Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА УСТАНОВЛЕНИЯ И ВЗИМАНИЯ ПАРАФИСКАЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ'

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА УСТАНОВЛЕНИЯ И ВЗИМАНИЯ ПАРАФИСКАЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
25
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПАРАФСКАЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ / ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ / НАЛОГИ / СБОРЫ / БЮДЖЕТ / ДОХОД / PARAFSKALNY PAYMENTS / OBLIGATORY PAYMENTS / TAXES / COLLECTING / BUDGET / INCOME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Магомедова Д.Г., Параскевов И.Ф.

В статье рассмотрены основные тренды развития системы парафискальныхх платежей на современном этапе. Проанализированы проблемные аспекты, связанные с правомерностью установления парафискального платежа. На основании проведенного исследования автором даются предложения и рекомендации в сфере нормативного закрепления института парафискалитета в законодательстве Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT TRENDS OF IMPROVEMENT OF PROCESS OF ESTABLISHMENT AND COLLECTION OF PARAFISCAL PAYMENTS

In article the main trends of development of a system парафискальныхх payments at the present stage are considered. The problem aspects connected with legitimacy of establishment of parafiscal payment are analysed. On the basis of the conducted research the author makes offers and recommendations in the sphere of standard fixing of institute of the parafiskalitet in the legislation of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА УСТАНОВЛЕНИЯ И ВЗИМАНИЯ ПАРАФИСКАЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ»

УДК 34

Магомедова Д.Г. студент 3 курса магистратуры научный руководитель: Параскевов И.Ф.,

доцент

«РЭУ им. Г.В. Плеханова» филиал в г. Пятигорске Россия, г. Пятигорск СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА УСТАНОВЛЕНИЯ И ВЗИМАНИЯ ПАРАФИСКАЛЬНЫХ

ПЛАТЕЖЕЙ

Аннотация. В статье рассмотрены основные тренды развития системы парафискальныхх платежей на современном этапе. Проанализированы проблемные аспекты, связанные с правомерностью установления парафискалъного платежа. На основании проведенного исследования автором даются предложения и рекомендации в сфере нормативного закрепления института парафискалитета в законодательстве Российской Федерации.

Ключевые слова: парафскалъные платежи, обязательные платежи, налоги, сборы, бюджет, доход.

Magomedova D.G.

3nd year student of magistracy The Pyatigorsk branch of the Plekhanov Russian University of Economics

Russia, Pyatigorsk Scientific аdviser: Paraskevov I.F.

Candidate of Economic Sciences, assistant professor The Pyatigorsk branch of the Plekhanov Russian University of Economics

Russia, Pyatigorsk CURRENT TRENDS OF IMPROVEMENT OF PROCESS OF ESTABLISHMENT AND COLLECTION OF PARAFISCAL PAYMENTS Abstract. In article the main trends of development of a system парафискальныхх payments at the present stage are considered. The problem aspects connected with legitimacy of establishment of parafiscal payment are analysed. On the basis of the conducted research the author makes offers and recommendations in the sphere of standardfixing of institute of the parafiskalitet in the legislation of the Russian Federation.

Keywords: parafskalny payments, obligatory payments, taxes, collecting, budget, income.

Современные тенденции развития системы обязательных платежей РФ выражаются, во-первых, в расширении перечня парафискальных платежей. Так в настоящее время обсуждается законопроект об обязательных платежах, целью сбора которых является формирование фонда денежных средств для

осуществления выплат вознаграждений за использование произведений на условиях глобальной лицензии 1. Во-вторых, они выражаются в изменении порядка аккумуляции, распределения и расходования парафискальных платежей. Так Минэкономразвития России предложило ввести выплаты за рестрансляцию аудиовизаульных произведений, возложив их сбор на госкомпанию.

