Научная статья Original article УДК 332.1
doi : 10.24412/2413 -046Х-2021-10620
ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ
РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ) HUMAN CAPITAL INTENSIFICATION AS A FACTOR IN INCREASING THE INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE REGION (ON THE EXAMPLE OF THE
ROSTOV REGION)
Ь й московский ■ршноншш
^Jj ЖУРНАЛ
Таранова Ирина Викторовна,
профессор, доктор экономических наук, ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет»
Taranova Irina V., Professor, Doctor of Economics, Russian State Social University
Оганьян Александр Григорьевич, доцент, кандидат экономических наук, ФГАОУ «Южный федеральный университет»
Oganyan Alexander Grigorievich, Docent, Candidate of Economic Sciences, FSAEO «South Federal University»
Янченко Елена Анатольевна, доцент, кандидат сельскохозяйственных наук, Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт им. А. К. Кортунова - филиал ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет»
Yanchenko Elena Anatolievna,
Docent, Candidate of agricultural sciences, Novocherkassk Engineering and Reclamation Institute named after A. K. Kortunova - branch of the FSBEI HE «Don State Agrarian University»
Аннотация. В статье исследуется влияние факторов человеческого капитала на показатели социально-экономического развития региона, представлены возрастная структура населения Ростовской области, динамика показателей качества инфраструктуры
детских образовательных учреждений факторы, обосновываются организационно-экономические и институциональные предпосылки, повышающие инвестиционную привлекательность исследуемого региона в сфере образования. Результаты исследования могут использоваться органами государственной власти и местного самоуправления при разработке средне- и долгосрочных программ социально-экономического развития. Abstract. The article examines the influence of human capital factors on the indicators of the socio-economic development of the region, presents the age structure of the population of the Rostov region, the dynamics of indicators of the quality of the infrastructure of children's educational institutions, factors, substantiates the organizational, economic and institutional prerequisites that increase the investment attractiveness of the studied region in the field of education. The research results can be used by state and local authorities in the development of medium and long-term programs of socio-economic development.
Ключевые слова: регион, показатели, человеческий капитал, инвестиционная привлекательность, развитие, Ростовская область
Key words: region, indicators, human capital, investment attractiveness, development, Rostov region
Введение
Человеческий капитал представляет собой комплексную дефиницию, охватывающую такие важные элементы социально-экономической системы, как образование, здравоохранение, демографические процессы. Не вызывает сомнений влияние человеческого капитала, в целом, и отдельных его элементов, в частности, на инвестиционную привлекательность и показатели развития региона. Указанные обстоятельства аргументируют актуальность и своевременность тематики статьи.
Методы
Настоящее исследование предполагает использование эконометрических методов интерпретации массивов эмпирических данных [6], методов анализа, синтеза, монографического обследования, визуализации достигнутых расчётно-аналитических результатов.
Результаты и обсуждение
В настоящее время Ростовская область занимает 6-е место среди субъектов РФ по такому показателю, как количество проживающих граждан, численность которых составляет 4220,4 тыс. (3,1 % от граждан РФ). В составе и структуре проживающих в регионе граждан преобладают горожане, численность которых равна 2871,4 тыс. человек
(67,3 % от проживающих в регионе) [3, 4]. На рисунке 3 отражено изменение численности населения исследуемого региона за период 2015-2018 гг. [3, 4].
2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.
Рисунок 1 — Динамика численности населения Ростовской области за период 2015-2018 гг.
Доля женского населения в гендерной структуре Ростовской области составила 52,8 %, доля мужского - 45,9 %. Данное соотношение аналогично общероссийскому показателю. Осиновые демографические тенденции исследуемого региона представлены увеличением численности детского населения, а также граждан пенсионного возраста при снижении количества трудоспособном граждан как в абсолютном, так и в относительном выражениях. Подобные тенденции совпадают с общероссийскими социально-демографическими трендами [5].
