Научная статья на тему 'Современные тенденции трансформации городского пространства'

Современные тенденции трансформации городского пространства Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1742
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трансформационные процессы / городское пространство / конкурентоспособность городов / эпоха коренной трансформации городских систем / transformation processes / urban space / competitiveness of the cities / the era of radical transformation of urban systems

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Шептухина Любовь Ивановна, Евсеев Олег Сергеевич

Рассмотрены основные тенденции трансформационных процессов городского пространства как в зарубежной практике, так и в России. Приведен необходимый комплекс мер для элиминирования негативных процессов, возникающих при структурной перестройке городов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Шептухина Любовь Ивановна, Евсеев Олег Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TRENDS OF URBAN SPACE TRANSFORMATION

This article is shown main trends in the transformation processes of urban space of Russia. The article provides measures necessary for the elimination of negative processes that occur during the restructuring of cities.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции трансформации городского пространства»

Региональное развитие • № 3,4 • 2014

regrazvitie.ru

УДК 64.1862

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ТРАНСФОРМАЦИИ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА

© 2014 Шептухина Любовь Ивановна

кандидат технических наук, доцент

© 2014 Евсеев Олег Сергеевич

студент

Самарский государственный экономический университет E-mail: oevseev@list.ru

Ключевые слова: трансформационные процессы, городское пространство, конкурентоспособность городов, эпоха коренной трансформации городских систем.

Рассмотрены основные тенденции трансформационных процессов городского пространства как в зарубежной практике, так и в России. Приведен необходимый комплекс мер для элиминирования негативных процессов, возникающих при структурной перестройке городов.

Keywords: transformation processes, urban space, competitiveness of the cities, the era of radical transformation of urban systems.

This article is shown main trends in the transformation processes of urban space of Russia. The article provides measures necessary for the elimination of negative processes that occur during the restructuring of cities.

MODERN TRENDS OF URBAN SPACE TRANSFORMATION

© 2014 Sheptuhina Lubov Ivanovna

Candidate of Technical Sciences, associate professor

© 2014 Yevseyev Oleg Sergeyevich

student

Samara State University of Economics E-mail: oevseev@list.ru

трансформационные процессы социальноэкономических систем любого уровня. В этих условиях особую роль играют города как макросоциальные экономические системы, аккумулирующие на своей территории всех экономических агентов: население, бизнес, государство. Все большее значение приобретают процессы конвергенции городов, особенно мегаполисов и мегалополисов мирового масштаба. Между ними возникают не только торговоэкономические и социально-культурные отношения, но и космополитические связи, углубляющие интеграционные процессы. Кроме того, особо актуальным является

Российские города не смогут остаться в стороне от этих процессов. Однако крупные проекты, меняющие города, в России реализуются обструктивно — необходимо найти решения, позволяющие ускорить их развитие.

В эпоху коренной трансформации городских систем на первый план выдвигаются процессы структурной перестройки социально-экономических систем. Сегодняшняя инновационно-креативная парадигма развития общества порождает

125

regrazvitie@yandex.ru

Г осударственное и муниципальное управление

долгосрочное стратегическое партнерство городов по всем вопросам социальноэкономического ведения. В этой связи само городское пространство подвергается трансформации и от успешности структурных изменений зависит стратегическая конкурентоспособность городов на долгосрочную перспективу1.

Рассмотрение и изучение трансформационных процессов городских образований с позиций системного подхода позволяет считать город сложной социальной эколого-экономической системой. Поэтому происходящие трансформации охватывают все сферы деятельности городов. Практика функционирования крупных городов-мегаполисов (Нью-Йорк, Токио, Сингапур) показывает, что они как особая социально-экономическая система обладают большим потенциальным эффектом интеграции от взаимодействия производственных, коммерческих, социальных, научных, административных, коммунальных, логистических и многих других подсистем, присутствующих на территории города. Для экономики города характерна ситуация мультипликативных эффектов, последовательно усиливающих концентрацию населения и производства в городе. Поэтому структурные изменения одной стороны социально-экономической жизни в городе повлекут за собой трансформации в других.

