Научная статья на тему 'К ИСТОРИИ КАРТИНЫ А. ТИАРИНИ <<ПОСЛАННИКИ АБГАРА У ХРИСТА>> В СОБРАНИИ ООМИИ им. М.А. Врубеля'

К ИСТОРИИ КАРТИНЫ А. ТИАРИНИ <<ПОСЛАННИКИ АБГАРА У ХРИСТА>> В СОБРАНИИ ООМИИ им. М.А. Врубеля Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
194
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research and catalocization of unknown creations of Italian masters are serions problem for rezearcher. This goal is dedicated this publication.

Текст научной работы на тему «К ИСТОРИИ КАРТИНЫ А. ТИАРИНИ <<ПОСЛАННИКИ АБГАРА У ХРИСТА>> В СОБРАНИИ ООМИИ им. М.А. Врубеля»

КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО

Вестник Омского университета, 2004. № 2. С. 106-109.

л-л - „ V7TK 069 4

(с) Омский государственный университет t ^ иии.-с

К ИСТОРИИ КАРТИНЫ А. ТИАРИНИ «ПОСЛАННИКИ АБГАРА У ХРИСТА» В СОБРАНИИ ООМИИ им. М.А. Врубеля

А.Е. Чернявская

Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля 64-4-024-, Омск, ул. Ленина, 23

Получена 1 марта 2004 г-

Research and catalocization of unknown creations of Italian masters are serions problem for rezearcher. This goal is dedicated this publication.

Произведения западноевропейских мастеров XVII века широко представлены в музеях России, значительное место среди них занимают картины итальянских художников.

Коллекция западноевропейской живописи в ООМИИ им. М.А. Врубеля небольшая, но разнообразная по составу. Была сформирована за счет поступлений через Государственный музейный фонд. Раздел итальянской живописи XVI-XIX веков до настоящего времени мало известен не только широкой публике, но и специалистам. Изучение и каталогизация неизвестных произведений итальянских мастеров является серьезной задачей для исследователей, этой цели и посвящена настоящая публикация.

В августе 1927 г. в художественный отдел Западно-Сибирского Краевого музея из ленинградского отделения Государственного Музейного Фонда (по описи хранения 2 809, собрание № 44 634) поступило крупное полотно с изображением Христа в сине-сером плаще, старца в белом тюрбане, держащего плат с нерукотворным образом, юноши с дощечкой в правой руке, расположенных полукругом около прямоугольной столешницы.

Фигура Иисуса изображена по пояс и повернута в сторону старца. Правая рука указывает на зрителя, а левая - на нерукотворный образ. Плащ пластичными драпировками ниспадает с левого плеча, открывая нижнее одеяние с широкими рукавами фиолетово-красного цвета. Линия левого плеча и руки Иисуса делит картину на две равных части, придавая устойчивость композиции. В центре - юноша в меховой шапке, его одеяние расшито золотым позументом на груди, видна тяжелая цепь с медальоном. Взгляд молодого

человека отрешен, погружен в себя, он слушает, что говорит Иисус. Завершает композицию старец, лицо которого изображено в профиль, фигура в развороте на три четверти, на левом плече плащ скреплен аграфом из драгоценных камней.

Необходимо отметить, что вся композиционная, светотеневая и колористическая концепция органично и полно выражает огромное эмоциональное напряжение действующих лиц. Художник шел от предельного цветового лаконизма к постепенному обогащению колорита.

Одежды Христа написаны трехслойно. Нижний - красно-коричневый, средний - голубовато-серый, верхний - желтый. В изображении драпировок плаща художник поверх подмалевка скользящим мазком красно-фиолетового цвета завершает работу над образом, усилив при этом колористическую глубину и выразительность формы. Резкие светотеневые контрасты подчеркивают напряженную экспрессию, противопоставление световых пятен широким темным плоскостям фона и аксессуаров характерно для последователей Микеланджело де Караваджо. Корпусный мазок, лепящий форму, нигде не чрезмерен, проработанный гладкой лессировкой, он четко выделяется на ее фоне.

При поступлении картина была записана в инвентарную книгу музея как копия с произведения итальянского мастера Лодовико Карраччи (1555-1619) «Библейский сюжет» (инв. № 3. X., м., 94,6x121,5) [1]. Она стала одним из первых значительных поступлений в западноевропейский раздел коллекции и, естественно, постоянно привлекала внимание специалистов.

Так, в каталогах музея 1941 и 1950 гг. [2] картина значится как произведение художни-

К истории картины А. Тиарини «Посланники Абгара у Христа».

