DOI: 10.24412/2076-1503-2022-8-101-104 NIION: 2018-0076-8/22-892 MOSURED: 77/27-023-2022-8-1090
ФОМИНА Ольга Сергеевна,
старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления Института социально-гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», e-mail:os.fomina@mpgu. su
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация. В статье анализируются современные тенденции транспортной преступности в Тюменской области. Констатируются причины и условия складывающейся криминогенной ситуации, определяются меры противодействия правонарушениям на транспорте с участием водителей, пешеходов либо по вине транспортных служб в данном регионе Российской Федерации. Представлены рекомендации для обеспечения транспортной безопасности. Подчеркивается важность усиления профилактической работы в организациях задействованных в сфере транспортных перевозок.
Ключевые слова: транспорт, дорожно-транспортное происшествие, водитель, пешеход, транспортная инфраструктура, криминогенная обстановка, динамика преступности, профилактика.
FOMINA Olga Sergeevna,
senior lecturer
of the Department of State and Municipal Administration, Institute of Social and Humanitarian Education, Moscow Pedagogical State University
CURRENT TRENDS IN TRANSPORT CRIME IN THE TYUMEN REGION
Annotation. The article analyzes modern trends in traffic crime in the Tyumen region. The causes and conditions of the developing criminogenic situation are established, and measures to counteract traffic offenses involving drivers, pedestrians or the fault of transport services in this region of the Russian Federation are determined. Recommendations are presented to ensure traffic safety. The importance of strengthening preventive work in organizations involved in the field of transport is emphasized.
Key words: transport, traffic accident, driver, pedestrian, transport infrastructure, criminogenic situation, crime dynamics, prevention.
Стремление человечества к ускоренному передвижению в пространстве, освоению мира, путешествиям, перемещению грузов в самых различных целях и масштабах привело к появлению транспорта, ставшего неотъемлемой составляющей нашей жизни, привычной настолько, что уже невозможно представить без него само существование и прогресс общества. Движение, как известно, - это жизнь, а жизнь - это движение, и в этом аспекте транспорт можно рассматривать как важнейшую составляющую жизнеобеспечения [4, с. 13].
Транспорт призван обеспечивать и облегчать жизнь людей, но при этом не следует забывать, что транспортные средства являются источниками повышенной опасности. Игнорирование правил их эксплуатации или неквалифицирован-
ное их использование нередко влекут крайне неблагоприятные последствия: гибель людей, причинение вреда их здоровью, имущественный ущерб физическим и юридическим лицам [6, с. 34]. Подобное правовое состояние обусловливает наличие в уголовном праве и криминалистике категории транспортных преступлений или преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта (Глава 27 Уголовного кодекса РФ [1], далее - УК РФ), а в криминологии - транспортной (дорожно-транспортной) преступности.
Уровень и динамика дорожно-транспортной преступности находятся в системной зависимости от уровня и динамики общей аварийности в сфере дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, которая характеризуется как связь
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022
состояний, описываемая по правилам обратной корреляции [5, с. 6], определяемой географическими, природно-климатическими условиями конкретной территории, а также состоянием дорог и иной транспортной инфраструктуры.
Транспортная преступность, не смотря на преимущественно неосторожный характер составляющих ее показатели деяний, представляет собой серьезную проблему для правоохранительных органов, поскольку последствиями таких преступлений являются гибель людей, причинение вреда здоровью, крупный ущерб, выведение из строя транспортных средств, ухудшение состояния дорог, разрушение объектов транспортного назначения (мостов, переправ, переездов и др.) и т.п.
Показатели рассматриваемого вида преступности в Российской Федерации разнятся в зависимости от особенностей состояния дорог, развитости транспортной инфраструктуры, количественных показателей транспортных средств на душу населения, преимущественной задейство-ванности конкретных транспортных сообщений (автотранспорт, водный или железнодорожный транспорт, авиасообщение).
Исследование основных тенденций развития преступности, по справедливому замечанию профессора Э.Г. Юзихановой, целесообразно производить на региональном материале, позволяющем не только осуществить сравнение между отдельными регионами Российской Федерации, но и выявить специфику совершаемых правонарушений [10, с. 323].
Своей спецификой обладает и транспортная преступность в Тюменской области. Прежде всего, следует отметить, что данный регион является одним из крупнейших среди административно-территориальных единиц в мире (11 место); площадь области с автономными округами -1464173 кв. км., собственно Тюменской области -160 122 кв. км.
Тюменская область отличается значительной протяженностью автомобильных дорог: протяженность трасс федерального значения составляет 1023 км. по территории области; региональные дороги - 19884,7 км; эксплуатационная длина железнодорожных путей общего назначения составляет 882 км. Река Обь Иртышского речного бассейна с развитой портовой инфраструктурой обеспечивает выход на Северный морской путь [2, с. 67].
