Научная статья на тему 'Музеефикации объекта культурного наследия: опыт корпоративной инициативы'

Музеефикации объекта культурного наследия: опыт корпоративной инициативы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
786
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЕФИКАЦИЯ / ОБЪЕКТ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / РЕСТАВРАЦИЯ / КОНСЕРВАЦИЯ / ЭКСПОЗИЦИОННАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / КОРПОРАТИВНЫЙ МУЗЕЙ / MUSEUMIF CATION / CULTURAL HERITAGE / RESTORATION / CONSERVATION / EXPOSITION INTERPRETATION / CORPORATE MUSEUM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мамаева Елена Ивановна

Частная инициатива музеефикации объекта культурного наследия регионального значения уникальный прецедент. В процессе музеефикации инициатор музеефикации Пермский аптечный холдинг проходит все этапы: научно-исследовательские изыскания, консервация и реставрация объекта культурного наследия, экспозиционная интерпретация. Инициатор преследует не только цель сохранить объект культурного наследия, но также и корпоративные цели реализацию маркетинговой стратегии, развитие бренда компании, привлечение молодых специалистов в отрасль компании. Успешность музеефикации объекта культурного наследия обеспечивается компетентным подходом к выбору инструментов управления процессом музеефикации, возможностью привлечения достаточного объема финансирования и профессиональных участников. Вместе с тем музеефицированный объект культурного наследия, находящийся в частной или корпоративной собственности, несет в себе риски корпоративных музеев: отсутствие специальной законодательной базы в отношении музейного фонда, неустойчивость ресурсного обеспечения, незащищенность от волюнтаризма руководителей и собственников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSEUMIF CATION OF CULTURAL HERITAGE: EXPERIENCE OF CORPORATE INITIATIVE

The private initiative of museumif cation of the object of cultural heritage of regional signif cance is a unique precedent. In the process of museumif cation the initiator of museumif cation Perm pharmacy holding goes through all stages: research, conservation and restoration of cultural heritage, exhibition interpretation. The initiator pursues not only the goal to preserve the object of cultural heritage, but also corporate goals the implementation of the marketing strategy, the development of the company's brand, attracting young professionals to the company's industry. The success of museumif cation of the cultural heritage object is provided by a competent approach to the choice of tools for managing the process of museumif cation, the ability to attract suf cient funding and professional participants. At the same time, the museumif ed object of cultural heritage, which is in private or corporate ownership, bears the risks of corporate museums: the lack of a special legal framework for the Museum Fund, the instability of resource provision, the vulnerability of managers and owners from voluntarism.

Текст научной работы на тему «Музеефикации объекта культурного наследия: опыт корпоративной инициативы»

УДК 069:351.85

Е. И. Мамаева

Музеефикации объекта культурного наследия: опыт корпоративной

инициативы

Частная инициатива музеефикации объекта культурного наследия регионального значения - уникальный прецедент. В процессе музеефикации инициатор музеефикации Пермский аптечный холдинг проходит все этапы: научно-исследовательские изыскания, консервация и реставрация объекта культурного наследия, экспозиционная интерпретация. Инициатор преследует не только цель сохранить объект культурного наследия, но также и корпоративные цели - реализацию маркетинговой стратегии, развитие бренда компании, привлечение молодых специалистов в отрасль компании. Успешность музеефикации объекта культурного наследия обеспечивается компетентным подходом к выбору инструментов управления процессом музеефикации, возможностью привлечения достаточного объема финансирования и профессиональных участников. Вместе с тем музеефицированный объект культурного наследия, находящийся в частной или корпоративной собственности, несет в себе риски корпоративных музеев: отсутствие специальной законодательной базы в отношении музейного фонда, неустойчивость ресурсного обеспечения, незащищенность от волюнтаризма руководителей и собственников.

