Научная статья на тему 'Современные тенденции развития рынка логистических услуг и аутсорсинга в России'

Современные тенденции развития рынка логистических услуг и аутсорсинга в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2302
401
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ В РОССИИ / АУТСОРСИНГ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АУТСОРСИНГА / ЗАРУБЕЖНЫЕ И РОССИЙСКИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИЕ КОМПАНИИ / LOGISTIC SERVICES MARKET IN RUSSIA / OUTSOURCING / COMPETITIVE ADVANTAGE IN THE USE OF OUTSOURCING / FOREIGN AND DOMESTIC LOGISTICS COMPANIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Демихов В. Ю.

Рассматриваются проблемы развития рынка логистических услуг в России и аутсорсинга в этой сфере. Обращено внимание на позитивные и негативные стороны этих процессов, на перспективы развития деятельности зарубежных логистических компаний в России и российских фирм в посткризисный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT MARKET TRENDS OF LOGISTICS SERVICES AND OUTSOURCING COMPANY IN RUSSIA

The problems of the market development of logistics services in Russia and outsourcing in this area. Drawn attention to the positive and negative aspects of these processes on the development prospects of foreign logistics companies in Russia and Russian companies in the post-crisis period.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции развития рынка логистических услуг и аутсорсинга в России»

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ И АУТСОРСИНГА В РОССИИ

Демихов В.Ю.

Рассматриваются проблемы развития рынка логистических услуг в России и аутсорсинга в этой сфере. Обращено внимание на позитивные и негативные стороны этих процессов, на перспективы развития деятельности зарубежных логистических компаний в России и российских фирм в посткризисный период.

Ключевые слова: рынок логистических услуг в России, аутсорсинг, конкурентные преимущества при использовании аутсорсинга, зарубежные и российские логистические компании.

CURRENT MARKET TRENDS OF LOGISTICS SERVICES AND OUTSOURCING COMPANY IN RUSSIA

Demikhov V.

The problems of the market development of logistics services in Russia and outsourcing in this area. Drawn attention to the positive and negative aspects of these processes on the development prospects of foreign logistics companies in Russia and Russian companies in the post-crisis period.

Keywords: logistic services market in Russia, outsourcing, competitive advantage in the use of outsourcing, foreign and domestic logistics companies.

Рынок логистических услуг в России находится в стадии формирования, и мировые тенденции в сфере логистики служат для отечественных предпринимателей отправной точкой для поиска новых технологий, способов и форм обслуживания клиента в условиях растущей конкуренции, которая обещает значительно ужесточиться после вступления России в ВТО.

В целом структура российского логистического рынка постепенно становится все более похожей на ту, которая сложилась во всем остальном мире. Поэтому сейчас там, где различий больше всего, образуются «точки роста», развитие которых идет опережающими темпами.

Темпы роста рынка логистических услуг и, соответственно, логистики как отрасли относительно высоки. Так, например, абсолютные значения годового оборота логистических операторов за 2005 и 2006 годы в среднем выросли более чем на 40% (для транспортно-экспедиторских компаний — на 44%, а складских операторов — около 35%)]. И хотя жесткой конкуренции на рынке пока нет, высокие темпы роста объема рынка все больше привлекают новых конкурентов.

Сектора транспортно-экспедиторских и складских услуг представлены большим количеством средних компаний, оказывающих традиционные услуги по перевозке и складской обработке грузопотоков, сектор услуг по интеграции и управлению цепями поставок (поле деятельности 3PL-провайдеров) представлен на рынке в основном ведущими международными компаниями.

Конкурентные преимущества реализуются на основе двух классических принципов - сокращение издержек и дифференциация. Так, крупные компании обладают конкурентными преимуществами, так как больший объем предоставляемых услуг, позволяет сокращать издержки, соответственно, имеется больше возможностей для снижения цен, а значит, и для дальнейшего роста объема услуг. На растущем рынке, каким является российский рынок логистических услуг, масштабный объем услуг позволяет компаниям доминировать и опережать конкурентов. Международная практика показывает, что конкуренция на рынке зависит также от степени дифференциации компаний.

