Научная статья на тему 'Классификация парафискальных платежей в Российской Федерации'

Классификация парафискальных платежей в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
8279
605
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ / СБОР / ПАРАФИСКАЛЬНЫЙ ПЛАТЕЖ / ПАРАФИСКАЛИТЕТ / ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ПЛАТЕЖ / ДЕНЕЖНЫЙ ФОНД

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Корнев Александр Дмитриевич

На сегодняшний день, в финансовой системе Российской Федерации, существуют специфические категории платежей, выходящие за рамки привычных правовых институтов. Среди таких платежей определенный интерес вызывают парафискальные платежи или парафискалитеты. Законодатель не дает определение группе таких платежей и не закрепляет их юридически значимые признаки, особенности и классификацию. Ответы на эти вопросы можно найти только в науке финансовое право. Цель данной статьи опираясь на современную систему обязательных платежей Российской Федерации предложить классификацию парафискалитетов. Задачами статьи является приведение наиболее общего понятия парафискальных платежей; выделение существенных признаков, характеризующих парафискалитет; перечисление основных видов парафискальных платежей; выделение критериев по которым можно провести классификацию парафискальных платежей. Методологическая основа исследования представляет собой комплекс методов научного познания, таких как системный, комплексный, сравнительно-правовой, логико-юридический, формально-юридический и другие. Применение таких методов позволило исследовать группу парафискалитетов в рамках системы обязательных платежей Российской Федерации. А именно, исследовать объекты во взаимосвязи, целостности, всесторонне и объективно. Результатом научного исследования является формулирование оснований, по которым следует классифицировать парафискальные платежи, существующие в системе обязательных платежей Российской Федерации. Оригинальность и ценность данной работы заключается в том, что группа парафискальных платежей на сегодняшний день не закреплена на законодательном уровне и слабо изучена наукой финансового права. Приведенная классификация парафискальных платежей полезна как для законодателя, так и для науки финансового права. Она необходима для дальнейшего изучения, развития и определения места парафискалитетов в современной системе обязательных платежей Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSIFICATION OF PARAFISCAL PAYMENTS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Currently, in the financial system of the Russian Federation there are specific categories of payments, which are beyond the scope of usual legal institutions. Among such payments, the category of parafiscal payments is of some interest. The legislature does not provide a definition of this group of payments and does not set forth their legally relevant attributes, characteristics and classification. The answers to these questions can be found only in the science of finance. The purpose of this article is to propose a classification of parafiscal payments on the basis of the modern system of obligatory payments in the Russian Federation. The aims of the article are to set forth the most general concept of parafiscal payments; to identify the essential attributes that characterize a parafiscal payment; to list the main types of parafiscal payments; to identify the criteria, on the basis of which one can classify parafiscal payments. The methodological framework of the study is a set of methods of scientific cognition, including systematic, comprehensive, comparative-legal, logical-legal, formal-legal and other methods. The use of such methods made it possible to explore the group of parafiscal payments within the framework of the system of obligatory payments in the Russian Federation, and more specifically, to explore the objects in reference to each other and in their integrity, in a comprehensive and objective way. The result of the scientific research is the formulation of the basis, on which parafiscal payments, existing in the system of payments of the Russian Federation, should be classified. The originality and significance of this paper lie in the fact that the group of parafiscal payments is not currently formalized at the legislative level and is insufficiently studied by the science of financial law. The provided classification of parafiscal payments is valuable for both the legislature and the science of financial2 law. It is necessary for further study, development and determination of the place of parafiscal payments in the modern system of obligatory payments in the Russian Federation

Текст научной работы на тему «Классификация парафискальных платежей в Российской Федерации»

4.5. КЛАССИФИКАЦИЯ ПАРАФИСКАЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Корнев Александр Дмитриевич, аспирант

Место учебы: ФГБОУ ВПО «Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА)»

alexkornev2812@gmail.com

Аннотация: На сегодняшний день, в финансовой системе Российской Федерации, существуют специфические категории платежей, выходящие за рамки привычных правовых институтов. Среди таких платежей определенный интерес вызывают парафискальные платежи или парафиска-литеты. Законодатель не дает определение группе таких платежей и не закрепляет их юридически значимые признаки, особенности и классификацию. Ответы на эти вопросы можно найти только в науке финансовое право.

Цель данной статьи - опираясь на современную систему обязательных платежей Российской Федерации предложить классификацию парафискалитетов.

Задачами статьи является - приведение наиболее общего понятия парафискальных платежей; выделение существенных признаков, характеризующих парафискалитет; перечисление основных видов парафискальных платежей; выделение критериев по которым можно провести классификацию парафискальных платежей.

