Сулайманов И. О., к. э. н.
доцент
АДУ
ВНЕШНЯЯ ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ: ПРИЧИНЫ И
ПОСЛЕДСТВИЯ
В статье описиваются как трудовая миграция, так и её истоки, влияние международной трудовой миграции на Узбекистан и меры по её легализации. Кроме того, освещаются вопросы организации международной трудовой миграции, обучение людей направляемых на работу за границу.
Ключевые слова: миграция, международная трудовая миграция, принимающие страны, трудовые мигранты, интеграция, международное сотрудничество.
Sulaymanov I.O., c.e.s.
docent ASU
EXTERNAL LABOR MIGRATION: CAUSES AND CONSEQUENCES
The article describes both labor migration and its origins, the impact of international labor migration on Uzbekistan and measures for its legalization. In addition, the issues of organizing international labor migration, training of people sent to work abroad are covered.
Key words: migration, international labor migration, host countries, labor migrants, integration, international cooperation.
Миграция населения - это перемещение населения, связанное с переменой места жительства. Миграция населения является одной из важных проблем народонаселения и рассматривается не как простое механическое перемещение людей, а как сложный процесс, охватывающий многие стороны социально-экономической жизни. Миграция населения связана с расселением населения, хозяйственной эксплуатацией земли, развитием производительных сил, возникновением и смешением рас, языков и народов. Изменения в размещении производства непосредственно вызывают необходимость территориального перераспределения трудовых ресурсов, что достигается с помощью миграции.
По направлению она делится на внешнюю миграцию населения и внутреннюю миграцию населения. Внешняя миграция населения - выезд из страны (эмиграция), а внутренняя миграция населения - перемена места жительства внутри страны, между областями и районами.
Участниками миграционных процессов являются мигранты, регион формирования миграционного потока называется регионом выезда мигрантов, а регион, в который они направляются, регионом расселения мигрантов. Процесс переезда из одной страны в другую называется эмиграцией, а вовлеченные в него - эмигрантами. И, наоборот, миграция людей из другой страны в определенную страну является иммиграцией, а участников называют иммигрантами.
В целом миграция населения представляет собой процесс, характерный для всех стадий человеческого общества. Другими словами, миграция существует с древных времен. Но к XXI веку под влиянием процессов глобализации его масштабы расширились, а темпы привлечения людей ускорились. То есть в современном постиндустриальном обществе количественные изменения в процессе миграции приводят к качественным изменениям. До сегодняшнего дня ни в один исторический период доля мигрантов, их роль в общественном развитии, как для стран иммигрантов, так и для стран эмигрантов, не поднимались до глобального уровня, как сейчас. Сегодня из-за миграции система международных геополитических отношений не меняется. С другой стороны, в большинстве случаев, когда мигранты принимают решение о смене места жительства, решающее значение имеют их личные инициативы и мнения. Миграцию каждого человека можно признать самостоятельным нравственным выбором свободного человека для достижения счастья и благополучия, проявлением свободы воли. Потому что переезд, принятие решения, если оно и не является обязательным, обычно требует большого мужества. Чтобы приспособиться к среде, где устанавливаются иные социальные, нравственные, культурные, религиозные отношения, выйти из общества, обычаев и традиций, к которым он принадлежит, человек должен иметь великие цели: экономические, культурные, нравственные, психологические мотивы.
По мере развития мировой экономики и укрепления межстрановых интеграционных связей трудовая миграция становится все более интенсивной. Постоянное углубление различий между развитыми странами и экономически отсталыми странами оказывает сильное влияние на ускорение этих процессов. Потому что трудовая миграция представляет собой особый вид миграции на современном этапе развития человеческого общества, осуществляемый с целью найти достойную работу и высокий доход, и стала одним из основных средств решения острых проблем занятости и заработной платы, в слаборазвитых странах со сложной экономикой.
Коренные изменения, связанные с переходом к рыночной экономике в Узбекистане, в первую очередь оказали сильное влияние на трудовые отношения. В результате в ходе экономических реформ возникла проблема безработицы, которая является неотъемлемой частью и постоянным
спутником экономической системы, основанной на рыночных отношениях. В результате объективных процессов в экономике тысячи и миллионы людей стали безработными. Лишенные своего источника дохода.
