References
1. Amgalanova M.V. Kul'tumoe nasledie kak faktor formirovaniya natsional'noy buryatskoy kul'tury v sovetskiy period [Cultural heritage as a factor in the formation of national Buryat culture in the Soviet period]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2016, no. 36, pp. 73-78. (In Russ.).
2. Gonchikova M.Ts. Traditsii buryatskoy narodnoy muzyki kak osnova formirovaniya professional'noy muzykal'noy kul'tury i obrazovaniya v respublike Buryatiya [The traditions of Buryat folk music as the basis for the formation of professional musical culture and education in the Republic of Buryatia]. Vestnik tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Scientific journal of Tomsk State University], 2016, no. 1(21), pp. 94-98. (In Russ.).
3. Gusev E.V. Fol'klor kak element kul'tury [Folklore as an element of culture]. Iskusstvo v sisteme kul'tury: sb. nauch. st. [Collection of scientific articles Art in the system of culture. Collection of scientific articles]. Leningrad, Nauka Publ., 1987, pp. 36-41. (In Russ.).
4. Kirichenko S.V. Professional'nyy teatr Buryatii: Ot istokov do pervoy dekady iskusstva v Moskve [Professional Theater of Buryatia: From the origins to the first decade of art in Moscow]. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta [Scientific Journal of the Buryat State University], 2015, no. 7, pp. 137-142. (In Russ.).
5. Sanzhieva L.N. Muzyka kompozitorov Buryatii v strane i mire [Music of composers of Buryatia in the country and the world]. Vserossiyskaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya, posvyashchennaya 95-letiyu Respublike Buryatiya [All-Russian Scientific and Practical Conference dedicated to the 95th anniversary of the Republic of Buryatia]. Ulan-Ude, East-Siberian State Institute of Culture Publ., 2018, pp. 213-216. (In Russ.).
6. Trosbi D. Ekonomika i kul'tura [Economy and culture]. Moscow, Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki Publ., 2018. 256 p. (In Russ.).
7. Flier A.Ya. Ideologicheskaya funktsiya kul'turnoy politiki [The ideological function of cultural policy]. Informatsionnyy gumanitarnyy portal "Znanie. Ponimanie. Umenie" [Information humanitarian portal "Knowledge. Understanding. Skill"], 2018, no. 1. (In Russ.). Available at: http://www.journals.mosgu.ru/zpu/article/view/654 (accessed 05.09.2021).
8. Shchedrina G.K. Iskusstvo kak etnokul'turnoe yavlenie [Art as an ethnocultural phenomenon]. Iskusstvo v sisteme kul'tury: sb. nauch. st. [Collection of scientific articles Art in the system of culture. Collection of scientific articles]. Leningrad, Nauka Publ., 1987, pp. 41-47. (In Russ.).
УДК 069.01
Doi: 10.31773/2078-1768-2022-58-48-55
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОХРАНЕНИЯ И ПРЕЗЕНТАЦИИ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ
Мамаева Елена Ивановна, руководитель музея, общество с ограниченной ответственностью «Аптекарский двор» (г. Пермь, РФ); аспирант кафедры музеологии и культурного наследия, Санкт-Петербургский государственный институт культуры (г. Санкт-Петербург, РФ). E-mail: forenergizer@ gmail.com
Историко-культурное фармацевтическое наследие как особый вид мирового культурного наследия существует уже более 150 лет, но объектом специального культурологического научного исследования пока не являлось. Современные практики сохранения и презентации такого вида наследия определяются самой фармацевтической отраслью, национальными особенностями развития музейного дела, а также мотивами основных субъектов музеефикации историко-культурного фармацевтического наследия. Консолидация такого вида наследия в форме национальных фармацевтических музеев является одной из основных тенденций современной музейной практики. Вторая тенденция заключается в музеефи-кации аптек в структуре крупных музейных образований (музей под открытым небом, живой музей,
исторический городской квартал, комплексный краеведческий музей), где аптека выступает незаменимым элементом истории развития и утверждения самобытности региона или города, что подтверждает статус фармации как важного феномена историко-культурного развития наций и народностей. Третья тенденция закрепляет продолжающуюся практику музеефикации историко-культурного фармацевтического наследия совместно с медицинским и религиозным наследием, что подчеркивает пластичность и адаптивность такого вида наследия. Четвертая тенденция заключается в развитии сети исторических аптек и аптечных музеев как особого типа музеев, документирующих историко-культурное фармацевтическое наследие.
