Научная статья на тему 'Дистанционные (телемедицинские) предсменные медицинские осмотры в нормативно-правовом фокусе и зеркале стандартизации'

Дистанционные (телемедицинские) предсменные медицинские осмотры в нормативно-правовом фокусе и зеркале стандартизации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
452
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДРЕЙСОВЫЙ / ПРЕДСМЕННЫЙ ОСМОТР / ТЕЛЕМЕДИЦИНА / ДИСТАНЦИОННЫЙ МОНИТОРИНГ / АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ОСМОТР / PRE-TRIP / PRE-SHIFT EXAMINATION / TELEMEDICINE / REMOTE MONITORING / AUTOMATED MEDICAL EXAMINATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юрьев Андрей Серафимович, Воробьев Павел Андреевич, Воробьев Андрей Павлович

Представлены результаты анализа законодательной и нормативной базы федерального уровня, включая соответствующие стандарты, связанные с проведением предрейсовых и предсменных осмотров работников с применением телемедицинских технологий. В исследование включено 5 законов РФ, 2 кодекса, 1 Постановление Правительства РФ, 1 поручение Правительства РФ, 4 приказа, в том числе 1 ГОСТ Р. Делается заключение о достаточности нормативно-правового регулирования в этой сфере на настоящий момент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Юрьев Андрей Серафимович, Воробьев Павел Андреевич, Воробьев Андрей Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REMOTE (TELEMEDICINE) PRE-SHIFT MEDICAL EXAMINATIONS IN THE REGULATORY AND LEGAL FRAMEWORK AND WITH REGARD TO STANDARDIZATION

The present study is devoted to the analysis of the federal regulatory and legal framework including relevant standards related to pre-trip and pre-shift examinations of employees using telemedicine technologies. The study included 5 laws of the Russian Federation, 2 codes, 1 Resolution of the Government of the Russian Federation, 1 Order of the Government of the Russian Federation, 4 orders and 1 GOST R. A conclusion is made on the adequacy of the regulatory and legal framework in this area at the present moment.

Текст научной работы на тему «Дистанционные (телемедицинские) предсменные медицинские осмотры в нормативно-правовом фокусе и зеркале стандартизации»

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ

DOI: 10.26347/1607-25022018004-07-08

ДИСТАНЦИОННЫЕ (ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИЕ) ПРЕДСМЕННЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ОСМОТРЫ В НОРМАТИВНО-ПРАВОВОМ ФОКУСЕ И ЗЕРКАЛЕ СТАНДАРТИЗАЦИИ

Представлены результаты анализа законодательной и нормативной базы федерального уровня, включая соответствующие стандарты, связанные с проведением предрейсовых и предсменных осмотров работников с применением телемедицинских технологий. В исследование включено 5 законов РФ, 2 кодекса, 1 Постановление Правительства РФ, 1 поручение Правительства РФ, 4 приказа, в том числе — 1 ГОСТ Р. Делается заключение о достаточности нормативно-правового регулирования в этой сфере на настоящий момент.

Ключевые слова: предрейсовый, предсменный осмотр, телемедицина, дистанционный мониторинг, автоматизированный медицинский осмотр

Авторы заявляют об отсутствии возможных конфликтов интересов.

А.С. Юрьев1, П.А. Воробьев2, А.П. Воробьев3

1 ООО

«ТЕЛЕМЕДСЕРВИС 77», Москва, Россия

2 Правительство Орловской области, г. Орел, Россия

3 ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинскийуниверситет имени И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), Москва, Россия

REMOTE (TELEMEDICINE) PRE-SHIFT MEDICAL EXAMINATIONS IN THE REGULATORY AND LEGAL FRAMEWORK AND WITH REGARD TO STANDARDIZATION

The present study is devoted to the analysis of the federal regulatory and legal framework including relevant standards related to pre-trip and pre-shift examinations of employees using teleme-dicine technologies. The study included 5 laws of the Russian Federation, 2 codes, 1 Resolution of the Government of the Russian Federation, 1 Order of the Government of the Russian Federation, 4 orders and 1 GOST R. A conclusion is made on the adequacy of the regulatory and legal framework in this area at the present moment.

