© Глазкова Н.Г, Землянская С.В., 2013
УДК 339.13.012 ББК 65-592
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ
Глазкова Наталья Георгиевна
Кандидат экономических наук,
доцент кафедры мировой и региональной экономики Волгоградского государственного университета [email protected]
Проспект Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация
Землянская Стелла Викторовна
Кандидат экономических наук,
доцент кафедры мировой и региональной экономики Волгоградского государственного университета [email protected]
Проспект Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация
Аннотация. В статье выявлены особенности функционирования российского рынка логистических услуг. Проанализирована его структура и динамика. Авторами рассмотрена деятельность провайдеров на рынке логистических услуг РФ и определено его место в рейтинге Всемирного Банка по уровню развития логистики.
Ключевые слова: логистические услуги, рынок логистических услуг, 1 PL-, 2 PL-и 3 PL-провайдеры, индекс уровня развития логистики - ^РГ), логистические центры.
В настоящее время в России происходит процесс формирования экономики инновационного типа, предполагающий создание конкурентной среды в сфере товародвижения, развитие сотрудничества и взаимодействия в системе экономических взаимоотношений между участниками процесса распределения продукции в рамках логистического подхода, предполагающего планирование, формирование и перемещение материальных потоков с минимальными временными и финансовыми расходами.
Наиболее крупными и развитыми на мировом рынке логистики являются компании США и Европы, совокупная доля которых составляет 85 % рынка [15; 23; 21]. Рынки стран БРИК (Бразилии, России, Индии и Китая) и ЮАР, хотя и демонстрируют высокие темпы роста экономики и международной торговли,
намного отстают от развитых стран [4; 5]. Доля России на мировом рынке логистики является достаточно низкой для такой большой и выгодно расположенной страны между Европой и Азией - всего 1,4 % [16; 21].
С точки зрения мирового опыта и современных тенденций развития мирового рынка логистических услуг Россия находится на этапе формирования и консолидации отрасли, существенно уступая западным странам, как по качеству, так и по комплексности услуг, предоставляемых национальными транспортно -логистическими компаниями.
Российский рынок логистических услуг -это рынок с небольшой степенью сегменти-рованности, с высоким внутренним спросом и неразвитой инфраструктурой. Его объектом являются материальный, информационный и сервисный потоки.
Сформированная в России структура рынка логистических услуг отличается от мировой (см. табл. 1). Так, в мире непосредственно на услуги по перевозке и экспедированию приходится 69 % рынка, 19 % - услуги по комплексной логистике и еще 12 % - управленческой логистики. В РФ ситуация иная: более 87 % рынка формируется за счет непосредственных перевозок, около 9,9 % составляют экспедиторские услуги, 2 % - услуги складирования и дистрибуции. Что касается управленческой логистики, то она формирует не более 1,1 % от общего объема рынка транспортно-логических услуг в России.
Таким образом, в настоящее время в России логистические услуги сводятся к перевозкам и экспедированию грузов.
Субъектами на российском рынке логистических услуг выступают продавцы и покупатели. К покупателям относятся все компании, производящие товары, к которым применяются различные логистические операции для их доставки конечным потребителям. Категория продавцов, в отличие от мирового рынка логистических услуг, представлена более узкой группой. Так, в настоящее время в мировой практике широко используются в цепях поставок 3РL-операторы, оказывающие комплексное логистическое обслуживание, и 4РL-операторы, системно оптимизирующие логистические бизнес-процессы в цепях поставок [8; 17].
В России основная часть услуг в сфере перевозок и хранения грузов, а тем более управления запасами и цепочками поставок, выполняется собственными транспортно-логистическими службами предприятий-товаро-производителей, дистрибьюторов или ритей-
леров. Ими производится примерно 70 % от всего объема логистических операций [19].
На российском рынке логистических услуг доминируют узкоспециализированные логистические посредники, в основном 2PL, которые оказывают традиционные виды услуг, носящие операционный характер: транспортировка, складирование, грузопереработка, страхование грузов и т. д.
