Региональное развитие • № 3,4 • 2014
regrazvitie.ru
УДК 33.2964
СОЗДАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ -СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПРИОРИТЕТ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ РОССИЙСКИХ ГОРОДОВ
© 2014 Королева Елена Николаевна
доктор экономических наук, профессор
© 2014 Масько Дмитрий Евгеньевич
студент
Самарский государственный экономический университет E-mail: [email protected]; [email protected]
Ключевые слова: общественное пространство, элементы территории, малый город, стратегия развития, молодёжная политика, городской округ Кинель.
Управление развитием общественных пространств малых городов рассматривается в статье в качестве стратегического приоритета муниципального развития, дается уточненная трактовка понятия «общественное пространство», определяются возможности разработки указанного направления во взаимосвязи с городской молодежной политикой. Предлагается разработка ряда ключевых проектов по развитию общественного пространства малого города на примере городского округа Кинель Самарской области.
CREATION OF PUBLIC SPACES -STRATEGIC PRIORITY
OF SMALL RUSSIAN TOWNS’ DEVELOPMENT
© 2014 Koroleva Elena Nikolaevna
Doctor of Economics, professor
© 2014 Maskyo Dmitriy Evgenevich
student
Samara State University of Economics E-mail: [email protected]: [email protected]
Key words: public space, elements of territory, small town, strategy of development, youth policy, town district Kinel.
Development management of small towns’ public spaces is considered in the article as a strategic priority for municipal development, given a refind interpretation of the concept «public space», determined opportunities for development of this direction in conjunction with the local youth policy. Proposed development of a number of key projects for public spaces’ development in small town on example of the town district Kinel in Samara region.
В современных условиях главный вектор конкуренции муниципалитетов все более смещается с экономической составляющей к человеческому потенциалу территории, обладающему инновационно-креативными компетенциями. Это проявляется, в том числе, в
создании на урбанизированных территориях общественных пространств и инициировании комплекса проектов, основная цель которых - вовлечение в развитие общественных пространств населения и, особенно, молодежи.
43
Региональная экономика
В настоящее время отсутствует универсальное определение для “общественного пространства”1. Можно согласиться, в целом, с определением общественного пространства, данного А.Л. Ан «определенная городская территория, сложившаяся благодаря историческим, культурным, социальным и прочим признакам, созданная для общественного пользования»2.
Учитывая, что при интерпретации данного понятия необходимо выделять, как минимум, три аспекта: архитектурно-
градостроительный, социальный, управленческий, в данной статье под общественным пространством будем понимать локализованную внутри муниципального образования урбанизированную территорию, сложившуюся благодаря историческим, культурным, социальным и прочим факторам, элементами которой управляют в соответствии с определенными целями общественного пользования.
Как следует из данного определения, такая трактовка общественного пространства применима и к городским округам (в большинстве работ по данной проблематике, как правило, рассматриваются городские общественные пространства), и к муниципальным районам, в том числе, к сельским поселениям. Под элементами территории и здесь понимаются отдельные ее зоны, капитальные стационарные сооружения и элементы благоустройства территории (декоративные, технические, планировочные, конструктивные устрой-
ства, растительные компоненты, различные виды оборудования и оформления, малые архитектурные формы, наружная реклама, информация и т.п.). Немаловажным, на наш взгляд, является акцент на управленческий аспект представленной трактовки. Управление элементами общественного пространства рассматривается нами как поддержание уже имеющихся элементов, так и создание и развитие новых элементов территории.
В качестве примера общественного пространства можно рассматривать парки, площади, скверы, детские площадки, стадионы, мостовые, набережные, места отдыха в торговых и бизнес-центрах.
Наибольшее развитие, благодаря государственной или частной инициативе, общественные пространства получили сегодня в крупнейших городах за рубежом (Париж, Лондон, Берлин, Мадрид и др.). Современные тенденции развития общественных пространств таких городов (отказ от разрастания городской территории вширь, повышение его компактности; приоритетное развитие скоростного общественного транспорта, пешеходных зон; переформатирование старых промышленных зон в территории коммуникации и т.п.) стали постепенно распространяться и на малые (средние) европейские города. Наиболее яркие проекты развития общественных пространств в городах такого типа представлены на рис. 1.