Ключевые слова: музеефикация, объект культурного наследия, реставрация, консервация, экспозиционная интерпретация, корпоративный музей

Yelena I. Mamaeva Museumification of cultural heritage: experience of corporate initiative

The private initiative of museumification of the object of cultural heritage of regional significance is a unique precedent. In the process of museumification the initiator of museumification - Perm pharmacy holding -goes through all stages: research, conservation and restoration of cultural heritage, exhibition interpretation. The initiator pursues not only the goal to preserve the object of cultural heritage, but also corporate goals -the implementation of the marketing strategy, the development of the company's brand, attracting young professionals to the company's industry. The success of museumification of the cultural heritage object is provided by a competent approach to the choice of tools for managing the process of museumification, the ability to attract sufficient funding and professional participants. At the same time, the museumified object of cultural heritage, which is in private or corporate ownership, bears the risks of corporate museums: the lack of a special legal framework for the Museum Fund, the instability of resource provision, the vulnerability of managers and owners from voluntarism.

Keyword: museumification, cultural heritage, restoration, conservation, exposition interpretation, corporate museum

DOI 10.30725/2619-0303-2019-4-83-87

Сохранение и освоение историко-культурного наследия являются объектом пристального внимания мирового сообщества и многих национальных государств. Наиболее эффективным способом сохранения культурного наследия является музеефикация. Авторитетным музееведом и историком М. Е. Каулен предложено следующее определение музеефикации -это «направление музейной деятельности, заключающееся в преобразовании историко-культурных или природных объектов с целью максимального сохранения и выявления их историко-культурной, научной, художественной ценности» [1, с. 13]. В более узком смысле музеефикация означает превращение недвижи-

мых памятников в музейные объекты на месте их бытования. Автор отмечает, что музеефикация как особое направление музейной работы не получило достойного освещения в научной и учебной музееведческой литературе.

Музеефицированное наследие является важной основой исторической среды региона и несет большой потенциал для раскрытия региональной культуры в общенациональном масштабе [2, с. 367]. Инициатором процесса музеефикации в подавляющем большинстве случае являются федеральные, региональные и муниципальные органы власти. Случаи, когда процесс музеефикации объекта культурного наследия является частной или корпоратив-

ной инициативой, очень редки. Одним из таких объектов является памятник архитектуры регионального значения - здание Земской аптеки 1812 г. постройки, расположенное в столице Пермского края в исторической части города. Описание уникального опыта музеефикации является целью данной публикации.

В процессе музеефикации различных объектов культурного наследия можно выделить наиболее общие этапы, применимые к любым видам памятников: выявление и исследование объекта, реставрационно-консерваци-онные мероприятия, экспозиционная интерпретация и дальнейшее использование в качестве объектов музейного показа.

Основой для музеефикации объектов культурного наследия является федеральное и региональное законодательство. В 2002 г. в Российской Федерации был принят Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», регламентирующий отношения в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия. Согласно закону, объекты культурного наследия могут находиться как в государственной (и муниципальной), так и в частной собственности. Юридические и физические лица, имеющие в собственности объекты культурного наследия, обязаны соблюдать все требования к содержанию и использованию, сохранению и обеспечению доступа к данному объекту. Взамен федеральный закон предоставляет право на компенсацию произведенных ими затрат на работы по сохранению объекта, но относится это только к памятникам федерального значения. Право на компенсацию затрат, понесенного собственником - физическим или юридическим лицом - при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения, закрепляет законодательство субъектов Российской Федерации. В Пермском крае такое право закреплено в законе Пермского края «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Пермского края» от 7 июля 2009 г. Таким образом, государство пытается стимулировать сохранение объектов культурного наследия, находящихся в частной собственности.

Здание земской аптеки, расположенное по адресу: Пермь, ул. Ленина, 30, было принято под охрану государства как памятник архитектуры и градостроительства «Аптека земская» решением Малого совета Пермского Облсовета 20 мая 1993 г. № 683 [3, с. 50]. Это был первый шаг

в процессе музеефикации объекта культурного наследия - признание культурной и исторической ценности и необходимости сохранения его для потомков. Особенностью объекта культурного наследия стал тот факт, что на протяжении более двухсот лет здание не меняло своего назначения - с 1812 г. и по сей день здесь располагается городская аптека. Само здание аптеки было построено, вероятно, на рубеже XVIII-XIX вв. как жилой дом мещанина Калашникова [4, л. 7 об]. В объемно-пространственной композиции здание представляет собой разновременную постройку, возводимую в течение 90 лет (с начала XIX в. до 1889 г.).

