Научная статья на тему 'Виды парафискальных платежей'

Виды парафискальных платежей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2793
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРАФИСКАЛИТЕТ / ПАРАФИСКАЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ / ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ / ГОСУДАРСТВО / PARA-FISCAL / PARA-FISCAL PAYMENTS / FINANCIAL ACTIVITIES / BINDING PAYMENTS / STATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Артемов Николай Михайлович, Корнев Александр Дмитриевич

Настоящая статья посвящена рассмотрению видов парафискальных платежей. В статье проведена наиболее полная на сегодняшний день в науке финансового права классификация парафискалитетов в зависимости от их индивидуальной возмездности, уровня закрепления, порядка создания лица, осуществляющего публичную функцию, способа аккумуляции средств от уплаты парафискального платежа, организационно-правовой формы юридического лица, в пользу которого происходит уплата парафискалитета, происхождения признака публичности, бенефициара средств от уплаты парафискалитетов, и конечного собственника сумм парафискальных платежей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TYPES OF PARA-FISCAL PAYMENTS

The article is devoted to consideration of para-fiscal payments. The most complete classification of para-fiscals to current date is given in the article. It depends on their individual consideration, the level of binding, order of creation of the person exercising a public feature, the method of accumulation of funds from the payment of para-fiscal payment, the legal form of the legal entity in favor of which there is a payment of para-fiscal, the origin of the sign of publicity, the beneficiary of funds from the payment of para-fiscal, and the ultimate owner of the amounts of para-fiscal payments.

Текст научной работы на тему «Виды парафискальных платежей»

УНИВЕРСИТЕТА

имени O.E. Кугафина(МГЮА)

Николай Михайлович АРТЕМОВ,

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры финансового права Университета имени O.E. Кутафина (МГЮА) nikoarte@yandex.ru 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

ВИДЫ ПАРАФИСКАЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

Аннотация. Настоящая статья посвящена рассмотрению видов парафискальных платежей. В статье проведена наиболее полная на сегодняшний день в науке финансового права классификация парафи-скалитетов в зависимости от их индивидуальной возмездности, уровня закрепления, порядка создания лица, осуществляющего публичную функцию, способа аккумуляции средств от уплаты парафискального платежа, организационно-правовой формы юридического лица, в пользу которого происходит уплата парафискалитета, происхождения признака публичности, бенефициара средств от уплаты парафиска-литетов, и конечного собственника сумм парафискальных платежей. Ключевые слова: парафискалитет, парафискальные платежи, финансовая деятельность, обязательные платежи, государство.

001:10.17803/2311 -5998.2017.36.8.098-109

Александр Дмитриевич КОРНЕВ,

кандидат юридических наук kfp@msal.ru 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

N. M. ARTEMOV,

doctor of legal Sciences, Professor, Professor of the Financial Law Department of

the Kutafin Moscow State Law University (MSAL) nikoarte@yandex.ru 125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya Str., 9

A. D. KORNEV,

PhD

kfp@msal.ru

125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya Str., 9

THE TYPES OF PARA-FISCAL PAYMENTS

Review. The article is devoted to consideration of para-fiscal payments. The most complete classification of para-fiscals to current date is given in the article. It depends on their individual consideration, the level of binding, order of creation of the person exercising a public feature, the method of accumulation of funds from the payment of para-fiscal payment, the legal form of the legal entity in favor of which there is a payment of para-fiscal, the origin of the sign of publicity, the beneficiary of funds from the payment of para-fiscal, and the ultimate owner of the amounts of para-fiscal payments. Keywords: para-fiscal, para-fiscal payments, financial activities, binding payments, the state.

Платежи, обладающие существенными признаками парафискалитетов, устанавливаются и взимаются в разных сферах жизни общества и могут регулироваться различными отраслями российского права. Это приводит

в

ЕСТНИК Артемов Н. М., Корнев А. Д. ^^

УНИВЕРСИТЕТА Виды парафискальных платежей ^^^^

имени О.Е, Кутафина (МГЮА)

к тому, что отдельные парафискальные платежи приобретают дополнительные признаки, отличающие их, которые можно признать основаниями для классификации парафискальных платежей.

