Научная статья на тему 'Образ жизни в контексте теории психологических систем'

Образ жизни в контексте теории психологических систем Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
460
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бородина В. Н.

Обсуждается понятие «образ жизни» с позиции постнеклассической психологии. В качестве теоретико-методологических оснований исследования образа жизни человека рассматриваются принципы, положения теории психологических систем. Проводится анализ взаимосвязи образа жизни с ценностно-смысловыми составляющими образа мира человека. Показано, что перемена образа жизни человека ведет за собой переосмысление его отношений к действительности. Анализируется взаимосвязь образа жизни и развития личности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образ жизни в контексте теории психологических систем»

ОБРАЗ ЖИЗНИ В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИИ УДК 159.923.2

ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ

В.Н. Бородина,

аспирантка каф. «Общая и педагогическая психология»,

ТомГУ

Научные интересы: общая психология, психология личности, военная психология.

Обсуждается понятие «образ жизни» с позиции постнеклассической психологии. В качестве теоретико-методологических оснований исследования образа жизни человека рассматриваются принципы, положения теории психологических систем. Проводится анализ взаимосвязи образа жизни с ценностносмысловыми составляющими образа мира человека. Показано, что перемена образа жизни человека ведет за собой переосмысление его отношений к действительности. Анализируется взаимосвязь образа жизни и развития личности ■

THE MAIN SUBJECT OF THE BOOK IS LIFESTYLE IN THE METHODOLOGICAL DIRECTION CONTEXT OF THE PSYCHOLOGICAL SYSTEM THEORY

The «Lifestyle» concept is discussed on the postunclassic position. Principles, psychological system theory positions are considered on the theoretic-methodological grounds of the human Lifestyle study. The author analizes the lifestyle interdependence with the value-semantic components of the human lifestyle. It is shown that human lifestyle change leads to re-comprehension of his attitude to the reality. There is also analized the lifestyle interdependence with the person's development ■

* * *

Понятие «образ жизни» наиболее часто упоминается в связи с проблемами развития личности, влияния социальных и биологических факторов на развитие личности. Сложность этого понятия заключается в том, что его невозможно обсуждать в пределах классической психологии, так как в ней все о психике человека, но не о самом человеке. Психология человека, в отличие от психологии психики еще только начинает складываться. Исходным основанием для психологии человека является не учение об истинности и объективности того, что есть, а о «ценности и смысле самого бытия человека» [11]. По мнению О.К. Тихомиро-

ва, «перед современным отечественным психологом, изучающим природу психического, лежат, по крайней мере, два пути. Один состоит в конкретизации представлений о психике как «отражении» реальности, второй - в разработке представлений о психике как порождении новой реальности» [3]. Он выбирает второй путь. Вместо привычного четырехмерного физического «пространства для жизни» современному психологу нужно осознать реальность порождаемого самим человеком многомерного, размеченного ценностно-смысловыми

измерениями «открытого пространства жизни». Таким образом, решение вопроса о психологическом содержании

«образа жизни» зависит от исходных методологических посылок предпринятого исследования. В статье автор опирается на принципы теории психологических систем В.Е. Клочко [4, 5].

В теории психологических систем человек понимается как сложная, само-организующая психологическая система, открытая как в социум, так и в объективную (природную, физическую, «вещную») среду. Человек как психологическая система включает в себя и субъективный компонент (образ мира, составляющего для человека его действительность), и деятельностный компонент (образ жизни человека в его действительности) и саму действительность -многомерный мир человека как онтологическое основание его жизни, определяющий сам образ жизни и определяемый ею. Действительность данного человека содержит в себе его собственную субъективность, «осевшую» на объектах и превратившую их в предметы, имеющие для человека значение, смысл, ценность.

С позиции теории психологических систем образ жизни представлен как индивидуальная конфигурация са-мобытия человека в безграничном по своим размерам и возможностям объективном мире [6]. Не только смыслы и ценности детерминируют образ жизни, но образ жизни, постепенно трансформируясь, определяет ценностносмысловой состав бытия. Приведем пример, когда необходимость переосмысливать свое место в изменившихся социальных условиях требует использования идей о смысле жизни, о ее ценности, о происхождении собственного «Я». Ж. Нива пишет, что у А.И. Солженицына «дело идет о том, чтобы сообщить смысл и ценность ситуации невольного аскетизма, в которую загнан

человек - крепостной ГУЛага». Происходит в некотором смысле «второе рождение» человека в ситуации абсолютной обездоленности. Человек может возродиться или выродиться, он на распутье [10]. Перемена образа жизни человека ведет за собой переосмысление его отношений к действительности. В приведенном примере резкая перемена образа жизни может привести к «потери себя» и утрате смысла существования. Ф.Е. Василюк [2] говорит о «переживании» - «той особой деятельности, возникающей в критической жизненной ситуации, с помощью которой человеку удается перенести, как правило, тяжелые события, вернуть утраченную осмысленность существования». Продуктом такой деятельности является происходящее вследствие переоценки ценностей, своего места в мире, обретение смысла своего существования. Таким образом, кризисы развития являются закономерным проявлением противоречий между качеством жизненного мира, обретающим в ходе развития новые измерения (значение, смысл, ценность), и образом жизни, который перестает соответствовать ему [4]. Именно ценностно-смысловая сфера человека задает направленность построения образа мира, создает координаты, на основании которых человек выстраивает свою реальность. Постоянное противоречие между образом жизни и качеством многомерного мира является источником развития человека как целостной психологической системы. Человек, понимаемый как психологическая система, выступает в единстве с объективным миром, с той его частью, которая имеет для него значение, смысл, ценность. Однако, чтобы взаимопроникновение произошло, человеку необходимо постоянно совершать «внутренние акты», акты смысло-