Ключевые слова: историко-культурное фармацевтическое наследие, национальный фармацевтический музей, аптечный музей, историческая аптека.
MODERN TRENDS OF PRESERVATION AND PRESENTATION OF HISTORICAL AND CULTURAL PHARMACEUTICAL HERITAGE
Mamaeva Elena Ivanovna, Head of the Museum, Limited Liability Company "Apothecary Yard", Postgraduate of the Department of Museology and Cultural Heritage, St. Petersburg State University of Culture (St. Petersburg, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The historical and cultural pharmaceutical heritage as a special kind of word cultural heritage has existed for more than 150 years, but has not yet been the object of a special culturologic study. Modern practices for the preservation and presentation of this type of heritage are determined by the pharmaceutical industry itself, the national characteristics of the development of museum work, as well as the motives of the main subjects of the historical and cultural pharmaceutical heritage museumification. The consolidation of this type of heritage in the form of national pharmaceutical museums is one of the main trends in modern museum practice. The second trend is the museumification of pharmacies in the structure of large museum formations (an open-air museum, a living museum, a historical city quarter, a comprehensive museum of local lore), where the pharmacy is an indispensable element in the history of development and the assertion of the identity of a region or city, which confirms the status of pharmacy as an important phenomenon of historical and cultural development of nations and nationalities. The third trend reinforces the ongoing practice of museumification of the historical and cultural pharmaceutical heritage together with the medical and religious heritage, which emphasizes the plasticity and adaptability of this type of heritage. The fourth trend is the development of a network of historical pharmacies and pharmacy museums as a special type of museums documenting the historical and cultural pharmaceutical heritage.
Keywords: historical and cultural pharmaceutical heritage, national pharmaceutical museum, pharmacy museum, historical pharmacy.
Фармация является древнейшей формой деятельности, результаты которой оказывают глобальное влияние на все человечество. Совокупность материальных и нематериальных артефактов исторического развития фармацевтической науки и практики, олицетворяющих значимый социокультурный опыт человечества и сохраняемых для передачи будущим поколениям, образует историко-культурное фармацевтическое наследие (далее - ИКФН), которое на протяжении полутора столетий практически включено в фено-
мен мирового культурного наследия как один из его видов. Однако до сих пор этот вид наследия редко становился объектом специального культурологического исследования, а настоящая статья является одной из первых попыток его научного обоснования.
Основное влияние на формы и способы сохранения и актуализации ИКФН оказывают эволюция фармацевтической отрасли, национальные особенности развития музейного дела, а также мотивация основных субъектов музеефикации.
Все эти факторы определяют существующие тенденции современной практики сохранения и презентации ИКФН. Рассмотрим подробнее каждую тенденцию и приведем примеры.
1. Тенденция сосредоточения коллекций ИКФН в масштабах всего государства или народа в национальных фармацевтических музеях. Роль музея по отношению к фармацевтическому наследию заключается в консолидации наиболее ценных объектов, презентация которых воссоздает весь путь развития национальной фармацевтической науки и практики. В большинстве случаев это коллекционные музеи, хронологически охватывающие несколько временных периодов. Главной функцией национальных фармацевтических музеев, помимо документирования, является исследовательская, а областью исследования - история фармации. Поэтому зачастую при таких музеях функционируют библиотеки и архивы.
Первый национальный фармацевтический музей в мире появился в Великобритании (1842 год) [25], второй - в Аргентине (1900 год) [18]. Затем на протяжении всего ХХ века национальные музеи возникли в различных странах Европы, Азии и Южной Америки. Пик возникновения национальных фармацевтических музеев приходится на начало XXI века. Сегодня национальные фармацевтические музеи существуют на Украине, в Польше, Чехии, Румынии, Литве, Швеции, Дании, Норвегии, Великобритании, Австрии, Бельгии, Германии, Швейцарии, Греции, Испании, Италии, Китае, Турции, Таиланде, Вьетнаме, а также Бразилии, Аргентине, на Кубе. Однако в ряде стран такие музеи еще не сформировались. Такого музея пока нет в России, хотя Московской фармацевтический музей, основанный в 1920 году и на сегодняшний день утраченный, вполне отвечал всем критериям общенационального фармацевтического музея [2, с. 186-189].