Говоря о трансформационных процессах внутригородской среды, целесообразнее начинать анализ с метаморфоз крупных мегаполисов, которые являются флагманами развития всей мировой экономики, не говоря уже про национальные экономические системы. Анализ многочисленных терминов и определений, используемых в словарях, материалах СМИ, научной литературе, позволяет выделить в понятии «мегаполис» два основных концепта, обозначающих различные свойства городских агломераций: размерность и значимость, соответственно:

- мега-город (megacity), в содержание которого входят понятия конурбация (conurbation), метрополис (metropolis), мегалополис (megalopolis), глобальный городской регион (globalcity-region) и т.п.;

- глобальный город (globalcity), близкими по значению к которому являются дефиниции мировой (worldcity) и альфа-город (alpha-city).

Выявленное разграничение обусловлено тем, что генезис обозначенных групп понятий происходил под влиянием двух разных исследовательских традиций в изучении городов: демографико-

географической, основанной на анализе статистических и количественных показателей развития городских агломераций; функциональной, оформившейся в связи с углублением исследований экономической роли масштабных урбанизированных образований. Города, обладающие наибольшим потенциалом интеграции, в перспективе могут и должны стать ключевыми узлами опорного каркаса пространственной организации мировой экономики.

Традиционно все мегаполисы росли вокруг исторического ядра. С одной стороны, оно обеспечивает привлекательность мегаполиса, притягивая сюда огромное количество людей. С другой стороны, именно эти ядра становятся «удавкой на шее» развивающегося города, потому что влекут за собой большие ограничения: высотный регламент и правила зонирования, к примеру. В частности, Москва практически заморозила строительство в историческом центре. Сегодня, когда фабрики и заводы постепенно покидают центральные городские территории, на замену останкам индустриальной жизни приходят банки. Внедрение новых культурных зерен идет черепашьими шагами.

Мегаполисы - это сложно организованные системы. Говоря о трансформации мегаполисов, можно привести ряд успешных примеров. В тройку наиболее развитых городов мира вошли Сингапур, Сеул и Стокгольм. Использование информационно-коммуникационных технологий, внедрение электронного правительства, так называемого "умного" транспорта помогают решить самые актуальные проблемы и как следствие делают эти города наиболее привлекательными для работы и постоянного проживания.

Например, задавшись вопросом о том, как заработать деньги и выгодно вло-

126

Региональное развитие • № 3,4 • 2014

regrazvitie.ru

жить их, правительство Сингапура принялось активно внедрять инновационные разработки в области здравоохранения. А вот в Сеуле информационнокоммуникационные технологии с успехом применяют в целях реализации экологических инициатив. В любом случае деньги, вложенные в подобные проекты, не потрачены зря, поскольку если они не направлены на получение прибыли, то помогают решить множество социальных проблем и улучшить качество жизни в городе и в стране в целом.

Существует много достойных примеров реализации проектов по развитию городов, однако скопировать модель и применить ее на своем городе просто невозможно. Важно достичь компромисса, поскольку мегаполисы - это, в первую очередь города, которые созданы для людей, и этого компромисса можно достичь, пусть и сложным путем. Существуют примеры, когда мегаполисы весьма успешно вовлекают во взаимодействие соседние территории. Подобная идея получила развитие в Копенгагене: было налажено хорошее

транспортное сообщение с целью сотрудничества с Мальме. Своеобразный территориальный компромисс также был достигнут в Испании: вся провинция Каталония уже давно целиком и полностью находится «в руках» Барселоны.

Между тем такие города, как Дели и Сан Пауло, также стремятся к тому, чтобы повысить свой статус, и потому приняли многосторонние обязательства по вопросу совершенствования своей технологический инфраструктуры. Подобные меры принимаются, прежде всего, для того, чтобы решить накопившиеся социальноэкономические проблемы. Москва же пока не вошла в топ-10 самых развитых стран мира, но заняла 11 место, тем самым улучшив свои прошлогодние позиции.

