УДК 325.1(476) Б01 10.52928/2070-1632-2021-58-13-89-96
ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ1
д-р экон. наук, проф. Л.Е. ТИХОНОВА, д-р техн. наук, проф. В.П. ПУГА ЧЁВ (Белорусский государственный университет, Минск) е-таИ: йкопоуа1в@таП.ги е-таИ: уи%аскоу19@£таИ. сот
В статье анализируются методологические подходы к оценке влияния факторов международной трудовой миграции на социально-экономическое развитие страны. Проведен анализ состояния и динамики изменения показателей международной трудовой миграции в Республике Беларусь на основе использования официальных статистических данных компетентных органов. Сделаны выводы о влиянии параметров международной трудовой миграции на национальный рынок труда Беларуси в современных условиях
Ключевые слова: международная трудовая миграция, последствия миграции, социально-экономическое развитие, принимающие страны, отдающие страны.
Цель исследования - систематизация и анализ методологических подходов и опыта прогнозирования влияния международной трудовой миграции на социально-экономическое развитие Республики Беларусь.
Глобальные тенденции развития международной миграции. Важной особенностью развития мировой экономики XXI века является устойчивое увеличение темпов роста международной трудовой миграции, которая оказывает влияние на все существенные стороны жизни общества. Так, высококвалифицированные иммигранты в США, Германии, Англии и др. странах оказывают ощутимое влияние на развитие высоких технологий и науки, а малоквалифицированные иммигранты активно содействуют росту занятости в сфере низкооплачиваемых рабочих мест в малом и среднем бизнесе. В США, как ни в одной другой развитой стране, иммигранты внесли важный вклад в развитие инноваций и предпринимательства. При доле иммигрантов в 13% от населения страны, они составляют почти 30% всех предпринимателей. Причём предприятия, основанные иммигрантами в Соединенных Штатах, не только оказываются более жизнеспособными, но и чаще всего превосходят по результативности те, которые были созданы местными гражданами.
По данным Международной организации по миграции (МОМ), за последние пять десятилетий произошло весьма существенное увеличение численности международных мигрантов2 3. Общая оцениваемая численность людей, которые в 2019 г. проживали в стране, не являющейся страной их рождения, составляющая 272 млн чел., на 122 млн чел. превысила этот показатель 2000 г. (когда их насчитывалось 150 млн чел.), что отражено в таблице 1.
Таблица 1. - Важнейшие показатели миграции в мире по данным докладов МОМ за 2000 и 2020 гг.
Показатели 2000 г. 2020 г.
Оценочное количество международных мигрантов 150 млн 272 млн
Доля мигрантов в населении мира (%) 2,8 3,5
Доля женщин среди международных мигрантов (%) 47,5 47,9
Численность трудящихся-мигрантов - 164 млн
Общий объем международных денежных переводов (в долл. США) 126 млрд 689 млрд
По данным ЭКОСОС ООН в 2020 г. количество международных мигрантов во всем мире достигло 281 млн чел. по сравнению с 272 млн в 2019 г.4 С учетом того факта, что численность международных мигрантов росла быстрее чем население мира, доля международных мигрантов в общей численности населения мира имеет тенденцию к росту - с 2,8% в 2000 г. до 3,2% в 2010 г. и до 3,6% в 2020 г. При этом в странах с высоким уровнем доходов в 2020 г. международные мигранты составляли почти 15% от общей численности населения (по сравнению с 2% в странах со средним и низким доходом).
Международные трудовые мигранты - это в основном население трудоспособного возраста. Так, в 2020 г. 73% всех международных мигрантов имели возраст от 20 до 64 лет, в то время как доля населения всего мира
1 Исследование проведено при поддержке гранта БРФФИ № Г2Р -334.
2 World Migration Report 2018. — International Organization for Migration, 2017. — P. xi. — ISBN 978-92-9068-742-9.
3 World Migration Report 2020. — International Organization for Migration, 2019. — P. xv. — ISBN 978-92-9068-789-4.
4 Обзор прогресса и сложностей в осуществлении Глобального договора о безопасной, упорядоченной и легальной миграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе, включая обзор последствий пандемии коронавирусной инфекции. Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана. Азиатско-тихоокеанский региональный обзор осуществления Глобального договора о безопасной, упорядоченной и легальной миграции «Бангкок, 2021».
в этой возрастной группе насчитывала 57%. Доля международных мигрантов в населении трудоспособного возраста была намного выше в странах с высоким доходом (около 19%), чем в странах со средним и низким доходом (около 2%). Старение населения и сокращающаяся численность национальной рабочей силы в большинстве стран с развитой экономикой свидетельствуют, что в ближайшем будущем трудовые мигранты будут вносить весьма существенный вклад в обеспечение рабочей силой рынков труда и в восполнении нехватки трудовых ресурсов. По данным Всемирного банка в последние годы на мигрантов приходилось 47% притока рабочей силы в страны ОЭСР и США и 70% - в страны Европы 5.
