Научная статья на тему 'Современные тенденции социально-культурного развития московского мегаполиса'

Современные тенденции социально-культурного развития московского мегаполиса Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
835
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНАЯ ИНДУСТРИЯ / КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ОЖИВЛЕНИЕ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ МЕГАПОЛИСА / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПОДДЕРЖКА ЧАСТНЫХ КУЛЬТУРНЫХ ИНИЦИАТИВ И ИННОВАЦИЙ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Климкович Е.В.

В статье рассмотрены основные тенденции социально-культурного развития московского мегаполиса. Осуществлен анализ практики реализации социально-культурной деятельности, направленной на развитие социальной активности, социальной ответственности и гражданской инициативы. Автор статьи акцентирует внимание на представителях общественного и частного сектора как субъектов социально-культурного развития города в современных социально-экономических условиях, а также важности развития практики социально-культурной деятельности, направленной на развитие социальной активности и социальной включенности представителей частного-сектора и местных сообществ горожан в решение городских проблем социокультурного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Климкович Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции социально-культурного развития московского мегаполиса»

Современные тенденции социально-культурного развития московского мегаполиса

Климкович Е.В.

В статье рассмотрены основные тенденции социально-культурного развития московского мегаполиса. Осуществлен анализ практики реализации социально-культурной деятельности, направленной на развитие социальной активности, социальной ответственности и гражданской инициативы. Автор статьи акцентирует внимание на представителях общественного и частного сектора как субъектов социально-культурного развития города в современных социально-экономических условиях, а также важности развития практики социально-культурной деятельности, направленной на развитие социальной активности и социальной включенности представителей частного-сектора и местных сообществ горожан в решение городских проблем социокультурного характера.

Ключевые слова: культура, культурная индустрия, культурная среда, оживление городской среды, социально-культурное развитие мегаполиса, социальная активность, социальная ответственность, поддержка частных культурных инициатив и инноваций в сфере культуры.

Klimkovich E. V.

Current trends of welfare development of the Moscow megalopolis

In article the main tendencies of welfare development of the Moscow megalopolis are considered. The analysis of practice of realization of the welfare activity aimed at the development of social activity, social responsibility and citizens' initiative is carried out. The author of article focuses attention on representatives of the public and private sector as subjects of welfare development of the city in modern social and economic conditions, and also importance of development of practice of the welfare activity aimed at the development of social activity and a social inclusiveness of representatives of the private sector and local communities of citizens in the solution of city problems of sociocultural character. Keywords: culture, the cultural industry, the cultural environment, revival of the urban environment, welfare development of the megalopolis, social activity, social responsibility, support of private cultural initiatives and innovations in the sphere of culture.

Современная культурная индустрия это мощный развивающийся сектор городской экономики, это рабочие места, источник дохода, как для города, так и для его жителей. Ежедневно расширяются возможности культурного обогащения, развития, самореализации жителей города, формируется идентичность городских территорий, население все больше вовлекается в культурную жизнь и решение социальных проблем города. Интенсивное развитие культурной городской среды и культурной индустрии становится характерным явлением для многих мировых городов. Это развитие выражено в ряде тенденций, обусловленных переменами в общественной, экономической, политической и социальной сферах города1: изменении характера финансирования городских культурных проектов, превалировании проектов с минимальным или даже нулевым государственным бюджетом, развитии частной инициативы и частных инвестиций, коллективного со-финанси-рования2, формировании тенденции к колла-борированию (объединению ресурсов государственных, частных и общественных организаций с целью совместной реализации проектов) в ходе реализации городских культурных проектов, развитию краудсорсинга (добровольного объединения трудовых ресурсов, не оплачиваемая или мало оплачиваемая деятельность, волонтерство).

В докладе культурного форума мировых городов (Worl Cities Culture Forum), организованного по инициативе офиса Мэра Лондона и агентства BOP Consulting «Преобразование города средствами культуры» подчеркивается, что социально-культурные проекты, целью которых является улучшение городской среды средствами культуры, могут являться как частью определенной государственной или региональной культурной политики или программы, так и частью

учреждения или культурного пространства, под которым понимают территории проживания отдельных сообществ3.