Кроме того, в период независимости Узбекистана сельское хозяйство являлось одной из ведущих отраслей народного хозяйства, в нем было занято 33% населения, занятого в общей экономике. Сейчас она снизилась до 26 процентов. Если принять во внимание увеличение трудовых ресурсов сельского населения за этот период в 1,6 раза, то можно увидеть, что разрыв между предложением труда и спросом на него на рынке труда в сельской местности углубился, и мы уверены, что рост уровня безработицы - закономерный процесс. Сокращение численности занятых в сельском хозяйстве в целом и уменьшение доли занятого населения в общей экономике характерны для глобальных тенденций в мировом хозяйстве, и естественно, что в Узбекистане эти процессы будут ускоряться в будущее. Тот факт, что доля занятых в сельском хозяйстве в экономически развитых странах составляет около 3—5%, в Великобритании — 1,6%, а в Германии — менее 2%, является ярким подтверждением нашего мнения. Это означает, что фермер экономически развитых стран обеспечивает сельскохозяйственной продукцией 20-33 человека, английский и немецкий фермер 50 человек, а узбекский фермер всего 4 человека.
Необходимо было создать возможность для населения выезжать в другие страны на заработки, содержать свои семьи, а точнее, открыть дорогу трудовой миграции. Для нашей республики в процессе перехода к рыночной экономике стало необходимым создание условий для включения части безработных в процесс внешней трудовой миграции в столь сложной и нестабильной ситуации.
Известно, что в Турции, Китае, Индии, на Филиппинах и даже в промышленно развитой Японии, добившихся за последние полвека больших экономических показателей, большие успехи были достигнуты благодаря последовательному научному изучению социологии миграционных процессов и человеческого опыта граждане, принимавшие в нем участие. Сегодня их опытом пользуются и другие развивающиеся страны.
Современный этап миграционного процесса отличается от предыдущих по своим масштабам, географическим особенностям, динамическим показателям трансформации и интеграции, социально -демографическому составу. Направление миграционных потоков меняется глобально. В частности, миграция граждан Узбекистана в дальнее зарубежье (США, страны Европы, арабские страны, в основном ОАЭ, Египет, Бахрейн, Кувейт, Саудовская Аравия, страны Юго-Восточной Азии, Южную Корею, Таиланд, Сингапур, Малайзию) и ближнее зарубежье (например, Казахстан).
Так как мы наблюдаем резкий рост количества людей, участвующих в миграции в мире сегодня, мы уверены, что не зря прогнозируется, что их число еще больше возрастет в ближайшем будущем.
Бедность, безработица, отсутствие доходов, нарушение прав человека, безысходность и отчаяние в отношении будущего, волнения и страх, связанные с различными конфликтами и войнами, вызывают расширение масштабов миграции.
Известно, что одним из важнейших аспектов внешней трудовой миграции являются деньги, отправляемые из-за границы их семьям. По данным источников, ежегодно в нашу страну поступает не менее 5-6 миллиардов долларов США. В связи с этим экспорт трудовых ресурсов является важнейшим фактором современного экспортного потенциала.
Иными словами, в настоящее время экспорт трудовых ресурсов является для Узбекистана необходимым фактором, поскольку он:
• Источник денег и инвестиций для экономики;
• решение ряда экономических и социальных проблем, связанных с трудоспособной молодежью, но не обладающей специальными знаниями;
• Поддерживает баланс спроса и предложения на внутреннем потребительском рынке страны.
Для нас не секрет, что условия труда большинства наших соотечественников, работающих в зарубежных странах, не на должном уровне. Также было много людей, попавших в ловушку торговли людьми. Радостно отметить, что в последнее время наше государство, лично Глава государства, уделяет большое внимание вопросам, связанным с трудовой миграцией. Недавно подписанное Президентом страны Ш.М.Мирзиёевым постановление №PQ-4829 от 15 сентября 2020 года «О мерах по внедрению системы безопасной, упорядоченной и легальной трудовой миграции» является наглядным подтверждением нашего мнения. Это решение под руководством Президента является важным шагом, направленным на повышение благосостояния народа, поднятие международного авторитета нашей страны, избавление страны от недугов и недостатков трудовой миграции, которая неправильно формируется и не дают нам хороших результатов.