В настоящее время одна пятая часть населения стран с развитой экономикой - это лица 60 лет и старше, и по прогнозам их доля возрастёт более чем на 30% к 2050 г. В то же время, во многих развивающихся странах доля лиц от 60 лет и старше насчитывает менее 10% от общей численности населения. Следовательно, трудовая миграция способствует выравниванию ситуации с трудовыми ресурсами как в развитых, принимающих мигрантов, странах, так и в странах-донорах.
Создание на пространстве Содружества Независимых Государств новой перспективной интеграционной структуры - Евразийского экономического союза (ЕАЭС) - свидетельствует о жизненности принципа разно-скоростной и разноуровневой интеграции государств Содружества, которая обусловлена их специфическими особенностями, национальными традициями, культурой и подходами к социально экономическому развитию. Это подтверждает и опыт интеграции в самом продвинутом интеграционном образовании в мире - Европейском Союзе. В соответствии с основным Договором в ЕАЭС обеспечиваются свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы и проведение скоординированной, согласованной или единой экономической политики (в условиях достаточно сложной демографической ситуации). В странах Союза активизировались исследования вопросов международной миграции и подходов к анализу последствий миграционных процессов, влияющих на социально-экономическое развитие принимающих и отдающих стран, с учетом весьма существенного совершенствования миграционного законодательства государств-членов ЕАЭС и мировых тенденций перемещения трудовых ресурсов.
Отмеченные обстоятельства и цифры подтверждают факт усиления влияния международной трудовой миграции на показатели социально-экономической жизни общества как принимающих стран, так и отдающих. Необходимость оценки последствий развития миграционных процессов на ключевые сферы социально-экономического развития общества требует анализа и развития методологии и инструментов такого анализа.
Методологические подходы к анализу последствий международной трудовой миграции. Известно, в настоящее время не существует единой, стройной теории трудовой миграции, которая позволила бы дать ответы на вопросы анализа и оценки последствий данного явления. Среди основных причин отсутствия такой теории следует отметить исключительное разнообразие, сложность миграционных потоков и их тесная связь с другими социально-экономическими и политическими процессами развития общества [1].
Исторически первым важнейший вклад в концептуализацию миграционных процессов внёс известный ученый Э.Г. Равенштейн в своем труде «Законы миграции» [2]. В сформулированных и затем дополненных одиннадцати законах, которые во многом актуальны и сегодня, автором сделана успешная попытка объяснения и прогнозирования миграционных процессов для разработки различных моделей и подходов к анализу её последствий для стран-участниц. Наряду с законами Э.Г. Равенштейна, к важным миграционным теориям относится также эконометрическая модель Э. Ли (Push/Pull factors), которая утверждает, что в каждой стране действуют различные группы факторов миграции: удерживающие, притягивающие и выталкивающие. Неоклассическая теория миграции М. Фридмана и П. Самуэльсона рассматривает эффекты трудовой миграции на макро-и микроуровнях с учетом различий спроса и предложения труда в странах въезда и выезда мигрантов.
Была также разработана теория двойного рынка труда М. Пиоре (1979 г.), в соответствии с которой сделан вывод, что международная миграция является следствием потребностей рынка труда современного индустриального общества. По М. Пиоре, иммиграция в странах происхождения вызвана такими факторами, как низкая заработная плата и высокая безработица, а в принимающих странах, напротив, существует потребность в иностранной рабочей силе. М. Пиоре связывал миграцию с такими фундаментальными характеристиками общества, как структурная инфляция, мотивация, экономический дуализм и демография рабочей силы. В этот период, в западных странах происходит активное развитие теоретических проблем международной миграции в рамках моделей экономического роста (J. R. Harris, M. P. Todaro, D. Massey, R. Cohen) [3]. Их основная идея заключалась в том, что международное перемещение рабочей силы как одного из факторов производства оказывает влияние на темпы экономического роста, ее причиной являются межстрановые различия в уровне оплаты труда. При этом трудовая миграция, будучи обусловлена экономическими факторами, сама оказывает влияние на социально-экономическую ситуацию в стране, прежде всего, на тенденции в сфере занятости и рынка труда [4]. Временный выезд излишков рабочей силы снижает уровень безработицы, способствует структурной перестройке экономики, а также приобретению работниками новых знаний и навыков, повышению их квалификации и уровня жизни. В условиях роста трудовых ресурсов внешняя трудовая миграция является эффектив-
5 Глобальные и региональные тенденции в области трудовой миграции ILC.106/IV 11 Всемирный банк: The Contribution of Labour Mobility to Economic Growth, op. cit., p. 4.
ным средством решения проблем избыточной занятости и напряженности на национальном рынке труда. С этих позиций большое значение приобрела теория «притяжения - выталкивания» (H. Jerom, E. A. Lee). Она основана на анализе факторов, управляющих миграционными потоками.