Keywords: pre-trip, pre-shift examination, telemedicine, remote monitoring, automated medical examination

Authors declare lack of the possible conflicts of interests.

A.S. Yuriev1, P.A. Vorobiev2, A.P Vorobiev3

1 TELEMEDSERVIS 77 LLC, Moscow, Russia

2 Government of Orel Region, Orel, Russia

3Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «I.M. Sechenov First Moscow State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation» (Sechenov University), Moscow, Russia

Развитие телемедицины в России идет по разным направлениям. Одно из них — дистанционные медицинские осмотры, в первую очередь — предрейсовые и предсменные. Есть большое число профессий, где без такого осмотра нельзя допускать работника к выполнению его профессиональных обязанностей. Отдельные требования носят международный характер — например, предрейсовая экспертиза летного состава. Для обеспечения этой задачи привлечены значительные силы медицинских работников, в основном — фельдшеров. В крупных аэропортах

работают сотни медиков. Обратная ситуация, по нашим данным, сложилась в мелких автохозяйствах или в такси, где предрейсовые осмотры носят фиктивный и криминализированный характер: документы выписываются медицинскими работниками «пачками», и водитель сам проставляет необходимую ему дату.

Нормативно-правовая база дистанционных медицинских осмотров формировалась долгие годы и не учитывала возможность появления дистанционного компонента. Авторы настоящего сообщения, вводили в начале 2000-х гг. де-

ятельность по предрейсовым осмотрам в состав лицензированной медицинской деятельности. Тогда возникали некоторые вопросы при лицензировании: в некоторых хозяйствах фельдшера, подписывающие документы по осмотру, работали на 0,5 ставки, а сами хозяйства лицензии на медицинскую деятельность не имели. В связи с этим было дано разъяснение, что автопредприятиям, если они не готовы получать лицензию, необходимо заключать договора с медицинскими организациями, имеющими соответствующую лицензию.

В последние годы вопросы, связанные с пред-рейсовыми осмотрами и возможностями использования в этой сфере телемедицинских технологий, оказались в нормативно-правовом фокусе. Так, в 22 сентября 2017 г. в Ульяновске состоялось заседание президиума Госсовета. Во исполнение итогового перечня поручений Президента России от 25 октября 2017 г. № Пр-2165ГС заместитель Председателя Правительства Российской Федерации А. Дворкович дал следующие указания (резолюция от 7 ноября 2017 г. № АД-П9-7382): «Пункт 17. По подпункту «л» пункта 1 перечня поручений Президента: Минтрансу России (М.Ю. Соколову), Минздраву России (В .И. Скворцовой), МВД России (В .А. Ко-локольцеву) и Минпромторгу России (Д.В. Ман-турову) разработать порядок проведения автоматизированного дистанционного предрейсового и послерейсового медицинского контроля водителей, а также предрейсового технического контро -ля транспортных средств, предусмотрев при необходимости внесение изменений в законодательство Российской Федерации. Срок—до 30 ноября 2017 г.» [1].

Приказ Минздрава России от 30 ноября 2017 г. № 965н «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий» был издан день в день [2]. В срок появился и Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. № 398-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» в части установления дополнительных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» [3].

Вопросы дистанционных предрейсовых осмотров рассматриваются в Федеральном законе

от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [4], с дополнениями Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 242-ФЗ [5] в рамках термина «телемедицинские технологии» как дистанционное медицинское наблюдение за состоянием здоровья пациента (статья 2, пункт 22).

Ниже приведен перечень и обсуждение законодательных и нормативных положений, регламентирующих организацию и порядок проведения дистанционных предрейсовых/предсменных и послерейсовых/послесменных медицинских осмотров с комментариями. Статья 76 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) [6] «Отстранение от работы» гласит: работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника:

— не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр... в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

— при выявлении в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором.

