Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН'

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
75
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трудовая миграция / регулирование трудовой миграции / неформальная заня­ тость / человеческий потенциал / реинтеграция трудовых мигрантов / феминизация миграции. / labor migration / regulation of labor migration / informal employment / human potential / reintegration of labor migrants / feminization of migration.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Юлдашев Шухрат Ганиевич

В статье рассматриваются ряд теоретических аспектов, которые связаны с процессами и осо­ бенностями трудовой миграции, а также роль международной трудовой миграции и её социально­ экономические последствия для развития национальной экономики. Осуществлен анализ реформ в сфере регулирования трудовой миграции, в том числе по налаживанию организованных форм трудовой миграции в Узбекистане. Раскрыты основные целевые установки Правительства Узбеки­ стана, направленные на создание условий и механизмов, способствующих организованному регу­ лированию потоков внешней трудовой миграции. При этом особое внимание уделено вопросам регулирования и поддержки трудовой миграции и социальной защите граждан страны, осущест­вляющих временную трудовую деятельность за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT TRENDS IN LABOR MIGRATION REGULATION IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

The article discusses a number of theoretical aspects that are related to the processes and characteristics of labor migration, as well as the role of international labor migration and its socio­economic consequences for the development of the national economy. An analysis of reforms in the field of regulation of labor migration, including the establishment of organized forms of labor migration in Uzbekistan, was carried out. The main targets of the Government of Uzbekistan are revealed, aimed at creating conditions and mechanisms that facilitate the organized regulation of external labor migration flows. At the same time, special attention is paid to the issues of regulation and support of labor migration and social protection of citizens of the country carrying out temporary labor activities abroad.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН»

Юлдашев Шухрат Ганиевич,

доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономическая теория» Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН

УДК: 331.556 DOI: 10.34920/Е1Р^_2023_^иЕ_7_6

ЮЛДАШЕВ Ш.Г. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН

В статье рассматриваются ряд теоретических аспектов, которые связаны с процессами и особенностями трудовой миграции, а также роль международной трудовой миграции и её социально-экономические последствия для развития национальной экономики. Осуществлен анализ реформ в сфере регулирования трудовой миграции, в том числе по налаживанию организованных форм трудовой миграции в Узбекистане. Раскрыты основные целевые установки Правительства Узбекистана, направленные на создание условий и механизмов, способствующих организованному регулированию потоков внешней трудовой миграции. При этом особое внимание уделено вопросам регулирования и поддержки трудовой миграции и социальной защите граждан страны, осуществляющих временную трудовую деятельность за рубежом.

Ключевые слова: трудовая миграция, регулирование трудовой миграции, неформальная занятость, человеческий потенциал, реинтеграция трудовых мигрантов, феминизация миграции.

ЮЛДАШЕВ Ш.Г. УЗБЕКИСТОН РЕСПУБЛИКАСИДА МЕХНАТ МИГРАЦИЯСИНИ ТАРТИБГА СОЛИШНИНГ ЗАМОНАВИЙ ТЕНДЕНЦИЯЛАРИ

Мак,олада мехнат миграциясининг жараёнлари ва хусусиятлари билан боFлик1 бир к,атор назарий к,арашлар, шунингдек, халк,аро мехнат миграциясининг роли ва ижтимоий-ик,тисодий ок,ибатларини миллий ик,тисодиётга булган таъсири куриб чик,илган. Мехнат миграциясини тартибга солиш, жумла-дан, Узбекистонда мехнат миграциясининг ташкилий шаклларини йулга куйиш сохасидаги ислохотлар тахлили амалга оширилган. Узбекистан хукуматининг ташки мехнат миграцияси ок,имини ташкилий жихатдан тартибга солишга кумаклашувчи шарт-шароитлар ва механизмларни яратишга к,аратилган асосий мак,садлари белгилаб берилган. Шу билан бирга, мехнат миграциясини тартибга солиш ва к,уллаб-к,увватлаш хамда хорижда вак,тинчалик мехнат фаолиятини амалга ошираётган мамлакати-миз фукароларини ижтимоий химоя к,илиш масалаларига алохида эътибор к,аратилган.

Калит сузлар: мехнат миграцияси, мехнат миграциясини тартибга солиш, норасмий бандлик, инсон салохияти, мехнат мигрантларининг реинтеграцияси, миграцияни феминизациялашуви.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2023, 7 (167)

YULDASHEV SH.G. CURRENT TRENDS IN LABOR MIGRATION REGULATION IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

The article discusses a number of theoretical aspects that are related to the processes and characteristics of labor migration, as well as the role of international labor migration and its socio-economic consequences for the development of the national economy. An analysis of reforms in the field of regulation of labor migration, including the establishment of organized forms of labor migration in Uzbekistan, was carried out. The main targets of the Government of Uzbekistan are revealed, aimed at creating conditions and mechanisms that facilitate the organized regulation of external labor migration flows. At the same time, special attention is paid to the issues of regulation and support of labor migration and social protection of citizens of the country carrying out temporary labor activities abroad.

Key words: labor migration, regulation of labor migration, informal employment, human potential, reintegration of labor migrants, feminization of migration.

Введение.

Международная трудовая миграция является неотъемлемой частью мирового рынка труда. Формируясь под воздействием процессов глобализации и регионализации, в условиях технического и технологического развития стран и регионов мира, современная трудовая миграция характеризуется небывалой нарастающей масштабностью и сложностью.

По данным ООН, в 2022 г. численность международных мигрантов составляла около 281 млн человек (3,5% населения мира). В последние годы масштабы международной миграции неуклонно растут: в 2020 году в мире было на 128 млн больше мигрантов, чем в 1990 году, и в три раза больше, чем в 1970 году. При этом самыми привлекательными странами для мигрантов были США и Германия. Первое место в мировом рейтинге по количеству мигрантов занимают США, на территории которой находится 46,6 млн. мигрантов. Второе место Германия, где число мигрантов достигает 15,6 млн. человек. На третьем месте -Саудовская Аравия 13,0 млн человек. Дальше идут Российская Федерация - 11,6 млн., Великобритания - 9,3 млн., Франция — 8,5 млн., ОАЭ - 8,4 млн., Канада — 8,0 млн., Австралия — 7,6 млн. и Испания — 6,8 млн. человек [1].

При этом международная миграция трудовых ресурсов, играет значимую роль как для самих мигрантов - участников международного разделения труда, так и для стран исхода и назначения, особенно с точки зрения экономического развития. Известно положительное влияние трудовой миграции для стран исхода как донора трудовых ресурсов, когда мигранты направляют значительные средства на родину, улучшая таким образом уровень жизни членов домохозяйств, оставленных на родине, посредством обеспечения доступа

к основным социальным благам и услугам, таким как образование, здравоохранение, продовольствие. Вместе с тем вопросы о необходимости дальнейшего регулирования миграционных процессов в самом Узбекистане до сих пор остаются актуальными.