Обычно в одной стране присутствует один национальный фармацевтический музей, однако возможно сосуществование и нескольких. Примером является Испания, и наличие двух фармацевтических музеев (Музей испанской фармации при Мадридском университете Комплутенсе [19] и Каталонский фармацевтический музей при Барселонском университете [20]) объясняется историческим делением на собственно Испанию
и Каталонию. В Дании также два национальных фармацевтических музея - это коллекция по истории аптек Датского фонда истории фармации [9] и Музей натуральной медицины в Копенгагене [22]. Такое соседство возможно благодаря тематическому разделению: первый музей посвящен истории национальной аптечной службы, второй - фармакогнозии.
2. Тенденция сохранения и актуализации ИКФН путем музеефикации аптек в рамках более крупных музейных объединений - в этнографических музеях, экомузеях, городских музеях под открытым небом и в структуре краеведческих экспозиций. Музеи под открытым небом появились в конце XIX века, и с тех пор их количество в мире постоянно увеличивается. С конца XIX века объектом музеефикации стала традиционная сельская культура [1, с. 27-33]. Во второй половине ХХ века процессу музеефикации подвергаются городские исторические районы. Аптеки музеефицируются как в рамках этнографических музеев, так и в городских исторических районах. Также сложилась практика экспонирования исторических аптечных интерьеров в структуре экспозиций краеведческих музеев.
Наиболее распространенным контекстом му-зеефикации аптек в структуре европейских музеев под открытым небом являются первые индустриальные поселения. В них аптека является символом перехода, с одной стороны, к научно-доказательной медицине и государственной системе здравоохранения, а с другой - от цеховой организации производства к фабричной. Пример такой музеефицированной аптеки находится в английском живом музее «Черная страна» (Дадли, Уэст-Мидленс, Великобритания) [6].
Североамериканские аптечные музеи в составе музеев под открытым небом музеефици-руют преимущественно культуру европейских первопоселенцев. Главной причиной создания аптечного музея в пионерских городках является стремление презентовать начало развития собственно американской системы здравоохранения с присущими ей американскими особенностями. Примером такого почтения к первым канадским фармацевтам является Парк наследия в Калгари (Канада), где экспонируется аптека Глэдхилла 1908 года. Аптека иллюстрирует важность в горо-
дах канадских прерий фармацевтических учреждений, заменяющих подчас и врачей, и ветеринаров [15, с. 91].
В экспозиционном пространстве музеефи-цированный аптечный интерьер может занимать как подчиненное, так и центральное место. Аптечный интерьер вписывается в «улицу времени» - типичный прием краеведческих экспозиций и музеев под открытым небом, и здесь аптека - такой же объект, как магазины, мастерские и таверны. Так, аптека как фрагмент городской улицы в краеведческой экспозиции представлена в музее Общества наследия в Веймаре (штат Техас, США) [15, с. 81], в музее Бессера в портовом городе Алпена (штат Мичиган, США) [5], в историческом музее Детройта (штат Мичиган, США) [15, с. 39-40]. В европейских краеведческих музеях музеефицированный аптечный интерьер чаще доминирует в экспозиционном пространстве. Примеры таких музеев находятся в Германии: музеи Бурга (Шлезвиг-Гольштейн) [21] и Бад-Швальбаха (Гессен) [16], «Музей горного дела и истории города Обернкирхен» (Нижняя Саксония) [24].
3. Тенденция актуализации старинных аптек в единстве с медицинским и религиозным наследием, в частности французский вариант музеефи-кации на базе Отелей Дьё.
Особенность в истории развития медицины и фармации во Франции и на франкоговорящих территориях - сложившаяся эпоху Средневековья сеть благотворительных госпиталей «Отель Дьё». Сохранение исторических зданий больниц и больничных коллекций осуществляет ассоциация «Сеть Отелей Дьё и аптеки» [23]. Музе-ефикация объектов сети «Отель Дьё» началась в 1960-1970-е годы и продолжается до сих пор. Коллекции аптек в Отелях Дьё музеефицируют-ся на месте своего исконного бытования и экспонируются чаще всего в виде интерьерного ансамбля.