Финляндия
г. Кеми (22,8 тыс. ______чел.)_____
Ледяной дворец как центр туризма вмсто
промышленной
зоны
Великобритания
г. Хей - он - Уай (1,5 тыс. чел.)
Превращение фермерского городка в центр книготорговли
Швеция
г. Бутчюрк (75 тыс. чел.)
Развитие цирковых и фестивальных школ на месте промышленных предприятий
Рисунок 1 - Отдельные примеры развития общественных пространств в малых и средних городах Европы
44
Региональное развитие • № 3,4 • 2014
regrazvitie.ru
Если обратимся к России, то здесь си- сяти лет назад, и затронул этот процесс
туация иная: активное развитие общест- пока только крупнейшие города (рис.2)4.
венных пространств началось не более де-
Создание "Винзавода" - одного из первых культурных кластеров Восстановление Центрального парка культуры и отдыха им. Горького Формирование Совета по развитию общественного пространства в 2013 г.
Открытие территории для семейного отдыха и развития детей "Дивный город" Создание первого в России музея конструктора "Lego"
Функционирование арт - пространства "Новая першпектива"
Пермь, Самара, Казань и другие крупнейшие города
V_____________________)
Создание сети антикафе, арт - центров, кинотеатров под открытым небом Разработка стратегий развития общественных пространств в составе городских стратегий
Рисунок 2 - Практика развития общественных пространств в крупнейших городах России
А что же малые и средние российские города? В ходе активного агломерационного поглощения такие территории теряют собственную идентификацию, срастаясь, как правило, с региональным центром, и почти не имеют возможности кардинально изменить свой имидж.
В этой связи, возможным стратегическим направлением развития малых городов, охватывающим практически все сферы его жизнедеятельности: социум, среду обитания, экономику и институциональную систему5 является развитие общественных пространств.
Рассмотрим далее, на примере городского округа Кинель Самарской области, возможности разработки данного стратегического направления через призму осуществляемой городской молодежной политики.
Городской округ Кинель относится к группе малых городов: численность его населения по состоянию на 01.01.2013 года составила 55156 человек. Площадь территории городского округа (в его административные границы входят микрорайоны
Лебедь, Елшняги, Горный, поселок Алек-сеевка, поселок Усть - Кинельский с населенными пунктами Студенцы, Советы, Мельница)-108,78 км2, расстояние до областного центра - 40 км6.
В связи с достаточно высокой долей молодого населения (около 30% от общей численности жителей) молодежная политика является одним из приоритетных направлений развития городского округа, что подтверждает анализ данных по фактическим объемам бюджетного финансирования в 2011-2013 гг. и планируемым объемам на 2014 - 2015 гг. (таблица 1). Необходимо отметить за рассматриваемый период рост расходов по данной статье на 25,7%, а также увеличение ее доли в общем объеме расходов на 0,325 п.п. к 2014 г. и на 0,153 п.п. к 2015 г.7 Важен и факт принятия городской программы «Реализация молодёжной политики в г.о. Кинель Самарской области на 2013 -2017 годы», так как раннее подобного документа, посвященного развитию молодежной политики в г.о. Кинель не существовало8.
45
Региональная экономика
Таблица 1 - Расходы муниципального бюджета г.о. Кинель ______на молодежную политику и оздоровление детей
Показатель 2011 2012 2013 2014 2015 2015 к 2011
Молодежная политика и оздоровление детей, тыс. руб. 1580 2354 2440 2522 1986 1,257
Доля расходов на молодежную политику и оздоровление детей в общем объеме расходов, % 0,338 0,518 0,541 0,663 0,491
Программа включает в себя четыре основные направления: патриотическое воспитание молодежи и создание сети волонтерских движений; развитие физической культуры; проведение активной культурно-досуговой деятельности и формирование молодежных представительно - совещательных структур.
За последние 5 лет в городском округе наиболее динамично развивались физическая культура и спорт. Данные по бюджетному финансированию расходов на спорт демонстрируют неуклонный рост доли указанных расходов в общем объеме расходов муниципального бюджета: 2,19% в 2013 г. и 2,43% по прогнозу к 2015 году9.
