Научная статья Original article УДК 338.2:004.9
doi : 10.24412/2413 -046Х-2021-10655
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКИХ БИЗНЕС-
ПРОЦЕССОВ В РОССИИ CURRENT TRENDS IN DIGITALIZATION OF LOGISTICS BUSINESS PROCESSES
IN RUSSIA
Ь й московский
ШЩ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ^Л ЖУРНАЛ
Новосельцева Анна Петровна,
к.геогр.н., доцент кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» г. Ставрополь
Novoseltseva Anna Petrovna, Candidate of Geographical Sciences, Associate Professor of the Department of Philosophy and Social and Humanitarian Disciplines, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol
Нарожная Галина Алексеевна, к. эконом. н., зав. кафедрой регионального управления филиала РТУ МИРЭА в г. Ставрополе
Narozhnaya Galina Alekseevna,
Candidate of Economics, Head of the Department of Regional Management of the branch of RTUMIREA in Stavropol
Медведева Вера Николаевна, к. эконом. н., доцент кафедры регионального управления филиала РТУ МИРЭА в г. Ставрополе
Medvedeva Vera Nikolaevna,
Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Regional Management of the branch of RTU MIREA in Stavropol
Аннотация. В статье получили свое отражение методы современных технологий цифровой трансформации транспорта и логистики, которые направлены на формирование единой цифровой среды благодаря интеграции различных информационных систем. Благодаря внедренным инновациям транспортная отрасль имеют возможность повышать
конкурентоспособность и клиентоориентированность на логистическом рынке. Цифровые решения служат инструментом совершенствования управленческих процессов в отрасли. Abstract. The article reflects the methods of modern technologies of digital transformation of transport and logistics, which are aimed at forming a unified digital environment through the integration of various information systems. Thanks to the implemented innovations, the transport industry has the opportunity to increase competitiveness and customer orientation in the logistics market. Digital solutions serve as a tool for improving management processes in the industry. Ключевые слова: цифровые технологии, цифровизация, конкурентоспособность, клиентоориентированность, цифровая логистика, логистический рынок, интеллектуальные системы управления транспортом, информационные технологии Keywords: digital technologies, digitalization, competitiveness, customer orientation, digital logistics, logistics market, intelligent transport management systems, information technologies
Потрясения 2020 года в экономике изменили уклад жизни миллионов домашних хозяйств и нарушили сложившиеся производственно-хозяйственные связи предприятий по всему миру. После закрытия границ и введения локдаунов во многих странах компании столкнулись со сбоями в поставках и были вынуждены перестраивать логистику в условиях ограничений.
В начале пандемии логистика оказалась в некотором смысле в выигрышном положении: нагрузка на логистические компании возросла. Однако тогда же появились и новые трудности: закрытие границ, введение особых требований и разрешений, что сказалось на работе таможенных служб.
Некоторые регионы начали вводить ограничения на въезд, а перевозчики стали опасаться ехать слишком далеко, из-за чего время доставки заказов могло увеличиваться [1].
В начале 2020 года отрасль грузоперевозок одной из первых стала испытывать сложности в связи с пандемиейт COVID-19 (рис.1).
I ееедение карантинных мероприятий J |
I введение ограничений на передвижение товаров
разрыв налаженных произвол с те енно-с бытовых цепочек
Рисунок 1 — Факторы, оказывающие негативные последствия на развитие
Начиная со второй половины апреля, покупатели стали реже посещать магазины, поэтому товары остаются на складах дольше, чем планировалось. Ввиду этого услуги транспортных компаний стали требоваться реже. С другой стороны, потребители стали чаще пользоваться доставкой на дом, что способствовало развитию сегменту курьерской доставки.
Российский рынок автомобильных грузовых перевозок характеризуется невысокой долей коммерческих перевозок. Большая часть грузов транспортируется предприятиями для собственных нужд, а перевозки на коммерческой основе составляют лишь около четверти объема перевезенных грузов и половины грузооборота [2]. При этом более высокая доля в грузообороте по сравнению с объемом перевозок свидетельствует о более высокой средней дальности коммерческих перевозок. Это, в свою очередь, позволяет сделать вывод о том, что коммерческие перевозки имеют конкурентное преимущество при перевозках в междугороднем и международном сообщении.
