УДК 65.011:330
Д-В- Петухов АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ
ВН. Елисеева ЛОГИСТИЧЕСКОГО АУТСОРСИНГА В РОССИИ
Аннотация. В статье определены некоторые актуальные задачи, решение которых могло бы способствовать развитию логистического аутсорсинга в России. Сделан вывод, что решение этих задач можно считать частью формирования национальной логистической стратегии. Определены основные тенденции развития логистического аутсорсинга в России и за рубежом. Показаны направления возможного развития рынка 3PL-услуг. Выявлены проблемы, с которыми сталкиваются логистические провайдеры при работе на российском рынке: неуверенность в способностях 3PL-провайдеров выполнять передаваемые им бизнес-функции с меньшими затратами и более высоким качеством, вероятность потери части конфиденциальной информации и отсутствие экономических инструментов оценки эффективности реализации аутсорсинг-проектов. Ключевые слова: национальная логистическая система, логистические услуги, логистический аутсорсинг, 3PL-провайдеры, логистическая инфраструктура, логистические стратегии.
Danffl ^ui^ov PRIORITY TASKS OF THE DEVELOPMENT
Viktoria Eliseeva OF LOGISTICS OUTSOURCING IN RUSSIA
Annotation. The article identifies some challenges whose solution might lead to the development of logistics outsourcing in Russia. Authors defined the tasks can be considered as part of the formation of the national logistics strategy. There are identified the main trends in the development of logistics outsourcing in Russia and abroad. Showing possible directions of development of the market of 3PL services. The problems faced by transportation service providers while working in the Russian market are identified: uncertainty in the ability of 3PL services perform business functions passed to them at a lower cost and higher quality, the probability of loss of confidential information and the lack of economic tools to assess the effectiveness of the implementation of outsourcing projects.
Keywords: national logistics system, transportation service, logistics outsourcing, 3PL providers, logistics infrastructure, logistics strategy.
Проблема развития логистической системы России включает в себя несколько более частных конкретных задач, стоящих не только и не столько перед отечественными научными школами в данной области, но и перед государственными регуляторами. Одной из важнейших, на наш взгляд, в этом перечне является задача развития логистического аутсорсинга [4].
На настоящий момент, с приходом в Россию крупнейших западных компаний - производителей и ритейлеров, возникла потребность в профессиональных логистических услугах. Поэтому наблюдается рост спроса на данный вид услуг и со стороны российских компаний. Основные тенденции развития рынка подтверждаются результатами ежегодных исследований. Среди них можно выделить ряд основных зарубежных и отечественных ресурсов:
- ежегодный аналитический обзор итогов развития логистики по методологии Всемирного банка (англ. Logistics Performance Index);
- индекс развития рынка логистики в странах с развивающейся экономикой (англ. Emerging Market Logistics Index, сокращено - EMLI), разработанный исследовательским институтом «Transport Intelligence» (Великобритания);
- Annual State of Logistics Report предоставляемый Советом профессионалов в управлении цепями поставок (англ. Council of Supply Chain Management Professionals);
- «Российский рынок транспортно-логистических услуг» от РБК и аналогичных исследований, проводимых Евроазиатской логистической ассоциацией.
© Петухов Д.В., Елисеева В.Н., 2015
По результатам вышеперечисленных исследований можно увидеть, что большинство российских предприятий не спешит прибегать к услугам 3РЬ-провайдеров. Сегодня в России на аутсорсинг логистическим операторам в рамках 3РЬ-логистики передано не более трети товарооборота, а остальные собственные грузопотоки торговые и промышленные предприятия обслуживают самостоятельно. И это несмотря на то, что самостоятельная работа непрофессионалов на рынке логистических услуг и является довольно затратной. Среди причин этого: неуверенность в способностях аутсорсе-ров выполнять передаваемые им бизнес-функции с меньшими затратами и более высоким качеством, вероятность потери части конфиденциальной информации и отсутствие экономических инструментов оценки эффективности реализации аутсорсинг-проектов [6].
Исследования показывают, что в современных условиях вопросы передачи основных логистических функций внешней организации - 3РЬ-провайдеру логистических услуг - недостаточно изучены. Основная причина этого в отсутствии теоретических и методических наработок в данной области.
Анализ современной отечественной и зарубежной экономической и исследовательской литературы показывает, что многие вопросы, связанные с управлением цепями поставок на основе привлечения профессиональных логистических компаний и аутсорсинга логистических функций, не имеют однозначного толкования. Для развития данного направления большое значение имеют исследования рынка логистических услуг, положительных и отрицательных сторон аутсорсинговых моделей, специфики российских условий их внедрения, а также разработка методологических подходов к формированию стратегий и выбору 3РЬ-операторов [2].
Так, Б.А. Аникин, А.П. Агарков и И.Л. Рудая в работе «Аутсорсинг и аутстаффинг» подробно рассматривают аутсорсинг логистических функций и бизнес-процессов. А также дают полное представление о спектре услуг, предоставляемых логистическими провайдерами, и обосновывают высокую эффективность аутсорсинг-проектов в области логистики. В частности, авторы пишут: «компании, использующие ЗРЬ-подход, могут сократить затраты на управление запасами с 15 до 30 % ... 56 % респондентов достигли снижения затрат при использовании ЗРЬ-подхода ... логистические издержки снизились на 8,2 %; логистические активы сократились на 15,6 %; средний цикл заказа продукции сократился с 10,7 до 8,4 дня; общие запасы сократились на 5,3 %» [1].