образования: «... пространство истины может быть расширено только трудом, а само по себе оно - мгновение. И если упустил его . все - будет хаос и распад, ничего не повторится - мир уйдет в небытие.. Условно назовем это трудом жизни.» [8]. Б.С. Братусь говорит в этой связи о «смысловом поле» или «смысловом строении сознания», которое «и составляет особую психологическую субстанцию личности» [1]. Понятие «смысловое поле» использовал Л.С. Выготский. Характеризуя отличия человека от животных, он указывал на то, что люди живут не в оптических пространствах, а смысловых полях. Границу жизненного мира со «стороны» сознания М. Мамардашвили устанавливает следующим образом: «Сознание наше живет в напряженном поле, очерченном предельными границами смыслов, и ясность в нем возможна только тогда, когда мы владеем языком этих смыслов, то есть, понимаем их отвлеченность, их граничную природу, умеем читать то, что они нам говорят о наших возможностях и природе, и когда сами достаточно развиты для этого» [9].

Человек обладает способностью воздействовать на свои смысловые ориентиры, менять их по своему выбору. «В ходе человеческой истории, — указывает А.М. Лобок, — происходит изменение ее смысловых ориентиров. Эпоха за эпохой человечество сочиняет новые смысловые предположения и выстраивает новые смысловые ориентиры. И то же самое происходит в жизни отдельной человеческой личности, смысловое поле отнюдь не остается неизменным на протяжении ее жизни, а постоянно трансформируется тем или иным образом» [7]. Рефлексия позволяет выйти в пространство новых смысловых ориентиров. По этому поводу В.И.

Слободчиков [12] говорит о двух основных способах существования человека. Один из них — это «жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, в которых живет человек», когда «весь человек находится внутри самой жизни; всякое его отношение — это отношение к отдельным явлениям жизни, а не к жизни в целом». Второй способ существования «связан с появлением собственно внутренней рефлексии», которая «прерывает этот непрерывный поток жизни и выводит человека за его пределы. С появлением такой рефлексии связано ценностно-смысловое определение жизни». Таким образом, отчетливо видна неразрывная связь рефлексии со смысловой регуляции как регуляции жизнедеятельности в целом.

Смысловая сфера играет ключевую роль в организации образа мира. Именно благодаря ощущениям смысла образ мира выступает источником субъективной определенности субъекта в восприятии окружающего мира. Образ жизни детерминирует развитие личности, но и личность затем выбирает тот образ жизни, который определяет ее развитие. Таким образом, с позиции теории психологических систем категория «образ жизни», с одной стороны, напрямую связана с ценностносмысловым аспектом бытия, а с другой,

- с избирательностью сознания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Братусь, Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь. - М.: Мысль, 1988. - 304 с.

2. Василюк, Ф.Е. Психология переживания / Ф.Е. Василюк. - М., 1984. - 200 с.

3. Климов, Е.А. Об амбифлекторной природе психического / Е.А. Климов // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, 1992.

- № 1. - С. 51-60.

4. Клочко, В.Е. Становление многомерного мира человека как сущность онтогенеза /

В.Е. Клочко // Сибирский психологический журнал № 8-9, 1999. - С. 8-11.

5. Клочко, В.Е. Самореализация личности: системный взгляд / В.Е. Клочко, Э.В. Га-лажинский. - Томск: Изд-во Томского унта, 1999. - 154 с.

6. Клочко, Ю.В. Ригидность в структуре готовности человека к изменению образа жизни: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Ю.В. Клочко. - Барнаул, 2002. - 22 с.

7. Лобок, А.М. Антропология мифа / А.М. Лобок. - Екатеринбург: отд. образов. адми-нистр. Октябрьского района, 1997. - 688 с.

8. Мамардашвили, М. Психологическая топология пути / М. Мамардашвили. -СПб.: Русский Христианский гуманитарный институт, 1997.

ОСОБЕННОСТЬ ПРАКТИЧЕСКОЙ УДК 159.92

ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В БУДДИЗМЕ В.В. Деринг, ЧитГУ

В наши дни возрастает роль различных психотехник, позволяющих уменьшить негативное воздействие стрессов, конфликтов, психосоматических заболеваний.

Восточные системы психофизической тренировки, проверенные тысячелетним опытом применения, весьма эффективны и в современных условиях.

Большая их часть развивалась в рамках философско-религиозной системы буддизм. В различных направлениях буддизма создавались свои оригинальные тренировочные комплексы, но принцип гармонии души и тела оставался всегда неизменным ■

Nowdays the role of various psycho - techniques is increasing. It allows to decrease the negative influence of stresses, conflicts, psychosomatic diseases.

The Eastern systems of psycho - physical training which are checked by millennium experience of use are very efficient in modern conditions too.

Most of these systems were developed in frames of philosophic - religious system - Buddhism. Spektal original training complexes have been created in different directions of buddhism, but principle of the harmony of soul and bodi is always invariable ■

* * *

Буддизм - самая древняя из старше христианства на пять веков, а

трех мировых религий. Она ислам «моложе» его на целых двена-

9. Мамардашвили, М. Как я понимаю фи лософию / М. Мамардашвили. - М.: Прогресс, 1990. - 363 с.

10. Нива, Ж. Солженицын / Ж. Нива. -Лондон, 1984. - С. 62.

11. Слободчиков, В.И. О соотношении категорий «субъект» и «личность» в контексте психологической антропологии / В.И. Слободчиков; под ред. В.И. Кабрина // Личность в парадигмах и метафорах: ментальность - коммуникация - толерантность. -Томск: Изд-во Томского ун-та, 2002. - 262 с.

12. Слободчиков, В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: автореф. дис. ... д-ра психол. наук / В.И. Слободчиков. - М., 1994. - 78 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.