Научная статья на тему 'Современные тенденции стандартизации качества профессионального обучения'

Современные тенденции стандартизации качества профессионального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
915
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТАНДАРТЫ / КАЧЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / СТАНДАРТИЗАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ / SPECIALISTS' VOCATIONAL TRAINING / STANDARDS / QUALITY OF VOCATIONAL TRAINING / PROFESSIONAL STANDARD / STANDARDIZATION IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панасюк Василий Петрович, Романкова Ирина Васильевна

В статье рассмотрен комплекс вопросов, связанных с анализом тенденций разработки и применения стандартов качества профессионального обучения специалистов. Анализируются достижения и потенциал квалитологии, стандартологии и нормологии образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панасюк Василий Петрович, Романкова Ирина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern trends in standardization of vocational training quality

The article deals with the complex of issues connected with the analysis of trends in development and application of quality standards of specialists' vocational training. Achievements and potential of the disciplines such as qualitology, standartology and normology of education are analyzed

Текст научной работы на тему «Современные тенденции стандартизации качества профессионального обучения»

В. П. Панасюк, И. В. Романкова

(Санкт-Петербург)

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СТАНДАРТИЗАЦИИ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье рассмотрен комплекс вопросов, связанных с анализом тенденций разработки и применения стандартов качества профессионального обучения специалистов. Анализируются достижения и потенциал квалитологии, стандартологии и нормологии образования.

Проблема стандартизации и пристальное внимание к ней научно-образовательной общественности России сформировались в 90-х годах XX столетия как результат логики реформирования российского образования. Наиболее четко отреагировала на это требование высшая школа России, введя ГОС на направления подготовки специалистов.

Развитие профессионального образования всех уровней и ступеней предполагает освоение компетентностного подхода к разработке федеральных государственных образовательных стандартов [2, 7]. Компетент-ностный подход нацелен на совершенно иной тип жизнедеятельности - «я живу». Компетенции удовлетворяют требованиям «плавающих» профессиональных границ, динамике профессий, их глобализации, разрушению профессиональных замкнутостей. Компетенции выступают как контекстная целесообразность, контекстное творчество, контекстно-ролевая самоорганизация, самоуправление, самооценивание, саморегулирование, самокоррекция, самопозиционирова-ние. Компетентностный подход позволяет:

- перейти в профессиональном образовании от его ориентации на воспроизведение знания к применению и организации знания;

- «снять» диктат объекта (предмета] труда (но не игнорировать его];

- положить в основание стратегию повышения гибкости в пользу расширения возможности трудоустройства и выполняемых задач;

- поставить во главу угла междисциплинарно-интегрированные требования к результату образовательного процесса;

- увязать более тесно цели с ситуациями применимости (используемости] в мире труда;

- ориентировать человеческую деятельность на бесконечное разнообразие профессиональных и жизненных ситуаций [12].

Стандартизация образования стала предметом неоднозначного отношения со стороны педагогической общественности. Главный аргумент противников стандартов в образовании состоит в том, что государственные стандарты сужают поле свободы образовательного учреждения, педагога, обучающихся в реализации педагогического творчества, саморазвития. Именно лидеры инновационного движения в российском образовании стали главными критиками не просто каких-то недостатков в образовательных стандартах, а стандартов вообще, поскольку, по их мнению, они сужают границы инновационного творчества в образовании.

Таким образом, постановка вопроса о формировании концептуального подхода к разработке и применению стандартов качества профессионального обучения специалистов вытекает из современных тенденций развития стандартизационного процесса в сфере образования.

Приведенный краткий анализ опыта в сфере стандартизации образования показывает, что масштабы исследований по этой проблематике в нашей стране в последние годы увеличились, но необходимо развивать их и в дальнейшем в связи с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения в системе общего и профессионального образования, разработкой Общероссийской системы оценки образования, систем оценки качества образования в масштабах регионов, муниципалитетов.

Наиболее широкое применение категория «стандарты обучения» получила в системе образования США еще в конце XIX века в свя-

зи с развитием общественного института аккредитации образовательных программ и учреждений [12], поскольку аккредитация трактовалась как «процедура, в ходе которой устанавливается соответствие программы учебного заведения некоторому установленному стандарту», что соответствует современному понятию сертификации в трактовке международных стандартов ^0 серии 9000 (российская версия ГОСТ Р ИСО] [5].

