В. П. Панасюк, И. В. Романкова
(Санкт-Петербург)
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СТАНДАРТИЗАЦИИ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
В статье рассмотрен комплекс вопросов, связанных с анализом тенденций разработки и применения стандартов качества профессионального обучения специалистов. Анализируются достижения и потенциал квалитологии, стандартологии и нормологии образования.
Проблема стандартизации и пристальное внимание к ней научно-образовательной общественности России сформировались в 90-х годах XX столетия как результат логики реформирования российского образования. Наиболее четко отреагировала на это требование высшая школа России, введя ГОС на направления подготовки специалистов.
Развитие профессионального образования всех уровней и ступеней предполагает освоение компетентностного подхода к разработке федеральных государственных образовательных стандартов [2, 7]. Компетент-ностный подход нацелен на совершенно иной тип жизнедеятельности - «я живу». Компетенции удовлетворяют требованиям «плавающих» профессиональных границ, динамике профессий, их глобализации, разрушению профессиональных замкнутостей. Компетенции выступают как контекстная целесообразность, контекстное творчество, контекстно-ролевая самоорганизация, самоуправление, самооценивание, саморегулирование, самокоррекция, самопозиционирова-ние. Компетентностный подход позволяет:
- перейти в профессиональном образовании от его ориентации на воспроизведение знания к применению и организации знания;
- «снять» диктат объекта (предмета] труда (но не игнорировать его];
- положить в основание стратегию повышения гибкости в пользу расширения возможности трудоустройства и выполняемых задач;
- поставить во главу угла междисциплинарно-интегрированные требования к результату образовательного процесса;
- увязать более тесно цели с ситуациями применимости (используемости] в мире труда;
- ориентировать человеческую деятельность на бесконечное разнообразие профессиональных и жизненных ситуаций [12].
Стандартизация образования стала предметом неоднозначного отношения со стороны педагогической общественности. Главный аргумент противников стандартов в образовании состоит в том, что государственные стандарты сужают поле свободы образовательного учреждения, педагога, обучающихся в реализации педагогического творчества, саморазвития. Именно лидеры инновационного движения в российском образовании стали главными критиками не просто каких-то недостатков в образовательных стандартах, а стандартов вообще, поскольку, по их мнению, они сужают границы инновационного творчества в образовании.
Таким образом, постановка вопроса о формировании концептуального подхода к разработке и применению стандартов качества профессионального обучения специалистов вытекает из современных тенденций развития стандартизационного процесса в сфере образования.
Приведенный краткий анализ опыта в сфере стандартизации образования показывает, что масштабы исследований по этой проблематике в нашей стране в последние годы увеличились, но необходимо развивать их и в дальнейшем в связи с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения в системе общего и профессионального образования, разработкой Общероссийской системы оценки образования, систем оценки качества образования в масштабах регионов, муниципалитетов.
Наиболее широкое применение категория «стандарты обучения» получила в системе образования США еще в конце XIX века в свя-
зи с развитием общественного института аккредитации образовательных программ и учреждений [12], поскольку аккредитация трактовалась как «процедура, в ходе которой устанавливается соответствие программы учебного заведения некоторому установленному стандарту», что соответствует современному понятию сертификации в трактовке международных стандартов ^0 серии 9000 (российская версия ГОСТ Р ИСО] [5].
Стандарты образования в США не являлись государственными, а носили общественный характер, будучи стандартами ассоциаций учебных заведений США, имели рекомендательно-обязательный статус в зависимости от признания учебным заведением механизмов общественной аккредитации. При этом эволюция этих механизмов происходила в сторону усиления их роли и обязательности стандартов [12].
Значительная работа по разработке согласованных стандартов качества профессионального образования и обучения проводится по линии сотрудничества государств-участников СНГ. Первые рекомендации относительно образовательных стандартов го-сударств-участников СНГ всех уровней и ступеней (общего и профессионального] образования планировалось подготовить к концу 2010 г., после обобщения результатов Международной научно-практической конференции и подготовки первой серии аналитических докладов и материалов в 20092010 гг.