В конце ХХ века исследования международной миграции сфокусировались на изучении человеческого капитала как одного из основных факторов экономического роста страны (J. S. Becker, L. A. Sjaastad, H. R. Clark). Согласно данной концепции трудовая миграция - это особый вид инвестиций, так как выгоды от миграции, как правило, превышают издержки. Исходя из того, что накопленный человеческий потенциал является важнейшей предпосылкой экономического развития, в рамках этой концепции международная миграция рассматривается как источник экономического роста и долговременные инвестиции в «человеческий капитал», направленные на увеличение доходов граждан и уровня конкурентоспособности рабочей силы. Данные теории широко использовались советскими учеными в середине прошлого столетия [5-7].
С изменениями мирового рынка изменились и подходы к изучению социально-экономического поведения трудовых мигрантов. В конце ХХ века родились новые теории миграции, одной из которых является «синтетическая теория» американского социолога Д. Мэсси. В основу её он включил положения классических теорий миграции. Главным принципом является глобализация экономического рынка, социальная и политическая интеграции и, как следствие, глобализация рынка труда. Международная трудовая миграция возникает в ходе социальных, экономических и политических трансформаций. Мобильные группы, ищущие экономического благополучия, прибегают к продаже своего труда на национальных и международных рынках. Главным отличием теории Д. Мэсси от «неоклассической теории миграции» является отрицание размера зарплаты как главного фактора, влияющего на миграцию [8; 9].
В настоящее время, в условиях глобализации пересматриваются многие традиционные теории, объясняющие природу и движущие силы международных трудовых миграций, расширяются понятия «миграции» и «мигранта», приняты более сложные и гибкие классификации миграции. Особенностью современных миграционных процессов является все более динамичный характер миграционных передвижений, появление новых форм занятости, и как следствие - трудности ее учета и исследования.
На современном этапе развития теории и методологии международной трудовой миграции научные исследования посвящены отдельным аспектам и последствиям трудовой миграции. Чаще всего рассматриваются аспекты регулирования трудовой миграции, связанные со спросом на рынке труда в различных странах:
- вопросы денежных переводов;
- изменение гендерных характеристик трудовых мигрантов;
- права и социальная защита трудовых мигрантов;
- влияние миграционных перемещений на здоровье населения и сохранность семей и т.д.
Отметим также, что небывалый рост масштабов трудовой миграции в XXI веке, связанный с повышением роли выталкивающих факторов и углублением региональных дисбалансов, привел к расширению спектра воздействия иммиграции на социально-экономическое и политическое развитие принимающих государств. В процесс взаимодействия социума и иммигрантов стали вовлекаться все новые сферы общественной жизни. Особенно возросла значимость миграционных процессов в экономической сфере. Иностранные трудовые ресурсы стали в большей степени влиять на развитие рынка труда, функционирование отдельных отраслей, сглаживание демографических дисбалансов и т.д. Все это привело к появлению как новых позитивных, так и негативных эффектов масштабного использования иностранной рабочей силы.
В этой связи обширная научная литература российских ученых современного этапа посвящена условиям, факторам, причинам и мотивам миграционного движения. При этом наиболее важными движущими силами-факторами миграции считаются территориальные дифференциации уровня и качества жизни, занятости населения, демографических структур, социально-политической обстановки, безопасности человеческой жизни, экологической ситуации. Анализу этой проблематики посвящены серьёзные исследования (Л.Л. Рыбаковский, А.В. Топилин, О.Д. Воробьева, С.В. Рязанцев, В.А. Ионцев, И.А. Алешковский, А.А. Гребенюк, В.А. Моденов и др.) [10-14].
Так, И. Алешковский и А. Гребенюк предложили интересный методологический подход оценки влияния трудовой иммиграции на развитие финансово-бюджетной сферы принимающего государства, состоящий из трех этапов [14]:
1) определение конкретных позитивных и негативных последствий воздействия импорта трудовой миграции на финансово-бюджетную сферу принимающего государства;
2) разработка системы аналитических показателей и методологии ее использования для оценки воздействия указанных последствий на финансово-бюджетную сферу;
3) определение методов сбора статистической информации, необходимой для количественной оценки выбранных показателей.
Анализируя развитие методологии оценки последствий международной трудовой миграции на социально-экономическую ситуацию в отдающих и принимающих странах, следует также отметить значимость следующих подходов [15; 16]:
- мета-аналитический подход - ориентированный на решение задач комплексного обобщения результатов разносторонних исследований последствий миграции. Используя такой подход, автор С. Лонгхи систематизи-
ровал 165 исследований, опубликованных в США, странах ЕС с 1997 по 2005 гг. и показал, что увеличение доли иностранных трудовых мигрантов на 1% приводит к снижению занятости местного населения лишь на 0,02% [17];
- фактор-пропорциональный подход - для прогнозирования вклада низкоквалифицированных мигрантов в разницу оплаты труда между низкоквалифицированными и высококвалифицированными работниками на основе трехэтапной процедуры: анализа количества и образовательного уровня мигрантов; расчета процентного роста доли высококвалифицированных и низкоквалифицированных кадров; оценки влияние изменения образовательного уровня на заработную плату разных категорий работников.