В России работают около 4000 компаний, предоставляющих транспортно-экспедиторские услуги, в том числе, более 3000 перевозчиков и 1000 экспедиторов (операторы или агенты) [17; 20]. Именно на этом уровне логистических операторов наблюдается наибольшая конкуренция. Многие логистические посредники ставят своей стратегической целью развитие качества и сложности предоставляемых услуг до уровня 3PL, что позволит построить с компанией-клиентом среднесрочные и долгосрочные партнерские отношения. Более 760 компаний позиционируют себя как складские операторы. Условно к логистическим поставщикам, предоставляющим комплекс услуг по экспедированию и временному хранению грузов, можно отнести менее 260 компаний. Лишь незначительное число (менее 5 %) могут быть позиционированы как 3PL-провайдеры и способны решать все вопросы логистической направленности для своих клиентов, включая оптимизацию бизнес-процессов на протяжении всей цепочки поставок.
Российский рынок 3PL-компаний лишь начинает развиваться, так как создание такой компании требует масштабных инвестиций в складскую инфраструктуру и транспортный парк, не-
Таблица 1
Сравнение структуры рынка логистических услуг в мире и в России, % (2012 г.)
Виды логистических услуг Мир Россия
Транспортно-экспедиционные услуги, включая перевозки грузов 69 97
Комплексная логистика (складирование и дистрибуция) 19 2
У правленческая логистика и услуги по оптимизации логистических бизнес-процессов 12 1
Примечание. Составлено по: [10; 11; 16].
обходимо расширение спектра оказываемых услуг и повышение их качества. Однако полный аутсорсинг логистических функций, предполагающий долгосрочные и зачастую эксклюзивные права SPL-провайдера на ведение логистических операций клиента, не распространен в силу традиционного недоверия российских компаний к вовлечению сторонних лиц в бизнес на долгосрочной основе. Во многих случаях клиент предпочитает обращаться напрямую к транспортной компании или арендовать складские помещения, минуя логистического посредника (экспедитора или 3PL провайдера). Исключение составляют операции по перевозке и доставке внешнеторговых грузов, требующих использования различных видов транспорта и выполнения комплекса специфических логистических услуг.
Продавцы 3 PL услуг на российском рынке в большей степени представлены иностранными компаниями, среди которых есть очень известные логистические фирмы. Компания FM Logistic Vostok осуществляет свою деятельность в составе холдинга FM Logistic, созданного во Франции в 1968 г., компания DSV, созданная в Дании в 1976 г., работает в России с начала девяностых. В 2008 г. произошло слияние этой компании с известным международным логистическим оператором ABX Logistic.
Российские 3PL-провайдеры по происхождению делятся на два типа. Одни образовались в результате эволюции транспортных и логистических компаний, другие выросли из транспортных и логистических подразделений крупных холдингов.
Основная масса экспедиторских и логистических компаний расположена в Москве и Санкт-Петербурге, а также в портовых городах и региональных центрах. Около 30 % транспортно-логистических компаний зарегистрированы в ЦФО (в том числе, более 20 % -в Москве), 28 % - в Приволжском ФО, 18 % -в Уральском ФО и 10 % - в Северо-Западном ФО (в том числе, 9 % - в Санкт-Петербурге) [11].
Медленное восстановление потребительского и инвестиционного спроса в России, неопределенность ситуации на мировых рынках товаров, рецессия в экономике еврозоны оказали сдерживающее влияние на динамику грузопотоков и темпы роста рынка в 2012 году. Совокупный объем российского рынка транспортно-логистических услуг в 2012 г. составил 1828,4 млрд руб. (58,8 млрд долл.), что на 1 % выше показателя 2011 г. - 1810 млрд рублей (см. рисунок).
Беспрецедентно высокие темпы роста в 2012 г. демонстрировал сегмент складских ус-
Рисунок. Динамика российского рынка логистических услуг, 2007-2012 гг. Примечание. Составлено по: [16; 13].
луг; его стоимостной объем увеличился на 37 %, что определялось превышением спроса над предложением качественных складских площадей, повышением арендных ставок и снижением доли вакантных площадей на складах классов А и В [7; 12]. Потенциальный объем российского рынка складских услуг оценивается примерно в 15 млрд долларов. На сегодняшний день, по мнению экспертов, реальный объем российского рынка составляет около 3 млрд долларов. Большая часть этого бизнеса сосредоточена в восьми крупнейших городах страны - Москве, С.-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске,
Н. Новгороде, Самаре, Ростове-на-Дону и Краснодаре. Однако объемы и общие площади складских помещений, соответствующие международным стандартам, значительно отстают от потребностей рынка.
Динамика российского рынка логистических услуг в последние годы определялась не столько стремлением компаний-клиентов к оптимизации бизнес-процессов за счет привлечения к управлению цепочками поставок логистических операторов, сколько ростом потребностей в транспортировке и складировании грузов в условиях увеличения потребительского спроса.