Дальнейший процесс музеефикации объекта культурного наследия регионального значения продолжился только в 2016 г. Инициатором музеефикации объекта стал холдинг «Пермфар-мация» - одна из крупнейших в Пермском крае аптечных сетей. Финансирование музеефикации объекта осуществляется без государственной поддержки.

Инструментом музеефикации объекта культурного наследия «Земская аптека» стал исторический проект «Аптекарский двор». Таким образом, частная корпоративная структура в выборе инструмента достижения поставленных целей включилась в общегосударственную тенденцию применения проектного управления в социальной и культурной сферах. В свое время Пермский край был флагманским регионом, где раньше всех в России стали применять проект в качестве инструмента достижения целей государственной политики в различных сферах. Становление системы проектного управления в сфере культуры все еще продолжается, поэтому полное соблюдение всех правил и принципов проектного управления по тем или иным причинам отсутствует. В рамках подготовки реализации исторического проекта «Аптекарский двор» был сформирован проектный офис, определены куратор, руководитель и исполнители проекта, сформулированы цели и задачи проекта и пр. Значительным отступлением от правил проектного управления стало неполное оформление проектной документации.

Изначально была выбрана форма «мягкой» музеефикации - предполагалось сохранение первоначальных функций объекта (действующей аптеки). В результате реализации проекта в центре краевой столицы должен появиться многофункциональный природно-архитектур-ный ансамбль «Аптекарский двор», объединяющий в себе действующую городскую аптеку, рекреационную зону, деловую зону и музей. Все объекты, которые появились или еще только появятся в результате реализации объекта,

объединены фармацевтической тематикой, что вполне очевидно, исходя из бизнес-профиля заказчика проекта - холдинга «Пермфарма-ция».

В отличие от органов государственной, региональной и муниципальной власти заказчик проекта ставил перед собой не только цель сохранить и популяризировать объект культурного наследия, находящийся в его собственности. Цели процесса музеефикации были идентичны целям создания любых корпоративных музеев, созданных и функционирующих в составе отечественных и зарубежных предприятий. Отечественные и зарубежные авторы относят к целям деятельности корпоративных музеев следующее: реализация маркетинговой стратегии предприятия, инструментом которой является корпоративный музей как своеобразная «витрина» для продукции и услуг предприятия; повышение доверия к бренду компании, ее узнаваемости среди клиентов и широкой общественности; повышение доверия потенциальных и реальных клиентов компании, поддержание корпоративной культуры работников и служащих посредством презентации корпоративной истории и традиций через музей. Холдинг «Пермфармация» посредством реализации исторического проекта «Аптекарский двор» преследовал как вышеозначенные цели, так цели популяризации профессии фармацевта и привлечения молодого поколения в фармацевтическую отрасль вследствие постоянного кадрового голода, как самого холдинга, так и фармацевтической отрасли в целом. Отличительной особенностью музеефицированного объекта и созданного при нем фармацевтического корпоративного музея должна стать его общедоступность, в отличие от большинства корпоративных музеев, которые часто являются недоступными для широкой аудитории.

В ходе реализации исторического проекта «Аптекарский двор» были пройдены все этапы музеефикации объекта культурного наследия.

1. Консервация и реставрация

В 1998 г. к 275-летию города Перми был осуществлен косметический ремонт здания. Частичный ремонт фасада был осуществлен также в 2008 г. В 2012 г. был произведен ремонт кровли. Несмотря на усилия собственника в процессе поддержания объекта культурного наследия в нормативном состоянии, в 2013 г. акт технического осмотра зафиксировал неудовлетворительное состояние памятника: массовое разрушение штукатурки и разрушение кирпича по фасаду, аварийное состояние внешнего декоративного убранства, трещины на потолке внутри здания, протечки и др. Территория во-

круг здания находилась выше уровня гидроизоляции фундаментов, что грозило постоянным подтоплением всего здания. В целях сохранения памятника было предписано выполнить вертикальную перепланировку двора с опусканием грунта и водоотведением, ремонт помещений и реставрацию фасадов с восстановлением рисунка переплета, лепного декора и окраски.