В 2019 году объем перевозок грузов автомобильным транспортом вырос относительно 2018 года на 3,4%, до 5735 млн тонн, а грузооборот - на 6,3%, до 275 млрд т-км. Положительная динамика оказалась возможной благодаря увеличению сбора зерновых, росту большинства категорий обрабатывающей промышленности и увеличению объема
выполненных работ в строительстве (рис.2).
Основное снижение объемов перевозок наблюдалось во втором и четвертом кварталах, что в целом повторяет динамику принятия ограничительных мер и связанных с этим спадов в обрабатывающих производствах.
Государственная политика цифровой трансформации транспорта и логистики направлена на формирование единой цифровой среды благодаря интеграции различных информационных систем, переводу в электронный вид документации, разработке регуляторных правил использования цифровых решений, в том числе автоматизированных и беспилотных транспортных средств. Цифровые решения служат инструментом совершенствования управленческих процессов в отрасли. Наряду с общими для всех видов транспорта инициативами предусмотрены мероприятия, учитывающие специфику и задачи авиационного, автомобильного, железнодорожного и морского транспорта, логистической сферы.
Цифровая трансформация транспорта и логистики — многоплановый процесс, охватывающий авиационные, автомобильные железнодорожные, морские перевозки, а также все логистические процессы вдоль цепочки поставок. Будучи связующим звеном между различными отраслями экономики, транспортный комплекс абсорбирует широкий спектр цифровых решений.
На данный момент в России сложились предпосылки для цифровой трансформации отрасли. Если подтянуть отрасль грузовых перевозок до странового уровня цифровизации, это позволит вдвое сократить отставание от сравнимых стран. Ключевыми барьерами по результатам опроса стали цифровые кадры, финансирование, стандарты и регулирование в отрасли. Цифровая трансформация - не цель, а средство. Она должна решать ключевые задачи — получения конкурентоспособности отрасли транспорта и логистики. Отрасль «транспорт и логистика» - ключевой драйвер конкурентоспособности экономики многих стран [3].
Один из ключевых элементов готовности отрасли - уровень цифровизации самих компаний. В оценку уровня цифровой готовности входят 7 элементов: бизнес-модель и стратегия, цифровизация взаимодействия с потребителем, цифровизация операций, цифровизация поддерживающих функций, цифровая инфраструктура, цифровые кадры и культура и модель управления цифровой трансформацией (рис.3).
Рисунок 3 -Динамика объема рынка интернет-торговли и индекса физического объема оборота розничной торговли в России
В отрасли созданы и действуют цифровые платформы. Первым и необходимым шагом является переход на безбумажный документооборот, что позволяет ускорить процессы обработки, регистрации, контроля и прослеживаемости грузов.
Мультимодальный транспорт предполагает объединение в единую среду различных видов транспорта путем совмещения информационных, организационных, технических элементов и участников перевозочного процесса. Для этого в каждом из сегментов отрасли используется комплекс решений.
Беспилотный транспорт — ключевой тренд развития отрасли, в основе которого лежит комплекс передовых систем ИИ. В сегменте автомобильных перевозок системы беспилотного (высокоавтоматизированного/автономного) вождения взаимодействуют с окружающей средой, осуществляют выбор оптимального пути и движения, заменяя собой водителя.
Умное полотно (smartroad) является базовым условием повсеместного распространения автономного транспорта. Новые и действующие магистрали оснащаются сенсорными сетями, системами цифрового картирования и др. Более высокий уровень безопасности обмена данными и сохранности персональных данных должны обеспечить технологии коммуникации между транспортными средствами (Vehicle-to-Vehicle) и с объектами умной инфраструктуры (Vehicle-to-Infrastructure). Набирающий популярность
курс на электрификацию транспорта не может быть реализован без соответствующей зарядной инфраструктуры.