Большой интерес вызывает методика, основанная на использовании компьютерной модели анализа общего равновесия (КМАОР) (Т. Боери и Х. Брукер) для оценки последствий миграции на экономическое развитие, торговлю и государственные финансы расширения Европейского Союза за счет присоединения стран Восточной Европы. В результате был сделан вывод, что увеличение численности мигрантов на 1% на рынке труда стран ЕС увеличило ВВП Европейского Союза на 0,3%. Данный подход позволяет оценивать влияние миграции на занятость и ВВП различных стран [18].
В.А. Моденов и А.Г. Носов впервые предприняли попытку комплексного анализа миграционных процессов в контексте всемирной истории, с учетом современной политической ситуации в России, предложили методику расчета миграционной емкости государства, индекса миграционной привлекательности и индекса антропогенной нагрузки (как отношение реальной плотности населения государства к предельной плотности населения всего мира относительно экономически освоенных площадей земного шара). Примечательно, что рассмотрев общеисторические закономерности мировой миграции, авторы провели комплексный анализ основных тенденций миграционной сферы на современном этапе и рассмотрели возможные последствия их влияния на развитие России [13].
Весомый вклад в разработку подходов к оценке экономических последствий трудовой миграции внесли белорусские исследователи А.А. Раков, Л.П. Шахотько, Л.Е. Тихонова, Е.В. Масленкова, Н.Н. Привалова, А.В. Злотников и др. Так, Е.В. Масленковой и Л.Е. Тихоновой предложена оригинальная методика оценки экономического эффекта от импорта рабочей силы, основанная на сравнительной оценке результатов, получаемых от привлечения и использования иностранной рабочей силы и суммы вывезенных из страны денежных средств в качестве оплаты труда иностранных работников [19]. Оригинальность методики определяется отсутствием в национальной практике способов оценки экономического эффекта от импорта рабочей силы с учетом прямого и мультипликативного вклада трудящихся-иммигрантов в экономику. Разработанная методика апробирована в процессе выполнения ряда научно-исследовательских работ. Она позволяет отразить посредством количественных измерителей выгоды и потери национальной экономики на каждой стадии импорта рабочей силы, на основании чего дает возможность провести комплексный анализ социально-экономических последствий привлечения иностранной рабочей силы на национальный рынок труда и обосновать применяемые методы государственного воздействия в зависимости от конкретной стадии миграционного процесса. Кроме того, авторами предложена методика расчета экономического эффекта от экспорта белорусской рабочей силы.
Методика базируется на принципах:
- дифференцированного подхода. В зависимости от уровня квалификации мигрантов и сумм, привлекаемых в экономику страны ежемесячно, автором выделены следующие категории: низкоквалифицированные работники; среднего уровня квалификации; высококвалифицированные работники. Расчеты производятся для каждой категории работников отдельно.
- мультипликации. Определено, что спрос на товары, возникающий в домашних хозяйствах, получающих переводы трудовых мигрантов, создает дополнительный мультипликационный эффект в экономике, а дополнительное потребление товаров увеличивает платежи косвенных налогов;
- использования пороговых значений. Так как если объем выезда трудовых ресурсов за рубеж превышает излишки национального рынка труда, это приводит к нехватке рабочей силы в стране и, как следствие, к замедлению роста или спаду в экономике;
- положительного и отрицательного эффекта. Интегральный экономический эффект от экспорта рабочей силы состоит из разницы между суммой значений показателей, положительно воздействующих на экономику страны, и суммой значений показателей, оценивающих отрицательный эффект.
В используемой терминологии предложенную методику можно отнести к ранее отмеченному фактор-пропорциональному подходу, ориентированному на учет квалификации мигрантов на основе трехэтапной процедуры: анализа количества и образовательного уровня мигрантов; расчета процентного роста доли высококвалифицированных и низкоквалифицированных кадров; оценки влияния изменения образовательного уровня на заработную плату разных категорий работников. Предложенные методики апробированы и могут быть использованы при количественном анализе экономических последствий внешней трудовой миграции и уточнении параметров миграционной политики Беларуси и других государств ЕАЭС.
Анализ работ и материалов представителей МОМ, ЭКОСОС ООН, Всемирного банка, зарубежных, российских и белорусских исследователей, посвященных изучению последствий трудовой миграции, позволяет составить перечень важнейших преимуществ и недостатков международной миграции для стран исхода и приема трудовых мигрантов.
Позитивные последствия трудовой миграции для стран-доноров - экспортеров рабочей силы:
- уменьшение уровня безработицы, а соответственно и социальной напряженности в стране;
- трудовые мигранты за границей могут повысить свою квалификацию, овладеть новыми технологиями и изучить более передовую организацию труда, а впоследствии, вернувшись на родину, использовать полученный опыт;
- приток валюты в страну через валютные переводы от трудовых мигрантов, которые они высылают своим родственникам;
- повышение уровня жизни и благосостояния трудовых мигрантов.
Негативные последствия международной трудовой миграции для стран-экспортеров:
- потери трудовых ресурсов страны в наиболее трудоспособном возрасте;
- страна теряет часть затрат, связанных с образованием и профессиональной подготовкой мигрантов;
- трудовая миграция нередко трансформируется в эмиграцию, так как трудовые мигранты, которым удается хорошо обустроиться в принимающих странах, часто не планируют возвращение на родину.