Множество Отелей Дьё до сих пор принимают пациентов, и одновременно, по инициативе местной или больничной администрации, наиболее ценные интерьеры преобразуются в аптечные музеи. Доступ в такие аптечные музеи обычно ограничен по времени и количеству посетителей. Например, больница Сен-Жак в Безансоне была основана в XVII веке и продолжает работать и
сегодня. С 1938 года здание и внутренние помещения больницы приобретали статус исторических памятников, а больничная аптека XVII века музеефицирована и считается одной из красивейших аптек во Франции [8].
Однако более половины Отелей Дьё были полностью музеефицированы. Часть таких памятников сохраняет медицинское и фармацевтическое наследие в комплексе, но большая часть -только фармацевтические артефакты и интерьеры, которые считаются главными и самыми ценными экспозициями. Примером совместной музеефика-ции фармацевтического и медицинского наследия является средневековый Отель Дьё в Боне [10].
Преимущественно музеефикации в Отелях Дьё подвергается только старинная аптека. Так был создан аптечный музей на базе старинной аптеки в госпитале Сен-Жан в Лодев. Сам госпиталь был основан в 1284 году. В 1990-х годах, «принимая во внимание исключительную ценность этого места как исторического наследия», вокруг госпитальной аптеки 1837 года было создано музейное пространство [4].
4. Тенденция создания сети исторических аптек и аптечных музеев как особого типа музеев. Исторические аптеки и аптечные музеи объединяет самодостаточная и независимая позиция к окружающей их обстановке. Они всегда отражают одно конкретное аптечное «пространство», оно же и является главным движущим фактором их развития.
Аптечные музеи и исторические аптеки в 90 % случаев - это музеефикация in situ. Движимое и недвижимое фармацевтическое наследие в исторической аптеке бережно сохраняется, но продолжает использоваться по своему прямому назначению. В аптечном музее происходит утрата утилитарных функций артефактов: теперь их используют как свидетельство прошлого, обладающее историческим значением и культурной ценностью.
Проведенный анализ позволяет констатировать, что в экспозиции аптечных музеев редко наблюдается хронологическая динамика. Нами выявлено, что оптимальной датой музеефикации является конец XIX - начало ХХ века. Этот период - закат эпохи Нового времени, нарастающая мировая индустриализация, революции в науч-
ной, технической и культурной сферах. История фармации в этот период тоже носила порубежный характер: аптекарь-ремесленник начинает уступать свои привилегии растущей промышленной фармацевтической отрасли. Развитие фармацевтической промышленности в ХХ веке изменило статус фармацевта, и поэтому музеефикация ауры «золотого века» аптекаря стала следствием профессиональной рефлексии.
Наибольшее количество исторических аптек, как нам удалось определить, встречается в Италии, а также в Испании, Германии, Швеции и России. Аптечные музеи наиболее распространены в Германии, Франции, США и в странах Восточной Европы. Это свидетельствует о предпочтениях национальных субъектов к различным формам музе-ефикации фармацевтического наследия: там, где сосредоточено большинство исторических аптек, предпочитают «мягкую» форму музеефикации и сохранение утилитарных функций объектов; в тех странах, где находится большинство аптечных музеев, применяется полная музеефикация.
Музеефикации подвергаются наиболее старинные аптеки, отличающиеся функциональным долголетием. Например, аптека Сантисимма-Ан-нунциата во Флоренции (Италия) была открыта в 1561 году аптекарем Доменико Брунетти. На протяжении почти пятисот лет аптека находится в одном и том же месте и продолжает отпускать лекарства населению. В торговом зале сохранилась мебель XVII века, а также аптечные сосуды XIX века [12].
Музеефицируются аптеки, отличающиеся наиболее эффектным художественным оформлением, как, например, историческая аптека Мац-цолини-Джузеппуччи в городе Фабриано (провинция Анкона, Италия). Исторический интерьер аптеки представляет собой резные деревянную мебель и декор, покрывающие внутреннее пространство аптеки. В медальонах вырезаны бюсты изобретателей в области химии, физики и биологии конца XIX века, а также итальянские врачи и фармацевты. В 2010 году аптека была отреставрирована и открыта для публики как «музей самого себя». Аптека до сих пор продолжает изготовлять и продавать галеновые косметические препараты [17].