Любые инициативы - государственные или частные - имеют право быть поддержанными, если они отвечают следующему условию: могут сделать среду более удобной и комфортной для совместного проживания и взаимодействия людей.

Современная Москва - это признанный мировой культурный центр. По данным Департамента культуры города Москвы в городе сегодня функционируют более 2000 учреждений культуры, среди них 450 музеев и выставочных залов, 221 дом культуры и культурный центр, 1600 библиотек4. Значительная часть учреждений культуры за последние годы модернизирована: инфраструктура усовершенствована, ассортимент услуг значительно расширен. Современные учреждения культуры - это многофункциональные культурные центры, предоставляющие все возможности для социально-культурного развития личности.

Одной из первых культурных площадок, подвергшейся модернизации стал ГАУК «Культурный центр ЗИЛ», который с 2012 года является подведомственным учреждением Департамента культуры города Москвы. Основная задача центра - стимулирование творческой энергии горожан для развития и капитализации человеческого потенциала, повышение качества городской среды и улучшение жизни москви-чей5. Центр полностью модернизирован в соответствии с современными тенденциями культурной досуговой индустрии и учетом изменяющихся как культурных и витальных потребностей населения. Пространство центра организовано как место комфортного досуга, общения, творческой реализации горожан. Здесь открыта современная библиотека и стеллажи бук-кросинга, куда каждый посетитель может принести прочитанную книгу и забрать любую понравившуюся. Чтобы сделать центр наиболее привлекательным и комфортным организованы зоны коворкинга (от англ. со-working, «совместная работа») - свободные пространства для работы, общения и отдыха с бесплатным Wi-Fi. Центр предоставляет широкий ассортимент собственных услуг в сфере организации досуга населения как на платной, так и на бесплатной основе: выставки, спектакли, концер-

ты, лекции, семинары, мастер-классы, работа кружков и клубов различной направленности.

Производство и реализация значительной части услуг имеет бесспорную социальную значимость с точки зрения улучшения качества жизни горожан. В рамках направления «Арт» центр реализует ряд выставок, основными тематическими направлениями которых, являются история конструктивизма и русского авангарда, проблематика индустриальных городов. Социальная значимость этих выставочных проектов состоит в культурной адаптации жителей города к утрате индустриальной идентификации. В этом же направлении привлекает внимание проект «Душевное творчество» - это социально-трудовая реабилитация молодых людей с особенностями развития. Учащиеся под руководством профессиональных психологов и педагогов создают предметы декора, расписывают посуду, валяют предметы из войлока. В рамках направления «Интеллектуальный досуг» происходят встречи с профессионалами сферы культуры и искусства, позволяющие получить знания в области мировой художественной культуры, киноискусства, литературы и т.п. Проекты реализуются в форме лекций, интеллектуальных кве-стов, экскурсий, языковых клубов. По направлению «Музыка» работают ряд творческих коллективов, которые являются постоянными участниками фестивалей и конкурсов, проходящих как в России, так и за рубежом. В рамках направления «Наука» работает детский лекторий, а также детские лаборатории биологии, математики, робототехники, физики, химии.

Успешная модель модернизации и эффективная деятельность ГАУК «Культурный центр ЗИЛ» легли в основу проекта «Московские культурные центры» по преобразованию домов культуры города Москвы в современные культурные центры, которая реализуется Департаментом культуры города Москвы6. К началу 2017 года уже значительная часть учреждений культуры города Москвы по примеру ГАУК «Культурный центр ЗИЛ» расширили свои направления деятельности и спектр услуг, предоставляемых населению в сфере организации досуга.

Сейчас уже можно уверенно констатировать, что деятельность учреждений культуры города Москвы эффективна с точки зрения регенерации и усовершенствования качества городской среды и общественного пространства. Эта дея-

тельность способствует демократизации культуры, расширению инклюзивности и доступности индустрии досуга для всех групп и социальных слоев населения, способствует всестороннему развитию личности горожанина, стимулированию его творческой энергии, культурному самовыражению.