В качестве первого основания следует выделить наличие или отсутствие признака индивидуальной возмездности. Так, в группу парафискальных платежей входят как индивидуально безвозмездные платежи, так и платежи, уплата которых является одним из условий совершения в отношении плательщиков уполномоченными лицами юридически значимых действий, — индивидуально возмездные. Таким образом, парафискалитеты обладают характером налога либо сбора.

Отчисления в резерв универсального обслуживания обладают признаком индивидуальной безвозмездности. В соответствии со ст. 60 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»1 источниками формирования резерва универсального обслуживания являются обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования и иные не запрещенные законом источники. Следовательно, любое юридическое лицо, являющееся оператором сети связи общего пользования, в силу своего статуса обязано с установленной периодичностью уплачивать средства в фонд резерва универсального обслуживания. Такой платеж не является одним из условий совершения в отношении плательщиков уполномоченными лицами юридически значимых действий и признается индивидуально безвозмездным.

С другой стороны, взносы, уплачиваемые членами организаций, основанных на обязательном членстве, обладают признаком индивидуальной возмездности. Так, в соответствии с п. 6 ст. 55.6 Градостроительного кодекса РФ2 уплата взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации является условием выдачи члену этой организации свидетельства о допуске к определенному виду работ, в отсутствие которого лицо не вправе осуществлять деятельность в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Таким образом, данный парафискальный платеж обладает признаком индивидуальной возмездности.

Вторым основанием отнесения парафискалитета к тому или иному виду является предусмотренный законодательством Российской Федерации уровень закрепления существенных элементов парафискального платежа. Как правило, все существенные элементы закреплены федеральным законом — нормативным правовым актом, обладающим высшей юридической силой, и подзаконным нормативным правовым актом органов исполнительной власти, в том числе ведомственного уровня. Но на практике встречаются случаи, когда конкретный размер ставки, сроки, порядок уплаты и некоторые другие элементы парафискального платежа устанавливаются непосредственно юридическим лицом, не являющимся органом государственной власти или органом местного самоуправления, в фонд

которого поступает такой обязательный платеж. Л

--н

1 СЗ РФ. 2003. № 28. Ст. 2895. О

2 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ // СЗ РФ.

2005. № 1 (ч. 1). Ст. 16. ПРАВО

>

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кугафина(МГЮА)

В случае с платой за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях весь перечень оборудования и материальных носителей, размер и порядок уплаты средств, а также способ распределения вознаграждения закрепляется подзаконным нормативным правовым актом — постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 829 «О вознаграждении за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях» (вместе с Положением о сборе средств для выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях, подлежащих уплате изготовителями оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения, Положением о сборе средств для выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях, подлежащих уплате импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения, Положением о распределении и выплате авторам, исполнителям и изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях)3. Таким образом, аккредитованная организация обязана только рассчитывать по законодательно закрепленной формуле сумму средств для выплаты вознаграждения для каждого плательщика, но не может изменять размер, порядок уплаты или иные существенные элементы такого парафискального платежа. При этом в некоторых случаях договором об уплате средств для выплаты вознаграждения между изготовителем оборудования и материальных носителей с аккредитованной организацией может быть установлен отчетный период, отличный от общего.