Постановка научной проблемы.

По данным Всемирного Банка в 2022 году объем денежных переводов в страны с низким и средним уровнем дохода (СНСД) выдержал глобальные потрясения и, согласно оценкам, вырос на 5%, достигнув 626 млрд долларов США [2]. Приведенные выше цифры говорят о сильном результирующем характере международной трудовой миграции. Трудовая миграция стала важным и масштабным явлением в современном мире, не стали исключением и страны Евразии.

Трудовая миграция находит отражение в классических и неоклассических миграционных теориях современной науки. Основоположником миграционной теории считают английского географа Э. Равенштейна, который в конце 1880-х гг. выпустил трактат «О законах миграции».

Основоположником эконометрической модели миграции можно назвать Э. Ли, который фактически переформулировал миграционную теорию Равенштейна. Основной акцент Ли сделал на факторах выталкивания и притяжения мигрантов, которые предопределяют направление и интенсивность миграционных потоков [3]. Эти модели доминировали в науке до конца 1960 х гг. и в определенной мере отражали неоклассическую экономическую парадигму, которая основана на представлениях о том, что выбор человека всегда рационален, в том числе и при совершении трудовой миграции.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2023, 7 (167)

Новые теории появились вместе с новыми формами миграции как глобального феномена в постиндустриальном обществе. В рамках новых концепций исследователи стали уделять внимание анализу социальных связей индивидуумов, мотивации и контекста миграционных процессов. В том числе новая экономическая теория миграции позволила изучить, как миграция влияет на жизнь семей и домохозяйств [4].

Среди таких теорий следует упомянуть теорию мировой системы И. Валлерстайна, которая рассматривала миграцию в рамках глобализации мирового хозяйства, когда причиной миграций становится уже не просто разница в оплате труда, а «общие условия экономического неравенства между периферией и центром». Возникали и другие теории, такие как концепция мобильного перехода В. Зелинского, ставшая в дальнейшем альтернативой статистическому подходу неоклассических и исторических концепций, и сетевая теория миграции социолога Д. Массея, которая объясняла международную миграцию преобладанием капиталистических отношений в обществах, в которых отсутствует рынки труда.

Согласно микротеориям неоклассической экономической школы, основной целью трудовой миграции является повышение благосостояния человека и его семьи [5]. Такой подход определяется как «микроэкономическая модель индивидуального выбора», где основной причиной миграции является стремление получить положительный чистый (обычно денежный) доход по прибытии на родину, а выбор страны зависит от максимизации своего чистого дохода за определенный промежуток времени. В случае со странами в состоянии затяжного кризиса и высоким уровнем безработицы речь может идти и о сохранении определенного уровня достатка семьи на родине [6].

Европейские миграционные концепции сформировались намного позже на базе вышеизложенных американских. По сей день для Европы потребность в дешевой рабочей силе является неотъемлемой частью экономико-демографического развития. Вокруг этой проблемы и формируются все подходы европейских исследователей к проблемам миграции. Все они учитывают, как экономические, так и демографические факторы. Другой особенностью европейской методологии и концептуальных исследований является изучение влияния религии на инте-

грацию мигрантов, поскольку доля мигрантов-мусульман в Европе значительно выше, чем в тех же США и других странах.

Опираясь на выше приведенные исследования, и используя их результаты как критерии определения рациональности процессов и особенностей трудовой миграции, а также роль международной трудовой миграции, можно дать оценку и её социально-экономические последствия для развития национальной экономики. Такой анализ важен не только для оценки осуществляемых реформ в сфере регулирования трудовой миграции, но и определить методологические подходы к основным целевым установкам властей страны, направленных на создание условий и механизмов, способствующих организованному регулированию потоков внешней трудовой миграции.

Немаловажным в осуществлении такого исследования является вопрос регулирования трудовой миграции, с точки зрения социальной защите граждан страны, осуществляющих временную трудовую деятельность за рубежом.

Анализы и основные результаты.

Исследователи трудовой миграции выделяют три группы факторов:

- во-первых, «притягивающие факторы» -дефицит трудовых ресурсов, более высокий уровень оплаты труда, наличие открытых вакансий в различных нишах экономики в условиях изменения демографической ситуации и потребностей рынка труда в странах приема мигрантов;

- во-вторых, «выталкивающие факторы» -перенаселение, избыток трудовых ресурсов, безработица, различные кризисы в странах - донорах рабочей силы;

- в-третьих, «отталкивающие факторы» -факторы внутри страны-реципиента, делающие ее непривлекательной для уже прибывших мигрантов. К «отталкивающим» факторам можно отнести: негативное отношение местного населения к представителям другой национальности, расы, культуры; неблагоприятную экономическую ситуацию (экономический спад, высокий уровень безработицы и т. д.); сложную и длительную процедуру получения визы и разрешения на работу; ограничения на въезд членов семей трудовых мигрантов и создание некомфортной обстановки для их пребывания в стране (невозможность получить разрешение на работу супругу(ге), высокая стоимость обучения детей и т. д.); необходимость дополнительного подтверждения ква-

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2023, 7 (167)

лификации; требование частой перерегистрации (напр., обновлять визу ежегодно) [7].

Трудовая миграция является важным фактором экономического развития Узбекистана. В Узбекистане, начиная с начала 1980 годов и по настоящее время, сохраняется режим расширенного воспроизводства населения, что отражается в относительно быстром росте трудовых ресурсов. В Узбекистане хорошо развита внешняя и внутренняя трудовая миграция. Наиболее распространенными формами внутренних трудовых перемещений были сезонные выезды людей в южные регионы республики для выращивания лука, риса и т.д., а также временные и разовые работы сельских жителей в городах в период спада сельскохозяйственных работ. Не менее важный вклад в увеличение занятости внесла реализация Программы по стимулированию увеличения поголовья скота в личных подсобных, дехканских и фермерских хозяйствах. Однако, несмотря на масштабный прирост рабочих мест и достаточно активную политику государства в трудовой сфере, в ряде регионов, особенно в сельской местности, проблемы безработицы и низкого уровня жизни населения все еще достаточно ощутимы.

Исследования показали, что внутренние трудовые миграционные потоки формируют неформальный рынок труда (мардикор-базары) в областных центрах, крупных городах и в столице республики. На город Ташкент приходится 70 - 80 % всех граждан республики, ищущих временные и разовые работы (мардикоров) за пределами своего постоянного места жительства. Основными факторами внутренней трудовой миграции является безработица или отсутствие подходящей работы, а также относительно низкая цена рабочей силы в местах выхода.