В большинстве случае в исторических аптеках сохранившийся интерьер с выкладкой совре-
менных лекарств - это и есть основная экспозиция. В некоторых исторических аптеках выделяется специальное место для экспонирования коллекций аптечных сосудов. Аптечные музеи используют более широкий спектр экспозиционных приемов. В «музее-витрине» через широкое панорамное остекление можно обозревать старинный интерьер прямо с улицы. Таков, например, музей, посвященный лаборатории по приготовлению аптечных спиртов в Бённигхайме (Баден-Вюртемберг, Германия) [14]. Еще один экспозиционный прием - «капсула времени», создающий у посетителя впечатление «первооткрывателя гробницы фараона». Такой прием используется в аптечном музее в парке развлечений Фламбардс в г. Хелстон (Корнуолл, Великобритания) [7] и в аптечном музее Доу в Австралии [11].
Историческая аптека - это, на наш взгляд, яркий пример «мягкой» музеефикации. В ряде случаев историческая аптека выступает как переходная форма к полной музеефикации, в результате чего образуется аптечный музей. Примером такого перехода может служить аптечный музей, возникший на базе аптеки «Орел» в Дортмунде (Северный Рейн-Вестфалия, Германия) [3; 13].
Рассмотрение обозначенных тенденций на основе примеров мировой практики позволяет утверждать, что ИКФН обладает такими качествами, как универсальность и глобальность. Данный вид мирового наследия способен представлять не только историю развития фармацевтической науки и практики, на что нацелены, в первую очередь, национальные фармацевтические музеи, но и историю сельской и городской культуры, что удается аптечным музеям в составе этнографических, городских музеев и в качестве раздела краеведческих экспозиций. Презентация истории здравоохранения всегда неполна без представления истории фармации, поэтому существует большое количество музеев, объединяющих медицинское и фармацевтическое наследие. Сами аптеки и учреждения в области фармацевтического образования и промышленного производства, аккумулирующие в себе частные истории и локальную культуру, обладают огромным потенциалом для последующей музеефикации и становятся оригинальными музеями и учреждениями музейного типа.
Литература
1. Йонг А. де, Метте С. Первые музеи под открытым небом: о народных традициях - музейными средствами // Museum. Этнографические музеи и музеи под открытым небом. - 1993. - № 175. - С. 27-33.
2. Кузыбаева М. П. Медицинские музеи России: становление и место в музейном мире (XVIII - первая треть XX века): дис. ... канд. ист. наук. - М., 2011. - 294 с.
3. Apothekengeschichte(n) [Электронный ресурс] // Stadt Anzeiger, 25.12.2017. - URL: https://www.lokalkompass. de/dortmund-city/c-kultur/apothekengeschichten_a814423 (дата обращения: 10.01.2022).
4. Apothicairerie de Lodève [Электронный ресурс]. - URL: http://www.apothicaireries.eu/modules/member/control-ler/member/238-lodeve.html (дата обращения: 10.01.2022).
5. Avenue of Shops [Электронный ресурс]. - URL: https://www.bessermuseum.org/avenue-of-shops (дата обращения: 10.01.2022).
6. Black country living museum [Электронный ресурс]. - URL: https://www.bclm.co.uk/locations/emile-doos-chem-ist-shop/23.htm#.X_sMY4gzZPa (дата обращения: 29.12.2021).
7. Chemist Shop Time Capsul [Электронный ресурс]. - URL: https://www.flambards.co.uk/chemist-shop-time-capsule (дата обращения: 12.01.2022).
8. CHRU - Hôpital Saint-Jacques [Электронный ресурс]. - URL: http://www.apothicaireries.eu/modules/member/con-troller/member/239-besancon.html (дата обращения: 03.01.2022).
9. Dansk Farmacihistorisk Fond - en fœlles ramme for de farmacihistoriske aktiviteter i Danmark. Om fondens etabler-ing og dens virksomhed i de f0rste âr. - Dansk Farmacihistorisk Fond. - Hillerad, 2015. - 24 p.
