Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРОВЕДЕНИИ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ РАБОТНИКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ: ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ'

К ВОПРОСУ О ПРОВЕДЕНИИ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ РАБОТНИКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ: ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
117
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВОЕ ПРАВО / ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕДИЦИНСКИЙ ОСМОТР / ТЕЛЕМЕДИЦИНА / МЕДИЦИНА / ДИСТАНЦИОННЫЙ ОСМОТР РАБОТНИКОВ / LABOUR LAW / TELEMEDICINE TECHNOLOGIES / MEDICAL INSPECTION / TELEMEDICINE / MEDICINE / REMOTE INSPECTION OF EMPLOYEES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Созанова Марина Валерьевна

В настоящее время в мире повсеместное развитие получили технологии электронного здравоохранения, одним из глобальных направлений которого является телемедицина. Использование телемедицинских технологий, в том числе в свете противодействия распространения короновирусной инфекции COVID-19, доказало свою своевременность и состоятельность. В этих условиях все более оправданными стали предложения о расширении применения телемедицинских технологий, в частности, в трудовых отношениях. Автором статьи проведен анализ имеющихся законопроектов, направленных на введение возможности применения телемедицинских технологий при прохождении медицинских осмотров работников, по результатам которого, выявлены пробелы и сделаны предложения по их устранению, а также выработаны возможные дополнения к предлагаемым изменениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Созанова Марина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF CONDUCTING MEDICAL EXAMINATIONS OF WORKERS USING TELEMEDICINE TECHNOLOGIES: PROBLEMATIC ISSUES AND WAYS TO SOLVE THEM

Nowadays widespread development of the e-health technologies is taking place in the world, one of the global areas of which is telemedicine. The use of telemedicine technologies during the period of counteracting the spread of the coronovirus infection COVID-19 has proved its timeliness and consistency. Thus, propositions to expand the use of telemedicine technologies, particularly, in labor relations, became more and more justified. The author of the article analyzed the bills aimed at introducing the opportunity to use telemedicine technologies during medical inspections of employees, according to the results of which, loopholes were identified and suggestions were made to correct them, as well as suggestions were made for the possible additions to the proposed amendments.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРОВЕДЕНИИ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ РАБОТНИКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ: ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ»

Трудовое право; право социального обеспечения

К ВОПРОСУ О ПРОВЕДЕНИИ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ РАБОТНИКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ: ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ

СОЗАНОВА Марина Валерьевна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового права и права социального обеспечения Российского государственного университета правосудия. E-mail: [email protected]

Краткая аннотация: В настоящее время в мире повсеместное развитие получили технологии электронного здравоохранения, одним из глобальных направлений которого является телемедицина. Использование телемедицинских технологий, в том числе в свете противодействия распространения короновирусной инфекции COVID-19, доказало свою своевременность и состоятельность. В этих условиях все более оправданными стали предложения о расширении применения телемедицинских технологий, в частности, в трудовых отношениях. Автором статьи проведен анализ имеющихся законопроектов, направленных на введение возможности применения телемедицинских технологий при прохождении медицинских осмотров работников, по результатам которого, выявлены пробелы и сделаны предложения по их устранению, а также выработаны возможные дополнения к предлагаемым изменениям.

Abstract: Nowadays widespread development of the e-health technologies is taking place in the world, one of the global areas of which is telemedicine. The use of telemedicine technologies during the period of counteracting the spread of the coronovirus infection COVID-19 has proved its timeliness and consistency. Thus, propositions to expand the use of telemedicine technologies, particularly, in labor relations, became more and more justified. The author of the article analyzed the bills aimed at introducing the opportunity to use telemedicine technologies during medical inspections of employees, according to the results of which, loopholes were identified and suggestions were made to correct them, as well as suggestions were made for the possible additions to the proposed amendments.

Ключевые слова: Трудовое право, телемедицинские технологии, медицинский осмотр, телемедицина, медицина, дистанционный осмотр работников.

Keywords: Labour Law, telemedicine technologies, medical inspection, telemedicine, medicine, remote inspection of employees.

В настоящее время в мире повсеместное развитие получили технологии электронного здравоохранения, одним из глобальных направлений которого является телемедицина.

С 1 января 2018 года в России вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья»1, благодаря которому будущее, в котором доступность медицинской помощи перешла на качественно новый уровень, наступило: телемедицинские технологии можно применять при оказании первичной медико-санитарной, скорой, специализированной, высокотехнологичной, паллиативной помощи.

Последующий за принятием федерального закона опыт использования телемедицинских технологий, в том числе в свете противодействия распространения короновирусной инфекции COVID-19, доказал своевременность внесенных изменений и свою состоятельность.