Жителям исследуемого региона присущ сравнительно высокий уровень образования. 91,8 % граждан в возрасте 15+, имеют образование уровня среднее и выше, что на 1,6 % превышает средний уровень РФ. Удельный вес жителей региона имеющих профессиональное образование составляете более 70 %. 73,4 % имеющих учёную степень лиц, находятся в трудоспособном возрасте и экономически активны. Перечисленные выше социально-демографические показатели в значительной мере детерминированы имеющимися в исследуемом регионе научно-образовательными центрами (расположенными в таких городах, как Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Таганрог, Шахты) и обеспечивающими как внутреннее потребление, та и межрегиональный экспорт образовательных продуктов. Мы можем констатировать тот факт, что в настоящее время в анализируемом регионе имеются важные элементы человеческого капитала и потенциал их развития.
Документами стратегического планирования регионального и федерального уровней установлены мероприятия стимулирующие позитивную динамику социально-
демографических показателей, в частности, повышение рождаемости, улучшение качества социальной инфраструктуры. Тем не менее, обозначенные целевые ориентиры пока не достигнуты, что обусловливается, главным образом, недостаточным финансированием социальной сферы со стороны бюджетной системы РФ и консолидированного бюджета Ростовской области. В исследуемом регионе наблюдается тенденция сокращения сети бюджетных учреждений здравоохранения. Излишне детализированная, непрозрачная система оплаты труда медицинских работников и работников сферы образования демотивирует квалифицированный персонал и способствует его переходу в негосударственные лечебные, образовательные учреждения. Подобная негативная практика снижает доступнось качественного медицинского обслуживания и образования для различных категорий граждан, особенно проживающих в сельских районах Ростовской области.
Качественная образовательная среда, позволяющая гражданину в полном объёме реализовать свой потенциал является, неотъемлемым элементом высокого качества жизни. С учётом данного тезиса, развитие системы образования представляет собой из важнейших общественно-государственных приоритетов. Как указывают исследователи [1, 2, 8], в современных условиях сфера образование представляет собой быстро растущую отраслью экономики, так как производство и экспорт знаний, образовательных продуктов упрощается за счёт применения онлайн-технологий.
На сегодняшний день в Российской Федерации, в целом, и в Ростовской области, в частности, сохраняется приоритет финансирования отрасли образования за счёт средств всех налогоплательщиков, т. е. из бюджетной системы. Вместе с тем, постепенно развиваются новые форматы обучения, основанные на прямой оплате гражданами потребления необходимых им образовательных продуктов.
В настоящее время на территории Ростовская области расположенная развитая инфраструктура образования, в полной мере обеспечивающая региональную экономику кадрами, обладающими необходимой квалификацией. На начало 2018 года в Ростовской области действовало более 1,5 тыс. организаций, реализующих образовательные программы различного уровня: от дошкольного образования, до уровня магистратуры и аспирантуры. Общая численность обучающихся составляет 182,1 тыс. человек [1, 2, 9]. При этом, необходимо отметить, что инфраструктура образования Ростовской области обеспечивает получение образовательных продуктов не только жителями региона, но и гражданами, проживающими в других субъекта Юга России.
Реализация проекта, связанного со стимулированием рождаемости в виде предоставления семейного капитала, способствовала повышению показателей рождаемости. Вследствие указанной тенденции возросло количество граждан, пользующихся услугами муниципальных детских садов и яслей (на 2,6% в 2017 году по сравнению с предыдущим годом).
В дошкольном образовании Ростовской области предпринимаются усилия по созданию благоприятных условий, формирующих равный доступ к образовательным услугам всех граждан, в том числе - с ограниченными возможностями здоровья. В части методического обеспечения инклюзивного образовательного процесса в образовательных учреждениях разработаны необходимые документы: учебные планы, рабочие программы, поурочные планы и т. п. Однако до сих пор далека от решения проблема обеспечения безбарьерой среды, т. е. возможности физического доступа граждан с ограниченными возможностями здоровья в учебные аудитории.
Также хотелось бы отметить, что природно-климатические и географические условия Ростовской области позволяют организовывать образовательную деятельность в эффективном сочетании с оздоровительной. В частности, при создании необходимых условий, имеющиеся водные объекты, такие как река Дон, Цимлянское водохранилище, побережье Азовского моря могут стать точками формирования образовательно-оздоровительных кластеров [7, 8]. Показатели качества инфраструктуры детских образовательных учреждений Ростовской области представлены в таблице 2 [3, 4]. По всем представленным ниже показателям в области наблюдалась положительная динамика.