На неординарные потребности клиентов ориентируется, например, Группа компаний ARMADILLO, которая является одним из признанных лидеров на рынке доставки посылок и грузов, GEFCO CIS — один из лидеров, обслуживающих логистику промышленных предприятий и автомобильной отрасли, ЗАО Фирма ЦВ «ПРОТЕК» — крупнейший российский дистрибьютор фарм-препаратов и товаров для красоты и здоровья.

Компания International Logistic Systems в 2006 году вышла на российский рынок в качестве оператора, специализирующегося на оказании логистических услуг при импорте в Россию подакцизных

товаров, в частности, алкоголя из стран дальнего и ближнего зарубежья.

Именно острая нехватка современных складских терминалов является основным фактором, препятствующим становлению логистических компаний в России. Специалисты прогнозируют, что в будущем в условиях конкуренции многие склады общего пользования объединятся в партнерства или ассоциации, которые позволят клиентам получать полный набор услуг — от обработки заказов до их исполнения и окончательной поставки продукции. В дополнение к стандартным складским услугам подобные ассоциации смогут предоставлять и такие, как управление запасами и внедрение транспортного и финансового обслуживания.

Однако около двух лет назад структура рынка складов не удовлетворяла этим требованиям. Порядка 70-80% складов относились к категории С и Э, а это не отапливаемые помещения, только с напольным хранением, с низкой пропускной способностью. Таким образом, торговые сети оказались перед выбором: или значительно увеличивать капиталовложения, развивая собственные сети хранения и дистрибуции товаров, или притормаживать рост. Возможности взять необходимые складские мощности в аренду не существовало — не было самих мощностей. Присутствовавшие на рынке логистические компании в тот момент также не могли предоставить услуги соответствующего уровня.

В результате некоторые из сетевых розничных компаний, (например «Лента» и «Белая дача»), приняли решение о строительстве собственных логистических центров. Но главным результатом сложившейся ситуации стало резкое повышение интереса к строительству современных складских центров, соответствующих классам А и В+.

Годовой прирост площадей может составлять порядка 17-20%, причем в основном за счет складов высокого класса2. Одну из ведущих ролей в этом процессе играют лидеры российского логистического рынка. Так, например «Национальная логистическая компания» планирует в ближайшее время довести мощность своих складских комплексов класса «А» в Московском регионе до 300 000 кв.м. Подобные примеры есть не только в области складского бизнеса.

Вообще говоря, ставку логистическим компаниям следует сделать на партнерство с торговыми сетями, рост которых будет наблюдаться в ближайшие годы после экономического кризиса и закончится лишь с насыщением рынка. Насыщение произойдет, когда торговые сети смогут контролировать до 80% всей торговли: именно так развивались события в Восточной Европе, ситуация в которой очень похожа на ситуацию в Москве3. Крупные иностранные производители в России в настоящее время активно занимаются развитием собственных региональных сбытовых сетей, в основе которых лежит логистическая инфраструктура.

1 Титюхин Н., Овчаренко Н., «Рынок логистических услуг России», журнал «ЛогИнфо», №6, 2007.

2 Титюхин Н., Овчаренко Н., «Рынок логистических услуг России», журнал «ЛогИнфо», №6, 2007.

3 Титюхин Д., Сморчков И., «Основные тренды становления рынка логистических услуг», журнал «ЛогИнфо», №12, 2007.

Практически все категории производственных и торговых компаний осваивают регионы, где находятся примерно 70% их клиентов — потребителей. Это привело к тому, что в экономически развитых регионах России уже появился спрос на профессиональные логистические услуги и современную складскую инфраструктуру.

Одной из текущих тенденций российского рынка логистических услуг является перенос активности современного складского строительства из Москвы и Санкт-Петербурга в регионы. НЛК и РЛС активно возводят складские комплексы класса А в городах, играющих роль местных узлов транспортной сети, какими являются Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Новосибирск и др. Зачастую подобное строительство даже опережает приход в эти города крупных сетевых операторов. Если посмотреть на места активного строительства складов по карте, то видно, что они группируются вдоль транспортного коридора «запад — восток».

