Научная статья на тему 'Современные тенденции в исследовании ценностно-смысловой реальности человека: единство онтологического и методологического подходов'

Современные тенденции в исследовании ценностно-смысловой реальности человека: единство онтологического и методологического подходов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
788
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Перелыгина Ирина Владимировна

В статье отражены результаты исследования основных тенденций и перспектив изучения ценностно-смысловой сферы личности, представлена модель системы ценностных ориентаций, ставится проблема интеграции онтологического и методологического подходов к исследованию ценностно-смысловой реальности человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции в исследовании ценностно-смысловой реальности человека: единство онтологического и методологического подходов»

психология

И.В. Перелыгина

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ИССЛЕДОВАНИИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА: ЕДИНСТВО ОНТОЛОГИЧЕСКОГО И МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДОВ

В статье отражены результаты исследования основных тенденций и перспектив изучения ценностно-смысловой сферы личности, представлена .модель системы ценностных ориентаций, ставится проблема интеграции онтологического и методологического подходов к исследованию ценностно-смысловой реачьности человека.

Проблема исследования ценностно-смысловой сферы личности: системы ценностных ориентаций и личностных смыслов, а также их взаимосвязи - относится к разряду молодых и недостаточно изученных в психологической науке. Исследования смысловой сферы человека встречаются значительно реже работ, посвященных анализу ценностных ориентаций личности, причем их конкретизация приходится на период последних 10-15 лет [6]. В это же время начинается постановка и разработка вопроса о единстве ценностей и смыслов в пространстве ценностносмысловой сферы личности.

В настоящее время проблема изучения ценностно-смысловой реальности приобретает все более комплексный характер, являясь предметом различных социальных дисциплин, и представляет собой важную область исследований, расположенную на стыке различных отраслей знания о человеке - философии, социологии, психологии, педагогики.

Мы выделяем следующие задачи исследования ценностно-смысловой реальности, требующие решения в современной науке:

1) необходимо выделение тенденций и перспектив в исследовании ценностно-смысловой сферы личности как интегративной, объединяющей субъективные ценности и смыслы;

2) необходима разработка модели взаимосвязи ценностей и смыслов в структуре субъективного мира личности, системы ценностно-смысловой реальности;

3) на основании решения вышеобозначенных задач важно определить базовые подходы к про-

блеме развития ценностно-смысловой сферы человека. Целью своей работы мы определяем реализацию выделенных задач.

Не смотря на долгий исторический путь разведенного, часто параллельного осмысления категорий ценностей и смыслов, в современной науке наблюдается тождественность тенденций в их изучении:

В исследованиях конца XX - начала XXI вв. делается упор на методологические аспекты ценностно-смысловой реальности и ее развития. Это касается как трактовок базовых понятий в данной сфере, так и понимания их характеристик, особенностей развития и формирования (Д.А. Леонтьев, Ф.Е. Василюк, М.Р. Гинзбург и др.) [2; 3; 4; 6; 7]. В частности это проявляется в отрицании научной обоснованности, признании абстрактности и метафизичности фиксации типологии личности на наличии каких-либо доминирующих ценностей или их групп. Хотя надо признать, что на практике, в прикладных исследованиях данная тенденция до сих пор сохраняется.

В понимании сущности ценностей и смыслов отмечается следующее единство взглядов. И та, и другая реальность рассматриваются на стыке мотивационной сферы личности и мировоззренческих структур сознания, проявляясь, с одной стороны, как специфические образования внутреннего мира личности, определяющие своеобразие ее взглядов на мир и свое место в нем. А с другой стороны, детерминируя жизнь и деятельность, преобразовательную и преображающую действительность активность личности через ее мотивационные механизмы [10].

О И.В. Перелыгина, 2008

147

Отход исследований от онтологизации ценностно-смысловой сферы личности в традиционном понимании вовсе не отрицает наличия четких характеристик данной реальности, более того в теоретических и практических разработках отмечается:

- дифференциация и одновременная генерализация типологий ценностей по предмету, объекту или содержанию объектов, на которые направлено ценностное отношение. Ярче всего данная тенденция прослеживается в работе И.Г. Сенина, в разработанной им методике «Опросник терминальных ценностей» (ОТеЦ) [9];

- введение в научный дискурс ориентиров ценностно-смыслового развития в виде фиксации духовных, нравственных оснований и перспектив развития человеческою бытия (Б.С. Братусь) [1 ]. Таким образом, находит свое развитие в науке идея уровня ценностно-смыслового развития как качественной характеристики системы ценностей и смыслов, связанной с уровнем развития личности, истоки которой мы связываем с работами А. Маслоу [8].

