Научная статья на тему 'Влияние мостовых городских сооружений на систему городской застройки'

Влияние мостовых городских сооружений на систему городской застройки Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1455
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мосты / городская застройка / многофункциональность / bridge / city building / multifunctionality

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Астафьева Нонна Сергеевна, Фомина Юлия Александровна

Рассмотрено многообразие существующих мостов в городах. Теоретически дана оценка возможной мультифункциональной эксплуатации городских мостовых сооружений. Структурированы факторы, приводящие к перепрофилированию назначения мостов. Перечислены конструкции городских мостовых сооружений в системе городской застройки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Астафьева Нонна Сергеевна, Фомина Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence bridge constructions in the city of the system of city building

A diversity of existing bridges in urban areas. Theoretically, an assessment of possible multi-functional operation of urban bridges. Structured factors that lead to the redirection of the designated bridge. Listed construction of bridges in the urban areas.

Текст научной работы на тему «Влияние мостовых городских сооружений на систему городской застройки»

Региональное развитие

№ 1(5) • 2015

http://regrazvitie.ru

«Региональное развитие: электронный научно-практический журнал» Е-ISSN 2410-1672 http: //re grazvitie. ru Выпуск № 1(5), 2015 http://regrazvitie.ru/2015/03/

URL статьи: http://regrazvitie.ru/vliyanie-mostovyh-gorodskih-sooruzhenii-na-sistemu-gorodskoi-zastroiki/

УДК 624.21

Влияние мостовых городских сооружений на систему городской застройки

2015 © Астафьева Нонна Сергеевна

кандидат философских наук, доцент Самарский государственный архитектурно-строительный университет

Е-mail: [email protected]

2015 © Фомина Юлия Александровна

студент

Самарский государственный архитектурно-строительный университет

Е-mail: [email protected]

Ключевые слова: мосты; городская застройка; многофункциональность.

Аннотация. Рассмотрено многообразие существующих мостов в городах. Теоретически дана оценка возможной мультифункциональной эксплуатации городских мостовых сооружений. Структурированы факторы, приводящие к перепрофилированию назначения мостов. Перечислены конструкции городских мостовых сооружений в системе городской застройки.

Influence bridge constructions in the city of the system of city building

2015 © Astafeva Nonna Sergeevna

candidate of Philosophical Sciences Samara state University of architecture and civil engineering Е-mail: [email protected]

2015 © Fomina Yulia Alexandrovna

student

Samara state University of architecture and civil engineering Е-mail: [email protected]

Keywords: bridge; city building; multifunctionality.

Abstract. A diversity of existing bridges in urban areas. Theoretically, an assessment of possible multi-functional operation of urban bridges. Structured factors

[email protected]

Землеустройство и кадастры

that lead to the redirection of the designated bridge. Listed construction of bridges in the urban areas.

Выходные сведения статьи:

Астафьева Н.С., Фомина Ю.А. Влияние мостовых городских сооружений на систему городской застройки. // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. 2015. № 1(5).

URL: http://regrazvitie.ru/vlivanie-mostovvh-gorodskih-sooruzhenii -na-sistemu-gorodskoi-zastroiki/ (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус.

Мосты занимают важное место в жизни человека, поскольку в мире повсеместно воздвигнуто множество мостов и мостовых сооружений. Любой мост имеет своеобразие и уникальность, так как не бывает идентичных исходных данных для проектирования. Искусственно созданное сооружение, предназначенное для пропуска транспорта и пешеходов через водное пространство, называют мостом. Проектирование и строительство мостов трудоемкое и дорогостоящее мероприятие, для которого требуются высококвалифицированные специалисты. Но, все инвестиционные вложения в мостостроение всегда оправданы. Строительство мостов одна из важнейших задач в жизни современного города. Мосты кроме функций объектов эстетического назначения, являются инструментом для сообщения между отдельными частями города. Современные мосты значительно отличаются от древних конструкций. Прогресс и развитие технологий строительства позволяет сегодня воздвигать мостовые конструкции, высокой сложности, но, тем не менее, современная архитектура мостов проста, декоративные элементы сведены к минимуму, либо вовсе отсутствуют.

Мосты всегда служили для расширения жизненного пространства человека. Для строительства первых балочных мостов использовали дерево. С помощью мостов увеличивалось общение с соседями, соответственно развивались торговля и транспортная система. Инки устраивали верёвочные мосты, которые представляли собой простейший тип висячих мостов. С развитием технического прогресса стали появляться мосты с усложненной конструкцией. В Китае и Индии для пересечения оврагов строились подвесные мосты и мостовые сооружения большой протяженности. Позже, в развитых, на тот момент государствах, в качестве материала для мостостроения стали использовать камень. Изначально из камня устраивали опоры моста, но постепенно и все его конструкции стали каменными. Первоначально каменные арочные мосты были возведены этрусками, позднее их строили римляне. Особую известность приобрели акведуки. Например, древнеримский Пондю-Гар, который расположен во Франции, проводил воду на протяжении более 50 км через реку Гардон. Во времена Средневековья в Европе при строительстве мостов изменялись пролёты, пологие своды и опоры. Крупнейшие мосты того времени достигали в пролёте больше 70 м. У славян, в тот временной период, для мостостроения вместо камня широко применялось дерево.