Проведение медицинских осмотров является обязательством работодателя (статья 212 ТК РФ) по обеспечению безопасных условий и охраны труда: в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований. В этой же статье подчеркивается еще одна

обязанность: недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний [6].

Статьей 213 ТК РФ регулируются медицинские осмотры некоторых категорий работников: работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры. Настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для отдельных категорий работников могут устанавливаться обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены). Время прохождения указанных медицинских осмотров включается в рабочее время [6].

Кроме лиц, работающих на транспорте, пред-сменные осмотры проходят работники, занятые на подземных работах (статья 330.3 ТК РФ). Порядок проведения медицинских осмотров работников, занятых на подземных работах, в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены) устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, с учетом мнения российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Не допускается нарушение установленного порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) либо обязательных предварительных, периодических, предрейсовых или послерейсовых медицинских осмотров, говорится в статье 11.32. Кодекса Российской Федерации об администра-

тивных правонарушениях (КоАП РФ) [7]. Нарушение установленного порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) либо обязательных предварительных, периодических, предрей-совых или послерейсовых медицинских осмотров влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 1500 руб.; на должностных лиц — от 2000 до 3000 руб.; на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

В пункте 3 статьи 5.27.1. КоАП РФ написано, что допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены)... влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 15 000 до 25 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 15 000 до 25 000 руб.; на юридических лиц — от 110 000 до 130 000 руб.

Рассмотрим закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» [8]. Пунктом 1 статьи 20 «Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств», предусмотрено: юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ [4] проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (в ред. Федерального закона от 28 декабря

2013 г. № 437-ФЗ) [9]. Статья 23 «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения» констатирует, что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсо-вые и послерейсовые медицинские осмотры. Обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся либо привлекаемыми медицинскими работниками, либо в порядке и на условиях, предусмотренных частью 4 статьи 24 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ [4].

С 20 декабря 2018 г. вступают в силу, согласно Федеральному закону от 20 декабря 2017 г. № 398-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» [3] в части установления дополнительных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», следующие позиции: Статья 20. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам при эксплуатации транспортных средств:

1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [4] проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

А что говорится в базовом медицинском законе — «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [4]. В статье 46 дается определение медицинским осмотрам и описываются их виды. Медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития. В пункте 4 статьи 46 определено, что видами медицинских осмотров являются, в том числе предсменные, предрейсовые медицинские

осмотры, проводимые перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения и (пункт 5 статьи 46) послесменные, послерейсовые медицинские осмотры, проводимые по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. Порядок и периодичность проведения медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения и перечень включаемых в них исследований утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации... (пункт 7 статьи 46).

Во исполнение положений Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ Минздрав России утвердил общий порядок предрейсовых и послерейсовых осмотров — приказ Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, пред-рейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров» [10].

Оформление медицинского осмотра в путевом листе транспортного средства должно соответствовать нормам [11], где в пункте 16 обозначено: «Даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества».

Вышеуказанная норма повторяется и в приказе Минздрава России от 15.12.2014 № 835н [10], пункт 16 «По результатам прохождения предрей-сового медицинского осмотра при вынесении заключения, указанного в подпункте 1 пункта 12 настоящего Порядка, на путевых листах ставится штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» или, для послерейсовых осмотров — «прошел послерейсовый медицинский осмотр».

Данные заключения являются выписками из журнала (далее Журнал) регистрации предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, который может вестись как в бумажном, так и в электронном виде. Журналы в электронном виде (согласно пункту 15 приказа Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н) ведутся с учетом требований законодательства о персональных данных и обязательной возможностью распечатки страницы [10]. В случае ведения Журналов в электронном виде внесенные в них сведения заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.

Таким образом, печать (распечатка) медицинского заключения о прохождении или не прохождении медицинского осмотра из электронного Журнала в путевой лист выполняется в соответствии с законодательными нормами и ведомственными нормативными актами. Такая распечатка должна содержать информацию: ФИО водителя, его табельный номер, дата и время прохождения осмотра, заключение « прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен», ФИО медицинского работника, ключ электронной подписи медицинского работника, содержащий уникальную последовательность символов, предназначенную для создания электронной подписи и номер электронного документа формируемого по результатам каждого осмотра. Электронные журналы ежемесячно (еженедельно) переносятся на бумажный носитель, заверяются подписью руководителя медицинской организации и печатью.