В то же время единой модели трансформации городов, к сожалению, нет. В каждом мегаполисе сложилась своя среда, поэтому скопировать один успешный пример и прививать его повсеместно невозможно. Перспективы тех или иных трансформационных процессов почти всегда туманны. Мы можем создавать форсайт-

проекты на тему того, какие изменения будут эффективны в том или ином городе, но лишь потом, в ретроспективе, станет понятно, насколько оказались верны наши предположения. Причем здесь необходимо участие всех стейкхолдеров: политических лидеров, представителей бизнес-сообществ и гражданского общества.

Глобальному вектору трансформации поддаются и большие, крупные, и крупнейшие города. Для целей данного исследования следует провести четкую грань между понятиями «город» и «мегаполис». Эти два объекта пространственной организации наделены различным функционалом. Город решает локальные задачи. Мегаполис - инструмент общества, созданный для воздействия на глобальные цивилизационные процессы. Так было всегда: в Александрии, Риме, забытом сегодня Анкоре. Современные мегаполисы - это Нью-Йорк, Торонто, Москва, Санкт-Петербург, Лондон, но никак не Хельсинки или Варшава. Зачастую не мы ими правим: они руководят нами. Когда численность населения довела до эпидемий, пришлось решать вопросы водоснабжения и канализации. Когда концентрация людей снова увеличилась - уплотнилась застройка. За индустриализацией и развитием промышленности последовал первый экологический кризис. С появлением новых технологий и огромного количества автомобилей стартовали транспортный, а заодно и второй экологический кризисы. Кроме того, транспортный кризис ведет к тому, что мегаполис, по сути, утрачивает свое главное предназначение - он перестает быть эффективным средством коммуникации. Так, замедляя движение транспорта, мы ликвидируем сам смысл мегаполиса. Хороший пример избавления от данной проблемы -освоение подземного пространства в Торонто. Когда скорость передвижения автомобилей упала до 24 км/ч, было принято решение построить 149 км тоннелей и вывести тяжелый городской транспорт под землю. Но в большинстве своем мы живем на поверхности земли, забывая, что под нами есть огромные и очень ценные территории, которые могут быть использованы не только для торговых и складских

127

regrazvitie@yandex.ru

Г осударственное и муниципальное управление

помещений, но также и для автомагистралей. Таким образом, различный функциональный состав крупных городов и мегаполисов обусловливает различные тенденции, направления и скорость их трансформационных процессов.

В качестве примера крупного города можно предложить городской округ Самара на территории РФ, который также подвергается трансформационным и модерни-зационным процессам. Для этого города характерен ряд проблем, наиболее актуальных в условиях глобализации

1) большая нагрузка на историческую часть города;

2) обилие промышленных зон и пустырей в черте города;

3) угроза транспортного коллапса;

4) нехватка качественных офисных площадей для бизнеса;

5) энергозатратный ЖКХ и перегруженность коммунальных сетей;

6) ухудшение экологической ситуации;

7) разрыв в качестве жизни в центре и на окраине и т.д.

Большинство из вышеперечисленных проблем распространяется и на другие города в России. На фоне вышеперечисленных проблем Самару охватила волна перестроечных трансформационных процессов, чему во многом способствовали вызовы внешней среды, связанные с необходимостью подготовки к чемпионату м ира по футболу. Обилие инвестиционноинфраструктурных проектов, проведение международных форумов и конференций, обновление ветхого фонда в исторической части города, экспансия инвестиций в транспортно-логистическую инфраструктуру (метрополитен, аэропорт) - все это виток трансформационных процессов в современных условиях. Однако для большинства российских городов данные процессы остаются по-прежнему очень замедленными в силу наличия ряда обструкций1.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, следует отметить, что в стране необходим перезапуск механизмов развития городских территорий, в противном случае неэффективность расходов и невысокие темпы экономического роста не

позволят и через десять лет создать в стране сеть развитых и привлекательных для жизни городских центров. Новая политика городского развития требует постановки конкретной цели и должна базироваться на решении тех конкретных проблем, которые фиксируются на современном этапе городского развития в России. Стране необходимо создание эффективной и конкурентоспособной в международном масштабе сети городов по всей заселенной территории страны. Данные города должны стать базовым ресурсом для внутренних и внешних инвестиций. Внутренние инвестиции способны генерировать местное образованное и активное население. Внешние инвестиции будут приходить, за счет наличия в городах трудовых ресур-

сов3.