Для стран, принимающих трудовых мигрантов, позитивные последствия миграции состоят в снижении издержек производства, повышении конкурентоспособности товаров, увеличении внутреннего спроса на товары и услуги, поступлении финансовых средств от мигрантов в бюджет страны. Так, по оценкам Всемирного банка ежегодные поступления в Республику Беларусь денежных средств мигрантов составляют порядка 2% ВВП, что является существенной поддержкой национальной экономики.
Таким образом, в третьем десятилетии XXI века международная трудовая миграция может рассматриваться не только как инструмент реализации международного разделения труда, но и как структурный элемент национальной экономики, дополняющий интеграционные процессы новой формой взаимозависимости государств-участников - миграционной, способствующей их взаимному экономическому развитию.
Внешняя трудовая миграция и ее влияние на рынок труда Республики Беларусь. В Беларуси международная трудовая миграция представлена белорусскими трудовыми эмигрантами, выезжающими в другие государства, и трудовыми мигрантами из других государств, прибывшими в Беларусь (таблица 2).
Таблица 2. - Численность прибывших и убывших трудящихся мигрантов по данным МВД Беларуси
Параметр /год 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Численность прибывших мигрантов (чел.) 8781 18180 37868 31768 20791 15844 16172 20862 16368
Численность убывших мигрантов (чел.) 6534 5715 5441 6328 7403 10703 11093 9061 4723
Рост денежных доходов населения в РБ (в % к предыдущему году) 121,5 116,3 100,9 94,1 63,1 102,8 108,0 106,0 104.6
Из представленных в таблице данных можно сделать вывод о том, что рост денежных доходов населения стимулирует въезд иностранной рабочей силы в страну и сокращает выезд из страны трудящихся-эмигрантов. При снижении доходов населения проявляется тенденция сокращения численности въезжающих в страну трудящихся-мигрантов и увеличения выезжающих из страны. Во-вторых, Беларусь представляет интерес для иностранных трудовых мигрантов. Так, в 2019 г. в страну прибыло для осуществления трудовой деятельности 20 862 чел., в (2018 г. - 16 172 чел.). Основное количество въехавших на работу иностранцев составили граждане России (6 741 чел.), Китая (4 318 чел.), Украины (3 145 чел.), и Узбекистана (1 336 чел.). Подавляющее большинство трудящихся иммигрантов прибыло в страну по рабочим профессиям (5 681 чел.). В качестве квалифицированных работников и специалистов въехало 3 051 чел., 428 иностранцев прибыло в качестве работников, занятых в сельском хозяйстве, 1320 - в сфере обслуживания и торговли, а также 1210 - на должности руководителей.
Количество белорусов, выезжающих для трудоустройства за рубеж с помощью фирм-лицензиатов, согласно официальной статистике, характеризуется сокращением (с 9061 чел. в 2019 г. до 4723 чел. в 2020 г.). Странами выезда являются Россия, Польша, Литва, Чехия и Германия. Однако, растет количество самостоятельно выехавших граждан.
Экономическая оценка последствий трудовой миграции находит отражение в платежном балансе Республики Беларусь на основе методологических принципов, изложенных в статистическом руководстве, изданном Международным валютным фондом. Согласно данным Национального банка Республики Беларусь всего в 2019 г. белорусские эмигранты отправили в Беларусь 1049,8 млн долл., а иностранные мигранты отправили из Беларуси 166,5 млн долл.
Как отмечают М. Акулова, Р. Кирхнер и Г. Шиманович [21], проведение комплексной оценки трудовой миграции в Республике Беларусь и определение ее влияния на социально-экономическое развитие в настоящее время затруднено, прежде всего, по причинам несовершенства и сложности получения адекватных реальной ситуации статистических данных международной миграции, отсутствия гармонизированного определения трудовой миграции, постоянной трансформации миграции в различные формы и виды. Белорусская статистика недостаточно адекватно отражает миграционные потоки, в связи с чем важным является поиск современных технологий повышения качества учета миграционных потоков, прежде всего, в масштабах страны, ЕАЭС и СНГ.
Департамент по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь не учитывает всех выезжающих из страны трудящихся-мигрантов, так как в условиях отсутствия границы с Российской Федерацией и функционированием единого рынка труда Союзного государства граждане не уведомляют органы государственного управления о своем временном выезде на работу.
Основным недостатком статистики о трудовой миграции Беларуси является отсутствие учета статистических данных принимающих стран. Главное управление по вопросам миграции МВД Российской Федерации ведет учет численности въезжающих в целях поиска работы граждан Беларуси. По данным МВД Российской Федерации, в 2019 г. 163 410 тыс. граждан Беларуси стали на миграционный учет, в качестве цели въезда в страну указав работу, тогда как по данным МВД Республики Беларусь в Российскую Федерацию выехало 4173 чел., или в 39 раз меньше. Аналогично по другим странам - официальные интернет-ресурсы Республики Польша приводят цифру 29 129 белорусских работников официально трудоустроенных в Польше в 2019 г.