Стандарты образования в США не являлись государственными, а носили общественный характер, будучи стандартами ассоциаций учебных заведений США, имели рекомендательно-обязательный статус в зависимости от признания учебным заведением механизмов общественной аккредитации. При этом эволюция этих механизмов происходила в сторону усиления их роли и обязательности стандартов [12].

Значительная работа по разработке согласованных стандартов качества профессионального образования и обучения проводится по линии сотрудничества государств-участников СНГ. Первые рекомендации относительно образовательных стандартов го-сударств-участников СНГ всех уровней и ступеней (общего и профессионального] образования планировалось подготовить к концу 2010 г., после обобщения результатов Международной научно-практической конференции и подготовки первой серии аналитических докладов и материалов в 20092010 гг.

В основу рекомендаций по гармонизации образовательных стандартов государств-участников СНГ положены результаты сравнительных исследований, прежде всего концептуально-методологических оснований стандартизации в образовании в контексте национальных, европейских и мировых тенденций реформирования и развития образования.

Сегодня уже можно сказать, что на формирование концептуально-методологических оснований стандартизации в образовании существенное влияние оказывают процессы глобализации как мировая тенденция, Болонский процесс как самая глубокая структурная реформа высшего образования и Копенгагенский процесс в европейском пространстве профессионального образования во взаимосвязи с национальными стратегиями социально-экономического развития каждой из стран. В качестве общих тен-

денций стандартизации уже сегодня просматриваются следующие позиции:

- тенденция ориентации на всех уровнях и ступенях образования на обучающихся, и прежде всего на результаты их обучения и компетенции;

- возрастание требований к уровню общеобразовательной и профессиональной подготовки выпускников учебных заведений, в том числе к их креативным (творческим] способностям и системности мышления;

- широкая диверсификация образования на всех уровнях и ступенях;

- усиление связи образования и сферы труда в целях лучшей трудоустраиваемости выпускников [3, 4, 14].

В мировой образовательной практике сегодня используются три основных вида международных стандартов качества:

- стандарты серии ISO 9000 Международной организации по стандартизации;

- европейская модель совершенства Европейского фонда управления качеством (ЕФУК);

- стандарты и рекомендации гарантии качества в высшем образовании на территории Европы Европейской Ассоциации Гарантии качества высшего образования [3, 9].

Значительную методологическую и практическую помощь в поиске путей трансформации системы профессионального образования оказывают международные организации. Особую роль в выработке современного подхода к вопросам профессионального образования играет Европейский фонд обучения - ЕФО (European Training Foundation, ETF], который с привлечением лучших международных экспертов разрабатывает Европейскую рамку квалификаций - системное, структурированное описание квалификаций, образовательно-квалификационных уровней, квалификационных стандартов разных уровней и типов, установленных на основе определенного законодательством Европейского Союза набора критериев.

Опыт стандартизации в различных сферах материального и духовного воспроизводства демонстрирует широкую типологию стандартов: обязательные и рекомендательные; ступенчатые стандарты; опережающие стандарты; гармонизированные стандарты; формальные (документально оформленные] и неформальные (документально неоформленные, «неявные»]; стандарты требований;

стандарты норм; стандарты процедур (стандарты на процессы]; стандарты технологий; государственные, ведомственные, корпоративные стандарты, стандарты организаций и предприятий; стандарты различных общественных организаций, ассоциаций; международные, региональные и национальные стандарты; стандарты, различающиеся по объекту стандартизации и по своей адресности; стандарты на «продукты» и «процессы»; общие, частные и специфические стандарты. По мнению А. И. Субетто, категория «образовательного стандарта» относится к категории стандартов на социальные процессы и социальные объекты [11].

Важной тенденцией является разработка отраслевых профессиональных стандартов. Существует достаточно много определений данного понятия. Профессиональный стандарт - многофункциональный нормативный документ, определяющий в рамках конкретного вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности] требования к содержанию и условиям труда, квалификации, знаниям, умениям и широким компетенциям работников по различным квалификационным уровням; структурированные требования к содержанию и качеству труда в определенной области профессиональной деятельности, определенные в терминах требований к тому, что человек должен знать и уметь делать в определенной области трудовой деятельности [8, с. 6-7].