Выявление проблем установления и взимания парафискальных платежей и формулирование на этой основе правовых требований является одной из наиболее важных задач при исследовании парафискалитетов. Представляется, что правовые проблемы установления и взимания парафискалитетов определяются их сущностным признаком - особенностью целевого характера платежа, выражающемся в закреплении доходов за заранее определенными расходами. Следует выделить две группы таких проблем: проблемы правомерности установления парафискального платежа; проблемы финансового контроля за взиманием (уплатой) парафискального платежа и расходованием сформированного фонда денежных средств.

Представляется возможным выделить три проблемы, связанные с правомерностью установления парафискального платежа.

1) Зависимость парафискалитета от наличия делегированной публичной функции.

Целевой характер формируемого фонда предполагает установление правовой зависимости создания денежного фонда от наличия делегированной публичной функции. Целью создания фонда денежных средств, формируемых за счет уплаты парафискальных платежей, является финансирование деятельности, связанной с выполнением специальных функций, отражающих публичный интерес, лицом, не являющимся органом государственной власти или местного самоуправления. Таким образом, установлению парафискалитета должно соответствовать закрепление за таким лицом определенной публичной функции. При этом, поскольку такое закрепление само по себе предполагает ограничение прав и свобод такого лица или возложение на него определенных обязанностей, то такое закрепление (наделение) должно осуществляться федеральным законом.

Необходимо на законодательном уровне определить конкретные сферы общественных отношений, в которых возможно делегирование государством части публичных функций юридическому лицу, не являющемуся органом государственной власти или местного самоуправления, либо, наоборот, обозначить исключительную сферу, в которой все публичные функции должны осуществляться только государством.

Парафискальный платеж, установленный в отсутствие законодательного делегирования публичной функции или за пределами сферы применения парафискальных платежей, должен быть признан

1 Законопроект Федерального закона Российской Федерации «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части совершенствования оборота результатов интеллектуальной деятельности в информационно-телекоммуникационных сетях». URL: http://static.consultant.ru/obj/file/doc/fz_250215-3.rtf

установленным незаконно. Также как незаконно установленный следует рассматривать парафискалитет, цель взимания которого не определена или является общей.

2) Соответствие элементов обложения цели финансирования, установленной при введении парафискалитета.

Указанная проблема отражает требование обоснованного распределения бремени обложения парафискальными платежами. В качестве примера выполнения указанного требования рассмотрим плату за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях. Так п. 1 ст. 1245 ГК РФ и принятым в соответствии с указанной нормой Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 г. № 8291 предусматривается, что базой для расчета отчисления является стоимость произведенных (импортированных) в РФ оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения. Таким образом, связывая уплату отчислений с объектами, использование которых предполагает воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений и с лицами, которые производят (импортируют) такие объекты, законодатель обоснованно распределил бремя обложения.

3) Распределение полномочий по установлению парафискального платежа.

Как было ранее отмечено при рассмотрении механизмов финансового контроля, делегирование публичной функции ставит вопрос и о возможности делегирования полномочий, связанных с установлением, взиманием и расходованием фондов, создаваемых для ее финансирования. На сегодняшний день нет единого подхода, на каком уровне и в какой мере необходимо закреплять каждый из элементов парафискального платежа. В случаях с различными парафискалитетами такие элементы могут быть закреплены в законе, подзаконном нормативно-правовом акте и локальном нормативном акте юридического лица, в фонд которого и происходит уплата соответствующего парафискального платежа.

По нашему мнению, обязанность по уплате парафискального платежа необходимо закреплять непосредственно в законе. Также законом должны быть установлены и основные элементы парафискальных платежей, в том числе максимальные размеры ставок. Отдельные элементы парафискалитетов, такие как конкретные размеры ставок, возможно конкретизировать в подзаконных нормативно-правовых актах уровня

1 Постановление Правительства РФ от 14.10.2010 № 829 «О вознаграждении за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях» (вместе с «Положением о сборе средств для выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях, подлежащих уплате изготовителями оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения», «Положением о сборе средств для выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях, подлежащих уплате импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения», «Положением о распределении и выплате авторам, исполнителям и изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях») // СЗ РФ. 2010. № 42. Ст. 5398.

