres of public life, the erasure of spatial boundaries, the development of artificial intelligence naturally change the procedure for conducting these types of medical examinations. The purpose of this article is to identify the main proposals for changing the procedure for carrying out these types of medical examinations, as well as to analyze their legality from the point of view of the current legislation. In the course of the study, the current legislation was analyzed, collisions, gaps and difficulties in its application by business entities were identified when organizing and conducting pre-shift, pre-trip and post-shift, post-trip medical examinations. The results of pilot studies and analysis of judicial practice on these issues are presented. The objects of research were the official websites of manufacturers of software and hardware systems used for conducting pre-shift, pre-trip and post-shift, post-trip medical examinations remotely. It is concluded that the remote method of conducting pre-trip, pre-shift, and post-trip, post-shift medical examinations does not comply with the law, as well as the need for administrative control over the quality of pre-trip, pre-shift, and post-trip, post-shift medical examinations.

Keywords: pre-trip medical examinations; remote examinations; digitalization; road safety; employee control; telemedicine technologies

For citation: Shcherbakova O.V. The use of digital technologies in pre-trip and post-trip medical examinations — the legal aspect. Med. truda iprom. ekol. 2021; 61(8): 515-520. https://doi.org/10.31089/1026-9428-2021-61-8-515-520 For correspondence: Olesya V. Shcherbakova, Associate Professor of the labor law department Federal state budgetary educational institution of higher education «Ural State Law University», Cand.of Legal Sci. E-mail: sm-light@yandex.ru Information about the author: Shcherbakova O.V. https://orcid.org/0000-0002-3111-257X Funding. The study had no funding.

Conflict of interests. The authors declare no conflict of interests. Received: 22.06.2021 / Accepted: 21.07.2021 / Published: 30.09.2021

Одной из обязанностей работника как субъекта трудовых правоотношений является соблюдение требований по охране труда и прохождение установленных законодательством обязательных медицинских осмотров (ст. 213 ТК РФ) [1]. Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в ст. 23 возлагает на работодателя обязанность проводить, а на работ-

ника, связанного с движением транспортных средств — проходить не только предварительные и периодические медицинские осмотры, но и обязательные предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры (далее по тексту — предрейсовые и послерейсовые медосмотры) [2]. Такие осмотры являются обязательным условием начала рабочего дня водителей

Оригинальные статьи

коммерческого и общественного транспорта. Для выполнения указанных обязанностей работодатель в обязательном порядке привлекает третье лицо — медицинского работника или медицинскую организацию, соответствующих установленным законодательством требованиям.

Объём проведения исследований в рамках предсмен-ных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров утверждён на федеральном уровне Приказом Минздрава России от 15.12.2014 г. № 835н [3]:

1. сбор жалоб, визуальный осмотр, осмотр видимых слизистых и кожных покровов, общая термометрия, измерение артериального давления на периферических артериях, исследование пульса;

2. выявление признаков опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), остаточных явлений опьянений, включая проведение лабораторных и инструментальных исследований: количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе; определения наличия психоактивных веществ в моче при наличии признаков опьянения и отрицательных результатах исследования выдыхаемого воздуха на алкоголь.

На локальном уровне работодатели также могут разрабатывать и принимать локальные нормативные акты, определяющие порядок проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров. Например, в АО «СУЭК» действует корпоративный стандарт «Регламент проведения медицинских осмотров и контроля трезвости», определяющий порядок ежедневного мониторинга состояния здоровья работников и их трудоспособности. [4]

В последние несколько лет отношения, складывающиеся по поводу проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров работников, претерпевают изменения под влиянием развития как медицины в целом, так и цифровизации всех сфер общественной жизни. Изучение последних разработок в сфере промышленных технологий, анализ научной литературы и нормативных правовых актов позволяет выделить три тенденции, связанные с содержанием правоотношений по проведению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров работников.

Во-первых, речь идёт об увеличении объёма проводимых исследований при предрейсовых и послерейсовых осмотров некоторых категорий работников. Данное предложение пока не находит законодательного закрепления, однако активно обсуждается в рамках проводимых пилотных исследований. Например, по результатам проведённого многоцентрового пилотного исследования по регистрации ЭКГ у работников локомотивных бригад был сделан вывод о целесообразности регистрации ЭКГ у работников локомотивных бригад с целью снижения риска возникновения внезапных угрожающих жизни сердечно-сосудистых заболеваний. [5]. В рамках другого исследования было предложено использовать наиболее информативные маркеры хронического употребления алкоголя, применение которых при проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, по мнению исследователей, позволит с высокой степенью достоверности определить лиц, склонных к хроническому употреблению алкоголя с целью недопуска таких лиц к источникам повышенной опасности [6]. Вообще, вопрос качества проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров, как, впрочем, и вопрос проведения периодических осмотров работников, является темой отдельного исследования [7-9].