Несмотря на то что в последнее десятилетие рынок логистических услуг в РФ развивается высокими темпами, опережающими
в 1,5-2 раза темпы роста его в Европе, Россия сильно отстает от ведущих держав с развитой экономикой.
Так, в рейтинге Всемирного Банка по уровню развития логистики - LPI (Logistics Performance Index) в 2012 г. Россия заняла 95-е место из 155 стран мира, опустившись на 5 пунктов по сравнению с 2011 г., занимает позицию среди таких стран, как Сирия, Сальвадор, Гвинея-Бисау и Ливан, Того, Центральноафриканская республика.
Во многом низкий рейтинг нашей страны объясняется неразвитостью транспортнологистической инфраструктуры (97-е место), недостатками в работе таможенных органов (138-е место), катастрофической нехваткой дипломированных специалистов по логистике и управлению цепочками поставок (92-е место), низким уровнем развития транспортно-логистического сервиса (113-е место) (табл. 2). При этом по условиям для международных поставок Россия заняла в рейтинге 106-е место, по выполнению обязательств и надежности доставки грузов логистическими провайдерами - 94-е место. При этом по условиям для международных поставок Россия заняла в рейтинге 106-е место, по выполнению обязательств и надежности доставки грузов логистическими провайдерами - 94-е место.
Таким образом, общая оценка эффективности логистики в России - ниже удовлетво-
Таблица 2
Позиционирование России по групповым индексам LPI в 2012 г.
Страна (место в рейтинге) -значение LPI 2012 Страна (место в рейтинге) -показатель * «таможня» Страна (место в рейтинге) - показатель * «инфраструктура» Страна (место в рейтинге) -показатель * «качество и компетентность» Страна (место в рейтинге) -показатель * «сервис»
1. Сингапур - 4,13 1. Сингапур - 4,1 1. Германия - 4,26 1. Финляндия - 4,14 1.Сингапур - 4,14
2. Г онг-Конг - 4,12 2. Финляндия -3,98 2. Сингапур - 4,15 2. Дания - 4,14 2. Г ермания - 4,32
3. Финляндия - 4,05 3. Гонг-Конг - 3,97 3. Нидерланды - 4,15 3. Австрия - 4,10 3. Канада - 4,31
4. Г ермания. - 4,03 4. Дания - 3,93 3. США - 4,14 4. Г ермания - 4,09 4. Гонг-Конг - 4,28
5. Нидерланды - 4,02 5. Швейцария - 3,88 5. Швеция - 4,13 5. Г онг-Конг - 4,08 5. Швеция - 4,26
9. США - 3,93 9. Австрия - 3,77 9. Япония - 4,11 9. Япония - 3,97 9. Бельгия - 4,20
26. Китай - 3,52 26. ЮАР - 3,35 26. Китай - 3,61 26. Турция - 3,52 26. Португалия - 3,88
95. Россия - 2,58 138. Россия - 2,04 97. Россия - 2,45 92. Россия - 2,65 113. Россия - 2,3
Примечание. Составлено по: [22].
* - шкала оценки от 1 до 5 баллов.
рительного. Значительного прорыва в общей эффективности за 6 лет не произошло (рост оценки составил 0,2 балла).
Следует отметить, что Россия входит в число стран с высоким уровнем логистических издержек (к ним относятся размещение заказов на поставку продукции, закупка, складирование поступающей продукции, внутрипроизводственная транспортировка, промежуточное хранение, хранение готовой продукции, отгрузка, внешняя транспортировка и др.). Это существенно снижает эффективность производства и торговли, отрицательно влияет на конкурентоспособность компаний и страны в целом.
В валовом внутреннем продукте РФ доля логистических издержек доходит до 20 % (10,874 трлн руб.), тогда как в Китае составляет 18,1 %, в Бразилии и Индии - в пределах 11-13 %, в США - 8,5 %, в Италии - 9,4 %, в Японии и Германии - 8,7 и 8,3 % соответственно. Средний мировой показатель логистических издержек в 2012 г. оценивался Armstrong & Associates Inc. в 11,4 % [24].
Высокий уровень логистических затрат в России связан прежде всего с неэффективностью организации внутренней логистики компаний и транспортно-логистической системы страны в целом, низким качеством российских дорог, нерациональным размещением многих производств и архаичностью организации доставки грузов от производителя к потребителю [1; 2; 6].