постановлений Правительства РФ. При этом влияние на основные элементы обязательных платежей со стороны юридических лиц, в фонд которых происходит уплата парафискалитетов, должно быть исключено. Такой подход позволит не допускать злоупотреблений со стороны юридических лиц, в фонд которых происходит уплата парафискальных платежей, и оставить за ними только полномочия по аккумуляции, распределению и расходованию фондов денежных средств на соответствующие цели.

Проблема финансового контроля за взиманием (уплатой) парафискальных платежей и расходованием сформированного фонда денежных средств состоит в многообразии существующих его режимов, что необоснованно увеличивает нагрузку на плательщиков и государство при администрировании платежей, а используемые на практике режимы финансового контроля могут быть распределены по признаку собственности на фонд денежных средств парафискалитета, а также по признаку соотношения между владельцем фонда и его бенефициаром.

Элементом финансового контроля, который может быть унифицирован по признаку права собственности на фонд денежных средств, может быть контроль за взиманием парафискалитета. Как было рассмотрено выше, право собственности на фонд денежных средств коррелирует с характером (предметом) финансируемой публичной функции - так, право собственности государства или государственной корпорации соответствует публично-правовому характеру отношений, в рамках которых происходит делегирование исполняемой функции. Таким образом, представляется возможным, что для парафискальных платежей, средства от уплаты которых являются собственностью РФ или государственной корпорации, и для парафискальных платежей, средства от уплаты которых являются собственностью иных лиц, должны устанавливаться различные механизмы контроля за взиманием (уплатой) соответствующих средств.

Таким образом, можно сформулировать требования к нормативному закреплению института парафискалитета в законодательстве Российской Федерации:

1. Парафискалитет может быть установлен только федеральным законом. Также законом должны быть установлены основные элементы парафискальных платежей, в том числе максимальные размеры ставок. Отдельные элементы парафискалитетов, такие как конкретные размеры ставок, могут быть установлены постановлениями Правительства Российской Федерации;

2. Основанием для установления парафискалитета является предусмотренное федеральным законом делегирование лицу, не являющемуся органом государственной власти или местного самоуправления, определенной публичной функции.

3. Элементы обложения должны соответствовать цели финансирования, установленной при введении парафискалитета.

4. На отношения, связанные с исчислением и уплатой

парафискалитетов, право собственности на фонды которых принадлежит государству или государственным корпорациям, должны быть распространены нормы налогового контроля, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации.

5. Необходимо законодательное закрепление правового режима денежных средств, формирующих фонд парафискалитета, обеспечивающего сохранность и целевое использование денежных средств, в частности: требования к обособлению денежных средств и их размещению, и инвестированию; перечню допустимых расходных операций, соответствующих цели финансирования; ограничению на обращение взыскания на денежные средства по обязательствам, не связанным с установленными направлениями расходования. Оптимальным правовым решением для аккумуляции денежных средств с указанным режимом представляется создание отдельного юридического лица в организационно-правовой форме фонда.

6. Необходимо законодательное закрепление квалификационных требований в отношении лица, владеющего фондом денежных средств и/или его органов управления, требований к наличию внутреннего контроля, отчетности за расходованием средств фонда.

Для законодательного закрепления группы парафискальных платежей следует использовать понятие целевые взносы. Оно наиболее емко отражает специфику парафискалитета и более органично вписывается в систему обязательных платежей.

Использованные источники:

1. Законопроект Федерального закона Российской Федерации «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части совершенствования оборота результатов интеллектуальной деятельности в информационно-телекоммуникационных сетях». URL: http : //static.consultant.ru/obj/file/doc/fz_250215-3.rtf

2. Постановление Правительства РФ от 14.10.2010 №2 829 «О вознаграждении за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях» (вместе с «Положением о сборе средств для выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях, подлежащих уплате изготовителями оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения», «Положением о сборе средств для выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях, подлежащих уплате импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения», «Положением о распределении и выплате авторам, исполнителям и изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях») // СЗ РФ. 2010. № 42. Ст. 5398.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.