107

ка из Болоньи Лодовико Карраччи. Ссылка на то, что картина является копией, отсутствует. Вполне возможно, что это произошло из-за высоких живописных и композиционных достоинств картины, где ее стилистика, караваджистский характер сочетаются с редко встречающимся в европейской живописи библейским сюжетом, и авторы каталогов не могли согласиться с тем, что мастерски выполненное произведение является копией.

В 1980 году во вступительной статье к альбому «Омский музей изобразительных искусств. Живопись» произведение опубликовано с атрибуцией на Лодовико Карраччи без ссылки на копию [4]. Каталог Государственного Эрмитажа сообщает следующие биографические сведения о мастере: «Болонский художник Лодовико Карраччи (1555-1619) учился у Просперо Фонтана (1512-1597). Жил и работал в Болонье.

В 1960-е гг. в инвентарной карточке вновь возникает запись: «Копия».

Известно, что в 1970-х гг. продолжались попытки изучения произведения. Но, к сожалению, результаты исследований не получили отражения в публикациях. В 1971 г. в архиве Государственного Эрмитажа были найдены сведения о предыдущем местонахождении картины [3]: до 1925 года она хранилась в коллекции графини Е. В. Шуваловой1.

1 Графиня Шувалова Елизавета Владимировна, вдова генерал-майора Шувалова Павла Петровича. Фонтанка, 21. Товарищ председателя благотворительного общества пособия бедным женщинам в Санкт-Петербурге. Председатель кружка по устройству дешевых квартир для бед-

Совместно с братьями Агостино и Аннибале Карраччи в 1580-х гг. основал Академию художеств, руководителем которой оставался до конца жизни. Писал фрески и картины на религиозные и мифологические сюжеты» [5]. Заманчиво было бы предположить, что в провинциальном музее находится полотно известного итальянского мастера.

В каталоге альбома «Омский музей изобразительных искусств» впервые картина «Библейский сюжет» получает конкретное название -

нейших жителей Галерной Гавани на случай наводнения. Председатель дамского попечительства ампутированным и увечным воинам. См.: Весь Петербург: Справочник-указатель на 1912 год. СПб., 1912.

108

А.Е. Чернявская

«Посланники Абгара у Христа». В издании раннехристианской литературы «Церковные истории» Евсевия содержится предание, которое повествует о временах, когда «Учитель праведный проповедовал в палестинских пределах», а в Эдессе, в маленьком языческом княжестве на юге Месопотамии, правил тяжело больной князь по имени Абгар. Его болезнь была неизлечима; князь слышал, что в земле иудеев появился праведник, которого считают пророком, а может быть божественным сыном, который исцеляет словом или прикосновением. Посол князя - Анания - по роду своих занятий был художником. Ему поручили тайно, поскольку у иудеев не допускается человеческое изображение, написать портрет Иисуса: «Да напишет образ Исусов на плащанице».

В Иерусалиме, где проповедовал праведник, Ананий незаметно стал рисовать, «но не мог по-стигнути изображения». Вдруг художник услышал свое имя, «Исус возвал и глаголя: "Анание, Анание, Авгарев посолниче, дай же мне плащаницу"». Посол подал чистый плат, Иисус попросил воды и, умыв лицо, вытерся платом, на котором «нерукотворно» запечатлелся его лик [6].

При внимательном анализе композиции картины и всех ее деталей не возникает сомнения, что именно это редко встречающееся предание красноречиво отображено итальянским мастером.

В 1983 г. ГМИИ им. A.C. Пушкина организовал выставку «Картины итальянских мастеров из музеев СССР», на которой омское собрание было представлено произведениями итальянских живописцев XVII—XVIII веков, среди которых наиболее значительным явился показ полотна Лодовико Карраччи «Посланники Абгара у Христа». Эта атрибуция сохранилась до знакомства с омским произведением доктора искусствоведения В.Э. Марковой, крупнейшего специалиста в области изучения итальянской живописи.

Во вступительной статье к альбому выставки В.Э. Маркова пишет: «...Среди публикуемых произведений по своей значимости выделяется композиция болонского художника XVII века Алессандро Тиарини "Посланники царя Абгара перед Христом" из Омского музея изобразительных искусств» [7].

Новая атрибуция дает основание изменить имя автора картины, становится известно, что это - болонский художник, ученик Лодовико Карраччи Алессандро Тиарини. О нем писал известный биограф XVII века Чезаре Мальвазия. В своем труде он упоминает композицию «Посланники Абгара перед Христом», которая считалась утраченной. В.М. Маркова считает: «По всей вероятности, у Мальвазия речь идет о

картине, хранящейся в настоящее время в Омском музее. Эта первоклассная работа относится к числу лучших в творчестве Алессандро Тиарини зрелого периода. Он был весьма плодовитым мастером, но его произведения сосредоточены в основном в Италии, преимущественно в Болонье. За пределами Италии работы Тиарини встречаются сравнительно редко» [8].

