Научная статья на тему 'Современные тенденции в осуществлении социально-значимых музейных проектов на примере выставки <<в былое распахнуть окно. . . >> (коллекция князя Н. Б. Юсупова в Омском областном музее изобразительных искусств им. М. А. Врубеля) (часть II)¤'

Современные тенденции в осуществлении социально-значимых музейных проектов на примере выставки <<в былое распахнуть окно. . . >> (коллекция князя Н. Б. Юсупова в Омском областном музее изобразительных искусств им. М. А. Врубеля) (часть II)¤ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
81
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — А Е. Чернявская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authors consider social-significant museum projects modern lines in their realization.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции в осуществлении социально-значимых музейных проектов на примере выставки <<в былое распахнуть окно. . . >> (коллекция князя Н. Б. Юсупова в Омском областном музее изобразительных искусств им. М. А. Врубеля) (часть II)¤»

ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА

Вестник Омского университета, 2003. №3. С. 105-108. © Омский государственный университет

УДК 069.4/.5(571.13)

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ МУЗЕЙНЫХ ПРОЕКТОВ НА ПРИМЕРЕ ВЫСТАВКИ «В БЫЛОЕ РАСПАХНУТЬ ОКНО... » (КОЛЛЕКЦИЯ КНЯЗЯ Н.Б. ЮСУПОВА В ОМСКОМ ОБЛАСТНОМ МУЗЕЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ИМ. М.А. ВРУБЕЛЯ) (ЧАСТЬ II)*

А.Е. Чернявская

Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля 644099, Омск, ул. Ленина, 3

Получена 17 января 2003 г.

The authors consider social-significant museum projects modern lines in their realization.

Размышляя о феномене музея, мы исходим из того, что мотивом его возникновения было стремление сохранить навечно некие невечные предметы, уберечь их от разрушительного воздействия внешнего мира.

Ценности, которые хранит музей, значимы только в том случае, когда они востребованы общественным сознанием. Именно посетитель дает жизнь «законсервированным» смыслам прошлого. Возможно, именно современный музей станет основным генератором ценностей будущего. Думается, что размышлять об этом сегодня - одна из основных задач музея. Внимание к настоящему: к современной культуре, повседневной жизни, сегодняшнему человеку, - требует решимости увидеть почву, отличную от строго научной и канонически-профессиональной [1].

Музейные профессионалы начинают задаваться вопросами, так или иначе обращенными на собственную социальную востребованность. Сама профессия лишается терпкого привкуса кастовости и начинает рискованно граничить с профессией социального работника. Выходят на позиции ключевых прежде невиданные формулы: культурное событие, общественные потребности, социальное партнерство [2].

Музей стремится быть нужным, меняет форму, движется вдаль от высокомерного профессионализма - канона, к непростому профессионализму, проверяющему себя нуждами местного сооб-

*Продолжение. Начало см.: Вестник Омского университета. 2003. Вып. 2. С. 77-80.

щества.

Выставка «В былое распахнуть окно...», буклет и каталог - итог не одного года работы, это определенный этап в изучении собрания.

Впервые собранные материалы, некоторые из которых уже опубликованы, выводят исследование собрания Н.Б. Юсупова (1751-1831) и всей семейной коллекции князей Юсуповых на новый уровень.

Задача проекта реконструкции частной коллекции князя Н.Б. Юсупова на примере выставки из цикла «Памяти собирателей» - «В былое распахнуть окно...» - инициировать и поддерживать творческое использование культурного наследия и активность музея, его профессионалов в фазе перехода от «старого» порядка к «новому» в период резкого уменьшения финансирования, сокращения зрительской аудитории, общего снижения жизненного уровня населения. В этих условиях особую роль приобретают известные факторы: роль культурной политики, ее связь с глобальным развитием общества, восстановление традиций, поиск новых ценностей, которые оказывают долгосрочное влияние на развитие общества.

Цель проекта - побуждать интерес и поощрять сотрудничество людей и учреждений, работающих в области культуры, диктовать определенный выбор и помогать формированию гражданского общества, где расцветают права личности и самые разнообразные инициативы.

Концепция выставки построена на изучении, реконструкции и первого показа в Омске зна-

менитой коллекции видного государственного деятеля, крупнейшего коллекционера и мецената России XVIII столетия князя Н.Б. Юсупова. Идея показа вобрала в себя искусствоведческие знания о выставляемых произведениях, музееведческие представления о научных принципах, методах и средствах экспонирования художественных памятников, психологические и социологические установки по восприятию человеком искусства, дизайнерское решение, работу экспозиционера - руководителя проекта.