Говоря о тенденциях социально-культурного развития московского мегаполиса нельзя не отметить наблюдающийся всплеск социально-культурной активности населения вне культурных городских площадок. Жители отдельных районов и территорий проживания все чаще объединяются для реализации локальных проектов в сфере благотворительности, организации культурного досуга, праздничных мероприятий, благоустройства территорий. Активизации данной практики способствует ряд специальных проектов, направленных на развитие городских сообществ, которые в последние годы реализованы в городе, и посредством которых город решает проблему вовлечения населения в решение ряда задач социального характера. Они направлены на обучение членов сообществ технологиям социально-полезной деятельности и эффективного социального взаимодействия, инициацию сообществами обсуждения проблемных ситуаций городской жизни, налаживание связей между городскими сообществами, развитие в гражданах уверенности и гордости за свой квартал, район или город в целом.

Среди учреждений культуры, реализующих подобные проекты, следует выделить основанный в 2012 году ГБУК «Московский многофункциональный культурный центр» - площадку Департамента культуры города Москвы по развитию и реализации творческого потенциала москвичей. Основной приоритет в работе центра -вовлечение горожан, как важнейшего стратегического ресурса города и носителей огромного интеллектуального потенциала, в процесс улучшения городской среды7.

С 2015 года центр реализует проект «Школа добрососедских отношений», идея которого состоит в том, чтобы объединить жителей для совместной деятельности в соответствии с их интересами По мнению авторов и организаторов проекта, совместная деятельность позволяет превратить территории проживания людей (двор, улицу, подъезд) в безопасную и комфортную среду. Миссия проекта - восстано-

вить культуру добрососедства в Москве. А его цель - укрепление доверия между людьми, проживающими по соседству, овладение жителями города навыками социального партнерства и взаимной поддержки, формирование понимания необходимости заботы о своей территории проживания у каждого его жителя. Программа проекта включает комплекс занятий, последовательно раскрывающих ряд вопросов: культура городского добрососедства (опыт советский и российской действительности); общая технология разработки идеи локального (соседского) проекта; анализ проблемного поля, формирование цели и задач проекта; разработка и реализация кампании продвижения соседского проекта; сущность и структура соседского проекта; трансформация культурных центров, библиотек, домов культуры в соседские центры. Практические занятия включают обсуждение таких вопросов как выявление особенностей и определение потребностей местных жителей и разработка перспектив развития деятельности по соседскому проекту.

Развитию активности и инициативы местных сообществ во многом способствуют конкурсы, проводимые различными общественными организациями. Например в ноябре 2016 года в городе Москве Центром социальных технологий «Гарант» был объявлен конкурс творческих и профессиональных проектных команд, готовых принять участие в создании центров городских сообществ - «точек роста» жизни в городе, способствующих развитию территорий8.

Проведенный анализ показывает, что активность и социальная ответственность горожан в решение социокультурных проблем города год от года возрастает, что свидетельствует о бесспорном вкладе городских властей в развитие местных сообществ.

Как уже отмечалось, субъектами социально-культурного развития территорий сегодня могут быть представители частного сектора. А с позиций современной идеологемы социально-культурной деятельности не только могут, но и должны быть вовлечены. В контексте анализа современных тенденций социально-культурного развития, интересным представляется проект «Разбуди свой спальный район», разработанный и реализованный на основе частной инициативы. Проект стартовал в 2015 году и его генеральными партнерами являются круп-

37

1

ная коммерческая компания и бренд Adidas и компания TBWAMoscow. Цель проекта - популяризация бега и здорового образа жизни в отдаленных районах Москвы. Основная идея состоит в том, чтобы мотивировать как можно большее количество жителей этих районов заняться бегом, причем в качестве площадки для бега выбрать именно свой район. При растущей популярности бег все еще оставался «спортом выходного дня», а его любители предпочитали для пробежек центр города. Поэтому нужно было донести до москвичей все преимущества регулярного бега. В TBWAMoscow уверены, что основное достоинство бега в том, что для него не нужно искать особое место - тренироваться можно где угодно, достаточно просто выйти из дома. «Мы решили показать, что бег в спальном районе - это не менее здорово, чем вдоль набережных. Так родилась идея проекта «Разбуди свой спальный район», - комментируют идею в агентстве9.