Во-вторых, речь идёт об использовании цифровых технологий при осуществлении предрейсовых и после-

рейсовых медицинских осмотров водителей. С одной стороны, научные исследования предлагают использовать цифровые технологии в качестве более точных методов оценки функциональных состояний при массовых предрейсовых и послерейсовых осмотров. Например, при оценке работоспособности водителя предлагается использовать видеоплетизмографию кожных покровов лица испытуемых с оценкой данных вариационной пульсометрии в качестве осмотра видимых кожных покровов [10].

Наконец, третья тенденция связана с повышением общего уровня цифровизации всех процессов, протекающих в сфере трудового права [11]. С развитием цифровых технологий на рынке возникли предложения по автоматизации всего процесса предрейсовых и предсменных медицинских осмотров. В результате появились программно-аппаратные комплексы удалённых медосмотров работников-водителей, интегрированные системой распознавания лиц. Подобные программно-аппаратные комплексы устанавливается в офисах компаний. При регистрации сотрудника система фотографирует его и заносит в базу данных с привязкой ко всем медицинским показателям. В дальнейшем пользователь самостоятельно авторизуется в системе и проходит удалённый медосмотр по ряду параметров, в том числе по уровню содержания в выдыхаемом воздухе паров алкоголя, после чего медицинский специалист принимает решение о его допуске к работе. Медицинский сотрудник, находящийся в территориально удалённой от работодателя местности, смотрит на работника через веб-камеру. После получения результатов анализов делает свою оценку показателей и выдаёт заключение о допуске водителя. Заключение подписывается электронно-цифровой подписью [12].

Подобные разработки не уникальны, рынок услуг предлагает множество подобных аппаратных комплексов различных производителей1. Аналогичные кейсы цифровой трансформации разрабатываются в рамках национальной программы «Цифровая экономика РФ», утверждённой 04.06.2019 года. По данным сети Интернет, применение подобных установок практикуется работодателями во многих регионах Российской Федерации2.

При изучении 20 официальных сайтов различных производителей подобных программно-аппаратных комплексов, инструкций по их применению отмечается ряд преимуществ использования телемедицинских технологий при проведении медицинских осмотров перед традиционным способом. В качестве основных преимуществ были названы: экономия финансовых ресурсов работодателя, сокращение времени проведения осмотра, территориальная независимость местонахождения работодателя, исключение возможности договориться (рисунок). Среди других преимуществ, занимающих меньший удельный вес, были названы: высокая точность распознавания лиц, возможность проводить дополнительные осмотры в течение дня, безопасность персональных данных, оперативный контроль со стороны работодателя, автоматическое составление от-

1 Available at: https://safe-operator.ru/, https://www. mosmedauto.ru/uslugi/17-udalennyj-meditsinskij-osmotr-voditelej, https://montrans.ru/expert-analytics/telemedicina-udalenka

2 Available at: https://www.comnews.ru/content/209254/2020-09-24/2020-w39/ntechlab-i-medpoint24-predstavili-reshenie-avtomatizirovannym-medosmotram-i-alkotestirovaniyu-raspoznavaniem-lic

Территориальная независимость

Сокращение времени обслуживания работника

Экономия финансовых ресурсов работодателя

20%

25%

20%

20%

15%

Другое

Исключение возможности договориться

Рисунок. Преимущества использования программно-аппаратных комплексов при проведении предрейсово-го и послерейсового медицинских осмотров Figure. Advantages of using hardware and software systems during pre-trip and post-trip medical examinations

чёта, возможность отслеживать данные в динамике, сохранение видеосъёмки медицинского осмотра.