В 2016 г. была разработана научно-проектная документация на ремонт помещений и инженерных сетей. В процессе разработки проектной документации были проведены историко-архивные и историко-архитектурные научные исследования. В этот же год полуразрушенные подсобные строения во дворе здания «Земской аптеки» были снесены. Вместо дворовых складов и подземного склада-ледника в 2017 г. был разбит сквер, и построено новое здание для конференц-зала.

Аптекарский сквер стал не только приятным тихим местом в самом центре города, но и живой «экспозицией» лекарственных трав и растений. По окончании реализации проекта планируется использовать аптекарский сквер как дополнительную локацию в ходе экскурсионного музейного маршрута, посвященную истории организации аптечного дела; как самостоятельную площадку для проведения мероприятий на открытом воздухе; а также как самостоятельную площадку для выставочных проектов. Построенный конференц-зал предназначен для проведения различных деловых и образовательных мероприятий.

В 2017 г. был полностью отремонтирован фасад объекта культурного наследия «Аптека земская», а в 2018 г. был осуществлен капитальный ремонт в помещении действующей аптеки на первом этаже. Интерьер аптеки оформлен в стиле губернской аптеки XIX в. Фармацевты в аптеке не только консультируют о подходящих лекарственных препаратах, но и рассказывают об истории первой пермской аптеки. Помещения объекта культурного наследия, предназначенные для размещения музейной экспозиции, находятся в стадии ремонта.

2. Исследования

Проведение историко-архивных и исто-рико-архитектурных научных исследований началось в 2016 г. в рамках разработки научно-проектной документации на ремонт помещений и инженерных сетей. В целях исследования истории первой пермской аптеки были привлечены многочисленные документы, хранящиеся в архивах и музеях города Перми и Санкт-Петербурга.

27 апреля 2017 г. на базе Пермской государственной фармацевтической академии

состоялась конференция «Музей-аптека как информационно-культурный объект в современной городской среде». На конференции обсуждались вопросы музейного законодательства, выставочной и экскурсионной работы, места музеев в процессе профессиональной ориентации. Также был представлен первоначальный проект музея «Аптекарский двор». Участники конференции старались дать практические советы по планированию будущего музея: ориентация экспозиции и музейных программ на широкий круг посетителей и разумное использование мультимедийных технологий [5].

Параллельно с научно-исследовательскими мероприятиями ведется работа по комплектованию фондов будущего музея. Ядро музейной коллекции составил клад, обнаруженный на чердаке объекта культурного наследия «Аптека земская» в декабре 2017 г. в ходе проведения капитальных ремонтных работ. Обнаруженные в составе клада документы и предметы имеют непосредственное отношение к деятельности первой пермской аптеки. В 2018 г. была проведена атрибуция и консервация найденных предметов. Анализ найденного клада позволяет судить о деятельности пермской аптеки с 1903 по 1923 г.: ассортимент лекарственных средств, которые изготовлялись и продавались в аптеке, имена лаборантов и аптекарей и многое другое. Большинство предметов аптечного клада войдет в экспозицию будущего музея. Комплектование музейных фондов - это непрерывный процесс. Большинство скомплектованных предметов бытовали в аптеках и на фармацевтических производствах с 1950-х гг. до настоящего времени. Особый интерес представляют собой альбомы с фотографиями, которые изготовляли сотрудники той или иной аптеки (а также аптечного склада). Сдатчиками являются не только сотрудники холдинга «Пермфармация», но и жители города Перми. Вместе с предметами сдатчики оставляют в музее информацию о предметах, биографические данные о родственниках, служивших в пермских аптеках.

3. Экспозиционная интерпретация

Музейная экспозиция, которая будет располагаться в объекте культурного наследия «Аптека земская», в настоящее время находится в стадии проектирования. В 2018 г. была сформулирована концепция и художественный эскиз экспозиции.

Первоначально концепция будущего музея тяготела к интерьерной экспозиции. Предполагалось, что в музейных залах будут воссозданы интерьеры центральной городской аптеки в разные исторические периоды. В последу-

ющем данная концепция была подвергнута критике: интерьерная музейная экспозиция не уникальна - другие мировые и российские аптечные музеи в большинстве построены именно на основе воссоздания обстановки аптеки в тот или иной исторический период; такой подход ограничивает хронологические рамки и общую тематику всей экспозиции -невозможно через интерьер аптеки, которая существовала с начала XIX в., показать историю развития официальной фармации более раннего периода или историю развития народной фармации.