Методологическая основа исследования представляет собой комплекс методов научного познания, таких как системный, комплексный, сравнительно-правовой, логико-юридический, формально-юридический и другие. Применение таких методов позволило исследовать группу пара-фискалитетов в рамках системы обязательных платежей Российской Федерации. А именно, исследовать объекты во взаимосвязи, целостности, всесторонне и объективно.

Результатом научного исследования является формулирование оснований, по которым следует классифицировать парафискальные платежи, существующие в системе обязательных платежей Российской Федерации.

Оригинальность и ценность данной работы заключается в том, что группа парафискальных платежей на сегодняшний день не закреплена на законодательном уровне и слабо изучена наукой финансового права. Приведенная классификация парафискальных платежей полезна как для законодателя, так и для науки финансового права. Она необходима для дальнейшего изучения, развития и определения места парафискалитетов в современной системе обязательных платежей Российской Федерации

Ключевые слова: налог, сбор, парафискальный платеж, парафискалитет, обязательный платеж, денежный фонд

CLASSIFICATION OF PARAFISCAL PAYMENTS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Kornev Aleksandr D., graduate student

Study place: Moscow State University of Law named after O. E. Kutafin

alexkornev2812@gmail.com

Annotation: Currently, in the financial system of the Russian Federation there are specific categories of payments, which are beyond the scope of usual legal institutions. Among such payments, the category of parafiscal payments is of some interest. The legislature does not provide a definition of this group of payments and does not set forth their legally relevant attributes, characteristics

and classification. The answers to these questions can be found only in the science of finance.

The purpose of this article is to propose a classification of parafiscal payments on the basis of the modern system of obligatory payments in the Russian Federation. The aims of the article are to set forth the most general concept of parafiscal payments; to identify the essential attributes that characterize a parafiscal payment; to list the main types of parafiscal payments; to identify the criteria, on the basis of which one can classify parafiscal payments.

The methodological framework of the study is a set of methods of scientific cognition, including systematic, comprehensive, comparative-legal, logical-legal, formal-legal and other methods. The use of such methods made it possible to explore the group of parafiscal payments within the framework of the system of obligatory payments in the Russian Federation, and more specifically, to explore the objects in reference to each other and in their integrity, in a comprehensive and objective way.

The result of the scientific research is the formulation of the basis, on which parafiscal payments, existing in the system of payments of the Russian Federation, should be classified.

The originality and significance of this paper lie in the fact that the group of parafiscal payments is not currently formalized at the legislative level and is insufficiently studied by the science of financial law. The provided classification of parafiscal payments is valuable for both the legislature and the science of financial law. It is necessary for further study, development and determination of the place of parafiscal payments in the modern system of obligatory payments in the Russian Federation

Keywords: tax, fee, parafiscalite, parafiscal payment, obligatory payment, monetary fund

Парафискальный платеж или парафискалитет - это обязательный, самостоятельный, устанавливаемый преимущественно на основе нормативно-правовых актов органов исполнительной власти, возмездный или индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц, средства от уплаты которого поступают в фонд юридического лица публичного или частного права, не являющегося центральным или местным органом государственной власти или административным учреждением, выполняющего специальные функции отражающие публичный интерес.

Из данного определения можно выделить три основных признака, характеризующих специфику парафискальных платежей.

Во-первых, уплата парафискалитета носит обязательный характер. Но обязанность по уплате возникает не всегда на основе закона - нормативно-правового акта, обладающего высшей юридической силой. Преимущественно она возникает на основе актов органов исполнительной власти, т. е. посредством издания подзаконных правовых актов, в том числе ведомственного уровня.

Во-вторых, принципиальной спецификой обладает фонд денежных средств, формируемый в процессе уплаты парафискальных платежей. Так, парафискали-теты являются источниками доходов не бюджета, а специально созданных фондов юридических лиц публичного или частного права, не являющихся центральными или местными органами государственной власти, административными учреждениями. Само по себе право взимать парафискальные платежи возникает у таких лиц в результате принятия государством решения об осуществлении финансового обеспечения выполнения соответствующей деятельности не путем

субсидий из государственного бюджета, а путем сбора в пользу таких лиц необходимых финансовых средств непосредственно с населения и юридических лиц.

В-третьих, уплата парафискальных платежей носит строго целевой характер, определяемый нормами права в каждом конкретном случае, для реализации публичных интересов. Выполнение такой задачи возлагается на юридическое лицо публичного или частного права, не являющегося центральным или местным органом государственной власти или административным учреждением, по поручению государства, оформленного нормативно-правовым актом.