Вместе с тем в вопросах использования подобных программно-аппаратных комплексов отмечается правовая некомпетентность работников работодателей — как, впрочем, и в целом при проведении предварительных и медицинских осмотров [13]. Порядок проведения пред-сменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров утверждён Приказом Минздрава России от 15.12.2014 г. № 835н. Так, установлено, что предсменные, предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и(или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения. Послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и(или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (пункты ' 4, 5 Приказа № 835н). Отдельного указания на то, что предрейсовые осмотры должны проводиться непосредственно в медицинской организации, в Приказе № 835н не содержится3. Поэтому в той части применение программно-аппаратных комплексов кажется вполне законным. При этом в ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с учётом изменений, в ст. в силу с 01.01.2018 г.) закреплена возможность использования телематических технологий, то есть информационных технологий, обеспечивающих дистанционное взаимодействие медицинских работников между собой, с пациентами и(или) их законными представителями, идентификацию и аутентификацию указанных

3 Пунктом 1.6 Письма Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств» ранее сообщалось, что предрейсовые медицинские осмотры могут проводиться медицинским работником как на базе организации, так и в условиях медицинского учреждения

Original articles

лиц, документирование совершаемых ими действий при проведении консилиумов, консультаций, дистанционного медицинского наблюдения за состояние здоровья [14, 15].

На этом основании производители и маркетологи автоматизированных программно-аппаратных комплексов для проведения медосмотра утверждают, что законодательно закреплена возможность проведения самостоятельных дистанционных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров с использованием телемедицинских технологий удалённым способом. Однако данный вывод противоречит сущности оказания медицинской помощи посредством применения телемедицинских технологий, поскольку прямых норм, определяющих использование дистанционной диагностики состояния здоровья водителей, то есть прохождение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, в Федеральном законе № 323-ФЗ и Федеральном законе 196-ФЗ не содержится. Кроме того, при буквальном толковании норм ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» становится ясно, что он не содержит понятия и не регламентирует порядок оказания медицинской помощи и осуществления медицинской деятельности в дистанционной форме, то есть без непосредственного контакта врача и пациента. Статьёй 36.2 Федерального закона № 323-ФЗ установлены особенности медицинской помощи, оказываемой с применением телемедицинских технологий. Телемедицинские технологии могут применяться для оказания медицинской помощи только лечащим врачом для целей осуществления коррекции ранее назначенного лечения при условии установления им диагноза и назначения лечения на очном приёме (осмотре, консультации). Постановка диагноза впервые невозможна при использовании телемедицинских технологий, то есть без непосредственного контакта врача и пациента. Аналогичные положения содержатся в Порядке организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий, утверждённом Приказом Минздрава России от 30.11.2017 г. № 965н [16].

Указанные обстоятельства позволяются сделать вывод о том, что в настоящее время действующим законодательством РФ не предусмотрена возможность прохождения дистанционных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров с использованием телемедицинских технологий удалённым способом без непосредственного осмотра водителей медицинским работником.

Анализ судебной практики позволяет сделать вывод об однозначном непризнании законным дистанционного способа проведения предрейсовых и послесменных медицинских осмотров работников-водителей (Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 1 августа 2018 г. по делу № А59-3632/2018 [17]; Постановление Восьмого Арбитражного апелляционного суда от 2 июня 2020 г. по делу № 08АП-5054/2020 [18]. В постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 3 октября 2018 г. по делу № 05АП-7137/18 [19], суд указал, что прямых норм, определяющих использование дистанционной диагностики состояния здоровья водителей, то есть прохождение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, в Федеральном законе № 323-ФЗ и Федеральном законе 196-ФЗ не содержится.

Неправильное понимание и, как следствие, применение нормативных правовых актов хорошо прослеживается на примере позиций работодателя при оспаривании в судах предписаний административного органа об устранении нарушений, связанных с проведением дистанционных

Оригинальные статьи

медицинских осмотров. Так, представители работодателей в судах заявляют, что на сегодняшний день существует коллизия правовых норм — в частности, в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» не были внесены соответствующие изменения в части прямого указания возможности использования телемедицинских технологий. Однако анализ проходивших рассмотрение законопроектов позволяет утверждать обратное. Так, Постановлением Государственной думы о внесении изменений в статью 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» был отклонён законопроект, содержащий прямое указание на возможность проведения пред-рейсовых и послесменных медицинских осмотров удалённым способом [20]. При этом указанный проект в первом чтении не поддержали Комитет по охране здоровья, Правовое управление Аппарата ГД, Комитет ГД по транспорту и строительству. ПУ Аппарата СФ ФС РФ в своём заключении указало, что телемедицинские технологии могут применяться для оказания медицинской помощи только лечащим врачом для целей осуществления коррекции ранее назначенного лечения при условии установления им диагноза и назначения лечения на очном приёме (осмотре, консультации). Следовательно, отсутствие в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения» прямого указания на возможность проведения предрейсовых и послесменных медицинских осмотров удалённым способом не является пробелом в законодательстве.