Как известно, экспозиционер в процессе своей работы выполняет множество практических обязанностей («ролей»). Он последовательно, а чаще одновременно занимает несколько функциональных позиций, исполняя партию «фигаро». Он не только искусствовед, но и проектировщик, дизайнер, психолог, социолог, координатор музейных подразделений, знаток фондов, публицист, экономист, менеджер...

Для реализации проекта выставки «В былое распахнуть окно... » был определен круг участников и сформирован творческий коллектив ООМИИ им. М.А. Врубеля1.

В ходе реализации проекта были выделены основные этапы.

1. Подготовительный: определение круга участников проекта, распределение обязанностей.

2. Исследовательский: изучение материалов, отбор экспонатов для показа.

3. Творческий: создание и воплощение дизайн-проекта, издание буклета, подготовка сценария открытия выставки.

4. Организационно-хозяйственный: подготовка оборудования, реставрация и подготовка экспонатов к показу, обеспечение охраны.

5. Экспозиционный: проведение открытия, концертов, губернаторского бала, педсоветов, организация экскурсий, спецкурсов для студентов

1 Автор идеи и руководитель проекта — А.Е. Чернявская. Дизайн-проект — В.П. Касьянов, А.Е. Чернявская. Куратор выставки — Б.А. Коников. Участники проекта: Г.А. Севостьянова, Т.В. Еременко, В.П. Касьянов, Л.Р. Ведерникова, А.Л. Пирогов, Е.В. Козлова, при участии — Е.А. Островой, Л.Г. Чебоксаровой, И.А. Глазова. К реализации проекта были привлечены: ГУ культуры и искусства Администрации Омской области, Государственный музей изобразительных искусств им. A.C. Пушкина, Государственный Русский музей, Государственный Эрмитаж, Государственный музей «Либеров-центр», Областной колледж культуры, Академия МВД России, средняя школа № 62, коммерческая фирма «Омскаудит», частный предприниматель В.М. Никифоров, художники Ольга и Владимир Крышковец. Реставраторы: В.А. Бекешева, Г.А. Буреев, Г.П. Великосельский, М.Ю. Ведерников. Информационное обеспечение подготовили: Г.А. Севостьянова, М.Д. Бодренков, А.Н. Мухина, Ю.Б. Лопаткина, С.А. Ма-шанова, A.C. Лелякин, A.C. Скворцова. Техническое обеспечение: Ю.Ф. Сорокин, ВД. Букин, А.Н. Мишин, Г.Г. Отморская, Л.В. Урубкова, P.M. Бакеев, Л.Ф. Глебова, НД. Артюх, А.П. Антонцев.

II ШКОЛЬНИКОВ.

6. Оценочный: анализ результатов по окончании работы выставки.

В представленной экспозиции выставки «В былое распахнуть окно...» впервые в полном объеме показаны произведения искусства из коллекции семьи князей Юсуповых: живопись, скульптура, графика, предметы декоративно-прикладного русского и западноевропейского искусства XVII-XIX веков. Это уникальные экспонаты, многие из которых считались утерянными или их нахождение было неизвестно. Они своей историей связаны со многими представителями знаменитого рода Юсуповых.

Выставка была развернута в архитектурном пространстве большого «парадного зала» Врубе-левского корпуса музея, который позволил более полно реализовать идею выставки. Зал по своему назначению многофункционален: в нем проходят официальные приемы губернатора Омской области, концерты, презентации и т.д. Опыта проведения подобных выставок силами музея не было, и поэтому перед творческой группой стал ряд задач, одна из которых гармоничное внедрение выставки в существующую экспозицию. В обычное время в зале экспонируются крупноформатные произведения русского искусства XIX века, которые по условиям сохранности нельзя переносить в другие помещения музея, а также имеются расставленные с предметами декоративно-прикладного искусства витрины с сигнализацией.

Для сохранения в парадном зале на стенах произведений живописи было принято дизайнерское решение: изготовить щиты-контейнеры, которые скрыли бы их от зрителей и создали условия для хранения, а также позволили бы создать совершенно новое экспозиционное пространство. Форма и размеры щитов были спроектированы с учетом эргономики и архитектурных особенностей интерьера. Модуль щитов-контейнеров рассчитан на изменение и возможности использования их в дальнейшей выставочной деятельности музея.

Доминантой указанного пространства осталась сцена, которая исторически сохранилась и после архитектурной реставрации и «вошла» в экспозиционный проект выставки, а также находящиеся в зале многочисленные расставленные широкими рядами кресла.