Следует отметить, что в последние годы в республике происходит феминизация миграционных процессов, что проявляется в увеличении доли женщин как во внешних, так и во внутренних миграционных потоках. Среди опрошенных доля женщин составила 23,2 %. При этом уровень безработицы в 2022 году в Узбекистане составил - 8,9%, в том числе среди женщин - 13 %. [8]. В последнее время на неформальных рынках труда Ташкента и областных центров стали складываться самостоятельные сегменты женских мардикор-базаров. Феминизация трудовой

миграции является негативной тенденцией формирования и развития рынка труда республики.

Именно экономические проблемы являются главными причинами вовлечения женщин в миграционные процессы. Исследования показали, что более половины (51,2 %) женщин вышли на неформальный рынок труда Ташкента именно по причине невозможности найти нормально оплачиваемую работу в местах постоянного проживания (среди мужчин - 30,2 %). Поэтому не случайно женщины в большей мере, чем мужчины, отмечают позитивные последствия трудовой миграции для себя и своих семей в виде повышения уровня жизни и других социальных аспектов. По данным обследования, внутренние миграционные потоки образует в основном молодежь в возрасте 16 - 29 лет (60,9 %). Это главным образом молодые люди, не имеющие профессионального образования и достаточной квалификации [9].

Сегодня из Фонда реконструкции и развития Узбекистана выделено 100 миллионов долларов на формирование профессиональных навыков у молодёжи и женщин через негосударственные центры профобучения. Из них 10 миллионов долларов выделяются на профессиональное обучение молодых людей и женщин, 90 миллионов долларов - на льготные кредиты для тех, кто прошёл курсы повышения квалификации и получил сертификат.

Принята Концепция развития государственной молодёжной политики в Узбекистане до 2025-го года, где предусмотрено выделение грантовых средств на инновационные, практичные и перспективные молодёжные стартап-проекты, профессиональное обучение безработной молодёжи в рамках программы «Молодёжь: 1+1», а также внедрение традиций наставничества по новой системе.

На базе китайского опыта, 18,2 тыс., в том числе 6,7 тыс. женщин и 7,6 тыс. безработных среди молодёжи, члены малообеспеченных и бедных семей были прикреплены к 389 кооперативам, созданным на 8,6 тыс. га земли в стране, и им выделено 41,7 млрд. сумов субсидий в качестве доли в уставном фонде кооперативов.

На освоение приусадебных участков 11,7 тыс. женщин и 7,3 тыс. молодёжи, получили субсидии в размере 73,5 млрд. сумов для строительства теплиц лёгкой конструкции, приобретение семян и саженцев, а также приобретение оросительной техники.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2023, 7 (167)

В определенной мере это подтверждает недостаточную востребованность молодежи и женщин в отраслях официального сектора экономики и свидетельствует о том, что проблемы трудоустройства молодежи продолжают оставаться актуальными. В связи с этим в республике на государственном уровне разрабатываются программы обеспечения занятости населения. Так, в разные годы в Узбекистане на основе мер государственного регулирования создавалось от 350 до 600 тысяч рабочих мест.

Меры государства в сфере занятости и трудовой миграции оказывают содействие в достижении целей устойчивого развития ООН в области борьбы с бедностью, расширения охвата социальной защитой, а также полной и производительной занятости и достойному труду для женщин и мужчин, в том числе молодых людей и лиц с ограниченными возможностями.

Следует отметить, что внутренние трудовые миграции происходят параллельно с миграционным оттоком населения из Узбекистана и внешней трудовой миграцией. В комплексе это приводит к значительному недоиспользованию трудового потенциала республики, а нередко и к его утрате. Последствия этого уже сейчас ощущаются в местах массового исхода мигрантов, в частности в ряде сельских районов, где нарастает дефицит квалифицированных кадров.

В процессе исследования выявлено, что практика поиска временной работы на неформальном рынке труда является определенной предпосылкой для вовлечения населения в потоки внешней трудовой миграции. Люди на внутренних рынках труда набирают определенный мигрантский опыт и спустя некоторое время предпринимают более дальние поездки.

Сегодня республика является наиболее значимым донором для рынков труда стран с дефицитом трудовых ресурсов. На протяжении последнего десятилетия страна является крупнейшим донором трудовых мигрантов на постсоветском пространстве. Основной поток трудовых мигрантов из Узбекистана направляется в Российскую Федерацию, Казахстан, Турцию, Южную Корею, страны Ближнего Востока. Однако, ранее миграционные процессы происходили недостаточно организованно и эффективно, по причине раз-нонаправленности миграционных политик стран-доноров и стран-реципиентов.

Однако рост внешней трудовой миграции при сохранении больших масштабов нелегальной трудовой деятельности может представлять достаточно серьезную опасность для национального рынка труда и социальной стабильности в республике. Следует отметить, что незаконная трудовая деятельность мигрантов несет немалые риски и для рынка труда принимающих стран, снижая уровень заработной платы в низкоквалифицированных секторах экономики, не обеспечивает качественное воспроизводство рабочей силы и улучшение условий труда в целом ряде производств.

Несмотря на то, что в Узбекистане была создана необходимая инфраструктура по управлению и упорядочению миграционных процессов, в частности, Агентство по вопросам внешней трудовой миграции при Министерстве труда, которое осуществляет организованный экспорт рабочей силы и регулирование трудоустройство иностранной рабочей силы на территории страны. До недавнего времени его регулирующие функции не охватывали основную массу трудовых мигрантов, которые в индивидуальном порядке выезжали на работу в Россию, Казахстан и другие государства.

Следует отметить, что коренные изменения, связанные с переходом к рыночной экономике в Узбекистане, в первую очередь оказали сильное воздействие на трудовые отношения. В результате в ходе экономических реформ возникла проблема безработицы, которая является неотъемлемой частью и постоянным спутником экономической системы, основанной на рыночных отношениях. В результате объективных процессов в экономике сотни тысяч людей оказались безработными и лишились своих источников дохода.

В период независимости Узбекистана сельское хозяйство являлось одной из ведущих отраслей экономики, где было занято всего 33% населения. Сегодня данный показатель снизился до 26%. При этом за анализируемый период трудовые ресурсы среди сельского населения увеличилось в 1,6 раза. В результате разрыв между предложением труда и спросом на него на рынке труда в сельской местности углубился, что является одной из главных причин роста безработицы.