10. Découvrir L'Hôtel-Dieu, un palais pour les «pôvres» [Электронный ресурс]. - URL: http://hospices-de-beaune.com/ index.php?/hospicesdebeaune/L-Hotel-Dieu/Le-Musee/Le-circuit-de-visite (дата обращения: 12.01.2022).
11. Dow's Pharmacy [Электронный ресурс]. - URL: https://www.nationaltrust.org.au/places/dows-pharmacy (дата обращения: 10.01.2022).
12. Farmacia S.S. Annunziata [Электронный ресурс]. - URL: https://brunelleschi.imss.fi.it/itinerari/luogo/FarmaciaS-SAnnunziata.html (дата обращения: 29.12.2021).
13. Figge Katrin. Lack, Magneten, Promi-Handys - das sind alle Museen in Dortmund [Электронный ресурс] // Der Westen, 23.01.2013. - URL: https://www.derwesten.de/staedte/dortmund/lack-magneten-promi-handys-das-sind-alle-museen-in-dortmund-id7165726.html (дата обращения: 12.01.2022).
14. Förderverein Museum im Steinhaus Bönnigheim [Электронный ресурс]. - URL: https://museum-im-steinhaus.de/ Museum/Ausstellungen/Arzney-Kueche (дата обращения: 29.12.2021).
15. Griffenhagen George, Steib Ernst W., Fisher Beth D. A Guide to Pharmacy Museums and Historical Collections in the United States and Canada. - Madison, WI: AIHP, 1999. - 143 р.
16. Kur-Stadt-Apotheken-Museum [Электронный ресурс] - URL: https://museen-in-hessen.de/de/museen/kur_stadt_ apotheken_museum (дата обращения: 28.12.2021).
17. Le origini della storica farmacia mazzolini giuseppucci [Электронный ресурс]. - URL: https://museo.1896.it/origini (дата обращения: 10.01.2022).
18. Museo de Farmacobotánica [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ffyb.uba.ar/museo-farmacobotanica/historia-2170?es,,mnu-e-326-1-mnu- (дата обращения: 10.01.2022).
19. Museo de la Farmacia Hispana [Электронный ресурс]. - URL: https://www.ucm.es/museofarmaciahispana/historia (дата обращения: 10.01.2022).
20. Museu de la Farmàcia Catalana [Электронный ресурс]. - URL: https://www.ub.edu/portal/web/farmacia/museu-farmacia-catalana (дата обращения: 29.12.2021).
21. Museum ditmarsium burg [Электронный ресурс]. - URL: http://www.burger-museum.de/entstehung.htm (дата обращения: 10.01.2022).
22. Om NaturMedicinsk Museum [Электронный ресурс]. - URL: https://nmm.ku.dk/om-naturmedicinsk-museum (дата обращения: 09.01.2022).
23. Réseau des Hôtels-Dieu et Apothicaireries [Электронный ресурс]. - URL: http://www.apothicaireries.eu/upload/0_ racine/textes/2011_06_09_statuts-modifies_rhda.pdf (дата обращения: 12.01.2022).
24. Schalterapotheke Privilegierte Apotheke Gebrüder Pape [Электронный ресурс]. - URL: http://www.museum-ober-nkirchen.de/ausstellung/schalterapotheke.html (дата обращения: 10.01.2022).
25. 175 years of the Royal Pharmaceutical Society Museum [Электронный ресурс] // The Pharmaceutical Journal. 23.10.2017. - URL: https://www.pharmaceutical-journal.com/your-rps/175-years-of-the-royal-pharmaceutical-soci-ety-museum/20203760.article (дата обращения: 28.12.2021).
References
1. Yong A. de, Mette S. Pervye muzei pod otkrytym nebom: o narodnykh traditsiyakh - muzeynymi sredstvami [The first open-air museums: about folk traditions - by museum means]. Museum. Etnograficheskie muzei i muzei pod otkrytym nebom [Museum. Ethnographic and open-air museums], 1993, no. 175, pp. 27-33. (In Russ.).