Кроме того средняя стоимость таможенных услуг в мире (оформление таможенной декларации) составляет 65,5 - 91,6 долл. США, в то время как в России данный показатель достигает значения 523,8 - 654,7 долл. США, что в 7 раз выше общемировых показателей.
Также к проблемам развития рынка логистических услуг в России следует отнести недоинвестированность транспортной системы страны в целом и ряда ее ключевых сегментов [9]; низкий технический уровень и неудовлетворительное состояние производственной базы российского транспорта; недостаточные объемы реконструкции и строительства инфраструктурных объектов; фрагментарный характер применения современных информационных систем; отставание в развитии мультимодальных перевозок.
В связи с этим очевидно, что развитие российского рынка комплексных логистических услуг будет зависеть от действия таких факторов, как повышение инвестиционной привлекательности России, рост торговли с ведущими мировыми державами, в частности с Китаем, развитие структуры и объемов транзита по международным транспортным коридорам и др. Совершенствование логистической инфраструктуры за счет возрастающих объемов инвестиций создает условия для роста объемов и повышения комплексности логистических услуг, интенсифицирует переход крупных компаний (производителей, дистрибьюторов и розничных сетей) на аутсорсинг.
Понимая важность дальнейшего развития рынка логистических услуг, как отрасли национальной экономики, Правительство Российской Федерации должно предпринимать конкретные меры по его стимулированию.
Соответствующие мероприятия на среднесрочный период предусмотрены в Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России на период 2010-2015 годы». В Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 г. предусмотрены мероприятия по развитию рынка логистических услуг на долгосрочную перспективу. Особое внимание отводится развитию и внедрению современных логистических технологий, что позволит снизить долю транспортных издержек в конечной стоимости российской продукции [14].
К приоритетным задачам Российской Федерации также относится создание системы управления грузовой логистикой в крупных транспортных узлах, направленной на регулирование размещения объектов грузогене-рации, оптимизацию движения товарно-транспортных потоков и уменьшение нагрузки на автодорожную сеть за счет перераспределения грузопотоков с автомобильного транспорта на железную дорогу. Для этого, прежде всего, потребуется комплексная модернизация логистической инфраструктуры и строительство новых логистических центров [25].
Все это, безусловно, в условиях глобализации мировой экономики и вхождения Российской Федерации во Всемирную торговую организацию может положительно сказаться на участии России в мировом внешнеторговом обороте, ее месте и роли в организации внеш-
неэкономических связей, развитии системы международных транспортных коридоров и реализации транзитного потенциала страны.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Автомобильные грузовые перевозки // Российская газета. - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/04/23 /perevozki.html. - Загл. с экрана.
2. Возрастная структура транспортного парка России // Автобизнес. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.abiz.ru/ru72/20/432/ ?nid=595&a=entry.show. - Загл. с экрана.
3. Гёттинг, Б. Международная производственная кооперация в промышленности: Роль логистики в усилении конкурентоспособности хозяйственных структур / Б. Гёттинг. - М. : Дело, 2011. - 325 с.
4. Дунаев, О. Н. Развитие логистики и таможенной деятельности в условиях присоединения России к ВТО и Форума АТЭС / О. Н. Дунаев. -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// www.automotivesupplychain.org/russia /Oleg-Dunaev.pdf. - Загл. с экрана.
5. Зверев, Г. Ю. Текущая ситуация на российском рынке логистики / Г. Ю. Зверев // ЛОГИНФО. - 2012. - №>7. - С. 8-12.
6. Клименко, В. В. Взаимодействие государства и бизнеса при формировании объектов логистической инфраструктуры / В. В. Клименко // Логистика сегодня. - 2012. - № 1. - С. 22-28.
7. Ключевые показатели рынка качественной складской недвижимости / Эксперт - РА. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// expert.ru/ratings/klyuchevyie-pokazateli-ryinka-kachestvennoj -skladskoj -nedvizhimosti-klass-a-i-v-v-krupnejshih-regionah-rf-x/. - Загл. с экрана.
8. Купцова, А. К. Современные вопросы развития логистики / А. К. Купцова // Логистика и управление цепями поставок. - 2012. - № 2. - С. 114-115.
9. Мерешко, Н. Неосвоенная территория / Н. Мерешко. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://expert.ru/expert/2012/49/neosvoen naya-territoriya/. - Загл. с экрана.
10. Прокофьева, Т. А. Логистический аутсорсинг и основные направления развития комплексного логистического бизнеса в России / Т. А. Прокофьева, Н. Г. Покарева // РИСК: Ресурсы, Снабжение, Информация, Конкуренция. - 2013. - № 2. -С. 34-40.