В связи с этим перед Министерством занятости и трудовых отношений, Агентством по делам иностранной трудовой миграции и смежными организациями поставлены задачи, и они также прилагают усилия в рамках своих полномочий.
В новую эпоху на Министерство занятости и трудовых отношений возлагается ответственность за подготовку и обучение наших соотечественников, желающих работать за границей, их организованное направление на работу, обеспечение правовой защиты.
Кроме того, данное министерство реализует задачу по расширению географии внешней трудовой миграции граждан через входящее в его структуру агентство.
Также в целях расширения географии внешней трудовой миграции заключено 382 договора о сотрудничестве с работодателями из 25 стран, таких как Германия, Япония, Словакия, Швейцария, Нидерланды, Болгария, Латвия, Литва.
Сотрудничество с Международной организации миграции расширяет возможности регулирования трудовой миграции и оказания финансовой поддержки трудовым мигрантам.
Важно повысить возможности выбора наших граждан и расширить географию стран назначения при организации трудовой деятельности за рубежом. В Европе и странах заокеана растет спрос на опытных водителей и высокооплачиваемых, при этом, специалистов определенной квалификации.
Поэтому в рамках системы безопасной, упорядоченной и легальной трудовой миграции заключены договоры о сотрудничестве с работодателями таких стран, как Германия, Япония, Словакия, Швейцария, Голландия, Болгария, Латвия, Литва.
На наш взгляд, для регулирования трудовой миграции под непосредственным руководством Министерства «Занятости и трудовых отношений» Узбекистана необходимо создать механизм найма, подготовки квалифицированных рабочих и специалистов в соответствии с запросамистраны-импортеры и крупные компании. При этом на основе конкурса отбираются талантливые молодые люди с профессиональной квалификацией и навыками, в течение определенного периода их обучают языку, истории, обычаям и традициям страны, куда им предстоит отправиться и работать. Формируются необходимые квалификации и навыки для выбранной работы, профессии, профессии, чтобы у мигранта была подготовка для выполнения задач на уровне требований страны или предприятия, которое он посетил. Большую пользу республике принесет налаживание экспорта рабочей силы на научной основе.
• Во-первых, резко увеличится объем доходов от экспорта рабочей
силы;
• во-вторых, молодежь более заинтересована в том, чтобы стать квалифицированным рабочим или квалифицированным специалистом, то есть хорошо учиться;
• в-третьих, увеличивается склонность и опыт молодежи к изучению иностранных языков;
• В-четвертых, наша молодежь, завершившая квалифицированную работу за границей, будет иметь возможность внести достойный вклад в развитие национальной экономики по возвращении в свою страну.
При этом необходимо реализовать ряд мер по предотвращению или уменьшению негативных последствий внешней трудовой миграции:
• Проведение политики вывоза трудовой миграции в ограниченном количестве только квалифицированной рабочей силы;
• В настоящее время лишь небольшой процент иностранных трудовых мигрантов вовлечен в легальную работу;
• Добиться полного охвата легального выезда мигрантов, выезжающих на работу за границу в будущем;
• постоянно быть в курсе положения лиц, занимающихся внешнетрудовой миграцией, соответствующими организациями;
• Постоянное изучение ответственными сотрудниками положения членов семей наших соотечественников, работающих за границей;
• Оказание практической помощи в решении проблем в жизни этих семей и т.д.
Использованные источники:
1. Постановление Президента Республики Узбекистан от 15 сентября 2020 года №PQ-4829 «О мерах по внедрению системы безопасной, упорядоченной и легальной трудовой миграции».
2. Хашимов П.З., Усмонова Г.А., Особенности миграции населения в Узбекистане. Экономика и финансы. Журнал, №10(146) 2021г
4. Гуломов С.С., Мухаммедов М.М., Мехнат миграцияси ва унинг салбий окибатларини кандай бартараф этиш йуллари бор? Янги Узбекистан газетаси, Ноябрь 2020.
5. www.wikipedia.org
6. Qomus.info Онлайн энциклопедия