Отмечается отсутствие полномочий Роспотребнадзо-ра и Росздравнадзора и, как следствие, государственного контроля (надзора) за качеством проведения предрейсо-вых и послесменных медицинских осмотров. Государством контролируется только факт проведения медосмотров. Административным органом, полномочным на осуществление проверок работодателя за исполнением законодательства, регламентирующего деятельность на автомобильном транспорте, и выдачу предписания об устранении нарушений, выразившихся в проведении медицинских осмотров дистанционным способом, является Министерство внутренних дел РФ. При этом если медицинский осмотр проводится не дистанционно, то качество такого осмотра не контролируется, поскольку у МВД отсутствуют как необходимые специалисты, так и должностные полномочия.

Целью проведения предрейсовых и послесменных медицинских осмотров является обеспечение безопасности дорожного движения, в том числе обеспечение сохранности жизни и здоровья других участников дорожного движения. Последствия постановки неправильного диагноза для пациента, выбравшего удалённый формат общения с медицинским работником, имеет значение только для самого пациента. В то время, как ошибочное заключение о возможности допуска водителя к работе может стать основанием возникновения аварийной ситуации на дороге с несколькими участниками. Это вряд ли способствует потребностям общества в безопасности дорожном движении.

Когда речь идёт о медицинском осмотре водителей в целях безопасности дорожного движения, вряд ли можно в данном вопросе полностью положиться на цифровые технологии. Несмотря на видимые на первые взгляд преимущества — экономия времени и трудозатрат ра-

ботодателя на медицинский персонал — представляется, что использование цифровых технологий удалённого осмотра не может обеспечить более качественного медицинского осмотра, чем непосредственный контакт квалифицированного врача с работником-водителем. При этом цифровые технологии могут облегчать работу медицинского персонала, например, при сборе анализов работников, с тем чтобы оставить врачу только интеллектуальную работу, требующую особого внимания. Другими словами, потребность общества в безопасности дорожного движения должна быть гораздо выше, чем потребность работодателя в снижении своих финансовых расходов на квалифицированных медицинских работников.

21 апреля 2021 года в СМИ появилась информация о подготовке Минздравом РФ проекта поправок в Трудовой кодекс РФ, предполагающий проведение в дистанционной форме обязательных предрейсовых медосмотров водителей такси и общественного транспорта. Формат будет доступен во всех регионах, но внедряться будет по желанию транспортных компаний, за счёт которых проводятся медосмотры. Как отреагирует на предложенные поправки Государственная дума и Совет Федерации — покажет время4.

Выводы. Существующая организация и качество проведения предрейсвых и послерейсовых медосмотров, по мнению многих работодателей, не обеспечивают достижение поставленной цели — недоспуск к работе с источником повышенной опасности лиц, имеющих признаки опьянения (алкогольного, наркотического или токсического). Решение данного вопроса видится по-разному: во-первых, использовании более современных методов определения состояния опьянения, в том числе хронического, во-вторых, в использовании при осмотре современных цифровых технологий, наконец, в исключении человеческого фактора при проведении указанных осмотров.

В связи с этим необходимо дополнительное правовое регулирование проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров, в том числе и на локальном уровне. Работодателям необязательно ждать изменений законодательства, чтобы детализировать и ужесточить дисциплинарную ответственность за некачественно проведённый медосмотр водителей.

Вместе с тем правовая неграмотность и некомпетентность некоторых работников работодателей-заказчиков позволяет переводить проведение предрейсовых и послерейсовых медосмотров в дистанционный формат, что на сегодняшний день является незаконным с точки зрения действующего законодательства и противоречит сути применяемых телемедицинских технологий.

Необходимо наделение контрольными и надзорными полномочиями структур, контролирующих качество проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров.

Важной составляющей в сохранении здоровья работников и участников дорожного движения является осознанность, правовая грамотность и дисциплина самих работников.

4 Available at: https://vademec.ru/news/2021/04/16/eksperty-obsudili-vozmozhnost-vnedreniya-telemeditsinskikh-tekhnologiy-v-predreysovyy-medosmotr-vodi/

Original articles

Список литературы

1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 28.06.2021) Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/

2. Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (ред. от 09.11.2020) Available at: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=10214430 1&rdk=&intelsearch=

3. Приказ Минздрава России от 15.12.2014 г. № 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров» (ред. от 16.04.2015 г.) Available at: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/70880038/

4. Цай Л.В., Бетехтина В.А., Степаненко В.С. Медицинские осмотры как система медицинской безопасности. Медицина труда и промышленная экология. 2017; (9): 208-9.