Динамика развития городской инфраструктуры спорта характеризуется такими фактами: число спортивных сооружений увеличилось с 47 объектов в 2006 г. до 56к 2011 г., численность занимающихся в детско-юношеских спортивных школах за этот же период выросла в 1,54 раза, составив 1955 человек. Всего же в городе спортом занимаются более 8 тыс. человек в секциях по 28 видам спорта: футбол, шашки, шахматы, плавание, стрельба и т.д. Как новую спортивную тенденцию необходимо отметить зарождение в городе экстремальных видов спорта (воркаут - выполнение различных упражнений на
на турниках, брусьях, шведских стенках и др., паркур - преодоление препятствий различного характера с помощью тела и др.). Важным направлением в этой связи является реализация городской программы «Развитие физической культуры и спорта в г.о. Кинель» на 2013-2017 годы.
Центр культуры и творческого развития молодежи г.о. Кинель сосредоточен в Городском доме культуры (г. Кинель) и Доме культуры «Дружба» (пгт. Алексеевка), что характерно для малых и средних поселе-
ний (всего же в городском округе действуют 16 учреждений). В домах культуры работают 62 клубных формирования, число участников которых составляет 1991 человек (из них 60%- дети и подростки). Кроме того, на территории городского округа действуют музыкальные школы, школы искусств, танцевально - спортивный клуб «Пульсар», центр эстетического воспитания и др.; разработана и реализуется городская программа «Развитие культуры городского округа Кинель Самарской области» на 2013-2017 годы.
В 2013 г. по сравнению с 2006 г. расходы на культуру, кинематограф и СМИ в городском округе увеличились в 1,67 раза.
В целях активизации молодежной политики и реализации уже намеченных направлений в 2012 г. в Кинеле было создано Муниципальное бюджетное учреждение МП «Альянс молодых». Его основными целями стали: проведение и организация досуга на территории округа, содействие трудоустройству несовершеннолетних, развитие молодежного предпринимательства, проведение социально значимых акций.
Однако традиционные инструменты молодежной политики, применяемые сегодня в городском округе Кинель (также как и в большинстве малых российских городов), не способны с одной стороны, удовлетворить разнообразные интересы молодых людей в «рамках собственной территории», с другой стороны - обеспечить активное участие молодежи, как субъекта местного сообщества, в формировании и реализации общегородской стратегии10.
Новым подходом, предлагаемым в данной статье, является создание на территории городского округа общественных пространств, позволяющих реализовать принципиально новые направления и проекты
46
Региональное развитие • № 3,4 • 2014
regrazvitie.ru
молодежной политики, среди которых создание молодежного антикафе, открытие сезонного кинотеатра на открытом воздухе, развитие новых направлений событийного туризма. Антикафе, кофейни-кондитерские, чайные и творческие зоны образуют пространства безалкогольного времяпрепровождения молодежи путем организации различных мероприятий, творческих вечеров, концертов. Идея анти-
кафе в России появилась в 2010 году, когда в г. Москве была создана подобная сеть антикафе «Циферблат». Принцип функционирования данного заведения состоит в том, что посетитель платит за время нахождения в нём, а не за еду и напитки, которые чаще всего представлены бесплатными кофе и чаем. Обязательные атрибуты -множество настольных и видео игр, книг, журналов, зона Wi- fi11.
Рисунок 3 - Виды поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства при реализации проектов по созданию антикафе в г.о. Кинель
Следующее перспективное направление - создание сезонного кинотеатра на открытом воздухе «Кино под кинельскими звездами». В пгт. Алексеевка в 2013 г. уже была предпринята попытка организовать подобное мероприятие на Центральной площади поселка, которое получило положительные оценки посетителей. Инициатором такого проекта может выступить частное лицо или муниципалитет (например, МБУ МП «Альянс молодых»).
При открытии кинотеатра в г.о. Кинель будут необходимы такие элементы обще-
ственного пространства: открытая площадка, кинопроекционное и звукопроизводящее оборудование, механизмы рам экрана и освещения, кресла и лавочки. Требования к месту проведения кинопоказа следующие: большая площадь, транспортная доступность, относительная отгороженность от жилых домов, комфортность и удобство13.