2. Kuzybaeva M.P. Meditsinskie muzei Rossii: stanovlenie i mesto v muzeynom mire (XVIII - pervaya tret'XX veka): dis. kand. ist. nauk [Medical museums of Russia: formation and place in the museum world (XVIII - the first third of the XX centuries). Diss. PhD in History]. Moscow, 2011. 294 p. (In Russ.).
3. Apothekengeschichte(n) [Pharmacy story(s)]. Stadt Anzeiger [City scoreboard], 25.12.2017. (In Germ.). Available at: https://www.lokalkompass.de/dortmund-city/c-kultur/apothekengeschichten_a814423 (accessed 10.01.2022).
4. Apothicairerie de Lodève [Apothecary of Lodeve]. (In French). Available at: http://www.apothicaireries.eu/modules/ member/controller/member/238-lodeve.html (accessed 10.01.2022).
5. Avenue of Shops. (In Engl.). Available at: https://www.bessermuseum.org/avenue-of-shops (accessed 10.01.2022).
6. Black country living museum. (In Engl.). Available at: https://www.bclm.co.uk/locations/emile-doos-chemist-shop/ 23.htm#.X_sMY4gzZPa (accessed 29.12.2021).
7. Chemist Shop Time Capsul. (In Engl.). Available at: https://www.flambards.co.uk/chemist-shop-time-capsule (accessed 12.01.2022).
8. CHRU - Hôpital Saint-Jacques [CHRU - Saint-Jacques Hospital]. (In French). Available at: http://www.apothicair-eries.eu/modules/member/controller/member/239-besancon.html (accessed 03.01.2022).
9. Dansk Farmacihistorisk Fond - en fœlles ramme for de farmacihistoriske aktiviteter i Danmark. Om fondens etablering og dens virksomhed i de f0rste ar [Danish Pharmacy History Foundation - a common framework for the pharmacy history activities in Denmark. About the establishment of the fund and its activities in the first years]. Hillerad, 2015. 24 p. (In Dan.).
10. Découvrir L'Hôtel-Dieu, un palais pour les «pôvres» [Discover the Hôtel-Dieu, a palace for the «poor»]. (In French). Available at: http://hospices-de-beaune.com/index.php?/hospicesdebeaune/L-Hotel-Dieu/Le-Musee/Le-cir-cuit-de-visite (accessed 12.01.2022).
11. Dow's Pharmacy. (In Engl.). Available at: https://www.nationaltrust.org.au/places/dows-pharmacy (accessed 10.01.2022).
12. Farmacia SS. Annunziata [Pharmacy SS. Annunziata]. (In Ital ). Available at: https://brunelleschi.imss.fi.it/itinerari/ luogo/FarmaciaSSAnnunziata.html (accessed 29.12.2021).
13. Figge Katrin. Lack, Magneten, Promi-Handys - das sind alle Museen in Dortmund [Lacquer, magnets, celebrity mobile phones - these are all museums in Dortmund]. Der Westen [The West], 23.01.2013. (In Germ.). Available at: https://www.derwesten.de/staedte/dortmund/lack-magneten-promi-handys-das-sind-alle-museen-in-dortmund-id7165726.html (accessed 12.01.2022).
14. Fôrderverein Museum im Steinhaus Bônnigheim [Friends of the museum in the Bônnigheim stone house]. (In Germ.). Available at: https://museum-im-steinhaus.de/Museum/Ausstellungen/Arzney-Kueche (accessed 29.12.2021).
15. Griffenhagen George, Steib Ernst W., Fisher Beth D. A Guide to Pharmacy Museums and Historical Collections in the United States and Canada. Madison, WI: AIHP, 1999. 143 p. (In Engl.).
16. Kur-Stadt-Apotheken-Museum [Kur-Stadt-Pharmacy-Museum]. (In Germ.). Available at: https://museen-in-hessen. de/de/museen/kur_stadt_apotheken_museum (accessed 28.12.2021).
17. Le origini della storica farmacia mazzolini giuseppucci [The origins of the historic mazzolini giuseppucci pharmacy]. (In Ital.). Available at: https://museo.1896.it/origini (accessed 10.01.2022).
18. Museo de Farmacobotanica [Museum of Pharmacobotany]. (In Span.). Available at: http://www.ffyb.uba.ar/museo-farmacobotanica/historia-2170?es,,mnu-e-326-1-mnu- (accessed 10.01.2022).