В решении проблем, связанных с портовой транспортной инфраструктурой, есть значительный потенциал роста. Традиционные мощности Невской губы, крупнейшего комплекса морских портов, перегружены, автомобильная транспортная сеть Петербурга также работает на пределе и не позволяет существенно увеличить пропускную возможность портов. В качестве «лобового» решения этой проблемы было предложено строительство нового порта в Лужс-кой губе. Перспективными выглядят менее амбициозные проекты, как, например, строительство контейнерных терминалов на базе портовых мощностей Кировского завода в Санкт-Петербурге.

Кроме этого, недостаточно развита инфраструктура портов юга России. Это «ворота» для импорта из Восточной Азии, и их потенциальные возможности велики. К сожалению, объемы инвестиций в южные порты пока несравнимы с инвестициями в северо-западные, да и внимания со стороны ведущих операторов к ним крайне мало.

Другое проблемное место российского логистического рынка — это контейнерные перевозки. Степень контейнеризации грузов в России на сегодняшний день значительно ниже, чем в мировой практике.

Хорошие перспективы — у речных перевозок, которые потенциально могут стать на северо-западе и в центральной России альтернативой железнодорожному транспорту. Главная проблема здесь заключается в том, что сроки речных перевозок ограничены периодом навигации, и это значительно снижает их конкурентоспособность.

Неразвитость российского рынка аутсорсинга — одна из ведущих проблем. И поэтому спрос на комплексный логистический аутсорсинг и управление цепочками поставок пока невелик. Хотя определенные изменения есть, но найти бизнес-модель 3PL-провай-дера, отвечающую российской специфике, пока не удается.

Многие потенциальные клиенты не вполне представляют себе возможности современной логистической компании. Это во многом затрудняет вхождение новых компаний в бизнес, снижает темпы роста российских логистов по сравнению с их мировыми конкурентами. Схема работы «без активов» является общепризнанной в мире, но не слишком распространена. Тем не менее, обеспечить существенный объем перевозок силами только одной, например, автотранспортной, компании невозможно. Экспедиторы всегда привлекают нескольких перевозчиков, чтобы обеспечить необходимые объемы и стабильность перевозок.

Грузовладельцы предпочитают отдавать на сторону ограниченный спектр транспортных услуг, чаще всего - доставку и складирование. Развитию контрактной логистики в России мешает низкий спрос на данный вид услуг со стороны торговых и промышленных компаний. Отсутствие спроса эксперты объясняют непониманием руководством компаний преимуществ передачи логистических функций специализированным предприятиям, а также -нежеланием грузовладельцев пользоваться услугами сторонних организаций. Сознательный отказ от услуг логистического посредника можно объяснить рядом причин, таких как:

- отсутствие на рынке реальных компаний ЗР^, охватывающих всю территорию страны;

- отказ изменить свою технологическую цепочку;

- риск допуска логистического посредника к коммерческой информации;

По оценке компании КИА центр, объем российского рынка контрактной логистики на сегодняшний день не превышает $22 млрд., что составляет примерно 23% от всего объема рынка логистических услуг.

Тем не менее, и рынок экспедиторских услуг в последние годы демонстрирует неплохое развитие. Например, ежегодный рост объемов только по одному из сегментов — экспресс-доставке — составляет 30-40% (в Европе - 2-4%)4. Как следствие, появляется все больше новых компаний, предлагающих 3PL-услуги, причем за счет выделения компаний, специализирующихся на определенных услугах, и операторов, предоставляющих полный пакет услуг. Наличие такого рынка свидетельствует о реальной возможности дальнейшего развития аутсорсинга.