На сегодняшний день в финансовой системе Российской Федерации существует целый ряд обязательных платежей, обладающих совокупностью перечисленных признаков парафискалитета. Так опираясь на работы Годме,П.-М. [Годме 1978], Долговой А.Ю. [Долгова 2012], Васяниной Е.Л. [Васянина 2006], Кучерова И.И.[Кучеров 2009] , Кузин А.А. [Кузин 2014] и некоторых других авторов и анализе нормативно правовых актов, можно выделить следующие виды парафис-кальных платежей:

1) Плата за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях. Данный платеж регулируется ст.1245 Гражданского кодекса Российской Федерации [Гражданский кодекс

2006] и Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 829 «О вознаграждении за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях» (вместе с «Положением о сборе средств для выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях, подлежащих уплате изготовителями оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения», «Положением о сборе средств для выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях, подлежащих уплате импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения», «Положением о распределении и выплате авторам, исполнителям и изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях») [Постановление 2010].

2) Отчисления в резерв универсального обслуживания. Соответствующие нормы закреплены в Федеральном законе от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» [Федеральный закон 2003] и в Постановлении Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 829 [Постановление 2005].

3) Отчисления предприятий и организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты. Большая часть положений, регулирующих порядок установления и взимания таких обязательных платежей, закреплена на законодательном уровне - в статье 264 части второй Налогового кодекса Российской Федерации [Налоговый кодекс 2000] и в Федеральном законе от 01.12.2007 № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» [Федеральный закон

2007]. Порядок уплаты и правила определения размера отчислений закрепляются подзаконными нормативно-правовыми актами - Постановлением Правительства РФ от 21.09.2005 № 576 «Об утверждении Правил отчисления организациями, эксплуатирующими особо

радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты (кроме атомных станций), средств для формирования резервов, предназначенных для обеспечения безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях их жизненного цикла и развития» [Постановление 2005] и Постановлением Правительства РФ от 30.01.2002 № 68 «Об утверждении Правил отчисления предприятиями и организациями, эксплуатирующими особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты (атомные станции), средств для формирования резервов, предназначенных для обеспечения безопасности атомных станций на всех стадиях их жизненного цикла и развития» [Постановление 2002].

4) Страховые взносы в фонд обязательного страхования вкладов. На сегодняшний день этот обязательный платеж регулируется Федеральным законом от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» [Федеральный закон 2003] и Решением Совета директоров ГК «Агентство по страхованию вкладов» от 28.04.2015, протокол № 6 «О ставках страховых взносов банков в фонд обязательного страхования вкладов» [Решение 2015].

5) Страховые взносы, уплачиваемые в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации и негосударственные пенсионные фонды. Общие положения об обязательном социальном страховании в Российской Федерации закреплены в Федеральном законе от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» [Федеральный закон 1999]. Деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» [Федеральный закон 2001] и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» (вместе с «Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России)», «Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России)») [Постановление ВС РФ 2001]. Деятельность Фонда социального страхования Российской Федерации регламентирована нормами Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» [Федеральный закон 2006], Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» [Федеральный закон 1998] и Постановления Правительства РФ от 12.02.1994 № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» [Постановление 1994]. В свою очередь, Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основании норм, закрепленных в Федеральном законе от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» [Федеральный закон 2010].

Существенные элементы каждого из перечисленных страховых взносов, такие как объект обложения страховыми взносами, база для начисления страховых взносов, суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, порядок исчисления, порядок и сроки

уплаты страховых взносов, а также порядок обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов, регулируются общим Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» [Федеральный закон 2009].

При этом, если в качестве страховщика застрахованное лицо выбирает негосударственный пенсионный фонд, деятельность которого регулируется Федеральным законом от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» [Федеральный закон от 07.05.1998], то обязательство по уплате пенсионных взносов конкретизируется в соответствующем пенсионном договоре. То есть уже в гражданско-правовой плоскости .

6) Третейские сборы. Обязанность по уплате и общие факторы, влияющие на размер третейского сбора закреплены в Федеральном законе «О третейских судах в Российской Федерации» [Федеральный закон 2002], а конкретная величина суммы третейского сбора или конкретные правила ее определения устанавливаются либо решением сторон об образовании третейского суда для разрешения конкретного спора, либо регламентом - локальным нормативно-правовым актом организации, при которой учрежден постоянно действующий третейский суд.

7) На сегодняшний день существует законопроект Федерального закона Российской Федерации «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части совершенствования оборота результатов интеллектуальной деятельности в информационно-телекоммуникационных сетях» [Законопроект]. Данный законопроект предполагает введение нового обязательного платежа, целью сбора которого является формирование фонда денежных средств находящегося в ведении аккредитованной организации для осуществления выплат вознаграждений за использование произведений на условиях глобальной лицензии.