Варианты применения электронной цифровой подписи медицинского работника соотносятся со статьей 4 «Принципы использования электронной подписи» Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63 [12], а именно — «право участников электронного взаимодействия использовать электронную подпись любого вида по своему усмотрению, если требование об использовании конкретного вида электронной подписи в соответствии с целями ее использования не предусмотрено федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами либо соглашением между участниками электронного взаимодействия». А также — «возможность использования участниками электронного взаимодействия по своему усмотрению любой информационной

технологии и (или) технических средств, позволяющих выполнить требования настоящего Федерального закона применительно к использованию конкретных видов электронных подписей».

Приказ Минздрава России от 30 ноября 2017 г. № 965н «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий» является относительно новым и крайне важен для понимания механизмов организации предрейсовых осмотров дистанционно [2].

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 03 октября 2017 г. № 1300-ст утвержден ГОСТ Р 57757—2017 Дистанционная оценка параметров функций, жизненно важных для жизнедеятельности человека. Общие требования [13]. Стандарт устанавливает общие требования к технологиям и процессам дистанционного получения пользователем параметров функций, жизненно важных для жизнедеятельности человека, их передачи и оценки врачом (фельдшером). Стандарт разработан для решения, в том числе, задач унификации общих требований к технологиям и процессам для дистанционного получения пользователем, передачи и оценки врачом (фельдшером) параметров функций жизненно важных для жизнедеятельности человека.

Функциональным назначением процедур дистанционной оценки жизненно важных функций являются, среди прочего, мониторинг состояния или течения заболевания (например, пред-рейсовые осмотры или изменения состояния при хронических неинфекционных заболеваниях) (п. 5.3.1).

Таким образом, в стране имеется значительная нормативно-правовая база, регламентирующая применение телемедицинских технологий в процессе проведения различных медицинских осмотров, в первую очередь — предсменных и предрейсовых. Эта деятельность требует лицензии на медицинскую деятельность [14]. При разработке автоматизированных рабочих мест, программных продуктов необходимо учитывать нормативно-правовые документы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Поручение Правительства Российской Федерации от

07.11.2017 № АД-П9-7382 «Об обеспечении выполне-

ния поручений Президента России по итогам заседания президиума Госсовета по вопросам комплексного развития пассажирских перевозок». Available at: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71739688/. Accessed on 16.05.2018.

2. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.11.2017 № 965н «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий». Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_287515/. Accessed on 16.05.2018.

3. Федеральный закон от 20.12.2017 № 398-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения в части установления дополнительных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»». Available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_285582/. Accessed on 16.05.2018.

4. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_121895/. Accessed on 16.05.2018.

5. Федеральный закон от 29.07.2017 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья». Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_221184/. Accessed on 16.05.2018.

6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ. Available at: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_34683/. Accessed on 16.05.2018.

7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 05.12.2017). Available at: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_34661/. Accessed on 16.05.2018.

8. Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8585/. Accessed on 16.05.2018.

9. Федеральный закон от 28.12.2013 № 437-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам медицинского обеспечения безопасности дорожного движения»». Available at: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_156574/. Accessed on 16.05.2018.

10. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.12.2014 № 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров». Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_178282/. Accessed on 16.05.2018.

11. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов». Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_80554/. Accessed on 16.05.2018.

12. Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_112701/. Accessed on 16.05.2018.

13. Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 03.10.2017 № 1300-ст «Об утверждении национального стандарта». Available at: https://bazanpa.ru/rosstandart-prikaz-n1300-st-ot03102017-h3941713/. Accessed on 16.05.2018.

14. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291 (ред. от 15.04.2013) «О лицензировании медицинской деятельности» (в ред. Постановлений Правительства Российской Федерации от 04.09.2012 № 882, от 17.01.2013 № 9, от 05.04.2013 № 342). Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_128742/. Accessed on 16.05.2018.

Поступила 13.06.2018 Принята к опубликованию 27.06.2018

REFERENCES

1. Poruchenie Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 07.11.2017 № AD-P9-7382 «Ob obespechenii vypolneniya porucheniy Prezidenta Rossii po itogam zasedaniya prezidiuma Gosso-veta po voprosam kompleksnogo razvitiya passazhirskikh perevozok» [Order of the Government of the Russian Federation No. АД-П9-7382 dated November 7, 2017 «On Ensuring the Implementation of the Orders of the President of the Russian Federation following the Meeting of the Presidium of the State Council on the Integrated Development of Passenger Transportation»]. Available at: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71739688/. Accessed on May 16, 2018.

2. Prikaz Ministerstva zdravookhraneniya Rossiyskoy Feder-atsii ot 30.11.2017 № 965n «Ob utverzhdenii poryadka or-ganizatsii i okazaniya meditsinskoy pomoshchi s primeneniem telemeditsinskikh tekhnologiy» [Order of the Ministry of Health of the Russian Federation No. 965н dated November 30, 2017 «On Approval of the Procedure for Organizing and Providing Medical Care using Telemedi-cine Technologies»]. Available at: http://www.consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_287515/. Accessed on May 16, 2018.

3. Federalny zakon ot 20.12.2017 № 398-FZ «O vnesenii iz-meneniy v Federalny zakon «O bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya v chasti ustanovleniya dopolnitelnykh trebovaniy po obespecheniyu bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya pri perevozke passazhirov i gruzov avtomobil-nym transportom i gorodskim nazemnym elektricheskim transportom» [Federal Law No. 398-ФЗ dated December 20, 2017 «On Amending the Federal Law «On Road Safety in terms of Establishing Additional Requirements to Ensure Road Safety when Passenger and Cargo Transportation using Automobile and Urban Ground Electrical Transport»]. Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_285582/. Accessed on May 16, 2018.

4. Federalny zakon ot 21.11.2011 № 323-FZ «Ob osnovakh okhrany zdorovya grazhdan v Rossiyskoy Federatsii» [Federal Law No. 323-ФЗ dated November 21, 2011 «On Basics of Health Protection of the Citizens in the Russian Federation»]. Available at: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_121895/. Accessed on May 16, 2018.

5. Federalny zakon ot 29.07.2017 № 242-FZ «O vnesenii iz-meneniy v otdelnye zakonodatelnye akty Rossiyskoy Feder-atsii po voprosam primeneniya informatsionnykh tekhnolo-

giy v sfere okhrany zdorovya» [Federal Law No. 242-©3 dated July 29, 2017 «On Amendments to Certain Legal Acts of the Russian Federation on the Use of Information Technologies in the field of Health Protection»]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221184/. Accessed on May 16, 2018.

6. Trudovoy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 30.12.2001 № 197-FZ [Labor Code of the Russian Federation No. 197-Ö3 dated December 30, 2001]. Available at: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/. Accessed on May 16, 2018.

7. Kodeks Rossiyskoy Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh ot 30.12.2001 № 195-FZ (red. ot 05.12.2017) [Code of the Russian Federation on Administrative Offences No. 195-Ö3 dated December 30, 2001 (as amended on December 5, 2017)] Available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/. Accessed on May 16, 2018.

8. Federalny zakon ot 10.12.1995 № 196-FZ «O bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya» [Federal Law No. 196-©3 dated December 10, 1995 «On Road Safety»]. Available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8585/. Accessed on May 16, 2018.

9. Federalny zakon ot 28.12.2013 № 437-FZ «O vnesenii iz-meneniy v Federalny zakon «O bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya i Kodeks Rossiyskoy Federatsii ob administra-tivnykh pravonarusheniyakh po voprosam meditsinskogo obespecheniya bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya» [Federal Law No. 437-Ö3 dated December 28, 2013 «On Amendments to the Federal Law «On Road Safety and the Code of the Russian Federation on Administrative Offences with regard to Medical Support for Road Safety»]. Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_156574/. Accessed on May 16, 2018.