«Парадный зал» музея по своей архитектонике близок залам загородной усадьбы князя Н.Б. Юсупова «Архангельское». Это сходство было взято за основу, а также то, что князь Н.Б. Юсупов любил театр. Известно, что долгое время он был директором Императорских театров. В его многочисленных дворцах, как в Санкт-

Современные тенденции в осуществлении социально-значимых музейных проектов.

107

Петербурге, так и в Москве, обязательно имелся зал для представлений. Поэтому в предметно-пространственную среду выставки были введены «театральные символы», что позволяло ассоциативно вспомнить «Театр картин Гонзаго» картины-декорации знаменитого итальянца.

Эмоциональным центром выставки явился, согласно экспозиционному проекту, парадный «Портрет Екатерины II» кисти австрийского придворного живописца XVIII столетия И.Б. Лам-пи. Портрет олицетворяет время, в которое жил Н.Б. Юсупов, «просвещенный екатерининский вельможа», воспитатель цесаревича Павла. Мраморные бюсты Павла I и его супруги Марии Федоровны располагались неподалеку в витрине.

Рядом со сценой в открытом пространстве были представлены мраморные скульптуры из Архангельского: Шепф Петер «Вакханка», Штей-нер Клемент Леопольд «Танцовщица», - которые князь привез из Италии. На фоне этой пространственной композиции звучала музыка европейских композиторов XVIII-XIX веков.

Основной принцип показа коллекции Юсуповых - историко-хронологический. В первую очередь экспонировались произведения, собранные самим Н.Б. Юсуповым, а затем памятники искусства, собранные его потомками. Большое внимание было уделено и пристрастиям князя в выборе картин и уникальных вещей, которыми он любил себя окружать. Показ коллекции строился на выявлении визуальными средствами особой ценности идейно-художественного содержания произведений искусства XVII-XIX веков, поступивших в Омск без какого-либо научного отбора. Поэтому принцип «личного вкуса и приоритетов собирателя» был очень важен. Н.Б. Юсупов умел с уважением относиться даже к копийным работам, и в его дворцах копии показывались рядом с подлинниками.

Впервые на выставке была представлена уникальная коллекция русского, французского и немецкого фарфора XVIII-XIX веков, принадлежавшая когда-то князю.

Выразительные средства экспозиционного решения:

1. Форма щитов-контейнеров, цвет и фактура щитов и стен зала, оформление картин и гравюр в золотистый багет, поиски цветовой гармонии всех экспозиционных элементов.

2. Визуально-выразительные возможности света в демонстрационном пространстве выставки. Дифференцированная подсветка экспонатов, выявляющая художественные достоинства произведений искусства. Акцентирование концептуально значимых художественных памятников. Примером могла служить подсветка «Портрета Екатерины II», а также произведений мелкой пластики,

выставленных на экспозиции.

3. Типы витрин - высокие стеклянные шестигранники и высокие стеклянные в виде пеналов - для показа фарфора и ювелирных изделий.

4. Информационный блок на выставке - развернутая аннотация с фотографиями участников проекта, в едином стиле решенный этикетаж, видеофильмы о семье Юсуповых для демонстрации на выставке.

5. Экспозиционное время - темп, ритм, с которыми зритель взаимодействует в экспозиционном пространстве. Время ориентировано на эстетическое переживание человека, пришедшего извне. Во власти экспозиционера было продлить Время или остановить Мгновение.

6. Механизм комплексного воздействия на человека, на его чувства, разум, мировоззрение -использование интерактивных экспонатов, в которых наравне с информационным блоком работает язык Образов и Знаков (неотъемлемые составляющие современной экспозиции).

При осуществлении проекта выставки важная роль была отведена сопровождающей ее образовательно-психологической программе - «интерактивности выставки». Самостоятельная работа посетителя на ней, лаконичность, избранность в подаче информации, образное решение пространства - все эти факторы в совокупности позволили комплексно воздействовать на чувства человека, а через чувства - на его сознание2.

Реализация проекта «В былое распахнуть окно. .. » показала, что у музея есть колоссальные возможности стать участником социо-культурной политики, проводимой в регионе. Он в определенной мере формирует ее, оказывая влияние на процессы, происходящие в обществе, мировоззрение тех или иных возрастных и социальных групп, корректируя его именно своими, музейными средствами. Обращение к ним, с одной стороны, способствует значительному расширению музейной аудитории, с другой - повышает общественный статус (имидж) музея. Следует заметить, однако, что речь не идет о превалировании данного направления в деятельности музея над основными, базовыми функциями: хранением, накоплением научной информации, изучением памятников, трансляцией полученных знаний о произведениях искусства.