Таблица 2 - Показатели качества инфраструктуры детских образовательных учреждений Ростовской области_
Показатель 2016 г. 2018 г. Изменение
Доля полностью благоустроенных детских образовательных учреждений (детские сады, ясли и т. п.). в % от общего количества 90.5 90.4 -0,1
Доля детских образовательных учреждений (детские сады, ясли и т. п.). оснащённых компьютерной техникой, в % от общего количества 92,0 95,2 3,2
Доля детских образовательных учреждений (детские сады, ясли и т. п.). имеющих доступ в Интернет, в % от общего количества 83,3 87,9 4.6
Доля детских образовательных учреждений (детские сады, ясли и т. п.) имеющих адаптированные детские компьютеры, в % от общего количества 23,6 26,7 3,1
Как следует из информации, представленной в таблице 2, доля полностью благоустроенных детских образовательных учреждений (детские сады, ясли и т. п.), за период 2016-2018 гг. несколько снизилась с 90,5 % в начале периода до 90,4 % — в конце (-0,1 %). Вместе с тем, наблюдаются положительные тенденции, в частности: рост доли детских образовательных учреждений, оснащённых компьютерной техникой с 92,0 % в 2016 г. до 95,2 % в 2018 г. (+3,2 %), рост доли детских образовательных учреждений, имеющих доступ в Интернет +4,6 % за период наблюдения, увеличение доли детских образовательных учреждений, имеющих адаптированные детские компьютеры на 3,1 % за период 2016-2018 гг.
Лидирующие позиции по количеству потребителей образовательных продуктов в системе образования Ростовской области занимает сегмент общего образования. В 2019 году в регионе образовательными услугами начального и среднего общего образования, оказываемыми 1,3 тыс. учебных заведений, пользовались 419,1 тыс. чел. Это на 3,1 % больше аналогичного показателя 2016 года. В целях обеспечения реализации конституционного права граждан России на получение образования, в Ростовской области осуществляется закупка за счёт бюджетных ресурсов транспортных средств для организации перевозки учеников из отдалённых местностей в учебные заведения.
На современном этапе в регионе осуществляется систематическая деятельность, связанная с профессиональной подготовкой востребованных реальным сектором экономики кадров. В 2017-2018 учебном году в регионе 93 учебных заведения, специализирующихся на предоставлении услуг в области профессионального образования, осуществляли подготовку рабочих и служащих, обладающих необходимой квалификацией для работы на современном промышленном и сесльскохозяйственном производствах. Такой показатель, как количество граждан, осваивающих образовательные программы профессиональных рабочих в Ростовской области составляет 168,7 на 10 тыс. чел.
Система высшего образования представлена в Ростовской области высшими учебными заведениями, имеющими статус федеральных и опорных университетов, ведомственными учебными заведениями министерств обороны, внутренних дел, здравоохранения и социального развития, сельского хозяйства. Ежегодно образовательные программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры осваивает более 130 тыс. студентов, представляющих Ростовскую область и другие регионы Юга России. 54 % от общего количества обучающихся осваивает образовательные программы классическим способом, 46 % — заочно и с применением дистанционных форматов
обучения. Такой показатель, как количество граждан, осваивающих образовательные программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры в Ростовской области составляет 315,3 чел. на 10 тыс. чел. Необходимо отметить тот факт, что значительна часть бакалавров продолжает своё образование в магистратуре. Среди поступивших в магистратуру граждан 87,5 % являются бакалаврами, решившими продолжить своё образование [4].
Заключение
Отметим факторы, повышающие инвестиционную привлекательность Ростовской области в сфере образования:
— Наличие благоприятных факторов, позволяющих формировать образовательно-оздоровительные кластеры на территории Ростовской области;
— Функционирование системы образования Ростовской области характеризуется устойчивой позитивной динамикой;
— В Ростовской области имеется развитая инфраструктура образования, позволяющая обеспечить необходимый уровень подготовки;
— В системе образования региона работают квалифицированные преподаватели, осуществляющие подготовку обучающихся на современном методическом уровне;
— В Ростовской области налажена подготовка рабочих кадров, необходимых для реального сектора экономики, связанного с промышленным и сельскохозяйственными производствами
— В Ростовской области на сегодняшний день имеется три суперкомпьютера, располагающиеся, соответственно, в Донском государственном техническом, Южном федеральном, и Южно-Российском государственном политехническом университетах. Вычислительные мощности данных устройств позволяют решать не только образовательные, но и научно-исследовательские задачи, связанные с реализацией коммерческих проектов по выполнению расчётов, сдаче в аренду вычислительных мощностей и т. п. При этом, необходимо отметить, что их технико-технологический потенциал используется пока не в полной мере. Создание необходимых организационных-экономических предпосылок для реализации имеющегося потенциала позволит Ростовской области стать одним из региональных лидеров в сфере экспорта образовательных продуктов.