В Москве в связи с изучением полотна были проведены технико-технологические исследования [9]. Рентгенограмма картины выявила композиционные изменения в живописном слое, лежащем ниже видимого зрителю, который затем был записан художником. Так, при рассмотрении снимка между центральной и правой фигурами видно изображение головы, по-иному решен головной убор центральной фигуры, изменено положение правой руки Христа и некоторые другие детали. На рентгенограмме также просматривается реставрационная ретушь, особенно заметная на месте прорыва холста около лица Христа2.

Таким образом, благодаря вниманию специалистов к редкому произведению стало известно, что автором омской картины является Алессандро Тиарини (1577-1668), представитель болон-ской школы живописи.

Образы людей в омском полотне освещены возвышенной красотой. Рельефность контуров, пластическая завершенность форм, организация пространства составляют основную особенность творчества художника. Общий тон повествования торжественный, но живой и убедительный, живопись колористически точно проработана, необычайно красива по колориту.

Известно, что Алессандро Тиарини учился у Просперо Фонтана и Доменико Пассиньяно во Флоренции и у Лодовико Карраччи в Болонье, испытал влияние караваджистов. Работал во многих городах Италии - Болонье, Кремоне, Модеме, а также во Франции - Париже. Писал картины в основном на религиозные сюжеты.

При сравнении картины из коллекции ООМИИ им. М.А. Врубеля с имеющейся в Государственном Эрмитаже работой А. Тиарини «Святое семейство со св. Франциском Ассизским, Архангелом Михаилом и Иоанном Крестителем» [10] просматривается идентичность живописного исполнения этих полотен. Сходная манера модели-

2Картина была дублирована в 1945 г. в Омске. Реставратор А. Лесиенко. В 1972 г. картина сильно пострадала от механического повреждения, появился «т»-образный прорыв холста около лица Христа. В 1974 г. реставратору ООМИИ В.А. Бекишевой было дано задание «соединить борта прорывов, укрепить грунт и красочный слой, переплести и склеить нити, наложить штопку и шелковую сетку на оборот авторского холста... » (ОГМИИ. Реставрационный паспорт художественного произведения № 132 от 28.08.1972).

К истории картины А. Тиарини <<Посланники Абгара у Христа».

109

ровки лица, кистей рук, складок тканей, использование сочетаний темно-зеленых, фиолетовых тонов. Еще одну картину Тиарини - «Мадонна с младенцем, святым Рохом и архангелом Михаилом» определила В.Э. Маркова в Останкинском музее, где она традиционно значилась под именем Луки Джордано.

Все вышесказанное позволяет утверждать: в Омском музее хранится одно из лучших полотен итальянского мастера Алессандро Тиарини. Это третье его произведение, известное в России. Картина, долгое время считавшаяся утраченной, введена в искусствоведческий и культурологический научный оборот, что дает возможность по-новому оценить состав итальянского раздела в собрании ООМИИ, осмыслить наследие итальянского искусства в музеях России.

[1] Надписи на обороте подрамника: синим карандашом «369», «45»; бумажная наклейка: «369»; черной тушью: «2802»; розовым мелом: «13»; красным карандашом: «153», простым карандашом «65». На раме бумажная наклейка: 369, синим карандашом: «369», розовым мелом: «13», черной тушью: № 5.

[2] Каталог. Живопись. Скульптура. Графика / Сост. Г.Н. Мосензов. Омск, 194L С. 7. № 13; Каталог произведений живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства, находящихся в экспозиции Омского иосударственного музея изобразительных искусств / Сост. Л.И. Вартатян. Омск, 1950. № 8. С. 10.

[3] Архив ГЭ. Ф. 4. Д. 158. С. 51 (собр. 250, № 45). Сведения получены H.H. Каленской.

[4] Омский музей изобразительных искусств. Живопись / Сост. А.Н. Гонтаренко. Л., 1980. С. 12.

[5] Государственный Эрмитаж. Западноевропейская живопись. Каталог 1. Л., 1976. С. 99.

[6] Сергеев В. Рублев. М., 1981. С. 80-81.

[7] Картины итальянских мастеров XIV-XVII веков из музеев СССР/ Автор-сост. В.Э. Маркова. М., 1984^ С. 12.

[8] Там же. С. 100. № 33.

[9] Там же.

[10] Государственный Эрмитаж. Западноевропейская живопись. Каталог 1. Л., 1976. С. 139.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.