Все перечисленные обязательные платежи в полной мере отвечают ключевым критериям характерным пара-фискалитетам. При этом парафискальные платежи между собой имеют определенные несущественные различия, на основании которых их можно классифицировать.

Во-первых, в группу парафискальных платежей входят как индивидуально-безвозмездные платежи, так и платежи, уплата которых является одним из условий совершения в отношении плательщиков уполномоченными лицами юридически значимых действий. Таким образом, парафискалитеты обладают характером налога либо сбора.

Отчисления в резерв универсального обслуживания обладают признаком индивидуальной безвозмездности. В соответствии со статьей 60 Федерального закона «О связи» [Федеральный закон 2003], источниками формирования резерва универсального обслуживания являются обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования и иные не запрещенные законом источники. Следовательно, любое юридическое лицо, являющееся оператором сети связи общего пользования, в силу своего статуса, обязано с установленной периодичностью уплачивать средства в фонд аккредитованной организации. Такой платеж не будет являться одним из условий совершения в отношении плательщиков уполно-

моченными лицами юридически значимых действий и является индивидуально-безвозмездным.

С другой стороны, третейский сбор обладает этим признаком. В соответствии с «Регламентом Третейского суда для разрешения экономических споров при Торгово-промышленной палате Российской Федерации» утв. Приказом ТПП РФ от 22.06.2006 № 48 [Регламент 2006], под третейским сбором понимается -сбор, уплачиваемый при подаче искового заявления авансом по каждому поданному в Третейский суд иску для покрытия расходов по организации и проведению третейского разбирательства, в том числе общехозяйственных расходов, связанных с деятельностью Третейского суда, выплаты гонораров третейским судьям, докладчикам, председателю или заместителю председателя Третейского суда. То есть, уплата третейского сбора является одним из условий совершения в отношении плательщика уполномоченными лицами юридически значимых действий. В данном случае - рассмотрение спора в третейском суде.

Как уже говорилось выше, одной из существенных особенностей парафискальных платежей является то, что обязанность по их уплате возникает не всегда на основе закона - нормативно-правового акта, обладающего высшей юридической силой. Преимущественно она возникает на основе актов органов исполнительной власти, т. е. посредством издания подзаконных правовых актов, в том числе ведомственного уровня. Как правило, в советующих нормативно-правовых актах закреплены не только сами обязательства по уплате, но и все элементы парафискального платежа. В этом случае можно говорить о жесткой форме установления элементов платежа. Но на практике встречаются случаи, когда конкретный размер, сроки, порядок уплаты и некоторые другие элементы парафис-кального платежа устанавливаются непосредственно юридическим лицом публичного или частного права, не являющегося центральным или местным органом государственной власти или административным учреждением, в фонд которого и поступает такой платеж.

Так для платы за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях характерна жесткая форма установления всех элементов платежа. Весь перечень оборудования и материальных носителей, размер и порядок уплаты средств, а также способ распределения вознаграждения, закрепляются подзаконным нормативно правовым актом - Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 829 «О вознаграждении за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях» (вместе с «Положением о сборе средств для выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях, подлежащих уплате изготовителями оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения», «Положением о сборе средств для выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях, подлежащих уплате импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения», «Положением о распределении и выплате авторам, исполнителям и изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных це-

лях») [Постановление 2010]. Таким образом, аккредитованная организация обязана только рассчитывать по законодательно закреплённой формуле сумму средств для выплаты вознаграждения для каждого плательщика, но не может изменять размер, порядок уплаты или иные существенные элементы такого парафискально-го платежа. При этом, в некоторых случаях, договором об уплате средств для выплаты вознаграждения между изготовителем оборудования и материальных носителей с аккредитованной организацией может быть установлен отчетный период отличный от общего.

В свою очередь, страховые взносы в фонд обязательного страхования вкладов отличаются гибкой формой установления элементов обязательного платежа. Так в соответствии с пунктами 7, 9 и 10 статьи 36 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» [Федеральный закон 1990], Агентство по страхованию вкладов самостоятельно устанавливает конкретные размеры базовой, дополнительной и повышенной дополнительной ставок, определяет порядок исчисления расчётной базы, а также формирует перечь банков, к которым применяются дополнительные и повышенные дополнительные ставки страховых взносов. Сейчас они определены в Решении Совета директоров ГК «Агентство по страхованию вкладов» от 28.04.2015, протоколом № 6 «О ставках страховых взносов банков в фонд обязательного страхования вкладов» [Решение 2015]. Таким образом, аккредитованная организация, в фонд которой поступают средства от уплаты парафискального платежа, самостоятельно определяет конкретный размер такого платежа для каждого плательщика.

