Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА EVENT-УСЛУГ'

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА EVENT-УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
87
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
EVENT-ИНДУСТРИЯ / КВЕСТ / КВЕСТ-РУМ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Киндюкова И.С.

В данной статье рассмотрены основные тенденции развития российского рынка event-услуг. Рассмотрены основные параметры конкуренции event-агентств. Раскрыта основная идея термина квест-рум, приведены примеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TRENDS OF DEVELOPMENT OF RUSSIAN MARKET OF EVENT-SERVICES

This article describes the main trends of development of Russian market of event services. The main parameters of competition event agencies. Disclosed the basic idea of the term quest room, are examples.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА EVENT-УСЛУГ»

УДК 379.8

Киндюкова И. С. магистрант 2 курса специальность «Торговое дело» Саямова Я.Г., к.э.н. научный руководитель, доцент кафедра «Коммерции, сервиса и туризма» Самарский Государственный Экономический Университет

Россия, г. Самара

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА

EVENT-УСЛУГ

В данной статье рассмотрены основные тенденции развития российского рынка event-услуг. Рассмотрены основные параметры конкуренции event-агентств. Раскрыта основная идея термина квест-рум, приведены примеры.

Ключевые слова: event-услуга, event-индустрия, квест, квест-рум.

Kondukova Irina Stanislavovna-student 2 course, specialty "trading business" Samara State University Of Economics

Russia, Samara Supervisor: Samova Janina G. Candidate of economic Sciences, associate Professor Associate Professor of Department "Commerce, service and tourism"

Samara State University Of Economics

Russia, Samara

MODERN TRENDS OF DEVELOPMENT OF RUSSIAN MARKET

OF EVENT-SERVICES

This article describes the main trends of development of Russian market of event services. The main parameters of competition event agencies. Disclosed the basic idea of the term quest room, are examples.

Keywords: event service, event industry, the quest, the quest room.

Индустрию праздничных мероприятий в нашей стране трудно, а скорее всего, невозможно измерять в точных цифрах и анализировать в понятиях объема рынка, доли ведущих игроков, удельного веса тех или иных сегментов. Индустрия специализированных мероприятий (event-бизнес) появилась в нашей стране около пятнадцати лет назад, когда бизнес-структуры стали задумываться о своем позитивном имидже — как в глазах собственных сотрудников, так и в сознании окружающего мира.

Рынок достаточно быстро почувствовал спрос: возникли специализированные агентства, начавшие предоставлять клиенту широкий спектр event-услуг — будь то корпоративная вечеринка для сотрудников или день рождения ребёнка. Казалось бы, возник новый сегмент рынка, который имеет большой потенциал к развитию.

Но парадокс заключается в том, что к настоящему времени event-рынок так и не стал структурированным. При обороте, который составляет по некоторым оценкам 350 млн. долларов в год, около 60% event-компаний пока еще находятся в тени, в 2009году таких компаний было около 80% [2]

Как считают эксперты, для них это — вынужденная мера. Основная проблема: в отсутствии как законодательных, так и рыночных регуляторов event-бизнеса. Это приводит к полному хаосу в ценообразовании. Да и качество предлагаемых услуг варьируется в весьма широких пределах.

Как и в других сферах услуг, в event-индустрии есть своя конкуренция. Более высокая в одних сегментах и немногим ниже в других. Необходимо сразу понять, с каким компаниями конкурировать не стоит, так как они относятся к другому сегменту, а кто является прямым конкурентом. Сегодня каждый руководитель желает сделать свой event-бизнес непохожим на остальные. Из-за чего последнее время помимо основных общепонятных сегментов появилось довольно большое количество более мелких. Поэтому чаще всего именно своих конкурентов определяют по существенным для бизнеса параметрам. А именно:

- специализация;

- ценовая политика компании;

- рекламная политика компании;

- количество и качество предлагаемых услуг;

- география охвата целевой аудитории.

Во всем мире быстрые темпы роста этой сферы обращают на нее все больше внимания потенциальных клиентов. Технология подготовки и проведения массовых мероприятий в условиях современного общества, относительно развитых рыночных отношений, существенно меняется.

На сегодняшний день активно развиваются все сегменты event-сферы. Из-за возросшего желания людей по всему миру отмечать события различного уровня и профиля наблюдается рост данной индустрии. Замечено, что помимо традиционных сегментов, представляющих собой различные направления частных мероприятий: дни рождения, свадьбы, юбилеи, в последнее десятилетие оживленно развиваются деловые мероприятия. Внутриорганизационный событийный маркетинг, корпоративные праздники и team-building (тим-билдинг) заняли прочные позиции в бюджетах компаний по всему миру.

Количество субъектов event-рынка меняется в зависимости от региона. По данным экспертов, до 1,7 тысяч event-агентств находится в столице [1].