5. Горохова С.Г., Баркан В.С., Гутор Е.М., Лапкина Е.Е., Му-расеева Е.В., Сасонко М.Л. Оценка ЭКГ-скрининга для выявления острых сердечно-сосудистых заболеваний во время предрейсовых осмотров у работников локомотивных бригад. Медицина труда и промышленная экология. 2017; (7): 21-5.

6. Салагай О.О., Брюн Е.А., Бухтияров И.В., Кузьмина Л.П., Власовских Р.В., Коляскина М.М., Петухов А.Е. Методические подходы к выявлению маркеров злоупотребления алкоголем у работников по данным медицинских осмотров. Медицина труда и промышленная экология. 2021; 61(2): 72-76. https://doi.org/10.31089/1026-9428-2021-61-2-72-76

7. Хоружая О.Г., Пиктушанская Т.Е., Горблянский Ю.Ю. Оценка качества периодических медицинских осмотров работников. Медицина труда и промышленная экология. 2015; (12): 41-4.

8. Берхеева З.М., Сафина К.Р. Оценка эффективности периодических медицинских осмотров. Медицина труда и промышленная экология. 2017; (9): 25-5.

9. Хоружая О.Г., Горблянский Ю.Ю. Критерии оценки эффективности медицинских осмотров работников. Медицина труда и промышленная экология. 2015; (9): 149-50.

10. Максимов И.Б., Фесенко М.А., Синопальников В.И., Диа-шев А.Н. Телеметрический контроль при оценке трудоспособности работников транспортной отрасли. Медицина труда и промышленная экология. 2021; 61(3): 191-6. https://doi. org/10.31089/1026-9428-2021-61-3-191-196

11. Филипова И.А. Трудовое право: вызовы информационно-

го общества // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2020; 2: 162-82.

12. Щербакова О.В. О возможности применения цифровых технологий при проведении предрейсового медицинского осмотра работников автомобильного транспорта. В кн. «За права трудящихся! Защита социально-трудовых прав работников в изменяющемся мире: возможности и ограничения: материалы Шестой Международной научно-практической конференции». Екатеринбург; 2021: 177-80.

13. Воронкова С.В. Проблемы практической реализации нормативно-правовой базы при организации и проведении предварительных и периодических медицинских осмотров работников. Медицина труда и промышленная экология. 2015; (2): 1-5.

14. Федеральный закон от 29.07.2017 г. № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья» (ред. от 29.07.2017 г.) Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_221184/

15. Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ред. от 21.11.2011 г.) Available at: https://minzdrav.gov.ru/ documents/7025-federalnyy-zakon-323-fz-ot-21-noyabrya-2011-g

16. Приказ Минздрава России от 30.11.2017 г. № 965н «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий» (ред. от 21.01.2018) Available at: https://rg.ru/2018/01/11/ minzdrav-prikaz965n-site-dok.html

17. Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 1 августа 2018 г. по делу № А59-3632/2018 Available at: https:// sudact.ru/arbitral/doc/1XUv3N8y5N5L/

18. Постановление Восьмого Арбитражного апелляционного суда от 2 июня 2020 г. по делу № 08АП-5054/2020 Available at: http://ivo.garant.ru/#/doclist/34133:1

19. Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 3 октября 2018 г. по делу № 05АП-7137/18 Available at: http://base.garant.ru/62774436/

20. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 03.04.2018 г. № 3773-7 ГД «О проекте федерального закона № 909155-6 «О внесении изменений в статью 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» Available at: https://sozd.duma.gov.ru/ bill/909155-6

References

1. Labor Code of the Russian Federation of December 30, 2001 No. 197-FZ (as revised on June 28, 2021) Available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (in Russian).

2. Federal Law of 10.12.1995 No. 196-FZ "On Road Safety" (as amended on 09.11.2020) Available at: http://pravo.gov.ru/ proxy/ips/?docbody=&nd=102144301&rdk=&intelsearch= (in Russian).

3. Order of the Ministry of Health of Russia dated December 15, 2014 No. 835n "On approval of the Procedure for conducting pre-shift, pre-trip and post-shift, post-trip medical examinations" (as amended on April 16, 2015) Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70880038/

4. Tsay L.V., Betekhtina V.A., Stepanenko V.S. Medical examinationbi as medical security system. Medicina truda i promyshlennaja jekologija. 2017; (9): 208-9 (in Russian).

