Научная статья на тему 'Западноевропейское искусство XVIII–XIX вв. Из собрания принцессы Е. Г. Саксен-альтенбургской'

Западноевропейское искусство XVIII–XIX вв. Из собрания принцессы Е. Г. Саксен-альтенбургской Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
172
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this article there are materials of museum project ¾By Memory of Collectors and Gatherers¿ which was consisted of rows of exhibitions.

Текст научной работы на тему «Западноевропейское искусство XVIII–XIX вв. Из собрания принцессы Е. Г. Саксен-альтенбургской»

ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА

Вестник Омского университета, 2005. № 2. С. 98-100. ,.„„ „„„ , ,

© А.Е. Чернявская, 2005 УДК 069.4/.5(571.13)

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО XVIII-XIX вв. ИЗ СОБРАНИЯ ПРИНЦЕССЫ Е.Г. САКСЕН-АЛЬТЕНБУРГСКОЙ

А.Е. Чернявская

Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля 644099, Омск, ул. Ленина, 3

Получена 3 марта 2005 г.

In this article there are materials of museum project «By Memory of Collectors and Gatherers» which was consisted of rows of exhibitions.

В 2000 г. Омский музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля начал реализацию крупного музейного проекта - цикла выставок «Памяти коллекционеров и собирателей». Известно, что значительная часть классических произведений русского и зарубежного искусства из коллекции ООМИИ им. М.А. Врубеля до революции находилась в крупнейших частных собраниях -Юсуповых, Горчаковых, Воронцовых-Дашковых, Саксен-Альтенбургских, Строгановых, Шуваловых, Фаберже и др. Этот факт в сочетании с человеческим и профессиональным долгом хранителей перед своими предшественниками породил идею представить зрителю хранящиеся в Омском музее неопубликованные материалы и произведения искусства известных дореволюционных коллекций, что нашло конкретное воплощение в серии выставок, объединенных общим названием «Памяти коллекционеров и собирателей».

Первой из цикла стала организованная в 2001 г. выставка «Собиратель Аркадий Вениаминович Руманов (1878-1960)». Проект «В былое распахнуть окно..» (Коллекция князей Юсуповых в ООМИИ им. М.А. Врубеля) (декабрь 2001 г.) продолжил цикл экспозиций, посвященных коллекционерам и собирателям России [1].

В мае 2003 г. в Омском музее изобразительных искусств им. М.А. Врубеля открылась третья выставка - «Коллекция принцессы Е.Г. Саксен-Альтенбургской в ООМИИ им. М.А. Врубеля». В рамках выставки Омский музей впервые представил зрителю неизвестную коллекцию западноевропейского и русского искусства XVII—XIX вв., всего около 300 произведений: живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура-до революции принадлежавших принцессе Е.Г. Сак-сен-Альтенбургской .

К сожалению, время не сохранило многих подробностей о личности Е.Г. Саксен-Альтенбургской, урожденной Мекленбург-Стрелицкой [2]. Русская ветвь Мекленбург-Стрелицкого дома, представители которой служили в русской императорской армии, образовалась в середине XIX в. Родоначальник ее, герцог Георг Август Эрнест Адольф Карл Людвиг, в 1851 г. женился на великой княжне Екатерине Михайловне, дочери великого князя Михаила Павловича и великой княгини Елены Павловны, и тем самым утвердился в Михайловском дворце. 16 января 1857 г. в Петербурге родилась Елена Георгиевна, получившая при крещении лютеранским пастором имя Елена Мария Александра Елизавета Августа Екатерина.

Известно, что герцоги Мекленбург-Стрелиц-кие внесли большой вклад в развитие в России военного дела, искусства, благотворительности, в сохранение для потомков историко-культурных ценностей, которыми владела семья. Сама Елена Георгиевна, по воспоминаниям современников, «была одной из просвещенных дам своего времени, женщиной умной и чуткой, любящей искусства» [3]. Она в детстве получила хорошее музыкальное образование, обладала прекрасным меццо-сопрано и, являясь председательницей Императорского Русского музыкального общества, содействовала его распространению в России. Знавшие ее отмечали присущий ей артистизм, прекрасные вокальные данные, хорошее знание литературы. Она интересовалась живописью и с охотою давала картины на различные благотворительные выставки. Елена Георгиевна принимала деятельное участие в деле женского образования, была попечительницей школы принца Ольденбургского и училища Св. Елены.