Профессиональный стандарт - это нормативный документ, включающий в себя подробное описание (характеристику] измеряемых требований к результатам и качеству выполнения работниками своих функций в рамках конкретного вида профессиональной деятельности (профессии], выраженных в терминах компетенций. Стандарты нужны для:

- обеспечения высокого качества профессиональной деятельности на основе единых требований к выполняемым функциям;

- формирования стандартов профессионального образования и модульных программ, основанных на компетенциях;

- разработки механизмов оценки выпускников учебных заведений профессионального образования, а также персонала различных уровней в ходе процедур сертификации (аттестации];

- формирования национальной рамки квалификаций.

Профессиональные стандарты необходимы и для сферы образования в качестве основы для формирования федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных программ всех уровней профессионального образования, разработки методических материалов и выбора форм и методов обучения в системе профессионального образования и внутрифирменного обучения персонала.

Неоднозначные вопросы стандартизации в профессиональном образовании и обучении, сложный характер связей применяемых при этом стандартов, в том числе с профессиональными стандартами, стандартам качества, обусловливает необходимость определения концептуальных подходов к разработке и применению стандартов качества профессионального обучения специалистов. Основой для разработки такой концепции должна являться методология стандартизации, опирающаяся на системологию (это есть системная методология]; системогене-тику (это есть системогенетическая методология]; теорию проектирования систем (орг-проектирования]; теорию инвариантов; теорию нормологии и стандартологии; теорию параметризации (параметрических рядов]. Методология стандартизации отвечает на вопросы - каковы:

- цели стандартизации, ее место в общем контуре управления качеством;

- объекты стандартизации;

- адресность стандартов, то есть какова сфера их действия, на какие субъекты деятельности в материальном и/или идеальном производстве она распространяется;

- отношения совместимости, сопряжения с другими блоками законодательно-нормативной базы и стандартов;

- функции и тип стандартов и какова системная организация стандартов;

- структура (архитектоника] стандартов как объекта разработки;

- общие принципы стандартизации и процессов ее поддержания и обновления.

С учетом этого представляется возможным сформулировать концепцию стандарта качества профессионального обучения. Стандарт качества профессионального обучения есть социальная норма, в которой отражены требования к качеству дополнительного профессионального образования со стороны общества, государства, граждан и работодателей. Как социальная норма «стан-

дарт» представляет собой систему норм и стандартов. Он представляется в виде единой системы взаимодействующих образовательной нормы и профессиональной нормы.

Как организация системы стандартов, стандарт качества профессионального обучения охватывает ряд образовательных циклов или ступеней профессиональной подготовки. Можно, например, выделять стандарт качества теоретического обучения, стандарт качества практического обучения; стандарт качества курсового обучения, стандарт качества послекурсового обучения.

В соответствии с принципом объект-про-цессного дуализма в профессиональном обучении можно выделять «процесс» и «результат». Как процесс, профессиональное обучение (профессиональная подготовка] представляет собой единство процессов передачи (трансляции] знаний, навыков, умений, профессионального воспитания и обучения. Как результат, профессиональная подготовка фиксируется в уровне подготовленности к профессиональной деятельности, ценностных установках на самосовершенствование в профессиональном поле.

Стандарт качества профессионального обучения является частью системы стандартов качества профессионального образования. Его назначение - фиксация социальной нормы и цели цикла дополнительного профессионального образования в общем цикле профессионального образования, отражающих принятую в профессиональном сообществе концепцию управления качеством кадровых ресурсов, его целевые установки, формы, методы, технологии. Таким образом, стандарт качества профессионального обучения, являясь носителем формализованной до определенного уровня детальности социальной нормы и цели дополнительного профессионального образования, выполняет функцию одного из механизмов общественно-государственного управления качеством профессиональной подготовки.

С этих позиций стандарт качества профессионального обучения является одним из инструментов рефлексии профессионального сообщества и работодателей и их контроля за мерой реализации закона опережающего развития качества кадрового ресурса, качества систем профессиональной подготовки, обновления профессиональных компетенций и воспроизводства кадровых ресурсов.