В 2020 году наступил новый этап в области применения электронного документооборота - был проведен эксперимент с использованием перевозчиками электронных транспортных накладных и электронного путевого листа в системе «Суперсервис 22». Помимо этого, на протяжении нескольких лет Министерство транспорта РФ реализует и другие цифровые проекты, среди которых «ЭРА-ГЛОНАСС», ЕГИС ОТБ, АСУ ТК, «Платон».
В ноябре 2020 года исполнилось пять лет с момента запуска упомянутой государственной системы «Платон». Система направлена на оздоровление и повышение прозрачности рынка грузовых автомобильных перевозок. По прошествии пяти лет система охватила большую часть рынка, что позволяет лучше понять его структуру и динамику. По состоянию на конец 2020 года в системе было зарегистрировано 1,4 млн грузовых автомобилей, среди которых около 60% автомобилей иностранных марок, и более 600 тыс. перевозчиков, среди которых две трети - физические лица, 23% -юридические лица, а оставшиеся 8% - индивидуальные предприниматели [4].
Использование данных системы «Платон» может позволить участникам отрасли улучшить процессы, связанные с мониторингом отрасли и планированием бизнеса.
Высокий возраст автотранспортных средств на протяжении долгих лет остается негативным фактором рынка автомобильных грузоперевозок. По состоянию на январь 2020 года, средний возраст грузовых автомобилей в России составил 21 год, что значительно превышает экономический срок полезного использования грузовых автомобилей, составляющий порядка 10-15 лет.
В частности, высокий возраст автомобилей влияет на работу российских перевозчиков в Европе. Так, в ряде стран Евросоюза запрещено движение грузовых автомобилей, чей экологический класс двигателя ниже «Евро-5». Таким образом, обновление парка грузовых автомобилей может дать дополнительный потенциал для увеличения грузооборота с европейскими странами.
При этом рынок новых грузовых автомобилей характеризуется высокой волатильностью спроса со стороны покупателей, а также влиянием отложенного спроса на обновление устаревшего парка. Так, российский рынок производства грузовых автомобилей массой свыше 14 тонн сократился со 105 тыс. единиц в 2012 году, до 36 тыс. единиц в 2015 году, а после этого вырос до 63 тыс. единиц в 2019 году [5]. В 2020 году
производство новых грузовых автомобилей разрешенной максимальной массой свыше 3,5 тонн снизилось на 7% и составило 75 тыс. единиц.
Публичные компании практически не представлены на российском рынке, а большинство перевозчиков - это физические лица и микропредприятия. Крупнейшие игроки рынка оперируют парками в размере 4-6 тыс. автомобилей - к компаниям с таким парком можно отнести ГК «Деловые Линии», оказывающую комплексные логистические услуги по перевозке грузов, и логистические компании двух крупнейших ретейлеров -ПАО «Магнит» (ООО «Сельта») и X5 Retail Group (ООО «Агро-Авто»). Далее идут крупные логистические компании с автопарком в размере 1-3 тыс. единиц, среди которых Компания «ПЭК», ООО «ИТЕКО Россия», ООО «Монополия», АО «ДПД РУС» и ГК Globaltruck.
Передовые цифровые технологии (технологии информационного проектирования и моделирования, цифровые двойники транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры, системы распределенных реестров и др.) будут задействованы при реализации проектов регионального и международного масштаба. «Цифра» служит основой для реализации транзитного потенциала на пространстве ЕАЭС.
Государство постоянно стимулирует и поддерживает инвестиционную активность, направленную на развитие инфраструктуры. На протяжении 2020 года приоритетной задачей стало принятие комплекса мер государственной поддержки отрасли, направленного на смягчение последствий коронавируса.
По оценкам экспертов, цифровая трансформация должна обеспечить дополнительный рост производительности труда на транспорте и в логистике на 20,04% до 2030 г. (накопленным итогом).
Российский этап внедрения цифровых технологий в отрасли в целом отражает все ключевые общемировые тренды, однако их реализация отличается рядом особенностей. В силу большой территории, географического положения и разнообразных природно-климатических условий в нашей стране реализуются уникальные проекты, включая средний и малый бизнес, создание евразийских транспортных коридоров.