Западноевропейское искусство ХУШ-Х1Х вв.

99

Елене Георгиевне долгое время не могли по-добратв соответствующую ее положению партию. Лишв на 35 году жизни 1 декабря 1891 г. Елена Георгиевна ввпнла за вдовца — принца Алвберта Саксен-Алвтенбургского. Детей от этого брака не бвшо. Овдовев в 1902 г., принцесса вернуласв в Россию и поселиласв в Каменноостровском дворце в Петербурге. Летом она жила в Китайском дворце в Ораниенбауме, который содержала «в удивителвном порядке», как отмечал Александр Бенуа в книге «Мои воспоминания» [4]. Она от-казв1валасв проводитв в нем какие-либо рестав-рационнв1е работы, чтобв1 не нарушитв художественной ценности этого уникалвного памятника архитектурв1. Именно она привлекала к исследованию Ораниенбаума А. Бенуа, А. Успенского, И. Грабаря.

После революции эмигрировала в Германию в 1917 г. Исследователв истории семви Г.А. Попова отмечает, что жизнв Еленв1 Георгиевнв1 в эмиграции бвша достаточно интересна собвггиями, в том числе она жила и в Дании. Елена Георгиевна скончаласв в Германии в 1936 г.1.

Известно, что Елене Георгиевне в Петербурге принадлежал Каменноостровский дворец, где на-ходилисв ее художественнвге коллекции, библиотека великой княгини Еленв1 Павловнв1, ее же драгоценности, доставшиеся по завещанию матери великой княгини Екатеринв1 Михайловнвг Именно с Каменного острова ввтозилисв коллекции в Эрмитаж, Русский музей, Государственный музейный фонд, а болвше всего на продажу через аукционв1.

Долгое время о судвбе коллекции Еленв1 Ге-оргиевнв1 Саксен-Алвтенбургской бвшо мало известно. Международная конференция, организованная Государственнвш музеем-заповедником «Ораниенбаум», Государственнвш архивом Российской Федерации и Мемориалвной библиотекой князя Г.В. Голицвша, прошедшая в октябре 2001 г. в Санкт-Петербурге, бвша посвящена 300-летию основания Мекленбург-Стрелицкого герцогства, 150-летию возникновения русской ветви Мекленбург-Стрелицкого дома, сыграла важную ролв в изучении собрания принцессв1 Саксен-Алвтенбургской. Устроители конференции «Русская ветвв Мекленбург-Стрелицкого дома» достаточно широко трактовали понятие «герцоги Мекленбург-Стрелицкие», включая в него не толвко носителей этой фамилии, но и ближайших их родственников, что позволило комплексно увидетв родовые связи семви. На конференцию приехали представители семви, нвше живущие в Англии, княгиня Джин Мэри Доне и ее

1Письмо Г.А. Поповой от 19.06.2004. Личный архив А.Е. Чернявской.

дочв княжна Катя Голицвша, а также светлейшая княжна Наталвя Борисовна Голицвша. В резулвтате участия в конференции автора статви Омский музей изобразителвнв1х искусств получил копии описей художественнв1х предметов из собрания Саксен-Алвтенбургских для сверки со своими инвентарнвши книгами2. После уточнения этих сведений удалосв ввшвитв более 250 произведений декоративно-прикладного искусства из семви Саксен-Алвтенбургских, дотоле безвшянно хранившихся в Омском музее.

Это и породило идею представитв зрителю неизвестнв1е уникалвнвге сокровища, бережно хра-нимвте в Омске более 75 лет.