В этих условиях все более оправданными стали предложения о расширении применении телемедицинских технологий, в частности, в трудовых отношениях. Так, практически единовременно подготовлены два законопроекта по вопросу использования дистанционного контроля (осмотра) состояния здоровья работников с помощью телемедицинских технологий: 1. Проект федерального закона № 271597-7 «О внесении изменений в статью 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и в Федеральный закон «Об

основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (об использовании телемедицинских технологий при проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств)2, подготовленный и внесенный депутатами Государственной Думы Российской Федерации.

2. Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федера-ции»3, подготовленный Министерством здравоохранения Российской Федерации и предполагаемый к внесению Правительством Российской Федерации.

Оба законопроекта предусматривают внесение изменений в федеральное законодательство в части расширения применении телемедицинских технологий при прохождении медицинских осмотров работников: по результатам дистанционного контроля медицинский работник может сделать выводы о том, что работника нельзя допускать к выполнению им трудовых обязанностей, в случае выявления состояний, препятствующих выполнению трудовой функции.

Уже на данном этапе, с учетом опыта применения телемедицинских технологий справедливо отметить следующее.

Принятие изменений, скорректированных с учетом мнения научного и общественного мнения, будут способствовать повышению безопасности дорожного движения и как следствие - сохранению здоровья и жизни граждан.

Обязанность работодателя по проведению периодических медицинских осмотров

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья» // РГ. № 172. 2017.

Система обеспечения законодательной деятельности (СОЗД) // URL:

https://sozd.duma.gov.ru/bill/271597-7 (дата обращения: 30.05.2020).

3 Федеральный портал проектов нормативных правовых актов // URL: https://regulation.gov.ru/p/97232 (дата обращения: 30.05.2020).

Согласно статье 213 ТК РФ1 За счет средств работодателя обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры (обследования) должны проходить работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, в целях определения пригодности для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. Названные работники проходят внеочередные медицинские осмотры (обследования) в соответствии с медицинскими рекомендациями.

Приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н2 установлен перечень вредных и опасных производственных факторов, а также перечень работ, при выполнении которых обязательны предварительные и периодические медицинские осмотры отдельных работников.

Перечень вредных и опасных производственных факторов, при работе с которыми обязательны предварительные и периодические медицинские осмотры, определяет для каждого вредного или опасного производственного фактора периодичность медицинских осмотров, вид медицинского учреждения, проводящего такой осмотр, перечень врачей-специалистов, которые должны проводить медицинский осмотр, а также дополнительные медицинские противопоказания к выполнению работ.

В связи с распространением новой коронавирусной инфекции правительство распорядилось по 31 декабря 2020 г. не проводить профилактические медосмотры и диспансеризацию3.

Минтруд России4 считает целесообразным временно приостановить проведение обязательных медицинских осмотров работников за исключением отдельных категорий работников, деятельность которых связана, в частности, с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды. Допуск таких работников к исполнению им трудовых обязанностей в указанный период без прохождения обязательных медицинских осмотров не является административным правонарушением.

Медицинские осмотры других категорий работников в начале рабочего дня (смены), в течение и (или) в конце рабоче-

1 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ // РГ. № 256. 2001

2 Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» // РГ. № 243. 2011.

3 Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 432 «Об особенностях реализации базовой программы обязательного медицинского страхования в условиях возникновения угрозы распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 06.04.2020,

4 Письмо Минтруда России от 10.04.2020 № 15-2/10/В-2842 «О проведении обяза-

тельных медицинских осмотров работников в период действия ограничений, связан-

ных с распространением коронавирусной инфекции» // СПС КонсультантПлюс

го дня (смены), предусмотренные частью 3 статьи 213 Кодекса, проводятся в установленном порядке.

Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров утверждены Приказом Минздрава России от 15.12.2014 № 835н5

Предсменные, предрейсовые и послесменные, после-рейсовые медицинские осмотры проводятся медицинскими работниками, имеющими высшее и (или) среднее профессиональное образование, медицинской организацией или иной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность (в том числе медицинским работником, состоящим в штате работодателя) при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), медицинским осмотрам (предсменным, послесменным).

По результатам прохождения медицинского осмотра выносится заключение о наличии признаков воздействия вредных или опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения (с указанием этих признаков), либо об их отсутствии.

Медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития. Согласно пп. 4 п. 2 ст. 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»6 (далее - Закон об основах охраны здоровья) к видам медицинских осмотров, в частности, относятся предсменные, предрейсовые медицинские осмотры, проводимые перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.