В современной психологии продолжает развитие и находит свою конкретизацию идея развития ценностей, их динамики. В работах исследователей можно выделить следующие смысловые направления ее развития:

1. Развитие системы ценностных ориентаций личности идет по пути личностного присвоения ценностей субъектом, т.е. через повышение степени осознанности, осмысленности, рефлексивной проработанности системы ценностей. Собственно, как только в исследованиях речь заходит о степени осознанности и осмысленности системы ценностных ориентаций, исследователи говорят о единстве ценностно-смысловой сферы личности. Развитие по данному пути ведет к усложнению иерархии и соподчиненности ценностносмысловой реальности, с одной стороны, а с другой, к упрощению понимания мира за счет четкой фиксации приоритетов и понимания второ-степенности некоторых субъективных отношений.

2. Второй аспект ценностно-смыслового развития связан с субъективацией, повышением субъектной представленности системы ценностей и смыслов. В различных исследованиях данная позиция представлена в следующих ипостасях. В деятельностном подходе, идущем от А.Н. -Леонтьева, - через обозначение необходимости

деятельностного воплощения ценностей и смыслов [5]. Через сопряжение системы ценностей с образом жизни, жизненными сферами и целями личности в концепциях М. Рокича, И.Г. Сенина [9]. Через связь понятия смысла с временной перспективой и смысловым будущим человека (Ф.Е-. Василюк, М.Р. Гинзбург) [2; 3: 4].

Так, Ф.Е. Василюк обозначает следующую эволюцию системы ценностей личности. Первоначально они существуют только в виде эмоциональных реакций на их утверждение или нарушение. Впоследствии ценности последовательно приобретают форму “знаемых” мотивов, мотивов смыслообразующих, и, наконец, одновременно смыслообразующих и реально действующих. При этом смысл рассматривается им как пограничное образование, в котором сходятся сознание и бытие, идеальное и реальное, жизненные ценности и возможности их реализации [2].

В этом отношении, на нага взгляд, целесообразна разработка понятия «ценностно-смысловые установки» как устойчивые субъективные отношения к разным сторонам реального бытия, которые преломляются в деятельности и определяют ее характер, позиционность субъекта, образ его жизни.

В рамках реализации задачи по разработке модели системы ценностно-смысловой реальности рассмотрим понятие «ценностно-смысловые установки» и его связь с другими категориями субъективного мира личности, в частности с понятиями «ценности», «ценностные ориентации» и «личностные смыслы».

Обозначенные психологические феномены являются характеристиками и структурными элементами внутреннего мира человека. Внутренний мир при этом понимается как субъективная реальность субъекта, система отношений человека к себе и к миру. Соответственно, в качестве структурных элементов внутреннего мира можно выделить отдельные отношения человека к сферам жизни и к себе. Такой подход к рассмотрению субъективной реальности человека: представление структуры внутреннего мира личности с точки зрения дифференциации субъективных отношений по сферам реального бытия - даст возможность более дифференцированного описания внутреннего мира личности, его смысловых образований.

Когда речь заходит о степени личностной значимости отдельных отношений человека к себе и

миру, к сферам жизни, используются понятия «ценности» и «ценностные ориентации». Как мы отмечали ранее, в отечественной психологии существует две позиции по вопросу соотношения выделенных понятий:

а) Ценности рассматриваются как объективно существующие предметы, события, идеи, свойства материальных и духовных продуктов и т.д., в сущности которых заключается атрибут ценности и которые существуют независимо от субъективных оценок людей. При этом ценностные ориентации - субъективная форма жизни ценностей, переживание человеком субъективной значимости для него объективных по природе ценностей.

б) Ценности в смысле значимости (конкретной ценности или системы ценностей) для индивида, с этой позиции они рассматриваются как отдельные элементы системы ценностных ориентаций личности [10].