В основу рекомендаций по гармонизации образовательных стандартов государств-участников СНГ положены результаты сравнительных исследований, прежде всего концептуально-методологических оснований стандартизации в образовании в контексте национальных, европейских и мировых тенденций реформирования и развития образования.
Сегодня уже можно сказать, что на формирование концептуально-методологических оснований стандартизации в образовании существенное влияние оказывают процессы глобализации как мировая тенденция, Болонский процесс как самая глубокая структурная реформа высшего образования и Копенгагенский процесс в европейском пространстве профессионального образования во взаимосвязи с национальными стратегиями социально-экономического развития каждой из стран. В качестве общих тен-
денций стандартизации уже сегодня просматриваются следующие позиции:
- тенденция ориентации на всех уровнях и ступенях образования на обучающихся, и прежде всего на результаты их обучения и компетенции;
- возрастание требований к уровню общеобразовательной и профессиональной подготовки выпускников учебных заведений, в том числе к их креативным (творческим] способностям и системности мышления;
- широкая диверсификация образования на всех уровнях и ступенях;
- усиление связи образования и сферы труда в целях лучшей трудоустраиваемости выпускников [3, 4, 14].
В мировой образовательной практике сегодня используются три основных вида международных стандартов качества:
- стандарты серии ISO 9000 Международной организации по стандартизации;
- европейская модель совершенства Европейского фонда управления качеством (ЕФУК);
- стандарты и рекомендации гарантии качества в высшем образовании на территории Европы Европейской Ассоциации Гарантии качества высшего образования [3, 9].
Значительную методологическую и практическую помощь в поиске путей трансформации системы профессионального образования оказывают международные организации. Особую роль в выработке современного подхода к вопросам профессионального образования играет Европейский фонд обучения - ЕФО (European Training Foundation, ETF], который с привлечением лучших международных экспертов разрабатывает Европейскую рамку квалификаций - системное, структурированное описание квалификаций, образовательно-квалификационных уровней, квалификационных стандартов разных уровней и типов, установленных на основе определенного законодательством Европейского Союза набора критериев.
Опыт стандартизации в различных сферах материального и духовного воспроизводства демонстрирует широкую типологию стандартов: обязательные и рекомендательные; ступенчатые стандарты; опережающие стандарты; гармонизированные стандарты; формальные (документально оформленные] и неформальные (документально неоформленные, «неявные»]; стандарты требований;
стандарты норм; стандарты процедур (стандарты на процессы]; стандарты технологий; государственные, ведомственные, корпоративные стандарты, стандарты организаций и предприятий; стандарты различных общественных организаций, ассоциаций; международные, региональные и национальные стандарты; стандарты, различающиеся по объекту стандартизации и по своей адресности; стандарты на «продукты» и «процессы»; общие, частные и специфические стандарты. По мнению А. И. Субетто, категория «образовательного стандарта» относится к категории стандартов на социальные процессы и социальные объекты [11].
Важной тенденцией является разработка отраслевых профессиональных стандартов. Существует достаточно много определений данного понятия. Профессиональный стандарт - многофункциональный нормативный документ, определяющий в рамках конкретного вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности] требования к содержанию и условиям труда, квалификации, знаниям, умениям и широким компетенциям работников по различным квалификационным уровням; структурированные требования к содержанию и качеству труда в определенной области профессиональной деятельности, определенные в терминах требований к тому, что человек должен знать и уметь делать в определенной области трудовой деятельности [8, с. 6-7].
Профессиональный стандарт - это нормативный документ, включающий в себя подробное описание (характеристику] измеряемых требований к результатам и качеству выполнения работниками своих функций в рамках конкретного вида профессиональной деятельности (профессии], выраженных в терминах компетенций. Стандарты нужны для:
- обеспечения высокого качества профессиональной деятельности на основе единых требований к выполняемым функциям;
- формирования стандартов профессионального образования и модульных программ, основанных на компетенциях;
- разработки механизмов оценки выпускников учебных заведений профессионального образования, а также персонала различных уровней в ходе процедур сертификации (аттестации];
- формирования национальной рамки квалификаций.