В качестве таких территорий, по нашей оценке, можно использовать уже существующие площадки: г.о. Кинель - площадь Мира, Детский парк; п. Усть - Кинельский
47
Региональная экономика
- площадь Ленина и прилегающий к нему парк; пгт. Алексеевка - Центральная площадь.
Привлечение финансовых ресурсов на реализацию данного проекта возможно посредством: использования подходов вышеописанной схемы (см. рис. 3); включения в состав бюджетных расходов на реализацию программы «Развитие культуры городского округа Кинель Самарской области» на 2013-2017 годы; привлечения частных инвесторов извне.
Для развития событийного туризма как фактора развития общественных пространств на территории городского округа Кинель уже сложились определенные предпосылки: присутствие инициативной и деятельной молодежи; наличие достаточно большого числа граждан, использующих велосипед в качестве транспортного средства для передвижения по населенным пунктам; наличие природных, исторических, культурных, религиозных памятников и туристических объектов.
Среди первоочередных направлений развития туризма можно рассматривать пешеходный туризм, как в форме традиционных экскурсий, так и в новой (для малых городов) игровой форме(например, «Ночной и Дневной дозоры»). Существенным преимуществом данной формы являются низкие затраты по ее организации, поскольку основным человеческим ресурсом являются волонтеры, формирующие игровые ситуации и задания, а из имущества требуется наличие шта-
ба(нестационарного) и снаряжение для участников. Для активного внедрения предложенного направления необходимо:
- разработать регламент игры и определить маршруты в пределах согласованной с городской администрацией территории (задания);
- обучить волонтеров из числа местных жителей и приобрести необходимый волонтерский инвентарь;
- подготовить территорию игры и штаб к проведению мероприятия;
- определить процедуру взаимодействия с местными правоохранительными органами;
- организовать рекламную компанию данного мероприятия (например, в местных СМИ, социальных сетях).
Не менее перспективным вектором развития туризма видится формирование на территории городского округа одного из центров велотуризма Самарской области. Здесь, в качестве первостепенной ключевой задачи, необходимо налаживание маршрутов и создание велосипедной инфраструктуры внутри поселений округа. Так, в качестве нового военноисторического маршрута можно предложить путь, пролегающий через Кинель-ский редут, остатки крепости пригорода Алексеевка, позиции зенитного ракетного комплекса С-75 и бывшей базы ПВО близ п. Усть - Кинельский, кроме того возможно частично использовать территорию Ки-нельского района: бывшие позиции зенитного ракетного комплекса С- 125 западнее с. Бузаевка, окопы Чапаевской дивизии у с. Тургеневка.
Среди особо привлекательных направлений природных веломаршрутов можно рассмотреть следующие: в направлении стрелки рек Самара и Кинель, в том числе, возможно, через железнодорожные пути в сторону пгт. Алексеевка и алексеевских озёр, или в сторону п. Усть - Кинельский и его дендропарка, а также колка Круглень-
„14
кий .
Настоящим экстремальным путешествием может стать посещение пещер Ки-нельского района. Наиболее интересны для туристов четыре пещеры: «Речка» (расположена в Сокольих горах, в 1,5 км от автобусной остановки Советы), «Золотая» (1,5 км восточнее с. Сырейка, урочище Игонь-ев дол), «Усовская» (правый борт второй карстовой долины урочища Игоньев дол), «пещера Литке» (между гп. Смышляевка и пгт. Алексеевка).
В качестве предложений по стимулированию развития велотуризма на территории г.о. Кинель можно рекомендовать разработку долгосрочной городской программы, которая станет органичным элементом государственной программы по развитию туризма в Самарской области.
Информационной основой реализации предложенных в статье направлений по
48
Региональное развитие • № 3,4 • 2014
regrazvitie.ru
созданию общественных пространств в малом городе может стать специализированный молодежный портал (сайт) территории. Основная особенность такого информационного портала заключается в постоянной пополняемости информацией именно по инициативе и со стороны молодежи. В качестве лучшей практики создания и администрирования подобных сайтов назовем следующие: молодёжный информационно-деловой портал г. Урая «Поколение XXI», сайт г. Кирова «Молодежный город», нижегородский молодежный портал «Команда 2020», молодежный портал Вологодской области15.