В целом последствия трудовой миграции для страны носят кратко- и долгосрочный характер: отток трудовых ресурсов приводит к обострению дефицита ресурсов на рынке труда страны; «утечка умов» и дополнительная нагрузка на систему социальной защиты снижают конкурентоспособность экономики Беларуси в долгосрочной перспективе.
Важнейшими инструментами регулирования проблемных вопросов миграции является механизм оплаты труда и административное регулирование. Негативными последствиями первого варианта - повышения уровня оплаты труда - является рост издержек производства при отсутствии достаточного роста производительности труда, и, как следствие, снижение конкурентоспособности продукции на международных рынках и ухудшение сальдо внешней торговли. Применение административного регулирования может привести к искажению механизмов мотивации труда и рационального использования экономических ресурсов. Поэтому компенсация негативных последствий трудовой эмиграции в долгосрочной перспективе требует повышения эффективности использования имеющихся трудовых ресурсов, стимулирования их производительной работы, формирования благоприятной бизнес-среды в целом, повышения эффективности менеджмента на всех уровнях.
Заключение. Неотъемлемой составляющей современного мирового рынка труда является международная трудовая миграция, которая характеризуется сложными и далеко неоднозначными последствиями для социально-экономического развития как отдающих, так и принимающих стран. Трудовые мигранты могут способствовать снижению уровня оплаты местных работников и оказывать определенное давление на социальную инфраструктуру. Однако демографическая проблема и дефицит трудовых ресурсов ряда стран, и Республики Беларусь в том числе, настоятельно требуют притока трудовых иммигрантов в экономику страны. При этом решения о регулировании потоков трудовой миграции необходимо обосновывать на базе системной оценки влияния положительных и отрицательных, краткосрочных и долгосрочных последствий миграции на рынок труда, социальную и бюджетную сферу.
Исходя из проведенного анализа можно сделать следующие выводы:
- объемы импорта трудовых ресурсов в Республике Беларусь невелики и не оказывают заметного давления на национальный рынок труда и формирование трудовых ресурсов;
- трудящиеся-иммигранты играют определенную роль в омоложении трудовых ресурсов страны, которая имеет тенденцию к старению;
- трудовые мигранты привлекаются в сектора экономики, имеющие нехватку рабочей силы, в основном на строительно-ремонтные и сельскохозяйственные работы. Подавляющая часть трудящихся-иммигрантов, в основном из Китая и ОАЭ, привлекается под конкретные инвестиционные проекты;
- уровень оплаты труда в Беларуси в сравнении со странами Европейского союза, Россией и Казахстаном, для иностранных трудовых мигрантов менее привлекательный.
Временный выезд трудящихся-эмигрантов из Беларуси за рубеж имеет следующие особенности:
- объемы официально регистрируемого экспорта рабочей силы незначительны - порядка 11 тыс. чел.;
- сохраняются значительные объемы нерегистрируемой трудовой миграции за рубеж, в основном в Российскую Федерацию в связи с отсутствием границы. Такой отток рабочей силы из Беларуси на работу с более высокой оплатой труда может привести к усилению дефицита работников по определенным профессиям и специальностям и негативно повлиять на социально-экономическое развитие страны.
Трудовая эмиграция имеет неоднозначные последствия. С одной стороны, для стран-доноров трудовая эмиграция способствует улучшению ситуации на национальном рынке труда, сокращая предложение рабочей силы, увеличивая занятость и снижая численность безработных. С другой стороны, трудовая эмиграция приводит к потере части высокопрофессиональных трудовых ресурсов в трудоспособном возрасте.
Таким образом, несмотря на распространенное мнение о невыгодности приема международных трудовых мигрантов, на практике баланс соотношения преимуществ и потерь от трудовой миграции чаще всего складывается в пользу принимающей страны. Для регулирования миграционных процессов на практике целесообразно в комплексе с использованием различных подходов и моделей изучить текущее состояние рынка труда, структуру и параметры миграционных потоков, ожидаемые экономические последствия и инструменты возможного воздействия на потоки миграции, и, используя методологию метааналитического подхода обоснованно сформулировать итоговые выводы и рекомендации. На современном этапе развития международной тру-
довой миграции данный вид перемещений населения воспринимается не только как инструмент реализации международного разделения труда, но и как структурный элемент национальной экономики, дополняющий интеграционные процессы стран новой формой взаимозависимости - миграционной, обеспечивающей их взаимное экономическое развитие. При этом следует отметить, что миграционное воздействие по степени и способам по-разному влияет на разные страны, что обусловливает объективность специфических особенностей в миграционных политиках государств и необходимость их систематического совершенствования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абылкаликов, С.И. Экономические теории миграции: рабочая сила и рынок труда [Электронный ресурс] / С.И. Абылка-ликов, М.В. Винник // Бизнес. Общество. Власть (онлайн-издание). - 2012. - № 12. - С. 1-19. URL: https://www.hse.ru/mag/27364712/2012--12/71249233.html.
