УДК 339.9
Дорожкина Т.В., к.э.н.
доцент
кафедра таможенного дела Лазарев Г.И. студент
Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского
Россия, г. Калуга СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО
КОНТРОЛЯ В РФ
Аннотация: В статье рассмотрены принципы, на которых строится таможенный контроль сегодня. Рассмотрены предпосылки для активного внедрения и использования таможенными органами «новых технологий таможенного оформления». Современное развитие таможенного контроля направлено на стимулирование внешнеэкономической деятельности через упрощение таможенных процедур и недопущение ослабления и снижения эффективности таможенного контроля. Применение единой автоматизированной информационной системы таможенных органов, предварительного информирования, переход на полное электронное декларирование, а также обустройство пунктов пропуска, создают условия для ускорения и удобства осуществления внешнеторговых операций. «Программа развития таможенных органов до 2020 года» определяет конкретные цели и действия для дальнейшей модернизации.
Ключевые слова: информационное развитие, автоматизация, модернизация, предварительное информирование, таможенное администрирование.
Dorozhkina T. V., Ph. D., associate Professor of the Department of
customs Lazarev G.I., student
Kaluga state University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga) MODERN TRENDS OF CUSTOMS CONTROL DEVELOPMENT
Annotation: The article deals with today's principles of customs control. The prerequisites for the active introduction and use of "customs clearance technologies" by the customs authorities are considered. Nowadays, the customs control development face to stimulation of foreign economic activity through the simplification of customs procedures and prevention of easing and reducing the effectiveness of customs control. Using unified automated information system, preliminary information, step to full electronic declaration, also the arrangement of checkpoints, creates conditions for acceleration and convenience of foreign trade operations. «The program of development of customs authorities until 2020» defines specific goals and actions for further modernization.
Keywords: information development, automation, modernization, preliminary informing, customs administration.
Современный таможенный контроль основан на принципах, заложенных в Международной конвенции по гармонизации и упрощению таможенных процедур.
Международная конвенция по гармонизации и упрощению таможенных процедур, или так называемая Киотская конвенция, основана на стимулировании внешнеэкономической деятельности через упрощение таможенных процедур во всех странах мира и недопущении ослабления и снижения эффективности таможенного контроля.
Интеграция России в ЕАЭС, увеличение торгового оборота на внешнем рынке, рост транспортных и товарных потоков, информационное развитие, новые способы декларирования и таможенного контроля, все названные аспекты осуществления внешнеторговой деятельности являются предпосылками к активному внедрению и использованию таможенными органами «новых технологий таможенного оформления». Идет стремительная автоматизация и внедрение новых технологий в работу ФТС.
Сегодня российская таможня имеет единую автоматизированную информационную систему таможенных органов - ЕАИС ФТС России. Она объединяет 86 различных информационных ресурсов, которые включают в себя информацию по всем областям таможенной деятельности. Так же у таможенных органов есть система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) которая содержит данные от других ведомств - это может быть санитарно-карантинный, фито-санитарный, ветеринарный, транспортный контроль. СМЭВ связывает таможенные органы с 32 федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ) и 10 различными организациями. Инспектор должен на основе полученных данных принять решение и оформить так называемое сообщение о прибытии транспортного средства.
Использование ЕАИС и СМЭВ способствует сокращению времени оформления товаров и транспортных средств и упрощает процесс работы таможенных органов. В будущем система ЕАИС будет принимать решения в автоматическом режиме. Таким образом, исключается контакт декларанта с таможенным представителем, что повлияет на снижение коррупции.
Еще одним инструментом в информационном развитии и упрощении таможенных процедур выступает предварительное информирование. Сущность данной технологии заключается в том, что до фактического прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию ЕАЭС, таможенным органам направляются сведения о товарах и транспортных средствах в электронной форме. [1.]
Опыт развитых стран доказывает большой потенциал предварительного информирования в таможенном деле.
Система предварительного информирования упростит деятельность для всех участников ВЭД, поскольку оно позволяет сократить время нахождения товаров и транспортных средств в пунктах пропуска через таможенную территорию ЕАЭС что позволит избежать образования очередей на подъездах к пунктам пропуска и увеличить их пропускную способность, сократить срок выполнения таможенных формальностей в пунктах пропуска через Государственную границу до 15-20 минут, ускорить процедуру получения документов, необходимых для оформления транзитной декларации, гарантировать достоверность передаваемой информации, комплексно контролировать перевозки товаров, ускорить доставку товара потребителю.
Страны ЕАЭС обсудили проект концепции цифровой прослеживаемости товаров, По словам председателя Коллегии Евразийской экономической комиссии Тиграна Саркисяна, система прослеживаемости товаров — одна из главных инициатив глав государств, которую планируется разработать в соответствии с Основными направлениями реализации цифровой повестки ЕАЭС до 2025 года. Он считает, что система прослеживаемости сможет решить проблему недостатка информации о продукции, повысит уровень доверия между странами ЕАЭС, в том числе в спорных ситуациях, позволит увидеть судьбу товара или груза от пересечения ими границы союза до получения конечным потребителем.
На данный момент ведется сотрудничество ФТС России с АО «РЖД», Федеральным дорожным агентством и оператором системы «Платон». Данное сотрудничество должно упростить процедуру отслеживания перемещения грузов, а также повысить эффективность работы таможенных органов РФ.
16 августа в Пскове прошло представительное рабочее совещание ФТС по повышению межведомственного взаимодействия при пресечении ввоза санкционных товаров.