В отношении страховых взносов в фонд обязательного страхования вкладов законодатель использует иной подход к уровню закрепления существенных элементов такого обязательного платежа. Так, в соответствии с п. 7, 9 и 10 ст. 36 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»4 Агентство по страхованию вкладов самостоятельно устанавливает конкретные размеры базовой, дополнительной и повышенной дополнительной ставок, определяет порядок исчисления расчетной базы, а также формирует перечь банков, к которым применяются дополнительные и повышенные дополнительные ставки страховых взносов. Сейчас они определены в решении Совета директоров ГК «Агентство по страхованию вкладов» от 28.04.2015, протоколом № 6 «О ставках страховых взносов банков в фонд обязательного страхования вкладов»5. Таким образом, аккредитованная организация, в фонд которой поступают средства от уплаты парафискального платежа, самостоятельно определяет конкретный размер такого платежа для каждого плательщика.

Третьим основанием для отнесения парафискалитета к тому или иному виду является порядок создания лица, осуществляющего публичную функцию. В зависимости от определенного вида парафискалитета такое лицо может быть создано на добровольной основе либо по инициативе государства.

3 СЗ РФ. 2010. № 42. Ст. 5398.

4 СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 492.

5 Вестник Банка России. 2015. № 39.

ВЕСТНИК Артемов Н. М., Корнев А. Д. ^^

УНИВЕРСИТЕТА Виды парафискальных платежей ' ^^ '

1 . - ■ -«.——.

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Для аккумуляции отчислений предприятий и организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2007 № 317-Ф36 Российской Федерацией была создана Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом». Согласно ст. 3 этого Федерального закона «Росатом» является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме государственной корпорации, то есть является не имеющей членства некоммерческой организацией. По своему статусу «Росатом» является уполномоченным Российской Федерацией органом управления использованием атомной энергии, наделенным полномочиями от имени Российской Федерации осуществлять государственное управление использованием атомной энергии, государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, а также нормативно-правовое регулирование в области использования атомной энергии.

В качестве примера юридического лица, созданного на добровольной основе, в фонд которого поступают средства от уплаты парафискальных платежей, рассмотрим негосударственные пенсионные фонды. Согласно Федеральному закону от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»7 под негосударственным пенсионным фондом понимается организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательное пенсионное страхование. Такая деятельность осуществляется фондом на основании лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию. Фонд создается в организационно-правовой форме акционерного общества. То есть реализация публичной функции осуществляется не юридическим лицом, созданным по инициативе государства, а частным юридическим лицом, созданным в добровольном порядке.

Группу парафискальных платежей можно разделить по видам также по следующему основанию. В некоторых случаях возникновение необходимости осуществить платеж напрямую зависит от момента совершения законодательно установленных действий конкретным плательщиком парафискалитета либо на законодательном уровне определяется один для всех плательщиков конкретного вида парафискального платежа момент уплаты и связан он с истечением отчетного периода.

Рассмотрим плату за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях. В силу своей специфики, определение момента уплаты этого парафискального платежа зависит от характера деятельности его плательщика.

В случае если такое юридическое лицо является импортером соответствующего оборудования, то срок, когда необходимо совершить платеж, рассчитывается следующим образом: в течение 10 рабочих дней со дня помещения оборудования и материальных носителей под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления импортер (декларант) обязан предоставить в аккредитованную

Ш

6 СЗ РФ. 2007. № 49. Ст. 6078. □

гп

СЗ РФ. 1998. № 19. Ст. 2071.

ПРАВО

>

'И ^^ 1

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кугафина(МГЮА)

организацию информацию о наименовании, количестве, таможенной стоимости оборудования и материальных носителей, соответствующие им коды единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и документы, подтверждающие помещение оборудования и материальных носителей под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Уплата такого обязательного платежа должна быть произведена импортером (декларантом) не позднее 10 рабочих дней со дня получения от аккредитованной организации информации о сумме средств, подлежащих уплате. Следовательно, возникновение необходимости осуществить платеж напрямую зависит от момента помещения соответствующим импортером оборудования и материальных носителей под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