Третьим основание для классификации парафис-кальных платежей является характер юридического лица, в фонд которого поступают средства от их уплаты. В зависимости от конкретного вида парафискали-тета, такое юридической лицо может быть субъектом публичного, либо частного права.

Для аккумуляции отчислений предприятий и организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2007 № 317-ФЗ [Федеральный закон 2007], Российской Федерацией была создана Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом». В соответствии со статьей 3 этого федерального закона, «Росатом» является юридическим лицом публичного права, созданным в организационно-правовой форме государственной корпорации, то есть является не имеющей членства некоммерческой организацией. Согласно своему статусу, «Росатом» является уполномоченным Российской Федерацией органом управления использованием атомной энергии, наделенным полномочиями от имени Российской Федерации осуществлять государственное управление использованием атомной энергии, государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, а также нормативно-правовое регулирование в области использования атомной энергии.

В качестве примера юридических лиц - субъектов частного права, в фонд которых поступают средства от уплаты парафискальных платежей, рассмотрим негосударственные пенсионные фонды. Согласно Федеральному закону от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» [Федеральный закон от

07.05.1998], под негосударственным пенсионным фондом понимается организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательное пенсионное страхование. Такая деятельность осуществляется фондом на основании лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию. Фонд создается в организационно-правовой форме акционерного общества и отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Все многообразие парафискальных платежей можно классифицировать и по следующему признаку. В некоторых случаях возникновение необходимости осуществить платеж напрямую зависит от момента совершения законодательно установленных действий конкретным плательщиком парафискалитета. Либо момент уплаты определяется на законодательном уровне один для всех плательщиков конкретного вида парафискального платежа и связан с истечением отчетного периода.

В качестве примера, рассмотрим плату за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях [Постановление 2010]. В силу своей специфики, определение момента уплаты этого парафискального платежа зависит от характера деятельности его плательщика.

В случае, если такое юридическое лицо является импортером соответствующего оборудования, то срок, когда необходимо совершить платеж, рассчитывается следующим образом: в течение 10 рабочих дней со дня помещения оборудования и материальных носителей под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, импортер (декларант) обязан предоставить в аккредитованную организацию информацию о наименовании, количестве, таможенной стоимости оборудования и материальных носителей, соответствующие им коды единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и документы, подтверждающие помещение оборудования и материальных носителей под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Уплата такого обязательного платежа должна быть произведена импортером (декларантом) не позднее 10 рабочих дней со дня получения от аккредитованной организации информации о сумме средств, подлежащих уплате. Следовательно, возникновение необходимости осуществить платеж напрямую зависит от момента помещения соответствующим импортером оборудования и материальных носителей под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

В свою очередь, для изготовителей оборудования и материальных носителей установлен отчетный период. Если иное не предусмотрено договором об уплате средств для выплаты вознаграждения между изготовителем оборудования и материальных носителей с аккредитованной организацией, отчетный период равен одному кварталу. Так, изготовитель материальных носителей обязан не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, представить в аккредитованную организацию отчет о реализации оборудования и материальных носителей, а также документы в отношении произведенных оборудования и материальных носителей, содержащие их описание, информацию о количестве и цене реализации, а также соответствующие им коды по Общероссийскому классификатору продукции. В

этом случае изготовитель самостоятельно осуществляет расчет суммы средств для выплаты вознаграждения, которая должна быть уплачена в фонд аккредитованной организации не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Таким образом, на сегодняшний день можно предложить четыре основания, по которым следует классифицировать парафискальные платежи, существующие в системе обязательных платежей Российской Федерации:

1) Наличие или отсутствие признака индивидуальной возмездности.

2) В жесткой либо гибкой форме установлены существенные элементы обязательного платежа.

3) Юридическое лицо, в фонд которого поступают средства от уплаты парафискальных платежей, является субъектом публичного либо частного права.

4) Возникновение необходимости осуществить платеж напрямую зависит от момента совершения законодательно установленных действий конкретным плательщиком парафискалитета либо момент уплаты определяется на законодательном уровне один для всех плательщиков конкретного вида парафискального платежа и связан с истечением отчетного периода.

Список литературы:

1. Васянина, Е.Л. Система фискальных сборов по законодательству Российской Федерации: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2006.

2. Годме, П.-М. Финансовое право (пер. с франц., вступ. ст. Р.О. Халфиной). М.: Прогресс, 1978.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 2Э0-ФЗ / Собрание законодательства РФ, 25.12.2006, N 52 (1 ч.), ст. 5496.