Профессиональные стандарты необходимы и для сферы образования в качестве основы для формирования федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных программ всех уровней профессионального образования, разработки методических материалов и выбора форм и методов обучения в системе профессионального образования и внутрифирменного обучения персонала.
Неоднозначные вопросы стандартизации в профессиональном образовании и обучении, сложный характер связей применяемых при этом стандартов, в том числе с профессиональными стандартами, стандартам качества, обусловливает необходимость определения концептуальных подходов к разработке и применению стандартов качества профессионального обучения специалистов. Основой для разработки такой концепции должна являться методология стандартизации, опирающаяся на системологию (это есть системная методология]; системогене-тику (это есть системогенетическая методология]; теорию проектирования систем (орг-проектирования]; теорию инвариантов; теорию нормологии и стандартологии; теорию параметризации (параметрических рядов]. Методология стандартизации отвечает на вопросы - каковы:
- цели стандартизации, ее место в общем контуре управления качеством;
- объекты стандартизации;
- адресность стандартов, то есть какова сфера их действия, на какие субъекты деятельности в материальном и/или идеальном производстве она распространяется;
- отношения совместимости, сопряжения с другими блоками законодательно-нормативной базы и стандартов;
- функции и тип стандартов и какова системная организация стандартов;
- структура (архитектоника] стандартов как объекта разработки;
- общие принципы стандартизации и процессов ее поддержания и обновления.
С учетом этого представляется возможным сформулировать концепцию стандарта качества профессионального обучения. Стандарт качества профессионального обучения есть социальная норма, в которой отражены требования к качеству дополнительного профессионального образования со стороны общества, государства, граждан и работодателей. Как социальная норма «стан-
дарт» представляет собой систему норм и стандартов. Он представляется в виде единой системы взаимодействующих образовательной нормы и профессиональной нормы.
Как организация системы стандартов, стандарт качества профессионального обучения охватывает ряд образовательных циклов или ступеней профессиональной подготовки. Можно, например, выделять стандарт качества теоретического обучения, стандарт качества практического обучения; стандарт качества курсового обучения, стандарт качества послекурсового обучения.
В соответствии с принципом объект-про-цессного дуализма в профессиональном обучении можно выделять «процесс» и «результат». Как процесс, профессиональное обучение (профессиональная подготовка] представляет собой единство процессов передачи (трансляции] знаний, навыков, умений, профессионального воспитания и обучения. Как результат, профессиональная подготовка фиксируется в уровне подготовленности к профессиональной деятельности, ценностных установках на самосовершенствование в профессиональном поле.
Стандарт качества профессионального обучения является частью системы стандартов качества профессионального образования. Его назначение - фиксация социальной нормы и цели цикла дополнительного профессионального образования в общем цикле профессионального образования, отражающих принятую в профессиональном сообществе концепцию управления качеством кадровых ресурсов, его целевые установки, формы, методы, технологии. Таким образом, стандарт качества профессионального обучения, являясь носителем формализованной до определенного уровня детальности социальной нормы и цели дополнительного профессионального образования, выполняет функцию одного из механизмов общественно-государственного управления качеством профессиональной подготовки.
С этих позиций стандарт качества профессионального обучения является одним из инструментов рефлексии профессионального сообщества и работодателей и их контроля за мерой реализации закона опережающего развития качества кадрового ресурса, качества систем профессиональной подготовки, обновления профессиональных компетенций и воспроизводства кадровых ресурсов.