В свою очередь, для изготовителей оборудования и материальных носителей установлен отчетный период. Если иное не предусмотрено договором об уплате средств для выплаты вознаграждения между изготовителем оборудования и материальных носителей с аккредитованной организацией, отчетный период равен одному кварталу. Так, изготовитель материальных носителей обязан не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, представить в аккредитованную организацию отчет о реализации оборудования и материальных носителей, а также документы в отношении произведенных оборудования и материальных носителей, содержащие их описание, информацию о количестве и цене реализации, а также соответствующие им коды по Общероссийскому классификатору продукции. В этом случае изготовитель самостоятельно рассчитывает сумму средств для выплаты вознаграждения, которая должна быть уплачена в фонд аккредитованной организации не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Пятым основанием отнесения парафискального платежа к тому или иному виду является установленный законодателем способ аккумуляции средств от уплаты парафискального платежа. Как правило, такие средства поступают напрямую в фонд юридического лица, осуществляющего публичные функции. При этом в некоторых случаях средства от уплаты парафискального платежа на первом этапе аккумулируются на счете уполномоченного государством лица, выступающего распорядителем таких средств, которое затем перечисляет их в полном объеме в фонд юридического лица, осуществляющего соответствующие публичные функции.

В качестве примера, когда средства от уплаты парафискального платежа поступают напрямую в фонд юридического лица, осуществляющего публичные функции, рассмотрим страховые взносы в фонд обязательного страхования вкладов. В силу пп. 1 п. 3 ст. 6 Федерального закона от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»8 банки, являющиеся участниками системы страхования вкладов, уплачивают страховые взносы в фонд обязательного страхования вкладов. Такой фонд принадлежит на праве собственности Агентству по страхованию вкладов. Оно осуществляет за счет его средств ряд функций в целях защиты прав и законных интересов вкладчиков банков Российской Федерации, укрепления доверия к банковской системе

8 СЗ РФ. 2003. № 52 (ч. I). Ст. 5029.

ВЕСТНИК Артемов Н. М., Корнев А. Д.

УНИВЕРСИТЕТА Виды парафискальных платежей ' ^^^^

1 . - ■ -«.——.

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Российской Федерации и стимулирования привлечения сбережений населения в банковскую систему Российской Федерации. Такие функции отражают публичный интерес государства.

В качестве другого примера рассмотрим отчисления в резерв универсального обслуживания. В соответствии со ст. 59 Федерального закона «О связи» и постановлением Правительства РФ от 21.04.2005 № 243 «Об утверждении Правил формирования и расходования средств резерва универсального обслуживания»9, в ведении Российской Федерации создается резерв универсального обслуживания. Целью его создания является предоставление универсальных услуг связи, оказание которых гарантировано Российской Федерацией. Источниками формирования резерва универсального обслуживания выступают обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования и иные не запрещенные законом источники. Первоначально средства от уплаты отчислений в резерв универсального обслуживания поступают на соответствующие счета, находящиеся в ведении Федерального агентства связи (Россвязь), которое осуществляет мониторинг правильности и своевременности осуществления операторами связи обязательных отчислений в порядке, устанавливаемом Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. В компетенцию Федерального агентства связи входит заключение с оператором универсального обслуживания договора об оказании им универсальных услуг связи, на основании которого происходит перечисление средств фонда обязательного страхования вкладов на счета юридического лица, осуществляющего публичные функции. В этом случае обязанности по аккумуляции средств от уплаты парафискального платежа возложены государством не на юридическое лицо, осуществляющее публичные функции, а на уполномоченный орган государственной власти — Россвязь, которая выступает распорядителем таких средств.

Шестым основанием отнесения парафискального платежа к тому или иному виду является организационно-правовая форма юридического лица, в пользу которого происходит уплата парафискалитета. Такое юридическое лицо может быть создано в форме коммерческой либо некоммерческой организации.

Парафискальным платежом, средства от уплаты которого поступают в фонд коммерческого юридического лица, являются, например, страховые взносы, уплачиваемые в негосударственные пенсионные фонды. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»10, страховщиками по обязательному пенсионному страхованию, наряду с Пенсионным фондом РФ, могут выступать негосударственные пенсионные фонды. Непосредственно их деятельность регулируется Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах».