19. Museo de la Farmacia Hispana [Spanich Pharmacy Museum]. (In Span.). Available at: https://www.ucm.es/museo-farmaciahispana/historia (accessed 10.01.2022).
20. Museu de la Farmàcia Catalana [Museum of Catalan Pharmacy]. (In Span.). Available at: https://www.ub.edu/por-tal/web/farmacia/museu-farmacia-catalana (accessed 29.12.2021).
21. Museum ditmarsium burg. (In Engl.). Available at: http://www.burger-museum.de/entstehung.htm (accessed 10.01.2022).
22. Om NaturMedicinsk Museum [About NaturMedicinsk Museum]. (In Swed.). Available at: https://nmm.ku.dk/om-naturmedicinsk-museum (accessed 09.01.2022).
23. Réseau des Hôtels-Dieu et Apothicaireries [Network of Hôtel-Dieu and Apothecaries]. (In French). Available at: http://www.apothicaireries.eu/upload/0_racine/textes/2011_06_09_statuts-modifies_rhda.pdf (accessed 12.01.2022).
24. Schalterapotheke Privilegierte Apotheke Gebrüder Pape [Pharmacy counter Privileged pharmacy Pape brothers]. (In Germ.). Available at: http://www.museum-obernkirchen.de/ausstellung/schalterapotheke.html (accessed 10.01.2022).
25. 175 years of the Royal Pharmaceutical Society Museum. The Pharmaceutical Journal, 23.10.2017. (In Engl.). Available at: https://www.pharmaceutical-journal.com/your-rps/175-years-of-the-royal-pharmaceutical-society-muse-um/20203760.article (accessed 28.12.2021).
УДК 069
Doi: 10.31773/2078-1768-2022-58-55-62
СЕРВИСНОЕ РАЗВИТИЕ УСЛУГ МУЗЕЯ: ВНЕШНИЕ СЕРВИСЫ СОВРЕМЕННЫХ МУЗЕЕВ
Болдырева Екатерина Валентиновна, директор Новосибирского государственного художественного музея (г. Новосибирск, РФ). E-mail: [email protected]
Актуальность статьи связана с необходимостью цифровой трансформации социокультурной сферы, развития креативных индустрий региона в целом и, в частности, такого направления деятельности музеев как цифровая сервисность. Виртуальная библиотека музеев, которую собирает Международный комитет музеев (ICOM), свидетельствует о том, что все больше музеев мира предоставляют людям открытый доступ через Всемирную паутину. Однако это пока еще очень небольшой процент того, что доступно в самих музеях.
Цель работы предполагает анализ возможных подходов к развитию сервисности музеев как полноценного сектора креативной экономики и формированию гибридного музея, способного выполнять миссию социокультурного развития территории.
Автор приводит краткие результаты анализа сервисных услуг музеев России, используя сведения, размещенные на портале «Музеи России» (рейтинг 100 лучших музеев) - http://www.museum.ru/, а также данные по сервисности лучших зарубежных музеев (Британский музей, Музей Метрополитен).
В работе указаны возможности музеев по формированию внешних сервисов, использование которых существенно расширяет информационное поле музея, дает дополнительные возможности, связанные с трендом Веб 2.0; выделены и описаны такие группы внешних сервисов, как mash-up (смешение сервисов), системы обмена сообщениями, медийные сервисы и др.; приведены данные Новосибирского государственного художественного музея по развитию стратегии IT-развития сайта НГХМ; намечены возможные перспективы по развитию внешних сервисов.
Ключевые слова: музей, сервисное обслуживание, цифровая трансформация, внешние сервисы, Новосибирск, художественный музей.
SERVICE DEVELOPMENT OF MUSEUM SERVICES: EXTERNAL SERVICES OF MODERN MUSEUMS
Boldyreva Ekaterina Valentinovna, Director of Novosibirsk State Art Museum (Novosibirsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The relevance of the article is associated with the need for digital transformation of the socio-cultural sphere, the development of the region's creative industries. Virtual Library of Museums, which is collected by the International Committee of Museums (ICOM), testifies to the extraordinary growth in the field of virtual museums. More and more museums around the world provide open access through the World Wide