Сокращение численности занятых в сельском хозяйстве в целом и уменьшение доли занятого населения в общей экономике характерны для глобальных тенденций в мировом хозяйстве, и

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2023, 7 (167)

естественно, что в Узбекистане эти процессы будут ускоряться в будущем. Тот факт, что доля занятых в сельском хозяйстве в экономически развитых странах составляет около 3 - 5%, в Великобритании - 1,6%, а в Германии - менее 2%, является ярким подтверждением нашего мнения. Это означает, что фермер в экономически развитых странах обеспечивает сельскохозяйственной продукцией около 0-33 человек, английский и немецкий фермер 50 человек, а узбекский фермер всего 4 человека [10].

В связи с этим Республика Узбекистан, как и другие страны СНГ, стала активным субъектом международных отношений, в том числе миграционных. Однако, в 1991-1997 гг. процессы миграции приобрели стихийный, нерегулируемый характер. В результате неравномерное распределение экономических и производственных ресурсов между областями Узбекистана и безработица среди молодёжи послужили причинами роста противоречащим национальным традициям и миграционным настроениям.

Основными проблемами трудовой миграции населения в Узбекистане являются:

- отсутствие четко выраженной миграционной политики государства;

- отсутствие, недостаточная эффективность или декларативный характер межгосударственных договоров и соглашений по вопросам трудовой миграции;

- недостаточность законодательно-правовой базы;

- контрпродуктивный характер трудовой миграции;

- большой объем нелегальных трудовых мигрантов;

- слабая инвестиционная активность денежных переводов;

- недостаточная информационно-справочная обеспеченность населения в вопросах трудовой миграции.

В республике с 2016 года усилили внимание к сфере миграции. За это время постепенно изменена законодательная база миграционных процессов для обеспечения безопасной, легальной и регулируемой трудовой миграции. В настоящее время в Узбекистане действует 4 закона по регулированию трудовых отношений и порядка 18 нормативно-правовых актов, касающихся трудовой миграции.

Наряду с этим за последние годы также проведена работа по поднятию на новый уровень сферы внешней трудовой миграции, расширению объема льгот и гарантий, вводимых для трудовых мигрантов и членов их семей, оказанию правовой, материальной и социальной поддержки трудовым мигрантам за рубежом, создана безопасная, упорядоченная и легальная система трудовой миграции. Вместе с тем следует отметить, что в корне изменилось также отношение общества к гражданам, работающим за границей, налажен диалог с трудовыми мигрантами, внедрена новая система изучения и решения их проблем и потребностей. Создан фонд для поддержки лиц, работающих за границей, защиты их прав и интересов. Введена практика страхования жизни и здоровья трудовых мигрантов и выделения ипотечных кредитов членам их семей. Приняты важнейшие документы, регулирующие сферу внешней трудовой миграции, в частности:

- Закон Республики Узбекистан от 16 октября 2018 года № ЗРУ-501 «О частных агентствах занятости»;

- Постановление Президента Республики Узбекистан от 5 июля 2018 года № ПП-3839 «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию системы внешней трудовой миграции Республики Узбекистан»;

- Указ Президента Республики Узбекистан от 20 августа 2019 года № УП-5785 «О мерах по дальнейшему усилению гарантий защиты граждан Республики Узбекистан, осуществляющих временную трудовую деятельность за рубежом и членов их семей»;

- Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23 августа 2019 года № 713 «О дополнительных мерах по защите прав и законных интересов граждан Республики Узбекистан, осуществляющих временную трудовую деятельность за рубежом»;

- Постановление Президента Республики Узбекистан от 15 сентября 2020 года № ПП-4829 «О мерах по внедрению системы безопасной, упорядоченной и легальной трудовой миграции»;

- Постановление Президента Республики Узбекистан от 30 июля 2021 года № ПП-5205 «О дополнительных мерах по поощрению граждан, выезжающих в организованную трудовую миграцию за рубеж»;

- Постановление Президента Республики Узбекистан от 1 марта 2022 года ПП-149 «О

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2023, 7 (167)

дополнительных мерах по поддержке граждан Республики Узбекистан, осуществляющих временную трудовую деятельность за рубежом, и членов их семей».

Данные нормативно-правовые акты направлены на урегулирование комплексных мер по совершенствованию механизмов поддержки граждан, работающих за рубежом, обеспечению реинтеграции лиц, возвращающихся из трудовой миграции, созданию благоприятных условий для их предпринимательской деятельности.

Изучение специальных правовых норм показало, что основной их целью является совершенствование деятельности компетентных органов в сфере внешней трудовой миграции, подготовки лиц, желающих работать за границей, по востребованным профессиям, защиты прав граждан во время их пребывания за границей, обеспечения трудоустройства возвращающихся трудовых мигрантов, а также оказание социальной поддержки членам их семей.

Наряду с этим Узбекистан с ноября 2018 года стал полноправным членом Международной организации по миграции (МОМ). С 2021 года легальные мигранты в Узбекистане приравнены к самозанятым, введен порядок обязательного профессионального обучения выезжающих на работу за рубеж. Наряду с этим определены концептуальные направления социально-экономических реформ и кардинальным образом пересмотрены процессы управления миграцией [11], созданы условия легализации потоков и направлений трудоустройства граждан за рубежом [12]; которые направлены на решения назревших проблемных вопросов в сфере трудовой миграции и безопасного выезда в зарубежные страны [13].

Современный Узбекистан обладает огромным человеческим потенциалом и среди стран СНГ является третьей многочисленной страной. По численности населения Узбекистан является ведущей страной Центральной Азии, опережая по этому показателю Казахстан в 1,4 раза, Таджикистан в 3,9 раза, Киргизию в 5,1 раза и Туркмению в 5,2 раза. Население Узбекистана составляет 42 % всего Центральноазиатского региона.

По данным Агентства по статистике, постоянное население Республики Узбекистан на 1 марта 2023 года составило 36 197 781 человек. Темп роста населения увеличился на 2,2% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года, вслед-

ствие чего имеются внушительное преобладание молодежи в общей доле населения [14].

В глобальном рейтинге по темпу роста населения среди 237 стран Узбекистан занял 64 место с индексом 1.59. Казахстан расположился на 102 месте с индексом 1.03, Кыргызстан на 68 с индексом 1.54. Таджикистан расположился на 38 месте с индексом 2.18, а Афганистан значительно опередил граничащие страны с Узбекистаном и расположился на 26 месте с индексом 2.40. [15]. Эксперты отмечают, что к 2035 году население Узбекистана может превысить 45 млн человек. Так, ежегодно 1-1,2 млн человек в возрасте 16-17 лет будут впервые выходить на рынок труда вплоть до 2050 г.

Естественно, система высшего образования республики не сможет абсорбировать такую массу, значит, большая их часть будет нуждаться в трудоустройстве, в том числе за рубежом. Из этого следует, что Узбекистан следующие два или три десятилетия будет оставаться нетто-отправителем мигрантов, включая трудовых.