Список источников
1. Ледович Т.С., Таранова И.В. Глава I. Сущностно-специфические особенности информационного обеспечения инструментария управленческого анализа в современных рыночных условиях хозяйствования/Разработка механизмов управления инновационным развитием экономики: стратегический аспект. Ледович Т.С., Маликова Р.И., Соколова А.А., Криворотова Н.Ф., Гладилин В.А., Крючкова И.В., Боцюн И.Б., Куликова Г.М.,
Дузельбаева Г.Б., Абдимомынова А.Ш., Шалболова У.Ж., Казбекова Л.А., Сыроватская В.И., Котова О.В., Плужникова Е.С., Подколзина И.М., Лещева М.Г. Негосударственное Некоммерческое образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Институт дружбы народов Кавказа». Ставрополь, 2015. С. 5-27.
2. Ловянникова Н.В., Долгополова Л.В., Ворохобина Я.В., Казначеева О.Х., Попова М.В., Тихонов Э.Е., Таранова И.В., Сыроватская В.И., Стрижакова Н.Е., Добровольская И.А., Желудкова Т.В., Мальцева В.В. Научное и прикладное использование современных информационных систем и технологий в подготовке it-специалистов, Невинномысск, 2012.
3. Таранова И.В., Подколзина И.М. Мировой финансово-экономический кризис в россии: тенденции и перспективы/Вестник Института дружбы народов Кавказа (Теория экономики и управления народным хозяйством). Экономические науки. 2017. № 1 (41). С.
4. Building a financial security system to ensure russia's food security/ Podkolzina I.M., Gladilin A.V., Reshetov K.Yu., Taranova I.V., Gladilin V.A. //The Challenge of Sustainability in Agricultural Systems. Сер. «Lecture Notes in Networks and Systems» Heidelberg, 2021. С. 539-548.
5. Innovative approaches in financial support for regional economic security/ Podkolzina I.M., Taranova I.V., Paytaeva K.T., Revunov S.V., Abrosimova T.F. //The Challenge of Sustainability in Agricultural Systems. Сер. «Lecture Notes in Networks and Systems» Heidelberg, 2021. С. 549-558.
6. Kasaeva T.V., Taranova I.V., Valishina G.L., Atabaev A.R., Novoseltseva A.P. Development of the medical healthcare sector in russia based on the experience of socioeconomic transformations of foreign countries and regions//Modern Global Economic System: Evolutional Development vs. Revolutionary Leap. Lecture Notes in Networks and Systems (LNNS, Volume 198). Cham, 2021. С. 252-256.
7. Taranova I.V., Podkolzina I.M., Uzdenova F.M., Dubskaya O.S., Temirkanova A.V. Methodology for assessing bankruptcy risks and financial sustainability management in regional agricultural organizations// The Challenge of Sustainability in Agricultural Systems. Сер. «Lecture Notes in Networks and Systems» Heidelberg, 2021. С. 239-245. 2.
8. Татуев А.А. Факторы устойчивого развития российского промышленного сектора экономики/Экономика и предпринимательство. 2014. № 11-4 (52). С. 30-33.
9. Essence, Place and Role of Creative Economy in Innovation Development Paradigm / M. V. Savina, P. V. Solodukha, I. A. Stepanov [et al.] // Review of European Studies. - 2015. - Vol. 7. - No 6. - P. 77-85.
10. Reznichenko D.S., Tishchenko E.S., Taranova I.V., Charaeva M.V., Nikonorova A.V., Shaybakova E.R. Sources of formation and directions of the use of financial resources in the region/International Journal of Applied Business and Economic Research. 2017. T. 15. № 23. C. 203-219.