2. Ravenstein, E.G. The Laws of Migration / E.G. Ravenstein // Journal of the Statistical Society of London. - 1885. - Vol. 48, No. 2. - P. 167-235.
3. Ghosh, B. Migrants' remittances and development: myths, rhetoric and realities / B. Ghosh. - Geneva : Intern. Organization for Migration, 2006. - 118 р.
4. Переведенцев, В.И. Методы изучения миграции населения / В.И. Переведенцев. - М. : Наука, 1975. - 230 с.
5. Рыбаковский, Л.Л. Миграция населения: прогнозы, факторы, политика / Л.Л. Рыбаковский. - М.: Наука, 1987. - 200 с.
6. Миграция сельского населения / Т.И. Заславская [и др.] ; под ред. Т.И. Заславской. - М. : Мысль, 1970. - 348 с.
7. Блинова, М.С. Международные миграционные процессы: аналитический обзор / М.С. Блинова // Социология. - 2007. -№ 3-4. - C. 258-267.
8. Массей, Д. Синтетическая теория международной миграции / Д. Массей // Мир в зеркале международной миграции / Гл. ред. В.А. Ионцев. - Вып. 10. - М., 2002. - С. 135. (Международная миграция населения: Россия и современный мир)
9. Massey, D. S. Social structure, household strategies, and the cumulative causation of migration / D. S. Massey // Population Index. - 1990. - № 1(56). - P. 3-26.
10. Рязанцев, С.В. Трудовая миграция в странах СНГ и Балтии: тенденции, последствия, регулирование / С.В. Рязанцев. -М. : Формула права, 2007. - С. 37.
11. Трудовая миграция: организация выборочных наблюдений (методологические подходы) / О.Д. Воробьева [и др.]. - М.: «Экон-Информ», 2015. - 83 с.
12. Алешковский, И.А. Методологические подходы к оценке влияния внешней трудовой миграции на финансово-бюджетную сферу принимающих стран [Электронный ресурс] / И.А. Алешковский, А.А. Гребенюк, А.С. Максимова // Финансы: теория и практика. 2018. - № 22(6). - С. 69-81. URL: https://doi.org/10.26794/2587-5671-2018-22-6-69-81.
13. Моденов, В.А. Россия и миграция. История, реальность, перспективы / В.А. Моденов, А.Г. Носов. - Изд. 2-е. - М. : Прометей, 2004 - 328 c.
14. Ивахнюк, И.В. Международная трудовая миграция : учеб. пособие / И.В. Ивахнюк. - М.: ТЕИС, 2005. - 286 с.
15. Кузьмицкая, Т.В. Международная трудовая миграция: проблемы оценки и влияние на социально-экономическое и демографическое развитие Республики Беларусь / Т.В. Кузьмицкая, Л.П. Шахотько // Экономическая наука сегодня : сб. науч. ст. / председ. редкол. С.Ю. Солодовников. - Вып. 2. - Минск : БНТУ, 2014. - С. 113-132.
16. Икромов, Д.З. Подходы к оценке влияний международной трудовой миграции на социально-экономическое развитие страны / Д.З. Икромов // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-20. - С. 4469-4474.
17. Longhi, S. A Meta-Analysis of Estimates of the Effect of Immigration on Employment / S. Longhi, P. Nijkamp, J. Poot. // Journal of Migration and Refugee Issues. -2005. - № 1(4). - Р. 131-152.
18. Boeri, T. Migration, co-ordination failures and EU enlargement / T. Boeri, H. Brucker // IZA Discussion Paper. - 2005. -№ 1600. - 60 р.
19. Масленкова, Е.В., К вопросу о расчете экономического эффекта от экспорта рабочей силы / Е.В. Масленкова, Л.Е. Тихонова // Глобальные демографические проблемы современности миграции и миграционная политика : сб. ст. / Отв. ред. В.В. Минаев. - М. : РГГУ, 2011. - С.178-182.
20. Frey, W. Immigration and internal migration flight from US metropolitan areas: toward a new demographic Balkanisation / W. Frey // Urban Studies. - 1995. - № 32(4). - Р. 733-757.
21. Акулова М., Тенденции и текущие вызовы на рынке труда Беларуси [Электронный ресурс]: аналитическая записка [PP/02/2013] / М. Акулова, Р. Кирхнер, Г. Шиманович // Исследовательский центр ИПМ. - URL: http://www.research.by/publications/pp/1302/.
REFERENCES
1. Abylkalikov, S. I. & Vinnik, M.V. (2012). Ekonomicheskie teorii migratsii: rabochaya sila i rynok truda. Biznes. Obshchestvo. Vlast' (12), 1-19. URL: https://www.hse.ru/mag/27364712/2012--12/71249233.html. (In Russ.).
2. Ravenstein, E.G. (1885). The Laws of Migration. Journal of the Statistical Society of London, (2), 167-235. (In Engl.).
3. Ghosh, B. (2006). Migrants' remittances and development: myths, rhetoric and realities. Geneva: Intern. Organization for Migration. (In Engl.).