11. Российский рынок логистического аутсорсинга. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://research. rbc.ru/notes/28/02/2012/14747. shtml. - Загл. с экрана.
12. Рынок складской недвижимости в России. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: www.rway-online.ru/FileHandler.ashx?guid=kf_ra _report...2012. - Загл. с экрана.
13. Рынок транспортно-логистических услуг в 2011-2012 годах / РБК. Исследования рынков. -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// marketing.rbc.ru/research/562949985348366.shtml. -Загл. с экрана.
14. Сергеев, В. И. Роль логистики в развитии транспортного комплекса РФ: в разрезе корректировки Транспортной стратегии РФ на период до 2030 г. / В. И. Сергеев - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: www.hse.ru/data/2013/03/15/.../ Сергеев_Федоренко_Герами.doc. - Загл. с экрана.
15. Титюхин, Н. Ф. Рынок логистики США и Европы / Н. Ф. Титюхин // ЛОГИНФО. - 2012. -№11.- С. 30-38.
16. Транспорт и логистика: риски и перспективы // Ежедневная деловая газета РБК daily. -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:/ /www.rbcdaily.ru/industry/562949985235330. - Загл. с экрана.
17. An Overview of Third Party Logistics Industry. - Electronic text data. - Mode of access: http://web.mit.edu/supplychain/www/sp-iscm/ repository/papadop2_0202.pdf. - Title from screen.
18. Donald, J. Bowersox, Logistical Management: The Integrated Supply Chain Process / Donald J. Bowersox, David J. Closs. - McGraw-Hill Companies, 1996. - 730 р.
19. Logistics Russia. - Electronic text data. -Mode of access: http://www.logisticsrussia.com /Logistics_Russia. - Title from screen.
20. Logistics and Freight Industry in Russian Federation: Market Research Reports, Statistics and Analysis / Report linker. - Electronic text data. - Mode of access: http://www.reportlinker.com/ci02330 /Logistics-and-Freight.html/coverage /Europe:Russian_Federation. - Title from screen.
21. Overview Of Logistics in Russia / Work Service. - Electronic text data. - Mode of access:http:/ /www.ciltuk. org.uk/Portals/0/Documents /Regions/SE/Sussex/sg033eventreport.pdf. - Title from screen.
22. The Logistics Performance Index and Its Indicators / Trade Logistics in the Global Economy. -Electronic text data. - Mode of access: http: //siteresources.worldbank.org/TRADE/Resources /2390701336654966193/LPI_2012_rankings.pdf-Title from screen.
23. Third Party Logistics Services // Views from the Customers. - Electronic text data. - Mode of access: http:// www.accenture.com/Services/Supply Chain Management/ News & Information. - Title from screen.
24. Using Freight Market Intelligence to Understand Known Unknowns in Pricing / Armstrong & Associates Inc. - Electronic text data. - Mode of access: http://
www.chainalytics.com/wp-content/uploads/2013/ 01/Using-Freight-Market-Intelligence-to-Understand-Known-Unknowns-in-Pricing-
Chainalytics-and-Armstrong-Associates-January-25-2013.pdf. - Title from screen.
25. Would Russia as a WTO member benefit the logistics industry? - Electronic text data. - Mode of access: http://www.kymichamber.fi/export/sites/ www.kymichamber.fi/liitetiedostot/Koulutus/ 3_K_P_Laaksonen.pdf. - Title from screen.
THE SPECIFIC FEATURES OF RUSSIAN LOGISTIC SERVICES MARKET FUNCTIONING
Glazkova Natal’ia Georgievna
Candidate of Economic Sciences,
Associate Professor, Department of World and Regional Economy,
Volgograd State University [email protected]
Prospect Universitetsky,100, 400062 Volgograd, Russian Federation
Zemlyanskaya Stella Viktorovna
Candidate of Economic Sciences,
Associate Professor, Department of World and Regional Economy,
Volgograd State University [email protected]
Prospect Universitetsky,100, 400062 Volgograd, Russian Federation
Abstract. The specific features of Russian logistic services market functioning are revealed and examined as well as its structure, dynamics, providers’ activities, rating position in the World Bank Logistics Performance Index
Key words: logistic services, logistic infrastructure, 1 PL-, 2 PL- and 3PL-providers, Logistics Performance Index - (LPI), logistic centers.