Региональное развитие • № 1(5) • 2015

http://regrazvitie.ru

В конце XVIII века в мостостроении стал широко применяться металл. Первый такой мост появился в 1779 году, в Колбрукдейле, Великобритания, на реке Северн. Высота пролета достигала 30 м, а перекрытием являлись чугунные арки. В XIX веке, с появлением железной дороги, требовались мосты, которые бы были способны выдерживать значительные нагрузки. Это дало начало развитию железнодорожного мостостроения. В конце XIX века самым длинным мостом в Европе являлся мост через Волгу в Сызрани, длиной 1443м, который спроектировал Николай Аполлонович Белелюбский. Промышленная революция дала толчок в развитии способов мостостроения. В XX веке в качестве основного материала стал применяться железобетон, что способствовало повышению несущей способности и долговечности мостов. Железобетон применялся для балочных пролётных строений до 50м, а арочных до 250м. Также активно использовался и металл. В XX веке были построены крупные мосты из металла. Например, такие как: мост через р. Святого Лаврентия, Канада (длина основного пролёта 549м), также мост через пролив Килл-ван-Килл в США (503,8м), мост «Золотые ворота» в Сан-Франциско, США (длина основного пролёта 1280м).

Сооружение моста в городах требуется в тех случаях, когда город находится на одном или обоих берегах реки и требуется связь с тяготеющими к нему предприятиями, населенными пунктами или пригородными регионами, расположенными на другом берегу. В основном такие города сложились исторически вдоль водяных артерий [3]. Историческое прошлое диктует стесненность городской застройки, что также ведет к удорожанию реализации такого сложного объекта, как мост. В городах, расположенных на реках, имеющих относительно небольшую ширину, может быть запроектировано несколько мостовых переходов через небольшие реки в городах должно быть подчинено трассируемых реконструируемых или вновь проектируемых улиц города. Большие затраты на сооружение мостов через рунные реки часто ограничивают их число в городе до одного.

Очевидно, что научно-техническая революция способствовала развитию мостостроения, заметно изменив прежнюю ремесленную технологию устроительства. Новые технологические возможности в строительстве проложили путь к проектированию и возведению уникальных мостов. Например, Эресуннский мост, соединяющий Данию и Швецию и являющийся одним из крупнейших сооружений Европы. Необходимым архитектурным требованием является соответствие формы сооружения и общепринятым представлениям о красоте. Безусловно, сооружение должно гармонировать городской застройкой или окружающей местностью. Поскольку, городские мосты являются продолжением улиц, то архитектурное оформление городских мостов увязывается с архитектурой близлежащих зданий и сооружений. Мост в городе является, с одной стороны, крупным инженерным сооружением, с другой, элементом сети городских магистралей и важным звеном в системе городских сообщений. Соответственно и факторы, влияющие на выбор трассы мостового перехода через крупную реку, можно разделить на инженерные,

[email protected]

Землеустройство и кадастры

планировочные и транспортные. Комплексное решение этих вопросов приводит к внедрению рационально спроектированного сооружения, удовлетворяющего эстетические и функциональные требования и идеально вписанного в транспортную сеть города.

Классифицируют мостовые сооружения по следующим признакам: в зависимости от назначения, от материала пролётных строений, по длине, по местонахождению над горизонтом высоких вод, по статической работе пролётных строений, по расположению проезжей части, по условиям работы и типу пропуска судов, по сроку службы.

В зависимости от своего назначения мостовые сооружения подразделяют на: железнодорожные, автодорожные, пешеходные, специальные мосты (трубопроводные, аквидуки, виадуки, селедуки, скотопрогоны, мосты -каналы), а также путепроводы и эстакады.

Мосты могут быть выполнены из дерева, камня, бетона, железобетона, металла или сталежелезобетона.

В зависимости от длины мосты различаются на: малые (до 25 м), средние (от 25 до 100 м), большие (от 100 до 500 м или при длине пролёта более 60 м), внеклассные (более 500 м или при длине пролёта более 150 м)

По высоте расположения пролётных строений над горизонтом высоких вод мостовые сооружения подразделяются на: высоководные, низководные и подводные.

Статическая схема пролётных строений может быть арочной, балочной, рамной, вантовой или комбинированной. В нашей стране для проектирования мостов используются следующие программные комплексы: Rolling, Shpren, MIDAS.Civil, SOFiSTiK.

Мосты балочной системы предназначены для перекрытия небольших пролётов. Пролёты моста - балки, перекрывающие расстояние между опорами. Основное отличие этой схемы работы - передача с пролётных строений на опоры только вертикальных нагрузок, горизонтальные отсутствуют. Система балочных мостов может быть: разрезная, неразрезная, консольная и температурно-неразрезная. Пролётные строения изготавливаются в виде сплошных балок различного сечения и в виде решётчатых конструкций -ферм.