4. Perevedentsev, V.I. (1975). Metody izucheniya migratsii naseleniya. Moscow: Nauka. (In Russ.).
5. Rybakovskii, L.L. (1987). Migratsiya naseleniya: prognozy, faktory, politika. Moscow: Nauka. (In Russ.).
6. Migratsiya sel'skogo naseleniya. (1970). Eds. T.I. Zaslavskaya. Moscow: Mysl'. (In Russ.).
7. Blinova, M.S. (2007). Mezhdunarodnye migratsionnye protsessy: analiticheskii obzor. Sotsiologiya, (3-4), 258-267. (In Russ.).
8. Massei, D. (2002). Sinteticheskaya teoriya mezhdunarodnoi migratsii. Mir v zerkale mezhdunarodnoi migratsii. Eds. V.A. Iontsev. Vol. 10, 135. (In Russ.).
9. Massey, D. S. (1990). Social structure, household strategies, and the cumulative causation of migration. Population Index. (1), 3-26. (In Engl.).
10. Ryazantsev, S.V. (2007). Trudovaya migratsiya v stranakh SNG i Baltii: tendentsii, posledstviya, regulirovanie. Moscow: Formula prava. (In Russ.).
11. Vorob'eva, O.D., Topilin, A.V., Grebenyuk, A.A., Lebedeva, T.V. (2015). Trudovaya migratsiya: organizatsiya vyborochnykh nablyudenii (metodologicheskiepodkhody). Moscow: «Ekon-Inform». (In Russ.).
12. Aleshkovskii, I.A., Grebenyuk, A.A., Maksimova, A.S. (2018). Metodologicheskie podkhody k otsenke vliyaniya vneshnei tru-dovoi migratsii na finansovo-byudzhetnuyu sferu prinimayushchikh stran [Methodological Approaches to Assessing External Labor Migration Impact on the Financial and Budgetary Sphere of Host Countries]. Finansy: teoriya ipraktika [Finance: theory and practice], (6), 69-81. URL: https://doi. org/10.26794/2587-5671-2018-22-6-69-81. (In Russ., abstr. in Engl.).
13. Modenov, V.A. & Nosov, A.G. (2004). Rossiya i migratsiya. Istoriya, real'nost', perspektivy. Moscow: Prometei, 2 Eds. (In Russ.).
14. Ivakhnyuk, I.V. (2005). Mezhdunarodnaya trudovaya migratsiya. Moscow: TEIS. (In Russ.).
15. Kuz'mitskaya, T.V. & Shakhot'ko, L.P. (2014). Mezhdunarodnaya trudovaya migratsiya: problemy otsenki i vliyanie na sotsi-al'no-ekonomicheskoe i demograficheskoe razvitie Respubliki Belarus'. Ekonomicheskaya nauka segodnya. In eds. S.Yu. Solod-ovnikov. Minsk: BNTU. (Vol. 2), 113-132. (In Russ.).
16. Ikromov, D.Z. (2015). Podkhody k otsenke vliyanii mezhdunarodnoi trudovoi migratsii na sotsial'no-ekonomicheskoe razvitie strany. Fundamental'nye issledovaniya, (2) Pate 20, 4469-4474. (In Russ.).
17. Longhi S., Nijkamp P. & Poot. J. (2005). A Meta-Analysis of Estimates of the Effect of Immigration on Employment. Journal of Migration and Refugee Issues. (1), 131-152. (In Engl.).
18. Boeri, T. & Brucker, H. (2005). Migration, co-ordination failures and EU enlargement. IZA Discussion Paper. 1600. (In Engl.).
19. Maslenkova, E.V. & Tikhonova L.E. (2011). K voprosu o raschete ekonomicheskogo effekta ot eksporta rabochei sily. Glob-al'nye demograficheskie problemy sovremennosti migratsii i migratsionnaya politika. In Ed. V.V. Minaev. Moscow: RGGU, 178-182. (In Russ.).
20. Frey, W. (1995). Immigration and internal migration flight from US metropolitan areas: toward a new demographic Balkanisa-tion. Urban Studies. (4), 733-757. (In Engl.).
21. Akulova, M., Kirkhner R., Shimanovich G. (2013). Tendentsii i tekushchie vyzovy na rynke truda Belarusi, Issledovatel'skii tsentr IPM, Analiticheskaya zapiska [PP/02/2013]. URL: http://www.research.by/publications/pp/1302/.
Поступила 09.09.2021
LABOR MIGRATION IN THE REPUBLIC OF BELARUS: THEORY AND PRACTICE UNDER MODERN CONDITIONS
L. TIKHONOVA, V. PUGACHEV
The article analyzes methodological approaches to assessing the impact of factors of international labor migration on the socio-economic development of the country. The analysis of the state and dynamics of changes in indicators of international labor migration in the Republic of Belarus is carried out on the basis of the use of official statistical data of the competent authorities. Conclusions are made about the influence of the parameters of international labor migration on the national labor market of Belarus in modern conditions.
Keywords: international labor migration, consequences of migration, socio-economic development, receiving countries, sending countries.