Для реализации поставленной цели необходима интенсификация действий по следующим направлениям-

1. Вовлечение горожан в процесс контроля решений в сфере городского развития. Отсутствие обратной связи от населения, являющегося базовым потребителем услуги «город», - это автоматическое продолжение жизни плановой градостроительной модели, когда центр принятия решений находится вне городского сообщества. Подобная ситуация программирует превалирование городских проектов, ориентированных на получение только быстрых коммерческих или политических дивидендов в ущерб общественным интересам.

2. Модернизация строительного комплекса страны. В России 90% действующих строительных мощностей были созданы в советское время и рассчитаны на тиражирование типовых архитектурноградостроительных решений. Рост объемов жилой застройки в российских городах в 2005-2008 годах не привел к повышению уровня доступности жилья, а используемые технологии не обеспечили выход строительного комплекса на новый качественный уровень. Дальнейшее тиражирование типовых градостроительных проектов многоквартирной застройки сформировало новые значительные объемы энергоемких и недолговечных объектов.

128

Региональное развитие • № 3,4 • 2014

regrazvitie.ru

3. Повышение эффективности государственных инвестиций в базовую инженерную и транспортную инфраструктуру городов. Советские города проектировались и строились в логике низкой автомобилизации и мобильности населения в условиях нерыночной стоимости энергоносителей. Строительный бум 2000-х г. только усугубил эти проблемы. Государство не смогло в должном объеме нарастить темы инфраструктурного строительства. Гонка роста государственных расходов при отсутствии прихода новых современных решений, технологий и одновременного снижения себестоимости строительства, обеспечена на отставании от потребностей.4

4. Долгосрочные частные инвестиции в девелоперские проекты. Ситуация, при которой застройщик будет брать ответственность за последующую эксплуатацию здания или нести репутационные риски от будущего снижения стоимости недвижимости, позволит создать стимулы для применения более качественных технологий строительства и технических решений, для частного софинансирования инфраструктурных проектов. Сохранение же существующей ситуации приведет к тому, что города России будут застраиваться зданиями с циклом эффективной эксплуатации еще меньшим, чем в советском прошлом.

5. Модернизация системы образования и проектной деятельности в сфере городского планирования и строительства. Исследовательская, градостроительная и инжиниринговая школы в России, следуя в векторе бизнеса росту прибылей, окончательно потеряли способность к генерации реально новых идей и решений стратегического значения. Десять лет строительного бума позволили многократно увеличить объем производства проектной продукции, но не позволили сделать эту продукцию современной и адекватной международным вызовам развития городов. Деградировала и система образования, также ори-

ентированная на количественные, а не на качественные критерии подготовки специалистов.

6. Внедрение целеполагания в сферу городского развития, его закрепление и обеспечение юридически и нормативно. В стране нет четкой государственной позиции в отношении городов будущего, ввиду чего существуют законодательные возможности для реализации неэффективных и зачастую вредных градостроительных решений.

Таким образом, в эпоху коренной трансформации городских систем и глобальных модернизационных сдвигов в экономике нужно грамотно подходить к стратегическому планированию городов и использовать те рычаги и инструменты, которые дадут наибольший эффект на долгосрочную перспективу. Россия должна войти в новый инновационный период развития экономики с обновленными городскими социально-экономическими системами. В противном случае разрыв в уровне развития российских и мировых городских образований увеличит многократно издержки и приведет на долгие годы к коллапсу опорного пространственного каркаса России, базис которого составляют городские территории. 1 2

1Евсеев О.С., Коновалова М.Е. Развитие инновационной инфраструктуры в условиях модернизации национальной экономики // Фундаментальные исследования. 2012.

№ 9. С. 220-224.

2

Шептухин АН.,. Шептухина ЛИ. Формирование имиджа и бренда города Тольятти // Проблемы развития предприятий: теория и практика: материалы 10-й Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 80-летию Са мар. гос. экон. ун-та, 24-25 ноября 2011 г. Самара 2011. Ч. 2С. 341-348.

Шептухина Л.И. Творческие индустрии как сектор новой экономики города // Мир современной науки. 2012. Т. 4 С. 76-83.

129

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.