Т.А. Прокофьевой и В.И. Сергеевым в работе «Логистические центры в транспортной системе России» проведено исследование мировых тенденций развития рынка транспортно-логистических услуг. В частности, проведен анализ отечественного и зарубежного опыта создания логистических центров, системно изложены методология и теоретические основы формирования и организации функционирования логистических центров, рассмотрены практические вопросы реализации проектов логистических центров в транспортном комплексе России. Отмечается, что «для повышения эффективности функционирования транспортного комплекса, развития интермодальных перевозок грузов по международным транспортным коридорам (МТК), а также реализации транзитного потенциала России в глобальной системе МТК, требуются принципиально новые подходы. В их основу должны быть заложены принципы логистики и логистического менеджмента, приоритетность развития транспортно-логистической инфраструктуры и формирование интегрированных транспортно-логистических систем на региональном, межрегиональном и международном уровнях» [5].
Последние общемировые тенденции на данном рынке можно продемонстрировать следующими утверждениями. Так, например, ведущие мировые аналитики и консультанты в области логистики утверждают, что ситуация на мировом рынке 3PL-услуг будет смещаться в сторону все большей «комплексности», включая хеджирование и прочие услуги. Это наглядно демонстрируется списком топ-50 международных операторов ЗРЬ за 2014-2015 гг., составленным консалтинговой компанией «Армстронг&Associates». В частности, подтверждается наблюдение, что грузоотправите-
лям необходимо предоставлять разнообразие вариантов. «Грузоотправители предпочли бы работать с несколькими поставщиками, но масштаб и производительность операций часто требует найма нескольких операторов 3PL с целью оптимизации международных поставок», говорит Эван Армстронг, президент консалтинговой компании [7].
Крупные транснациональные производители, дистрибьюторы и розничные торговцы требуют от своих операторов 3PL предлагать более широкий набор последовательных и надежных услуг при все большей географии, охвату большего количества стран, а также интегрировать эти услуги в свои бизнес-процессы, таким образом, чтобы они могли использовать их в качестве ключевой компетенции и конкурентного преимущества. Как следствие, 3PL-отрасль развивается в соответствии с этими новыми требованиями заказчика за счет сочетания слияний (поглощений) и наступательных стратегий роста.
Что же касается ситуации в России, то несмотря на то, что концепция 3PL постепенно приобретает популярность, в силу недостаточной развитости отечественных транспортно-экспедиторских стандартов и традиционного недоверия отечественных компаний к заключению долгосрочных аут-сорсинговых контрактов, развивается не так быстро, как этого требуют современные тенденции мировой экономики [1]. В основном такое развитие идет за счет проникновения на российский рынок транснациональных логистических операторов, опирающихся на собственные корпоративные стандарты и организационно-технологические механизмы, построенные на основе западных нормативных фундаментов и традиций. Такая схема реализации сервисов глобальных операторов ведет к перекосу транспортно-логистического рынка в сторону все большего использования западной логистической инфраструктуры в ущерб развитию национального рынка логистики.
Исходя из особенностей ситуации на российском логистическом рынке, принимая во внимание мировой опыт, а также учитывая основные тенденции развития логистики и возникающие новые требования к логистическим провайдерам, можно сформулировать основные исследовательские и практические задачи в данной области:
- анализ тенденции развития логистического аутсорсинга в России и за рубежом;
- разработка научно-методических рекомендаций для совершенствования логистических систем в крупных городах РФ;
- разработка методики выбора и реализации оптимальной стратегии действий 3PL-оператора в конкретном регионе с учетом региональных условий;
- адаптация методов построения поддерживающих систем контроллинга и KPI 3PL-операторов логистики с учетом отечественных условий.
Решением вышеперечисленных задач данная проблематика, безусловно, не исчерпывается, однако она представляется нам наиболее актуальной на настоящий момент и именно эти задачи требуют своего решения в первую очередь. Тем более, что это можно считать частью формирования национальной логистической стратегии [3].
Библиографический список
1. Аникин, Б. А. Аутсорсинг и аутстаффинг : монография / Б. А. Аникин, А. П. Агарков, И. Л. Рудая - М. : Хлебпродинформ, 2009. - 215 с.
2. Аникин, Б. А. Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика. Основы логистики : учебник / Под ред. Б. А. Аникина и Т. А. Родкиной. - М. : Проспект, 2013. - 344 с. - ISBN 978-5-392-09201-7.
3. Ермаков, И. А. Постановка проблемы развития национальной логистической системы / И. А. Ермаков, Д. В. Петухов // Логистика. - 2014. - № 11 - С. 96.
4. Ермаков, И. А. Становление научных школ кафедры логистики ГУУ / И. А. Ермаков, Е. Е. Филиппов, С. С. Белова // Логистика. - 2014. - № 10(95). - С. 71-75.
5. Прокофьева, Т. А. Логистические центры в транспортной системе России : учебное пособие. / Т. А. Прокофьева, В. И. Сергеев. - М. : Экономическая газета, 2012. - 524 с. - ISBN 977-5-905735-21-9.
6. Титюхин, Н. Кооперация - основа становления рынка транспортно-логистических услуг [Электронный ресурс] / Н. Титюхин, Н. Овчаренко. - Режим доступа : http://www.loglink.ru/massmedia/analytics/ record/?id=546 (дата обращения : 14.06.2015).
7. 2014/15 Top 50 Global & Domestic US Third-Party Logistics Providers [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.supplychain247.com/article/2014_2015_top_50_globalus_third_part (дата обращения : 14.06.2015).