Любой житель города может зарегистрироваться на сайте adidas-running.ru и установить мобильное приложение, созданное при поддержке генерального партнера, которое зачисляет результат его пробежек на общий счет бегунов района. Далее приложение суммирует результаты всех пробежек жителей района и составляет рейтинг лучших «беговых районов». Результаты публикуются на сайте. Кроме того, в копилку района начисляются дополнительные очки за активность: участие в забегах Московского Марафона, приглашение друзей на пробежку, тренировки в кроссовках adidas Ultra BOOST10.

Ежемесячно три района-победителя получают призы от компании спонсора. Таким призом может быть тренировка с профессиональным атлетом или пробежка по району со звездой. Беговая команда самого активного района может быть доставлена на специальном автобусе прямо к старту очередного забега серии Московского Марафона и автоматически получит бесплатную регистрацию на следующий забег серии. В конце сезона район-победитель получает собственный беговой клуб.

В проекте принимают участие 24 района города Москвы. В каждом районе создан свой беговой клуб с профессиональными тренера-ми.-Каждый бегун может получить индивидуальную консультацию, советы по питанию и поделиться результатами с единомышленника-

ми. Кроме того, созданы специальные сообщества в социальных сетях с целью помочь жителям районов в общении, назначении совместных пробежек. В каждом районе определен беговой лидер - бегун с активной жизненной позицией, задача которого направлять и вдохновлять начинающих бегунов на тренировки. На роль лидеров были выбраны не профессиональные спортсмены, а харизматичные любители, которые и до проекта были активными пользователями социальных сетей, постоянно участвовали в забегах (в том числе благотворительных). Лидеры своим примером доказывают, что бег не отнимает слишком много времени и сил, а делает жизнь интереснее и разнообразнее.

Проект постоянно развивается, проводятся различные мероприятия: мотивирующие граффити, спецпроекты с популярными Интернет-площадками, «Пижамный забег» в парке Сокольники. Ежемесячно проходят массовые забеги, которые члены беговых сообществ стараются не пропускать примерно так же, как концерты звезд или модные вечеринки. Участие в Московском марафоне стало активно обсуждаемым городским событием. Но, что особенно важно, беговые лидеры районов и активные участники сообществ сами становятся инициаторами и организаторами собственных локальных проектов и мероприятий.

В 2015 году в проект было вовлечено более 15 тысяч жителей города, главным результатом проекта является то, что на улицы спальных районов вышло большое количество молодых, энергичных и ярких людей. Организаторы проекта уверены, что даже если сам проект официально завершится, горожане уже не бросят пробежки и созданные сообщества, даже если за проделанные километры перестанут начислять баллы. Беговые группы в спальных районах будут и дальше существовать, а сторонняя поддержка людям больше станет не нужна.

Подводя итоги отметим, что в организацию деятельности по социально-культурному развитию города Москвы сегодня вовлечены учреждения культуры, коммерческие и некоммерческие организации, общественные организации и сообщества жителей города.

Большая часть организаций и учреждений культуры все еще ограничивают свою деятельность предоставлением социально-культурных услуг по удовлетворению культурных потреб-

ностей горожан. Однако, наблюдается очевидная активность частного сектора, все большее количество организаций сферы бизнеса готовы разделить с государством социальную ответственность. Главным мотивационным фактором здесь выступает имиджевая составляющая: сегодня на рынке выигрывает тот, кто способен широко заявить о себе, а участие или инициация социально-культурных проектов способствует этому. Именно по этой причине уровень социальной ответственности и масштаб социальной активности бизнеса, заинтересованного в публичности и открытости социально-культурных инвестиций, значительно повысился.

В городе очевидно формируется ярко выраженная тенденция реализации проектов, направленных на развитие социальной активности и социальной включенности местных сообществ горожан.

Характерной чертой современного этапа социально-культурного развития мегаполиса становится тенденция замены потребности простого развлечения на потребность в осуществлении социально-полезных действий. В рамках таких проектов создаются полноценные условия для саморазвития и самореализации личности. Распространяется практика создания клубов и объединений людей на основе общности культурных и творческих интересов людей, наблюдается активность местных сообществ по организации соседского досуга.

Эти изменения являются следствием осознания государством того факта, что современное общество нуждается в активной, инициативной, адекватной личности с высоким уровнем социальной ответственности. Уделяется пристальное внимание популяризации гуманитарного знания, реализации различных технологий и форм социально-культурной деятельности. Проводятся всероссийские культурные акции, призванные содействовать пробуждению интереса населения к культуре и искусству, культурным объектам и учреждениям: «Ночь в музее», «Библионочь», «Ночь искусств» и другие. Организуются выставки, форумы, фестивали, направленные на пробуждение интереса к истории и народным традициям России, поддерживается и поощряется волонтерская деятельность.