Рис. 1. Женская головка

На сегодняшний денв в разделе зарубежного искусства ООМИИ ввшвлено девятв живопис-нв1х произведений западноевропейских мастеров ХУП-Х1Х вв., до революции принадлежавшие принцессе Елене Георгиевне (в числе которвгх Ян Вейнантс, Жан Батист Грез, Эжен Жозеф Вербукховен и Жан Батист Роби). В 1927 г. через Государственнвш Эрмитаж они поступили на постоянное хранение в Омск в ЗападноСибирский краевой музей, после реорганизации которого хранятся в ООМИИ. Болвшая частв этих произведений представлена в постоянной экспозиции и является доступной широкому зрителю и специалистам. В основном это картинв1 «малв1х голландцев» XVII в. Среди них «Женская головка», ввшолненная учеником Рембрандта Харменса ван Рейна Питером де Греббером. В чертах женского лица легко можно уловитв

2 Опись художественных предметов собрания Е.Г. Саксен-Альтенбургской, поступивших из музея Штиглица в музейный фонд. Архив ГЭ.

100

А.Е. Чернявская

сходство с Саскией - женой Рембрандта (см. рис.

Одной из лучших картин в коллекции музея является «Пейзаж с песчаным косогором и путником» Яна Вейнантса - голландского художника XVII в. (рис. 2.). В его творчестве нашли отражение тенденции «итальянизирующего» направления с характерным для художника интересом к пейзажам Италии. Творчество художника многое сближает с мастером голландского реалистического пейзажа Якобом ван Рейсдалем. Прекрасно написанный вид холмистой местности окрашен у Вейнантса оттенком романтического настроения. Аналогичный мотив встречается в картине «Пейзаж с песчаным косогором», хранящейся в Государственном Эрмитаже [5].

ний искусства. Все это позволило представить зрителю «омскую часть» коллекции принцессы Е.Г. Саксен-Альтенбургской, бережно хранимую более 7-5 лет в сибирском музее.

[1] См.: Чернявская А.Е. Современные тенденции в осуществлении социально значимых музейных проектов на примере выставки «В былое распахнуть окно... » (Коллекция князя Н.Б. Юсупова в Омском областном музее изобразительных искусств им. М.А. Врубеля) (часть I, II) // Вести. Ом. ун-та. 2003. Вып. 2, 3 (28, 29).

[2] Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. СПб., 1894. Т. 11. С. 601; Дворянские роды Российской империи. М., 1996. Т. 3. С. 16.

[3] Цит. по: Красюков Р. Г. Русская ветвь Мекленбург-Стрелицкого дома/ / Историческая генеалогия. 1994. № 3. С. 38.

[4] Бенуа А. Мои воспоминания. М., 1990. Кн. 4/5. С. 592.

[5] Государственный Эрмитаж. Западноевропейская живопись: Каталог. Л., 1981. Каталог 2. С. 113. № 826.

Рис. 2. Пейзаж с песчаным косогором и путником

Особого внимания в этой небольшой коллекции заслуживает «Ночной пейзаж» Андреаса Ахенбаха, принадлежащего к ведущей в Германии XIX в. дюссельдорфской школе. Давние связи немецкого и русского дворов, особенно оживившиеся в первой половине XIX в., способствовали притоку немецкой живописи в Россию. Возможно, именно в это время картина появилась в семье Саксен-Альтенбургских. Интерес также представляют и другие живописные произведения, выполненные европейскими художниками ХУШ-Х1Х вв.

Коллекция декоративно-прикладного искусства разнообразна - это севрский и мейсенский фарфор ХУ1П-Х1Х вв., хрустальные сервизы, среди которых предметы с монограммой в виде короны II половины XIX в., брюссельские кружева и кружево Валасьен и Шантильи, мебель эпохи Николая I.

Таким образом, в результате совместной научно-исследовательской работы сотрудников Государственного музея-заповедника «Ораниенбаум» и ООМИИ им. М.А. Врубеля было выявлено имя прежнего владельца почти трехсот произведе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.