Следует признать, что ежегодный выезд значительного числа незанятого населения Узбекистана за пределы республики естественным образом снижает давление на внутренний рынок труда, где ощущается нехватка стабильных рабочих мест с достойной оплатой труда, и, более того, положительно влияет на материальное положение домохозяйств, отправляющих своих членов на работу за рубеж, которые вносят вклад в бюджет домохозяйств посредством отправления части заработной платы в виде трансфертов.

В 2022 году основными направлениями для трудовых мигрантов являлись Россия (61,5%), Казахстан (16,9%), Турция (6,1%), Южная Корея (2%), ОАЭ (0,8%). Из 2 миллионов 356 тысяч трудовых мигрантов мужчины составляют 75,9%, женщины - 24,1% [16]. Демографы Высшей Школы Экономики оценивая миграционные процессы пришли к выводу, чтобы сохранить численность населения на уровне 146 млн человек, Российская Федерация должна привлекать в среднем по 390 тыс. мигрантов ежегодно на протяжении 80 лет. При негативном сценарии их потребуется 1,1 млн в год [17]. Помимо России, республика имеет долгосрочное сотрудничество с Республикой Корея в сфере трудовой миграции, договоренности с Турцией, Японией, Польшей, Султанатом Оман, Казахстаном и другими странами.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2023, 7 (167)

На сегодняшний день квота для выезда на работу в Южную Корею через Агентство по внешней трудовой миграции при Министерстве занятости и сокращения бедности Республики Узбекистан составляет 5 000 человек, а количество претендентов на выезд в Корею составляет более 100 000 человек в год. В последние годы количество узбекских резидентов в Южной Корее составило 26000 человек [18].

Следует отметить, что для Узбекистана Республика Корея является серьезным партнером в приеме трудовых мигрантов. Во-первых, потому, что в этой стране трудовые взаимоотношения между работодателями и мигрантами, чаще всего, находятся в правовом, цивилизованном поле. Во-вторых, заработная плата в Южной Корее значительно выше, чем в России и, поэтому поехать туда на заработки для наших трудовых мигрантов является более заманчивей, чем в другие страны СНГ. В-третьих, пока только с Республикой Корея существует отлаженный механизм, который обязывает корейских работодателей отчислять средства в иностранной валюте для социального страхования на личные лицевые счета узбекских граждан, которые открыты в узбекских коммерческих банках.

При этом на мировых рынках труда мигранты в большинстве занимают рабочие места, не очень востребованные у местных работников. Это следующие виды деятельности:

- Так называемые «3D jobs» - грязная, тяжелая и/или опасная работа, не требующая квалификации, включая труд повышенной интенсивности (конвейер, строительные работы, добыча природного сырья, обработка пищевых продуктов и т. д.);

- работа низкой или средней квалификации в общественной сфере услуг, включая сферу досуга и развлечений (химчистка, развоз пиццы, уборка, торговля и т. д.);

- работа по уходу и обслуживанию в частной сфере (уборка и домашние работы в частных домохозяйствах, уход за детьми и больными и т. п.);

- мигранты заняты также на сезонных работах, т.е. там, где спрос на труд подвержен сильным колебаниям.

Следует отметить, что российские, корейские и турецкие ВУЗы также привлекательны для студентов из Узбекистана и других республик Центральной Азии благодаря высокому качеству образова-

ния и академическому потенциалу. В связи с этим Узбекистану следует и дальше развивать отношения с этими странами не только в сфере трудовой миграции, но и в сфере академической миграции и мобильности.

Согласно исследованиям, проведенным Всемирным банком в рамках проекта «Слушая граждан Узбекистана», доля домашних хозяйств с трудовыми мигрантами к 2022 году поднялась до уровня 2019 года, составив около 20%, что подтверждает наличие трудового мигранта практически в каждой пятой семье [19].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По итогам 2021 года объем денежных переводов в Узбекистан составил 8,1 млрд долларов США, из них 70% (5,6 млрд долл.) поступили из Российской Федерации. Денежные переводы из России являются важнейшим источником поступлений и доходов в иностранной валюте для Узбекистана (11,4% ВВП) (табл.1) [20].

Как показывает опыт многих развивающихся стран так называемая «миграционная ловушка» описывает ситуацию, в которой экономическая стабильность страны сильно зависит от потока денежных переводов мигрантов и, следовательно, от миграционной политики стран прибытия. Любые экономические потрясения, которые вынуждают мигрантов возвращаться домой, резко увеличивают уровень безработицы в стране и усугубляют бедность из-за прекращения денежных переводов.

Как показывает опыт многих развивающихся стран так называемая «миграционная ловушка» описывает ситуацию, в которой экономическая стабильность страны сильно зависит от потока денежных переводов мигрантов и, следовательно, от миграционной политики стран прибытия. Любые экономические потрясения, которые вынуждают мигрантов возвращаться домой, резко увеличивают уровень безработицы в стране и усугубляют бедность из-за прекращения денежных переводов.

На наш взгляд, чтобы предотвратить подобные процессы необходимо снизить риски и распределить поток трудовых мигрантов из Узбекистана по странам Европейского Союза, необходимо рассматривать новые возможности для экспорта рабочей силы. Так, как количество рабочей силы в Европе неумолимо сокращается.

По данным McKinsey Global Institute к 2030 году количество людей в рабочем возрасте сократиться в Европе на 13 млн человек (4% от всей

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2023, 7 (167)

Таблица 1. Денежные переводы в Узбекистан по странам отправления (млн. долл. США)

2018 2019 2020 2021

Всего 5115 6010 6027 8074

Российская Федерация 3963 4637 4344 5674

Казахстан 320 357 387 759

США 188 232 345 501

Республика Корея 107 170 258 314

Турция 204 205 196 230

Израиль 55 82 132 149

ОАЭ 34 38 35 46

Другие страны 245 289 231 401

Рис. 1. Динамика миграции населения Узбекистана в 2000 - 2021 гг.

300000,0 250000.0 200000.0 150000,0 100000,0 50000.0

• X

8000,0 7000,0 6000,0 5000,0 4000,0 3000,0 2000,0 1000,0

Численность выбывших за год человек — • •Численность прибывших за год человек

рабочей силы). Даже с учетом процессов цифро-визации и автоматизации это приведёт к нехватке рабочей силы. В 2022 году, к примеру, было не заполнено 6 млн высококвалифицированных рабочих мест по всей Европе [21].