Список источников
1. Анопченко Т. Ю. Цифровое пространство как катализатор формирования и развития человеческого потенциала / Анопченко Т. Ю., Воронина Н. Ф. // В сборнике: Цифровое
пространство: экономика, управление, социум. Сборник научных статей по материалам III Всероссийской научной конференции. Смоленск, 2021. С. 29-34.
2. Овчинников В. Н. Концептуальная (структурно-функциональная) модель организационно-экономического механизма институциональной модернизации высшей школы как драйвера инновационной трансформации экономической системы России / Овчинников В. Н., Оганьян А. Г. // Вестник университета. 2019. №6. С. 115-123.
3. Официальный сайт правительства Ростовской области https://www.donland.ru дата обращения 2.11.2021 г.
4. Официальный сайт управления Росстата по Ростовской области дата обращения https://rostov.gks.ru 4.11.2021 г.
5. Таранова И. В. Особенности применения экономико-математических и эконометрических методов в экономических исследованиях / Таранова И. В. // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2011. № 12 (36). С. 59.
6. Lazareva, O. Gorbaneva, A. Murzin and R. Revunov, «Administration of Interbudgetary Relations as a Tool for Increasing the Level of Economic Welfare of the Macroregion (on the Example of the South of Russia),» 2020 2nd International Conference on Control Systems, Mathematical Modeling, Automation and Energy Efficiency (SUMMA), 2020, pp. 156-160, doi: 10.1109/SUMMA50634.2020.9280730.
7. Pryadko I. A., Paytaeva K. T., Revunov R. V., Zelenova G. V., Evetskaya S. V. (2019) Promotion of Educational Services in Social Networks. In: Popkova E., Ostrovskaya V. (eds) Perspectives on the Use of New Information and Communication Technology (ICT) in the Modern Economy. ISC 2017. Advances in Intelligent Systems and Computing, vol 726. Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-319-90835-9_104
8. Revunov S. V., Rogova T. M., Tutaeva D. R., Murzin A. D., Plohotnikova G. V. (2021) Modern Information and Communication Technologies as a Factor of Human Capital Development. In: Popkova E.G., Sergi B.S. (eds) Modern Global Economic System: Evolutional Development vs. Revolutionary Leap. ISC 2019. Lecture Notes in Networks and Systems, vol 198. Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-030-69415-9_32
9. Podkolzina I.M., Taranova I.V., Paytaeva K.T., Revunov S.V., Abrosimova T.F. Innovative approaches in financial support for regional economic security //The Challenge of Sustainability in Agricultural Systems. Сер. «Lecture Notes in Networks and Systems» Heidelberg, 2021. С. 549-558.
10. Kasaeva T.V., Taranova I.V., Valishina G.L., Atabaev A.R., Novoseltseva A.P. Development of the medical healthcare sector in russia based on the experience of socioeconomic transformations of foreign countries and regions // Modern Global Economic System: Evolutional Development vs. Revolutionary Leap. Lecture Notes in Networks and Systems (LNNS, Volume 198). Cham, 2021. С. 252-256.
11. Taranova I.V., Podkolzina I.M., Uzdenova F.M., Dubskaya O.S., Temirkanova A.V. Methodology for assessing bankruptcy risks and financial sustainability management in regional agricultural organizations// The Challenge of Sustainability in Agricultural Systems. Сер. «Lecture Notes in Networks and Systems» Heidelberg, 2021. С. 239-245.