Однако следует отметить, что на российском рынке логистических провайдеров третьего уровня в полном смысле этого слова практически нет. Даже международные компании, присутствующие здесь, пока не предоставляют полный комплекс логистических услуг, соответствующий уровню 3PL-провайдеров. Уровень компетентности компаний в значительной степени определяется наличием сертификата качества ISO.

Кроме того, ряд компаний начинает рассматривать создание собственных логистических комплексов и транспортных подразделений как диверсификацию бизнеса. Однако, не стоит забывать в данном случае, что создание нового объекта требует в дальнейшем эффективного управления. Приходится решать вопросы по управлению дополнительным персоналом, обслуживанию объектов, а в транспортном подразделении — еще и по техническому обслуживанию, ремонтам и пр.

Ожидаемое вступление России в ВТО приведет, с одной стороны, к значительному увеличению товаропотока, а с другой — к росту конкуренции. На российский рынок выйдут крупные западные компании, к чему, безусловно, надо быть готовыми.

Что касается российского рынка автоперевозок, то его основной проблемой можно считать низкую структурированность. Эта ситуация генерирует целый ряд проблем5:

- мелкие автоперевозчики не могут обеспечить соответствие стандартам и качество, необходимое для международных перевозок. Как следствие — они проигрывают конкуренцию польским и литовским транспортным компаниям;

- наиболее распространенной становится ценовая конкуренция. Малый размер бизнеса подвигает многих перевозчиков «уходить в тень». Все это не позволяет малым компаниям эффективно инвестировать свой бизнес, что также снижает их конкурентоспособность.

- экспедиторам проще работать с крупными транспортными компаниями, которые могут более надежно обеспечить сохранность груза и выдержать сроки доставки.

В целом сложившаяся ситуация явно провоцирует консолидацию мелких автоперевозчиков, особенно в посткризисный период. Однако необходимо учитывать и мировой опыт, согласно которому очень большие компании в последнее время также уходят с рынка из-за низкой конкурентоспособности. Так что поиск оптимальной бизнес-модели автоперевозчика пока не закончен.

Итак, основными тенденциями на логистическом рынке России являются:

• значительное расширение спектра предлагаемых логистических услуг, особенно при взаимодействии с крупными торговыми сетями.

• рост компетенции российских логистических операторов при обслуживании клиентов в области оптимизации уровня запасов, интеграции компьютерных систем и совместного управления издержками.

• рост спроса на логистические услуги в дальнейшем будет усугублять разрыв между ведущими логистическими операторами и отсталыми в технологическом отношении компаниями.

• активно развиваются на рынке логистических услуг России сектор перевозок и экспедирования грузов различными видами транспорта; сектор складских услуг; сектор услуг по интеграции и управлению цепями поставок - поле деятельности 3PL-провайде-ров.

Наиболее перспективным сегментом рынка логистических услуг является рынок срочной доставки к назначенному времени (justin-time delivery). Этот сегмент активно развивается во всем мире: при такой организации услуг производится наибольшая добавленная стоимость, и, соответственно, это один из наиболее прибыльных видов деятельности.

Одной из характерных особенностей российского рынка логистических услуг является его фрагментарность. Перед началом экспансии в другие сектора рынка и другие российские регионы провайдеры логистических услуг осуществляют мероприятия, способ-

ствующие консолидации их профессиональных возможностей. Для крупных компаний это является способом преодолеть фрагментарность рынка и захватить большую его долю. Для маленьких компаний - это основной путь к выживанию через специализацию.

На российском рынке логистических услуг сегмент 3PL-про-вайдеров находится на начальном этапе своего развития. Логистических провайдеров третьего уровня в полном смысле этого слова практически нет. Даже международные компании, присутствующие здесь, пока не предоставляют полный комплекс логистических услуг, соответствующий уровню 3PL-провайдеров: управление грузопотоками, запасами от имени клиента, то есть на аутсорсинге.

Хотя основные тенденции роста этого сегмента рынка в значительной степени определяются все возрастающим спросом и требованиями клиентов - потребителей логистических услуг. Так, возникшая уже потребность бизнеса в диверсификации и передаче на аутсорсинг логистических функций, таких как, например, организация и управление цепочками поставок, способствует повышению значимости роли 3PL-провайдеров на российском рынке.