В целом изучение нормативно-правовых актов в сфере внешней трудовой миграции показало, что в национальное законодательство импле-ментированы нормы международных документов о правах трудовых мигрантов, систематизирован порядок организации трудовой деятельности граждан за пределами Узбекистана и привлечения иностранных граждан на работу в республику. Социальная поддержка граждан, трудоустроенных в соответствии с законодательством, защита прав и законных интересов граждан, временно работающих за пределами Республики Узбекистан, реинтеграция возвратившихся граждан, социальная поддержка граждан, внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в процессы внешней трудовой миграции служат для ведения учета и мониторинга деятельности мигрантов. Ниже на рис.1 продемонстрировано

динамика миграции населения Узбекистана с 2000 по 2021 годы [22].

Агентства по внешней трудовой миграции при Министерстве занятости и сокращения бедности Республики Узбекистан регулярно готовит коллективно-аналитические бюллетени и сравнительно-аналитические таблицы о ситуации с внешней трудовой миграцией, поддержке трудовых мигрантов и защите их прав, а также о работе, проделанной в период пандемии. В результате аналитических исследований в этой связи, исходя из потребностей зарубежного рынка труда, были определены перечни специальностей, наиболее востребованных на практике: мастера общестроительной отрасли - штукатурные, малярные, каменные, мебельные, паркетные работы и работы с гипсокартоном, работы с алюминиевыми и пластиковыми рамами; технические профессии - грузоподъемный крановщик, электрик, сантехник, фрезеровщик, токарь, сварщик, ремонтник бытовой техники и устройств мобильной связи, сфера обслуживания - косметолог, официант, парикмахер и декоративный

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2023, 7 (167)

косметолог, няня для детей раннего возраста и сиделка для пожилых людей, рабочий производства швейно-трикотажных изделий, повар, разработчик кондитерских изделий, хлеба и хлебобулочных изделий.

Следует отметить, что для будущих трудовых мигрантов с учетом географии работы запущены краткосрочные курсы по обучению русскому, английскому, корейскому и японскому языкам.

В целях обеспечения защиты прав и интересов граждан, выезжающих за границу на временную работу, оказания им необходимой правовой, социальной, информационно-консультативной помощи и материальной поддержки в период с 1 сентября 2021 года по 31 декабря 2022 года гражданам, прошедшим регистрацию в программном комплексе Labor-migration и выезжающим в организованную трудовую миграцию за рубеж, за счет средств Фонда поддержки и защиты прав и интересов граждан, осуществляющих трудовую деятельность за рубежом, выплачивается компенсация по расходам, связанным:

- со сдачей квалификационного экзамена по иностранным языкам и (или) профессии при условии успешного прохождения экзамена - до трехкратного размера базовой расчетной величины;

- с приобретением проездного билета - до двукратного размера базовой расчетной величины;

- с оформлением «рабочей визы» на осуществление трудовой деятельности в развитых государствах - до пятикратного размера базовой расчетной величины [23].

При этом структурные изменения в европейской экономике способны более усилить проблему нехватки кадров, что в совокупности с низкими темпами экономического роста и высокой инфляцией вынуждают многие страны ЕС существенно либерализовать миграционное законодательство и вводить новые инструменты привлечения трудовых ресурсов из других регионов мира.

Исходя из этих прогнозов необходимо повысить возможности выбора наших граждан и расширить географию стран назначения при организации трудовой деятельности за рубежом. Поэтому в целях расширения географии внешней трудовой миграции заключено 382 договора о сотрудничестве с работодателями из 27 стран, таких как Германия, Япония, Польша, Словакия,

Швейцария, Нидерланды, Болгария, Латвия, Литва и др.

Наши исследования показали, что последние несколько лет меняется и мотивация мигрантов. Если раньше из Узбекистана уезжали с целью только заработать, то сейчас это объясняется и другими причинами. Меняется и направление миграции. Появляется пласт образованных узбе-кистанцев, которые едут в другие страны. Сейчас граждан Узбекистана можно встретить и в Европе, и в Америке, и в Южной Корее, и в Турции, и во многих других странах, хотя, кончено, Россия пока принимает наибольшее число трудовых мигрантов.

Мигранты выходят и на новые рынки труда. Это не только строительство и торговля. Появились трудовые мигранты в спорте, 1Т, шоу-бизнесе, менеджменте.

Изменения миграционных траекторий приводят к новым планам на будущее. Раньше мигрант хотел заработать и вернуться на родину, но сейчас всё больше людей выбирают заработать, встать на ноги и обосноваться на новом месте.

Как показывают исследования, трудовые мигранты Узбекистана уже не рассматривают варианты трудоустройства с оплатой ежемесячных заработных плат меньше 40 тыс. рублей (ранее 25 -30 тыс. рублей), так как текущие реформы в Узбекистане, высокие темпы создания новых рабочих мест и рост заработных плат внутри страны, особенно в промышленности и строительстве, снижают стимулы трудовых поездок в Казахстан и Россию.

Предпочтительнее стал выезд в страны дальнего зарубежья, а с российским работодателями стали заключатся трудовые договора с оплатой труда от 50-60 тыс. рублей, что является положительным фактором для экономического благосостояния домохозяйств трудовых мигрантов.

Отрадно отметить, что Узбекистан вошел в число тех стран, которые стремятся перевести миграцию в организованное русло. Особенный упор делается на уменьшение оттока квалифицированных специалистов путем создания фондов и принятием различных мер. В свою очередь сотрудничество Узбекистана с Международной организацией по миграции расширяет возможности страны в эффективном регулировании трудовой миграции.

Наряду с этим считаем целесообразным привести ряд положительных и отрицательных послед-

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2023, 7 (167)

Рис. 2. Последствия трудовой миграции для принимающей страны.

ствий от миграции рабочей силы для стран, задействованных в миграционных процессах. Так, на рисунке 2 представлены положительные и отрицательные последствия трудовой миграции для стран-реципиентов. По оценкам, мигранты вносят свой вклад в сферу финансов, уплачивая налоги и вкладывая около 85% своих доходов в экономику принимающих стран. Остающиеся 15% процентов отправляются в общины происхождения с помощью денежных переводов.

На рисунке 3 приведены ряд последствий трудовой миграции для стран-доноров. В силу особой значимости миграционных процессов для мировой экономики и экономики отдельной страны, миграция рабочей силы подвергается строгому регулированию на всех уровнях: международном, межгосударственном и государственном уровне. Инструментами такого регулирования являются законодательные акты, а также методы экономического, политического и административного воздействия.

На наш взгляд, было бы целесообразно для эффективного регулирования легальной трудовой миграции и совершенствования институциональных основ регулирования миграционными процессами необходимо ускорить принятие закона «О внешней трудовой миграции», который позволил бы решить многие проблемы, связанные с

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2023, 7 (167)

социальной защитой и обеспеченностью наших граждан в основных странах-реципиентах, а также заключить действенные двусторонние соглашения и унифицировать соответствующие законодательства. Например, Конвенцию Международной организации труда (МОТ) от 22 января 1952 г. №97 «Конвенцию о работниках-мигрантах», «Конвенцию о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении работникам-мигрантам равенства возможностей и обращения» от 9 декабря 1978 г. №143.