References
1. Anopchenko T. Yu. Cifrovoe prostranstvo kak katalizator formirova-niya i razvitiya chelovecheskogo potenciala / Anopchenko T. Yu., Voronina N. F. // V sbornike: Cifrovoe prostranstvo: e'konomika, upravlenie, socium. Sbornik nauchny'x statej po materialam III Vserossijskoj nauchnoj konfe-rencii. Smolensk, 2021. S. 29-34.
2. Ovchinnikov V. N. Konceptual'naya (strukturno-funkcional'naya) mo-del' organizacionno-e'konomicheskogo mexanizma institucional'noj moder-nizacii vy'sshej shkoly' kak drajvera innovacionnoj transformacii e'kono-micheskoj sistemy' Rossii / Ovchinnikov V. N., Ogan'yan A. G. // Vestnik uni-versiteta. 2019. №6. S. 115-123.
3. Oficial'ny'j sajt pravitel'stva Rostovskoj oblasti https://www.donland.ru data obrashheniya 2.11.2021 g.
4. Oficial'ny'j sajt upravleniya Rosstata po Rostovskoj oblasti data obrashheniya https://rostov.gks.ru 4.11.2021 g.
5. Taranova I. V. Osobennosti primeneniya e'konomiko-matematicheskix i e'konometricheskix metodov v e'konomicheskix issledovaniyax / Taranova I. V. // Upravlenie e'konomicheskimi sistemami: e'lektronny'j nauchny'j zhurnal. 2011. № 12 (36). S. 59.
6. Lazareva, O. Gorbaneva, A. Murzin and R. Revunov, «Administration of Interbudgetary Relations as a Tool for Increasing the Level of Economic Welfare of the Macroregion (on the Example of the South of Russia),» 2020 2nd International Conference on Control Systems, Mathematical Modeling, Automation and Energy Efficiency (SUMMA), 2020, pp. 156-160, doi: 10.1109/SUMMA50634.2020.9280730.
7. Pryadko I. A., Paytaeva K. T., Revunov R. V., Zelenova G. V., Evetskaya S. V. (2019) Promotion of Educational Services in Social Networks. In: Popkova E., Ostrovskaya V. (eds) Perspectives on the Use of New Information and Communication Technology (ICT) in the
Modern Economy. ISC 2017. Advances in Intelligent Systems and Computing, vol 726. Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-319-90835-9_104
8. Revunov S. V., Rogova T. M., Tutaeva D. R., Murzin A. D., Plohotnikova G. V. (2021) Modern Information and Communication Technologies as a Factor of Human Capital Development. In: Popkova E.G., Sergi B.S. (eds) Modern Global Economic System: Evolutional Development vs. Revolutionary Leap. ISC 2019. Lecture Notes in Networks and Systems, vol 198. Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-030-69415-9_32
9. Podkolzina I.M., Taranova I.V., Paytaeva K.T., Revunov S.V., Abrosimova T.F. Innovative approaches in financial support for regional economic security //The Challenge of Sustainability in Agricultural Systems. Сер. «Lecture Notes in Networks and Systems» Heidelberg, 2021. С. 549-558.
10. Kasaeva T.V., Taranova I.V., Valishina G.L., Atabaev A.R., Novoseltseva A.P. Development of the medical healthcare sector in russia based on the experience of socioeconomic transformations of foreign countries and regions // Modern Global Economic System: Evolutional Development vs. Revolutionary Leap. Lecture Notes in Networks and Systems (LNNS, Volume 198). Cham, 2021. С. 252-256.
11. Taranova I.V., Podkolzina I.M., Uzdenova F.M., Dubskaya O.S., Temirkanova A.V. Methodology for assessing bankruptcy risks and financial sustainability management in regional agricultural organizations// The Challenge of Sustainability in Agricultural Systems. Сер. «Lecture Notes in Networks and Systems» Heidelberg, 2021. С. 239-245.
Для цитирования: Таранова И.В., Оганьян А.Г., Янченко Е.А. Интенсификация человеческого капитала как фактор повышения инвестиционной привлекательности региона // Московский экономический журнал. 2021. № 10. URL: https://qje.su/otraslevaya-i-regionalnaya-ekonomika/moskovskij -ekonomicheskij -zhurnal-10-2021 -42/
© Таранова И.В., Оганьян А.Г., Янченко Е.А., 2021. Московский экономический журнал,
2021, № 10.