Представляется, что на молодёжном информационном пространстве г.о. Кинель должна быть сосредоточена вся необходимая нормативно - правовая информация, касающаяся молодежной политики; консультационные материалы по самым важным проблемам молодых (обучение, работа, досуг)с комментариями специалистов; интервью с известными людьми города, афиша основных культурных, спортивных и прочих городских мероприятий, интерактивные конкурсы, тесты, опросы и т.п.1 Уже сегодня реализация городской целевой программы «Развитие информационного общества в г.о. Кинель на 2012-2015 гг.» формирует необходимые предпосылки для создания информационного молодежного пространства, что можно рассматривать в качестве подготовительного этапа стратегии развития общественных пространств территории.
Таким образом, управление развитием общественных пространств, органично увязанное с целями местной социальной, и прежде всего, молодежной политики, становится в современных условиях стратегическим императивом развития малых российских городов.
1В некоторых работах в качестве синонима используется понятие «публичное пространство». См, например, Лэндри Ч. Креативный город. -пер. с англ. М.: Изд. дом «Классика - XXI». 2005. С.180-181.
Ан Л.А. Роль общественного пространства в муниципальных образованиях // Вопросы государственного и муниципально-
го управления. М.: НИУ ВШЭ. - 2012. № 1, С.175.
о
Парамонов П. Город 2.0. // Точка зрения. - 2011. - Апрель URL:
http://www.tztver.ru/articles/detail/250
^Общественные пространства и тематические парки Москвы: глобальная трансформация или точечная акупунктура // «Эксперт: недвижимость», приложение.-2013. - 23 сентября URL:
http://expert.ru/2013/08/27/tematicheskij-kruglyij -stol-ot-mediaholdinga/
5Королева Е.Н. Стратегическое управление развитием муниципальных социально-экономических систем в условиях глобализации: теоретико-методологические
аспекты: монография - М.: ВГНА Минфина России, 2006. С. 184-186.
Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики // Официальная статистика / Базы данных / Показатели муниципальных образований / Самарская область URL:
http://www.gks.ru/dbscripts/munst/munst36/ DBInet.cgi
7Снижение расходов по статье «Молодежная политика и оздоровление детей» в 2014-2015 гг. связано с прогнозируемым дефицитом бюджета городского округа Кинель / Решение Думы городского округа Кинель Самарской области от 20.12.2012. № 272 «О бюджете городского округа Кинель на 2013 год и на плановый период
2014 и 2015 годы».
8Городская программа «Реализация молодёжной политики в городском округе Кинель Самарской области на 2013 - 2017 годы» / Официальный сайт городского округа Кинель URL: http://www.kinelgorod.ru/
9Решение Думы городского округа Кинель Самарской области от 20.12.2012. № 272 «О бюджете городского округа Кинель на 2013 год и на плановый период 2014 и
2015 годы».
10В 2014 г. Лаборатория комплексных региональных исследований Самарского государственного экономического университета выполняет научное сопровождение разработки проекта Стратегии социальноэкономического развития городского округа Кинель на период до 2025 года.
49
Региональная экономика
11Зимина З. Городская среда. Общественное пространство: общее или ничьё? // Сибирский дом.- 2013. № 4 URL:
http://www.sibdom.ru/article.php?id=1265.
12
Программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Самарской области» на 2009 - 2015 годы утверждена постановлением Правительства Самарской области от 27.03.2009г. № 184.
13
Бизнес идеи / Открытие кинотеатра под открытым небом URL: http://businessidei.com/biznes-idei/1115-
otkrytie-kinoteatra-pod-otkrytym-
nebom.html.
^Достопримечательности к востоку от Самары. Официальный сайт «ВелоСамара» / Форум/ URL:
http://velosamara.ru/forum/viewtopic.php?f=2 &t=48006.
15Официальный сайт молодежного портала Вологодской области. URL: http://www.upinfo.ru/teg-cloud/komanda-2013.
50