Значительная протяженность дорог таит в себе большие проблемы в контексте опасности совершения транспортных преступлений и не только по вине водителей (управление транспортным средством в состоянии опьянения (ст. 264.1 УК РФ), нарушение правил дорожного движения и
эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ) и др.), но и должностными лицами, а также рядовыми работниками дорожно-транспортных служб (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена (ст. 263 УК РФ), нарушение требований в области транспортной безопасности (ст. 263.1 УК РФ) и др.) [1].
При значительной по протяженности транспортной инфраструктуре криминогенная обстановка в Тюменской области обладает перманентным характером. В частности, состояние аварийности на дорогах в 2021 г. в данном регионе оценивается следующим образом: зарегистрирована 2461 аварии, в которых погибли 184 человека, что на 5,6 % меньше, чем в 2020 г.; получили ранение в результате ДТП 3382 человека (+0,9%); с участием несовершеннолетних произошло 374 (+2,8 %) ДТП, в которых погибли 7 детей (-46,2%) и 441 (+11,1%) получил ранения различной степени тяжести [7].
Снижено на 3,4% (226) количество ДТП с участием водителей в состоянии опьянения [7].
За 3 месяца 2022 г. зарегистрировано 468 (+2,2%) дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 29 (+11,5%) и получили ранения 653 (-1,4%) человека.
С участием несовершеннолетних произошло 48 (-11,1%) ДТП, в которых получили ранения различной степени тяжести 57 детей (-14,9%) и 1 ребенок погиб. Снижено на 29,0% (27) количество ДТП с участием водителей в состоянии опьянения [8].
Динамика преступности, в т.ч. транспортной, свидетельствуют о необходимости перенесения центра тяжести разработки целевых программ противодействия преступности на региональный уровень.
Профилактические мероприятия в сфере противодействия транспортной преступности могут заключаться в следующем:
- составление научно обоснованных прогнозов о состоянии преступности на отдельных объектах транспорта в регионе в качестве базы для подготовки оргами МВД планов профилактических мероприятий;
- реализация комплекса мер организационного, материально-технического, финансового, кадрового и т.д. характера, направленных на обеспечение правоохранительной деятельности, ориентированной на предотвращение и пресечение транспортных правонарушений в целом;
- совершенствование транспорта и транспортной инфраструктуры, внедрение новых технологий [3, с. 153];
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022
- проведение мероприятий, направленных на повышение уровня правосознания и правовой культуры работников транспортной сферы и граждан, в т.ч. детей (например, посредством задействования средств массовой информации, проведения тематических классных часов в школах);
- проведение контрольных рейдов состояния дорог (дорожного полотна и дорожных знаков);
- внедрение обновленных информационных технологий в деятельность ГИБДД и дорожно-транспортных служб;
- планирование и проведение специализированных рейдов по безопасности дорожного движения (в частности, в Тюменской области регулярно проводятся рейды «сплошной» проверки водителей на предмет управления транспортным средством в состоянии опьянения и при отсутствии прав);
- участие в реализации государственных программ по профилактике правонарушений (в 2022 г., несмотря на сложную экономическую ситуацию, реализация госпрограмм по профилактике правонарушений продолжается, на эти цели в областном бюджете предусмотрено около 850 млн. руб.) [9].
Реализация запланированных мероприятий приносит свои плоды. Правда, в разные периоды они отличаются по отдельным показателям. В частности, согласно информации УМВД РФ по Тюменской области за 2020 г. приняты меры в рамках установленных законом полномочий по обеспечению безопасности дорожного движения и стабилизации ситуации на дорогах Тюменской области принесли ряд положительных результатов: удалось снизить количество дорожно-транспортных происшествий (2394), в т.ч. числе с участием несовершеннолетних (364); снижено число дорожных происшествий, допущенных водителями (2086), в т.ч. по вине водителей автобусов (89), а также по вине пешеходов (230) [8]. Тенденция снижения ДТП с участие водителей и пешеходов отмечена, как указано выше, и в 2022 г.
В подведение итогов следует отметить, что позитивные результаты применения мер, направленных на снижение показателей транспортных правонарушений в целом, могут быть достигнуты только при комплексном подходе, сочетающем предотвращение, оперативное пресечение данных деяний и объективное расследование уголовных дел, возбужденных по факту совершения преступлений, предусмотренных в гл. 27 УК РФ [1].
По материалам выступления автора на Всероссийской научно-практической конференции «Сулеймановские чтения-2022» (28 мая 2022 г., Тюмень).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022
Список литературы:
[1] Уголовный кодекс Российской Федерации / Федеральный закон от 13.06.1996. № 63-Ф3 (в ред. от 28.06.2022) // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. - Ст. 2954.