5. Gorokhova S.G., Barkan V.S., Gutor E.M., Lapkina E.E., Muraseeva E.V., Sasonko M.L. Evaluation of ECG screening for diagnosis of acute cardiovascular diseases during preliminary examinations in locomotive crew workers. Medicina truda i promyshlennaja jekologija. 2017; (7): 21-5 (in Russian).

6. Salagai O.O., Bryun E.A., Bukhtiyarov I.V., Kuzmina L.P., Vlasovskikh R.V., Kolyaskina M.M., Petukhov A.E. Methodological approaches to identifying markers of alcohol abuse in employees according to medical examination. Medicina truda i promyshlennaja jekologija. 2021; 61(2): 72-6 (in Russian). https://doi.org/10.31089/1026-9428-2021-61-2-72-76

7. Khoruzhaya O.G., Pictushanskaya T.E., Gorbljansky Yu.Yu. Evaluation of workers' periodic medical examinations quality. Medicina truda i promyshlennaja jekologija. 2015; (12): 41-44. (in Russian)

8. Berkheeva Z.M., Safina K.R. Evaluating of periodic medical examinations. Medicina truda i promyshlennaja jekologija. 2017; (9): 25-5 (in Russian).

9. Khoruzhaya O.G., Gorbljansky Yu.Yu. Evaluation criteria for the effectiveness of medical examinations of workers. Medicina truda i promyshlennaja jekologija. 2015; (9): 149-50 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Maksimov I.B., Fesenko M.A., Sinopalnikov V.I., Diashev A.N. Telemetric control in assessing the working capacity of transport industry employees. Medicina truda i promyshlennaja

Оригинальные статьи

jekologija. 2021; 61(3): 191-196. (in Russian) https://doi. org/10.31089/1026-9428-2021-61-3-191-196

11. Filipova I.A. Labor Law: Challenges of the Information Society. Pravo. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki. 2020; 2: 162-82. https://doi.org/10.17323/2072-8166.2020.2.162.182 (in Russian).

12. Shcherbakova O.V. On the possibility of using digital technologies when conducting a pre-trip medical examination of road transport workers. In: "For the rights of workers! Protection of social and labor rights of workers in a changing world: opportunities and limitations: materials of the Sixth International Scientific and Practical Conference". Ekaterinburg; 2021: 177-80 (in Russian).

13. Voronkova S.V. Problems of practical implementation of legislation basis in organizing and conducting preliminary and periodic medical examinations of workers. Medicina truda i promyshlennaja jekologija. 2015; (2): 1-5 (in Russian).

14. Federal Law No. 242-FZ of July 29, 2017 "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation on the Application of Information Technologies in the Field of Health Protection" (as amended on July 29, 2017) Available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221184/ (in Russian)

15. Federal Law of 21.11.2011 No. 323-FZ "On the Fundamentals of Health Protection of Citizens in the Russian Federation" (as

revised on 21.11.2011) Available at: https://minzdrav.gov.ru/ documents/7025-federalnyy-zakon-323-fz-ot-21-noyabrya-2011-g (in Russian).

16. Order of the Ministry of Health of Russia dated November 30, 2017 No. 965n "On approval of the procedure for organizing and providing medical care using telemedicine technologies" (as amended on January 21, 2018) Available at: https:// rg.ru/2018/01/11/minzdrav-prikaz965n-site-dok.html (in Russian).

17. Decision of the Arbitration Court of the Sakhalin Region dated August 1, 2018 in case No. A59-3632 / 2018 Available at: https://sudact.ru/arbitral/doc/1XUv3N8y5N5L/ (in Russian).

18. Resolution of the Eighth Arbitration Court of Appeal dated June 2, 2020 in case No. 08AP-5054/2020 Available at: http://ivo.garant.ru/#/doclist/34133:1 (in Russian).

19. Resolution of the Eighth Arbitration Court of Appeal dated June 2, 2020 in case No. 08AP-5054/2020 Available at: http:// base.garant.ru/62774436/ (in Russian).

20. Resolution of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation of 03.04.2018 No. 3773-7 GD "On the draft federal law N 909155-6 "On amendments to article 23 of the Federal law "On road safety" Available at: https://sozd.duma. gov.ru/bill/909155-6 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.