Сотрудники Омского областного музея изобразительных искусств в полной мере осознают необходимость сохранения баланса между фундаментальными задачами музея как учреждения культуры и новыми социальными изменениями, происходящими в обществе в последние годы.

2Все это подтвердилось исследованиями музейного психолога Е.В. Козловой.

Изначальной основой в процессе создания музейного проекта является изучение собрания музея, где еще очень много неизвестного, и только это может привести к рождению идеи социально-значимого проекта [3].

К важнейшим факторам в осуществлении данного проекта относилась роль руководителя. Его задачей в работе с командой явилось создание дееспособного коллектива, направленного к совместным действиям, придание его усилиям результативности.

Особенно нелегко выстраивать свои отношения руководителю с творческими людьми. Вопрос мотивации при работе с ними очень важен, ведь для них денежное поощрение не всегда бывает главным. Часто влияние таких факторов, как политика администрации, условия труда, заработная плата, режим труда, не является удовлетворительным. И тогда на первый план выходит другая группа потребностей, которая побуждает работников к действиям: успех, продвижение по службе, признание и одобрение своей деятельности, высокая ответственность, возможность собственного роста, увлечение интересной работой. И задача руководителя - создать условия для действия второй группы мотиваций. Тогда и появляются условия для создания коллектива единомышленников. А в условиях взаимодействия разных структур руководитель должен искать мотивации к деятельности уже для каждой из этих структур. Все это позволяет достичь максимальной эффективности в работе.

В ООМИИ им. М.А. Врубеля в процессе работы над созданием выставки «В былое распахнуть окно... » была предпринята попытка соблюсти все вышеперечисленные условия, а также ввести в работу основы менеджмента. В итоге были получены следующие результаты:

1. Подготовлена финансовая программа по монтажу охранной сигнализации парадного зала.

2. Подготовлено экспозиционное оборудование (витрины, щиты-контейнеры, подиумы).

3. Проведена реставрация произведений искусства.

4. Осуществлен монтаж выставки.

В результате реализации проекта была сделана попытка анализа опыта и проблем взаимодействия в едином культурном пространстве органов управления, музейного сообщества, образовательных учреждений, коммерческих структур и т.д. Мы работаем в стремительно изменяющемся мире; процессы не тянутся столетиями, а происходят стремительно. В итоге мы пришли к выводу о необходимости выработки новой музейной стратегии, согласно которой, по точному выражению Кеннета Хатсона - патриарха музейного дела: «... в XXI веке выживут музеи обаяния, а

не музеи-кладбища и кабинеты редкостей».

Важно, чтобы музей стал открытой системой социально-значимых проектов. Должна быть создана аналитическая группа по выявлению и внедрению современных, прогрессивных форм работы на уровне музея, а также на региональном уровне. Для этого требуется изменить отношение к менеджменту в музее.

Необходимо в региональном законодательстве определить отношение к художественным ценностям. Выяснилось, что общество еще не готово к переменам, мы должны участвовать в подготовке нового поколения, нуждающегося в музее, для этого необходимо установить связь поколений, вовлечь в это разные структуры, каждый должен найти свою нишу, чтобы происходило системное общение и взаимодействие. Необходимо активизировать исследования с привлечением специалистов по социологии, этнографии, культурологии, психологии.

Для создания социально-значимого проекта необходим мониторинг, позволяющий найти партнеров и определить степень их участия в проекте. Важную роль должны сыграть СМИ, общественный совет учреждений культуры. Это решит ряд появившихся проблем, прежде всего финансовых, когда музей выступает не как проситель, а как полноправный партнер. Технологии менеджмента позволят при минимальных финансовых затратах создавать значительные социально-значимые проекты [4]. Так как сегодня для выживания музеев на первый план выходят социо-культурные задачи, то стратегия музеев должна строиться в контексте современных проблем человечества. Суть существования музея сегодня - это определение его роли в XXI столетии.

[1] Иванова В.Н., Патрушева В.И. Социальный менеджмент. М., 2001. 207 с.

[2] Томпсон H.A., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации. М., 2000. 412 с.

[3] Тулъчинский Г.А. Менеджмент в сфере культуры. СПб., 2001. 384 с.

[4] Он же. Культура и бизнес. Технология современного менеджмента. Привлечение и аккумулирование финансовых средств. СПб., 1998. 325 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.