References
1. Ledovich T.S., Taranova I.V. Glava I. Sushhnostno-specificheskie osobennosti informacionnogo obespecheniya instrumentariya upravlencheskogo analiza v sovremenny'x ry'nochny'x usloviyax xozyajstvovaniya/Razrabotka mexanizmov upravleniya innovacionny'm razvitiem ekonomiki: strategicheskij aspekt. Ledovich T.S., Malikova R.I., Sokolova A.A., Krivorotova N.F., Gladilin V.A., Kryuchkova I.V., Boczyun I.B., Kulikova G.M., Duzelbaeva G.B., Abdimomy'nova A.Sh., Shalbolova U.Zh., Kazbekova L.A., Sy'rovatskaya V.I., Kotova O.V., Pluzhnikova E.S., Podkolzina I.M., Leshheva M.G. Negosudarstvennoe Nekommercheskoe obrazovatelnoe uchrezhdenie Vy'sshego professional'nogo obrazovaniya «Institut druzhby' narodov Kavkaza». Stavropol', 2015. S. 5-27.
2. Lovyannikova N.V., Dolgopolova L.V., Voroxobina Ya.V., Kaznacheeva O.X., Popova M.V., Tixonov E\E., Taranova I.V., Sy'rovatskaya V.I., Strizhakova N.E., Dobrovol'skaya I.A., Zheludkova T.V., Mafceva V.V. Nauchnoe i prikladnoe ispol'zovanie sovremenny'x informacionny'x sistem i texnologij v podgotovke it-specialistov, Nevinnomy'ssk, 2012.
3. Taranova I.V., Podkolzina I.M.Mirovoj finansovo-ekonomicheskij krizis v rossii: tendencii i perspektivyVVestnik Instituta druzhby' narodov Kavkaza (Teoriya ekonomiki i upravleniya narodny'm xozyajstvom). Ekonomicheskie nauki. 2017. № 1 (41). S.
4. Building a financial security system to ensure russia's food security/Podkolzina I.M., Gladilin A.V., Reshetov K.Yu., Taranova I.V., Gladilin V.A.//The Challenge of Sustainability in Agricultural Systems. Ser. «Lecture Notes in Networks and Systems» Heidelberg, 2021. S. 539548.
5. Innovative approaches in financial support for regional economic security/Podkolzina I.M., Taranova I.V., Paytaeva K.T., Revunov S.V., Abrosimova T.F.//The Challenge of Sustainability in Agricultural Systems. Ser. «Lecture Notes in Networks and Systems» Heidelberg, 2021. S. 549-558.
6. Kasaeva T.V., Taranova I.V., Valishina G.L., Atabaev A.R., Novoseltseva A.P. Development of the medical healthcare sector in russia based on the experience of socio-
economic transformations of foreign countries and regions//Modern Global Economic System: Evolutional Development vs. Revolutionary Leap. Lecture Notes in Networks and Systems (LNNS, Volume 198). Cham, 2021. S. 252-256.
7. Taranova I.V., Podkolzina I.M., Uzdenova F.M., Dubskaya O.S., Temirkanova A.V. Methodology for assessing bankruptcy risks and financial sustainability management in regional agricultural organizations// The Challenge of Sustainability in Agricultural Systems. Ser. «Lecture Notes in Networks and Systems» Heidelberg, 2021. S. 239-245. 2.
8. Tatuev A.A. Faktory' ustojchivogo razvitiya rossijskogo promy'shlennogo sektora ekonomiki/Ekonomika i predprinimatefstvo. 2014. № 11-4 (52). S. 30-33.
9. Essence, Place and Role of Creative Economy in Innovation Development Paradigm / M. V. Savina, P. V. Solodukha, I. A. Stepanov [et al.] // Review of European Studies. - 2015. - Vol. 7. - No 6. - P. 77-85.
10. Reznichenko D.S., Tishchenko E.S., Taranova I.V., Charaeva M.V., Nikonorova A.V., Shaybakova E.R. Sources of formation and directions of the use of financial resources in the region/International Journal of Applied Business and Economic Research. 2017. T. 15. № 23. S. 203-219.
Для цитирования: Новосельцева А.П., Нарожная Г.А., Медведева В.Н. Современные тенденции цифровизации логистических бизнес-процессов в России // Московский экономический журнал. 2021. № 11. URL: https://qje.su/ekonomi cheskaya-teoriya/moskovskij -ekonomicheskij -zhurnal-11 -2021-13/
© Новосельцева А.П., Нарожная Г.А., Медведева В.Н., 2021. Московский экономический
журнал, 2021, № 11.