В соответствии со статьей 76 ТК РФ на работодателя накладывается обязанность по отстранению работника от работы, которым не был в установленном порядке пройден обязательный предварительный или периодический медицинский осмотр.

Действующим законодательством не предусмотрена замена проведения очного медицинского осмотра медицинским осмотром при использовании телемедицинских технологий.

Медицинский дистанционный контроль парамет-

5 Приказ Минздрава России от 15.12.2014 № 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 20.04.2015

6 Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // РГ.№ 263. 2011

Трудовое право; право социального обеспечения

ров состояния здоровья работника

Параллельно друг от друга были разработаны два

12

законопроекта12, направленные на создание нового порядка проведения дистанционных осмотров - медицинского дистанционного контроля параметров состояния здоровья работника при использовании телемедицинских технологий.

Законопроекты предполагают установление возможности проведения обязательных предрейсовых и послерейсо-вых медицинских осмотров водителей транспортных средств с применением телемедицинских технологий в порядке и на условиях, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Так, телемедицина позволит проверить те же показатели, что и при обычных предсменном и послесменном медосмотрах, в частности, состояние здоровья, из-за которого работник не может выполнять свои обязанности, и (или) факт употребления алкоголя. Если дистанционное обследование выявит отклонения в параметрах состояния здоровья, работника придется направить на обычный медосмотр для дополнительной проверки на употребление запрещенных веществ.

По убеждению разработчиков законопроектов, предлагаемые новеллы оптимизируют издержки по проведению обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств, в связи с возможностью отказа от рабочего места для врача, проводящего осмотры, а также в полной мере будут способствовать целям расширения сфер, в которые интегрированы технологии цифровой экономики.

Соглашаясь с авторами законопроектов, обратим внимание на определенные недостатки, препятствующие на данном этапе, принятию данных изменений.

Законопроект, представленный Минздравом России, предполагает внесение изменений в Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»3, в Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Феде-рации»4 и в Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ5

Данный законопроект, согласно пояснительной записке: «подготовлен в рамках реализации мероприятий Плана мероприятий («Дорожной карты») по разработке проведения автоматизированного дистанционного предрейсового и после

1Система обеспечения законодательной деятельности (СОЗД) // URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/271597-7 (дата обращения: 30.05.2020).

2 Федеральный портал проектов нормативных правовых актов // URL: https://regulation.gov.ru/p/97232 (дата обращения: 30.05.2020).

3 Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // РГ. № 245.1995.

4 Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // РГ.№ 263. 2011

5 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ // РГ. № 256. 2001

рейсового медицинского контроля водителей, а также предрей-сового технического контроля транспортных средств от 6 августа 2018 г. № 6182п-п9, в соответствии с пунктом 17 поручения Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2017 г. № АД-П9-7382, данным на основании подпункта «л» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации о 25 октября 2017 г. № Пр-2165ГС».

Законопроект, представленный Минздравом России, как отмечалось ранее, предполагает внесение изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации. Вместе с тем, согласно Регламенту Государственной Думы Российской Федерации, поправки в Трудовой кодекс Российской Федерации необходимо вносить отдельным законопроектом после прохождения согласования в Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Представляется, что предлагаемые в Трудовой кодекс Российской Федерации изменения, являются чрезмерными: рассматриваемые новеллы могут быть внесены исключительно в Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и в Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Согласно предлагаемым изменениям, предполагаемый медицинский дистанционный контроль параметров состояния здоровья гражданина может проводиться не только в отношении работников для выявления состояний, препятствующих выполнению ими трудовых обязанностей, но и в отношении иных граждан при принятии решения о необходимости проведения медицинского осмотра или медицинского освидетельствования. Вместе с тем, в прилагаемых к законопроекту документу отсутствует обоснование необходимости введения данного нового правового института - медицинского дистанционного контроля параметров состояния здоровья работника.

Видится необходимой корректировка области применения закона дистанционный контроль состояния здоровья должен быть предусмотрен исключительно для категорий работников, для которых предусмотрены обязательные медицинские осмотры в соответствии с ТК РФ.

Нормы о системе идентификации и аутентификации, предлагаемые законопроектом уже закреплены в статье 36.2 «Особенности медицинской помощи, оказываемой с применением телемедицинских технологий» в рамках регулирования медицинской помощи с применением телемедицинских технологий. Таким образом, данное положение из проекта федерального закона должно быть исключено. Требования к передаче и защите персональных данных работников определяются Правительством Российской Федерации. Использование электронной подписи уже предусмотрено действующим законодательством, при этом особенности электронного документооборота возможно предусмотреть в Приказе Минздрава России от 15 декабря

2014 года № 835н «Об утверждении Порядка проведения пред-сменный, предрейсовых и послесменный, послерейсовых медицинских осмотров» (Приказ Минздрава России от 15 декабря 2014 года № 835н «Об утверждении Порядка проведения пред-сменный, предрейсовых и послесменный, послерейсовых медицинских осмотров» // РГ. № 90. 2015.).