Коллективная деятельность представителей различных секторов общества - это адекватная

реакция на сложившуюся социально-экономическую ситуацию, для которой характерен дефицит ресурсов. Развитие взаимодействия государства, бизнеса, общественного сектора в процессе создания и реализации социально-культурных проектов является чрезвычайно актуальным, при условии, что целевыми ориентирами такого взаимодействия являются создание условий для развития личности и ее самореализации, активации коллективной деятельности, поддержка социально-культурных явлений. Такой подход способствует стабилизации и качественному обновлению индустрии досуга, открывает новые перспективы для социально-культурного развития города и его территорий.

Литература

Доклад о культуре мировых городов: на основе данных, предоставленных городами-участниками Культурного форума мировых городов (World Cties Culture Forum). Перевод МИСКП, 2015

Климкович Е.В. Финансирование социально-культурных проектов на современном этапе// Е.В. Климкович/ Культура и образование: научный журнал вузов культуры и искусств № 1(16) 2015. М.: МГИК, 2015 С.74 - 78.

Московские культурные центры// Официальный сайт ГАУК «Культурный центр ЗИЛ»: http://zilcc.ru/articles/1430.html (дата обращения 21.05.2016 г.)

Официальная страница проекта «Разбуди свой спальный район»: http://wakeup.adidas-running.ru/ (дата обращения 22.05.201б.г.)

Официальный сайт ГАУК «Культурный центр ЗИЛ»: http://zilcc.ru/about/ (дата обращения 21.05.2016г.)

Официальный сайт Департамента культуры города Москвы: http://kultura.mos.ru/upload_local/ iblock/255/25585fccbe3a767f33c635450add8d7b/ kultura_moskvy.pdf (дата обращения 28.04.2017 г.)

Официальный сайт Московского многофункционального культурного центра: http://m-c-m-c.ru/pages/o-tsentre (дата обращения

21.05.2016 г.)

Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»: http://philanthropy.ru/novosti-organizatsij/2016/11/17/43323/ (дата обращения

28.04.2017 г.)

i

icd

Социол

Ссылки:

1 Климкович Е.В. Анализ эффективности продвижения социально-культурных услуг для населения города Москвы// Е.В.Климкович/Ве-стник МГУУ 2016 №1. С.18-22

2 Климкович Е.В. Финансирование социально-культурных проектов на современном этапе// Е.В. Климкович/ Культура и образование: научный журнал вузов культуры и искусств № 1(16) 2015. М.: МГИК, 2015 С.74 - 78.

3 Доклад о культуре мировых городов: на основе данных, предоставленных городами-участниками Культурного форума мировых городов (World Cties Culture Forum). Перевод МИСКП, 2015

4 Официальный сайт Департамента культуры города Москвы: http://kultura.mos.ru/ upload_local/iblock/255/ 25585fccbe3a767f33c635450add8d7b/ kultura_moskvy.pdf (дата обращения 28.04.2017 г.)

5 Официальный сайт ГАУК «Культурный центр ЗИЛ»: http://zilcc.ru/about/ (дата обращения 21.05.2016г.)

6 Московские культурные центры// Официальный сайт ГАУК «Культурный центр ЗИЛ»: http://zilcc.ru/articles/1430.html (дата обращения 21.05.2016 г.)

7 По данным официального сайта Московского многофункционального культурного центра: http://m-c-m-c.ru/pages/o-tsentre (дата обращения 21.05.2016 г.)

8 Электронный журнал о благотворительности «Филантроп»: http://philanthropy.ru/ novosti-organizatsij/2016/11/17/43323/ (дата обращения 28.04.2017 г.)

9 Разбуди свой спальный район: как adidas и TBWAMoscow меняли взгляды москвичей на бег: http://www.advertology.ru/article134434.htm

10 Официальная страница проекта «Разбуди свой спальный район»: http://wakeup.adidas-running.ru/ (дата обращения 22.05.2016.г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.