Стандарт качества профессионального обучения выполняет функции:
- определения нижнего уровня дополнительного профессионального образования, требуемого системами профессионального использования, гражданами, государством для конкретной профессии (укрупненной группы профессий];
- формализации цели дополнительного профессионального образования, исходя из: (1] императива инновационной экономики и экономики, основанной на знаниях, (2] приоритета качества кадровых ресурсов, качества труда, конкурентоспособности специалиста, (3] установки на повышение конкурентоспособности отечественной экономики в условиях глобализации и межстрановой конкуренции;
- текущей образовательной нормы по различным направлениям профессионального обучения с учетом сложившейся системы организаций, учреждений, предоставляющих услуги в области дополнительного профессионального образования под воздействием цикличности развития науки, техники, технологий, организации производства и управления производством, цикличности экономического и социального развития;
- нормативного обеспечения контрольнооценочных процедур в системе профессионально-общественно-государственного, частно-государственного управления качеством дополнительного профессионального образования в механизмах сертификации профессиональных квалификаций, аккредитации, лицензирования, контроля и надзора за образовательной деятельностью;
- регулирования требований работодателей, предъявляемых к кандидатам на обучение для получения той или иной профессии, признания факта наличия квалификации, навыков по той или иной профессии, полученных в результате спонтанного обучения;
- нормативного регулирования по качеству профессиональной подготовки содержания различного типа контрактов между поставщиками услуг в области дополнительного профессионального образования и заказчиками этих услуг;
- защиты прав потребителей в системе платных образовательных услуг в различного типа образовательных организациях, учреждениях, центрах, реализующих программы дополнительного профессионального образования взрослого населения.
Стандарт качества профессионального обучения как система включает в себя:
а] знаниево-центристскую организацию образовательной нормы; б] деятельностно-(производственно]-центристскую организацию профессиональной нормы; в] выделение обязательной, рекомендательной, справочно-информационной частей; г] направления адаптации образовательной нормы с учетом будущей профессиональной специализации лиц, обучающихся по программе ДПО.
В стандарте качества профессионального обучения раскрываются связи содержания нормативных и концептуально-стратегических документов, регулирующих и определяющих кадровую, инновационную политику и политику в сфере профессионального образования и профессиональной подготовки со стандартами качества начального, среднего и высшего профессионального образования, с профессиональными стандартами различных отраслей материального производства.
Литература
1. Алферов Ю. С. Мониторинг развития образования в мире // Педагогика. - 2002. - № 7. - С. 88-95.
2. Байденко В. И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции] как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и формирование личности специалиста : научно-методический сборник. - М., 2002.
3. Богачек И. А., Онищенко Э. В. Управление качеством в вузе в условиях Болонского процесса : моногр. - М.: Эконинформ, 2010. -
4. Болонский процесс: середина пути /под ред. В. И. Байденко. -М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов ; Российский Новый Университет, 2005. - 379 с.
5. ГОСТ Р ИСО 9001:2008. - М.: Изд-во стандартов, 2008. - 68 с.
6. Ковалева Г. С. Мониторинг качества образования на основе образовательных стандартов // Контроль качества и оценка в образовании : материалы международ.. конф. - СПб.: Изд.-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. - С.82-86.
7. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / под ред. В. А. Козырева, Н. Ф. Радионо-вой и А. П. Тряпицыной. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005.
8. Олейникова О. Н, Муравьева А. А. Профессиональные стандарты: принципы формирования, назначение и структура : методическое пособие. - М.: АнО Центр ИРПО, 2011. - 100 с.
9. Руководство по применению стандарта ИСО 9001:2000 в области обучения и образования /пер. с англ. А. Л. Раскина. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2002. - 128 с.
10. Селезнева Н. А. Качество высшего образования как объект системного исследования. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. - С.16.
11. Субетто А. И. Введение в нормологию и стандартологию образования. - СПб. ; М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 216 с.
12. Сфера образовательных услуг в системе непрерывного образования в США : аналитик. докл. / под ред. М. В. Кларина. - М.: ИТП и МИО РАО, 1994. - 74 с.
13. Челышкова М. Б., Ковалева Г. С. Основные подходы к оценке качества подготовки обучаемых в России и за рубежом : обзорный докл. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки
специалистов, 1999. - 62 с.
14. Шадриков В. Д. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и Болонский процесс // Вопросы образования. - 2004. - № 4. - С. 5-9.
342 с.