Была разработана концепция будущей экспозиции на основе образно-сюжетного метода проектирования. Для этого к процессу создания концепции специально был привлечен театральный художник. В то же время началось проектирование музейных мультимедийных систем. Акцент делался на музейную интерактивность и разнообразие формы восприятия: где-то будет задействована зрительный способ подачи информации (через экраны), где-то - звуковой (через наушники или колонки), где-то - через моторику (сенсорные экраны и макеты, доступные тактильному взаимодействию). Весь комплекс мультимедийных систем объединяет идея постоянного взаимодействия с посетителем музея - через игру, поиск, запросы.

При создании тематико-экспозиционного плана особое внимание уделяется разумному балансу между традиционным формами музейного показа и использованием мультимедийных технологий. Музей немыслим без подлинных предметов, их игнорирование в музейной экспозиции может поспособствовать превращению музей в учреждение музейного типа или парк аттракционов.

Открытие музейной экспозиции запланировано в 2020 г.

Таким образом, можно прогнозировать и частично констатировать успешную музеефи-кацию объекта культурного наследия посредством частной инициативы. Корпоративная инициатива тяготеет к комплексному подходу в процессе музеефикации, синтезируя общегосударственные задачи сохранения и популяризации культурного наследия, развития региональной культуры, а также частно-корпоративные интересы. Успешность процессов музеефикации объекта культурного наследия заключается в компетентном подходе к выбору инструментов управления процессом музеефикации, возможности привлечения достаточного объема финансирования и профессиональных участников реализации процесса: архитекторов,

историков, музейщиков, художников и других. Немаловажным, как оказалось, стало привлечение профессионалов из сферы бизнеса - для успешного дальнейшего существования музее-фицированного объекта, его развития, немаловажным становится фактор самоокупаемости объекта. Вместе с тем музеефицированный объект культурного наследия, находящийся в частной или корпоративной собственности, несет в себе риски корпоративных музеев и подобных им институций: отсутствие специальной законодательной базы в отношении музейного фонда, неустойчивость ресурсного обеспечения, незащищенность от волюнтаризма руководителей и собственников.

Список литературы

1. Каулен М. Е. Музеефикация историко-культурного наследия России. Москва: Этерна, 2012. 432 с.

2. Музейное дело России / под ред. М. Е. Каулен, И. М. Косовой, А. А. Сундиевой. Москва: Изд-во «ВК», 2003. 614 с.

3. Памятники истории и культуры Пермской области: [каталог]: в 2 т. Пермь: Арабеск, 1993. Т. 2: Памятники истории, архитектуры и искусства / авт.-сост.: А. Б. Киселев, В. И. Сузутов. 236 с.

4. Реестр на недвижимые имения, принадлежащие Приказу в Перми и в уездных городах. 1829 г. // Гос. арх. Перм. края. Ф. 82. Оп. 1. Д. 75. 16 л.

5. Музей-аптека как информационно-культурный объект в современной городской среде: сб. ст. I ежегод. Всерос. конф. «Аптека в городской среде - 2017». Пермь: Растр, 2017. 70 с.

References

1. Kaulen M. E. Museumification of historical and cultural heritage of Russia. Moscow: Eterna, 2012. 432 (in Russ.).

2. Kaulen M. E. (ed.), Kosova I. M. (ed.), Sundieva A. A. (ed.) Museum business of Russia. Moscow: Publ. house «VK», 2003. 614 (in Russ.).

3. Kiselev A. B. (comp.), Sozutov V. I. (comp.) Monuments of history and culture of the Perm region: [catalog]: in 2 vol. Perm: Arabesque, 1993. 2: Monuments of history, architecture and art. 236 (in Russ.).

4. The Register on the real estates belonging to the Order in Perm and in district cities. 1829. State archive of Perm Region. F. 82. Op. 1. 75. 16 (in Russ.).

5. Museum-pharmacy as an information and cultural object in the modern urban environment: col. of art. of the I an. all-Russ. conf. «Pharmacy in the urban environment -2017». Perm: Raster, 2017. 70 (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.