В своем исследовании мы придерживаемся второй позиции по вопросу соотношения понятий «ценности» и «ценностные ориентации», т.е. рассматриваем понятие ценностей с субъективной точки зрения - как отдельный элемент системы ценностных ориентаций человека. При этом сама система ценностных ориентаций личности понимается нами как совокупность находящихся в различной иерархической взаимосвязи и взаимозависимости субъективных переживаний и представлений о жизненно важном и жизненно значимом для субъекта.

Субъективные отношения, входящие в систему ценностных ориентаций личности, различаются по степени интенсивности, присвоенное™ смысловых образований, по степени субъектной наполненности, связи с деятельностью. С этой позиции в системе ценностных ориентаций личности можно выделить:

1. Ситуативные, неустойчивые смысловые содержания, характеризующиеся эпизодичностью, зависимостью от внешних обстоятельств.

2. Устойчивые, личностно присвоенные смысловые содержания, вплетенные в общую структуру смысловой сферы и занявшие в ней определенное место, но не всегда осознанные. По словам Ф.Е. Василюка, последние проявляются в виде эмоциональных реакций на их утверждение или нарушение [2].

3. Личностные ценности - осознанные и принятые человеком наиболее общие генерализован-

ные смыслы его жизни. Система личностных ценностей представляет собой ценностно-смысловые ориентации личности и отличается от других смысловых образований степенью осознанности, присвоенное™, осмысленности субъектом. По типологии Ф.Е. Василюка, это мировоззренческий уровень ценностных ориентаций, который занимают смыслообразующие, знаемые, осознаваемые субъектом мотивы. Однако, последние не всегда выводятся субъектом на уровень воплощения в деятельности и жизнедеятельности [2].

4. Ценностно-смысловые установки — смыслообразующие, осознаваемые субъектом реально действующие, проявляющиеся в деятельности мотивы.

Формирование системы личностных ценностей (мировоззрения) происходит в процессе осмысления индивидуального бытия, т.е. построения своей индивидуальной системы жизненных ценностей и целей, осознанного выстраивания иерархии жизненных ценностей и целей. Соответственно, осмысленность жизни выступает характеристикой ценностно-смыслового ядра личности и говорит о степени осознанности иерархии жизненных ценностей и целей.

Ценностно-смысловые установки, с этой позиции, -устойчивые субъективные отношения к разным сторонам реального бытия, которые преломляются в деятельности и определяют ее характер, позиционность субъекта, образ его жизни. Это смысловое образование предгоговности к действию, самовоплошению. По сути, данное понятие отражает результат мыслительной деятельности (осмысления) по отношению к ценностям как категории «жизненно важного» по переводу их в разряд действующих, реализующихся принципов. Ценностао-смысловая установка формируется как обретение способностей к воплощению ценностей в реальной, живой деятельности, отражает личную сопричастность субъекта определенной ценности, движение от ценностей через смыслы к деятельности.

Схематично систему ценностных ориентаций личности можно представить как совокупность находящихся в различной иерархической взаимосвязи и взаимозависимости субъективных переживаний и представлений о жизненно важном и жизненно значимом для субъекта, различающихся по степени осмысленности, осознанности их содержания и характеру проявления в деятельности человека (рис. 1).

11едагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 2, 2008

149

Ситуативные, неустойчивые смысловые содержания.

Устойчивые, личностно присвоенные, но не всегда осознанные смысловые содержания.

1

Личностные ценности и смыслы (ценностно-смысловые ориентации)-осознанные смыслообразующие мотивы, не всегда связанные с деятельностью и в ней воплощаемые.

Ценностно-смысловые установки -осознанные, смыслообразующие и реально действующие мотивы.

Рис. 1 Система ценностных ориентаций личности

Переход от одного уровня системы ценностных ориентаций к другому осуществляется за счет деятельности осмысления, осмысливания -вычленения личностного смысла (через соотнесение деятельностного бытия и идеального плана жизни), различной степени полноты и целостности, и последующего перевода осознаваемых мотивов в разряд деятельностной состоятельности за счет включения в работу навыков организации деятельности.

Из приведенной схемы с очевидностью следуют два аспекта сущности ценностно-смысловых установок:

1. Онтологическая характеристика: качество ценностно-смысловых установок, их содержание, отражающее ответ человека на следующие вопросы: Что важно, принципиально для человека? На каких позициях он стоит?