Стандарт качества профессионального обучения выполняет функции:

- определения нижнего уровня дополнительного профессионального образования, требуемого системами профессионального использования, гражданами, государством для конкретной профессии (укрупненной группы профессий];

- формализации цели дополнительного профессионального образования, исходя из: (1] императива инновационной экономики и экономики, основанной на знаниях, (2] приоритета качества кадровых ресурсов, качества труда, конкурентоспособности специалиста, (3] установки на повышение конкурентоспособности отечественной экономики в условиях глобализации и межстрановой конкуренции;

- текущей образовательной нормы по различным направлениям профессионального обучения с учетом сложившейся системы организаций, учреждений, предоставляющих услуги в области дополнительного профессионального образования под воздействием цикличности развития науки, техники, технологий, организации производства и управления производством, цикличности экономического и социального развития;

- нормативного обеспечения контрольнооценочных процедур в системе профессионально-общественно-государственного, частно-государственного управления качеством дополнительного профессионального образования в механизмах сертификации профессиональных квалификаций, аккредитации, лицензирования, контроля и надзора за образовательной деятельностью;

- регулирования требований работодателей, предъявляемых к кандидатам на обучение для получения той или иной профессии, признания факта наличия квалификации, навыков по той или иной профессии, полученных в результате спонтанного обучения;

- нормативного регулирования по качеству профессиональной подготовки содержания различного типа контрактов между поставщиками услуг в области дополнительного профессионального образования и заказчиками этих услуг;

- защиты прав потребителей в системе платных образовательных услуг в различного типа образовательных организациях, учреждениях, центрах, реализующих программы дополнительного профессионального образования взрослого населения.

Стандарт качества профессионального обучения как система включает в себя:

а] знаниево-центристскую организацию образовательной нормы; б] деятельностно-(производственно]-центристскую организацию профессиональной нормы; в] выделение обязательной, рекомендательной, справочно-информационной частей; г] направления адаптации образовательной нормы с учетом будущей профессиональной специализации лиц, обучающихся по программе ДПО.

В стандарте качества профессионального обучения раскрываются связи содержания нормативных и концептуально-стратегических документов, регулирующих и определяющих кадровую, инновационную политику и политику в сфере профессионального образования и профессиональной подготовки со стандартами качества начального, среднего и высшего профессионального образования, с профессиональными стандартами различных отраслей материального производства.

Литература

1. Алферов Ю. С. Мониторинг развития образования в мире // Педагогика. - 2002. - № 7. - С. 88-95.

2. Байденко В. И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции] как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и формирование личности специалиста : научно-методический сборник. - М., 2002.

3. Богачек И. А., Онищенко Э. В. Управление качеством в вузе в условиях Болонского процесса : моногр. - М.: Эконинформ, 2010. -

4. Болонский процесс: середина пути /под ред. В. И. Байденко. -М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов ; Российский Новый Университет, 2005. - 379 с.

5. ГОСТ Р ИСО 9001:2008. - М.: Изд-во стандартов, 2008. - 68 с.

6. Ковалева Г. С. Мониторинг качества образования на основе образовательных стандартов // Контроль качества и оценка в образовании : материалы международ.. конф. - СПб.: Изд.-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. - С.82-86.

7. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / под ред. В. А. Козырева, Н. Ф. Радионо-вой и А. П. Тряпицыной. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005.

8. Олейникова О. Н, Муравьева А. А. Профессиональные стандарты: принципы формирования, назначение и структура : методическое пособие. - М.: АнО Центр ИРПО, 2011. - 100 с.

9. Руководство по применению стандарта ИСО 9001:2000 в области обучения и образования /пер. с англ. А. Л. Раскина. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2002. - 128 с.

10. Селезнева Н. А. Качество высшего образования как объект системного исследования. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. - С.16.

11. Субетто А. И. Введение в нормологию и стандартологию образования. - СПб. ; М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 216 с.

12. Сфера образовательных услуг в системе непрерывного образования в США : аналитик. докл. / под ред. М. В. Кларина. - М.: ИТП и МИО РАО, 1994. - 74 с.

13. Челышкова М. Б., Ковалева Г. С. Основные подходы к оценке качества подготовки обучаемых в России и за рубежом : обзорный докл. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки

специалистов, 1999. - 62 с.

14. Шадриков В. Д. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и Болонский процесс // Вопросы образования. - 2004. - № 4. - С. 5-9.

342 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.