Как заявил начальник ГУ таможенного контроля после выпуска товаров ФТС РФ Валерий Селезнев, совещание ставило целью «создание алгоритма эффективного межведомственного взаимодействия для обеспечения пресечения незаконного ввоза санкционных товаров». В июле аналогичное совещание проводилось в Смоленске. После критики действий МГ главой ФТС Владимиром Булавиным было заявлено о смене тактики в пользу «многоконтурной схемы»:
1) патрулирование МГ ФТС и ГИБДД приграничных объездных дорог;
2) контроль над автомагистралями, ведущими к крупным городам;
3) крупные оптово-распределительные центры;
4) сетевой ритейл.
Такое явление, как контрабанда представляет угрозу национальной безопасности России, она дестабилизирует экономическую систему страны. Ввоз на территорию РФ контрабандных товаров приводит к неконтролируемому насыщению внутреннего рынка иностранной продукцией. При этом продукция отечественного товаропроизводителя
вытесняется, так как ее стоимость порой выходит в 2-3 раза дороже. Сегодня в России ужесточилось наказание за незаконный ввоз определенных товаров на территорию РФ. Теперь такая статья закона, как «Контрабанда» подлежит наказанию согласно УК РФ.
В вопросах совершенствования таможенного администрирования, 21 сентября 2018 г. в г. Минске (Республика Беларусь) прошли два мероприятия: заседание коллегии Таможенного комитета Союзного государства (ТК СГ), а также 28 заседание Объединенной коллегии таможенных служб государств -членов Таможенного союза (Объединенная коллегия).
На заседании коллегии Таможенного комитета Союзного государства (ТК СГ) основное внимание было уделено вопросам подготовки двух программ, которые с помощью внедрения интеллектуальных систем контроля и анализа обеспечат совершенствование таможенного администрирования.
Первая программа направлена на создание интегрированной интеллектуальной системы контроля и анализа изображении инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК). Её реализация позволит таможенным органам России и Белоруссии обмениваться результатами таможенного контроля с использованием ИДК через единые центры таможенных органов. В таких центрах планируется обрабатывать поступающие снимки ИДК и приводить их в универсальный формат. Это даст возможность использовать такие снимки для определения товарных партий, требующих внимания и применения дополнительных форм контроля.
Вторая программа позволит оформлять международные почтовые отправления (МПО) в автоматическом режиме, повысив скорость и эффективность контрольных операций по средствам создания интеллектуальной системы оформления и контроля товаров, пересылаемых в рамках электронной торговли.
Успешная реализация данных программ, послужит поводом для их дальнейшего применения остальными государствами - членами ЕАЭС.
Россия имеет самую большую в мире протяженность госграницы, поэтому пунктов пропуска на ней много. Большинство находится в ненадлежащем состоянии. В принятом 25.04.2018г. Указе Президента Российской Федерации. № 174 «Об утверждении Основ государственной пограничной политики Российской Федерации» касается ряда вопросов обустройства пунктов пропуска.
В целях дальнейшей модернизации деятельности таможенных органов, которая осуществляется параллельно с общими реформами экономической сферы в Российской Федерации и с учетом международной практики регулирования таможенного дела государством, 25.05.2017 Коллегия ФТС РФ приняла программу развития таможенных органов до 2020 года.
Подводя итог, можно сказать что таможенная служба РФ стремится автоматизировать и внедрить новые технологии в работу ФТС. Сегодня таможенный контроль строится на принципах, заложенных в Международной
конвенции по гармонизации и упрощению таможенных (Киотская конвенция). Деятельность таможенной службы Российской Федерации учитывает основные положения Киотской конвенции, и новый Таможенный кодекс Евразийского экономического союза построен с учетом положений и рекомендаций Киотской конвенции, основными принципами которой является стимулирование внешнеэкономической деятельности через упрощение таможенных процедур во всех странах мира и недопущение ослабления и снижения эффективности таможенного контроля. Важную роль в упрощение таможенных процедур играет развитие института предварительного информирования. Такое явление, как контрабанда представляет угрозу национальной безопасности страны, она дестабилизирует экономическую систему, поэтому Россия стремится к совершенствованию таможенного администрирования путем внедрения интеллектуальных систем контроля и анализа. Принятый 25.04.2018г. Указ Президента Российской Федерации. № 174 «Об утверждении Основ государственной пограничной политики Российской Федерации» касается рада вопросов обустройства государственной границы. Важным элементом развития деятельности ФТС РФ выступает принятая 25.05.2017 «программа развития таможенных органов до 2020 года».
Использованные источники:
1. "Таможенный кодекс Евразийского экономического союза" (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) Статья 322. Формы таможенного контроля [Электронный ресурс] - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/dce5e3209b 26036f 457cb020b9524e8bece7a9f0/ (дата обращения 24.04.19).
2. Официальный сайт ФТС [Электронный ресурс] - URL: http://customs.m/index.php?option=com_content&view=article&id=26883:2018-09-26-06-57-08&catid=40:2011-01-24-15-02-45 (дата обращения 24.04.19).
3. Таможенный форум [Электронный ресурс] - URL: http s: //cu stomsforum. ru/news/docs/eek-edinaya- si stema-pro slezhivaemo sti-tovarov-ustranit-nedo statok-informatsii-o -produktsii-548954. html (дата обращения 24.04.19).
4. Сайт ассоциации содействия и развития ВЭД [Электронный ресурс] - URL: http://www.np-srv.ru/news/4669.html (дата обращения 24.04.19).
5. Указ Президента Российской Федерации от 25.04.2018 г. № 174 [Электронный ресурс] - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43004 (дата обращения 24.04.19).