В предельном смысле данная характеристика

измеряется личной сопричастностью человека духовности, связана с его субъективным движением в духовно-нравственном направлении.

2. Организационно-деятельностная характеристика ценностно-смысловых установок отражается в:

а) степени осмысленности, осознанности (личностной ясности) ценностно-смысловых установок. Ценностно-смысловое развитие состоит в том, чтобы ценностные ориентации были лично переведены субъектом в собственную ценностно-смысловую установку.

б)субъектной наполненности ценностносмысловых установок, их деятельностной состоятельности, способности субъекта к воплощению собственного ценностного понимания бытия в реальную жизнь. В самой постановке проблемы ценностно-смысловых установок отражается единство онтологического и организационно-де-

ятельностного аспектов, - что, на наш взгляд, должно учитываться в процессе исследования и формирования описываемой реальности.

Что касается проблемы генезиса, происхождения ценностно-смысловой сферы, то в современном мире происходит изменение и самой постановки вопроса и характера ответов на него. На смену бытовавшему долгое время на исторической научной арене вопросу о соотношении степени влияния на личность и ее ценностносмысловой статус субъективных или объективных факторов пришло следующее понимание. Генезис индивидуального ценностно-смыслового бытия связан с социальной детерминированностью личности живой, наличной социальной общностью, в которую она погружена, и которая является непосредственным пространством ее проживания (начало данной позиции можно отследить в работах Я. Смецдслонда, Р. Харре и других направлениях исследования смысла, появившихся в 70-х гг. XX века) [7]. В связи с этим долгое противопоставление личностного и общественного трансформировалось в рассмотрение вопроса о конкретных условиях развития и формирования ценностно-смысловой сферы личности.

Итак, на основе анализа теоретических разработок вопроса ценностно-смыслового развития можно сделать следующее заключение: в исследованиях ценностно-смысловой реальности последнего времени делается упор на методологические аспекты данной реальности и ее развития, что касается как трактовок базовых понятий в данной сфере, гак и понимания их характеристик, особенностей развития и формирования. Однако, не смотря на очевидный теоретический прорыв в исследованиях ценностно-смысловой сферы и преимущественную ориентацию данных исследований на методологический подход к ценностно-смысловой реальности, в современной психолого-педагогической, образовательной практике продолжает доминировать онтологический подход. При этом ценностно-смысловая реальность лишается динамичности, диалектично-сти, рассматривается как застывшая в собственном состоянии.

Большинство существующих диагностических методик исследования терминальных и инструментальных ценностей построено на основаниях онтологического подхода. В значительном коли-

честве научных исследований по данной проблематике, в основном, речь идет о ценностных ориентациях личности, а вопрос о том, как ценностные категории перекладываются на конкретную деятельность, на план жизни, на ее фактуру, т.е. вопрос, связанный с ценностно-смысловой детерминацией проектирования субъектом индивидуального жизненного пути, нуждается в конкретизации и поиске ответа.

По нашему мнению, на данном этапе развития науки и практики необходимо ставить и искать решения вопроса об интеграции онтологического и методологического направлений в ценностно-смысловом становлении личности.

Библиографический список:

1. Братусь Б.С. Аномалии личности. - М.: Мысль, 1988.

2. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций).—М., 1984.-200 с.

3. Гинзбург М. Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии, 1988.-№2.

4. Гинзбург М. Р, Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии, 1994.-№3.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М., 1975. - 304 с.

6. Леонтьев Д. А. Возвращение к человеку // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. -М., 1997. С. 3-18.

7. Леонтьев Д. А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности//Психологический журнал, т. 21,2000. -№ 1, С. 15-25.

8. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты / под ред. Ю.Б. Г’иппенрей-гер, A.A. Пузырея.-М., 1982.-С. 108-118.

9. Сенин И.Г. Опросник терминальных ценностей. - НПЦ «Психодиагностика», Фонд гражданских инициатив «Содействие», Ярославль, 1991.

Ю.Шерковин Ю.А. Проблема ценностных ориентаций и массовые информационные процессы//Психол. журн.-1982.-т. 3.-№5.-С. 135— 145.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 2, 2008

151

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.