В самарском же регионе, несмотря на стабильный рост сегмента event, работает 20-30 агентств этого направления. К их числу можно отнести компании по организации корпоративных мероприятий, концертные компании, семейных торжеств, рекламных и маркетинговых акций, тематических вечеринок и т.д.

Основными игроками самарского рынка event-услуг можно назвать

следующие агентства:

- «Арт-пикник»;

- «Невент»;

- «Андерсен»;

- «Арлекино»;

- «Классик»;

- «ОК-еуепЪ».

Все эти компании стараются обойти друг друга на региональном рынке по ряду позиций (более низкие цены, высокое качество предоставления услуг, профессиональное обслуживание клиентов, короткие сроки исполнения заказов и т.д.), однако завоевать еще большую долю самарского рынка становится очень сложно.

Современных людей сейчас сложно чем-то удивить, особенно когда дело касается развлечений и отдыха. Всевозможные формы проведения досуга становятся банальными и скучными. И поэтому несколько лет назад перед создателями встал вопрос о создании новой формы развлечения. Так появились квест-румы.

Их основная идея заключается в том, что команду игроков закрывают в комнате, у них есть 60 минут на то, что выбраться из неё. Задача игроков разгадать все загадки, решить все головоломки, найти ключи и коды и выбраться из комнаты.

Все квесты, столь популярные сегодня в индустрии развлечений, можно разделить на два вида. Не получивший пока аналога в русском языке термин «эскейп-рум» и «квест в реальности» - разграничения не такие яркие, но все же заставят подумать над различиями.

«Эскейп-рум» - одна-три комнаты, попав в которые, решается одна-единственная задача. Из нее необходимо выбраться. Так что часа на то, чтобы покинуть помещение вполне хватает. Обычно «квест - румы» изобилуют логическими и поисковыми загадками, иногда не очень связанными по сюжету, но креативные идеи и интерьер заставят простить им это упущение.

«Квест в реальности» - это немного другая тема. Здесь главенствует загадка, антураж, сюжет. Быть может, не из комнаты придется выбираться, а найти какой-то предмет, набить чемодан деньгами, прожить за час сюжетную линию, почувствовав себя героем любимого фильма, например, ужасов. Здесь интерьер должен быть не просто яркий, а продуманный и связанный в единую сюжетную линию.

Обычно компании, предлагающие посетителям квесты, не разделяют их по категориям, но название и описание чаще всего говорит само за себя, предупреждая, придется ли попасть в тематическую сказку или просто сбежать, отыскав в далеком тайнике ключ от входной двери.

К числу наиболее ярких примеров самарских квест - комнат можно привести квесты «Комната9», «Клаустрофобия», «Квеструм РФ», «Без паники», «Хистория» - все они уже давно завоевали сердца людей и

оставляют после себя много положительных отзывов.

Цены всех квестов в Самаре варьируются в пределах 1500 - 4500 тыс. руб., в зависимости от количества человек (обычно не более 6) и выбранной тематики. При этом всегда предоставляется скидка в День Рождения от 25 до 50%. Так же агентства предлагают подарочные сертификаты, что интересно современным потребителям.

У потенциальных клиентов всё больше растет потребность в эмоциях, которые они хотят получить во время прохождения квеста и после него, поэтому в последнее время популярными становятся квесты, связанные с фильмами ужасов или, как их еще называют, «horror-квесты», а логические уходят на второй план.

Принято считать, что с января 2014 года на российском рынке родилась новая отрасль развлечений - «Квесты в реальности», «Эскейп-Рум», «Выйти из комнаты». Теперь можно с уверенностью сказать - квесты начали новую эру развлечений в России, в том числе и в самарском регионе.

Следует отметить следующие сложившиеся тенденции на российском рынке event-услуг, которые определяют направление роста данной индустрии:

- увеличение числа универсальных независимых event-агентств, создание сетей;

- расширение спектра услуг, оказываемых агентством (от массовых зрелищных мероприятий до квест-румов);

- повышение качества предлагаемых услуг в связи с усилением конкурентной борьбы;

- появление западных операторов, заинтересованных в выходе на российский рынок;

- Использование ценового демпинга как инструмента борьбы за целевую аудиторию.

В целом, следует признать, что российский event-рынок, в том числе региональный, достаточно молод, по сравнению, например, с западноевропейским или североамериканским, поэтому ему, безусловно, присущи некоторые особенности «периода становления». Поэтому происходит не только развитие новых направлений, но и появляются новые игроки на рынке.

Использованные источники:

1. Российский рынок event-услуг/Маркетинговое исследование. - М.: Амико, 2011.- 59с.

2. Новикова М. Российский событийный маркетинг: тенденции и перспектива/ [Электронный ресурс]/сайт альманаха «Лаборатория рекламы» - М, 2014. - URL http://www.advlab.ru/articles/article601.htm

3. Сигунова Ю. Российский рынок event менеджмента/ [Электронный ресурс]/сайт фонда «Праздник» - М, 2010 . - URL: www.c-culture.ru/go/147

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.