Согласно этому Федеральному закону под негосударственным пенсионным фондом понимается организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательное пенсионное страхование. Такая деятельность осуществляется фондом на основании лицензии

В

9 СЗ РФ. 2005. № 17. Ст. 1574. □

гп

10

СЗ РФ. 2001. № 51. Ст. 4832.

ПРАВО

>

'И ^^ 1

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кугафина(МГЮА)

на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию. Фонд создается в организационно-правовой форме акционерного общества и отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, то есть является коммерческим юридическим лицом.

Ко второй категории следует отнести обязательные взносы, уплачиваемые членами некоторых профессиональных объединений. Так, Основами законодательства Российской Федерации о нотариате11, Федеральным законом от 31.05.2002 № 6Э-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»12 и Федеральным законом от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»13 соответственно закреплено, что нотариусы, занимающиеся частной практикой, обязаны состоять в нотариальной палате, адвокаты должны быть членами адвокатской палаты, федеральным законодательством могут быть предусмотрены случаи обязательного членства в саморегулируемой организации и т.д. Адвокатские и нотариальные палаты, саморегулируемые организации и иные виды организаций, основанных на обязательном членстве, осуществляют ряд организационных, представительских и контрольных функций в отношении своих членов, что отражает публичный интерес. При этом в указанных нормативных актах особо отмечено, что такие юридические лица могут быть созданы исключительно в форме некоммерческой организации.

Седьмым основанием, позволяющим отнести парафискальный платеж к тому или иному виду, является происхождение признака публичности в деятельности, финансируемой за счет уплаты парафискальных платежей.

В первом случае государство изначально самостоятельно осуществляло публичные функции в рассматриваемой сфере, но потом делегировало часть публичных функций юридическому лицу, не являющемуся органом государственной власти, органом местного самоуправления.

Во втором случае определенные функции уже осуществлялись различными субъектами в рассматриваемой сфере общественных отношений. При этом государство закрепляет парафискальный платеж в качестве одного из способов финансирования расходов, связанных с осуществлением таких функций. В данном случае осуществляется признание функции публичной.

Рассмотрим страховые взносы, уплачиваемые в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ. Согласно ст. 7 и 39 Конституции РФ14 Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

11 РГ. 1993. № 49.

12 СЗ РФ. 2002. № 23. Ст. 2102.

13 СЗ РФ. 2007. № 49. Ст. 6076.

14 Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // РГ. № 237. 1993.

ВЕСТНИК Артемов Н. М., Корнев А. Д.

УНИВЕРСИТЕТА Виды парафискальных платежей ' ^^^^

1 . - ■ -«.——.

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В соответствии с Федеральным законом от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»15 в Российской Федерации осуществляется обязательное социальное страхование. Оно представляет собой часть государственной системы социальной защиты населения, выраженное в страховании работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Таким образом, организация и осуществление обязательного страхования граждан является публичной функцией государства. При этом для непосредственной реализации полномочий в данной сфере государством были специально созданы Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, которым и делегировались соответствующие полномочия.

В качестве другого примера рассмотрим отчисления в резерв универсального обслуживания. В соответствии с Федеральным законом «О связи» и постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2005 г. № 243 под оператором универсального обслуживания понимается коммерческая организация, занимающая существенное положение в сети связи общего пользования на территориях не менее чем две трети субъектов Российской Федерации. То есть к моменту заключения договора с Россвязью такое юридическое лицо уже осуществляло функции по оказанию услуг связи. В этом случае государство решило создать дополнительные гарантии получения населением таких услуг и обязало оператора универсального обслуживания оказывать универсальные услуги связи на указанных в соответствующем договоре условиях. В целях компенсации расходов универсального оператора, вызванных расширением деятельности, создается специальный фонд — резерв универсального обслуживания, одним из источников формирования которого являются парафискальные платежи.