[2] Вьюхова А.И. Анализ мониторинга наркоситуации и ближайший прогноз (по материалам УМВД России по Тюменской области) // Правопорядок: история, теория, практика. 2019. № 2. - С. 66-72.
[3] Груздева Л.М. Транспортная преступность в России в 2019 - 2020 гг.: тенденции и прогнозы // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: экономика и право. 2020 № 3. - С. 150-153.
[4] Иванов Д.В., Карнаухова О.Г., Кузбага-рова Е.В. и др. Уголовно-правовые, криминологические и криминалистические аспекты преступлений, связанных с использованием транспортных средств: монография. - СПб.: СПбГАСУ, 2020. -277 с.
[5] Кравцов А.Ю. Криминологическая характеристика и предупреждение дорожно-транспортной преступности в условиях крупного города: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2014. - 246 с.
[6] Кузнецов М.П. Уголовная ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности // Законность. 2013. № 4. - С. 33-38.
[7] Состояние правопорядка и основные результаты служебной деятельности УМВД России по Тюменской области по итогам 2021 г. [Электронный ресурс]. Сайт Управления МВД России по Тюменской области. - URL: 72. мвд.рф (дата обращения: 02.05.2022).
[8] Состояние правопорядка и основные результаты служебной деятельности УМВД России по Тюменской области по итогам первого квартала 2022 г. // [Электронный ресурс]. Сайт Управления МВД России по Тюменской области. URL: 72. мвд.рф (дата обращения: 02.05.2022).
[9] Теплякова К. Уровень преступности в Тюменской области снизился на 2,8% [Электронный ресурс]. Электронная газета «Накануне». -URL: накануне.ги (дата обращения: 02.05.2022).
[10] Юзиханова Э.Г. Тенденции современной региональной преступности на примере Тюменской области // Образование и право. 2021. № 10. - С. 323-325.
Spisok literatury:
[1] Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii / Federal'nyj zakon ot 13.06.1996. № 63-FZ (v red. ot 28.06.2022) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 17.06.1996. № 25. - St. 2954.
[2] V'yuhova А.1. Апа^ monitoringa narkositu-acii i blizhajshij prognoz (ро materialam UMVD Rossii ро Tyumenskoj oblasti) // Pravoporyadok: istoriya, teoriya, praktika. 2019. № 2. - S. 66-72.
[3] Gruzdeva L.M. Transportnaya prestupnost' V Rossii V 2019 - 2020 дд.: tendencii i prognozy // Sovremennaya nauka: aktual'nye ргоЫету teorii i praktiki. Seriya: ekonomika i pravo. 2020 № 3. - S. 150-153.
[4] Ivanov D.V., Karnauhova O.G., Kuzbaga-rova E.V. i dr. Ugolovno-pravovye, kriminologicheskie i kriminalisticheskie aspekty prestuplenij, svyazannyh s ispol'zovaniem transportnyh sredstv: топодгаАуа. - SPb.: SPbGASU, 2020. - 277 s.
[5] Kravcov АТи. Kriminologicheskaya harak-teristika i preduprezhdenie dorozhno-transportnoj prestupnosti V usloviyah ^ирподо goroda: dis. ... kand. уи^. nauk. - М., 2014. - 246 s.
[6] Kuznecov М.Р. Ugolovnaya otvetstvennost' za neispolnenie trebovanij ро obespecheniyu trans-portnoj bezopasnosti // Zakonnost'. 2013. № 4. - S. 33-38.
[7] Sostoyanie pravoporyadka i osnovnye rezul'taty sluzhebnoj deyatel'nosti UMVD Rossii ро Tyumenskoj оЬ^й ро itogam 2021 д. [Е1еМгоппу] resurs]. Sajt Upravleniya MVD Rossii ро Tyumenskoj oblasti. - URL: 72. mvd.pt (data obrashcheniya: 02.05.2022).
[8] Sostoyanie pravoporyadka i osnovnye ^Ш^у sluzhebnoj deyatel'nosti UMVD Rossii ро Tyumenskoj oblasti ро itogam ре^одо kvartala 2022 д. // [Elektronnyj resurs]. Sajt Upravleniya MVD Rossii ро Tyumenskoj oblasti. URL: 72. mvd.rt (data obrashcheniya: 02.05.2022).
[9] Тер1уа^а К. Uroven' prestupnosti V Туи-menskoj oblasti snizilsya па 2,8% [Е1еМгоппу] resurs]. Elektronnaya gazeta «Nakanune». - URL: nakanune.ru (data obrashcheniya: 02.05.2022).
[10] Yuzihanova Е^. Tendencii sovremennoj гедюпаГпо] prestupnosti па рптеге Tyumenskoj oblasti // Obrazovanie i pravo. 2021. № 10. - S. 323325.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022