Отличие распорной системы - передача нагрузки с пролётных строений на опоры, имеющей не только вертикальную, но и горизонтальную составляющую, называемую в строительной механике распором.

По уровню проезда мосты классифицируются: с ездой понизу, с ездой посередине, с ездой поверху и двухъярусные мосты.

В зависимости от пропуска судов выделяют следующие виды мостов: обычные и разводные. Также мосты могут быть поворотными, раскрывающимися и наплавными. Наплавные сооружения используются, как правило, в качестве временных сооружений при строительстве постоянных мостов, разгрузки движения, в военных целях для сооружения переправы.

Региональное развитие • № 1(5) • 2015

http://regrazvitie.ru

Мосты состоят из пролётных строений и опор. Пролётные строения воспринимают нагрузки и передают их на опоры, которые, в свою очередь, переносят нагрузку с пролетов на основание моста. На пролетах могут располагаться проезжая часть, пешеходный переход, трубопровод.

Несущие конструкции пролетных строений: балки, фермы, диафрагмы (поперечных балок), плита. В основном пролётные строения прямолинейны, но при необходимости (например, при постройке эстакад и дорожных развязок) им придают сложную форму.

Пролёты опираются на опоры, каждая из которых состоит из фундамента и опорной части. Формы опор могут быть разнообразными. Промежуточные опоры - быки, береговые - устои, служащие для соединения моста с подходными насыпями.

Современное проектирование мостов, связано с приданием им новых функций, помогающих в решении ряда проблем, например, экологических и градостроительных и т.п. На сегодняшний день мост может быть не только инженерным сооружением, которое возводят через препятствие, но и социально-активным пространством. Известны исторические и современные примеры архитектурного проектирования на мостах, например торговые ряды и лавки появились на парижских мостах еще в XII веке. Мосты могли служить местом для проведения различных торжеств (мост Нотр-Дам), торговли (книжные лавочки на Спасском мосту в Москве в XVII веке), строительства жилых домов и размещения некрупных производств. Существуют и современные примеры многофункциональных мостовых сооружений. Например, мост «Багратион» 1997 года постройки. Он состоит из двух уровней: нижнего, представляющего собой застеклённую закрытую галерею, в которой установлены горизонтальные травалаторы, и верхнего, который выполнен в виде открытой смотровой площадки. Так же на мосту расположены торговые лавочки. Главное достоинство многофункциональных мостов -экономия городских территорий. В центрах крупных и крупнейших городов ощущается острая нехватка городских площадей и уплотнение застройки неизбежно [2]. Необычное решение с многофункциональными зданиями -мостами является, на наш взгляд, возможным выходом в сложившейся ситуации. В крупнейших и крупных городах подземное пространство активно используется для подземных паркингов, инженерных сооружений, инженерных сетей и пр. Неоспоримым преимуществом зданий-мостов является малый занимаемый объем подземного пространства для фундаментов опор. Кроме этого, стоит отметить еще один положительный экономический фактор зданий-мостов. Это его интенсивное использование как пешеходной улицы, которая будет способствовать большой проходимости людских потоков и, как следствие, быстрой окупаемости близко расположенных объектов торговли [1].

Опыт мирового строительства многофункциональных мостов в системе городской застройки многообразен. Двухъярусный мост Понте -де-Дон-Луиш в Порто Понте-де-Дон-Луиш возведен для различных видов транспорта.

[email protected]

Землеустройство и кадастры

Мост Bay Bridge в Калифорнии запроектирован, как торговая площадь. Существуют мосты, как часть здания, мост как обзорная площадка (мост Око Тяньцзиня, Китай), транспортно-декоративный, мост-скульптура (мост Пу-энтос Каскара, Мадрид), мост, совмещенный с инженерными сооружениями, например, мост Solar Wind «Солнечный Ветер».

Проанализировав существующий мировой опыт строительства мостовых сооружений, можно сделать вывод, что строительство мостов будет по-прежнему актуально, и их количество будет только нарастать. Наметилась устойчивая тенденция развития строительства многофункциональных мостов, которые могут выполнять многочисленные задачи градостроительства. Этому способствует удорожание городской земли в крупных городах мира, совершенствование материально-технической базы, строительных материалов, повсеместное распространение имиджевого строительства, выполненного как арт-объекты.

Литература:

1. Дормидонтова Т.В., Гареева Л.Х. Метод дерева решений для выбора лучшего варианта организации пересечения транспортного и пешеходного потоков в разных уровнях. - Самара: СГАСУ, Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Материалы 71 -й Всероссийской научнотехнической конференции по итогам НИР 2013 года. - С. 23-824.

2. Колесников С.А. Градоэкологический прогноз развития высокоурбанизированных многофункциональных узлов городской структуры крупнейших российских городов // Вестник МГСУ. 2015. № 1. С. 7—15.

3. Колесников С.А. Особенности функционально-планировочной структуры и ее высоко-урбанизированных многофункциональных узлов городов Казань, Самара, Тольятти // Вестник МГСУ. 2010. № 1. С. 25—27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.