4. Долгова, А.Ю. Парафискальные сборы в России: Монография. Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2012.

5. Законопроект Федерального закона Российской Федерации «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части совершенствования оборота результатов интеллектуальной деятельности в информационно-телекоммуникационных сетях» / http://static.consultant.ru/obj/file/doc/fz_250215-3.rtf

6. Конституция РФ / Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, N 4

7. Кузин, А.А. Проблемы собственности пенсионных страховых взносов. / Бизнес в законе №1 2014.

8. Кузин, А.А. К вопросу о возможности и целесообразности изменения правового статуса негосударственных пенсионных фондов. / Социально-политические науки №3 2013.

9. Кучеров, И.И. Теория налогов и сборов (Правовые аспекты): Монография. М.: ЗАО "ЮрИнфоР", 2009.

10. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ / Собрание законодательства РФ, N 31, 03.08.1998

11. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ / Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, N 32, ст. 3340

12. Постановление Правительства РФ от 14.10.2010 N 829 «О вознаграждении за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях» (вместе с «Положением о сборе средств для выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях, подлежащих уплате изготовителями оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения», «Положением о сборе средств для выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях, подлежащих уплате импортерами оборудования и материальных носителей,

используемых для такого воспроизведения», «Положением о распределении и выплате авторам, исполнителям и изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях») / «Собрание законодательства РФ», 18.10.2010, N 42, ст. 5398

13. Постановление Правительства РФ от 21.04.2005 N 243 «Об утверждении Правил формирования и расходования средств резерва универсального обслуживания» / «Собрание законодательства РФ», 25.04.2005, N 17, ст. 1574

14. Постановление Правительства РФ от 21.09.2005 N 576 «Об утверждении Правил отчисления организациями, эксплуатирующими особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты (кроме атомных станций), средств для формирования резервов, предназначенных для обеспечения безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях их жизненного цикла и развития» / «Собрание законодательства РФ», 26.09.2005, N 39, ст. 3956

15. Постановление Правительства РФ от 30.01.2002 N 68 «Об утверждении Правил отчисления предприятиями и организациями, эксплуатирующими особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты (атомные станции), средств для формирования резервов, предназначенных для обеспечения безопасности атомных станций на всех стадиях их жизненного цикла и развития» / «Собрание законодательства РФ», 04.02.2002, N 5, ст. 534

16. Постановление Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» / «Собрание актов Президента и Правительства РФ», 21.02.1994, N 8, ст. 599.

17. Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» (вместе с «Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России)», «Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России)») / «Ведомости СНД и ВС РСФСР», 30.01.1992, N 5, ст. 180.

18. «Регламент Третейского суда для разрешения экономических споров при Торгово-промышленной палате Российской Федерации» (утв. Приказом ТПП РФ от 22.06.2006 N 48) (вместе с «Положением о третейских сборах и расходах»)

19. Решение Совета директоров ГК «Агентство по страхованию вкладов» от 28.04.2015, протокол N 6 «О ставках страховых взносов банков в фонд обязательного страхования вкладов» / «Вестник Банка России», N 39, 30.04.2015.

20. Решение Совета директоров ГК «Агентство по страхованию вкладов» от 28.04.2015, протокол N 6 «О ставках страховых взносов банков в фонд обязательного страхования вкладов» / «Вестник Банка России», N 39, 30.04.2015.

21. Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» / Собрание законодательства РФ, 14.07.2003, N 28, ст. 2895

22. Федеральный закон от 01.12.2007 N 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» / «Собрание законодательства РФ», 03.12.2007, N 49, ст. 6078

23. Федеральный закон от 23.12.2003 N 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» / «Собрание законодательства РФ», 29.12.2003, N 52 (часть I), ст. 5029.

24. Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» / «Собрание законодательства РФ», 19.07.1999, N 29, ст. 3686.

25. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» / «Собрание законодательства РФ», 17.12.2001, N 51, ст. 4832.

26. Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» / «Собрание законодательства РФ», 01.01.2007, N 1 (1 ч.), ст. 18.

27. Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев

на производстве и профессиональных заболеваний» / «Собрание законодательства РФ», 03.08.1998, N 31, ст. 3803.

28. Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» / «Собрание законодательства РФ», 06.12.2010, N 49, ст. 6422

29. Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» / «Собрание законодательства РФ», 27.07.2009, N 30, ст. 3738

30 .Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» / «Собрание законодательства РФ», N 19, 11.05.1998, ст. 2071.

31. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» / «Собрание законодательства РФ», 05.02.1996, N 6, ст. 492

32. Федеральный закон от 24.07.2002 N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» / «Собрание законодательства РФ», 29.07.2002, N 30, ст. 3019.

Reference list:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Vasyanina, E.L. The system of fiscal levies on the legislation of the Russian Federation: the Author. Dis. cand. of law. Sciences. M., 2006.

2. Godme, P.-M. Financial Law (trans. From French., Joined. Art. Halfina R.O.). M.: Progress, 1978.

3. Civil Code of the Russian Federation (Part Four) on 18.12.2006 N 230-FZ / Meeting of the legislation of the Russian Federation, 25.12.2006, N 52 (1 hr.), Art. 5496.

4. Dolgov, Yu. Parafiscal charges in Russia: Monograph. Voronezh: Publishing house of Voronezh State University, 2012.

5. The draft Federal Law "On Amendments to the Civil Code of the Russian Federation in terms of improving the circulation of intellectual property in the information and telecommunication networks» / http://static.consultant.ru/obj/file/doc/fz_250215-3. rtf

6. The Constitution of the Russian Federation / Meeting of the legislation of the Russian Federation, 26.01.2009, N 4

7. Kuzin A.A. Issues of ownership of pension insurance premiums. / Business Law №1 2014.

8. Kuzin A.A. To a question on the possibility and desirability of changing the legal status of private pension funds. / SocioPolitical Sciences №3 2013.

9. Kucherov I.I. The theory of taxes and fees (legal aspect): monograph. M.: ZAO "YurlnfoR" 2009.

10. The Tax Code of the Russian Federation (part one) of July 31, 1998 N 146-FZ / Meeting of the legislation of the Russian Federation, N 31, 03.08.1998

11. The Tax Code of the Russian Federation (Part Two) from 05.08.2000 N 117-FZ / Meeting of the legislation of the Russian Federation, 07.08.2000, N 32, Art. 3340

12. Government Decree of 14.10.2010 N 829 "On the remuneration for free reproduction of phonograms and audiovisual works for personal purposes" (with the "Regulations on the collection of funds for the payment of remuneration for free reproduction of phonograms and audiovisual works for personal purposes to be paid by manufacturers equipment and media used for such reproduction, "" Regulations on the collection of funds for the payment of remuneration for free reproduction of phonograms and audiovisual works for personal purposes to be paid by importers of equipment and media used for such reproduction, "" Regulations on the allocation and payment of to authors, performers and producers of phonograms and audiovisual works of remuneration for free reproduction of phonograms and audiovisual works for personal purposes ") /" Meeting of the legislation of the Russian Federation », 18.10.2010, N 42, Art. 5398

13. Government Decree of 21.04.2005 N 243 "On Approval of Rules of forming and spending the universal service reserve" / "Collected Legislation of the Russian Federation», 25.04.2005, N 17, Art. 1574

14. Government Decree of 21.09.2005 N 576 "On approval of allocations of organizations operating high radiation hazardous and nuclear hazardous production objects (except for nuclear power plants), means for the formation of reserves, intended to ensure the safety of these plants and facilities in all stages their life cycle and development "/" Collected Legislation of the Russian Federation », 26.09.2005, N 39, Art. 3956

15. Government Decree of 30.01.2002 N 68 "On approval of payments by enterprises and organizations that exploit high radiation hazardous and nuclear hazardous industries and facilities (nuclear power plants), means for the formation of reserves, intended to ensure the safety of nuclear power plants at all stages of their Life and Development "/" Collected Legislation of the Russian Federation », 04.02.2002, N 5, p. 534

16. Government Decree of 12.02.1994 N 101 "On Social Insurance Fund of the Russian Federation" / "Collected Acts of the President and the Government of the Russian Federation», 21.02.1994, N 8, Art. 599.

17. Resolution of the Armed Forces of 27.12.1991 N 2122-1 «Questions of the Pension Fund of the Russian Federation (Russia)" (with the "Regulations on the Pension Fund of the Russian Federation (Russia)", "Procedure for the payment of insurance contributions by employers and citizens to the Pension Fund of the Russian Federation (Russia) ") /" Vedomosti SND and the RSFSR Supreme Soviet », 30.01.1992, N 5, p. 180.

18. "Rules of the Arbitration Court for Economic Disputes of the Chamber of Commerce of the Russian Federation" (approved. Order RCCI from 22.06.2006 N 48) (together with the "Regulations on Arbitration Fees and Expenses")

19. The Board of Directors of Gc "Deposit Insurance Agency" of 04.28.2015, Protocol N 6 "On the premium rates of banks in the mandatory deposit insurance fund" / "Bank of Russia Bulletin", N 39, 30.4.2015.