10. Prikaz Ministerstva zdravookhraneniya Rossiyskoy Feder-atsii ot 15.12.2014 № 835n «Ob utverzhdenii Poryadka provedeniya predsmennykh, predreysovykh i poslesmen-nykh, poslereysovykh meditsinskikh osmotrov» [Order of the Ministry of Health of the Russian Federation No. 835h December 15, 2014 «On Approval of the Procedure for

Pre-Shift / Pre-Trip and Post-Shift / Post-Trip Medical Examinations»]. Available at: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_178282/. Accessed on May 16, 2018.

11. Prikaz Ministerstva transporta Rossiyskoy Federatsii ot 18.09.2008 № 152 «Ob utverzhdenii obyazatelnykh rekvi-zitov i poryadka zapolneniya putevykh listov» [Order of the Ministry of Transport of the Russian Federation No. 152 dated September 18, 2008 «On Approval of Mandatory Details and the Procedure for Filling out Trip Tickets»]. Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_80554/. Accessed on May 16, 2018.

12. Federalny zakon ot 06.04.2011 № 63-FZ «Ob elektronnoy podpisi» [Federal Law No. 63-©3 dated April 6, 2011 «On Electronic Signature»] Available at: http://www.consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_112701/. Accessed on May 16, 2018.

13. Prikaz Federalnogo agentstva po tekhnicheskomu reguli-rovaniyu i metrologii ot 03.10.2017 № 1300-st «Ob utverzhdenii natsionalnogo standarta» [Order of the Federal Agency for Technical Regulation and Metrology No. 1300-ct dated October 3, 2017 «On Approval of the National Standard»]. Available at: https://bazanpa.ru/ros-standart-prikaz-n1300-st-ot03102017-h3941713/. Accessed on May 16, 2018.

14. Postanovlenie Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot

16.04.2012 № 291 (red. ot 15.04.2013) «O litsenzirovanii meditsinskoy deyatelnosti» (v red. Postanovleniy Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 04.09.2012 № 882, ot

17.01.2013 № 9, ot 05.04.2013 № 342). [Resolution of the Government of the Russian Federation No. 291 dated April 16, 2012 (as amended on April 15, 2013) «On Licensing Medical Activity» (as amended by the Resolutions of the Government of the Russian Federation No. 882 dated September 4, 2012, No. 9 dated January 17, 2013, No. 342 dated April 5, 2013)]. Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_128742/. Accessed on May 16, 2018.

Received on 13.06.2018 Accepted for publication on 27.06.2018

Сведения об авторах:

Юрьев Андрей Серафимович — генеральный директор ООО «ТЕЛЕМЕДСЕРВИС 77». 143442, п. Отрадное, р-н Красногорский, шоссе Пятницкое, 6-й км. Литера А. Многопрофильная больница. Тел.: (495) 222-95-12. E-mail: [email protected]

Воробьев Павел Андреевич — д-р мед. наук, профессор, Советник губернатора Орловской области. 302021, г. Орел, пл. Ленина, 1.

Воробьев Андрей Павлович — аспирант ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет). 119991, Москва, ул. Большая Пироговская, дом 2, стр. 4. E-mail: [email protected]

About the authors:

Yuriev Andrey S. — General Director of the TELEMEDSERVIS 77 LLC. 143442, Otradnoe village, Krasnogorsk District, Pyatnitskoe Highway, 6 km. Litera A. Multi-field hospital. Phone: (495) 222-95-12. E-mail: [email protected].

Vorobiev Pavel A. — Doctor of Medical Sciences, Professor, Advisor to the Governor of Orel Region. 302021, Orel, 1 Lenin Square.

Vorobiev Andrey P. — postgraduate student of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «I.M. Sechenov First Moscow State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation» (Sechenov University). 119991, Moscow, 2 Bolshaya Pirogovskaya St., Bldg. 4. E-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.