Выводы и предложения:

Как показывают наши исследования, численность мигрантов из Узбекистана увеличивается из года в год. Имеющийся демографический прогноз позволяет допустить, что рынок труда страны будет насыщаться, и для снижения демографической нагрузки одним из выходов станет выезд незанятой части населения за пределы республики для трудовой деятельности. Кроме того, сами граждане выражают готовность и желание выезжать за пределы страны в поисках более достойной оплаты труда.

Как было отмечено выше в Узбекистане в результате реформы миграционной политики изменилась структура миграционной системы, появились новые государственные институты

Рис. 3. Последствия трудовой миграции для страны-донора.

(зарубежные ведомства, агентства, фонд материальной поддержки трудовых мигрантов) и негосударственные институты (ЧАЗ - частные агентства занятости). Последнее позволяет снизить нагрузку на органы внешней трудовой миграции, но остается открытым вопрос об их эффективности. Изменение подхода к работе с потенциальными мигрантами, добросовестное выполнение должностными лицами своих обязанностей, а также надлежащий контроль за деятельностью ЧАЗ позволят создать более качественную систему.

Теория миграции и практика показывают, что человек, став единожды мигрантом, в большинстве случаев остается им и будет мобильным в дальнейшем. Он будет искать более комфортных условий проживания и заработка. При удачном стечении обстоятельств (адаптивность к принимающей среде, вполне сносные условия проживания и роста и др.) мигрант пройдет через процесс адаптации и интеграции. Дальнейший путь идет к натурализации, ассимиляции (процессу принятия другой личностной самоидентификации) с принимающим обществом, которая зависит от ряда факторов: мировоззрения, менталитета, уровня образования, культуры происхождения, религиозных убеждений и др. Это может произойти, несмотря на отсутствие первичных навыков проживания в абсолютно чужой среде, где даже незнание языка не будет препятствием. Помощником в этом случае будут различные общественные организации мигрантов в стране пребывания, объединения мигрантов, сообщества земля-

ков и пр. Так, например, ассоциации сообществ мигрантов из Мексики в США помогают многим своим соотечественникам перебраться в США, найти работу, жилье и подъемные деньги на первое время, а также оказать помощь в воссоединении с семьями.

Более того, сами мигранты готовы к такому повороту событий, т.е. временный характер их пребывания в принимающей стране может трансформироваться в постоянный, ведь более двадцати лет граждане Узбекистана выезжают в Россию в поисках работы, в результате чего приобрели уже навыки мобильности, общения, создали свои сообщества (землячества) и сеть знакомств, стали проводниками и стимулами к переезду других своих соотечественников, моделью поведения.

Трудовая миграция населения имеет большое значение как для посылающих, так и для принимающих стран. В посылающих странах она снижает демографическое давление на местные рынки труда и имеет экономические эффекты в виде денежных переводов. В странах - реципиентах она обеспечивает рабочей силой и создает немалую часть валового продукта, тем самым содействует наращиванию экономического потенциала.

Если рассматривать вопрос влияния трудовой миграции на экономику Узбекистана без углубленного анализа, то, безусловно, можно выделить ведущую роль денежных переводов мигрантов в вопросах снижения уровня бедности

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2023, 7 (167)

в семьях, где имеется трудовой мигрант, увеличение потоков свободно конвертируемой валюты, что положительно влияет на платежный баланс республики, мультипликационный эффект и рост экономики в целом.

Несомненно, трудовая миграция граждан Узбекистана имеет и негативные монетарные последствия, которые будут в большей мере проявляться в ближайшее время из-за отсутствия необходимых механизмов нивелирования, для чего требуется заключение межгосударственных соглашений со странами назначения, хотя это потребует большой политической воли со стороны этих стран. Речь идет о социальной защищенности и гарантиях для граждан Узбекистана, осуществляющих трудовую деятельность за рубежом, а именно в сфере пенсионного обеспечения и социального страхования на случай травматизма и потери трудоспособности на рабочем месте. В настоящее время четко отлаженный механизм Узбекистан имеет только с Республикой Кореей, где корейские работодатели обязаны отчислять средства в иностранной валюте для социального страхования на личные лицевые счета узбекских граждан, открытые в узбекских коммерческих банках.

Также необходимо принять во внимание и такие последствия трудовой миграции, как проблемы коммуникации вернувшихся мигрантов, возможные потери самоидентификации принадлежности к обществу выезда ввиду продолжительного проживания в чуждой среде, культурные различия восприятия общественных устоев, не говоря о других существенных экономических проблемах, предусмотреть масштаб которых почти невозможно.

На наш взгляд, настало время, когда Узбекистану необходимо сформулировать свою основополагающую систему в области миграционной политики, на фундаменте которой построить механизмы регулирования миграционных процессов, ответив на вопрос: будет ли официальной экономической политикой страны целенаправленный экспорт трудовых ресурсов с перспективой их потери в будущем или современная трудовая миграция населения является временным явлением?

Основываясь на содержании наших выводов, результатов проведенного исследования, а также с целью повышения эффективности регулирования процессами трудовой миграции в Узбеки-

стане мы предлагаем принятие следующих дополнительных мер:

- усилить меры для борьбы с нелегальной трудовой миграцией, обеспечить граждан организованной работой, разработать программу их реинтеграции после возвращения на родину;

- разработать долгосрочную политику и реализовать меры для возвращения на родину мигрантов с целью их вовлечения в продуктивную деятельность, ведь мигранты, являясь мобильными, нарабатывали профессиональный и жизненный опыт, несут в себе большую инерцию развития. Мобильность сама по себе - актив, человеческий капитал, который развивался с течением времени и который должен быть направлен во благо развития. Следует подчеркнуть, что без наличия действенной государственной политики в области миграции и долгосрочного видения этого вопроса Узбекистан может пойти по пути потери части своего населения, и этот процесс может быть необратимым, а последствия - непредсказуемыми;

- с целью систематизации и прозрачности повысить уровень внедрения цифровых технологий в систему внешней трудовой миграции;

- инициировать процессы заключения соглашений по переводу в Узбекистан выплат по социальному страхованию и выплаченных трудовыми мигрантами гражданами Узбекистана налогов и прочих выплат в странах пребывания. Также следует детализировать и провести работу по совершенствованию нормативно-правовых актов, регулирующих пенсионное обеспечение трудовой деятельности граждан в зарубежных странах;

- правительству Узбекистана предстоит усилить работу по социальной защите интересов и прав граждан, работающих за рубежом, а также формировать положительный имидж трудового мигранта;

- совершенствовать официальную отчетность о выезжающих трудовых мигрантах из Узбекистана (так как имеется существенное расхождение в цифрах отдельных министерств).