Восьмое основание для отнесения парафискального платежа к тому или иному виду можно сформулировать следующим образом — кто является бенефициаром средств от их уплаты: юридическое лицо, аккумулирующее парафискальный платеж, или иной круг субъектов, прямо предусмотренный законом.

В качестве примера, когда юридическое лицо, в фонд которого происходит уплата парафискального платежа, не является бенефициаром средств, аккумулированных таким образом, рассмотрим страховые взносы в фонд обязательного страхования вкладов. Согласно Федеральному закону «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» целью взимания таких взносов является, как указывалось ранее, защита прав и законных интересов вкладчиков банков Российской Федерации, укрепление доверия к банковской системе Российской Федерации и стимулирование привлечения сбережений населения в банковскую систему Российской Федерации. Это выражается в том, что государство гарантирует выплаты застрахованным лицам при наступлении установленных законом страховых случаев. Полномочия по организации соответствующего фонда и осуществлению страховых выплат возложены государством на Агентство по страхованию вкладов, в фонд которого и поступают парафискальные платежи. В данном случае средства от уплаты поступают в фонд находящийся в ведении

15 СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3686.

н □

В

гп

ПРАВО

>

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кугафина(МГЮА)

Агентства по страхованию вкладов, а бенефициарами таких средств выступают застрахованные лица.

Целью уплаты отчислений предприятий и организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, является формирование резервов, предназначенных для обеспечения безопасности предприятий и организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты. За счет средств резервов осуществляются: финансирование расходов на обеспечение ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности, содержание и оснащение аварийно-спасательных формирований, оплата их работ (услуг) по предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; финансирование расходов на обеспечение физической защиты, учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов; финансирование расходов, связанных с выводом из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников или пунктов хранения, обращением с отработавшим ядерным топливом, и финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по обоснованию и повышению безопасности этих объектов; финансирование расходов на модернизацию организаций атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов Российской Федерации, развитие атомной науки и техники, проведение проектно-изыскательских работ и осуществление других инвестиционных проектов; финансирования расходов на захоронение радиоактивных отходов. Реализация таких функций возложена на Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом». Таким образом, целью взимания парафискального платежа является финансирование ряда публичных функций юридическим лицом, в фонд которого уплачивается такой обязательный платеж. Следовательно, данное юридическое лицо является бенефициаром средств от уплаты парафискалитета.

Девятым основанием является право собственности на средства от уплаты парафискального платежа. В качестве собственника может выступать государство, государственная корпорация или частное юридическое лицо.

Так, в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» (вместе с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России))16, Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации, но при этом не входят в состав бюджетов, других фондов и не подлежат изъятию.

Другой пример — страховые взносы в фонд обязательного страхования вкладов. Агентство по страхованию вкладов создано в форме государственной корпорации. Агентство, в соответствии со ст. 14 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», имеет обособленное имущество на праве собственности и по общему правилу не отвечает им по обя-

16 Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1992. № 5. Ст. 180.

ВЕСТНИК Артемов Н. М., Корнев А. Д. ^^ ^^

УНИВЕРСИТЕТА Виды парафискальных платежей ' ^^ *

1 . - ■ -«.——.

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

зательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам Агентства.

В свою очередь, страховые взносы, уплачиваемые в негосударственные пенсионные фонды, после поступления на специальные счета указанных юридических лиц становятся их собственностью. Фонд создается в организационно-правовой форме акционерного общества и отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. При этом на средства пенсионных резервов и активы, в которые размещены средства пенсионных резервов, не может быть обращено взыскание по долгам фонда17.

Таким образом, на сегодняшний день можно предложить девять оснований, по которым следует выделять виды парафискалитетов, существующих в системе обязательных платежей Российской Федерации (см. таблицу на с. 108—109).

I А

Л □

н □

В □

Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». ПРАВЮ

>

17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.