20. The Board of Directors of GC "Deposit Insurance Agency" of 04.28.2015, Protocol N 6 "On the premium rates of banks in the mandatory deposit insurance fund" / "Bank of Russia Bulletin", N 39, 30.4.2015.

21. The Federal Law of 07.07.2003 N 126-FZ "On communication" / Collection of the legislation of the Russian Federation, 14.07.2003, N 28, Art. 2895

22. The Federal Law of 01.12.2007 N 317-FZ "On the State Atomic Energy Corporation" Rosatom "/" Collected Legislation of the Russian Federation », 03.12.2007, N 49, Art. 6078

23. The Federal Law of 23.12.2003 N 177-FZ "On Insurance of Household Deposits in Banks of the Russian Federation" / "Collected Legislation of the Russian Federation», 29.12.2003, N 52 (Part I), Art. 5029.

24. The Federal Law of 16.07.1999 N 165-FZ "On the basis of compulsory social insurance" / "Collected Legislation of the Russian Federation», 19.07.1999, N 29, Art. 3686.

25. The Federal Law of 15.12.2001 N 167-FZ "On Mandatory Pension Insurance in the Russian Federation" / "Collected Legislation of the Russian Federation», 17.12.2001, N 51, Art. 4832.

26. The Federal Law of 29.12.2006 N 255-FZ "On Mandatory Social Insurance against temporary disability and maternity" / "Collected Legislation of the Russian Federation», 01.01.2007, N 1 (1 hr.), Art. 18.

27. The Federal Law of 24.07.1998 N 125-FZ "On compulsory social insurance against industrial accidents and occupational diseases" / "Collected Legislation of the Russian Federation», 03.08.1998, N 31, Art. 3803.

28. The Federal Law of 29.11.2010 N 326-FZ "On Mandatory Medical Insurance in the Russian Federation" / "Collected Legislation of the Russian Federation», 06.12.2010, N 49, Art. 6422

29. The Federal Law of 24.07.2009 N 212-FZ "On Insurance Contributions to the Pension Fund of the Russian Federation, the Social Insurance Fund of the Russian Federation, the Federal Compulsory Medical Insurance Fund" / "Collected Legislation of the Russian Federation», 27.07.2009, N 30, Art. 3738

30. The Federal Law of 07.05.1998 N 75-FZ "On Private Pension Funds" / "Collected Legislation of the Russian Federation», N 19, 11.5.1998, p. 2071.

31. The Federal Law of 02.12.1990 N 395-1 «On Banks and Banking Activity" / "Collected Legislation of the Russian Federation», 05.02.1996, N 6, p. 492

32. The Federal Law of 24.07.2002 N 102-FZ "On arbitration courts in the Russian Federation" / "Collected Legislation of the Russian Federation», 29.07.2002, N 30, Art. 3019.

РЕЦЕНЗИЯ

Рецензия на статью Александра Дмитриевича Корнева «Классификация парафискальных платежей в Российской Федерации»

Статья А.Д. Корнева посвящена актуальной проблеме исследования специфической категории платежей - парафис-калитетов, недостаточно изученных наукой и не нашедших своего закрепления в законодательной системе Российской Федерации.

Автор ставит перед собой задачи раскрыть сущность понятия «парафискальные платежи», выделить их существенные признаки, охарактеризовать основные виды этих платежей, определить критерии, по которым можно провести классификацию парафискалитетов.

В качестве основных признаков парафискальных платежей называются следующие: обязательный характер платежа, его целевой характер. Кроме того, парафискалитеты являются источником дохода фондов юридических лиц публичного или частного права, а не бюджета.

Автор статьи дает характеристику различным видам пара-фискальных платежей и их правовому регулированию.

А. Д. Корнев использует системный, сравнительно-правовой, логикоюридический, формально-юридический и другие методы научного познания, что позволяет исследовать объекты в целостности, взаимосвязи, всесторонне и объективно.

На основе проведенного исследования автор статьи предлагает четыре основания для классификации парафискаль-ных платежей: наличие или отсутствие признаков индивидуальной возмездности; жесткая или мягкая форма установления существенных элементов обязательного платежа; характер юридического лица, в фонд которого поступает платеж; факторы, влияющие на момент уплаты.

Статья написана доступным научным языком, все положения и выводы обоснованы; может представлять интерес для широкого круга читателей и специалистов в области финансов.

Статья в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к научным работам, и может быть рекомендована к публикации в научных журналах, в том числе в журналах из перечня ВАК.

Рецензент:

доцент кафедры гражданского права Института права ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина», канд. юрид. наук

Р.В. Пузиков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.