Предлагаемые к принятию изменения направлены на расширение понимания телемедицинских технологий: помимо наблюдения за состоянием здоровья пациента телемедицинские технологии должны будут применяться и в ходе непосредственного медицинского обследования, однако не учтено то, что согласно части 5 статьи 46 Закона об основах охраны здоровья диспансерное наблюдение представляет собой проводимое с определенной периодичностью необходимое обследование лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации указанных лиц. Таким образом, определение понятия медицинского дистанционного контроля состояния здоровья должно быть скорректировано с учетом действующего законодательства.

Проект федерального закона, подготовленный и внесенный в Государственную Думу Российской Федерации А.С. Старовойтовым, А.Ю.Русских, О.А.Ниловым и С.Ю.Бидонько не обделен недостатками.

Так, названный законопроект предполагает внесение изменений исключительно в Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // РГ. № 245.1995).

Вместе с тем, действующим законодательством Российской Федерации в сфере здравоохранения применение те-

Библиография:

1. Буянова А.В. Телемедицина - проблемы регулирования и правоприменения / А.В. Буянова // Социально-политические науки. 2018. № 2. С. 235 - 238.

2. Вавилова Е.М., Демченко М.В. Развитие правового регулирования телемедицины в Российской Федерации // Медицинское право. 2020. № 1. С. 48 - 51.

3. Егорова О.А., Беспалов Ю.Ф. Настольная книга судьи по трудовым делам: учебно-практическое пособие. М.: Проспект, 2013. 248 с.

4. Ершов В.В., Ершова Е.А. Специальные принципы российского трудового права: актуальная проблема // Российское правосудие. 2019. № 3.

5. Ершова Е.А. Источники и формы трудового права в РФ: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2008.

6. Использование телемедицины для проведения медосмотров сотрудников // Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение. 2019. № 12. С. 77 - 78.

7. Морозов П.Е., Шевченко О.А. Правовое обеспечение управления персоналом // Трудовое право в России и за рубежом. 2016. № 3. С. 15 - 21.

8. Орловский Ю.П., Нуртдинова А.Ф., Чиканова Л.А. Настольная книга кадровика: юридические аспекты / отв. ред. Ю.П. Орловский. 3-е изд. М.: КОНТРАКТ,

2018. 372 с.

9. Особенности правового регулирования трудовых отношений отдельных категорий работников: научно-практическое пособие / Е.Г. Азарова, М.А. Бочар-никова, Л.А. Егошина и др.; отв. ред. Т.Ю. Коршунова. М.: ИЗиСП, 2015. 400 с.

10. Смирнова Е.А., Шишанова А.А. Телемедицина в новых правовых реалиях. Журнал телемедицины и электронного здравоохранения. 2018. № 3.

11. Черняева Д.В. Значение телемедицины в трудовых отношениях // Закон. 2019. № 11. С. 88 - 95.

лемедицинских технологий для дистанционной оценки состояния здоровья при проведении обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей не предусмотрено. При этом соответствующие изменения в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» законопроектом не вносятся.

Несмотря на высказанные замечания, на наш взгляд, существенным недостатком представленных законопроектов является отсутствие указания на то, что проведение медицинского дистанционного контроля состояния здоровья является правом работодателя, но не обязанностью: работодатель вправе выбирать порядок проведения медицинского осмотра: проведение очного медицинского осмотра или медицинского дистанционного контроля состояния здоровья с помощью телемедицинских технологий.

Заключение

Законодательство в области телемедицины развивается и расширяется в связи с требованиями объективной реальности, однако реагирование законодателя на изменения в области медицины пока еще недостаточно оперативное.

Очевидно, рассмотренные законопроекты призваны существенно расширить область применения телемедицинских технологий, однако их принятию должен предшествовать этап их существенной доработки в целях приведения их в соответствие действующему законодательству.

Использование телемедицинских технологий также положительно отразится на внедрении цифровой экономики в сфере медицины. В условиях дефицита медицинских работников позволит осуществлять более оперативный и объективный контроль состояния здоровья водителей, а также позволит оптимизировать издержки по проведению обязательных предрей-совых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.