- создать информационную базу данных о лицах, повысивших свое профессиональное мастерство за рубежом, эффективное использование потенциала, способностей и знаний опытных мигрантов по наиболее актуальным для республики специальностям, обеспечение их работой и передачи их опыта молодым кадрам, организа-

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2023, 7 (167)

ция учебных курсов и семинаров с их участием, предоставление им кредитов, всесторонняя поддержка для ведения ими своего бизнеса и формирования предпринимательской деятельности.

- необходимо усилить эффективное сотрудничество с местными негосударственными некоммерческими организациями, которые могут сделать миграционную политику Узбекистана более эффективной. Реализация социально ориентированных проектов по отдельным направлениям деятельности Агентства по внешней трудовой миграции позволит передать часть работы органам власти, создать эффективные механизмы взаимодействия государственных органов и институтов гражданского общества.

Подводя итог нашему исследованию следует отметить, что несмотря на ряд проблем в современном Узбекистане ситуация с трудовой миграцией меняется к лучшему, однако этого пока недостаточно. Мы должны понять, что трудовые ресурсы - это залог процветания страны и возможность создания будущей сильной национальной экономики. Дело не только в доходах, которые люди зарабатывают за рубежом, отсылая их на родину - дело в полученных знаниях и опыте. С таким багажом навыков и идей вчерашние трудовые мигранты завтра могут изменить облик всего Узбекистана, вложив свой достойный вклад в превращение его в передовую процветающую страну.

Список литературы:

1. В мире насчитывается примерно 281 млн международных мигрантов [Электронный ресурс]. https://news.un.org/ru/story/2022/02/1418252 (обращение: 28.11.2023).

2. Remittances to rise 5% in 2022 despite global headwinds. Press Release November 30, 2022. https://www.worldbank.org/en/news/press-release/2022/11/30/remittances-grow-5-percent-2022 (accessed: 03.06.2023).

3. Lee E.S. A Theory of Migration // Demography. 1966. Vol. 3. Pp. 47-57. https://doi. org/10.2307/2060063

4. Gurieva L. K., Dzhioev, A. V. Economic Theories of Labor Migration. Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6. No. 6 S7. Pp. 101-109. DOI: https://doi.org/10.5901/mjss.2015. v6n6s7p101.

5. Sjaastad L.A. The Costs and Returns of Human Migration // Journal of political Economy. 1962. Vol. 70. No. 5. Part 2. Pp. 80-93.

6. Massey D.S. et al. Theories of International Migration: A Review and Appraisal // Population and Development Review. 1993. Vol. 19. No. 3. Pp. 431-466. https://doi. org/10.2307/2938462

7. Ломовцева Е. Г. Факторы трудовой миграции как основа создания механизма регулирования процесса миграции // Научные труды VIII отчетной конференции молодых ученых ГОУ ВПО УГТУ-УПИ: сборник статей: в 2-х частях. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2005. - Часть 1. - С. 506-508. URL: http://hdl.handle.net/10995/86765.

8. Данные Агентства по статистике при Президенте Республики Узбекистан.// [Электронный ресурс]. (обращение: 10.11.2023)

9. Каримова Д.М. Реформы в сфере занятости и внешней трудовой миграции в Узбекистане. 18.04.2021.// [Электронный ресурс]. https://imrs.uz/publications/articles-and-abstracts/ migration. (обращение: 28.10.2023).

10. Сулайманов И.О. Особенности регулирования трудовой миграции в Республике Узбекистан // «Экономика и социум» №11 (102)-1 2022 - С. 893-898, [Электронный ресурс]. https://www.iupr.ru (обращение: 09.10.2023).

11. Распоряжение Президента Республики Узбекистан от 15 августа 2017 года № Р-5024 «О мерах по дальнейшей реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017-2021 годы» - https://lex.uz/uz/docs/3307884 [Электронный ресурс].

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2023, 7 (167)

12. Постановление Президента Республики Узбекистан от 5 июля 2018 года № ПП-3839 «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию системы внешней трудовой миграции Республики Узбекистан». - https://lex.uz/docs/3811333 [Электронный ресурс].

13. Указ Президента Республики Узбекистан от 20 августа 2019 года № УП-5785 «О мерах по дальнейшему усилению гарантий защиты граждан Республики Узбекистан, осуществляющих временную трудовую деятельность за рубежом, и членов их семей». - https://lex. uz/docs/4482657 [Электронный ресурс].

14. Составлено на основе данных Агентства по статистике при Президенте Республики Узбекистан. https://stat.uz/en/

15. Узбекистан опередил 173 страны в глобальном рейтинге по темпу роста населения - новости Узбекистана сегодня: [Электронный ресурс]. (обращение: 4.11.2023).

16. Названы потенциальные направления для трудовых мигрантов из Узбекистана. 25 апреля 2022г. https://www.gazeta.uz/ru/2022/04/25/migration/ (обращение: 17.10.2023).

17. Названо количество мигрантов для стабилизации населения России. 13 апреля 2023. [Электронный ресурс]. https://kun.uz/ru/news/2023/04/13/nazvano-kolichestvo-migrantov-dlya-stabilizatsii-naseleniya-rossii (обращение: 9.11.2023).

18. Данные Агентства по внешней трудовой миграции при Министерстве занятости и сокращения бедности Республики Узбекистан за апрель 2023 года. https://kun.uz/ru/ news/2023/04/04/sotrudnik-sistemy-mid-vozglavil-agenstvo-po-vneshney-trudovoy-migratsii/

19. World Bank estimates; L2CU ("Listening to the Citizens of Uzbekistan") (dashboard), World Bank, Washington DC, https://www.worldbank.org/en/country/ uzbekistan/brief/l2cu.

20. Данные Центрального банка Республики Узбекистан за 2022 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. ICMPD Migration Outlook 2023: EASTERN EUROPE AND CENTRAL ASIA 6 migration trends to watch in 2023 Origins, key events and priorities for Europe. https://www.icmpd.org/ file/download/59305/file/230318_ICMPD_Migration_0utlook_Eastern Europe Central Asia_2023_ RU.pdf. [Electronic resource]. (обращение: 08.11.2023).

22. Рассчитано на основе данных Агентства по статистике при Президенте Республики Узбекистан за 2000-2021 годы.

23. Постановление Президента Республики Узбекистан от 30 июля 2021 года № ПП-5205 «О дополнительных мерах по поощрению граждан, выезжающих в организованную трудовую миграцию за границу». - https://lex.uz/docs/5544376 [Электронный ресурс].

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2023, 7 (167)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.