Основные причины, тормозящие развитие аутсорсинга в России:

- отсутствие доверия логистическим операторам - участникам цепочки доставки товаров,

- проблемы «прозрачности» рынка, которые не позволяют предлагать клиентам так называемый OPEN BOOK (прозрачные издержки),

- отсутствие квалифицированного персонала.

Согласно оценкам компании РБК, в 2005-2007 гг. объем российского рынка логистического аутсорсинга (стоимость услуг по транспортировке, экспедированию, складированию и обработке грузов, а также управленческие услуги) увеличивался в среднем на 13% в год (в текущих рублях). В январе-сентябре 2008 г. рынок логистических услуг демонстрировал высокие темпы роста - на 16% по сравнению с аналогичным периодом 2007 г., воздействие мирового финансового кризиса стало ощущаться в полной мере лишь в

4 квартале 2008 г. В целом за год объем рынка увеличился на 13,2%. Кризис внес серьезные изменения в динамику и структуру рынка в 2009 г. На фоне снижения спроса на весь спектр логистических услуг отмечалось падение объема операций и доходов логистических компаний, возросла конкуренция. В результате на рынке начался процесс консолидации, в результате которого «выжили» крупные и

средние, наиболее профессиональные игроки, мелкие же ушли с рынка или были поглощены. По оценкам экспертов компании РБК, восстановление стоимостного объема рынка (в текущих ценах, включающих инфляционную составляющую) до предкризисного уровня можно ожидать не ранее 2011 г.

Динамика физических показателей и оборота в целом соответствовала тенденциям мирового рынка логистических услуг. Резкое снижение стоимостного объема в долларах США было связано с падением курса рубля. В 2009 г., по оценкам экспертов, объем рынка в рублях снизился на 8,0%, в долларовом эквиваленте падение составило 28,0% - с $55,2 млрд до $39,9 млрд (при среднегодовом курсе в 2008 г. $1 = 24,8 руб., в 2009 г. $1 = 31,7 руб.). В 2010 г. экспертами оценивается рост объема рынка более чем на 11% - до 1404 млрд руб. ($46,8 млрд по курсу $1 = 30,0 руб.).6

Появление на российском рынке глобальных международных игроков, провайдеров, предоставляющих полный пакет логистических услуг, а в дальнейшем и 4PL-провайдеров будет способствовать переходу конкуренции на следующий уровень. Процессы слияния и поглощения компаний, которые уже происходят на российском рынке с 2006 г., станут в среднесрочной перспективе обычным явлением. В сегменте 3PL-провайдеров это будет самый приемлемый способ становления и дальнейшего совместного роста для многих компаний.

В целом российский рынок логистических услуг имеет серьезные мотивы для развития, как, например, необходимость конкуренции с западными компаниями в связи со вступлением в ВТО. Сами участники российского рынка, находящегося на стадии активного развития, планируют развиваться за счет предоставления услуг складирования и услуг добавленной стоимости: упаковки/подбора товаров, доставки и дистрибьюции.

Понимание необходимости аутсорсинга и экономической выгоды от его использования в Россию неизбежно будет расти. Промышленные и торговые компании постепенно переходят от интенсивного к экстенсивному росту, а значит, больше внимания будет уделяться издержкам производства и качеству продукции и услуг. Уже сегодня существует тенденция к планированию и увеличению сроков партнерских соглашений. Кроме того, наблюдается общемировая тенденция к консолидации усилий на профильном бизнесе, поэтому логистические функции будут активнее передаваться на аутсорсинг в том числе и в России.

4 Каратыгин С., «Экспедиторская деятельность и информационная поддержка», журнал «ЛогИнфо», №4, 2007.

5 Гусаков В., «Особенности национальной логистики», журнал «ЛогИнфо», №4, 2007.

6 www.rbc.ru, см. также приложение к RBC daily «Транспорт» от 11.12.2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.